Информационно коммуникационные технологии в профессиональной. Использование икт в профессиональной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Информационные технологии в образовании

На тему: "Средства ИКТ в будущей профессиональной деятельности"

Москва 2016

Введение

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании

информационный коммуникационный технология образовательный

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Функциональное назначение информационно-коммуникативных технологий

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению:

презентации

обучающие игры и развивающие программы

дидактические материалы

программы - тренажеры

системы виртуального эксперимента

электронные учебники

электронные энциклопедии.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы - тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Одним из важных условий повышения качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно-коммуникационные средства обучения, которые способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Вместе с тем, информационно-коммуникационные средства обучения позволяют в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать всесторонне развитую личность.

Компьютер - это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру.

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания в начальной школе, повысит качество обучения обучающихся.

В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2)компьютерные средства телекоммуникаций;

3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4)мультимедийные программные продукты.

Использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. Информационные технологии помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

Информационные технологии:

обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих обучающихся.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели:

обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний;

формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения;

формирование информационной культуры обучающихся;

развитие познавательных интересов обучающихся;

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;

приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно - образное и наглядно - действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний - этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

1) При объяснении нового материала:

презентации

информационные Интернет - сайты

информационные ресурсы на дисках

2) При отработке и закреплении навыков:

компьютерные обучающие программы;

компьютерные тренажеры;

компьютерные игры;

печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) - (цифровые таблицы);

печатный иллюстративный материал.

3) На этапе контроля знаний:

компьютерные тесты (открытые, закрытые);

кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) На этапе самостоятельной работы обучающихся

цифровые энциклопедии;

справочники;

электронные учебники;

интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся:

цифровые естественнонаучные лаборатории;

Интернет.

Что дают такие уроки обучающимся ?

С удовольствием посещать предмет.

За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов - 10 минут; 2 - 5 классов - 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

4. Основные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Заключение

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Анализ современного состояния подготовки и повышения калификации учителя в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности позволил выявить особенности этапов подготовки: на вузовском этапе происходит формирование готовности студентов педвузов всех специальностей к работе в школе в условиях информатизации образования; на послевузовском этапе осуществляется повышение квалификации и дополнительная подготовка учителя-предметника в области информатизации образования с учетом сложившегося педагогического опыта работы и потребностей учебного заведения в повышении квалификации педкадров. Анализ показал, что в настоящее время недостаточно реализованы существующие потенциальные возможности информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе школы и педвуза; не в полной мере реализуется преемственность вузовского и послевузовского образования; недостаточно учитываются межпредметные связи между дисциплинами в области информатизации образования, информатики и ИКТ, педагогики, методики, профильных дисциплин, психологии, а также профильными дисциплинами. Не разработаны единые подходы к осуществлению подготовки учителей-предметников на различных этапах, учитывающие влияние процесса информатизации образования на педагогическую деятельность, обеспечивающие систематическую подготовку адекватно непрерывному технико-технологическому развитию информационных технологий и средств коммуникаций на базе локальных и глобальной компьютерных сетей и развитию теоретической базы информатизации образования.

ИКТ в профессиональной деятельности; выявление дидактических возможностей ИКТ; мотивация учителя к применению средств ИКТ в своей педагогической деятельности) предпосылки непрерывной подготовки учителя-предметника в области информатизации образования.

Определены понятия непрерывной подготовки и системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Теоретически обоснованы и сформулированы принципы непрерывной подготовки учителей-предметников в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности: преемственность подготовки (взаимосвязь содержания подготовки на послевузовском этапе с вузовскими программами в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности); прогностичность подготовки (отражение в программах подготовки современных достижений научно-технического прогресса, педагогики, психологии, информатизации образования и других наук в аспекте перспективного использования средств ИКТ в образовании); общность подходов к информационной деятельности и информационному взаимодействию в педагогической деятельности (изучение общих закономерностей и тенденций использования средств ИКТ в педагогической деятельности, овладение общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях информатизации общества и образования); фундаментальность и практическая направленность подготовки (включение в программу подготовки как теоретических вопросов, связанных с методологией отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания в современных условиях информационного общества, так и вопросов, направленных на решение практических педагогических задач в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности); инвариантность и вариативность подготовки (выявление единого для всех учителей (независимо от профиля) содержание подготовки в области общих вопросов информатизации образования, с одной стороны, а с другой -- необходимость осуществления подготовки, отражающей особенности и реализацию возможностей ИКТ в конкретной предметной области); комплексность подготовки в аспекте реализации основных направлений информатизации образования (включение в содержание подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя вопросов, отражающих основные направления информатизации образования).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость существования, критерии анализа и выбора электронных библиотек. Виды электронных библиотек - универсальные, электронные библиотеки периодических изданий и книг. Особенности распространения информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2013

