Как сделать недорогую звукозаписывающую студию.

Студия звукозаписи на дому, пожалуй, - мечта любого музыканта, композитора, аранжировщика. С вами не раз случалось такое, что в голове возникала гениальная идея и ее срочно-пресрочно нужно было записать на звуковой файл, или же к вам пришла муза и сиюминутно душа требовала записать демо нового хита. В таких случаях понимаешь, что домашняя студия это наилучший выход из положения. Ведь это инструмент, когда всегда под рукой. В любое время дня и ночи.

Благо, в нашем технологичном 21 веке эта мечта вполне себе может стать реальностью. В каждом доме теперь присутствует как минимум один компьютер, а то и на каждого члена семьи. А это означает, что отныне у каждого из нас есть уникальная возможность наладить качественную запись и мастеринг звука, не выходя из дома!

Информация, предоставленная ниже, - результат не одного года кропотливой работы, проб и ошибок моих коллег битмейкеров, моего накопленного личного опыта. Я считаю, что опытом нужно делиться, т.к. я верю в утверждение: сегодня ты поможешь, а завтра тебе. Да и плюс к карме никто не отменял)) Что ж, приступим!

Так из чего же состоит домашняя студия?

Комп либо ноут

Звуковая карта

Студийные мониторы колонки наушники

Станут большими помощниками в работе:

Миди -клавиатура контроллер

Микрофон

Живые инструменты

А теперь давайте рассмотрим все это по отдельности.

1.Компьютер или ноутбук

Уверен, что сейчас уже у всех есть компы, но если вы серьезно подошли к делу, возможно, вашего железного друга придется обновить.

Основные пункты:

На жестком диске должно быть много свободного места для плагинов, семплов, проектов и тому подобному, не стоит забивать свободное пространство хламом, т.к. каждый мегабайт может пригодиться. Хорошо было бы иметь дополнительный жёсткий диск. Уделите внимание тому, какой стоит процессор, потому что, если он слабый, то DAW (Digital Audio Workstation или другими словами секвенсор) будет адски тупить.

Аудио интерфейс, звуковая карта, микшер

Следующий немаловажный этап позаботиться, куда будут подключены студийные мониторы, микрофон.

Вот парочка вариантов:

USB-аудио интерфейс ROLAND TRI-CAPTURE

M-AUDIO M-TRACK

NATIVE INSTRUMENTS KOMPLETE AUDIO 6

Студийные мониторы, колонки, наушники

Самый идеальный вариант сведения, конечно, - это студийные мониторы. Но существуют разные причины, по которым не все могут себе их позволить. В таком случае на помощь приходят обыкновенные качественные колонки или даже наушники.

YAMAHA HS50M

YAMAHA HS80M

AKG K141 MKII

SENNHEISER HD 439

Миди-клавиатура, контроллер

Следует сказать, что присутствие у вас дома мидишки существенно облегчит вам жизнь. Намного удобнее наигрывать/набивать партии на специальной клавиатуре, нежели калякать в Piano-Roll. Мой совет: берите клавиатуру на 24 клавиши. Достаточно удобно.

Это фотография звуковой карты EMU 0202 USB

Для домашней студии не обязательно дорогое оборудование. Одна из самых главных вещей домашней студии да и, в принципе, любой профессиональной – это звуковая карта. К выбору звуковой карты нужно отнестись серьёзно, ведь она является основой, сердцем студии. Я советую брать выносную звуковую карту с наличием необходимых регуляторов и прочих функций (mono, dsp, reverb,…) учитывая все параметры, мой выбор остановится на отличной звуковой карте “EMU 0202 USB ” (средняя стоимость 150$)

2 шаг

Микрофон MXL 2006 и поп фильтр

И так, у вас уже есть хорошая (или хотя бы не плохая) звуковая карта, следующим шагом будет выбор микрофона. По своему опыту скажу, что имея качественную звуковую карту (на которой не стоит экономить) на микрофоне можно слегка и сэкономить. Есть три вида микрофонов: Динамический (используется для выступлений), Конденсаторный (используется для записи) и Ламповый (для записи). Для нашей хоум-студии нужен конденсаторный микрофон, о микрофонах можно говорить долго, но я вам посоветую опять же из своего опыта, микрофон MXL 2006 (стоимость 130$), в сочетании с хорошей звуковой картой, он показывает хороший результат.

