Где писать скрипты. Отображение большого текста

В этой статье:

  • Размещение PHP на HTML-странице
  • Комментарии в скриптах
  • Отображение текста
  • Переменные и константы в PHP
  • Оператор присваивания
  • О типах данных

Для написания кода на PHP подходит любой текстовый редактор (например Notepad++).

Размещение PHP на HTML-странице

Код скрипта PHP может размещаться непосредственно на HTML-странице. Чтобы узнать, как это делается, давайте рассмотрим следующий простой пример:

Это обычный HTML-документ

С первого взгляда пример напоминает обычный файл HTML. Единственное новшество здесь –– конструкция .

Все, что стоит между , интерпретируется как код на языке PHP. Здесь мы также видим пример использования команды echo –– одной из наиболее важных, часто используемых команд при программировании на этом языке. Команда echo применяется, когда необходимо что-либо написать в текущем документе. Так наша небольшая программа на PHP в HTML-документе выводит фразу “А это PHP”. Все что находится вне процессор РНР передает без изменения непосредственно на динамическую web-страницу.

Вместо специального тега могут также использоваться теги :

код на РНР

Наш первый сценарий

Тексты сцеариев (php-программ) должны храниться в файлах с раширением php.

РНР-код состоит из отдельных операторов, каждый из которых завершается точкой с запятой (ее отсутствие вызовет сообщение об ошибке ).

Первый скрипт на РНР (файл index.php) будет достаточно простым, но уже он продемонстрирует совместное использование HTML и РНР.

Первый пример

PHP-программа состоит из двух операторов присваивания, определения значения константы и вывода текста и текущей даты в окно браузера с помощью команды echo .

Данный текст можно набрать в любом текстовом редакторе, например, в NotePad++, и сохранить под именем index.php. Следует убедиться, что файл сохранен как php-файл, в противном случае он не будет корректно обработан РНР.

В случае локальной работы необходимо скопировать файл index.php в каталог документов web-сервера. Для Denver это home/localhost/www (если в настройках не указано иное). После чего можно переходить непосредственно к запуску скрипта.

Для запуска скрипта index.php следует открыть web-браузер, а затем ввести в адресной строке полный путь к этому скрипту. В случае локальной установки адрес будет таким:

Если все сделано правильно, на экране мы увидим:

Файл styles.css (таблица стилей):

/* Стили для отображения содержимого страницы */ * { margin: 0; padding: 0; } body { font-family: Verdana, Arial, sans-serif; color: #14556b; background-color: #f2f2f2; margin: 20px; } h3, p { margin: 6px 0; /* Поля заголовков и абзацев */ }

Прямо из браузера мы можем просмотреть код этой странички, сформированный web-сервером:

Таким образом, имя переменной заменяется ее значением, которое помещается на то же место , где в программе стояло имя этой переменной.

Итак, PHP-файлы обычно представляют собой смесь HTML, CSS и РНР. При этом РНР-код всегда заключается внутри конструкции . Web-сервер посылает HTML-код браузеру без изменения. РНР-код выполняется, и если он формирует теги и какой-либо текст для отображения, этот текст вставляется на то место , где размещался РНР-код. Браузер интерпретирует HTML-теги страницы и отображает результат на экране.

PHP-код может располагаться в произвольном месте и многократно включаться в текст скрипта. С его помощью можно также формировать и HTML-теги, что видно из нашего примера.

Комментарии в скриптах

В РНР существует три типа комментариев. Первый позволяет располагать комментарии в нескольких строках, начиная их символами /* (записываются без пробела) и заканчивая символами */, например:

Следует иметь ввиду, что вложенные комментарии записывать нельзя .

Многострочные комментарии могут оказаться полезными там, где надо вставить значительный объем текста. Кроме того, распространенным приемом при отладке программы является заключение части кода в комментарий (чтобы предотвратить его выполнение).

Остальные два типа комментариев начинаются с символов // или символа # и продолжаются только до конца строки, в которой они записаны. Этот тип комментариев удобен тем, что их можно размещать справа от операторов, например:

Очень часто комментарий добавляют в начало сценария, чтобы дать о нем краткую информацию и указать, какие функции он выполняет. Например:

Отображение текста

Оператор echo , который предназначен для отображения произвольного текста на web-странице, является, пожалуй, наиболее употребительным оператором РНР. В простейшем случае после echo следует поместить одну строку в кавычках. Текст может быть заключен как в двойные кавычки, так и в простые кавычки (апострофы ). Для отображения чисел кавычки необязательны, например:

В общем случае после echo можно записать несколько строк для вывода, которые разделяются запятыми.

