История взлёта и падения, или Компакт-диск умер, да здравствует…. Из истории лазерных дисков - хорошего понемножку

появление первых лазерных дисков в каком веке

  1. Если речь о диске с цифровыми данными, то. .
    Компакт-диск был разработан в 1979 году компаниями Philips и Sony. На Philips разработали общий процесс производства, основываясь на своей более ранней технологии лазерных дисков. Sony, в свою очередь, использовала собственный метод кодирования сигнала PCM Pulse Code Modulation, использовавшийся ранее в цифровых профессиональных магнитофонах. В 1982 году началось массовое производство компакт-дисков, на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии. Выпуск первого коммерческого музыкального CD был анонсирован 20 июня 1982 года. История гласит, что на нм был записан альбом The Visitors группы ABBA. Первым компакт диском, попавшим на прилавки музыкальных магазинов был альбом Билли Джоэла (Billy Joel) 1978 года под названием 52nd Street. Продажи этого альбома на CD начались в Японии 1 октября 1982 года.

    Если об диске с аналоговыми данными, то.. .
    Технология Laserdisc с использованием светопропускающего носителя была разработана Дэвидом Полом Греггом в 1958 году (и запатентована в 1961 и 1990 годах) . В 1969 году компания Philips создала видеодиск, работающий в режиме отражнного света, имеющий большие преимущества перед режимом на просвет. MCA и Philips объединили свои усилия и продемонстрировали первый видеодиск в 1972 году. В продажу первый лазердиск поступил в Атланте 15 декабря 1978 года через два года после появления на рынке видеомагнитофонов формата VHS и за четыре года до CD, основывавшихся на технологии LaserDisc. Компания Philips производила проигрыватели, а MCA издавала диски, но их сотрудничество было не очень успешным и закончилось через несколько лет. Несколько ученых, занимавшихся разработкой технологии (Richard Wilkinson, Ray Deakin and John Winslow), организовали фирму Optical Disc Corporation (в данный момент ODC Nimbus).

  2. Компакт-диск был разработан в 1979 году компаниями Philips и Sony. это 20 век
  3. Технология лазерных дисков изобретена в 1958 году. Первый видео диск был представлен публике в 1972 году. В продаже лазерный диск появляется в 1978 году.

    Компакт диск (CD Disk) отличается от лазерного диска.

    CD (от англ. Compact disk - Компакт Диск) был создан в 1979 году компаниями Bayerи Philips . На Philips разработали общий процесс производства, основываясь на своей более ранней технологии лазерных дисков. Sony использовала собственный метод записи PCM Pulse Code Modulation, использовавшийся ранее в цифровых профессиональных магнитофонах. Массовое производство CD дисков началось в 1982 г. , на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии.

    Значительный вклад в популяризацию компакт-дисков внесли Apple Computerи Microsoft . Джон Скалли, тогдашний CEO Apple Computer, в 1987 году сказал, что компакт-диски произведут переворот в мире PC.

    Существует альтернативная точка зрения, что первый компакт диск был изобретен в шестидесятых годах американским физиком Джеймсом Расселом

    Легендой окружен размер компакт-диска. Некоторые полагают, что он вышел 120-мм из-за того, что такой же размер имеют подставки под пивные бокалы, используемые в Голландии. Другие же считают, что такой размер был минимальным, для того, чтобы записать 9-ю Симфонию Бетховена, любимое произведение тогдашнего главы Sony

С тех пор как появились такие носители информации, как оптические диски прошло уже более 40 лет. Уже с успехом реализовано тиражирование dvd , формат Blu-Ray всё более завоёвывает мир, но с чего же всё началось?

Немного истории для тех кто интересуется этим вопросом.

Laserdisc (LD)

История создания всем давно известного CD-диска восходит к уже давно ушедшему в прошлое 1970 году прошлого века. Именно в это время кампания Philips разработала прототип стеклянного диска, чтение данных с которого осуществлялось с помощью лазера.

Посмотрите на разницу в размерах Laserdisc (LD) и существующего на настоящий момент диска CD.

Laserdisc не имел существенного успеха на мировом рынке: в основном был распространён в США и Японии, в Европе к нему отнеслись прохладно, а в России лазердиски имеют малое распространение, в основном за счёт коллекционеров — любителей видео. Технологии, отработанные в этом формате, затем были использованы в CD, DVD и Blu-Ray.



