Формирования современного информационного общества. Характерными признаками виртуальной реальности являются: - моделирование в реальном масштабе времени; - имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; - возможность воздействовать на окружаю

стадия в развитии человечества, когда физический труд как основа индустриального общества уступает место информации и знанию [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С. 328].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х - начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа - концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти, а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы - телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус "непосредственного члена" общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенного вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что же такое информационное общество? Отметим далее несколько ключевых признаков, характеризующих такое общество.

Во-первых, это общество, в котором:

– право на получение и распространение информации закреплено в Конституции РФ и действующем законодательстве;

– созданы значительные информационные ресурсы;

– производство, хранение, распространение и передача информации уже стали важнейшей частью национальной экономики;

– сформирована информационная индустрия, включающая в себя компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники, мультимедийную промышленность и т. п.;

– граждане имеют комплекс возможностей (технических, политических, экономических, правовых и других) доступа к разнообразным источникам информации.

Во-вторых, информационное общество – это следующая ступень в историческом развитии человечества по цепи «аграрное – индустриальное – постиндустриальное» общество. Или «аграрное – техногенное – антропогенное», где информационное общество является вторым этапом техногенного. Считается, что вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда. Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией – сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке – атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда. В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

Следует согласиться с мнением испанского ученого М. Кастельса, полагающего, что глобальная сеть является результатом революции в области информационных технологий. При этом понятия «общество» и «сеть» все больше сближаются между собой, а в социальной организации начинают преобладать генерирование, обработка и передача информации (этот процесс становится фундаментальным источником производительности и власти в новом обществе). Следовательно, в этом будущем обществе, как отмечает большинство зарубежных и отечественных ученых и специалистов, информация будет играть все более важную роль.

Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Кроме того, информация является свойством, обратным к неопределенности, а релевантная информация – это любая возможность, позволяющая уменьшить (но не обязательно полностью устранить) существующую неопределенность. При этом носителями релевантной информации могут быть сообщения, люди и организации. Но, только связываясь в гигантскую сеть (мегасеть или сеть сетей), новые, по сути, люди и социальные структуры могут сформировать новое общество. В результате возникает зависимость общества от новых способов распространения информации, что дает тем, кто ими обладает, поистине огромную власть.


В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Считается, что первая информационная революция связана с изобретением письменности (у разных народов это происходило в разное время). Появилась возможность формализованного сохранения знаний для их передачи последующим поколениям.

Вторая информационная революция (началась в середине XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру. Фактически в этот период скорость распространения информации возросла многократно за счет новой технологии книгопечатания.

Третья информационная революция (началась в конце XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие еще более оперативно передавать информацию. Новые технологии не ограничивались лишь сферой коммуникаций, а внесли значительные перемены в трудовую деятельность и повседневный быт людей.

Четвертая информационная революция (начало – 70 – 80-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК). Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми оказалось сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки и других технологий (телеграфа, телефона и радио). Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об «информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов информации. В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер. Четвертая информационная революция продолжается до сих пор.

Технологическая база четвертой информационной революции многообразна, но основные роли играют следующие восемь областей информационной техники: новые полупроводниковые приборы; новые поколения компьютеров; волоконная оптика; сотовая связь; спутниковые системы; компьютерные сети; усовершенствованные интерфейсы системы человек – компьютер; цифровые системы передачи сигналов, допускающие многократное сжатие информации.

В-третьих, информационное общество – это ступень развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги, при этом традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, не теряют для человека свою актуальность. Просто в процессе производства и в обмене потребляемых товаров и услуг доля «информационноемких» операций и продуктов преобладает.

Информационное общество отличается от остальных обществ тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими факторами развития (в первую очередь – экономического) общества. Информация и умение работать с ней превращаются в основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства.

Концепция информационного общества имеет продолжительную историю и представляет собой разработанную методологическую основу. Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Этот термин затем был использован в появившихся практически одновременно в США и Японии работах Ф. Махлупа (1962 г.) и Т. Умесао (1963 г.). А французский социолог А. Турен ввел термин «программируемое общество».

Теория «информационного общества» была развита такими исследователями из США, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоуньер, Р. Карц. В той или иной мере она получила поддержку со стороны тех ученых, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic – от греч. techne), общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей социальной роли знаний.