При необходимости длинная строка может быть размещена на нескольких строках в тексте скрипта, например:

Отдельные строки могут объединяться при помощи оператора сцепления «.» –– точка. В результате образуется единая строка, которая передается оператору echo. Например:

что эквивалентно

Для отображения кавычки следует разместить перед ней обратный слеш, например:

Замечание . Если выводится одна текстовая строка, то вместо оператора echo можно использовать функцию print . В этом случае различий между echo и print нет. Однако в echo мы можем добавлять к первой строке другие строки, разделяя их запятыми.

Отображение большого текста

При использовании echo для отображения большого объема текста его можно записать так: вначале ставим символы .

Переменные, оператор присваивания

Как и в любом языке программирования, переменные предназначены для хранения данных. В РНР имена переменных всегда начинаются со знака доллара $, далее следует буква или знак подчеркивания, после которого может следовать произвольное количество букв, цифр или знаков подчеркивания. Следует помнить, что в именах переменных большие буквы и малые буквы различаются. Например, $var и $Var –– это разные переменные.

После создания переменной (в результате присваивания ей некоторого значения), доступ к этой переменной возможен в любом месте скрипта. При этом одна и та же переменная может содержать на протяжении программы значения разных типов.

Переменная существует до тех пор, пока выполняется программа.

Для присвоения значения переменной в РНР используется оператор присваивания , обозначаемый знаком равенства =. Ниже приведены примеры операторов присваивания:

$ternperature = 24;

$number_of_earths = 1;

$pi = 3.1415926535;

$message = “Доброе утро!”;

Обратим внимание, что одним переменным присвоены числа, а другим - строки.

Задание . Вывести все значения этих переменных в браузер: (1) каждое значение –– в новой строке; (2) –– все значения –– в одной строке.

Константы

Иногда не требуется менять в программе один раз заданное значение. Для этого используются константы - их значения не изменяются в процессе выполнения скрипта.

Для описания константы используется функция define, которой передается имя константы и ее значение. Существует соглашение, по которому имена констант всегда пишутся в верхнем регистре (большими буквами), например:

define (“PI”, 3.1415926535);

Следует обратить внимание, что при определении константы перед ней не ставится знак доллара. Попытка изменения значения константы с помощью оператора присваивания приведет к ошибке.

Константам нельзя давать имена, которые являются служебными словами языка РНР (так как перед именем константы не ставится знак доллара).

Зарезервированные (служебные) слова РНР:

and array as break default
die do echo endif endswitch
endwhile global if include print
require eval lnclude_onc e require_once return
case сfunction class const continue
declare else elseif empty enddeclare
endfor endforeach exception exit extends
for foreach function isset list
new old_function or php_user_filter static
switch unset use while xor

В языке РНР определено множество встроенных констант, которые можно использовать в сценариях. Эти константы начинаются с двух символов подчеркивания и заканчиваются тоже двумя символами подчеркивания. Например:

__CLASS__ __FILE__ __FUNCTION__ __LINE__ __METHOD__

Прерывание выполнения сценария

Наиболее часто для останова выполнения сценария применяется функция exit (). Другой полезной функцией является die (“Сообщение”), которая позволяет также вывести сообщение об ошибке. Это позволяет сообщить пользователю причину, по которой сценарий завершился неудачей.

Уничтожение переменной

Иногда требуется принудительно уничтожить переменную. Для этого предназначена функция unset().

Если попробовать выполнить оператор echo “$variable” после вызова функции unset , то мы получим сообщение об ошибке –– переменная $variable больше не будет существовать.

Можно одновременно уничтожить несколько переменных:

unset($variable, $name);

Следующий текст при первом чтении можно пропустить

Типы данных

В языке РНР тип переменной определяется автоматически при создании переменной на основе ее значения. Тем не менее, следует иметь представление о типах данных, которые могут использоваться. Всего их восемь:

  • Логический тип, содержит значения TRUE или FALSE.
  • Целое число.
  • Вещественное число.
  • Текст произвольной длины.
  • Массив.
  • Объект.
  • Ресурс (например, файл).
  • NULL Значение NULL.