Новый формат.

В 1982 году два гиганта электронной промышленности Philips и Sony бросили все научные силы и потенциал на разработку нового формата. Это время ещё нельзя назвать началом эпохи цифровых технологий, но уже тогда были понятны большие перспективы данного направления.

В этом же году под Ганновером началось массовое производство носителей нового поколения. Компакт диск сменил устаревшие виниловые пластинки. С этого момента диски формата CD-DA начали вытеснять аудиозаписи на пластинках и кассетах.

Бетховен и CD.

Очевидцы свидетельствуют, что в Philips и Sony до мая 1980 года не было общего мнения о внешнем диаметре диска. С точки зрения инженеров Sony был достаточен диаметр в 100 мм, поскольку он позволяет миниатюризировать портативный проигрыватель. От высшего руководства Philips исходила идея сделать диск не более диагонального размера аудиокассеты (115 мм), имевшей на рынке большой успех.

Вице-президент корпорации Sony Норио Ога (англ. Norio Ohga), музыкант, в свою очередь полагал, что диск должен быть в состоянии вместить 9-ю симфонию Бетховена. В этом случае, по его мнению, на дисках можно будет распространять до 95 % классических произведений. Дальнейшие исследования показали, что, например, девятая симфония в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна имела продолжительность 66 минут. Наиболее продолжительным исполнением стала симфония под руководством Вильгельма Фуртвенглера, исполненная на байрейтском фестивале — 74 минуты. Это, де, и послужило отправной точкой в геометрии диска.

Красивая история?

Как и в большинстве случаев, красивая история не имеет ничего общего с реальной жизнью. Эта история вышла из-под пера пиарщиков Philips, — считает бывший инженер Philips Кеес Схоухамер Имминк. Реальность же, по его мнению, была иной. Под Ганновером Philips уже подготовил производственную линию по выпуску компакт-дисков на заводе PolyGram. В минимальные сроки можно было запустить производство дисков размером 115 мм. Выпуск дисков размеров 120 мм требовал значительных затрат денег и времени, поскольку был связан с заменой оснастки. По мнению Имминка Sony не захотело смириться ситуацией, что Philips получит преимущество по выходу на рынок.

Как бы то ни было, в мае 1980 года росчерком пера высшего руководства фирм был установлен окончательный размер диска в 120 мм, ёмкость диска в 74 минуты аудиозаписи и частота дискретизации в 44,1 кГц. Все прочие технические параметры пересчитывались исходя из согласованных данных

Почему 44.1 КГц? Почему не 48 КГц?

Почему 44100? Почему не круглое десятичное значение, как, например, 44000, или круглое двоичное значение как 44032? Почему не 32 КГц или 48 КГц?

Выбор частоты 44.1 КГц зависел от частоты дискретизации видеомагнитофонов, используемых в то время для хранения значительного количества цифровых данных. Поскольку в те года записывать на жесткий диск большой объем информации было еще дорого и непрактично, было решено вместо этого использовать видеомагнитофоны, на которых сэмплы записывались как уровни черного и белого(тут самое время вспомнить двоичную систему счисления. Получается аналогия - черный цвет НОЛЬ, белый цвет Единица). А частота дискретизации видеомагнитофонов как раз была равна 44.1 КГц. Что послужило толчком для установки такой частоты в видеомагнитофонах - тема совсем другой статьи и не этого сайта, но она эта так и перешла в определение компакт-диска.

Первые бытовые приводы.

В 1983 году в продаже появились первые проигрыватели компакт-дисков, в 1985 году первые компьютерные приводы CD-ROM. Прошло несколько лет и в 1991 году появились приводы CD-RW для записи болванок CD-R. Первые поколения приводов CD-ROM имели скорость передачи данных 150 Кбайт/с, как и проигрыватели аудио компакт-дисков. Скорости передачи следующих поколений приводов отталкиваются от этого значения и составляют, как правило, числа кратные этому числу. В настоящее время достигнут предел возможной скорости считывания информации для CD-дисков. Максимальная скорость движения CD-диска обозначаемая х52, обеспечивает максимальный поток данных 150 х 52 = 7800 Кбайт/с, выше скорость достигнуть не удалось в силу физических ограничений материала.