    Роль информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании образовательного процесса. Структура, содержание и реализация практикума "Подготовка звуковых фрагментов для образовательных ресурсов", методика его использования в учебном процессе.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2012

    Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения старшеклассников английскому языку. Экспериментальное подтверждение эффективности пилотного обучения.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2013

    Преимущества использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании. Состояние и перспективы развития информационных технологий БТЭУ. Задачи Отдела дистанционных образовательных технологий, используемое программное обеспечение.

    отчет по практике , добавлен 21.05.2015

    Концепция развития образовательных электронных изданий и ресурсов. Разработка модуля электронного учебного издания на тему "Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы". Представление страницы учебника в Paint. Теги для создания документа HTML.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2012

    Основные черты современных информационно-коммуникационных технологий. Мобильный телефон как инструмент доступа, распространения и хранения информации. Применение ИТ в СМИ, образовании; Internet; Green IT. Понятие и признаки информационного общества.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие и методы поиска информации, способы ее хранения и особенности процесса передачи от источника к получателю. Предназначение канала связи и кодирующего устройства. Правила обработки информации, ее использование при принятии решений и меры по защите.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Значение астрофизических исследований. Международные космические проекты. Инфокоммуникационные технологии удаленного доступа к компьютеру. Основные возможности и достоинства Team Viewer. Порядок работы с астрофизическим комплексом в реальном времени.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2013

    Автоматизированная обработка информации: понятия и технология. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. Сетевые технологии.

    методичка , добавлен 14.01.2009

    Оценка применения информационно-компьютерных технологий. Обзор совокупности методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.

УДК 37.0+371+378

Стрекалова Наталья Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, [email protected], г. Самара

информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании

Аннотация: Активно внедряемые в высшее профессиональное образование информационно-коммуникационные технологии выступают одновременно и как область профессиональных знаний, и как базовые технологии учебного процесса, и как инструмент трансформации образования. Однако вопрос эффективности их использования в учебном процессе до сих пор остается открытым, что требует дальнейших педагогических исследований.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, эффективность информационно-коммуникационных технологий, самостоятельная работа студентов.

Strekalova Natalya Borisovna

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of department of theory and methodology of professional education Samara State University, [email protected], Samara

information and communication technology in higher professional education

Annotation: Actively introduced in higher professional education information and communication technologies act as both the area of expertise, and how the underlying technologies of the educational process and as a tool for transformation of education. However, the question of their effectiveness in the learning process is still open, which requires further educational research.

Keywords: information and communication technologies, the effectiveness of information and communication technologies, self-dependent work of students.

В соответствии с Федеральной программой развития образования на 2011-2015 гг. выполнении всех мероприятий по развитию образования установлено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных техно -логий . Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в системе высшего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых, ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации общества. В данном случае информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве осваиваемой области профессиональных знаний.

Во-вторых, способностью данных технологий поддерживать практически все

виды деятельности любого образовательного учреждения: организация, управление и мониторинг учебного процесса; автоматизированное обучение и его информационно-методическое сопровождение; обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам; предоставление современных технологий обработки информации; дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса. В этой ситуации информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как базовые технологии образования, требующие наличия информационной культуры у профессорско-преподавательского состава и студентов.

В результате широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс в высшем образовании получили развитие следующие тенденции: актуализация непрерывного профессионального образования как условия успеш-

ной трудовой деятельности; развитие технологий дистантного обучения и единого образовательного пространства как основных средств непрерывного образования; возрастание значимости самостоятельных работ студентов как способа развития самоорганизации личности и условия дальнейшего самообразования. Здесь уже информационно-коммуникационные технологии выступают инструментом трансформации высшего профессионального образования.