Например:

$variable = TRUE;

В данном случае тип переменной определяется однозначно. Трудности начинаются при смешивании различных типов данных в одном выражении, например, при сложении целого числа и строки, которая изображает число. Ниже приведено несколько примеров подобных выражений:

Для предотвращения потенциальных проблем не следует смешивать различные типы данных. Но даже и в таком случае РНР выполняет неявное преобразование типов. Если же требуется выполнить явное преобразование типа, то требуемый тип должен быть указан слева от имени переменной в круглых скобках. Вот несколько примеров явного преобразования типов:

$int_variable = (integer) $variable;

$float_variable = (float) $variable;

$string_jyariable = (string) $variable;

При преобразовании в логический тип boolean, следующие значения преобразуются в значение FALSE.

  • Целое число 0.
  • Вещественное число 0.0.
  • Пустая строка и строка “0”.
  • Массив с нулевым количеством элементов.
  • Объект, не имеющий свойств.
  • Специальный тип NULL.

При преобразовании к типу целых значений другие типы преобразуются так:

  • Логическое FALSE преобразуется в целое число 0, логическое TRUE преобразуется в целое число 1.
  • Вещественные числа округляются в меньшую сторону. При преобразовании в вещественное число сперва осуществляется преобразование в целочисленное значение.

Возможно также преобразование строковых значений в числовые типы данных, но при этом имеется ряд особенностей.

Любые другие значения, включая все ресурсы, преобразуются в TRUE.

Итоги

Язык РНР предназначен для создания динамических web-страниц.

  • Код РНР заключается между тегами .
  • Оператор echo предназначен для отображения текста.
  • Имеется возможность включать в код РНР большие блоки текста
  • В РНР используются три вида комментариев: /* … */, // и #.
  • Имя переменной предваряется знаком доллара $, начинается с буквы или знака подчеркивания, после которого может следовать произвольное количество букв, цифр или знаков подчеркивания.

Правила написания скриптов

Прежде всего надо рассмотреть тег . Этот тег служит для вставки скриптов в HTML-код страницы. Его формат:

. . . Текст скрипта

Текст скрипта помещаетс внутрь тега

Атрибут language позволяет указать, на каком языке программирования написан скрипт.

Значение по умолчанию - "JavaScript".

Internet Explorer поддерживается скрипты, написанные на языке VBScript, которому соответствует значение атрибута "VBScript".

Navigator позволяет задавать версию интерпретатора JavaScript:

Это может пригодиться в случаях, когда вы используете возможность языка JavaScript, специфичную для какой-либо версии.

В следующей таблице приведены версии интерпретатора JavaScript и соответствие их разным версиям Navigator:

Второй атрибут src служит для задания адреса файла, содержащего скрипт.

В этом случае обычно парный тег превращается в одинарный:

js - стандартное расширение для JavaScript-файлов.

Но что случиться, если Web-обозреватель не поддерживает скрипты? (Например, это слишком старая версия программы, или пользователь отключил поддержку скриптов в настройках безопасности.) Web-обозреватель проигнорирует тег и выведет на экран текст скрипта.

Чтобы избежать этого, скрипт внутри тега рекомендуют заключать в комментарий.

Однако некоторые версии Navigator в этом случае "не видят" скрипта, хотя, согласно техническим руководствам самой Netscape, должны. Так что этот совет применим только для Internet Explorer.

В качестве альтернативы вы можете использовать тег .

Этот тег поддерживается Internet Explorer и Navigator:

. . . Текст, отображаемый, если Web-обозреватель неподдерживает скрипты

Тег может помещаться где угодно в тексте страницы, даже вне тега . Текст, помещенный внутрь этого тега, будет отображаться вместо всей страницы. То есть, пользователь Web-обозревателя с отключенной поддержкой скриптов увидит в окне только этот текст и больше ничего.