1996 год.

Итак, CD-диск в свое время совершил революцию в деле записи и хранения данных. Он вытеснил виниловые пластинки, катушечные магнитофоны, компакт -кассеты. Он не размагничивается, легок, и при большом объеме сохраняемой информации занимает мало места. Но и ему на смену пришел новый формат. 1996 год стал роковым для бурно развивающегося компакт-диска. DVD -ROM. Объем DVD-ROM многократно превысил объем CD при таком же размере болванки. И как не крути, при сравнении цены за мегабайт CD остается в проигрыше. Диск Blu-Ray был представлен на международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES ), которая прошла в январе 2006 года. С момента появления формата в 2006 году и до начала 2008 года у Blu-ray существовал серьёзный конкурент — альтернативный формат HD DVD. Но в течение двух лет многие крупнейшие киностудии, которые изначально поддерживали HD DVD, постепенно перешли на Blu-ray оценив его преимущества на практике.

В ноябре 1987 года в Москве прошла выставка "Машиностроение", посвященная, как водится, 70-летию октябрьской революции. Один из разделов выставки был отдан товарам народного потребления. Именно там официально был презентован первый советский компакт-диск и первый советский CD-проигрыватель

Однако более-менее широкое производство компакт-дисков в нашей стране затянулось ещё на 3 года.

В 1987-88 годах для Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия" было закуплено многочисленное оборудование для записи "в цифре" и оцифровки аналоговых записей. После этого оставались лишь два пути для появления компакт-дисков "Мелодии": выпускать их за рубежом или организовать собственное производство. Ведущий специалист Управления ВФГ "Мелодия" Вадим Васильевич Смирнов, наиболее сведущий в то время в перспективах цифровых носителей звука, настаивал и убеждал руководство фирмы и Минкульта СССР в реализации второго направления. Он собрал информацию о производителях оборудования, встречался с зарубежными инженерами и начал готовить материалы для контракта. На этом этапе ему пришлось столкнуться с массой проблем технического и организационно-финансового плана

Для поставки и монтажа оборудования "чистых комнат", систем подачи воздуха, очистки воды и самого оборудования репликации нужно было выбрать компанию, которая, с одной стороны, могла бы координировать все эти работы, а с другой стороны, – иметь хоть какой-то опыт работы в СССР, учитывая все особенности и проблемы, которые возникали в те годы. Так же, как и сейчас, в те годы существовало подобие нынешнего тендера. А именно, выбирали из 3-4 предложений зарубежных фирм. Конечно, откаты были и тогда, правда гораздо более скромными, не в таких размерах, как в нынешние времена.

Летом 1989 года на несколько недель на обучение с последующей сдачей практических экзаменов в Швецию, Германию, Голландию съездило руководство фирмы и более 20 инженеров и будущих операторов оборудования. Наши молодые инженеры произвели очень хорошее впечатление на "западников".

В тендере приняли участие четыре фирмы, в том числе ANCLA (Германия) и NIMBUS (Англия). За явным преимуществом выиграли немцы. Дело в том, что г-н Ширш давно работал в России, удачно завершил несколько проектов, связанных с оснащением электроникой и акустикой многих организаций, включая Верховный Совет СССР. Фолькер Ширш не очень хорошо разбирался в технологии, но обладал организационным даром и даром убеждения.

Правда англичане (NIMBUS) не хотели мириться с тем, что их "прокатили", ведь все признавали, что диски NIMBUS отличались высочайшим качеством. Кто-то им подсказал, что жаловаться на "Мелодию", "Машприборинторг" и Ширша куда-то кроме Комитета Партийного Контроля бесполезно. Это они и сделали. Вадиму Смирнову пришлось пережить несколько неприятных дней "допросов" с объяснениями выбора. Звучит как анекдот, но генеральный директор "Мелодии" сказал Смирнову: "Если до конца дня не вернешься – будем выручать". Хорошо, что проект англичан был не дешевле и не включал поставки всех материалов.