Вместе с тем, до сих пор остается открытым вопрос эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. С одной стороны, анализ научных статей и большой накопленный педагогический опыт в этой области позволяет сделать вывод, что педагогическое сообщество в целом положительно оценивает возможности данных технологий для образования. Констатируется факт, что информационно-коммуникационные технологии создают условия для полноценной реализации традиционных дидактических принципов, выступают мощным средством педагогической и информационной поддержки студента и инструментом, раскрывающим его личностный потенциал , обеспечивают персонификацию образовательного процесса, способствуют более успешному достижению познавательных и профессионально-ориентированных целей , приводят к росту академической и научной мобильности выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда .

Однако все чаще высказываются мнения, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе не всегда приводит к улучшению качества обучения, а в определенных ситуациях может даже иметь негативные последствия . Анализ и обобщение этих высказываний позволили нам сформулировать их в следующих тезисах:

Ограничение каналов восприятия информации и сокращение живого человеческого общения между студентом и преподавателем лишает студента психологической адаптации восприятия учебного материала, многозначности объяснений и индивидуального подхода;

Диапазон приобретаемых учебных навыков сужается в пользу технических уме-

ний, сокращая навыки анализа, диалогического общения и взаимодействия, упуская возможность формирования мышления студентов, затрудняя процесс систематизации их знаний;

Чрезмерное увлечение интернет-ресурсами в учебном процессе приводит к усилению информационного давления на личность, к психологической информационной зависимости и десоциализации личности;

Превышение оптимальной информационной емкости учебного материала неизбежно приводит к дезориентации студента в учебном материале и к снижению качества его усвоения.

Таким образом, выявлено противоречие: увеличивая эффективность учебного процесса по одним аспектам (информационная поддержка, автоматизированное обучение, модульность, персонификация и др.), информационно-коммуникационные технологии снижают его эффективность по других аспектам. Разрешение этого противоречия потребовало проведения пилотажных исследований, способных дать ответы на вопросы: какие виды используемых в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий наиболее популярны среди педагогов и студентов? какие из них наиболее эффективны для учебного процесса и при каких условиях использования? какие требования должны предъявляться к электронным образовательным ресурсам, чтобы они были более полезными для учебного процесса? какие отрицательные последствия использования информационно-коммуникационных технологий возможны в учебном процессе?

Пилотажные исследования проводились в Тольяттинской академии управления (ТАУ), опыт информатизации которой составляет более 10 лет: в период с 1998 по 2003 год в ней были разработаны и внедрены в учебный процесс информационная система управления учебным процессом и тесто-тренинговая система. В исследовании принимали участие преподаватели и студенты 1, 2 и 5 курсов обучения. Выборка составила более 70 студентов разных направлений обучения и 30 преподавателей (информатики, филологи, культурологи, иностранцы). Под информационно-коммуникационными технологиями в исследовании понимались: персональные компьютеры с набором об-

учающих и/или тестирующих программ; мультимедийный проектор с интерактивной доской; мультимедийная презентация; открытые учебные веб-курсы.

Анализ полученных результатов показал, что в ТАУ информационно-коммуникационные технологии используются практически на всех или почти на всех курсах и дисциплинах (такой вариант ответа выбрало 88% студентов и 100% преподавателей). Абсолютно все студенты относятся к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе положительно, из них 44% отметили, что их использование в учебном процессе - это норма. Таким образом, подтверждается высокий уровень информатизации исследуемого учебного заведения.

Самой популярной формой использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе у профессорско-преподавательского состава (см. рис. 1) является презентация (55% используют постоянно, 45% - по мере необходимости) и специализированные программы (53% - постоянно, 15% - по мере необходимости). Использование открытых учебных веб-к°рсов проиоходит -райне редкз (менее 10% опрошенных преподавателей). На наш взгляд, такая ситуация вззможно склодывается из-за того, что презентация является наиболее доступ-сй и ос-оенной технологией для преподаватевей, в то время -ак ис пользование дистантых форм проведения учебного процесса требует не только высоко уровня

информатизации учебного заведения, но и повышения квалификации преподавателей в этой области.

Одновременно практически все преподаватели (95%) отмечают высокую эффективность презентация для учебного процесса за счет наглядности изучаемых материалов и, как результат, более глубокое усвоение учебного материала студентами. Эффективность презентации в этом аспекте подтвердили 56% опрошенных студентов, остальные же относятся к презентации как к возможности отдохнуть и расслабиться во время занятия, позаниматься своими делами. Таким образом, в ходе исследования была выявлена задача поиска особых педагогических приемов и методов использования презентаций на занятиях в целях более глубокого вовлечения студентов в этот процесс, выявления условий, соблюд-ште которых позволит сделать презентацию более эффективной.

Н-смотрв на то, что эффективность презентации подтвердили 56% опрошенных студентов, большинство студентов (88%) все-такв оометило, что для н-х наиболее эффективный способ освоения учебного материала - его обср-дение с преподавателем в режиме диалога (в анкете студенты могли выбрать несколько эффективных способов освоения учебного материала). Таким образом, информатизация учебного процесса не уменьшает значимости живого общения студе нта с преподавателем в рамкае учебного процесса. Такие способы освоения нового материала оак само стоятельное изучение

Рисунок а - Частота использования ркзлизных видов информационно-коммуникационных

ехнологий в учебном процессе

с помощью специализированной программы или по учебной литературе выбрало небольшое количество студентов (25% и 12%, соответственно). Возможно, самостоятельные формы изучения материала для студентов не привлекательны из-за их трудоемкости, а также низкой мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

По мнению преподавателей наиболее эффективно использование информационно-коммуникационных технологий (см. рис. 2) во время закрепления знаний (9 баллов по 10-ти бальной шкале), объяснения нового материала (7,5 баллов) и проведения контрольных тестов (7,5 баллов). Использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения домашних/самостоятельных работ преподаватели считают менее эффективным (3,2 балла). Опрос студентов подтвердил высокую популярность электронных тестов в студенческой среде - 100% студентов предпочитают сдавать тесты на компьютере, а не в письменном виде, что можно объяснить, на наш взгляд, наличием в тестах механизма мгновенной обратной связи, что сокращает время ожидания результата и снижает психологические нагрузки. Однако, большое количество студентов (75%) предпочитает работать с опубликованными учебными материалами, а не их электронными версиями.

В качестве условий, влияющих на эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, подавляющее большинство опро-

шенных отметило качественную подготовку изучаемого материала (70% преподавателей и 81% студентов) и уровень информационной культуры преподавателя (70% и 56%, соответственно). По другим условиям мнения разделились: преподавателей больше волнует качество работы оборудования и сложность изучаемого материала (55%), а студентов - время использования информационных технологий, в начале или конце занятия (38%). Таким образом, подтверждается значимость психолого-педагогических условий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и необходимость включения в информационную культуру преподавателя соответствующих знаний.

Наличие отрицательных последствий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе подтверждают половина опрошенных преподавателей (52%), но характер последствий называется разный: нарушение орфографии русского языка, снижение способности работать с текстами и печатными изданиями (26%), влияние на здоровье, зрение и общее состояние студентов (21%), снижение живого контакта (10%), «придание забвению» эффективных традиционных форм обучения (10%). Однако сами студенты оценивают отрицательные последствия для своего организма более радикально: от работы на ПК во время занятий и большого объема учебной информации устают 38% опрошенных; каждый второй устает иногда, в зависимости от

рисунок 2 - Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных технологий

в разных видах учебных работ

длительности работы (50%). При этом реакция на такую усталость может быть разной: хочется отвлечься и заняться другими делами (87%), трудно логически мыслить и выполнять задания (50%), появляется головная боль или боль в глазах (37%), повышается раздражительность, агрессия (25%). Интересно отметить, что даже те студенты, которые отметили, что не устают от работы на ПК, выделили те или иные формы усталости. Таким образом, подтверждается наличие проблемы отрицательного воздействия информационно-коммуникационных технологий на организм человека и в какой-то мере на образовательный процесс.

Итак, в результате проведения пилотажных исследований были получены следующие результаты: наиболее популярными видами информационно-коммуникационных технологий для учебного процесса среди преподавателей является мультимедийная презентация и специальное программное обеспечение; наиболее эффективны информационно-коммуникационные технологии в таких видах учебных работ как закрепление знаний, изучение нового материала, проведение тестирования; условиями эффективного использования данных технологий в учебном процессе являются качественная подготовка электронных материалов, уровень информационной культуры преподавателя, качество работы оборудования; использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе может иметь негативные последствия как для здоровья, так и для образовательного процесса.

