Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Использование информационно-коммуникационных технологий Что называют информационно коммуникационными технологиями

1

В статье рассматриваются теоретико-практические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Проведен анализ теоретико-методологических подходов к внедрению информационно-коммуникационных технологий, на основании которого были решены экспертные и конструктивные задачи. В экспертной задаче описаны исходные предпосылки использования новых информационно-коммуникационных технологий. Решая конструкционную задачу, была предложена описательная модель. В описательной модели представлен процесс обучения с использованием технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, рассмотрены принципы ее функционирования, тенденции развития мирового образовательного процесса, типы программ, используемых в образовательном процессе. Сформулированы задачи, вытекающие из требований информационного обучения. Описана модель применения современных технических средств обучения, в которой установлены прямая (преподаватель-студент) и обратная (студент-преподаватель) связи. Показаны достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий.

дистанционный процесс обучения

средства обучения

информационно-коммуникационные технологии

1. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 – Москва. – 2007. - 48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/Zenkina.doc (дата обращения: 15.04.13).

2. Пархоменко Е.И. Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам: канд. пед. наук // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.

3. Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев // Высшее образование в России. – 2008. - № 10. – С. 43–49.

5. Холодкова И.В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / ГОУ ВПО Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2009. – 169 с.

Сегодня процессы перемен в системе образова-ния связаны с внедрением новых образова-тельных технологий. Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения - дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Оснащение образовательной системы информационно-коммуникационными технологиями - одна из задач модернизации системы российского образования. Система образования встраивается в сетевой мир, приближается к растущим нуждам экономического развития страны. Процессы создания единого экономического пространства европейских стран усилили процессы глобализации и модернизации системы образования в России; тому свидетельство - Болонский процесс, развитие которого обрело определенную силу и в российском образовательном пространстве.

Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образования. Поэтому для достижения качества образования необходимо внедрение новых форм обучения в основной, средней и высшей школах. В этой связи особую актуальность приобретает дистанционное обучение и его технологии.

Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационные технологии - это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии - это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения и предполагает одновременное использование:

  • средств наглядности проблемного содержания,
  • средств программированного обучения и контроля.

Средства наглядности проблемного содержания - это установление прямой обучающей связи преподаватель-студент (рис. 1). Средства программированного обучения и контроля - установление обратной контрольной связи студент-преподаватель (рис. 2).

Рис. 1. Средства наглядности проблемного содержания.

Рис. 2. Средства программированного обучения и контроля

При внедрении информационно-коммуникационных технологий возникают следующие проблемы:

    Организация учебного процесса с применением компьютера;

    С помощью каких средств и каким образом осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

    Какие информационные и коммуникационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Для преобразования учебного курса на информационно-коммуникационную технологию в среде дистанционного обучения преподаватель должен иметь представление о предметной области, уметь систематизировать знания, грамотно использовать методики преподавания, быть хорошо информированным о возможностях информационно-коммуникационных технологий, знать компьютерные средства, с помощью которых может быть достигнут тот или иной дидактический прием. Кроме того, преподаватель должен иметь представление о тех технических и программных средствах, которые он будет использовать для создания учебно-методического комплекса (УМК), и с помощью каких технических и программных средств будет осуществлять сопровождение учебного процесса в целом.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий отвечает наиболее важным тенденциям развития мирового образовательного процесса. Для удовлетворения образовательных потребностей от преподавателя требуются не только знания и умения применять современные педагогические технологии, но и владение прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо овладевать современными информационно-коммуникационными технологиями не только студентам, но и преподавателям.

Преподаватель осуществляет учебный процесс с помощью материалов, которые принято называть средствами обучения. К средствам обучения относятся технические, коммуникационные, информационные средства обучения, дидактический материал и др. В связи с повсеместным внедрением широкополосного Интернета средства обучения существенно изменились. Современный процесс обучения немыслим без таких технических средств, как: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; учебные аудио-, видеоматериалы, виртуальные лабораторные и практические работы и многое другое.

В условиях лавинообразного информационного потока, хлынувшего на человека, необходимо максимально задействовать все каналы восприятия студентов. Для этого следует уделять больше внимания зрительной составляющей теоретического и практического курса, а слуховая составляющая (голос лектора) имеет вторичное значение.

