Информатика в начальной школе. Формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе

Мастер­класс
«Приёмы работы с информацией в начальной школе»
(по мотивам истории Лилиан Оппенгеймер о капитане)
Цель: демонстрация приёмов работы с различными видами информации в
начальной школе.
Участники мастер­класса: педагоги начального и среднего звена.
Оборудование: листы бумаги формата А4, ножницы, цветные карандаши,
раздаточный материал.
По подсчётам учёных, на каждого жителя нашей планеты
ежедневно обрушивается поток информации, равный по своим
масштабам 174 газетам.
Чтобы не затеряться в этом потоке информации, необходимо
иметь навыки работы с информацией, основы которых (по ФГОС НОО)
должны быть заложены уже в начальных классах. Так в требованиях
Стандарта прописано: в результате изучения всех, без исключения,
предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки
работы с информацией.
Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и
фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять,
анализировать и обобщать информацию,
интерпретировать и
преобразовывать её. Овладеют элементарными навыками чтения
информации,
представленной в наглядно­символической форме,
приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы. слайд
Сегодня я предлагаю вам послушать сказку. (по мотивам истории Лилиан
Оппенгеймер о капитане)
Одновременно покажу работу с информацией в начальной школе.
Обыграть эту сказку помогут модели – заместители. Их мы будем
изготавливать в технике оригами.
слайд
Давным­давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он
очень любил смотреть на море, значит, он получал зрительную информацию,
любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах –
обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и
читать книги. Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил
читать? слайд
Воспользуйтесь подсказкой ­ схемой моделирования обложки и
ответьте на поставленный вопрос. (Приложение 1).

Данный метод моделирования слайд
Моделирование – это введение системы заместителей (условных
обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и
моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из
бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической
деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более
наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность
включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование
специальных читательских умений.
Моделирование на уроках
формируют умение сотрудничать,
литературного чтения
самостоятельно добывать информацию,
повышать интерес к
читательской деятельности.

Продолжаем сказку.
Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет.
Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он
мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье
он уже изучил. Где же добывать новую информацию? Вдали у самого
горизонта виднелся белый корабль. Слайд
Для складывания нужно взять большой лист бумаги прямоугольной
формы.
слайд
«Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на
верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны
новых знаний. Делаем шапку капитана.

Но чтобы стать капитаном одной шапки недостаточно. слайд
Упражнение «Азбука Морзе» (Приложение 2).
Перед вами закодированная информация. Ваша задача её декодировать,
т.е. расшифровать.
Данные упражнения представлены в предмете Информатика, но я
использую их на других предметах. Как вы считаете, на каких этапах
урока эти упражнения использовать более уместно?
Эти упражнения кодирования (перевода текста в рисунок)
и
декодирования информации позволяют учиться преобразовывать один вид

информации в другой. Это важно при чтении и составлении графиков,
таблиц, диаграмм и даже чтении этикеток.
Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж
хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может
закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик.
(уголок отворачиваем вверх – каска пожарника) слайд

А не стать ли мне пожарником? Я буду смелым и решительным. Я стану
спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты.
Но пожарному часто приходиться спешить на пожар. Нужно хорошо
ориентироваться на улицах города. Упражнение «Работа с картой»
Перед вами карта города. Найдите пожарное депо, в котором раздался
звонок. Ваша задача добраться до места возгорания. Двигаться нужно по
моему маршруту (озвучиваю маршрут).
Это упражнение для того, чтобы учить работать с несколькими видами
информации (текстовой, графической, звуковой), используя при этом
различные виды чтения – ознакомительное, поисковое.
Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да
и лестницы такие высокие. Ну нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше
всего быть полицейским. слайд
(отворачиваю второй уголок вверх)

Но полицейским часто приходится составлять фоторобот
подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот».
Всем участникам предлагается текст, который нужно прочитать один
раз, затем карточку перевернуть. Затем необходимо нарисовать портрет
героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали. слайд
Пример текста: Пеппи – маленькая рыжая веснушчатая девочка с
косичками. Одну ногу Пеппи украшает чёрный чулок, а другую –
коричневый. Высокая, стройная в коротеньком платье. На синее платье
она нашила чёрный клочок.