Сравнительный анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов позволил выявить ряд проблем и наметить пути дальнейшего исследования, результаты которого позволят повысить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и качество высшего образования в целом. Направлениями дальнейшего исследования являются: выявление психолого-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных техно-

логий в учебном процессе с учетом проблем негативного воздействия информационно-коммуникационных технологий на качество учебного процесса и здоровье студентов; определение способов развития механизмов самоорганизации студентов и повышения мотивации к выполнению самостоятельных работ, в том числе средствами информационно-коммуникационных технологий; поиск эффективных средств управления самостоятельными работами студентов в условиях единого образовательного пространства и лавинообразных информационных потоков.

Библиографический список

1. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.

2. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 12-23.

3. Костяев А. Е. Дидактические основы использования технических средств обучения в учебном процессе школы // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 147-151.

4. Мотунова Л. Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов // Высшее образование в России. - 2010. -№ 8-9. - С. 151-155.

6. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 07.02. 011 N 163-р // Собрание законодательства РФ. - 28. 02. 2011. - №9, ст. 1255. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. base. consultant. гшНачать работу^^опНпе. cgi?req=doc... (дата обращения 5.01.2013).

7. Сазонова 3. С, Матвеева Е. В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. - 2011. -№2. - С. 103-108.

8 Смушкевич Л. Н., Черепанова М. Н., Моча-лина Т. Я. Влияние компьютерных технологий на современное образовательное пространство // Информационные технологии в образовании и науке: материалы Международной научно-практической конференции ИТ0-Самара-2011. - Самара, М.: Самарский филиал МГПУ, 2011. -С. 166-169.

  • § 3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы
  • Характеристика ударения в русском языке
  • А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Дидактический материал
  • § 4. Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • Л е к с и ч е с к и е и ф р а з е о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и
  • С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к
  • О ш и б к и в и с п о л ь з о в а н и и ф р а з е о л о г и з м о в:
  • Дидактический материал
  • 3. Соответствие между прилагательными и существительными, с которыми можно
  • 6. В предложениях допущены ошибки в употреблении паронимов:
  • § 5. Морфологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Имя существительное
  • II. Имя прилагательное
  • 2.1 Краткие прилагательные
  • 3.2 Собирательные числительные оба - обе
  • IV.Местоимение.
  • V. Глагол
  • 8.2. Предлоги ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, сверх, насчёт,
  • 8.4. Умей различать предлоги и самостоятельные части речи
  • Дидактический материал
  • 1.Встретив его случайно в театре,
  • 2.Устраиваясь на работу,
  • 3.Потеряв к этому времени значение оборонительного соору­жения,
  • 4.Приступая к работе над рефератом,
  • § 6. Синтаксические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • С и н т а к с и ч е с к и е н о р м ы
  • 3.Выбор правильного падежа и предлога
  • 4. Употребление деепричастных оборотов
  • 5.Однородные члены предложения
  • 6.Согласование сказуемого с подлежащим
  • 7. Употребление причастного оборота
  • 8. Согласование приложений
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.3. Речевой этикет. Контрольные вопросы
  • § 7. Речевой этикет. Нормы и правила делового этикета. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами. Справочный материал
  • Ф о р м у л ы р е ч е в о г о э т и к е т а
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы
  • § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Э т а п ы п о д г о т о в к и к в ы с т у п л е н и ю
  • Где что искать
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Средства выражения логических связей.
  • Составление различных видов планов
  • Составление вступительной и заключительной части текста выступления. Правила написания вступления и заключения речи.
  • Приемы, используемые в заключительной части выступления
  • Дидактический материал
  • § 10. Редактирование текста выступления. Справочный материал
  • Некоторые виды грамматических ошибок
  • Дидактический материал
  • Задания к тексту
  • § 11. Речевая деятельность и её виды. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • § 12. Условия успешного общения. Справочный материал
  • Причины коммуникативных неудач
  • Дидактический материал
  • § 13. Устная разговорная речь. Беседа. Деловая беседа. Справочный материал
  • Жанры речевого общения
  • Дидактический материал
  • § 14. Основные качества речи. Особенности звучащей речи. Невербальные средства общения. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 2.2. Практическая стилистика. Контрольные вопросы
  • § 15. Понятие о практической стилистике. Функциональные стили речи. Справочный материал
  • Основные разновидности употребления языка
  • Поэтому различают следующие стили речи:
  • Дидактический материал
  • § 16. Научный стиль. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат). Справочный материал
  • Языковые особенности научного стиля
  • Особенности научно – популярного подстиля
  • Виды информационной переработки текста
  • Виды конспектов
  • Порядок подготовки конспекта
  • Работа над тематическим конспектом
  • Как писать реферат
  • Структура реферата
  • Дидактический материал
  • Языковые особенности официально-делового стиля
  • Нормы употребления канцеляризмов
  • В и д ы д о к у м е н т ов
  • Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
  • Способы аргументации
  • Дидактический материал
  • § 18. Официально-деловой стиль речи. Составление деловой документации. Справочный материал
  • Административно-организационные документы.
  • Информационно-справочные документы.
  • Речевые ошибки, допускаемые при составлении документов
  • Некоторые виды медицинской документации
  • Дидактический материал
  • § 19. Публицистический стиль речи. Убеждающие жанры. Справочный материал
  • Языковые особенности публицистического стиля
  • Сравнительная характеристика научного и публицистического выступлений
  • Основные речевые действия ведущего
  • Основные речевые действия спорящих
  • Виды вопросов
  • Анализ выступления
  • Дидактический материал
  • § 20. Публицистический стиль речи. Основные техники и приёмы общения с коллегами, партнёрами, клиентами: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования. Справочный материал
  • Стили общения
  • Общие советы по общению с коллегами, партнёрами, клиентами
  • Правила слушания, ведения беседы
  • Особенности консультирования
  • Основные приёмы консультирования
  • Условия успешного консультирования
  • Дидактический материал
  • § 21. Разговорный стиль речи. Формы и методы общения с пациентами. Справочный материал
  • Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений):
  • Дидактический материал
  • Качество продукции
  • § 22. Разговорный стиль речи. Способы эффективного общения с коллегами, руководством, пациентами и их окружением. Справочный материал
  • Основные синтаксические конструкции, используемые в диалоге «медработник – пациент»:
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Список рекомендательной литературы
  • Словарь понятий и терминов

    Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

    Формулы речевого этикета - это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

    Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в определённых ситуациях.

    Ятрогения - неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных (неквалифицированных) действий медицинского работника, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни; неосмотрительные ссылки на плохой исход аналогичных заболеваний у других людей и т. д.).

    Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы

      Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

      Задачи ИКТ.

      Классификация средств ИКТ.

      Психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

      Формы использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалиста.

    § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал

    Создание и развитие информационного общества в современном мире предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ ) в профессиональной деятельности, что определяется рядом факторов:

    ● внедрение ИКТ существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

    ● современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

    Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    Поддержка и развитие системности мышления;

    Поддержка всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    Реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

    Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

    1. По решаемым педагогическим задачам :

    Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    Средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    Вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    Комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

    2. По функциям в организации образовательного процесса :

    Информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    Интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    Поисковые (каталоги, поисковые системы).

    3. По типу информации :

    Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

    Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    Возможности ИКТ могут быть использованы:

    При построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

    Для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

    Для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

    Учебно-методический аспект . Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

    Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали новым средством, орудием человеческой деятельности.

    Использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний.

    Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

    Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

    Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. Основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

    Обучающая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

    Средства ИКТ способствуют развитию мышления обучающегося, ориентируют его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

    Таким образом, в связи с использованием ИКТ, пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др.

    Включение ИКТ помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.

    Формы ИКТ:

    Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения материалом.

    Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.

    Применение мультимедиа средств в подготовке специалистов предоставляет возможность комбинировать необходимую информацию в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

    ИКТ в преподавании нацеливают обучающихся на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов студентов в классической лекционно-семинарской системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.

    1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

    2. При использовании ИКТ важноинтенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

    3. Необходимосоздавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).

    4. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

    Грязнова Ирина Сергеевна
    преподаватель
    ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
    г. Благовещенск, Амурская область

    Аннотация:

    Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации, информатизация образования.

    Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования, увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, усиление связей между разными уровнями образования.

    Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

    Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

    Особенность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – их универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Следовательно, инновационный характер развития ИКТ непосредственно влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение молодого специалиста, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.