Итогом всего этого стал выпуск серии компакт-дисков с записями классической музыки в 1990 году

Вот как выглядит CD, на котором гордо значится надпись "первый русский компакт-диск", с записями двух музыкальных композиций - "Стихира № 1 на преставление Петра, митрополита Московского и всея Руси" Ивана Грозного и "Стихира на тысячелетие Крещения Руси" Родиона Щедрина

Однако, если верить серийному номеру он был не первым. Под номером SUCD 10-00001 значится диск Петра Ильича Чайковского с сюитами из балетов "Лебединное озеро" и "Щелкунчик"

Вот ещё несколько дисков из этой серии



Источники

программа "Время" выпуск от 8 ноября 1987 года
http://melodycd.su/compact-disc-ussr-part1/
http://melodycd.su/catalogue-sucd/

Смотрите также посты из серии :

Компакт-диск (англ. Compact Disc) - оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи/считывания информации на/c который осуществляется при помощи лазера. Дальнейшим развитием CD-дисков стали DVD-диски.
Изначально компакт-диск был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде (известен как CD-Audio), однако в дальнейшем стал широко использоваться как носитель для хранения любых данных (файлов) в двоичном виде (т. н. CD-ROM (англ. Compact Disc Read Only Memory, компакт-диск только с возможностью чтения), или КД-ПЗУ - «Компакт-диск, постоянное запоминающее устройство»).

В дальнейшем появились компакт-диски не только с возможностью чтения однократно занесённой на них информации, но и с возможностью их записи и перезаписи (CD-R, CD-RW).

Формат файлов на CD-ROM отличается от формата записи аудио компакт-дисков, и потому обычный проигрыватель аудио компакт-дисков не может воспроизвести хранимую на них информацию, для этого требуется специальный привод (устройство) для чтения таких дисков (сейчас имеются практически в каждом компьютере).

Компакт-диск (CD-ROM) стал основным носителем для переноса информации между компьютерами (вытеснив с этой роли флоппи-диск). Сейчас он уступает эту роль более перспективным твердотельным носителям. История создания Изобретение цифрового компакт-диска традиционно приписывается двум компаниям: либо голландцы из Philips его придумали сами, либо совместно с японцами из Sony.

Произошло это в самом начале 1980-х. Но есть другая версия: CD изобрёл американский физик ещё в 1960-х. Выясняется также, что при этом он не заработал ни цента… Авторство вышеназванных фирм подтверждают многие источники, к примеру, популярная энциклопедия Wikipedia.

Если верить ей, Philips и Sony совместно разработали цифровой компакт-диск в 1980-м, а спустя два года близ Ганновера, началось его массовое производство. Потом подключились Microsoft и Apple, чьими стараниями CD превратился в CD-ROM, который в 1987 году совершил революцию в мире персональных компьютеров. Вот, стало быть, и вся история появления компакт-диска.

Теперь «альтернативная» точка зрения. В 1931 году в Бремертоне (Bremerton), штат Вашингтон, родился Джеймс Расселл. Своё первое изобретение он совершил в шесть лет — построил кораблик с дистанционным управлением, в трюме которого по волнам ходил его завтрак.

В 1953 году Расселл закончил колледж в Портленде и стал бакалавром физики. В качестве физика он и устроился на работу в лабораторию компании General Electric, где затеял ряд экспериментальных проектов. Считается, что Джеймс Расселл был одним из первых, кто стал пользоваться цветным телевизионным экраном и клавиатурой в качестве человеко-машинного интерфейса.

Он же первым спроектировал и построил агрегат для сварки пучком электронов. В 1965 году, когда базирующийся в штате Огайо институт Battelle Memorial открыл в Ричлэнде Тихоокеанскую северо-западную лабораторию, а Расселл стал её старшим научным сотрудником. Тогда он уже знал, в каком направлении будет работать. Дело в том, что физик был страстным любителем классической музыки.

И, как многие меломаны того времени, Расселл часто расстраивался из-за ухудшающегося со временем качества записи на виниловых пластинках.

Пытаясь внести усовершенствования, учёный даже пытался использовать в качестве звукоснимателя иголки кактуса. Однажды в субботу днём Расселл решил набросать схему лучшей, по его мнению, цифровой системы записи и воспроизведения звука.