Из книги Linux From Scratch автора Бикманс Герард

Глава 7. Конфигурация загрузочных скриптов Введение Эта глава описывает конфигурацию скриптов, о которых было рассказано в 6 главе. Большинство из тех скриптов будут работать и без дополнительных настроек, но некоторые требуют дополнительной конфигурации, т.к. они

Из книги Создание электронных книг в формате FictionBook 2.1: практическое руководство автора Кондратович Михаил Иосифович

Что надо для загрузки loadkeys скриптов? Если вы решили вкомпилить вашу раскладку (keymap) напрямую в ядро, вернитесь в конец 6-й главы, где вам четко сказано, что не требуется его (скрипт) запускать, если вы уже вкомпилили раскладку (keymap) в ядро. Но вы можете запустить крипт если

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов. автора Дронов Владимир

Конфигурация скриптов localnet. Частью установки скриптов, относящихся к localnet, является установка имени компьютера. Это требуется для правильной настройки /etc/sysconfig/network.Создайте файл /etc/sysconfig/network file и введите имя компьютера запустив следующее:echo «HOSTNAME=lfs» > /etc/sysconfig/network«lfs»

Из книги Компьютерные советы (сборник статей) автора Автор неизвестен

Настройка сетевых скриптов Эта часть нужна для настройки сетевой карты.Если у вас нет сетевой карты, вам не требуется создавать или настраивать файлы, относящиеся к сетевой карте. В этом случае удалите симлинк network из всех директорий (/etc/rc.d/rc*.d)Настройка шлюза по

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

§ 4.6 Использование скриптов Автор FB Editor предусмотрел расширение его возможностей при помощи Java Script.Вызываются они из меню ToolsScripts[скрипт].Первые девять скриптов можно вызывать клавишами Ctrl+1…9.Документации, разумеется, не предусмотрено никакой. Во всем придется

Из книги Ководство автора Лебедев Артём Андреевич Из книги Краткое введение в программирование на Bash автора Родригес Гарольд Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри Хелен

Правила написания выражений В процессе чтения этой главы мы изучили множество выражений JavaScript. Но так и не узнали, по каким правилам они пишутся. Настала пора восполнить пробел в наших знаниях.- Между операндами, операторами, вызовами функций и методов и ключевыми

Из книги Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase/FireBird/Yaffil автора Ковязин Алексей Николаевич

§ 163. Правила написания почтовых адресов 21 марта 2010Раньше реквизиты адреса принято было писать от большего к меньшему: страна, индекс, город, улица, дом, квартира, Васе Пупкину. В мире принята другая система составления адреса, потому что в мире отправляют много почты и

Из книги Написание скриптов для Blender 2.49 автора Anders Michel

Так все-таки программирование (programming) или написание скриптов (scripting)? Новичков в программировании, как правило, озадачивает разница между, собственно, программированием и языками скриптов. Программы, написанные на каких-то языках программирования, обычно гораздо более

Из книги автора

Что нужно знать для написания своих скриптов? Для этого необходимо знание основных команд Linux. Например, вы должны знать, как копировать, перемещать и создавать новые файлы. Обязательно умение использовать какой-либо текстовый редактор. Существуют три основных текстовых

Из книги автора

Переносимость ваших скриптов на bash При написании ваших собственных скриптов важно делать это так, чтобы они оставались переносимыми. Термин «переносимость» означает, что если ваш скрипт работает под Linux, то он должен работать в другой Unix-системе с малыми изменениями или

Из книги автора

Инструменты для написания фильтров API Firebird содержит группу макрофункций, начинающихся с isc_biob_fiiter_, которые являются "инструментом программиста" для написания фильтров BLOB. Документы API Guide и Embedded SQL Guide из набора документов Borland по InterBase версии 6 бета имеют разделы по

Из книги автора

Создание базы данных Employee с помощью скриптов После выполнения инсталляции Firebird база данных Employee будет создана и будет сделана ее резервная копия из скриптов. Скрипты empddl.sql (который создает метаданные) и empdll.sql (который заполняет базу данных) доступны в области Downloads на

Из книги автора

Использование скриптов в клиентских приложениях базы данных InterBase Время от времени у любого программиста появляется желание вынести часть логики своих приложений на уровень, который можно было бы изменять без перекомпиляции приложения. А для определенного класса задач

Как написать скрипт продаж? Таким вопросом задается, наверное, каждый, кто работает в продажах. И это неудивительно — ведь хороший скрипт продаж позволит Вам быстрее и легче привлекать клиентов, поможет менеджерам преодолевать возражения и отвечать на вопросы потенциальных покупателей. Плюсы от использования скрипта очевидны.