    Использование ИКТ дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой организации.
    Основой ИКТ являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

    Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации образования. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники имеют подготовку к освоению новыхИКТ в будущей трудовой деятельности. Опыт применения показал:
    а) информационная среда существенно повышает мотивацию студентовк изучению дисциплин;
    б) информатизация обучения привлекательна для студентатем, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений «студент-преподаватель» к наиболее объективным отношениям «студент-компьютер-преподаватель», повышается эффективность студенческого труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по дисциплине в стенах колледжа;
    в) информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру.

    Следует заметить, что индивидуальность обучения как по темпу восприятия материала, решения задач, принятия решений, так и по способу восприятия информации лежит в сфере интеллектуального развития индивида. В компьютерной программе возможно представление одного и того же материала в разных видах, в том числе, отличных от полиграфических – включение видеофрагментов, анимации, звука. Индивидуальность обучения проявляется также и в своевременной обратной связи «преподаватель-обучающийся». Компьютерные технологии позволяют автоматизировать учебный процесс, снижая трудозатраты педагога и студента, снижая уровень психологической нагрузки и повышая объективность оценки знаний. Результат работы обучающийся видит сразу после ее выполнения, а не через некоторое время после проверки, когда он уже забыл, что делал. Своевременная информация об успешности выполнения задания позволяет преподавателю выстроить в логическую последовательность план дальнейшей работы, увидеть пробелы в знаниях обучающегося, наметить пути их решения.
    Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на рынке труда.

    Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

    С появлением информационных технологий стали появляться разнообразные компьютерные, обучающие, демонстрационные, моделирующие программы, электронные справочники и учебники, тренажеры и т.д. Но применение таких электронных пособий в учебно-воспитательном процессе крайне редко, причинами являются слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов, значительная дороговизна программного обеспечения. Поэтому, в лучшем случае, педагог использует электронные учебные пособия для демонстрации эксперимента, фильма, подготовки доклада, распечатки каких-либо заданий. Если используется компьютер в процессе занятий, то эпизодически, преподавателем – новатором, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство.

    С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели колледжа применяют в работе разнообразные образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии и др.
    Администрация учебного заведения уделяет большое внимание внедрению ИКТ в образовательный процесс. Важное значение для использования информационно-коммуникационных технологий имеет подготовка педагогического коллектива и оборудование учебных аудиторий.

    Для создания презентаций к урокам, методических материалов преподаватели научились приёмам навигации и поиска информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе. Доступ к электронным библиотекам, базам данных, порталам обеспечивает эффективный поиск и оперативное получение необходимой информации. Особое значение в списке электронных образовательных ресурсов имеют интерактивные обучающие программы: мультимедийные курсы, виртуальные лаборатории и музеи, анимационные модели, тренажерные и тестирующие системы, необходимые элементы в самостоятельной работе студентов. На этом этапе руководством колледжа были приобретены интерактивные пособия по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.

    В настоящее время многие педагоги колледжа создали свои сайты, свое информационное пространство, в котором размещаются материалы к уроку, методические разработки, презентации, т.е. сделали открытым доступ к своим учебным и методическим материалам.
    Сегодня все аудитории колледжа оснащены современным компьютерным и презентационным оборудованием. Учебные кабинеты оборудованы программно-аппаратными комплексами, представляющими собой мультимедийную информационную среду, обеспечивающую максимальную эффективность в подаче и усвоении учебного материала. В распоряжении преподавателя находятся компьютер, аудио- и видеооборудование, периферийные устройства: телевизоры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски,сканеры, принтеры и др., т.е. самое современное оборудование, для представления информации в любом виде (текст, звук, графика, видео) и проведения занятий с максимальным презентационным эффектом.

    За последние несколько лет уровень ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности наших педагогов вырос так, что в настоящее время они способны решать любые задачи в области информационно-коммуникационных технологий, которые перед ними ставятся: способны разобраться в любой программе, техническом устройстве, реализовать свои оригинальные идеи с помощью собственных мультимедийных презентаций, интерактивных досок, другой компьютерной техники. Реализация технической составляющейстало первым этапомдля решения задачи получения компетентного педагога в области ИКТ.

    Дальнейший рост ИКТ-компетентностипреподавателей неизбежен, так как администрация колледжа ставит новые задачи по освоению информационно-коммуникационных технологий.
    Возможности информатизации образованиябезграничны. Преподаватели колледжа, став ИКТ-компетентными, стремятся использовать в своей работе инновационные достижения и разработки в сфере компьютерных решений и новейших технических открытий.