В итоге он «родил» действительно революционную идею — придумал устройство, в котором отсутствовал физический контакт между компонентами процесса проигрывания записи. На тот момент Расселл был знаком с цифровой записью данных на перфокартах и магнитной ленте, но понял, что лучший способ — использовать свет. 0 и 1, темнота и свет — раздумывал физик — если двоичный код достаточно хорошо уплотнить, в нём можно хранить не просто мелодии, а целые энциклопедии.

В институте учёному, хотя и не сразу, но пошли навстречу, разрешив работать над персональным проектом по переводу аналогового сигнала в цифру.

И через пару лет Расселл изобрёл первую оптико-цифровую систему записи и воспроизведения, которую запатентовал в 1970 году. Он нашёл способ записи на жёсткий фоточувствительный диск данных в виде крошечных «битов», светлых и тёмных, каждый — микрон в диаметре.

Лазерный луч считывал двоичный код, а компьютер преобразовал данные в электронный сигнал, который тогда было сравнительно просто преобразовать в слышимую или видимую «трансляцию». Вот это и было первым цифровым компакт-диском. В 1970-е изобретатель продолжил совершенствовать своё детище, пытаясь приспособить его к любой форме данных.

Как и множество разработок, опередивших своё время, CD поначалу не слишком заинтересовал инвесторов. Но в 1971 году рисковый бизнесмен Эли Джекобс основал корпорацию Optical Recording и пригласил Расселла в команду, которая должна была придумать видеодиск. Идея была такая: распространять телевизионные программы на небольших пластмассовых носителях, рассылая их по почте, чтобы люди могли в любой момент посмотреть любимую передачу.

По сути, речь шла о том, что сейчас называется видеомагнитофонами и кассетами для них. В 1974 году на выставке в Чикаго компания представила оптико-цифровую телевизионную машину для записи и воспроизведения, первое устройство, которое переводило цветное изображение в цифру, но мир не перевернулся, инвесторы не отреагировали.

Через год, летом 1975-го, в лабораторию Расселла наведались представители Philips и невысоко оценили его работу: Они сказали, что «это очень хорошо для хранения данных, но вы не можете приспособить это для видео или аудио», — вспоминал физик. Нужно сказать, что за несколько лет до посещения лаборатории голландская компания выпустила свой лазерный диск для аналогового оптического видеоплеера.

В Нидерландах были убеждены, что аналог — единственно возможный вариант: «Philips тогда вложила $60 миллионов в разработку лазерного диска, никто не говорил им, что они совершают ошибку», — рассказывал Расселл.

Два месяца спустя после экскурсии по лаборатории изобретателя Philips представила компакт-диск — практически точно такой же. В конечном счёте, не только Philips, но и Sony, и другие компании вплотную занялись продвижением технологии Расселла, не упоминая его имени.

Сам Расселл, впрочем, не монополизировал права на технологию: «Трудно сказать, сделали ли эти люди всё сами, независимо от меня. Ведь в том, что у двух или более человек, находящихся в разных местах, может родиться одна и та же идея, ничего необычного нет.

Вполне возможно, мы работали параллельно. Но позже они заплатили за это». Действительно, Sony и Philips выплатили лицензионные платежи от продаж проигрывателя компакт-дисков.

Деньги получили институт Battelle Memorial, корпорация Optical Recording и её хозяин Джекобс. В 1992 году Time Warner и другие производители дисков подали на Optical Recording в суд, заплатив, в конечном счёте, $30 миллионов за нарушение патентов, так как суд решил — у корпорации эксклюзивные права на технологию CD.

Тем не менее, из всех этих денег Расселл ни разу не получил ни цента, так как 26 патентов на «компакт» принадлежали его работодателю, то бишь — Optical Recording.

Однако и это изобретателя не остановило. Он продолжил работать над оптическими системами хранения данных и придумал нового конкурента накопителям на жёстких дисках — оптическую память произвольного доступа (Optical random-access memory — ORAM).

В этой системе нет вращающегося диска и вообще — ни одной движущейся части, данные считываются светом. В 1991 году Расселл вместе с партнёром Полом Наем создал компанию Ioptics — специально для ORAM. Но даже несмотря на многомиллионные инвестиции от Microsoft, дело не выгорело, система оказалась невостребованной.

