Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся

Проблемы информационного неравенства

Диалектическое единство информации и культуры

Структура, формы, уровни информационной культуры

Структура информационной культуры включает:

· анализ и синтез полученной информации;

· умение выделять главное из множества второстепенного;

· переработку (осмысление) информации;

· запоминание информационных единиц;

· дальнейшее восстановление в памяти;

· превращение полученной информации в собственное знание;

· процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры имеет свои особенности:

· инициативность, умение самим находить решение своих проблем;

· способность после минимальной адаптации на производстве выполнять обязанности на любом участке работы;

· интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая культура,

· эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;

· умение самостоятельного анализа информационной ситуации;

· ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;

· умение моделировать процессы, психологическая адаптация;

· способность решать проблемы, умение руководить;

· инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;

· психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

В большинстве точек зрения наиболее четко просматриваются две позиции:

1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист;

2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.



Информационная культура выступает в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д., которые, в свою очередь, имеют дальнейшее членение. Так, сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая влияет на способ использования информации, информационное поведение и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

1. Функциональная культура. В таких организациях информацию используют прежде всего для влияния на других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными и влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

2. Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям.

3. Культура исследования . В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение. Мёнеджеры и служащие ищут информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям. Сегодня во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации.

4. Культура открытости . Здесь менеджеры и служащие открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен, ищут способы прорыва к конкурентоспособности. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции новых рынков и отраслей. Подобной компанией является корпорация Microsoft, которая одновременно конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции, чем радикально изменила традиционное представление о производителе программного обеспечения. Компания не просто предвидит изменения или адаптируется к ним, но перекраивает саму базу конкуренции в самых разных отраслях. Немало компаний обладают "зонами" культуры открытости, где собирают и обрабатывают информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но пока что есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру нововведений неотъемлемой частью своей стратегии.

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:

1. Информационная культура личности.

2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).

3. Информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности , по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. Выделяют три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки.

Информационная культура отдельных групп сообщества проявляется в информационном поведении людей. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

Говоря об информационной культуре общества в целом , необходимо выделить и рассмотреть основные этапы развития истории цивилизации. История информационной культуры насчитывает тысячелетия. В разное время её потрясали информационные кризисы. Появление письменности принято называть первой информационной революцией, «приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям».

Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в).

Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией обусловлен изобретением электричества (конец XIX в).

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в) связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

На сегодняшний день нам наиболее близко определение, в котором информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации». Для гармоничного развития личности в условиях современного информационного общества человек должен

1. Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией.

2. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям.

3. Иметь мировоззрение информационного общества.

Информационный ресурс общества (ИРО)

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования

ИРО в широком смысле - отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Глобальная информатизация общества является причиной возрастания роли информации.

Классификация информационных ресурсов:

      тематика информации;

      форма собственности – государственная, частная и тд;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ и тд;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Образовательный информационный ресурс - текстовая, графическая и мультимедийная информация, созданная специально для использования в процессе обучения.

Субъекты и объекты этих ресурсов.

Субъекты классифицируются следующим образом:

      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

      электронные архивы выпусков.

2. Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1. Приведите примеры:

    достоверной, но необъективной информации;

Петя получил двойку, где то в районе 2ух часов дня

    объективной, но недостоверной информации;

Земля всегда была плоская

    полной, достоверной, но бесполезной информации;

Я ел сегодня борщ

    неактуальной информации;

Советский союз развалился

    актуальной, но непонятной информации.

Сегодня я объяснил ему то о чем говорил вчера

Задание 2. Заполните таблицу «Формирование информационной культуры»

Изменения в сфере образования

Изменение уклада жизни людей

Опасности информационного общества

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стала развиваться относительно новая технология - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через сеть Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1)Что такое WWW?

Всеми́рная паути́на (англ. World Wide Web) -распределённая система, предоставляющая доступ ксвязанныммежду собой документам, расположенным на различныхкомпьютерах, подключенных кИнтернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слововеб (англ. web«паутина») и аббревиатуруWWW .

Источник

    Кто разработчик первого компьютера?

Одним из первых механических вычислительных устройств был изобретен Паскалем в 1642 году. Он суммировал и вычитал большие числа. Через три десятилетия Лейбниц создал более сильный калькулятор с делением и умножением.

Источник

    Когда отмечают Всемирный день информации?

26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day), который проводится ежегодно с 1994 года по инициативе Международной академии информатизации (МАИ), имеющей генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН, и Всемирного информациологического парламента (ВИП). В этот день в 1992 году состоялся первый Международный форум информатизации. Сегодня Всемирный день информации отмечается во многих странах мира. Источник

    Когда появился первый в мире мультимедийный персональный компьютер?

Первый мультимедийный компьютер в мире - Amiga 1000 (1985)

Источник

    Кто в 1673 году в Лондоне на заседании Королевского общества демонстрирует арифмометр, который умел выполнять умножение, деление и извлечение корней?