Но есть и обратная сторона.

Разработка скрипта продаж — занятие не простое. В статье «3 способа написать и оформить скрипт продаж » я уже делился с Вами своим мнением по поводу подготовки скрипта (электронный формат, бумажный формат).

Сегодня я хочу предложить Вам схему создания скрипта — 9 шаговый алгоритм написания скрипта с нуля (речь идет про написание скрипта холодного звонка. Для других видов звонков алгоритм будет аналогичным с небольшими корректировками). Когда я создаю скрипты продаж для корпоративных клиентов, я сам опираюсь на этот алгоритм.

Я подготовил алгоритм в формате PDF. Скачать его можно бесплатно, разблокировав доступ через (нажать на любую кнопку соцсетей).

Более подробно каждый шаг я описал в этих видео:

Как написать скрипт продаж: шаг 1-5 (видео)

Давайте рассмотрим основные шаги при написании скрипта.

1. Начни с сегментации

Этот шаг (к сожалению, незнакомый большинству) позволяет на начальном этапе разделить базу наших потенциальных клиентов на более перспективных и интересных для нас и на менее интересных. На этом шаге важно определить критерии сегментации для своей ситуации. Например, если я продаю тренинги продаж, то для меня клиент с наличием отдела продаж в компании и необученными сотрудниками будет гораздо интереснее, чем клиент вообще без отдела продаж. Таким образом мы для себя выделяем категории клиентов А, B, C и далее по необходимости для Вашего бизнеса. Более подробно этот важный шаг я разбирал на онлайн-тренинг (здесь можно посмотреть отчет с тренинга), но думаю логика сегментации Вам понятна.

2. Определи целевое действие

На этом шаге важно спланировать для каждого сегмента клиентов те целевые действия, которые будут нам выгодны. Например, с клиентами категории А мы готовы встречаться на территории клиента (т.к. они наиболее перспективные, интересные для нас. Мы готовы инвестировать свое время в таких клиентов), а с клиентами категории С, к примеру, можно ограничиться подпиской на рассылку.

3. Определи ЛПР

ЛПР — лицо, принимающее решение. Кто в Вашем случае определяет решение о работе с Вами? Часто менеджеры напролом пробиваются к руководителю, не понимая, что решение по их вопросу в компании, вероятно принимает другой человек. Это важный шаг, который напрямую влияет на наполнение нашего скрипта эффективными речевыми оборотами.

4. Наполни таргет-лист

Таргет-лист — это список компаний для привлечения. Я рекомендую иметь небольшой список тех, кому Вы хотите позвонить уже в процессе составления скрипта.

5. Продумай выход на ЛПР

Что Вы скажете секретарю, чтобы он Вас соединил с руководителем. Мне обычно достаточно 2-3 техники чтобы обойти почти любого секретаря. В курсе 10 звонков — 10 продаж я о таких техниках рассказываю.

6. Определи идеальную линию разговора с ЛПР

Представьте, что Ваш разговор проходит идеально гладко. Клиент не возражает. Подумайте, с чего Вы начнете беседу, как утеплите контакт, как будете аргументировать свою позицию. Я обычно выделяю 4 составляющих в этом блоке, о которых расскажу в другой статье (техника «ВУУЗ»).

7. Добавь ветвистость

Скрипт продаж подразумевает разные варианты поведения клиентов. Он может согласиться с Вами сразу (в таком случае сработает Ваша идеальная линия разговора), либо будет отказывать и возражать. На 7 шаге важно предусмотреть возможные отказы и отговорки клиента. Я обычно выделяю возражения универсальные (они могут появиться на любом узле скрипта) и узловые (они могут появиться только на определенном узле. Например, во время установления контакта). Преодолеть любые возражения Вам поможет курс . Там есть все необходимые приемы для обработки любых возражений.

8. Автоматизируй скрипт

На этом шаге я рекомендую автоматизировать скрипт продаж. Вы можете использовать заготовки для автоматизации (например, я использовал экселевский шаблон в курсе ), либо специальные сервисы для автоматизации скриптов (мне нравится ).

9. Улучшай!

Следите за конверсией каждого узла, скрипта в целом, пробуйте разные ответы на возражения и способы аргументации. И у Вас получится убойный скрипт продаж!

P.s. Более подробно технологию создания скриптов я разобрал на онлайн-тренинге (точнее — воркшопе) Скрипты продаж, которые выстреливают . Посмотрите подробности о том, как прошло мероприятие, какие выводы я сделал для себя в ходе общения с участниками. Возможно, и для Вас и Вашей ситуации это будет полезным.

Полезные ссылки:
  • Посетите бесплатный вебинар , чтобы узнать о наиболее эффективных стратегиях телефонных продаж в Вашем бизнесе
  • Чек-лист продающего звонка из 14 шагов ()
  • Подписывайтесь на канал Youtube «Пора расти» и будем развиваться и расти вместе
  • Прокачайте свои навыки продаж . Пожалуй, одно из лучших бюджетных решений в интернете, которое поможет Вам и Вашим сотрудникам увеличить продажи!
  • Скрипты продаж: 9 шагов для создания скрипта с…
  • Обход секретаря. 4 техники для скрипта продаж с…

Виртуальной машины, исполняющей скрипты на языке 1С:Предприятие.

Иными словами, это возможность писать программы на языке 1С без использования платформы 1С:Предприятие.

И это позволяет нам в конечном итоге брать уже готовые куски кода, написанные в конфигураторе и с минимальной адаптацией переносить их в программу на OneScript.

И пусть по словам разработчиков это не главная цель проекта, но я вижу интерес именно в том, чтобы из программы на OneScript подключаться к базе 1С через внешнее соединение и выполнять некоторый полезный код.

Вы спросите - а зачем это вообще надо? Почему бы не написать этот же код в обработке и запускать через 1с стандартным способом?

Но мы ведь говорим об автоматизации и тут есть фундаментальные проблемы:

  • нет способа гарантированно запустить базу и выполнить в ней код некоторой внешней обработки (кто сталкивался с этим на практике знает, что слишком многое может пойти не так, начиная с того, что до выполнения обработки просто не дойдёт из-за какого-нибудь модального окна)
  • нет простого способа генерировать такую обработку программно, а ведь это может нам понадобиться, если речь идёт о выполнении полезного кода над группой баз
  • нет простого способа логировать выполнение этой обработки

Все эти проблемы решает OneScript.

Зачем писать и запускать эти скрипты именно в обновляторе?

Потому что обновлятор берёт на себя ряд непростых вещей, чтобы упростить написание таких скриптов в части взаимодействия с базами.

А именно.

Список баз для обработки

Прямо в обновляторе мы выбираем для какого количества баз нужно запустить написанный нами скрипт:

Передача параметров базы

При выполнении скрипта обновлятор сам передаёт в него необходимые параметры с информацией о текущей базе:

Все эти параметры мы можем использовать в своём скрипте, делая его универсальным для выполнения над любым количеством выбранных баз.

Примеры таких скриптов мы можем найти в списке шаблонов обновлятора:

Предварительная архивация базы

При необходимости обновлятор обеспечит создание резервной копии перед выполнением скрипта:

Эта резервная копия будет согласована с общей системой архивации, то есть её также можно подвергать "тюнингу" в дополнительных настройках обновлятора. Такая копия всегда будет иметь метку "перед опасной операцией".

Блокировка, разблокировка базы

При необходимости обновлятор выполнит полную блокировку базы перед выполнением вашего скрипта и разблокировку после:

И это одна из ключевых "фич" обновлятора - ведь, например, корректное выполнение блокировки серверной базы в общем случае является достаточно нетривиальной задачей.

Нужно "разрулить" текущие подключения пользователей, административные подключения, выполнение фоновых задач. И всё это через общение напрямую с кластером 1с.

Сохранение отчётов

Обновлятор сохраняет историю выполнения таких скриптов в менеджере отчётов.

Как в общем виде:

Так и в детальном:

Уведомление на почту

Если у вас настроены уведомления на почту (все или только при ошибках)...

То информация о выполнении скриптов (включая детальные отчёты) будет приходить к вам точно также, как и информация о выполнении других операций из обновлятора:

Запуск скрипта по расписанию

Облачный мониторинг

При сохранении скрипта нам также доступна опция для облачного мониторинга его работы - совершенно потрясающая возможность на мой взгляд. Вот об облачном мониторинге.