Чем сейчас занимается изобретатель, «породивший» за свою жизнь более 50 патентов, сказать сложно. Последние упоминания о нём в прессе датированы 2000 годом, когда 53-летний Расселл был удостоен премии Vollum Award за выдающийся вклад в развитие науки и техники.

Разумеется, во всей этой истории можно усмотреть стремление американцев приписать себе изобретение всех жизненно важных вещей. Но даже если это так, Джеймс Рассел пионером в своём деле быть не перестанет. Поэтому, справедливости ради, пусть наряду с новаторством Philips и Sony живёт и эта версия появления CD.

Интересные факты

Несмотря на то, что прошло совсем немного времени с момента создания компакт-дисков, это событие успело обрасти множеством легенд.

Версия Джеймса Рассела

Существует версия о том, что компакт-диск изобрели вовсе не Philips и Sony, а американский физик Джеймс Рассел, работавший в компании Optical Recording. Уже в 1971 году он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных. Делал он это для «личных» целей, желая предотвратить царапание своих виниловых пластинок иглами звукоснимателей. Спустя восемь лет подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony. Девятая симфония

Бетховена и компакт-диск

Очевидцы и участники переговоров о формате КД свидетельствуют, что в Philips и Sony до мая 1980 года не было единого мнения о внешнем диаметре диска.

С точки зрения инженеров Sony был достаточен диаметр в 100 мм, поскольку он позволяет миниатюризировать портативный проигрыватель.

От высшего руководства Philips исходила идея сделать диск не более диагонального размера стандартной аудиокассеты (115 мм), имевшей на рынке большой успех.

Кроме того, в этом случае диск соответствует нормальным рядам линейных размеров системы DIN. Вице-президент корпорации Sony Норио Ога (англ. Norio Ohga), музыкант, в свою очередь полагал, что диск должен быть в состоянии вместить 9-ю симфонию Бетховена.

В этом случае, по его мнению, на дисках можно будет распространять до 95 % классических произведений. Дальнейшие исследования показали, что, например, девятая симфония в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна имела продолжительность 66 минут.

Наиболее продолжительным исполнением стала симфония под руководством Вильгельма Фуртвенглера, исполненная на байрейтском фестивале - 74 минуты. Это-де и послужило решающим аргументом при принятии решения о ёмкости диска. «Как и в большинстве случаев, красивая история не имеет ничего общего с реальной жизнью.

Эта история вышла из-под пера пиарщиков Philips», - считает бывший инженер Philips Кеес Схоухамер Имминк. Реальность же, по его мнению, была иной. Под Ганновером Philips уже подготовил производственную линию по выпуску компакт-дисков на заводе PolyGram.

В минимальные сроки можно было запустить производство дисков размером 115 мм. Выпуск дисков размеров 120 мм требовал значительных затрат денег и времени, поскольку был связан с заменой оснастки.

По мнению Имминка, Sony не захотела смириться ситуацией, что Philips получит преимущество по выходу на рынок. Как бы то ни было, в мае 1980 года росчерком пера высшего руководства фирм был установлен окончательный размер диска в 120 мм, ёмкость диска в 74 минут аудиозаписи и частота дискретизации в 44,1 кГц. Все прочие технические параметры пересчитывались, исходя из согласованных данных.

На другой используются (использовались) специальные внешние носители (дискеты и диски). Естественно технологии не стоят на месте и придумываются все новые и новые устройства, либо же усовершенствуются старые в плане скорости передачи данных и объема памяти.

В этой статье мы рассмотрим, как и когда появились первые диски, дискеты, а также их основные характеристики и особенности.

Дискета 8” (дюймов) – В 1971 году впервые была представлена 8-дюймовая дискета и дисковод для нее. Эту дискету выпустила компания IBM. Сам диск состоит из полимерного материала с магнитным покрытием в пластиковой упаковке. В зависимости от количества секторов такие дискеты имели разный объем и подразделялись на 80 кб, 256 кб и 800 кб.