Электронные учебные пособия способствуют максимально детально и подробно представлять изучаемый материал, разбивая его на небольшие блоки, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а также совмещать указанное деление на небольшие блоки со структурированием. Помимо этого, электронные учебные пособия позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам - это анимация отдельных элементов, использование аудио- и видеоэлементов.

При комплексном применении и использовании информационно-коммуникационных технологий в среде дистанционного образования важным аспектом является использование информационных и коммуникационных средств для разработки учебно-методических материалов и комплексов по всем темам курса. Созданные таким образом учебно-методические материалы и комплексы позволяют помочь студентам правильно понять сущность проблемы и найти пути ее решения, а не быть только средством передачи учебной информации.

Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но, несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

Так, например, при разработке модели электронных учебных материалов необходимо учитывать:

1) учебное пособие должно задавать ритм прохождения материала и иметь специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала;

2) динамика предъявления текста задается преподавателем (это происходит либо заранее при разработке учебного материала, либо в процессе демонстрации);

В настоящее время в обучении используется несколько типов компьютерных программ:

    Тестовые программы;

    Обучающие программы;

    Контрольно-обучающие программы;

    Мультимедийные учебники;

    Мультимедийные энциклопедии.

Использование компьютерных программ позволяет создавать интерактивные средства обучения с высокой степенью наглядности, например использование звукового маркера для обозначения основополагающих учебных вопросов. Это способствует усилению эмоционального фона образования, расширению потенциала по индивидуализации образования, обеспечению широкой зоны контактов со студентами, предоставляет широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов. Практика показывает, что применение таких средств обучения способствует повышению мотивации студентов.

Мы сформулировали некоторые задачи, которые следуют из требования информатизации обучения.

1. Студент должен овладеть комплексом знаний, навыков и умений, выработать такие личностные качества, которые обеспечат успешное выполнение профессиональных задач и комфортное функционирование в условиях информационного общества, в котором информация является решающим фактором эффективности труда.

2. Повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения и широкого внедрения в учебный процесс электронных обучающих средств и технологий.

Обучение с помощью технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, позволяет визуализировать учебный материал, повысить интерактивность обучения, предоставить доступ к новым источникам знания и провести оперативный контроль усвоения материала студентом.

Возникает новая ситуация, когда студент сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из базы электронных учебных видеоматериалов, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Сегодня современное образование уже невозможно представить без таких информационных технологий, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний.

Наш эмпирический опыт показывает, что разнообразие образовательной среды способствует повышению эффективности процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого студента, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в процессе жизни и обучения. Выделив две основные идеи: необходимость разнообразия среды обучения; требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам учащихся, - становится понятно, что и первая, и вторая идеи могут эффективно решаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Следует помнить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование имеет свои недостатки (таблица 1), решение которых требует особого подхода, позволяющего минимизировать психологические и физиологические факторы.

Несмотря на недостатки, описанные в таблице, хочется все же отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, мотивирующую студентов более интенсивно анализировать изучаемый предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем. Кроме того, компьютерные средства обучения являются инструментами, помогающими студентам не только формировать собственные представления, но и преобразовывать их. Образовательные среды на базе компьютерных средств обучения инициируют деятельность, в которой студенты сами конструируют свои знания, а не воспринимают мир таким, каким его интерпретируют для них учебник и учитель.

Для развития этих направлений используются современные информационные технологии, с помощью которых создаются информационно-образовательные среды, на базе которых осуществляется дистанционный процесс обучения и управления образованием в целом. Информационно-образовательная среда, созданная на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе на основе обучающих систем, обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами:

    Возможность организовать учебный процесс на основе индивидуально ориентированного подхода;

    Можно реализовать как уровневую (базовый, профессиональный, углубленный уровни освоения образовательных программ), так и профильную дифференциацию;

Таблица 1. Достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий

Достоинства

Недостатки

1. Использование компьютеров в целях интенсификации образовательного процесса

Ухудшение здоровья обучающихся (ухудшение зрения, сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз и др.)

2. Решение проблемы занятость детей и молодежи (компьютерные игры, Интернет)

Интернет-зависимость, имеющая последствия в виде ухудшения здоровья и нарушения психики

3. Возможность коммуникаций со сверстниками и с жителями всей планеты (сайты «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др.)