Это упражнение учит осмысленно работать с текстом.
Какие ещё варианты работы с данным упражнением вы могли бы
предложить? (составить текст по готовому рисунку – описать словесно;
одна группа читает текст, а затем рисует, другая группа, наоборот,
затем результаты соотносятся; …)
«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», ­ продолжал размышлять
наш герой. Нет полицейским быть не хочу. Шапка превращается в
кораблик.

Пока мальчик размышлял … Прочитайте деформированный текст и
продолжите мою фразу. Упражнение «Деформированный текст».
По небу неслись чёрные облака, море кипело.

В своей практике я использую различные деформированные тексты:
тексты с пропущенными гласными,
с нарушением структуры
предложений, без деления на слова, с вставками лишних слов, с
неправильной разбивкой на слова, текст с исключениями (Приложение 4).
Мы возвращаемся к нашей истории. Что же произошло? (ураган)
Лодка приблизилась к берегу. Сильные волны качали её из стороны в
сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму
(срезаем уголок).
Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна
накрыла его целиком, и он потерял нос (срезаем второй уголок).
Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в
верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну (срезаем верх).

Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда
вернулся, на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила
что­то на берег.
Что это? (разворачиваем модель)
На чью одежду это похоже? (тельняшка, халат медицинский, пиджак
делового человека, …)
Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так
чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды.
Расскажите о своём выборе, использую текст­ план (Приложение 5).
Рефлексия участников мастер­класса с помощью вопросов:
­ Какие продемонстрированные приёмы вы можете использовать в
своей деятельности?
­ Где чаще всего вы могли бы воспользоваться подобным
материалом – в урочной или внеурочной деятельности?
­ Покажите своё отношение с помощью движения – отклика
(Приложение 6).

Мурманск 2014

Введение
Глава 1. Технология поиска информации
1.1. Основные понятия, виды и методы поиска информации
1.2. Информационно-поисковые системы
1.3. Умение осуществлять поиск необходимой информации как универсальное учебное действие в начальной школе
Глава 2. Обучение младших школьников поиску информации на занятиях по информатике
2.1. Эмпирическое исследование по проблеме формирования у обучающихся 1 класса навыков поиска информации
2.2. Задания на формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в 1 классе
2.3. Организация поиска информации в сети Интернет в начальной школе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение

Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе.

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог .

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее.

Таким образом, формирование учебно-информационных умений, то есть умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности.

Большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников [ 15]. Поэтому возникает необходимость формирования у младших школьников навыков поиска информации для выполнения учебных заданий. Своевременная работа по формированию у обучающихся данных навыков позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.

Этим и определяется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом работы является процесс формирования навыков поиска информации для выполнения учебных заданий.

Предмет - формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе.

Цель работы: определить возможности формирования навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую и научно-популярную литературу по теме работы;

Охарактеризовать умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий;

Исследовать уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Подобрать задания на формирование навыка поиска необходимой информации для обучающихся 1 класса.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ научно-методической литературы по теме работы, ознакомление с учебной документацией, тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ г. Мурманска гимназия №5 в 1А классе.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.


Глава 1. Технология поиска информации

1.1.Основные понятия, виды и методы поиска информации

Конец XX - начало XXI века, характеризуется огромными массивами постоянно растущей разнообразной информации, доступной и представляющей интерес для самых широких слоев социума. Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Человечество издревле занималось им. Цели, возможности и характер поиска всегда зависели от наличия информации, ее важности и доступности, а также средств организации поиска. Интернет-технологии и программно-технические средства, доступные большинству людей, позволяют осуществлять данный процесс в любое время, практически в любом месте по любым запросам.

