Как улучшить психологическое состояние и научиться устойчивости к стрессам. Зачем нужен психологический иммунитет, как его выработать: правила здоровой психики, нет психическим расстройствам и депрессиям

Контрольная работа

Психологическая устойчивость



Введение

Психологическая устойчивость (терминология и факторы)

Жизнестойкость личности как фактор психологической устойчивости

Диагностика психологической устойчивости

Психологическая устойчивость в практической психологии

Заключение


Введение


Современная жизнь человека наполнена различными событиями - это нормативные жизненные изменения, происходящие с большинством людей и чрезвычайные ситуации, не прогнозируемые и чаще всего нежелательные для общества и личности. Наряду с этим, количество нормативных стрессоров в жизни человека величина относительно постоянная, а так же обусловленная индивидуальными жизненными ситуациями . Количество же внешних, непрогнозируемых стрессов, связанных с техногенными, промышленными, природными катастрофами постоянно увеличивается.

Несмотря на вид и источник происхождения каждое из вышеназванных событий вызывает у человека стресс и обладает своим значением по «шкале вреда» наносимого личности. Например, чрезвычайные ситуации техногенного характера, в отличие от ситуаций природного характера, переживаются большинством людей более тяжело; пережитые в детском возрасте чрезвычайные ситуации могут стать причиной психологических трудностей, физических и психических заболеваний в последующем . В связи с этим, именно психологическая устойчивость личности становится необходимым условием сохранения физического, психического и психологического здоровья вне зависимости от пола и возраста человека.

В отечественной психологии проблема психологической устойчивости, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается такими авторами как Ю.В. Щербатых, Д.А. Леонтьев, Н.В. Гришина, К. Муздыбаев, Т.Л. Крюкова, Л.В. Куликов, И.П. Шкуратова и другими.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности .

Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.


1. Психологическая устойчивость (терминология и факторы)


Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Cловаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» .

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость) .

В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» - это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» - это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения.

В устойчивость входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации и т.д.) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы психологической устойчивости личности.

Факторы социальной среды: факторы, поддерживающие самооценку; условия, способствующие самореализации; условия, способствующие адаптации; психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).

Личностные факторы: Отношения личности (в том числе к себе): оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям; уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; терпимость, принятие других такими, какие они есть; чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; достаточно высокая самооценка; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального);

Сознание личности: вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели); экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства: доминирование стеничных позитивных эмоций; переживание успешности самореализации; эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.

Познание и опыт: понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений); адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность: активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей.

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов (положительных полюсах качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога и т.д.) .

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.


Жизнестойкость личности как фактор психологической устойчивости


Одним из факторов психологической устойчивости в современной психологической науке называют - «жизнестойкость личности».

Понятие «жизнестойкость» было введено С. Мадди и С. Кобейса разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения. Д.А. Леонтьев, принимая во внимание междисциплинарный подход, считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности .

Необходимо обозначить компоненты, составляющие понятие «жизнестойкость» - это:

Вовлеченность (commitment) - уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем.

Контроль (control) - убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д.

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни .

Исследования взаимосвязи жизнестойкости с другими личностными составляющими выявляют широкий их круг: чувство связности, оптимизм, устойчивость, самоэффективность, увлеченность деятельностью; вместе с тем: низкая тревожность, значимые обратные корреляции с вероятностью психосоматических заболеваний, культурного шока, посттравматических расстройств, депрессии и т.д. .

Обнаруженные взаимосвязи доказывают значимость изучаемого феномена не только как диагностического критерия жизненной устойчивости личности, но позволяют выявить те, личностные составляющие над которыми необходимо работать в психоконсультационном и психокоррекционном смысле с целью достижения жизнестойкости человека.

Жизнестойкость личности поддается измерению. В настоящее время заинтересованными исследователями используется тест «Жизнестойкость личности», разработанный С. Мадди и С. Кобейса в переводе на русский язык Д. Леонтьева.