Возможность оказаться в неблагополучной интернет - среде (опасные блоги, сайты знакомств и др.)

4. Неограниченные коммуникации по Интернету

Проблема социальной инфантильности в родном социуме, неадаптивность к жизни, социальная незрелость

5. Более демократичные, открытые, «чистые» формы и технологии обучения и контроля знаний (тестирование, интернет-обучение и др.)

Односторонность контроля и ограниченные возможности выявления личностных качеств и уровня знания в процессе обучения

6. Необходимость широкого внедрения технологий дистанционного обучения

Недостаточность нормативно-правовой базы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение опирается на следующие нормативно-правовые акты, многие из которых на сегодняшний день устарели.

1. Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».

2. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 № 985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий» (устарело).

3. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «О порядке использования дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 02.08. 2005 № 6862).

Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Студент перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность, а учитель становится координатором учебного процесса.

Таким образом, дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы - от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что видеоучебники принесут пользу там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, однако с их помощью трудно развивать умения и навыки, поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционным материалом.

Рецензенты:

Помелов В.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Яменко О.П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9791 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

А.Н. Полежаева, учитель информатики КБОУ «Школа дистанционного образования»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

    как предмет изучения;

    как средство обучения;

    как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения урока; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных ресурсов в Интернет, повысилась активность учителей и школьников в использовании ресурсов и возможностей Интернет.

При использовании Интернет - технологий появляется возможность:

    развивать навыки работы с информацией;

    познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;

    научить находить информацию в различных источниках;

    пользоваться автоматизированными системами поиска;

    выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;

    развивать критическое мышление учащихся;

    развивать навыки самообразования;

    создавать собственные информационные прототипы и продукты.

Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:

    работа с браузерами, поисковыми системами;

    использование почтовой программы;

    виртуальное общение;

    участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;

    создание Web - сайтов, Web - порталов;

    создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.

Система компьютерных телекоммуникаций - это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства Интернет в дистанционном обучении учителей и учащихся.

Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через Интернет:

    возможность заниматься в удобное для себя время;

    одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной, общение через сети друг с другом и с преподавателями;

    использование в образовательном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое информационное пространств»;

    социальное равноправие (равные возможности получения образования у всех желающих);

    стимулирование самостоятельности в обучении.

Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:

    ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в получении и передаче информации; обучения;

    успешность обучения частично зависит от навыков в управлении компьютером, работы в Интернет.

Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого учителя.

Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении, при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах, в процессе участия в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.

Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать формирование творческой личности, готовой к деятельности при широком распространении и внедрении во все сферы деятельности ИКТ. В процесс обучения проникают и все больше применяются элементы дистанционного обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ являются инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по информатике, но и средствами, усиливающими творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты. Более того, возможность телекоммуникационного доступа к мировым информационным ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие учащимися, обучаемыми окружающей среды.

Самостоятельность учащихся при работе в Интернет (поиск информации, выполнение проектов, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах) позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.

Общая информационная культура общества неразрывно связана с эффективностью внедрения ИКТ в процессы школьного обучения. Использование Интернет учителем ставит ряд проблем, решение которых зависит от эффективного взаимодействия ряда субъектов науки и практики: создателей образовательных порталов и обучающих программ, методистов и учителей для организации образовательной деятельности в условиях информационного общества.

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Литература

1. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образовательные информационно-коммуникационные технологии

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

Рассмотрим, что включает в себя понятие информационно-коммуникационной технологии, как оно образовалось, какие возможности дает использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, основные виды информационно-коммуникационных технологий и программные средства их реализации.

1. Понятие информационно-коммуникационной технологии (ИКТ)

Прежде чем приступить к изучению информационно-коммуникационных технологий, необходимо выяснить сущность ключевого понятия. Для этого рассмотрим понятия информации, информационной технологии, коммуникационной технологии, имеющие определяющее значение в формировании понятия информационно-коммуникационной технологии.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Рассмотрим некоторые определения информации, существующие на сегодняшний день.

Информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом [кузнецова];

Информация -- это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. [Астахова, с. 4].

В теории информации понятие информации определяется как коммуникация, связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон).

В работах логиков(Карнап, Бар-Хиллел) и математиков (А.Н. Колмогоров) понятие информации не связывается ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналам связи, и определяется как абстрактная величина, не существующая в физической реальности, также как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров точка. То есть эти и ряд других специалистов высказали мнение, что «информация» - абстрактное понятие, и её нет в природе.