Поиск – это процесс, в ходе которого в той или иной последовательности производится соотнесение отыскиваемого с каждым объектом, хранящимся в массиве. Цель любого поиска заключается в потребности, необходимости или желании находить различные виды информации, способствующие получению лицом, осуществляющим поиск, нужных ему сведений, знаний для повышения собственного профессионального, культурного и любого иного уровня; создания новой информации и формирования новых знаний; принятия управленческих решений .

Термин "информационный поиск" (англ. "information retrieval") ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию .

Решать проблемы фактографического поиска первыми стали представители библиотек. Они разработали средства информационного поиска, получившие название "справочно-поисковый аппарат" (каталоги, библиографические указатели и др.). В профессиональной отечественной печати данный термин используется с 1970-х годов. Библиотекари определяют "информационный поиск" как нахождение в информационном массиве документов, соответствующих информационному запросу пользователей [.18.].

С точки зрения использования компьютерной техники "информационный поиск" - совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя [..17].

"Релевантность" - устанавливаемое при информационном поиске соответствие содержания документа информационному запросу или поискового образа документа поисковому предписанию .

Информационный поиск вызван потребностью удовлетворения информационных запросов пользователей, ожидающих с помощью поисковых систем оперативно получить необходимые им данные или сведения. Он является методом нацеленного поиска и извлечения релевантных документов или фактов из различных источников информации, например, банков данных или запоминающих устройств. В качестве таковых выступают живые и неживые объекты, представляющие различные источники и носители информации.

Системы, обеспечивающие реализацию подобного поиска информации, называются поисковыми системами (ПС). В традиционных технологиях ПС представляют картотеки и каталоги, адресные и иные справочники, указатели, энциклопедии, справочный аппарат к изданиям и другие материалы.

В 1945 годы американский ученый и инженер В. Буш в статье "Возможный механизм нашего мышления" впервые широко поставил вопрос о необходимости механизации информационного поиска. Начиная с 1960 годов, появляются автоматизированные поисковые системы, работающие с информацией [..]. С этого периода ведутся интенсивные работы в области формирования и реализации принципов и методов информационного поиска.

"Поисковые системы" осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова.

Электронные ПС с помощью обычных или интеллектуальных терминалов (ПЭВМ) дают возможность пользователям производить поисковые запросы при помощи формальных и описывающих содержание элементов и с применением специальных логических операторов; осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова. Поисковые системы позволяют осуществлять только поисковые процедуры и связанные с ними процессы.

В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов :

Определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;

Определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);

Извлечение информации из выявленных информационных массивов;

Ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Существуют следующие виды поиска: полнотекстовый поиск, поиск по метаданным, поиск изображений .

Полнотекстовый поиск – поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска – любой интернет-поисковик. Как правило, полнотекстовый поиск для ускорения поиска использует предварительно построенные индексы. Наиболее распространенной технологией для индексов полнотекстового поиска являются инвертированные индексы.

Поиск по метаданным – это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой, например, название документа, дата создания, размер, автор. Пример поиска по реквизитам – диалог поиска в файловой системе.

Поиск изображений – поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии (загружена пользователем или добавлен URL изображения). В результатах поиска пользователь получает похожие изображения.

Выделяют разнообразные методы поиска информации .

Адресный поиск - процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.

Для осуществления нужны следующие условия:

1.Наличие у документа точного адреса.

2.Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Семантический поиск - процесс поиска документов по их содержанию.

Условия поиска:

· составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Различие между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске – с точки зрения содержания. При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.

Документальный поиск – процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Существует два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

Фактографический поиск – процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу. К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

1.2. Информационно-поисковые системы

Поисковые системы с большим набором функций и возможностей обычно входят в состав систем управления базами данных и именуются информационно-поисковыми системами (ИПС). Они также создаются и используются для эффективного нахождения пользователями необходимых им данных, в том числе в Интернете.