В 1992 году Исполнительное бюро президента США опубликовало меморандум У. Дж. Клинтона и А. Гора «Технология для экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать». В нем было определено, что инвестиции в технологию являются инвестициями в будущее Америки, поскольку технология поможет создать экономическую мощь и подстегнуть экономический рост. В этом документе были сформулированы несколько стратегических целей национального развития США:

Во-первых, обеспечить долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду (на основе новых технологий).

Во-вторых, правительство должно стать более продуктивным и отзывчивым на нужды граждан (путем внедрения новых технологий).

В-третьих, США должно обеспечить всемирное лидерство в базовой науке, математике и технике.

Понятие «информационное общество» появилось в документах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством М. Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; а «информационные магистрали и супермагистрали» – в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место не только среди специалистов в области информации, но также в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев понятие «информационное общество» ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок. 27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

В феврале 2008 года в нашей стране принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия). Согласно Стратегии целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются:

– повышение качества жизни граждан;

– обеспечение конкурентоспособности России;

– развитие экономической, социально-политической, культурной и духов-ной сфер жизни общества;

– совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

– формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

– повышение качества образования, медицинского обслуживания, соци-альной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– совершенствование системы государственных гарантий конституцион-ных прав человека и гражданина в информационной сфере;

– развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

– развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– сохранение культуры многонационального народа Российской Федера-ции, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

– противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

– партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

– свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

– поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– содействие развитию международного сотрудничества в сфере инфор-мационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач российское государство:

– разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

– определяет контрольные значения показателей развития информацион-ного общества в Российской Федерации;

– обеспечивает развитие законодательства и совершенствование право-применительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает условия для равного доступа граждан к информации;

– использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Стратегия определяет следующие направления развития информационного общества в Российской Федерации :

1. В области формирования современной информационной и телекомму-никационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

– создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

– повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

– модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверен-ного приема российских телерадиопрограмм;

– создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслужива-ния, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:

– расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;

– внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

– предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий кон-ституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

4. В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:

– стимулирование применения организациями и гражданами информа-ционных и телекоммуникационных технологий;

– создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

– привлечение инвестиций для развития российской отрасли информа-ционных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

– создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

– развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инноваци-онных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информа-ционных и телекоммуникационных технологий;

– повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

– развитие системы региональной информатизации.

5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:

– обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

– интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

– увеличение объемов и качества государственных услуг, предостав-ляемых организациям и гражданам в электронном виде;

– совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

– совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:

– развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

– создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

– создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

– повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

7. В области сохранения культуры многонационального народа Россий-ской Федерация, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:

– развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

– поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

– формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;

– поддержка деятельности государственных и негосударственных органи-заций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;

– пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;

– сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

8. В области противодействия использованию потенциала информацион-ных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:

– обеспечение безопасности функционирования информационно-теле-коммуникационной инфраструктуры;

– обеспечение безопасности функционирования информационных и теле-коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

– повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

– создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

– совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

– обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

– противодействие распространению идеологии терроризма и экстре-мизма, пропаганде насилия.

Устойчивый рост масштабов новых информационных технологий в мире предполагает активное использование в этом процессе глобальной сети Интернет в качестве специфического интерактивного средства социальной коммуникации во всех сферах российского общества. Место и роль Интернета в развитии государства и общества определяются следующими положениями:

– в современных условиях Интернет, наряду с другими информационными технологиями, является основным фактором развития информационного общества;

– с развитием Интернета социальные связи и отношения становятся все более независимыми от социального окружения и опираются на индивидуаль-ность человека, у которого возрастают возможности выбора своей социальной ниши на основе усиления социальной мобильности;

– в условиях глобализации Интернет как средство социальной коммуникации способствует развитию национального самосознания;

– потенциал Интернета можно использовать для эволюционного развития общества, которое происходит через увеличение разнообразия элементов, связей социальной системы, изменение ценностей и потребностей индивидов.

Интернет – это средство коммуникации, способствующее процессу глобализации. В то же время компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей, поступков, социальных взаимодействий. Но Интернет не только средство, среда или метод коммуникации, но и виртуальное продолжение среды обитания человека, где человек имеет возможность удовлетворять свои социальные потребности, в том числе коммуникационные.

Особенности социальной роли Интернета, как средства социальной коммуникации, во многом определяются присущими ему важными свойствами – горизонтальностью связей и интерактивностью , в большей степени способствующими внедрению в массовые коммуникации диалогической модели взаимоотношений. Огромный выбор информации и коммуникаций, который предоставляет Интернет конкретному пользователю, содействует индивидуализации социальной среды. Кроме этого, на основе эффективной обратной связи Интернет позволяет переходить к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества, что приводит к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур (сети и сетеподобные организации, «онлайновые сообщества»).