Информация (от лат. informatio,разъяснение, изложение, осведомлённость) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления (Википедия).

Итак, чаще всего понятие информации определяют через сведения, знания, сообщения, сигналы, имеющие новизну, ценность для получателя.

Информациомнные техноломгии (ИТ, от англ. information technology, IT) -- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии -- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

И.Г. Захарова выделяет два основных подхода к рассмотрению понятия информационной технологии: в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией. То есть информационная технология - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, а также способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Следует отметить, что информационные технологии, в отличие от производственных, обладают рядом функций, отражающих их информационную сущность. Эти свойства отражаются в толковании, данном И.В. Роберт: «Информационная технология - практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов» [Роберт И.В., С. 25]. Как видно из определения, данного И.В. Роберт, она относит информационные технологии к «практической части научной области информатики».

Еще одной составляющей нашего понятия является понятие коммуникации. Под коммуникацией понимают обмен информацией между живыми организмами (общение). В информатике рассматривают телекоммуникационные технологии. Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)» Jerry Wellington. Education For Employment. The Place of Information Technology. -- London, 1989. -- P. 19.

В образовании, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи.

Объединяя ключевые характеристики понятий информации, информационной технологии, коммуникации, можно определить понятие информационно-коммуникационной технологии (ИКТ).

Астахова Е.В. использует близкий к ИКТ по смыслу термин «инфокоммуникация». Под инфокоммуникацией она понимает информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, предназначенные для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают в себя три составные части (рис. 1).

Рис. 1 Составные части ИКТ

Клоков Е.В. использует термин «информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)». Под ИКТ он понимает «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [Клоков, с. 100].

С учетом рассмотренных понятий под информационно-коммуникационной технологией можно понимать комплекс средств по обеспечению информационных процессов приема, обработки и передачи информации, устойчиво приводящих к заданному результату.

2. Цели использования ИКТ в образовании

Цели использования информационно-коммуникационных технологий в образовании соответствуют потребностям общества в получении качественного и доступного образования.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, согласно И.В. Захаровой, традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Речь идет о дистанционной форме обучения.

Второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, т. е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы.

В соответствии с этим можно сформулировать две основные цели использования ИКТ в образовании:

1) повышение качества образования;

2) повышение доступности образования.

Указывая на существующие противоречия в одновременном достижении качества и доступности образования средствами ИКТ, Захарова И.В. предлагает ряд принципов, позволяющих решить это противоречие.

В упрощенном, но, к сожалению, распространенном представлении утверждается, что все решает просто широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. И в этом случае обществу предлагают весьма простое решение - достаточно обеспечить учебные заведения компьютерами и средствами телекоммуникаций и образование, как по мановению волшебной палочки, станет качественнее, доступнее и дешевле. Но даже самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах.

3. Виды образовательных информационно-коммуникационных технологий

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее - СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

Перечислим основные виды образовательных информационно-коммуникационных технологий, выделяемых за рубежом на сегодняшний день:

Данный перечень не претендует на классификацию, поскольку различные виды информационно-коммуникационных технологий пересекаются между собой. Для демонстрации этого расшифруем каждый вид.

Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны.

Астахова Е.В. использует термин «новая информационная технология» в значении, соответствующем рассмотренному нами понятию информационно-коммуникационной технологии - информационная технология, использующая компьютеры и средства телекоммуникаций. Автором выделяются следующие виды новых информационных технологий:

1. Технология баз данных и СУБД.

2. Технология баз знаний (накопление, структурирование и хранение знаний из различных областей).

3. Технологии электронной почты и телекоммуникационного доступа к удаленной от пользователя информации или ее носителю.

4. Технология компьютеризованного офиса коллективной работы.

5. Технологии использования интегрированных пакетов прикладных программ (MathCAD, AutoCAD).

6. Гипертекстовые технологии.

7. Технологии мультимедиа и гипермедиа.

8. Технология машинной графики и визуализации (3D-Studio, Flash).