Лейбниц, Готфрид Вильгельм

Источник

    Когда отмечают Всемирный день программиста?

День программи́ста - профессиональный праздник программистов, отмечаемый в 256-й день года. Число 256 (2 8) выбрано потому, что это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. Также это максимальная целая степень числа 2, которая не превышает количества дней в году (365).

Источник

7) Когда родился Блез Паскаль?

Формирования информационной культуры учащихся.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации.

Развитие современного общества характеризуется переходом к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Во всём мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе подчёркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003 г; Тунис,2005 г.).

Для эффективной деятельности учащемуся, которому предстоит жить в информационном обществе, необходимо не только овладеть определенными знаниями, способами и технологиями информационной деятельности, но и научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала.

Информатизация образования должна опережать информатизацию других сфер общественной жизни, так как в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки информатизации всего общества. Осуществлять эффективную информационную деятельность в современном обществе способен человек, обладающий широким мировоззренческим кругозором, эрудицией, а прежде всего информационной культурой. Наиболее эффективное формирование информационной культуры человека в современном обществе возможно через систему образования.

Согласно Н.И. Гендиной, под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их.

Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Однако для этого педагог не только должен сам владеть особыми информационным знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.

Таким образом, и для образовательных учреждений, организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи. Особое значение проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как учителей, так и учащихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении. Краткий справочник

Школьного библиотекаря /О.Р.Старовойтова при участии Т.И.Поляковой, Ю.В. Лисовской; под общ.

ред. Г.И.Поздняковой.– СПб: Профессия,2001. – 352 с. (Серия «Библиотека»).

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий.

Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

Коммуникативной (культуры общения);
- лексической (языковой, культуры письма);
- книжной;
- интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);
- информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);
- информационно-правовой;
- мировоззренческой и нравственной.

В информационной культуре обучающихся можно выделить три основных компонента

когнитивный (знания и умения),
- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения),
- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Информационная культура проявляется

    в интересе к информационной деятельности,

    в осознании ее важной роли в образовательных процессах,

    в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки,

    в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов,

    в осознании себя как носителя и распространителя информации,

    в активном информационном поведении.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как

    научность,

    связь теории с практикой,

    систематичность,

    последовательность,

    наглядность,

    доступность,

    дифференцированный подход

Основная цель формирования основ информационной культуры - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска

информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Выделим пять основных направлений, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры:

    Информационные ресурсы общества и информационная

    Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

    Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

    Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной
    деятельности.

    Информационная культура и новые информационные технологии

Информационные ресурсы общества и информационная культура .

Цель данного направления - сформировать у старшеклассников представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования.

В результате учащиеся должны ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для успешной учебы, познакомиться с основными методами свертывания информации: библиографическим описанием, выделением ключевых слов, аннотированием и реферированием.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения .

Цель – отработка алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебы.

Ожидаемый результат - знание основных типов информационных запросов и технологий их выполнения; знание структуры и назначения системы каталогов и картотек библиотеки, формирование представления о библиотеке как информационно-поисковой системе. Учащиеся должны уметь вести поиск информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, владеть навыками информационного самообслуживания в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся .

Цель - обучение рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами учебных документов и формализованным методам свертывания информации.

В результате учащиеся должны получить знания о логико-психологических основах чтения, принципах построения и структуре текстов, рациональных приемах работы с текстом; практические умения и навыки - умение составлять простой и сложный план, делать выписки, конспекты, правильно оформлять цитаты и список использованной литературы, подготовить формализованным способом аннотацию, реферат, безошибочно составить библиографическое описание документа.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности .

Цель - овладение технологией подготовки документов, обусловленных задачами учебной деятельности школьников.

Итогом изучения данного раздела является приобретение учащимися знаний об основных этапах и технологии подготовки доклада, реферата, обзора литературы, правилах их оформления. На примере подготовки докладов, рефератов, обзоров учащиеся должны практически показать использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса "Основы информационной культуры".

Информационная культура и новые информационные технологии.

Цель - показ возможностей компьютерных средств при поиске, обработке, хранении и использовании информации.

В результате его изучения учащиеся должны получить представление о

потенциале современных информационных технологий и производстве новых видов

информационных продуктов и услуг.

Провели диагностику уровня информационной культуры, используя метод анкетирования.

Итоги анкетирования показали:

1. 17,07% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 85% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 37% учащихся назвали наибольшее количество источников информации.

4. 76% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56% - компьютер.

5. 93% учащихся считают обязательным наличие компьютера дома, но лишь 36% использовали бы его для учебы.

6. 7% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 83% - средний и 10% - высокий.

Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы: обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»; уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов. Одна из причин этого - отсутствие системности в формировании информационной культуры на уроках и недостаточная работа по выявленной проблеме во внеурочной деятельности.

Обучающиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура»;

Уровень опрашиваемых – средний показала большая часть респондентов.

Вывод - необходимо уделят внимание формирование информационной культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Таким образом, проведённое исследование только подтверждает существование и актуальность проблемы формирования информационной культуры современных обучающихся.