3 шаг

Это самодельный поп фильтр

Нам нужна плевалка для микрофона,а если говорить по-научному, то поп фильтр. Поп фильтр-это такой черный кружок, который крепиться к микрофону (как на предыдущей фотографии). Многие шутя-говорят мол, он нужен чтобы не заплевывать микрофон, в некоторой мере это так и есть,но это не основное его предназначение, а главная его задача это заглушать взрывные “п”,“б” ну и конечно защищать тонкую мембрану микрофона от слюны (которая как не крути, но вылетает изо рта при записи). Поп фильтр стоит от 30$ и выше, вы спросите “за что такие деньги?” Я с вами полностью соглашусь. Ведь это незамысловатая вещь, которую вполне можно сделать самому:берём какой-то пластмассовый круг без середины (то есть только ободок), и на него натягиваемым обычную колготку и всё, наш поп фильтр готов.

4 шаг

Это тоже не плохой вариант

Всего выше перечисленного вполне хватает для низко бюджетной домашней студии (underground студии как говорится) конечно желательно купить хорошие мониторы (колонки), микшерные пульты и всякие усилители и пред. усилители, но это все стоит денег, а нам нужно не дорого и толково.На этом этапе я решил затронуть звукоизоляцию и звукопоглощение – это очень важно, от этого на прямую зависит качество и чистота записи. Для домашней студии, есть множество вариантов создать оптимальную акустику для записи:
1) Сделать не большую кабинку (2 на 2м),
2) перед записью накрываться толстым одеялом,
3) производить запись в шкафу. Не стоит смеяться на эти варианты, много начинающих музыкантов пользуются ими и получают результат. Так как мы хотим сделать всё с минимальными затратами, то я бы предложил вариант номер 2 (запись в шкафу), нужен шкаф 2 на 2м,полностью все стены шкафа изнутри нужно обтянуть толстым одеялом или купить специальный звукопоглощающий материал, который не из дешевых.

Есть мнение, что для создания музыки подойдёт любой компьютер, выпущенный после 2001 года. Это мнение частично оправданно: все современные ПК справляются с многоканальной записью. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Примерно так иногда выглядит изображение на мониторе звукорежиссёра. musicradar.com

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Обратите внимание на оперативную память компьютера. Специалисты рекомендуют объём не меньше 8 ГБ. Впрочем, и тут нужно исходить из нужд конкретного пользователя. Также быстродействию поспособствует установка ПО на SSD-диск.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить. Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке - наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

djshop.by

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

focusrite.com

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

rolandmusic.ru

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

ek.ua

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Перечисленные аудиокарты неплохо подойдут для начала работы со звуком и знакомства с основами сведения. А выбор профессиональной карты в более высоких ценовых сегментах - вопрос, которому можно посвятить не одну статью.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки - совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок - их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, - это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся. Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно.

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

mackie.com

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

pioneer-online.ru

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

decks.co.uk

Качественные студийные мониторы с глубокими басами.

Обратите внимание, что мониторы приемлемого качества, как правило, продаются не в комплекте, а по одному.

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение - кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

mycroft.su

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

musik-produktiv.ru

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

amazon.com

Открытые наушники с приятным дизайном и естественным нейтральным звучанием.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) - цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW - программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo - самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

Image-Line FL Studio 12. image-line.com

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live 9.2.2. ruprograms.com

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Logic Pro X. macworld.com

Переход на Logic - естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь - недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

samsontech.com

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

akaipro.com

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

m-audio.com

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

ru.aliexpress.com

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты - VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга - постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Что делать дальше?

Мы разобрались с базовым оборудованием для вашей домашней звукозаписывающей студии. На этом этапе можно начинать творить. Количество и разнообразие стаффа, которым вы можете дополнить вашу студию ограничено лишь вашими средствами и фантазией.

Помните, что качественные устройства и музыкальные инструменты могут эксплуатироваться десятилетиями, а музыканты - люди, подверженные постоянному желанию обновлять своё . На специализированных форумах и в группах «ВКонтакте» вы найдёте не только общение с единомышленниками, но и множество предложений по покупке и продаже музыкальной техники. Это поможет вам существенно сэкономить при обустройстве домашней звукозаписывающей студии.