Многопоточное выполнение скриптов

О том как запускать скрипт параллельно для нескольких баз подробно рассказывается .

Что ещё полезно изучить перед написанием скриптов?

Ну, конечно же, сам язык 1С. Куда же без него...

Прежде всего есть вот этот справочник языка 1С с примерами: .

Также стоит пробежаться по отличиям OneScript от стандартного языка 1С. Их немного (ссылка) .

Как мне придумывать свои скрипты?

Для вдохновления вначале советую разобрать и понять скрипты из шаблонов обновлятора. Это уже многое вам даст.

А если же вам нужна идея для написания скрипта, который будет полезен сотням других пользоватей, то я прошу вас - напишите об этом мне любым удобным для вас . Идей у меня огромное количество, но времени и возможностей не хватает.

Для этого я завёл специальный проект на github , где собираю полезные скрипты от пользователей обновлятора, чтобы как можно большее количество людей смогло использовать их в своей работе.

Хотите прислать мне свой скрипт? Прошу вас .

С уважением, Владимир Милькин (преподаватель и разработчик ).

Каким бы простым ни был графический интерфейс в Linux и сколько бы там ни было функций, все равно есть задачи, которые удобнее решать через терминал. Во-первых, потому что это быстрее, во-вторых - не на всех машинах есть графический интерфейс, например, на серверах все действия выполняются через терминал, в целях экономии вычислительных ресурсов.

Если вы уже более опытный пользователь, то, наверное, часто выполняете различные задачи через терминал. Часто встречаются задачи, для которых нужно выполнять несколько команд по очереди, например, для обновления системы необходимо сначала выполнить обновление репозиториев, а уже затем скачать новые версии пакетов. Это только пример и таких действий очень много, даже взять резервное копирование и загрузку скопированных файлов на удаленный сервер. Поэтому, чтобы не набирать одни и те же команды несколько раз можно использовать скрипты. В этой статье мы рассмотрим написание скриптов на Bash, рассмотрим основные операторы, а также то как они работают, так сказать, bash скрипты с нуля.

Скрипт или как его еще называют - сценарий, это последовательность команд, которые по очереди считывает и выполняет программа-интерпретатор, в нашем случае это программа командной строки - bash.

Скрипт - это обычный текстовый файл, в котором перечислены обычные команды, которые мы привыкли вводить вручную, а также указанна программа, которая будет их выполнять. Загрузчик, который будет выполнять скрипт не умеет работать с переменными окружения, поэтому ему нужно передать точный путь к программе, которую нужно запустить. А дальше он уже передаст ваш скрипт этой программе и начнется выполнение.

Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:

!/bin/bash
echo "Hello world"

Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:

!/usr/bin/env python
print("Hello world")

Или на PHP:

!/usr/bin/env php
echo "Hello world";

В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.

Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.

Чтобы выполните:

chmod ugo+x файл_скрипта

Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:

./файл_скрипта

Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.

Переменные в скриптах

Написание скриптов на Bash редко обходится без сохранения временных данных, а значит создания переменных. Без переменных не обходится ни один язык программирования и наш примитивный язык командной оболочки тоже.

Возможно, вы уже раньше встречались с переменными окружения. Так вот, это те же самые переменные и работают они также само.

Например, объявим переменную string:

string="Hello world"

Значение нашей строки в кавычках. Но на самом деле кавычки не всегда нужны. Здесь сохраняется главный принцип bash - пробел - это специальный символ, разделитель, поэтому если не использовать кавычки world уже будет считаться отдельной командой, по той же причине мы не ставим пробелов перед и после знака равно.

Чтобы вывести значение переменной используется символ $. Например:

Модифицируем наш скрипт:

!/bin/bash
string1="hello "
string2=world
string=$string1$string2
echo $string

И проверяем:

Bash не различает типов переменных так, как языки высокого уровня, например, С++, вы можете присвоить переменной как число, так и строку. Одинаково все это будет считаться строкой. Оболочка поддерживает только слияние строк, для этого просто запишите имена переменных подряд:

!/bin/bash
string1="hello "
string2=world
string=$string1$string2\ and\ me
string3=$string1$string2" and me"
echo $string3

Проверяем:

Обратите внимание, что как я и говорил, кавычки необязательны если в строке нет спецсимволов. Присмотритесь к обоим способам слияния строк, здесь тоже демонстрируется роль кавычек. Если же вам нужны более сложные способы обработки строк или арифметические операции, это не входит в возможности оболочки, для этого используются обычные утилиты.