Для того чтобы обучить учащихся работать с источниками информации, способствовать формированию у школьников информационной культуры, важная задача учителя - использовать такие приёмы и методы организации деятельности обучающихся, чтобы работа с ней была наиболее эффективной.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры.

«Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему "провинциализма” школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

Можно использовать следующие основные методические особенности организации обучения:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.;

2) на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;

3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы);

4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности;

7) должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему;

8) должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала;

9) необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; "пронизывающего" системно-информационного анализа;

10) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением :

    допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

    допускает возможность постоянного обновления;

    имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;


    допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
    допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

    устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

    обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

    системы для поиска информации,

    моделирующие программы,

    микромиры,

    инструментальные средства познавательного характера,

    инструментальные средства универсального характера,

инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

С позиции рассмотрения использования технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе для нас наибольший интерес представляют обучающие и тренировочные системы.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа выступит эффективным средством формирования информационной культуры обучающегося, если:

реализовано комплексное использование информативного потенциала мультимедиа как образовательной среды;

среда мультимедиа представлена в виде программно-методического комплекса, сочетающего в себе дидактические, справочные и контролирующие функции;

мультимедиа используется в образовательном процессе как технических, так и гуманитарных дисциплин в виде программно-методического комплекса;

мультимедиа используется в качестве средства, ориентированного на формирование информационной культуры и развитие личности обучающегося, отвечая потребностям и специфике содержания дисциплины.

Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

– повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

– использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто.

Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:

– возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;

– нетрадиционное предъявление материала;

– наглядность;

– структурирование материала.

Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Современные информационные педагогические технологии в обучении информационной культуре предпочтительнее традиционных методик в силу следующих факторов:

1. Взаимодействие участников (обучающих и обучаемых) в процессе обучения стимулирует установление производственных и личностных контактов.

2. Использование разнообразных методик позволяет не только обучать школьников, изучать уровень развития их информационной культуры, но и создавать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании.

3. В ходе коллективной мыслительной деятельности достигается более глубокое понимание проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.

Но все эти достоинства проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы.

Среди этих требований следует назвать:

– определение оптимального количества участников и/или команд;

– установление продолжительности работы;

– организация комфортного информационного пространства;

– подготовка или отбор лекционного материала, заданий;

– проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий).

читателей

Информационная культура – многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью.

Современная жизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационные и культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА, намечать переписку своего чтения.

Но не менее важно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы), что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обмену и МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотеки региона в том числе и специальной.

Читатели должны иметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации, об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательского дела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств. Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографической информации.

Библиографическая работа – это совокупность процессов и операций по подготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путём:

– формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;

– составление для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей и списков литературы, всевозможных картотек;

– подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

– справочно-библиографического обслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовым запросам);

– библиографического информирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременным постоянно действующим запросам);

– информационного (библиографического) обучения.

Практика работы ЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеют ими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностях различных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений. Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.

Уровень пропаганды библиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографического аппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографического информирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографический аппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателями каталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда. Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы, лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.

Плановость, систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования, которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствии с намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знаний с учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных, профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количество запланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.

Система работы по формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.

Методы и формы работы обуславливаются целями поставленными библиотекарем (привлечение в библиотеку, приобщение к чтению, развитие и углубление самообразовательных или профессиональных потребностей, уровнем культуры чтения, возможностями ЦБС и библиотек региона. Формы пропаганды библиографических знаний классифицируется по способу передачи знаний и по широте охвата читателей. Так, в зависимости от способа передачи в массовых библиотеках применяются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний. По широте охвата читателей выделяются формы индивидуальной, групповой и массовой работы.

Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска, плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты, бюллетени.

Наглядные формы – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.

Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылки напоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать только систематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении. Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературу по одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.

Выставки справочных и библиографических изданий оформляются с целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными. В ряде случаев на выставки отбирают прикнижные и внутрижурнальные библиографические пособия.

Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.

Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары м др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).

Выставки-просмотры литературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам (промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кроме выставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.

Плакаты, схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогов и библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал. Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименование этого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены, за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схеме систематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.

Схема организации СБА должна быть оформлена по возможности в каждом подразделении ЦБС. На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе и отсутствующие в данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единого фонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамках охвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любого подразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.

Схема-алгоритм библиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальный путь поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.

Бюллетени, стенгазеты содержат главным образом всевозможные методические консультации по библиографическим вопросам, информацию о библиографических пособиях, советы специалистов по использованию определённых материалов. В них также помещаются отзывы читателей о библиографических пособиях, беседах и т.п.

Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методические материалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.

Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернуть выставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно-сти системно и ответственно.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по-мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Случается и так : пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы-вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти допол-нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельно-сти ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс позна-ния способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школ е, продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с форми-рованием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин-формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бесси-стемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».