Терминологически "информационно-поисковая система" (англ. "information retrieval system", IRS) представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации; пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных .

Функционирование современных ИПС основано на двух предположениях :

1) документы, необходимые пользователю, объединены наличием некоторого признака или комбинации признаков;

2) пользователь способен указать этот признак.

Оба эти предположения на практике не выполняются, и можно говорить только о вероятности их выполнения . Поэтому, процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. При этом поведение пользователя, как организующее начало управления процессом поиска, мотивируется не только информационной потребностью, но и разнообразием стратегий, технологий и средств, предоставляемых системой.

Пользователь обычно не имеет исчерпывающих знаний об информационном содержании ресурса, в котором проводит поиск. Оценить адекватность выражения запроса, как и полноту получаемого результата, он может, отыскав дополнительные сведения, или так организовав процесс, чтобы часть результатов поиска могла использоваться для подтверждения или отрицания адекватности другой части.

ИПС делятся на: традиционные (ручные, механические, электромеханические) и автоматизированные (электронные) .

Автоматизированные ИПС (АИПС), используют компьютерные программно-технические средства и технологии и предназначаются для нахождения и выдачи пользователям информации по заданным критериям.

Определяющими для понимания методов автоматизации поиска являются два следующих фактора:

1) сравниваются не сами объекты, а описания - так называемые "поисковые образы";

2) сам процесс является сложным и обычно реализуется последовательностью операций.

Данные в АИПС вводятся на основе специально разрабатываемых форматов ввода. Все сведения об одном объекте в ИПС представляются в виде систематизированных данных, образующих одну строку таблицы и называются записью. При этом если ИПС представляет электронный каталог библиотеки, то любое библиографическое описание (БО) документа в нем - это одна запись, состоящая из полей, равных количеству элементов БО. Совокупность записей образует базу данных, которая, как правило, хранится в одном файле. Совокупность баз данных, объединенных одной СУБД, образует банк данных.

Поскольку АИПС - инструмент, используемый человеком при поиске, эффективность ее использования зависит от того, насколько хорошо человек знает природу операционных объектов и свойства инструмента, посредством которого он работает с этими объектами.

По используемым поисковым технологиям информационные системы можно разбить на 4 категории:

1. Тематические каталоги;

2. Специализированные каталоги (онлайновые справочники);

3. Поисковые машины (полнотекстовый поиск);

4. Средства метапоиска.

В Интернете ИПС размещается на одном или нескольких серверах. В ИПС собирается, индексируется и регистрируется информация о документах, имеющихся в обслуживаемой системой группе веб-серверов. В документах индексируются все значащие слова или только слова из заголовков.

Тематические каталоги предусматривают обработку документов и отнесение их к одной из нескольких категорий, перечень которых заранее задан. Фактически это индексирование на основе классификации. Индексирование может проводиться автоматически или вручную с помощью специалистов, просматривающих популярные веб-узлы и составляющих краткое описание документов-резюме.

Специализированные каталоги или справочники создаются по отдельным отраслям и темам, по новостям, по городам, по адресам электронной почты и так далее.

Поисковые машины (самое развитое средство поиска в Интернете) реализуют технологию полнотекстового поиска. Индексируются тексты, расположенные на опрашиваемых серверах. Индекс может содержать информацию о нескольких миллионах документов.

При использовании средств метапоиска запрос осуществляется одновременно несколькими поисковыми системами. Результат поиска объединяется в общий, упорядоченный по степени релевантности список. Каждая система обрабатывает только часть узлов сети, что позволяет расширить базу поиска.

С точки зрения ИПС, результат поиска в ней есть совокупность (подмножество) найденных документов или ссылок на них. Обычно он представляется пользователю в виде списка. То есть простейшей выходной формой в данном случае будет список ссылок в виде полных или частичных БО, найденных информационных ресурсов. Такой список может быть тут же распечатан или послан на какой-либо адрес электронной почты, если такая возможность предоставляется ИПС и пользователь подключен к Интернету.

Для получения информации в среде Интернета создаются специальные поисковые системы. Как правило, они общедоступны и обслуживают пользователей в любой точке планеты, где имеется возможность работы с Интернетом. Непосредственно для поиска используются поисковые машины, число которых в мире исчисляется несколькими сотнями. Они ориентируются на определенные типы запросов или их сочетание (библиографический, адресный, фактографический, тематический и др.). Кроме того, бывают полнотекстовые, смешанные и другие поисковые машины.

Для проведения поиска в Интернете (в WWW) функционирует множество сайтов и поисковых систем, поэтому необходимо не только ориентироваться в таких системах, но и уметь осуществлять в них эффективный поиск, то есть использовать соответствующие технологии.

"Технология поиска (англ. "Search Technology") означает совокупность правил и процедур, в результате выполнения которых пользователь получает ИР. При поиске в Интернете рекомендуется обращать внимание на две составляющие: полноту (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего).

Поисковые системы характеризуются также временем выполнения поиска, интерфейсом, предоставляемым пользователю и видом отображаемых результатов. При выборе поисковых систем обращают внимание на такие их параметры, как охват и глубина. Под охватом понимается объём базы поисковой машины, измеряемый тремя показателями: общим объёмом проиндексированной информации, количеством уникальных серверов и количеством уникальных документов. Под глубиной понимается - существует ли ограничение на количество страниц или на глубину вложенности директорий на одном сервере.

Каждая поисковая машина имеет свои алгоритмы сортировки результатов поиска. Чем ближе к началу списка, полученного в результате проведения поиска, оказывается нужный документ, тем выше релевантность и лучше работает поисковая машина.

Поисковые машины используют общие принципы работы, ориентированные на выполнение двух основных функций. Первая функция реализуется программой-роботом, автоматически просматривающей различные сервера в Интернете. Находя новые или изменившиеся документы, она осуществляет их индексацию и передаёт на базовый компьютер поисковой машины.

"Робот" - автоматизированный браузер, загружающий веб-страницу, изучающий её и, при необходимости, переходящий к одной из её гиперсвязей. Когда ему попадается страница, не содержащая связей, робот возвращается на одну-две ступени назад и переходит по адресу, указанному в одной из обнаруженных ранее связей. Запущенный робот проходит огромные расстояния в среде Интернета (киберпространстве), ориентируясь на развитие веб-сети и изменяя в соответствии с этим свои маршруты.

Индексирующие роботы обрабатывают лишь HTML-файлы, игнорируя изображения и другие мультимедийные файлы. Они могут: обнаруживать связи с уже несуществующими страницами; устанавливать связь с наиболее популярными узлами, подсчитывая количество ссылок на них в других веб-страницах; регистрировать веб-страницы для оценки роста системы и др. Чаще всего роботы просматривают сервера самостоятельно, находя новые внешние ссылки в уже обследованных документах.

Вторая функция заключается в обработке выявленных документов. При этом учитывается все содержание страниц (не только полный текст, но и наличие иллюстраций, аудио и видео файлов, Java-приложений). Индексации подвергаются все слова в документе, что дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике. Образуемые гигантские индексные файлы, хранящие информацию о том, какое слово, сколько раз, в каком документе и на каком сервере употребляется, составляют базу данных, к которой собственно и обращаются пользователи, вводя в поисковую строку сочетания ключевых слов (запрос).

Выдача результатов осуществляется с помощью специальной подсистемы, производящей интеллектуальное ранжирование результатов. В своих расчетах она опирается на местоположение термина, частоту его повторения в тексте, процентное соотношение данного термина с остальным текстом на данной странице и другие параметры, характеризующие возможности конкретной поисковой машины.

Эффективный доступ к информации в Интернете обеспечивают такие зарубежные поисковые системы, как AltaVista, Lycos, Yahoo, Google, OpenText, Wais и др.

К отечественным поисковым машинам относятся: Апорт, Rambler, Яндекс и др.

Все эти поисковые машины позволяют по ключевым словам, тематическим рубрикам и даже отдельным буквам оперативно находить в сети, например, все или почти все тексты, где эти слова присутствуют. При этом пользователю сообщаются адреса сайтов, где найденные ИР постоянно присутствуют. Однако ни одна из них не имеет подавляющих преимуществ перед другими. Для проведения надежного поиска по сложным запросам специалисты рекомендуют использовать последовательно или параллельно (одновременно) различные ИПС.

Полнотекстовая поисковая машина индексирует все слова видимого пользователю текста. Наличие морфологии дает возможность находить искомые слова во всех склонениях или спряжениях. Кроме этого, в языке HTML существуют тэги, которые также могут обрабатываться поисковой машиной (заголовки, ссылки, подписи к картинкам и т.д.). Некоторые машины умеют искать словосочетания или слова на заданном расстоянии, что часто бывает важно для получения разумного результата.

Несмотря на общие принципы построения, поисковые системы отличаются тематикой, ее объемом, классификацией и интерфейсами.

Полноту и точность ответа пользователь получает в зависимости от точности сформулированного им запроса. В результате поиска ему обычно предоставляется гораздо больше информации, чем ему необходимо, часть которой может вообще не иметь отношение к сформированному запросу.

Простые запросы в виде отдельных достаточно распространенных терминов приводят к извлечению тысяч (сотен тысяч) документов, абсолютное большинство которых пользователю не требуется (информационный шум).

Важным аспектом также является возможность таких систем поддерживать многоязычность, то есть способность обрабатывать запросы на различных языках. Пользователям предлагаются двуязычные словари, электронный переводчик и др. Кроме того, появились системы, осуществляющие мгновенный перевод информационных ресурсов, найденных пользователем в Интернет и копируемых на его компьютер.

Актуальным является использование машиночитаемых тезаурусов. Электронный тезаурус - словарь, предназначенный для анализа текста и информационного поиска, включающий широкий набор семантических отношений между составляющими его терминами.

Создаются системы, позволяющие эффективно вести поиск в полнотекстовых БД. Они базируются на использовании технологий синтаксического и морфологического анализа текста (разбивка на элементы, распознаваемые программой) и оперативной обработки текстов на естественных языках.

При организации одинакового запроса на разных поисковых машинах возможно получение различных по содержанию и широте охвата материалов. Искусство построения запроса требует знаний особенностей каждой конкретной поисковой системы и наличия опыта работы с Интернетом вообще.

Используются метапоисковые системы, обеспечивающие в результате поиска получение суммарных данных с десятка поисковых систем, но при этом объем информации может быть весьма значительным. Частично данная проблема решается предоставлением ими общего списка, вначале которого будут данные, наиболее релевантные запросу. Другим способом удовлетворения потребностей пользователей явилось создание тематически узконаправленных поисковых систем на веб-сайтах - порталов.

Важность проблемы информационного поиска в Интернете породила целую отрасль, задача которой заключается в том, чтобы помочь пользователю в его навигации в киберпространстве. Составляют эту отрасль специальные поисковые инструменты. Условно их можно разделить на поисковые средства справочного типа или просто справочники и поисковые системы в чистом виде.

1.3. Умение осуществлять поиск необходимой информации как универсальное учебное действие в начальной школе

Примерная основная образовательная программа начального общего образования содержит программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

К познавательным универсальным учебным действиям относится умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Также выпускник начальной школы получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

По программе формирования ИКТ-компетентности обучающихся в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. К этим навыкам относится поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); грамотное формулирование запросов при поиске в Интернете и базах данных, оценивание, интерпретирование и сохранение найденной информации. Обучающийся научится критически относиться к информации и к выбору источника информации.

В программе Горячева А.В. «Информатика и ИКТ» для четырехлетней начальной школы для образовательной системы «Школа 2100» рассматривается модуль «Поиск информации» при изучении технологического компонента.

В результате изучения данного модуля, обучающиеся должны научиться

· искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

· искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных или электронных публикаций.

В модуле «Поиск информации» рассматриваются следующие темы:

Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера.

Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.

Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет.

Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска.

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

На изучение данного модуля выделяется 6-8 часов.

В образовательных системах «Перспектива» и «Школа России» преподавание информатики ведется по программе Рудченко Т.А., Семенова А.Л. «Информатика. 1-4 классы (3-4 классы)».

Данная программа по информатике нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Изучение информатики в начальной школе по программе Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова дает возможность обучающимся овладеть практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, одной из которых является использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых) и энциклопедий.

Тема «Словарь» изучается во 2 классе. В ходе изучения данной темы обучающиеся научатся искать информацию в словарях, искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву.

В 4 классе в ходе выполнения проекта «Мой доклад» обучающиеся знакомятся с поиском информации в Интернете.

В рассмотренных программах недостаточно отражена работа по формированию навыка поиска необходимой информации. Вся работа сводится к поиску информации в интернете и на компьютере, поэтому учителю необходимо самостоятельно разрабатывать систему заданий направленных на формирования навыков поиска информации.


Глава 2. Обучение младших школьников поиску информации на занятиях по информатике

2.1. Эмпирическое исследование по проблеме формирования у младших школьников навыков поиска информации

Введение ФГОС начального общего образования предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал.

Таким образом, формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации является важнейшей задачей современной начальной школы. Уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.

В ходе преддипломной практики в МБОУ г. Мурманска гимназии № 5 нами было проведено исследование в несколько этапов с целью формирования у обучающихся 1 класса навыков поиска необходимой информации. В исследовании принимали участие 10 человек.

На I этапе (констатирующем) мы провели тестирование обучающихся. Первоклассникам были предложены следующие задания:

2. Найти толкования слов в словаре С.И. Ожегова.

3. Найти ответы на предложенные вопросы в статье журнала.

4. Ознакомиться с содержанием книги и найти в ней заданные произведения.

В бланке ответов фиксировалось время, которое обучающийся затратил на его поиск. Если обучающийся не справлялся с заданием в течение одной минуты, то задание выполнялось вместе с ним, а к результату прибавлялось 60 секунд.

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

На II этапе (формирующем) нами были проведены занятия по информатике, на которых использовались методы и приемы поиска информации:

1) «В стране информации». Знакомство с понятием информации, видами информации, информационными процессами, в том числе процессом поиска информации.

2) «Поиск в стране книг». Поиск нужной книги в библиотеке, поиск информации в содержании книги и в содержании произведения.

3) «Поиск любимой книги». Практическое занятие в школьной библиотеке, работа с каталогом.

4) «Поиск в стране журналов и газет». Поиск информации в статьях журналов и газет.

5) «Поиск в стране словарей». Работа со словарем.

На каждом занятии обучающиеся выполняли упражнения, формирующие навыки поиска.

На III этапе (контрольном) было проведено повторное тестирование с целью проверки сформированности у обучающихся 1-го класса навыков поиска информации. В результате нами были получены следующие данные:

Нами была проведена статистическая обработка данных с использованием G-критерия знаков. Данный критерий предназначен для выявления сдвига в уровне исследуемого признака, измеренного на двух зависимых выборках или на одной и той же (два замера).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.

Приоритетной целью современной концепции образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обуче-нию в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Особое внимание хочется обратить на сформированность общеучебных умений и навыков, так этот показатель требует более пристального внимания со стороны учителя начальной школы.

Общеучебные умения и навыки условно можно разделить на три категории:

  1. в познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, умение сравнивать, простейшие измерения разными способами, работа с различными моделями, умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.
  2. в организации деятельности: умение выполнять инструкцию, следовать образцу и алгоритму, самостоятельное установление последовательности действий при решении задач, определение способов контроля и оценки деятельности, определение причин трудностей, нахождение ошибок и их исправление, учебное сотрудничество.
  3. в области речевой деятельности и работы с информацией: работа с текстами разных видов, владение диалогической и монологической речью, использование простейших логических выражений типа «и/или», «если … то» и т.д., овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации из различных источников.