    Литература
    1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008.
    2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интеренет–журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
    3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет–журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – http://www.eidos.ru/jour-nal/2005/1212.htm
    4. Маттис В. Инновации - сегодня, традиции – завтра. http://sinncom.ru/
    5. Горбачева В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности: М.: Просвещение, 2013
    6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник. М.: Просвещение, 2006.

    1

    Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; потребность в осуществлении доступной и оперативной коммуникации между отдельными специалистами и творческими коллективами для решения совместных научно-исследовательских задач и работы над едиными проектами; интегративный характер процессов, охватывающих науку, технику, образование.

    Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации, сущность которого заключается в непрерывном повышении уровня как профессиональной, так и информационной компетентности каждого специалиста. Основными характеристиками информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как новой области научно-технического прогресса, существенно отличающих их от научных и производственных являются:

    Динамичность совершенствования поколений технических, программных и программно-аппаратных средств (изменение поколений средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации происходит ускоряющимися темпами);

    Необходимость непрерывного повышения квалификации разработчиков и пользователей информационных систем в связи с постоянно возрастающим уровнем технической и технологической сложности компонентов, составляющих средства ИКТ;

    Влияние использования современных ИКТ на развитие производительных сил и существенное изменение производственных отношений;

    Высокая потенциальная эффективность реализации возможностей современных ИКТ в сферах автоматизации информационной деятельности, информационного взаимодействия и организационного управления.

    Средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, активизацию познавательной деятельности, на самостоятельную генерацию знания и продуцирование информации. К основным из них относятся /2/:

    Интерактивный диалог между пользователем и средствами ИКТ, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

    Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

    Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

    Аудиосопровождение информации, синхронное и асинхронное по отношению к предъявляемому материалу;

    Представление информации на основе гипермедиа - технологии совмещения и представления аудио-, анимационной, графической, текстовой информации с помощью гипертекстовых связей;

    Архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

    Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;

    Обработка результатов эксперимента с возможностью многократного учебного повторения фрагмента или самого эксперимента;

    Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатами усвоения.

    В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования , которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания /3/.

    Несмотря на то, что в настоящее время уже никого не удивить наличием компьютерной техники в учебном заведении или возможностью выхода в глобальную информационную сеть, методологически в образовании господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью возможностей средств ИКТ в целях совершенствования системы образования, адекватно запросам современности. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом, а образование, в свою очередь, использует эти технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом, «... полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты» /4/.

    Вместе с тем, общеизвестно, что образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации принципов научности, доступности, систематичности, определенной структуризации представления учебной информации, а профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения современным студентом, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования. Все это влечет за собой необходимость создания новой стратегии образования, включающей в себя научные исследования в области информатизации профессионального образования, основанных на пересмотре парадигмы профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в контексте использования средств ИКТ.

    К основным фундаментальным исследованиям педагогической науки в области научных основ развития информатизации профессионального образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного общества можно отнести следующие: понятийно - философские, научно - педагогические, физиолого-гигиенические, инженерно - программистские, эргономические, социально - экономические, нормативно-правовые. В настоящее время также проводятся исследования по общим закономерностям и особенностям профессионального образования в связи с использованием средств ИКТ, разрабатываются концептуальные модели и проектируются исследовательские прототипы программных средств и систем, обеспечивающих реализацию возможностей средств ИКТ в профессиональной деятельности и в процессе подготовки к ее осуществлению.

    Информатизация образования рассматривается в настоящее время, как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач /1/:

    Научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

    Создание методологической базы отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

    Методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов, и средств обучения;

    Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

    Разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

    Использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальный телекоммуникаций;

    Продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

    Разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как и реального, так и «виртуального»;

    Создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

    Осуществление педагогико-эргономическолй оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

    Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно - педагогической информации, информационно - методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).

    Итак, поле деятельности определено, хочется верить, что ученые - педагоги достойно справятся с поставленными задачами и предложат универсальную концепцию модернизации профессионального образования на основе ИКТ.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.

    2. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.

    3. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2004.

    4. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог. - 1998. - № 4.

    Библиографическая ссылка

    Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=659 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»