Конечно, если вы сочинили одну или две песни, то лучше воспользоваться уже готовой студией. Многие студии звукозаписи предлагают свои услуги. Но есть такие авторы, которые написали уже десяток песен и у них в планах продолжать своё творчество. В таком случае лучше оборудоватьстудию звукозаписи у себя дома. Но как это сделать? Есть два способа.

Первый способ простой. В него входит минимум того, что нужно для довольно качественной записи:

  • звуковая карта с микрофонным и линейным входами;
  • компьютер, отвечающий системным требованиям звуковой карты;
  • программа звукозаписи и сведения, установленная на компьютер;
  • наушники;
  • микрофонный шнур;
  • микрофон.

Каждый музыкант, разбирающийся в компьютерной технике, вполне сможет собрать такую систему сам. Но есть и второй, более сложный, способ . Он предполагает те компоненты студии, которые были указаны в первом способе, и ещё дополнительное оборудование для более качественной аудиозаписи. А именно:

  • микшерный пульт с двумя подгруппами;
  • аудио компрессор;
  • процессор обработки голоса (ревербератор);
  • акустическая система;
  • коммутационные шнуры, чтобы это всё подключить;
  • комната, изолированная от посторонних шумов.

Теперь разберём подробнее основные компоненты для домашней студии звукозаписи.

В каком помещении должна происходить запись?

Помещение (дикторская), в котором планируется аудиозапись, в идеале, должно быть отдельным от помещения, в котором будет находиться оборудование. Шумы от вентиляторов устройств, кнопок, фейдеров, могут «загрязнить» запись.

Внутренняя отделка должна свести к минимуму реверберацию внутри комнаты. Этого можно добиться, повесив на стены толстые ковры. Так же надо учесть, что маленькая комната, в отличие от большой, имеет меньший уровень реверберации.

Что делать с микшерным пультом?

Для того чтобы связать воедино все устройства и послать сигнал на звуковую карту, нужен микшерный пульт с двумя подгруппами.

Коммутация пульта происходит следующим образом. К микрофонной линии подключается микрофон. С этой линии делается посыл на подгруппы (на общий выход посыл не делается). Подгруппы соединены с линейным входом звуковой карты. Так же с подгрупп посылается сигнал на общий выход. Линейный выход звуковой карты подключается к линейному входу пульта. С этой линии делается посыл на общий выход, к которому подключается акустическая система.

Если есть компрессор, то он подключается через «разрыв» (Insert) микрофонной линии. Если есть ревербератор, то на него подаётся необработанный сигнал с Aux-выхода микрофонной линии, а обработанный сигнал возвращается в пульт на линейныйвход и с этой линии посылается на подгруппы (на общий выход посыл не делается). На наушники подаётся сигнал с Aux-выхода микрофонной линии, линии компьютера и линии ревербератора.

Происходит следующее. В акустической системе слышна такая звуковая картина: фонограмма с компьютера, голос с микрофона и обработка с ревербератора. В наушниках звучит то же самое, только отдельно отрегулированное на Aux-выходе всех этих линий. На звуковую карту посылается только сигнал с микрофонной линии и с линии, к которой подключён ревербератор.

Микрофон и микрофонный шнур

Ключевым элементом звуковой студии является микрофон. От качества микрофона зависит, будет ли сделана качественная аудиозапись. Выбирать следует микрофоны фирм, которые делают профессиональное оборудование. По возможности микрофон должен быть студийным, так как именно он имеет более «прозрачную» частотную характеристику. Микрофонный шнур должен быть выполнен в симметричной распайке. Проще говоря, у него должно быть не два, а три контакта.

Звуковая карта, компьютер и программное обеспечение

Как говорилось ранее, для простой нужна звуковая карта с микрофонным входом. Это нужно для того, чтобы подключить без микшерного пульта микрофон к компьютеру. Но при наличии пульта микрофонный вход в звуковой карте не требуется. Главное, чтобы в ней были линейные вход (In) и выход (Out).

Системные требования «звукового» компьютера не высокие. Главное, чтобы в нём стояли процессор с тактовой частотой не ниже 1 ГГц и оперативная память не меньше 512 Мб.