Переменные и вывод команд

Переменные не были бы настолько полезны, если бы в них невозможно было записать результат выполнения утилит. Для этого используется такой синтаксис:

$(команда )

С помощью этой конструкции вывод команды будет перенаправлен прямо туда, откуда она была вызвана, а не на экран. Например, утилита date возвращает текущую дату. Эти команды эквивалентны:

Понимаете? Напишем скрипт, где будет выводиться hello world и дата:

string1="hello world "
string2=$(date)

string=$string1$string2

Теперь вы знаете достаточно о переменных, и готовы создать bash скрипт, но это еще далеко не все. Дальше мы рассмотрим параметры и управляющие конструкции. Напомню, что это все обычные команды bash, и вам необязательно сохранять их в файле, можно выполнять сразу же на ходу.

Параметры скрипта

Не всегда можно создать bash скрипт, который не зависит от ввода пользователя. В большинстве случаев нужно спросить у пользователя какое действие предпринять или какой файл использовать. При вызове скрипта мы можем передавать ему параметры. Все эти параметры доступны в виде переменных с именами в виде номеров.

Переменная с именем 1 содержит значение первого параметра, переменная 2, второго и так далее. Этот bash скрипт выведет значение первого параметра:

!/bin/bash
echo $1

Управляющие конструкции в скриптах

Создание bash скрипта было бы не настолько полезным без возможности анализировать определенные факторы, и выполнять в ответ на них нужные действия. Это довольно-таки сложная тема, но она очень важна для того, чтобы создать bash скрипт.

В Bash для проверки условий есть команда Синтаксис ее такой:

if команда_условие
then
команда
else
команда
fi

Эта команда проверяет код завершения команды условия, и если 0 (успех) то выполняет команду или несколько команд после слова then, если код завершения 1 выполняется блок else, fi означает завершение блока команд.

Но поскольку нам чаще всего нас интересует не код возврата команды, а сравнение строк и чисел, то была введена команда [[, которая позволяет выполнять различные сравнения и выдавать код возврата зависящий от результата сравнения. Ее синтаксис:

[[ параметр1 оператор параметр2 ]]

Для сравнения используются уже привычные нам операторы ,=,!= и т д. Если выражение верно, команда вернет 0, если нет - 1. Вы можете немного протестировать ее поведение в терминале. Код возврата последней команды хранится в переменной $?:

Теперь объединением все это и получим скрипт с условным выражением:

!/bin/bash
if [[ $1 > 2 ]]
then
echo $1" больше 2"
else
echo $1" меньше 2 или 2"
fi

Конечно, у этой конструкции более мощные возможности, но это слишком сложно чтобы рассматривать их в этой статье. Возможно, я напишу об этом потом. А пока перейдем к циклам.

Циклы в скриптах

Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.

Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:

for переменная in список
do
команда
done

Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.

Например, переберем пять цифр:

for index in 1 2 3 4 5
do
echo $index
done

Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:

for file in $(ls -l); do echo "$file"; done

Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.

Второй цикл, который мы рассмотрим - это цикл while, он выполняется пока команда условия возвращает код 0, успех. Рассмотрим синтаксис:

while команда условие
do
команда
done

Рассмотрим пример:

!/bin/bash
index=1
while [[ $index < 5 ]]
do
echo $index
let "index=index+1"
done

Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.

Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с комой ";". Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:

index=1; while [[ $index < 5 ]]; do echo $index; let "index=index+1"; done;

Все очень просто я пытался не усложнять статью дополнительными терминами и возможностями bash, только самое основное. В некоторых случаях, возможно, вам понадобиться сделать gui для bash скрипта , тогда вы можете использовать такие программы как zenity или kdialog, с помощью них очень удобно выводить сообщения пользователю и даже запрашивать у него информацию.

Выводы

Теперь вы понимаете основы создания скрипта в linux и можете написать нужный вам скрипт, например, для резервного копирования. Я пытался рассматривать bash скрипты с нуля. Поэтому далеко не все аспекты были рассмотрены. Возможно, мы еще вернемся к этой теме в одной из следующих статей.