Современная отечественная наука исследует жизнестойкость личности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью педагогов и психологов, сотрудников МЧС и других силовых ведомств. Вместе с тем остается малоизученным вопрос об исследовании и разработке методов повышения этого важного компонента личностной структуры обычного человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

психологический устойчивость жизнестойкость

3. Диагностика психологической устойчивости личности


Психологическую устойчивость личности возможно измерить с помощью тестовых методов (опросники, анкетирование). Методы диагностики исследуют психофизиологические и психологические составляющие устойчивости. Ряд методик используемых в повседневной работе практических психологов, представляют особый интерес.

Тест «Психологическая устойчивость» Л.В. Куликова. Тест предназначен для первоначального выявления признаков психологической устойчивости, позволяет выявить отдельные личностные нарушения, а также оценить вероятность их развития и проявления в поведении и деятельности человека.

Тест «Жизнестойкость личности» При создании опросника жизнестойкости авторы отобрали 6 шкал разных тестов (Теста отчуждения С. Мадди, Калифорнийского теста оценки целей в жизни М. Хана, Теста личностных особенностей Д. Джексона, Теста на локус контроля Дж. Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации были отобраны наиболее валидные и надежные пункты. Исходный англоязычный вариант опросника жизнестойкости (The Personal Views Survey III-R) состоит из 18 пунктов, включающих прямые и обратные вопросы и охватывающих все три шкалы опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска). В третью, окончательную на сегодняшний день версию опросника вошли наиболее валидные и надежные пункты, причем пункты считались внутренне валидными, если они предсказывали развитие соматических заболеваний в стрессовой ситуации в течение года после измерения жизнестойкости (Maddi, 1998 b). Исследования С. Мадди и его коллег (Maddi, Khoshaba, 2001) подтвердили надежность согласованность опросника.

Методика выявление нервно-психической устойчивости человека

Методика позволяет практическому психологу комплексно осуществлять диагностику, прогнозирование и профилактику нервно-психической неустойчивости различных категорий сотрудников. Она объединяет "батарею " частных методик, включающих в себя:

методику ШСНД (шкала самооценки нервной депрессии);

методику "Прогноз";

методику САН (самочувствие, активность, настроение);

методику ШС (шкала самооценки (Спид6ергера-Ханина);

методику ЛД (личностный дифференциал);

методику ЛШПТ (личностная шкала психической тревожности).

Методика дает возможность измерить уровни тревожности, депрессии, самоуважения, удовлетворенности собой, определять состояние фрустрации, подавленности, личностного дискомфорта и другие виды астеничных эмоциональных переживаний человека. Достоинством методики является то, что кроме непосредственной диагностики различных типов нервно-психической неустойчивости она позволяет прогнозировать и предупреждать данные нежелательные явления в период скрытой (латентной) фазы их развития. Особая значимость методики состоит в том, что при правильном подходе она поможет в профилактике конфликтных ситуаций, связанных с феноменами отклоняющегося поведения.

Методика определения уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз» и «Прогноз 2». Опросник, разработанный в Ленинградской Военно-медицинской Академии в 1985 году В.Ю. Рыбниковым и предназначенный для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Основная цель методики - определение уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Опросник позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека, особенно при усложнении внешней ситуации. Методика особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Методика «Уравновешенность нервной системы». Методика позволяет путём анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (уравновешенность).

Методика «Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость» Акцентуации характера понимаются как крайний вариант психической нормы. Данная методика рассматривает следующие диагностические шкалы: экстраверсия-интроверсия, эксплозитивная форма, психостеническая форма, шизоидная форма, истероидная форма, шкала направленности, шкала надёжности. Нервно-психическая неустойчивость объединяет в себя ряд частично патологических или предпатологических проявлений личности, они могут предрасполагать к нервным срывам или срывам психической деятельности. Сюда входит Шкала нервно-психической неустойчивости. Интерпретация составляется на основе анализа полученных в 9 бальной шкале результатов. Так же анализируются сочетания шкал между собой.

Таким образом, диагностические методики исследующие устойчивость личности представляют собой в основном варианты опросников и исследуют сознательную самооценку испытуемым изучаемого качества. Вместе с тем наблюдается дефицит проективных методов исследования, которые опирались бы на данные неосознаваемых частей личности человека и возможно давали бы более объективную информацию.


Психологическая устойчивость в практической психологии


Любой человек хотя бы раз в жизни нуждался в изменении своего психологического состояния в кратчайшие сроки для сохранения психологической устойчивости. Люди стремятся это сделать с помощью различных нехитрых средств, способствующих улучшению своего состояния. Кто-то, например, предается воспоминаниям о положительных событиях, произошедших в жизни, кто-то пытается дышать глубже и медленнее. Каждый ищет «свой» способ, и кто-то находит его самостоятельно. Как правило, одного способа не достаточно, лучше иметь в наличии несколько. Ведь ситуации бывают разными, а соответственно и способы самопомощи различны. Если вы применили «свой» способ в определенной ситуации, и он вам помог, это не означает, что в другой ситуации тот же способ даст ожидаемый результат.

Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им обрести психологическую устойчивость и успокоиться если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.

Такая неспособность человека регулировать свое настроение может отрицательно сказаться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей.

Более того, длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (состояние ожидания, тревоги, неизвестности, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние .

Еще в древности была замечена связь между эмоциями человека и его физическим состоянием. Считалось, например, что необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце; зависть и злость - поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска - ускоряют старение. Нервные длительные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя отследить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.

Существуют классификации методов нейтрализации стресса позволяющих занять более психологически устойчивое положение при столкновении с трудной жизненной ситуацией. Одна из наиболее распространенных классификаций разделяет методы уменьшения стресса так:

.Физические методы - воздействие высокими и низкими температурами, светом различного спектра и т.д.

.Биохимические методы - фармакологические препараты, лекарственные растения, ароматерапию.

.Физиологические методы - непосредственное воздействие на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию, дыхательные техники, метод биологической обратной связи (БОС - это метод саморегуляции человека который позволяет непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них).

.Психологические методы - рациональная психотерапия (наиболее часто встречающийся метод работы, основанный на рациональных убеждениях человека), диссоциирование от стресса (мысленное изменение неприятных событий), визуализация (использование позитивных образов, путях позитивного выхода из ситуации и т.д.), НЛП (нейролингвистическое программирование - формирование условного рефлекса перехода негативного переживания в позитивное путем использования речи и определенных фраз), медитация как метод уменьшения стресса, тренинг повышения коммуникативной компетентности и совершенствования поведенческих навыков, тренинг жизнестойкости личности (формирование жизнестойких убеждений) и другие .

Вместе с тем комплексный подход, включающий использование в определенной части методов из всех частей классификации в работе над формированием или поддержанием психологической устойчивости личности является наиболее желательным и эффективным.

Важно отметить, что работа по поддержанию психологической устойчивости личности может быть как экстренной (в ситуации острой психической травмы) так и превентивной (профилактической). Экстренную психологическую помощь в случае масштабных массовых бедствий, катастроф оказывают такие экстренные службы как Центр экстренной психологической помощи МЧС России и его филиалы по все стране, экстренные телефоны доверия (молодежи, детей и т.д.). Стационарные городские, краевые и коммерческие психотерапевтические и психологические центры и службы оказывают такого рода психологическую помощь по индивидуальному запросу человека.

Целенаправленную превентивную работу по сохранению и укреплению психологической устойчивости осуществляют силовые ведомства МВД, МЧС и другие по отношению к собственным сотрудникам, где эта работа является обязательной, учитывая сложный (стрессогенный) и напряженный характер профессиональной деятельности.


Заключение


В заключение необходимо отметить, что психологическая устойчивость является чрезвычайно важной частью личностной структуры человека. Количественная и качественная характеристика формируется, вероятно, начиная с детского возраста, когда человек проходит кризисы взросления, являющиеся нормативными стрессорами, и оказывает непосредственно влияние на всю жизнедеятельность человека.

В повседневном масштабе жизни каждой отдельной личности случаются такие ситуации, которые на житейском языке называют: горе, беда, несчастье. Человек, не всегда успешно проживает их даже в ситуации нормативного стресса и с трудом адаптируется или вообще не адаптируется к новой жизненной ситуации.

Вместе с тем, психологическая устойчивость по данным науки является изменяемым фактором, на который можно воздействовать психологическими методами (консультирование, тренинги, упражнения, занятия). Таким образом, необходима целенаправленная психологическая работа с людьми разного возраста по развитию и поддержанию психологической устойчивости как важного адаптационного механизма личности.

Профессионализм психолога, к которому обращаются за помощью люди, испытывающие проблемы с психологической устойчивостью, позволяют ему распознать факторы и причины неустойчивости, подобрать адекватные и эффективные методы помощи. При этом в круг задач психолога должны входить не только терапевтическая (экстренная) но и психопрофилактическая работа, чтобы в будущем его клиент стал более психологически устойчив и сам смог справляться со своим состоянием в ходе преодоления трудных жизненных обстоятельств.

Список используемой литературы


1.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.: Изд-во СПбГУ 2006г. - 382 с.

Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87-115.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005 г. - 960 с. - «Справочник практического психолога».

Никошкова Е.В. Англо-русский словарь по психологии. М., 1998.

Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под редакцией Р.Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер 2003. - 1096 с.: ил.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.

Словарь синонимов русского языка /Ред. Л.А. Чешко. - М., 1986.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Есть люди, которых, казалось бы, невозможно вывести из себя. Мы завидуем им и считаем, что они родились такими, им просто повезло. Однако на самом деле, психологическая устойчивость – это отнюдь не врожденная человека.

Что такое психологическая устойчивость?

Под термином психологической устойчивости личности в самой психологии подразумевают умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, в обстановке стресса. Это свойство личности не передается генетически, а развивается вместе с формированием личности.

Психологическая и эмоциональная устойчивость зависит от типа нервной системы (которая врожденная), от жизненного опыта человека, от навыков, уровня профессиональной подготовки, умения вести себя в обществе, вида деятельности и т.д. То есть, можно подытожить, что один (пожалуй, решающий) фактор – врожденный. Это вид нервной деятельности. Но все остальное зависит от нас самих. Ведь человек, познавший и победивший не одну беду, будет гораздо устойчивей, чем тот, кто вырос в «тепличных условиях». То же самое касается и обратной стороны медали: если в жизни человека было чересчур много , его нервы просто расшатаны, и он реагирует остро на любую мелочь.

Однако психологическая устойчивость не гарантирует устойчивость от всего на свете. Это – не стабильность, непоколебимость нервной системы, а именно гибкость. Главная характеристика психологической устойчивости к стрессам – это мобильность психики при переходе от одной задачи к другой.

Как повысить психологическую устойчивость?

Если изменить вид нервной деятельности нам не под силу, то мы можем повлиять на все остальное. Не можем изменить мир, меняем отношение к происходящему.

Итак, начнем развитие психологической устойчивости с самого малого. Например, вас оскорбили, вы ощущаете стыд, гнев, унижение и т.д. Вы не можете изменить факт случившегося, но можете изменить свою реакцию, которая, собственно, и выводит из колеи. Обратите внимание: вы ведь не раздражаетесь каждый раз, когда мимо пробегает лающая собака? Также можно поступить и с оскорблением. Просто выкиньте это из головы.

Для повышения психологической устойчивости, нужно, прежде всего, создать комфортные для жизни условия, чтобы не раздражаться впустую и на ровном месте. Если вы медлительны от природы (а это врожденный тип нервной деятельности, ничего не поделаешь), надо построить свою жизнь так, чтобы в ней было как можно меньше спешки и суеты.

Во-вторых, это отдых для нервной системы. Хорошо помогает нахождение за городом, на природе. Если ваша нервная система будет отдохнувшей, она будет более устойчивой перед лицом стресса.

И в-третьих, если стресс возникает из-за постоянного противоречия желаний (необходимости) и принципов, нужно либо пересмотреть принципы, чтобы удовлетворять свои желания, либо необходимости, чтобы они не противоречили принципам. К примеру, если вам на работе нужно делать то, что претит вашей морали, подумайте о смене вида деятельности.

Введение

С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.

В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации.

Психологическая устойчивость личности

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:

  • - стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;
  • - сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.

Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная определенность - это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределённость - отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются основными, ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях - также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем касаться вопросов надежности деятельности. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект - соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Сопротивляемость. Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Многие люди, сталкиваясь с тяжелыми испытаниями, считают себя недостаточно сильными, чтобы с ними справиться. От них часто можно услышать: «Конечно, она это преодолела, она сильная, а я так не могу». На самом деле убежденность в том, что кому-то высокая психологическая устойчивость дана от рождения, неверна. Люди, которые уверенно справляются с провалами, болезненными расставаниями и другими ударами судьбы, не родились с несгибаемым характером и стальной волей – они такими стали. И это под силу каждому из нас.

Психологи определяют психологическую устойчивость как способность восстанавливаться после неудач и легко приспосабливаться к изменениям. Это качество можно и нужно развивать, и помогут вам в этом 15 шагов.

1. Поддерживайте здоровые отношения

Не так важно, кто это будет – члены семьи, друзья или знакомые из группы поддержки, в которую вы обратились со своей проблемой. Важно, чтобы общение строилось на взаимном доверии, заботе и желании помогать друг другу. Обсуждение проблем помогает понять, что мы не останемся наедине с трудностями и что другие люди тоже переживали или переживают прямо сейчас нечто подобное.

Когда мы знаем, что можем опереться на близких, это создает ощущение безопасности, и уровень психологической устойчивости повышается.

2. Встречайте жизненные трудности лицом к лицу

Не отрицайте происходящее. День за днем, шаг за шагом делайте то, что в силах, чтобы справиться с трудностями.

3. Верьте, что проблему можно решить

Мы не можем контролировать все, но в силах контролировать реакции. Хвалите себя за шаги, которые предпринимаете для преодоления трудностей или кризисной ситуации. Верьте, что можете справиться с проблемой. Напоминайте себе о прошлых победах – наверняка в жизни уже происходило что-то неприятное, с чем вы смогли справиться.

Воспринимайте себя как человека, который способен решать проблемы. Пусть сложные времена станут возможностью доказать это себе.

4. Развивайте навыки решения проблем и идите к цели

Не позволяйте проблемам, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми, помешать вам двигаться дальше. Подумайте, что можете сделать прямо сейчас, чтобы начать разбираться с ситуацией. Составьте список вариантов действий, но не пытайтесь найти идеальное решение, которое удовлетворит всем критериям, просто генерируйте идеи.

Когда завершите список, распишите каждый пункт чуть подробнее: что именно будете делать в этом случае, с чего начнете, какие последствия возможны. Выберите наиболее реальный вариант и начинайте работать над ним. Если он не сработает, выберите другой. Возможно, такой подход кажется банальным, но эффективность вас удивит.

5. Действуйте

Вместо того чтобы замирать в нерешительности или прокрастинировать, сделайте шаг вперед. Разделите план на небольшие этапы, чтобы он не казался сложным и невыполнимым. Начните с малого. Не зацикливайтесь на переживаниях о завтрашнем дне, живите сейчас. Воспринимайте себя не как жертву, а как борца – стойкого и несгибаемого.

6. Примите изменения как часть жизни

С течением времени некоторые мечты и планы, которые лелеяли, могут стать невыполнимыми. Признавать это больно. Но вместо того, чтобы сожалеть о несбывшемся, лучше направить энергию на то, что еще можно сделать сейчас или в будущем.

«Когда одна дверь закрывается, открывается другая. Но мы так долго и с таким сожалением смотрим на закрывшуюся дверь, что не замечаем ту, которая открылась», – эти слова Александра Грэма Белла как нельзя лучше подходят к этой ситуации. Тренируйте гибкость и умение видеть события в новом свете.

7. Примите отрицательные эмоции

Никому при рождении не обещали, что жизнь всегда будет легкой и приятной. Позвольте себе испытывать весь спектр эмоций. Один из признаков высокой психологической устойчивости – умение сопереживать себе, принимать моменты печали, гнева, страха и тревоги. Эти эмоции естественны. На них не нужно зацикливаться, но и отрицать их не стоит: проживая их, мы учимся адаптироваться к жизни.

8. Сохраняйте внутренний локус контроля

Люди с высокой психологической устойчивостью верят в важность того, что делают. Они берут на себя ответственность за действия и их последствия. Люди с внешним локусом контроля, наоборот, винят в своих неудачах других людей или обстоятельства.

Такой подход к жизни удручает, разочаровывает и тяготит. Каждый выбор влияет на развитие событий, так что пора взять ответственность на себя.

9. Подумайте, чем борьба вам поможет

Преодолевая трудности, мы развиваемся и растем. Ситуации затрагивают разные качества личности: одни учат сострадать себе, другие – осознавать эффективность. Может быть, в результате вы научились с большей благодарностью относиться к жизни? Спросите: «Чему меня учит ситуация?»

Даже если сейчас это кажется невероятным, возможно, в будущем вы будете благодарны за то, кем стали в процессе преодоления трудностей.

10. Оценивайте проблемы в перспективе

Реагируйте на сложные ситуации адекватно: если чувствуете, что незначительная проблема кажется катастрофической, попробуйте взглянуть на ситуацию иначе. Спросите себя: «А будет ли это важно для меня через пять лет?» Лишние переживания могут сбить вас с ног и подорвать способности к решению проблем.

Стремитесь к оптимистичной и реалистичной точкам зрения. Вместо самого мрачного сценария представляйте самый благоприятный. Быть оптимистом не значит игнорировать проблемы или относиться к ним несерьезно. Это значит верить в то, что в итоге все сложится хорошо.

12. Заботьтесь о себе

Переживать трудные времена проще, если вы в хорошей форме физически и эмоционально. Здоровое питание, сон, спорт и отдых неспроста рекомендуют самые разные специалисты. Одним со стрессом помогают справиться медитации или молитвы, другим игры с домашними питомцами, прогулки на природе или вечер в компании друзей. Делайте то, что вас радует и помогает расслабиться.

13. Найдите баланс между помощью извне и собственными ресурсами

Нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью в трудную минуту. Но всецело полагаться на других и впадать в зависимость от них – это мешает нам учиться справляться с проблемами.

14. Скажите «нет» саморазрушению

Алкоголь, наркотики, азартные игры, переедание не помогают решать проблемы. Прибегая к этим средствам, мы лишь ненадолго делаем вид, что проблем нет. На самом деле трудности не только останутся, но и усугубятся – к ним добавятся зависимость, проблемы со здоровьем и деньгами. И тогда сил на преодоление сложных ситуаций будет меньше.

15. Ставьте краткосрочные и долгосрочные цели

Если вы наполните каждый день смыслом, вам будет легче преодолевать сложности. В некоторых случаях вы даже сможете использовать свой опыт, чтобы помочь другим людям в тяжелой ситуации.

Чтобы развить психологическую устойчивость, придется поработать над собой и изменить многие привычки. Но только трудности делают сильнее.

Об авторе

Рейчел Финци (Rachel Fintzy) – психотерапевт, работает в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Подробнее на ее сайте .