Программа для записи и сведения звука должна быть с многодорожечной записью. С одной дорожки воспроизводится фонограмма, а на другую записывается голос. Настройки программы должны быть такими, чтобы дорожка с фонограммой была определена к выходу звуковой карты, а дорожка для записи – к входу.

Компрессор и ревербератор

На многих полупрофессиональных микшерных пультах уже стоят встроенные компрессор (Comp) и ревербератор (Rev). Но пользоваться ими для качественной аудиозаписи не рекомендуется. За неимением отдельных компрессора и ревербератора, следует пользоваться программными аналогами этих устройств, которые имеются в многодорожечной программе звукозаписи.

Всего этого будет достаточно для создания звукозаписывающей . С таким оборудованием не будет возникать вопроса, как сделать качественную аудиозапись.

Если стоит задача открыть студию звукозаписи (домашнюю или коммерческую), многие задаются вопросами: — с чего начать? что купить первым? что обязательно в студии? на что сделать акцент?

Для того, чтобы ответить на данные вопросы, тщательно обдумайте дальнейшие планы и решите, вы будете записывать только вокал и инструменты, или же еще будете делать запись живой ударной установки? Если вы хотите полный комплекс, тогда и помещение будет в разы больше. Если вы создаете студию чисто для себя и хотите получить достойное качество записи, тогда Вам понадобится не так уж и много техники:

  1. Компьютер — он же рабочая лошадка. Это должен быть мощный аппарат, чтобы мог тянуть не только один проект, но и 50-70 дублей вокала спетых кристально чисто. Какую выбрать DAW для работы — это вопрос Вашего вкуса. Разницы в качестве между ними нет. Если раньше какая-то программа была предназначена для работы с midi, какая-то для обработки и имела более расширенный функционал, то сейчас это большие станции, которые включают в себе все возможное. Мы остановились на программе Samplitude Pro X3 Suite, которая не так разрекламирована, как ее коллеги по цеху, но имеет все необходимое для сведения и мастеринга. Как ускорить компьютер для работы можно прочесть здесь:
  2. Звуковая карта (их мы рассматривали здесь: ). Заглядывая наперед, хотелось бы сразу подчеркнуть — встроенные карты в ПК не подходят для профессиональной работы. Они предназначены не для музыки, а для технического воспроизведения. Что и говорить, через такие карты вы не сделаете качественную запись какого-либо инструмента. Единственная звуковая карта в своем роде, которую хотелось бы выделить (которую можно встроить в компьютер) — это карта от компании RME. У них множество моделей как внешних, так и внутренних карт, но их стоимость стартует от 400$. Но это все равно не решит вопрос качественной записи инструментов, и нужно присмотреться к внешним картам с DI-Box-ом (чтобы не захватывались шумы той же электро гитары).
  3. Микрофон . Какая студия звукоЗАПИСИ без микрофона? правильно — никакая! 🙂 Микрофон это самое щепетильное, что может в ней быть. Если вы собираете студию под себя — не ориентируйтесь на стоимость, а приезжайте в музыкальные магазины и пробуйте как ваш голос будет в нем звучать. Часто бывает так, что у кого-то голос звучит лучше в микрофоне за 200$, чем в микрофоне за 1000$. Бывает и наоборот. Не смотрите на названия и маркетинговые ходы. Студийный микрофон за 90$ вовсе не гарантирует вам хорошую запись. Присмотритесь к классическим моделям, которые многие годы используются и до сих производятся. Мы не решимся советовать что-то конкретное, это скорее дело вкуса.
  4. Мониторы . Если вы хотите слышать правильный звук, то колонки с домашнего кинотеатра не подойдут. Вам нужны студийные мониторы, которые предназначены для калибровки звука и имеют ровную АЧХ. Важно подчеркнуть, что делать сведение на 3-х дюймовых мониторах не стоит. Вы потеряете очень много информации в низах и нижней середине. Рассматривайте сразу 5 — 8-ми дюймовые (в зависимости от помещения), и желательно с сабвуфером. Стоимость хорошего монитора (а чаще всего их стоимость указывается за одну колонку) стартуют от 300$ (пара обойдется в 600$ и больше).
  5. Наушники . Если нет возможности приобрести мониторы — возьмите хорошие наушники (решение подойдет только для домашней студии). Какие именно наушники воспроизводят кристальный звук, мы рассматривали в этой статье: . Естественно, в наушниках вы не сможете проконтролировать, как микс поведет себя на большой акустике, потому стоит сразу присматриваться к пункту 4. В случае, если вы не умеете делать сведение и мастеринг, либо не имеете нужно аппаратуры, либо нужно сделать быстро, либо… что-то еще, — под любым предлогом приходите к нам! Мы сделаем сведение и мастеринг недорого и качественно, что существенно сэкономит Вам время и расходы.
  6. Предусилитель (преамп) . Для микрофона понадобится неплохого качества предусилитель, чтобы сразу насытить и обогатить запись. Если вы сравните накопление в микрофон напрямую с карты и через него, то разница будет очень существенной. Это упрощает работу и позволит раскрыть Ваш голос.
  7. Микшерный пульт . Студия звукозаписи просто обязана иметь на борту хотя бы недорогой микшерный пульт. При записи голоса или инструментов вам будет очень удобно выстроить нужны баланс и даже сделать панорамирование. Обратите внимание на «старичков» данных аппаратов и не покупайте дешевые аналоги, которые будут вносить шум и артефакты в записываемый материал.
  8. Звукоизоляция . Записывать материал интересно, но при обработке может выйти так, что фоновые звуки, шаги, щелчки и другие артефакты будут захватываться микрофоном. Также при сведении и мастеринге звук может отражаться от стен и это создаст частотную неразбериху. Чтобы максимально сильно это исключить — нужно сделать изоляцию комнаты. Для этого достаточно специального поглощающего поролона. Стоимость на него разная — от 3$ за пласт 50*50 см
  9. DAW контроллер . Вы удивитесь, насколько удобно и быстро можно управлять проектом через микшер для программы. Вам не придется делать лишних движений мышкой по мелким элементам микшера на мониторе и сможете все выстроить своими пальцами. К сожалению микшерные пульты не выполняют данной функции, хотя это бы существенно упростило процесс.
    Среди наиболее популярных можно выделить Avid Artist Control V2, Preconus FADEPORT, Avid Artist Mix и Behringer X-Touch Universal.
  10. Коммутация и ИБП. Как бы смешно не звучало, но ИБП (источник бесперебойного питания) обязан быть в каждой студии на случай непредвиденных обстоятельств. Крайне обидно и досадно, когда в DAW программе не настроено автоматическое сохранение проекта, и тут в один миг отключается свет и Ваша 3-х или 5-ти часовая работа просто слетает без возможности восстановления. В этом случае вас спасет ИБП, который даст 10-15 минут на спокойное сохранение и выключение компьютера.