Особое место приобретают общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компе-тентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.

На этапе принятия учебной задачи - это умение осознать, вычленить, сформулировать информаци-онный запрос, умение выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулировано-му запросу.

На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении (с взрослыми и сверстниками), работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации - умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования).

На этапе хранения информации - осознанное и эффективное использование особенностей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чте-ния. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

Нахождение информации,

Интерпретация текста,

Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Именно эти показатели составляют умение работать с текстом:

— прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме; выделение главного и второстепенного содержания;

— сравнение и противопоставление заключённой в тесте информации разного характера, обнаруже-ние в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста;

—связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защи-ту своего мнения.

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

—О чём ты мне расскажешь?

2 серия (при чтении):

— Я понимаю, что читаю?

— Что узнаю из него нового?

3 серия вопросов (после чтения):

— О чём же я прочитал?

— Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

— Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

— Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

— Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст?

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно - познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию.

Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, собственные высказывания, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность, выразительность).

При работе над текстами необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читаnелем.

В работе с текстом я выделяю следующие этапы :

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель данного этапа: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Приемы работы:

  • чтение фамилии автора, названия текста,
  • чтение выделенных слов,
  • рассматривание иллюстраций,
  • высказывание предположений о теме, содержании текста.
  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы:

  • чтение текста по частям с комментированием,
  • диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы),
  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение),
  • работа с малознакомыми, непонятными словами,
  • выборочное чтение,
  • беседа по содержанию,
  • сравнение содержания текста со своим предположением.
  1. Работа с текстом после чтения.

Цель: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне смысла.

Приемы работы:

  • постановка проблемного вопроса к тексту,
  • повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?),
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному,
  • характеристика событий, места действия, поступков героев,
  • выполнение творческих заданий учащимися.

При работе над текстом я также использую и другие интересные приёмы работы.

● вопросно-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

● восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое nропущенное слово. Дети должны восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или при-вычной сочетаемости слов;

● называние - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);

● составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);

● множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

● деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержа-щейся в каждой из них;

● составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, по пунктам;

● предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) - приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;

● викторина - опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;

● логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или по плану. Результатом работы является вос-созданный связный текст, серия картинок и т.д.

Перечисленные выше приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения .

Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

Прием “ Кластер” помогает систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре распо-лагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Верные и неверные утверждения”. Этот прием может быть началом урока. Учитель пред-лагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “ Синквейн”. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму, в переводе означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На 1 строчке записывается 1 слово - существительное. Это тема синквейна.

На 2 строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На 3 строчке - 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой - фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка - это слово - резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Прием “Ключевые слова” осуществляет стадию вызова на уроке. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или головоломку. Такие задания я задаю на дом. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Это повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное про-изведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчи-вому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Выступление по теме: «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»

Современное общество живёт в эпоху постоянного увеличения объёма информации, обновления знаний.

Научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

За последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Уже в начальной школе ученик учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.

Следовательно, задача учителя на уроках в начальной школе познакомить учащихся с разнообразными источниками информации, научить извлекать нужную для каждого информацию, а также применять её в жизни.

На уроках в начальной школе мы знакомим учащихся с разными источниками информации, в том числе с разными видами словарей.

Для того, чтобы учащиеся на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, мы уже с 1 класса развиваем потребность обращаться к словарю за справками, создаём на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также используем спонтанно возникшие ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.

В процессе работы учащиеся узнают назначение словарей, учатся находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

В 1-м классе, на первом этапе работы важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке. Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:

Игра «Паровоз» - учащимся предложена группа слов - “вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”.

Игра « Шифровальщик» - учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.