Дискета 5,25” – В 1976 году компания Shugart Associates разработала и выпустила дисковод и дискеты размером 5,25 дюймов. 5-дюймовые дискеты быстро приобрели популярность и вытеснили своих предшественников. Эта дискета мало чем отличалась от 8-дюймовых родителей, разве что она была меньше по размеру, пластиковое покрытие было жестче, а края приводного отверстия были укреплены пластиковым кольцом. Такие диски (в зависимости от формата) умещали в себе 110, 360, 720 или 1200 килобайт данных.

Дискета 3,5” – В 1981 году компания Sony впервые демонстрирует дискету размером 3,5 дюйма. Эта дискета уже конкретно отличалась от предыдущих. Дискету покрывал жесткий корпус, в центре дискеты располагалась металлическая втулка, которая позволяла правильно позиционировать ее в дисководе. Дискеты в основном были 1,44 МБ, но встречались и 720 кб, а также и 2,88 МБ. Этот вид дискет больше всего продержался на рынке и даже до сих пор используется во многих структурах и учреждениях.

Iomega ZIP – В середине 90-х на смену 3,5 дюймовым дискетам пришли ZIP-диски. Внешне они напоминали 3,5” дискеты, но были немного толще. Предполагалось, что они заменят предыдущее поколение, так как 1,44 МБ было уже недостаточно для хранения данных. ZIP диски выпускались объемом 100 МБ и 250 МБ (На закате даже встречались 750 МБ). Но диски так и не приобрели популярность, так как дисководы и сами диски стоили очень дорого, поэтому люди так и остались верны 3,5” товарищам.

КОМПАКТ-ДИСКИ (CD-ROM/CD-RW/DVD-ROM/DVD+R/DWD-R/DVDRWBlueRay)

Впервые компакт-диск был разработан компанией Sony аж в 1979 году, а в 1982 году началось массовое производство этих дисков. Изначально хотели использовать CD только для аудиозаписей, но позже стали хранить на них вообще все цифровые данные. Вице-президент компании Sony настаивал чтобы на диске могла полностью уместиться девятая симфония Бетховена, которая занимала 74 минуты (под руководством Вильгельма Фуртвенглера), тогда на таком диске уместилось бы любое классическое произведение. Если брать объем данных, то такая дискета вмещала 650 МБ. Начиная где-то с 2000 года стали выпускаться диски объемом 700 МБ (80 минут).

Сам диск состоит из поликарбоната, покрытого тонким слоем металла (алюминия, серебра) , который в свою очередь покрывается тонким слоем лака.

В 1988 году появляется формат CD-R (Recordable — Записываемый). Это тот же самый компакт диск, но пустой, иными словами «Болванка». На нее можно было записывать любую информацию, но потом ее удалить с диска было нельзя.

В 1997 году появляется формат CD-RW (ReWritable — Перезаписываемый). Это то тже самый CD-R, только теперь данные с него можно было стирать и записывать другие.

DVD (Digital Video Disk – Цифровой видео диск) – диск имел те же размеры, что и обычный CD и внешне ничем не отличался, но имел более плотную структуру. Первые диски появились в Японии в 1996 году, а их объем составлял 1,46 ГБ (DVD-1), что превосходило обычные CD в два раза. Наибольшую популярность приобрели DVD объемом 4,7 ГБ (DVD-5). Максимальный объем DVD составляет 17,08 ГБ (DVD-18).

DVD-R – первый DVD-R был выпущен в 1997 году и его стоимость составляла 50 долларов, а объем 3,95 ГБ. Многие задаются вопросом: чем отличается DVD-R от DVD+R? Всё очень просто. С них обоих нельзя стирать информацию, но на «+» можно до записывать, а на «-» нельзя.

DVD-RAM – Перезаписываемые диски, но в отличие от DVD-RW их можно перезаписывать хоть 100000 раз (обычные рассчитаны на 1000). Также информация считывается намного быстрее и запись на него происходит как на съемный жесткий диск, т.е. без дополнительного софта. Конечно такой диск и стоит дороже, да еще и не во всех проигрывателях может считываться.

BD (BlueRay Disc) – диск с более высокой плотностью, чем DVD. В основном рассчитан на то, чтобы записывать туда фильмы повышенной четкости. Диск впервые был представлен широкой массе в 2006 году. Его объем составляет 25 ГБ (однослойные) и 50 ГБ (двухслойные). Также имеются мини BD 7,8 ГБ.