Если вы создаете коммерческую студию, тогда стоит присмотреться еще к таким деталям.

  1. Обязательно, для контроля и мониторинга сводимого вами проекта, нужно проводить шит-контроль звука. Что это и для чего это нужно, мы рассматривали в статье: .
  2. Когда Ваша мониторная линия расширится, станет вопрос регулирования баланса мониторов. Согласитесь, будет крайне не удобно бегать включать/выключать мониторы, чтобы послушать как и что звучит. Для этого Вам понадобится контроллер мониторов. Среди наиболее популярных можно выделить две модели, которые часто встречаются в мировых студиях миксинга и мастеринга: Mackie BIG KNOB и Behringer Xenyx CONTROL2USB.
  3. Часто происходит так, что клиенты просят записать или переписать некоторые партии инструментов. Наиболее востребованными в студиях звукозаписи являются гитары. Возьмите себе на борт пару акустических и электро-гитар для таких потребностей.
  4. Микрофоны. Если вы планируете записывать инструменты и ударные установки, то под каждую задачу будут нужны разного типа микрофоны. Это влетит в хорошую копеечку, так как для каждого инструмента, тарелки, рабочего барабана и так далее — понадобятся отдельные микрофоны, которые наиболее точно и правильно передадут звук.
  5. Большой микшерный пульт. Мы писали ранее, что для домашней студии звукозаписи будет достаточно небольшого размера пульт, но если вы будете записывать ударную установку или кавер-бенды, все это нужно будет вывести через пульт в программу и сразу же вывести баланс и панораму. Здесь без хорошего дорого пульта не обойтись. В ином случае Вам грозит частотная неразбериха и полнейшая каша в проекте.