4. Программные средства образовательных информационно-коммуникационных технологий

информационный коммуникативный технология образование

Систематические исследования в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

Захарова И.В. выделяет следующие категории программного обеспечения образовательных информационных технологий обучения:

* обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

* системы для поиска информации,

* моделирующие программы,

* микромиры,

* инструментальные средства познавательного характера,

* инструментальные средства универсального характера,

* инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.

Рассмотрим подробнее те виды программного обеспечения, которые будут использоваться в первую очередь для реализации образовательных информационно-коммуникационных технологий.

1) Системы для поиска информации. Системы для поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. В то же время современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, поисковые системы в Internet (Яндекс, Google, Yahoo), информационно-поисковые системы центров научно-технической информации и т. п. Наконец, электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы также представляют собой системы для поиска информации, одновременно выполняя функции автоматизированной обучающей системы.

2) Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязъ, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) - это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного - многих получателей. Эти особенности ее работы целесообразно использовать для установления обратной связи между преподавателями или обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми независимо от их физического расположения. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Необходимо заметить, что образовательные возможности электронной почты (e-mail) наиболее доступны из всех информационных и телекоммуникационных технологий и в то же время наиболее недооценены. Специальные почтовые программы основаны на сходных принципах, и, соответственно, для пользования электронной почтой не требуется серьезной профессиональной подготовки. Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем - конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса.

При возможности желательно встраивать доступ к электронной почте и в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений или выразить свое мнение по поводу работы программы.

Использование электронной почты позволяет увеличить эффективность труда преподавателей. В работе с большим потоком обучаемых это может проявиться с большей степенью, если будет организовано обсуждение вопросов, направляемых по электронной почте, в виртуальных семинарах или специально организованных для этой цели рабочих группах. Здесь необходимо учесть то, что не всякий обучаемый добровольно включится в такой вид учебной работы и, соответственно, требуется специфическая система поощрения.

В заключение отметим, что из перечисленных типов ресурсов именно электронная почта должна стать обязательным инструментом каждого педагога. В учебном заведении ее можно обеспечить и без выхода в Internet, в рамках локальной сети. Ее простота, «безобидность» по сравнению с другими ресурсами, высочайшие возможности как по индивидуализации работы с обучаемыми, так и организации их коллективной деятельности, позволяют назвать эту технологию обязательной ИТО для современного учебного заведения.

Электронная конференцсвязь - асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий и т. п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь - в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования - дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

Технологии Интернет. К числу базовых обычно относят следующие технологии Internet:

WWW(англ. World Wide Web - Всемирная Паутина) - технология работы в сети с гипертекстами;

FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat - поочередный разговор в сети, чат) - технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

ICQ (англ. I seek you - я ищу тебя, можно записать тремя указанными буквами) - технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме.

Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

* базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;

* оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;

* разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;

* информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, открывают перед обучаемыми и педагогами широчайшие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов; запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций.

Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой НCI (англ. Human - Computer Interface - интерфейс человек - компьютер). Этот буквальный перевод можно понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия преподавателей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения - ИКТ и наоборот.

Вопросы и задания

1. На какие понятия опирается понятие информационно-коммуникационной технологии? Какие ее ключевые характеристики?

2. Каковы основные цели использования информационно-коммуникационных технологий в образовании?

3. Приведите примеры информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовании. Дайте краткую характеристику каждому виду.

4. Какие плюсы и минусы получает участник виртуального семинара по сравнению с принимающим участие в традиционном занятии?

5. Какие программные средства информационно-коммуникационных технологий отвечают за «коммуникационную» составляющую?

6. Почему говорят, что с помощью электронной почты создается асинхронная образовательная среда?

7. Каким образом применение ИКТ может изменить характер учебно-воспитательного процесса?

8. Каким образом использование ИКТ может обеспечить возможность реализации каждым обучаемым индивидуальной образовательной траектории?

Список литературы

1. Астахова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул, 2010. - Ч. 1. Информационная безопасность. - 82 с.

2. Владимирова, Л.П., Современные информационно - коммуникационные и педагогические технологии в образовании,

3. Клоков, Е. В., Денисов, А. В. Технология проектного обучения // Школа. - 2006. - №2. - с. 29-36

4. Кузнецова Т.Я. Дескриптор [Электронный ресурс]//РГБ, 2004.-Режим доступа: http://www.rsl.ru/pub.asp?bib=1&ch=4&n=3.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - Москва, 2010.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2001.