В контексте совместной ответственности, а также в рамках понимания социума как сложной самоуправляющейся и самоорганизующейся системы можно понять суть современного информационного общества и способов управления им. Ведь очевидно, что в любом обществе и даже структурах власти люди и их команды постоянно объединяются в подвижные, эволюционирующие структуры, которые зачастую называют сетью сообществ. Именно таким образом сегодня формируется социальная ткань иного качества, представляющая собой неформальные, взаимодействующие между собой центры самоуправления, демократического принятия решений и сотрудничества. Эти сети существуют в контексте разделяемых ценностей и ориентированы на достижение согласованных общими усилиями целей.

С научной точки зрения социальная сеть – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид), соединенных между собой многочисленными потоками. В отличие от организаций иерархического типа сети определяют необходимость возникновения объединений, построенных по принципу конфедерации, коалиции, альянса. В сетевых системах нет верхнего и нижнего уровней, в них обычно нет деления на уровни, а есть только взаимодействующие узловые пункты ответственности, центры творческого роста, центры действия и энергетические, информационные, коммуникационные меридианы, а также меридианы, отображающие рост потенциала. Сети – это живые, развивающиеся коалиции, основным предназначением которых является решение проблем, производство продукта, обслуживание потребителей, стимуляция личного развития и рост потенциала команды в целом.

Сети как частный случай неоднородного сообщества сохраняются благодаря диалогу, они сконцентрированы на общих интересах, определении разделяемых потребностей, разрешении конфликтов. Как и все прочие сообщества, сеть воспитывает привычку полагаться только на себя, но быть готовым при этом к совместным действиям, разрешению проблем, передаче опыта. Сеть генерирует общность духа и убеждений, интеллектуальное и эмоциональное единство.

Фактически социальные сети возникли с появлением Интернета, который имеет немало преимуществ по сравнению с другими каналами официальной информации о деятельности государства. Причина банальна: Интернет является наиболее удобным и наименее затратным информационным каналом. Присутствие государственных органов в глобальной информационной сети не только возлагает на них юридическую ответственность за соответствие нормативным актам размещенной на их официальных сайтах информации о деятельности, но и вынуждает их становиться более ответственными по отношению к гражданам, повышает социальную защищенность последних и стимулирует их политическую вовлеченность.

Социальную сеть в Интернете мы понимаем как платформу, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Обычно на сайте Сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой учетную запись пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей – система «друзей» и «групп».

С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны. Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русскоязычным аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003 – 2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже – в 2006-м, с появлением «Одноклассников» и «В Контакте».

И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь в соответствии с пирамидой Маслоу именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

В противоположность традиционным средствам коммуникации, основная функция которых состоит в доставке информации, Интернет является не просто передатчиком информации, а значительно больше – глобальным виртуальным рынком. Существование электронного рынка в среде глобальной информационной сети обусловлено возможностью реализации в Интернете платежных систем, позволяющих интерактивно оплачивать товары и услуги.

Таким образом, экономически развитые страны мира два десятилетия активно строят у себя информационное общество. Проявляется это в том, что информационные технологии практически «вживляются» в общественную ткань. В этих странах Интернет становится общественным достоянием и кардинально определяет развитие социумов. Он является системообразующим фактором для мировой информационной системы и выступает информационно-сетевым базисом информационного общества.

Появление Интернета позволяет говорить о всемирном информационном поле, в рамках которого взаимодействуют многочисленные международные и национальные акторы. Именно Интернет в последние годы становится также политическим фактором, поскольку заставляет государственную власть и политическую элиту действовать более публично, использовать информационные технологии для повышения эффективности своей деятельности.

1. Информационное общество: понятия, определения, концепции

Информационное общество.1

Роль государства в формировании информационного общества. 9

Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества. 12

Вопросы для самопроверки:19

С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в инофрмационные системы – потеря анонимности.

В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаютсяследующиерекомендации:

· сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть минимальны;

· решение открывать или закрывать сведениях, должно быть предоставлено самим людям;

· при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;

· граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;

· защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.

Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:

· приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;

· повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;

· стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:

· информация должна быть открыта для всех;

· основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;

· непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.

1.2. Роль государства в формировании информационного общества

Бурное развитие ИТТ, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.

Государственная информационная политика – регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.

Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами. История российского компьютерного рынка служит этому подтверждением. Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых относятся:

· поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаниймонополистов);

· обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;

· соблюдение свободы слова;

· защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;

· защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;

· обеспечение информационной безопасности;

· охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

· борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

· контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;

· цензура в глобальных компьютерных сетях.

К числу наиболее значимых тенденций в зарубежной информационной индустрии последних лет можно отнести пересмотр установленных ранее правил ее регулирования: дерегуляцию рынка телекоммуникаций, позволяющую кабельным, телефонным, сотовым, спутниковым и прочим компаниям конкурировать на рынках друг друга; ослабление контроля за концентрацией собственности в различных СМИ. В результате происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция рынков информации и средств ее передачи.

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания - теле и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

В настоящий момент зарубежом идет волна слияний крупнейших информационных компаний мира в крупные объединения, которые будут контролировать рынок создания и распространения массовой информации в следующем столетии. Эти преобразования являются ответом ведущих информационных компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в системе регулирования информационной индустрии. Поскольку этот процесс чрезвычайно динамичен, у России есть всего год-два для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.

Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей или фирм, предоставляющих услуги является краеугольным камнем госрегулирования. В области телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходят обязательно с разрешения соответствующих органов, в США это Федеральная комиссия по связи и Министерство юстиции, которые определяют не приведет ли объединение двух или более компаний к возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и как следствие с течением времени снизит качество и разнообразие услуг, предоставляемых деловому миру и населению, приведет к росту цен. Все крупные американские компании, такие как АТ&Т, Microsoft, IBM, телевизионные компании, которые сейчас ищут партнеров на своих и чужих рынках, находятся под пристальным вниманием этих органов.

В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы - не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности госорганов. Необходимо развивать свой «собственный» Интернет на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец, необходимо определиться, каковы место и роль России в международных программах, типа Глобальной информационной инфраструктуры.

1.3. Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества

Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Достигнут значительный успех в реализации Плана действий (Europe and the global information society, 1994) , который определил стратегию движения Европы к информационному обществу:

· успешно начата либерализация телекоммуникационного сектора;

· предприняты усилия для обеспечения социальной ориентации информационного общества, поддержки региональных инициатив для достижения согласованного развития;

· сформулирован план действий в области образования;

· оказана поддержка европейской индустрии производства содержания, которая, как ожидается, создаст дополнительно около 1 млн. рабочих мест в течение следующих 10 лет;

· успешно воплощены программы научных разработок;

· Европейская Комиссия стала важным инструментом выработки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу.

С учетом уже достигнутого перед европейскими странами ставятся новые задачи:

1. Улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли.

2. Необходим переход к обучении в течение всей жизни. В этом направлении работает инициатива «Обучение в информационном обществе».

3. Значительные последствия информационного общества для конкретного человека побудили дискуссию, направленную на то, чтобы поместить людей в центр происходящих преобразований. По результатам обсуждения выпущена Зеленая книга «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди» (Green Paper, 1996) . Речь в ней идет о создании новых рабочих мест, охране прав и свобод граждан, прежде всего неприкосновенности личной жизни.

4. Сегодня ясна важность глобального сотрудничества, установления правил создания информационного общества. Они затрагивают права на интеллектуальную собственность, защиту данных и тайну личной жизни, распространение вредного и незаконного содержания, проблемы обложения налогами, информационную безопасность, использование частот, стандартов. Для установления общих правил в этих областях необходимы многосторонние соглашения в рамках Европейского союза

Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума проследить процесс становления информационного общества в шести областях:

· воздействие на экономику и занятость;

· сновные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»;

· воздействие на общественные, государственные службы;

· образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

· культурное измерение и будущее СМИ;

· устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Таким образом, в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

· формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

· становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

· создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

· возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

· повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

· создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема «отцов и детей». Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления «точек» и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.

Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

Выводы:

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

Информационное общество – это общество, в котором:

1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перерапределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 1980-е гг., в Западной Европе – в 1990-е.).

5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:

· мировую «информационную экономику»;

· единое мировое информационное пространство;

· глобальную информационную инфраструктуру;

· формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физической» экономикой

Вопросы для самопроверки :

1. Что такое «информационное общество»

2. Какова глобальная этапность исторического развития человечества

3. Каковы основные положения концепции информационного общества

5. Пять стадий процесса становления информационного общества (по А.И. Ракитову)

6. Отличительные черты информационного общества

7. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой)

8. Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии развития. Общество считается информационным, если:… (по А.И. Ракитову)

9. Опасности развития информационных технологий

10. Преимущества, которые дают обществу информационные технологии

11. Принципы развития доступа к общественной информации

12. Что такое «Государственная информационная политика»

14. В чем состоит стратегия движения Европы к информационному обществу

15. Характерные черты и признаки информационного общества

16. В чем проявляется глобальность информационного общества

Литература :

Демократия осуществляемая с помощью референдума. Рефере́ндум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) или плебисцит - в государственном праве принятие избирательным корпусом решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.

В "социальных рамках информационного общества" Д. Белла развитие понятия И. о. выражает переход от постиндустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к доминированию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие И. о. отражает новые аспекты развития постиндустриального общества, является его дополнительной характеристикой (см. "Постиндустриальное общество").

С другой стороны, И. о. можно понимать как самостоятельную ступень исторического развития цивилизации, следующую за постиндустриальным обществом и характеризующуюся прежде всего производством информации, уровнем информированности населения и развития образования. Кроме того, само постиндустриальное общество может пониматься как первая ступень И. о. В этом смысле анализ проблем И. о. связан с рассмотрением постиндустриального общества как первого в истории И. о.

Для исследования возможных путей развития И. о. в западных социально-философских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Хант "Постинформационное общество" - "The Post-Information Society"), т. е. теоретическое рассмотрение проблем И. о. имеет свое дальнейшее развитие в концепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-информационное общество. Установление подобия системы генетической информации ДНК, генетических структур биосферы и информационных структур социальной организации ноосферы позволило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "виртуальная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Люэна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детерминирующей основы И. о., на которой прежний рациональный механизм производства информации сменяется вероятностным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "виртуальной реальности" происходит формирование "избыточных" социально-информационных структур И. о.: в нем избыточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информационных структур, "виртуальная реальность" Бодрийяра становится реальностью И. о. В этом плане понятие И. о. отражает, с одной стороны, способ распространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информатизации и компьютеризации общества.

Возникновение понятия И. о. тесно связано с развитием информатики и кибернетики в работах Н. Винера, информационной теории управления и информационной теории стоимости. Стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие И. о. выражает переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального развития. Определенный уровень социальной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать определенные качественные аспекты развития общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития И. о. - определенной ступени развития общества.

Понятие И. о. определенным образом характеризует изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В этом аспекте понятия И. о. отражается последовательная смена основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального - см. "Индустриальное общество" - и постиндустриального общества) и к миру социальной информации И. о. Киберпространство, в котором сейчас работают только программисты-интеллектуалы, становится информационным пространством социально-культурного и, следовательно, социально-экономического развития И. о. На этом основано производство информации, являющееся становым хребтом (backbone) структур И. о., в отличие от промышленного производства индустриального общества. Образование и наука определяют уровень производства информации и степень развития И. о.

Проблемы функционирования структур И. о. вплотную смыкаются с проблемами искусственного интеллекта (например, микропроцессоров "Интел" или развития текстовых редакторов, корректирующих ошибки человека в компьютерном наборе). Понятие интеллектуального и информационного капитала, введенное Бурдье, является важным для концепции И. о. Так, например, интеллектуальная собственность Билла Гейтса - творца и идейного вдохновителя фирмы Microsoft (лидера мирового рынка программного обеспечения для компьютерной индустрии), собственность которой оценивается многими миллиардами долларов, - во многом способствовала созданию нового вида собственности и авторских прав на программную продукцию, формированию международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность.

Информационный взаимообмен пронизывает структуру духовной культуры И. о., опирающейся уже не столько на классические средства массовой информации "Эры Гутенберга" в понимании Мак-Люэна, сколько на инновационные электронные СМИ. К последним сейчас с полным правом можно отнести "Интернет": как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему информационных услуг "Интернет" является глобальным средством массовой информации.

Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, манипулирующих массами, общественным мнением. С развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей (типа "Редком" или "Интернет" - с многомиллионной аудиторией во всех развитых странах, с электронной почтой, различными журналами, конференциями, досками объявлений и т. п. внутри информационной сети "Интернет"), аккумулирующих информацию, доступ к ней характеризует возможности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информационная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные средства массовой информации типа Евровидения или же Национальная Информационная Инфраструктура США.

Социальными характеристиками развития И. о. являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень образования, интеллектуальные возможности общества прежде всего в информационном производстве.

Отличное определение

Неполное определение ↓