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. - М., 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе как средства повышения качества образования. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий обучения и интерактивной доски на уроках эстетического цикла начальной школы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Информационные технологии в образовании. Образовательные услуги сети Internet. Применение в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS OFFIS. Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ. Разработка программных средств.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Понятие и сущность познавательной активности. Информационно-коммуникационные технологии и их классификация. Практика использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности школьников на уроках математики.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. Воспитание информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду. Компьютеризация школьного образования. Программные средства учебного назначения. Компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях.

    реферат , добавлен 28.05.2009

    Технологии проведения коллективных творческих дел. Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей. Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2013

    Информационно-аналитическое обеспечение школы. Характеристика технологических процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на развитие новых возможностей в управлении школой.

    отчет по практике , добавлен 25.05.2014

    Теоретические основы применения информационных технологий в образовании. Способы информатизации процесса обучения. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе логопеда. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Интерактивность и диалоговый характер обучения как преимущество использования ИКТ.

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Понятие "дошкольное воспитание", его роль и цели в образовании. Обзор моделей дошкольного образования. Специфика процесса информатизации в учреждениях дошкольного образования. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное образование.

Информационно-коммуникационные технологии

в системе образования

Дятлова В.С.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

    повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

    применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

    интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

    адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

    обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

    разработка информационных технологий дистанционного обучения;

    совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [ 3 ]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

    электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    II.

    III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

Разработали: -заместитель директора по УВР,

-учитель истории МОУ «Городищенская СОШ №3»

Информационно – коммуникационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся:

ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»);


Системы искусственного интеллекта;

Системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.;

Современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

До сегодняшнего времени речь шла в основном о компьютерных технологиях и постепенно в учебном процессе школ стали использоваться персональные компьютеры. Поэтому поговорим об информационной технологии, связанной с использованием персонального компьютера.

Современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации, как-то:

Система сбора,

Обработки, хранения,

Поиска информации посредством определённого вида техники;

Набор программных средств;

Соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

Как может учитель использовать персональный компьютер в своей работе?

https://pandia.ru/text/78/244/images/image009_44.gif" width="194" height="65">

Наглядно - демонстрационная Тренажер Контроль знаний

https://pandia.ru/text/78/244/images/image016_31.gif" width="249" height="64">

Поиск информации Сообщения в виде презентации Электронный учебник

Программа Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ Microsoft Office стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по - своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

Презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т. д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуальны по восприятию информации.

Современные школьники получили возможность использовать информационное поле Интернет для приобретения дополнительных знаний и самостоятельной работы для формирования своих знаний, умений и навыков. Созданы информационно-методические комплексы, где можно получить любую, интересующую учащихся научную информацию, воспользоваться электронными учебниками, электронной библиотекой, справочниками, лекциями, рефератами, творческими работами и учителей, и учащихся. По запросу получить тесты и тексты контрольных работ для самопроверки, получить консультации по любому учебному предмету.

Перспективная комплексная модель «Информатизация и Школа будущего» как система социально-педагогических моделей развития школы в рамках концепции «Школа и семья: партнерство в воспитании гражданина»


За последние 5 лет реализации федеральных и региональных программ информатизации образования произошел переход от компьютеризации школы к формированию единого информационного образовательного пространства школы.
Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.

Для каждого автоматизированного рабочего места необходимо предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным программным обеспечением для их использования.

Особый интерес вызывает использования в процессе обучения интерактивной доски, документ - камеры. Большой экран позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики с мультимедийными возможностями, показывать видеоклипы, научно-популярные и художественные фильмы.

Современный школьник должен быть так обучен, чтобы приобрести следующие информационно - коммуникационные умения:

1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

4. осуществлять поиск, выполнять простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, справочники, записные книжки, Интернет.

5. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

6. называть и описывать различные инструменты, используемые человеком при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер) и уметь их описывать;

7. использовать компьютер для решения учебных и практических задач. Для этого обладать начальными навыками работы на компьютере, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;

8. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого ученику. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми информационными технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения можно использовать систему обучения Moodle (Моодус) в компьютерной сети класса, что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки создан курс «Информатики» в условиях Интернет - среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, тестов, опросов, форумов и т. д.

В основе создания и сопровождения такого курса лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем.