Минздравсоцразвития РФ»
Тел. (4, e-mail: *****@***ru
Исходной точкой официального обращения мирового сообщества к проблеме, получившей впоследствии название электронного здравоохранения (e-Health), можно считать проект G8 от 2000 г. под названием «Глобальные приложения в здравоохранении» (Healthcare Application Project). Следующим шагом явилось принятие Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2005 г. Концепции e-Health .
В медицинском плане электронное здравоохранение, как один из аспектов электронного государства, – это обеспечение информационной поддержки всего спектра задач охраны здоровья населения при переходе к электронным медицинским записям, базы данных которых должны быть доступны при необходимости любому врачу (в условиях санкционированного доступа с учетом его ролевых прав). Результатом реализации такого подхода при создании глобальной инфраструктуры должно явиться повышение эффективности этапного лечения пациентов и помощи в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, в настоящее время здравоохранение России – болевая точка не только в обеспечении потребности населения в медицинских услугах, но и в информационно-телекоммуникационном обеспечении самой системы здравоохранения.
Обратимся в связи с этим, к направлениям, определяющим понятие электронного здравоохранения. Основными можно считать следующие:
· Оперативный доступ ко всей информации пациентов, включая медицинские изображения.
· Возможность совместного анализа данных врачами на основе любой необходимой информации.
· Формирование регистров по заболеваниям, социальным группам и т. д.
· Оперативное получение любых статистических данных в необходимых разрезах.
· Дистанционные контакты (включая видеоконференции) врачей между собой и с пациентами в целях проведения консультаций.
· Домашний мониторинг здоровья.
· Запись на прием к врачам через Интернет.
Минимальное развитие в России нашел домашний мониторинг, иногда называемый персональным, который представляет собой своего рода виртуальное посещение пациента. Такой дистанционный мониторинг состояния пациента (Remote Patient Monitoring) рассматривается как потенциальный инструмент управления помощью на дому при необходимости регулярного наблюдения . В развитых странах он обеспечивает:
- Профилактический и постгоспитальный телемониторинг в домашних условиях, в том числе удаленный контроль физиологических показателей. Контроль состояния и консультативную помощь беременным женщинам, престарелым и инвалидам. Удаленное видеонаблюдение за лежачими больными, включая прием ими лекарств. Психологическую и социальную поддержку пациентов на дому, включая аспекты психотерапии.
Реализация домашнего мониторинга обеспечивает значительное сокращение числа посещений пациентов на дому врачами и медицинскими сестрами. Так, в США ежедневно осуществляется 1,5 млн. сеансов телепомощи на дому. При этом медицинская сестра, обслуживающая обычно 5 – 6 пациентов, с помощью телемедицинских технологий может помочь 15 – 25 больным. В финском исследовании использования телепомощи на дому было показано снижение на 30% числа направляемых к врачу пациентов, при этом снижение расходов составило также 30% .
В основе документооборота при использовании информационных технологий должна находиться единая Электронная Медицинская Карта (ЭМК), использующаяся повсеместно для ведения медицинской документации и оперативного обмена данными между участниками лечебно-диагностического процесса. Такое объединение информации естественно предполагает наличие интероперабельности гетерогенных информационных систем , чему в определенной степени соответствует понятие Интегрированные Медицинские Системы или, в англоязычном варианте, Connected Healthcare Framework. Параллельно у пациентов появляется возможность получения электронного паспорта здоровья (ЭПЗ), который должен включать информацию о хронических заболеваниях и о характеристиках организма, имеющих жизненно важное значение при оказании экстренной помощи (группа крови, аллергические проявления и т. п.). ЭПЗ, хранимый на каком-либо внешнем носителе, будет постоянно находиться у человека, обеспечивая оперативное получение наиболее релевантной персональной медицинской информации. С его помощью, уже в качестве «ключа», желательно организовать и доступ к персональным медицинским данным пациента в любом лечебно-профилактическом учреждении.
Концентрация всех медицинских сведений человека (персоно-центрированная парадигма электронного здравоохранения в отличие от «привязки» медицинских записей к лечебному учреждению) опирается на единое информационное медицинское пространство, которое, в конечном счёте, должно обеспечить полноценный мониторинг здоровья населения, провозглашённый еще в 1996 г. . Значение данного подхода особенно явно проявилось на примере США, где после урагана “Катрина» централизованные электронные записи о лекарственных назначениях способствовали организации эффективной медицинской помощи беженцам при массовой потере бумажных носителей медицинской информации .
Реализация электронного здравоохранения в полном объеме возможна только на основе всеобъемлющего электронного документооборота, обязательно включающего персональные медицинские записи. При этом e-Health обеспечивает персоно-центрированный подход на основе интеграции записей электронных медицинских карт каждого пациента. Это послужило основанием для определения электронного здравоохранения как "распределенного здравоохранения" , в котором физическое местонахождение пациента и конкретных лечащих его врачей не будет иметь принципиального значения, тем более, что уже в настоящее время проводятся удаленные телемедицинские консультации, манипуляции и даже операции (телехирургия). Следует заметить, что переход к e-Health позволит реализовать истинно однократный ввод первичных данных, что является классическим постулатом информатики. Таким образом, единое пространство медицинских данных, включающее все электронные медицинские карты всех учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению, доступные при санкционированном доступе медицинским работникам, позволят значительно повысить эффективность диагностических и лечебных мероприятий. Первые шаги в этом направлении носят пока «островковый» характер.
В европейских странах для обеспечения работников здравоохранения информационной инфраструктурой, включая создание региональных компьютерных сетей, был задействован план Европейского Союза «Информационное общество для всех» (Action Plan eEurope 2002 “An Information Society for All”). В России с конца 90-х годов наметилось движение в направлении создания территориальных информационных медицинских систем . Наибольшее развитие это получило в Республиках Башкирия , Удмуртия , Астраханской, Иркутской, Нижегородской, Самарской, Челябинской областях , Ханты-Мансийском автономном округе и некоторых других регионах.
Основой для построения современных интегрированных систем может служить известная модель OSI (Open Systems Interconnection Reference Model – Эталонная Модель Взаимодействия Открытых Систем), которая предполагает использование стандартизованных протоколов обмена информацией и непосредственное взаимодействие на их основе любых пользовательских оконечных систем.
Большие проблемы в здравоохранении создает нерешенная в течение многих лет ситуация в отношении стандартизации клинических записей и протоколов обмена медицинской информацией. Разработка стандартов для кодирования медицинской информации и обмена ею в сетях активно ведется за рубежом, где были предложены многочисленные системы кодирования различной клинической информации и стандарты электронного обмена данными и документами в сетях. В обобщенном виде, форматы и протоколы обмена данными между субъектами интегрированной информационной системы включают: 1) определение содержания сообщений (состава и семантики передаваемых данных); 2) выбор системы классификации и кодирования информации прикладного уровня; 3) разработку синтаксических правил построения и интерпретации сообщений; 4) выбор (определение), при необходимости, таблиц и правил кодирования сообщений; 5) разработку (выбор) протоколов обработки ошибок прикладного уровня в сообщениях .
Открытым остается и вопрос о технической реализации системы электронного здравоохранения. В настоящее время, видимо, нужно подвергнуть анализу возможности и удобство использования облаковидной оптимизации хранения (Claud optimized storage) в сочетании с концепцией Grid-компьютинг, акцент в которой сделан на разделяемые ресурсы и распределенные БД в масштабах глобальных сетей . Группу пользователей такой сети, в сочетании с правилами доступа к ней, автор предлагает называть виртуальной организацией. В определенной степени виртуальным можно считать и будущее электронное здравоохранение. Использование технологии облакоподобной оптимизации хранения может позволить минимизировать перемещение первичных медицинских данных при необходимости обращения к ним. Одним из существенных условий эффективности такого подхода является введение метаданных, без чего будет невозможно быстро ориентироваться в наборах хранящейся информации, определять последовательность ее изменения, обеспечивать непрерывность интегрированных динамических данных в хранилище и многое другое.
По новому будет реализована в системе электронного здравоохранения и телемедицинская консультативная помощь, так как врачи-консультанты получат возможность оперативного получения любой необходимой информации из любых медицинских документов больного. Это же касается бригад скорой медицинской помощи и врачей системы медицины катастроф.
Заглядывая в перспективу, можно говорить о комплексном анализе состояния здоровья населения врачами различных специальностей и стран. Одновременно синтез различной информации в системе электронного здравоохранения обеспечит новые возможности для принятия управленческих решений на основе интеллектуального анализа необходимой совокупности данных.
Как утверждает ВОЗ, система «электронное здравоохранение» должна стать важным компонентом разработки любых планов и стратегий реформирования здравоохранения в XXI веке . Но для этого, наряду с организационно-методическими вопросами, должны найти свое решение организационно-технологические проблемы коммуникационного характера:
q Постоянная гарантированная полоса пропускания каналов связи, включающая зоны ответственности всех провайдеров.
q О перативная организация шлюзов между провайдерами Интернет-услуг разных государств в чрезвычайных ситуациях.
q О беспечение связи между системами для видеоконференций и мобильными пользователями 3G, в дальнейшем 4G.
В целом, переход к электронному здравоохранению на основе персоно-центрированного подхода требует решения вопросов организационного, нормативно-правового и программно-технического характера , которые могут быть сведены к следующим постулатам:
q национальная концепция построения интегрированных информационных медицинских систем на основе персоно-центрированного подхода;
q единая система идентификации пациентов (с рождения на протяжении всей жизни);
q использование общепринятых стандартов;
q коммуникационная инфраструктура в системе учреждений охраны здоровья населения и по месту проживания пациентов;
Литература
1. Резолюция о стратегии ВОЗ в области eHealth, документ A58/21-WHA58.28, Генеральная ассамблея ВОЗ, 16-25 мая 2005 г. – Женева : ВОЗ, 2005.
2. Fursse J., Clarke M., Jones R. et al. An automated personalised intervention algorithm for remote patient monitoring // eHealth Beyond the Horizon – Get IT There / S. K. Andersen et al. (Eds.). – Amsterdam: IOS Press, 2008. – P.181-186.
3. Harno K. S.R. Telemedicine in managing demand for secondary care services // J. Telemed. and Telecare. – 1999. – No.5. – P.189-92.
4. Lloyd-Williams D. Ehealth: A dilemma for Europe // Brit. J. put. & Inform. Manag. – 2004. – Vol.21, No.10. – P.20-23.
5. Кобринский медицинские системы: конвергенция и интеграция на основе персоно-центрированной парадигмы // Междунар. форум «Информационные технологии и общество 2сент. 2006, Каорли (Венеция), Италия): Матер. форума. – М.: , 2006. – С.68-74.
6. Кобринский единого информационного медицинского пространства: Новая технология интеграции данных о состоянии здоровья // Вестник РАМН. – 1994. – №1. – С.53-56.
7. Концепция создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России. – Москва, 1996.
8. Mack D., Brantley K. M., Bell K. G. Mitigating the Health Effects of Disasters for Medically Underserved Populations: Electronic Health Records, Telemedicine, Research, Screening, and Surveillance // J. Health Care for the Poor and Underserved. – 2007. – Vol. 18. – P.432–442.
9. Шифрин здравоохранение: взгляд из медицинского учреждения // Документальная Электросвязь. – 2010. – №20. – С.101-104.
10. , Тронин системы обязательного медицинского страхования: Учебно-справочное пособие. – М.: ЭЛИТ, 2003.
11. , Сухорослов концепции распределенных вычислительных сред // Проблемы вычислений в распределенной среде: организация вычислений в глобальных сетях: тр. Ин-та системного анализа Росс. акад. наук (ИСА РАН). – М.: РОХОС, 2004. – С.6-105.
12. Учет проблематики здравоохранения и укрепление человеческого потенциала в области государственно-управленческой деятельности. Записка секретариата // ООН, Экспертный и социальный совет. Комитет экспертов по государственному управлению . Восьмая сессия. – Нью-Йорк, 30 марта – 3 апреля 2009 г. (http://unpan1.un. org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan033465.pdf).
13. Кобринский и пути интеграции информационных медицинских систем // Врач и информ. технол. – 2009. – №4. – C.4-11.
В нашей стране формируется единое информационное пространство в сфере медицины. Проанализировав тенденции применения информационных технологий в здравоохранении, TAdviser и Национальный центр информатизации подготовили инфографику и обзор перспектив создания единого пространства электронного здравоохранения и рассмотрели его с позиций пациента, врача и регуляторов отрасли.
Проблема и решение
Рост спроса на медицинские услуги с одновременным повышением требований к их качеству приводит к неизбежному увеличению стоимости медицинских услуг. Это ставит перед государством очень серьезную проблему: как обеспечить доступность всех видов медицинской помощи, гарантированной законодательством?
Простым увеличением затрат на здравоохранение, как свидетельствует и отечественный, и мировой опыт, эту проблему не преодолеть. Решение может быть найдено только в интеграции всех имеющихся в системе здравоохранения ресурсов, а также в их оптимизации и эффективном планировании.
Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.
С этой целью в России с 2011 года создается Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Электронное здравоохранение должно охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.
Чтобы обеспечить связанность информационного пространства, во всех поликлиниках и больницах страны должны использоваться единые форматы обработки в электронном виде медицинской информации и регламенты взаимодействия. Эти организации должны быть оснащены медицинскими информационными системами (МИС), с помощью которых в том числе ведутся электронные медицинские карты.
Важным элементом электронного здравоохранения в ближайшей перспективе должны стать телемедицинские системы, а также сервисы для дистанционного мониторинга здоровья.
В основе всей системы лежит информационно-телекоммуникационная инфраструктура, предназначенная для обработки и передачи данных, а также обеспечивающая информационную безопасность и защиту персональных данных.
По состоянию на 2016 год проделана огромная работа: в 83 субъектах Российской Федерации были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медицинские карты пациентов; 57% автоматизированных рабочих мест медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам; в 83 субъектах реализованы системы электронной записи на прием к врачу; в 66 — внедрены автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта; в 75 — внедрены автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения.
Чем электронное здравоохранение поможет пациенту и врачу?
Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациенту упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи, повысить качество любых видов помощи, отмечает Алексей Ремез, основатель и руководитель интернет-сервиса Unim, предоставляющего пациентам возможность получить врачебное мнение по результатам диагностики онкологических заболеваний.
Активно развивается направление портативных медицинских приборов для удаленной диагностики показателей здоровья пациентов. У врача появляется возможность дистанционно вести наблюдение за наиболее важными показателями, не допуская критических ситуаций.
Удаленным способом уже сейчас можно снимать около 12 параметров — давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара и прочее. Их массовое использование позволит с большей эффективностью бороться с наиболее распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактику, и резко снизить количество тяжелых осложнений, приводящих к госпитализации.
По экспертным оценкам, которые приводит Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов», введение дистанционных технологий снижает уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Реальную эффективность покажет практика. Но, очевидно, что если человеку вовремя поставили правильный диагноз, подобрали необходимые лекарства, помогли скорректировать образ жизни, — это позволит сократить расходы на скорую помощь, содержание его в стационаре, больничные листы, инвалидность и т.д.
«Еще один важный момент — пациент должен быть уверен в том, что услуга, оказываемая дистанционно с помощью информационных технологий, имеет такие же профессиональный уровень, качество и юридическую ответственность, как и оказываемая очно», — отмечает Алексей Ремез.
Для этого предстоит законодательно урегулировать вопросы оказания дистанционных медицинских услуг.
«Одно дело просто общение пациента с врачом по Skype, когда врач не может ничего понять и не имеет права поставить диагноз, вследствие чего требуется очное посещение, и совершенное другое, когда врачу на планшет приходит ЭКГ, где он видит предынфарктное или инфарктное состояние пациента. С правовой точки зрения и с точки зрения последствий это совершенно разные ситуации, которые требуют законодательного регулирования», — объясняет Саверский.
Подготовленные изменения в федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых в том числе рассматриваются вопросы правового обеспечения применения телемедицинских технологий, могут быть приняты Госдумой в осеннюю сессию.
Далее потребуется проработать вопросы оплаты телемедицинских услуг со стороны системы обязательного медицинского страхования, определить правила дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, проработать перечень медицинских услуг, оказание которых допустимо в дистанционной форме.
Один из важнейших элементов единой системы здравоохранения, с точки зрения как врача, так и пациента, — электронная медицинская карта. По состоянию на сентябрь 2016 года в субъектах Российской Федерации они были заведены на 46 млн граждан России. Наполнение электронной карты медицинской информацией позволит пациенту обращаться к врачу в любом регионе страны, имея историю болезни под рукой в онлайн-доступе.
«Электронная медицинская карта очень важна, с ее помощью обеспечивается более надежное хранение информации и более удобное ее использование, — говорит Александр Саверский. — Один из важнейших вопросов здесь — насколько будет защищена информация в электронных медицинских картах, с точки зрения врачебной тайны, какова будет ее юридическая значимость».
Именно этим целям и отвечает развитие центрального компонента ЕГИСЗ — интегрированной электронной медицинской карты. Наполнение ее данными из региональных медицинских информационных систем обеспечит преемственность процесса оказания медицинской помощи, а использование врачами усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечит юридическую значимость содержащейся в ней информации.
«Следующий важный шаг — запуск в начале 2017 года на Едином портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», — говорит директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко.
Личный кабинет пациента должен стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья, с соблюдением принципов «единого окна», безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания граждан.
«Наполнение личного кабинета пациента электронными сервисами будет происходить поэтапно, — рассказывает Бойко. — Вначале из личного кабинета можно будет проверить номер полиса ОМС, сведения о прикреплении к поликлинике, вызвать врача на дом, а в следующем году функционал будет дополнен сервисами проверки информации об оказанной медицинской помощи, стоимости услуг, доступа к медицинским данным из электронной медицинской карты и другими».
За реализацию личного кабинета пациента отвечают Минздрав как оператор ЕГИСЗ и Минкомсвязь как оператор инфраструктуры Электронного Правительства, но фактически успех реализации будет зависеть от готовности региональных медицинских информационных систем передавать необходимую информацию о расписании врачей, а также данные в нужном формате из медицинских информационных систем в ЕГИСЗ.
«Таким образом, можно сказать, что личный кабинет пациента „Мое здоровье“ — это квинтэссенция всей ранее проделанной работы по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации», — считает Елена Бойко.
В будущем хранящиеся в единой системе медицинские данные пациентов, при условии их деперсонализации, могут быть использованы для создания российских систем поддержки принятия врачебных решений и баз знаний.
«Эти системы будут основаны на методах анализа Big Data, которые возможно использовать при постановке диагноза, выборе методики лечения, назначении и мониторинге приема лекарственных препаратов», — отмечает Константин Солодухин, генеральный директор Национального центра информатизации.
Если говорить о медицинских информационных системах, то они уже сейчас обладают всем необходимым функционалом, максимально приближенным к повседневным процессам деятельности врача.
«Главная задача врача — лечить. Также ему важно уложиться в короткие нормативы приема, выполнить требования стандартов лечения и оформления медицинской документации. Поэтому чаще всего от врачей звучат требования, чтобы информационная система работала быстро и стабильно, без зависаний и простоев, а ее интерфейс был интуитивно понятен и минимизировал ошибки ввода информации», — отмечает Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «БАРС Груп».
Еще одна задача с точки зрения развития МИС — увеличение количества мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для медицинского персонала.
«Если на сегодня планшеты с АРМ в основном предусмотрены для врачей скорой помощи, то в перспективе ими должны снабжаться участковые врачи, врачи стационаров, медицинские сестры и руководители медицинских организаций», — уверена Штыкова.
Технологии для управления отраслью
Технологической основой системы электронного здравоохранения, с помощью которой осуществляется взаимодействие всех ее участников, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. С ней интегрируются медицинские информационные системы регионов.
Информация из медицинских организаций поступает в региональный сегмент, а оттуда — в федеральный. Аггрегируя медицинскую информацию, сведения о потоках пациентов, о потребностях в кадрах и другую, Минздрав имеет возможность формировать статистику и принимать обоснованные управленческие решения.
Первый уровень управления здравоохранением — главные врачи медицинских организаций. В медицинских информационных системах они работают редко, но понимают, что МИС — это инструмент оперативного мониторинга состояния работы медицинской организации.
«Главному врачу как менеджеру требуется множество отчетов с оперативной и достоверной информацией. Кроме этого, МИС для него должна быть эффектным инструментом управления ключевыми показателями деятельности медицинской организации — доступностью и качеством оказания медицинской помощи, исполнением госзадания, оптимизацией коечного фонда и использования медикаментов», — говорит Елена Штыкова из «БАРС Груп».
В условиях перехода на подушевое финансирование у главного врача появляются новые цели: повышение привлекательности медицинской организации для пациентов и эффективность использования ее ресурсов, а эти задачи сложно решать без использования информационных технологий, добавляет эксперт.
Следующий уровень управления — региональный. МИС уровня субъекта обеспечивает сервисы электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.
В будущем, по мнению Елены Штыковой, региональные системы будут снабжаться инструментами планирования и прогнозирования, в силу того, что ожидается развитие региональных сервисов, обеспечивающих информационную поддержку принятия врачебных решений.
Задачи увеличения доступности медицинской помощи будут решаться за счет развития телемедицины — региональных сервисов взаимодействия граждан с медицинским работниками и обеспечения оперативного доступа к данным о своем здоровье.
Большое значение имеют интеграционные проекты между участниками электронного здравоохранения — Минздравом, ФОМС, ФСС как на федеральном, так и на региональном уровне.
«Это позволяет создать единое пространство для обмена медицинскими данными пациента на всех этапах оказания медицинской помощи и обеспечения социальных услуг для граждан — при обращении за медицинской помощью, в ходе лечения, при оформлении листка нетрудоспособности, выписки электронного рецепта, организации реабилитации. Наша цель — оптимизировать процессы за счет применения информационных технологий, повысить эффективность оказания медицинской помощи и сократить количество обращений граждан для получения различных справок или документов», — говорит Елена Бойко.
На уровне федерального сегмента, по словам директора ИТ-департамента Минздрава, прорабатывается целый комплекс мероприятий, призванных повысить эффективность управленческой деятельности, — это и внедрение юридически значимого электронного медицинского документооборота, и создание телемедицинской подсистемы.
Медицинские работники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, предоставляемых информатизацией. Для большей эффективности мероприятий по информатизации здравоохранения необходимо внедрение в образовательные программы медицинских учебных заведений специальных курсов, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением должны объяснять, как информационные технологии интегрируются с медицинскими процессами и процессами управления.
Мы живём в цифровой век, когда многие привычные сферы жизни уже были успешно информатизированы. Речь идёт как о масштабных системах управления предприятиями, так и сфере услуг: системе банковских расчётов или, например, приобретения железнодорожных билетов. Некоторые европейские страны пошли дальше и успешно внедрили электронное правительство, как, например, Эстония.
Однако, потенциал цифровых технологий намного выше. В последнее время всё чаще звучат разговоры о внедрении системы электронного здравоохранения.
Электронное (или цифровое) здравоохранение - термин, который возник сравнительно недавно, употребляется, когда речь идёт о том, чтобы поставить современные коммуникационные технологии на службу медицине.
Представьте, что у вас есть электронная амбулаторная карточка, которую вы уж точно никогда не потеряете, и в которой фиксируется индивидуальная история всех ваших врачебных осмотров, анализов и консультаций, а также всего назначенного лечения и выписанных рецептов. Кстати, в той же Эстонии проект электронного здравоохранения является одной из успешных составляющих системы цифрового правительства, e-government.
1. Удобства электронного здравоохранения
Удобства такого подхода во многом очевидны. Вся ваша медицинская история хранится в одной базе данных. Вы можете переехать в другой город, сменить клинику и лечащего врача - у нового доктора сразу же будет доступ к вашей электронной амбулаторной карточке со всей необходимой ему информацией. Что касается выписанных вам рецептов - теперь-то эти заветные бумажки уж точно никуда не пропадут. В Испании, например, эта система цифрового здравоохранения реализована так, что врач может получить доступ к медицинским данным пациента с любого компьютера внутри страны и обмениваться информацией с другими докторами. В то же время система обладает высоким уровнем защиты, и постороннему человеку практически невозможно получить доступ к вашим медицинским данным.
Такая система удобна и для государства, так как существенно сокращает расходы на здравоохранение. Это подтверждает опыт практичных американцев, ещё 30 лет назад подсчитавших прибыльность перехода к электронному здравоохранению. Она составляет не много не мало - 30-40 процентов. Самое приятное то, что информатизация существенно сокращает уровень бумажной волокиты, на которую уходит львиная доля времени и внимания врача, и позволяет ему полностью сконцентрироваться на потребностях пациента.
2. Минусы цифровой медицины
Пока рано говорить о введении системы электронного здравоохранения в Украине, однако некоторые корпорации обеспечивающие сотрудников страховой медициной уже информатизировали отдельные аспекты медицинских услуг. Проще всего оказалось внедрить систему онлайн-регистрации для приёма к врачу, так называемую электронную регистратуру.
Плюсов оказалось много, а из минусов пациенты называют, например, очереди у окошка для получения талончика регистрации, конфликты между теми, кто просто пришёл на приём и записался через электронную систему. Однако, многие эксперты оптимистичны и считают, что проблемы исчезнут, когда люди адаптируются к этой форме цифровой услуги.
Электронное здравоохранение в Украине
Система электронного здравоохранения уже функционирует в Евросоюзе и других наиболее развитых странах. Опыт её использования оказался настолько успешным, что сейчас на глобальном уровне идёт обсуждение проекта разворачивания системы цифровой медицины по всему миру. Старт пилотного проекта глобальной медицинской сети планируется в Китае и финансируется Всемирной Организацией Здравоохранения, Китаем и ЕС.
Насколько же реально внедрение такой системы в ближайшие годы в Украине?
Концепция новой системы здравоохранения опубликованная Минздравом Украины в мае 2014 года предусматривает, среди прочих реформ «формирование системы электронного здравоохранения и объединения информационных ресурсов отрасли в единое информационное поле, обеспечение эффективной фармацевтической политики и информационно-коммуникационное обеспечение построения новой системы здравоохранения». Механизм внедрения новой системы, обещают в Минздраве, должен заработать до конца 2015 года.
Если обратиться к опыту другой пост-советской страны, Эстонии, с её знаменитым электронным правительством и проанализировать её историю успеха, мы отметим следующее:
Во-первых, содействие внедрению системы на самом высшем, государственном уровне. Содействие включило в себя как финансирование, так и формирование и утверждение правительством единой, слаженной концепции системы электронного здравоохранения, максимально защищённой и не допускающей дублирование данных.
Во-вторых - общий уровень законопослушности граждан. Сплочённость украинского общества значительно возросла в свете недавних политических событий, однако для следования общим правилам украинцы должны проявлять максимум сознательности.
В третьих - подключение к государственной сети электронного здравоохранения частных и коммерческих клиник. То есть, для успешного внедрения цифровой медицины осознать свою социальную ответственность должны не только граждане и государство, но и бизнес.
Переход к электронному здравоохранению (e-Health ) предполагает построение территориальных и глобальных сетей передачи медицинских данных и создание на этой основе единого информационного пространства.
Электронное здравоохранение - это система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота, обязательно включающего персональные медицинские данные, обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
К. Клоу и Й.Джарден (2001) рассматривают электронное здравоохранение в качестве «посредника» для перехода к новой фазе модернизации здравоохранения Великобритании. Этот тезис крайне важен и для России, где осуществляется реорганизация всей системы охраны здоровья населения.
Ключевым компонентом электронного здравоохранения является ЭИБ (в это понятие включаются любые медицинские карты пациентов). Переход к интегрированным системам, в том числе использующим персональные данные пациентов, создает основу для формирования единого информационного пространства отдельных служб, регионов и здравоохранения России в целом. Учитывая взаимосвязь медицинских, социальных и экологических аспектов, их роль для здоровья, комфортного состояния и(или) адаптации человека в обществе, можно рассматривать такие понятия, как «единое информационное медико-социальное пространство» и «медико-экологическое пространство».
Следует различать варианты понятия «единое информационное пространство» и независимо существующее понятие «общее информационное пространство». Единое информационное пространство включает два варианта: медицинское пространство собственно персональных данных и пространство системы здравоохранения. Наряду с использованием термина «пространство» в качестве его синонима применяется понятие «единое поле медицинских данных».
Единое информационное пространство медицинских данных - это система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных о состоянии здоровья населения определенной территории).
Единое информационное пространство системы здравоохранения - это обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Общее информационное медицинское пространство - это совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Существует также понятие «общее медико-статистическое пространство», которое предполагает интеграцию «свернутых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.
13.4. Возможности электронного здравоохранения
Рассматривая понятие «электронное здравоохранение» как систему оперативного доступа к персонифицированной информации корпоративных систем или распределенных БД с использованием телекоммуникационных каналов связи, следует иметь в виду, что эта перспектива должна определять сегодняшние действия при разработке программных продуктов в отношении их последующей интеграции.
На современном этапе термин « e - Health » также используется и в отношении широко распространяемых через Интернет услуг, связанных со здравоохранением, которые включают в себя обмен информацией, программы самопомощи и медицинские советы. Такую трактовку следует признать ошибочной, так как речь идет лишь о ряде направлений Интернет-медицины.
Единое пространство или поле медицинских данных обеспечивает:
доступность лечащему врачу ЛПУ, в котором на данный момент обслуживается пациент, всей совокупности его медицинских данных независимо от места их нахождения;
оперативный обмен данными о параллельно проводимом в различных ЛПУ лечении/реабилитации по поводу одного или разных заболеваний;
анализ эффективности всего комплекса профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий;
своевременное получение необходимых данных для принятия решений медико-социального плана (при условии информационного обмена со службами социального обеспечения населения).
Таким образом, единое информационное медицинское (медико-социальное) пространство - это новая технология наблюдения и лечения пациентов и взаимодействия медицинских и социальных служб.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение электронному здравоохранению.
2. Какие существуют примеры использования элементов электронного здравоохранения?
3. Что подразумевает персоноцентрированный уход?
4. каким образом обеспечивается единое пространство медицинских данных?
5. Дайте понятие единому информационному пространству системы здравоохранения?
6. Какие вопросы необходимо решить для создания единого общероссийского информационного медицинского пространства?
7. Приведите примеры использования элементов электронного здравоохранения?
Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
Система здравоохранения Российской Федерации представляет собой сложный динамический комплекс, управление которым наряду с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на территориальном и муниципальном уровне осуществляют соответствующие органы здравоохранения.
Внедрение информационно-компьютерных технологий в практическое здравоохранение обеспечивает:
мониторинг состояния здоровья населения и системы оказания медицинской помощи;
совершенствование наблюдения за разными группами населения в процессе общей диспансеризации и при профильных осмотрах отдельных контингентов;
повышение преемственности наблюдения пациентов в различных медицинских учреждениях, в том числе на этапах оказания неотложной помощи;
повышение эффективности диагностики при одновременном снижении экономических затрат за счет последующего целенаправленного дополнительного обследования больных;
поддержку процесса принятия решений в вопросах диагностики и лечения с учетом факторов критического риска, что важно для снижения инвалидности и смертности;
оценку объективных интегральных региональных и федеральных показателей здоровья в динамике;
совершенствование анализа и учета в клинической медицине и, как следствие, повышение управляемости медицинской службой страны;
оперативный контроль и принятие долговременных решений на разных уровнях системы здравоохранения на основе анализа информации, интегрируемой в информационных системах.
Первые шаги в области информатизации в России относятся к 1960-м гг. Однако до настоящего времени нижний (первичный) уровень информатизации, включающий применение программных продуктов при принятии медицинских решений, крайне невелик, исключая широко распространенные программно-аппаратные комплексы.
Отечественные автоматизированные системы для ЛПУ по основным реализованным функциям в основном сопоставимы между собой. Но их разработка осуществляется на различных платформах, что создает трудности при последующей интеграции в рамках многофункциональных медицинских учреждений.
На уровне субъектов Российской Федерации функционируют многочисленные информационные медицинские системы. В основном они опираются на данные медицинской статистики ниже лежащих уровней здравоохранения. В отдельных территориях ведутся персонифицированные регистры различных групп населения.
В системе ОМС поддерживаются реестры прикрепленного населения.
В последнее десятилетие бурно развиваются внутритерриториальные телемедицинские сети.
На федеральном уровне развиваются системы мониторинга (специализированные персонифицированные системы) различных контингентов населения.
Развитие системы охраны здоровья населения Российской Федерации на современном этапе нуждается в эффективной информационной поддержке. Такой подход отвечает положениям «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
Благодаря ИМС можно формировать целостную картину состояния здоровья пациента и проводить диагностические и лечебные мероприятия в едином цикле: выявление - неотложная помощь - лечение в стационаре - наблюдение лечащего врача - анализ тенденций на основе моделирования - прогноз состояния здоровья, включая риски возникновения заболеваний и осложнений при хронической патологии.
Однако при построении больших ИМС до сих пор не нашел широкого применения принцип системного подхода, следствием чего является функционирование большого числа самостоятельных, не связанных между собой, систем. В результате в терминологии корпоративных информационных систем состояние информатизации российского здравоохранения можно охарактеризовать как «лоскутное одеяло».
Существенным фактором, сдерживающим интегративные процессы в здравоохранении, является отсутствие нормативно-правовой базы для развития информационных и телемедицинских технологий.
Согласно концепции развития России до 2020 г. перед органами здравоохранения стоит важная задача - создание единого информационного медицинского пространства на основе перехода к системе электронного здравоохранения, включая телемедицинские технологии. Для решения этой всеобъемлющей задачи необходимы:
1) формирование информационной инфраструктуры в системе охраны здоровья населения, что невозможно без создания телекоммуникационных сетей, обеспечивающих подключение всех медицинских учреждений и органов управления;
2) развитие и интеграция информационных и телемедицинских технологий, разработка специального программного обеспечения;
3) создание нормативно-правовой базы, включая разработку и введение комплекса стандартов и классификаторов для обеспечения электронного документооборота в ИМС всех типов;
4) введение юридически значимого документооборота и системы информационной безопасности персональных данных (на основе электронной цифровой подписи и средств криптозащиты).
Единое информационное пространство системы здравоохранения рассматривается как интегрированная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории. Единое информационное пространство медицинских данных - это метасистема, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней, на основе построения распределенной базы персональных данных.
Соподчиненность ИМС и обеспечение возможности интеграции имеющихся и вновь создаваемых вертикальных и горизонтальных систем является обязательным условием перехода к единому информационному пространству.
Горизонтально-вертикальная интеграция для обеспечения оперативного обмена персональными данными подразумевает:
создание систем мониторинга состояния здоровья населения, в том числе для использования этой информации в чрезвычайных ситуациях;
применение электронного паспорта здоровья;
полноценную организацию лечебно-диагностического процесса в течение жизни, в том числе с использованием средств телемедицины;
реализацию системы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;
получение статистических данных в стандартной форме и по оперативным запросам с использованием генератора свободных форм;
обеспечение преемственности на всех этапах догоспитального и стационарного обслуживания с управлением выбором уровня оказания медицинской помощи.
Модульное построение систем должно обеспечить достаточно простое расширение их функций при подключении новых подсистем.
Информационная безопасность является в настоящее время необходимой составляющей информационных медицинских систем персональных данных и обмена ими по открытым каналам связи.
Создание интегрированных информационных систем на всех уровнях з/о на основе совместимости информационных структур и сквозного проектирования (от сбора первичных данных до принятия организационно-управленческих решений), повышающих эффективность профилактической помощи и лечебно-диагностического процесса, позволит органично включить любую информационную систему в состав единого информационного пространства з/о и будет способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.
При создании федеральных и региональных проектов должна предусматриваться разработка моделей деятельности и системы критериев их функционирования, что создает основу для научно обоснованного обеспечения функций управления:
прогнозирования потребности ресурсов;
перспективного и текущего планирования деятельности;
учета и анализа качества работы и состояния помощи, включая многокритериальное ранжирование территорий и учреждений по эффективности их деятельности;
выработки управляющих воздействий.
Переход к безбумажной технологии и реализация единого информационного медицинского пространства в масштабе отдельных регионов и России в целом соответствует стратегическим задачам развития з/о.
Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в состоянии здоровья населения (при учете влияния социальных, наследственных, экологических и ресурсных факторов) и основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Для единообразия в подходах к решению вопросов контроля медико-демографических процессов (рождаемость, распространенность хронической патологии, инвалидность, младенческая и общая смертность), мониторинга здоровья и медико-экологического мониторинга необходимо разрабатывать типовые информационные системы с обеспечением их информационной и программной совместимости.
В ЛПУ должны функционировать информационные системы, объединенные в сети сложной типологии. Это позволит отказаться от дублирования информации и обеспечит современный обмен данными и истинную преемственность в работе учреждений при оказании специализированной помощи.
Автоматизированные системы комплексных диспансерных осмотров должны предусматривать дифференциацию контингентов на группы с различным уровнем здоровья, обеспечить выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений при осуществлении лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи населению, начиная с рождения, должны включать функционально и технологически связанные компьютерные системы.
Автоматизированные системы поддержки принятия решений и программно-аппаратные комплексы должны встраиваться в состав информационных систем. Для повышения их эффективности необходимо шире использовать методы искусственного интеллекта.
Информация БД, включая персонифицированные, должна передаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усеченном) объеме.
На уровне первичных медицинских пользователей должны функционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся АРМ.
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность реализации дифференцированного подхода к оценке уровня здоровья в целях ранней профилактики хронических заболеваний у детей, подростков и взрослых на основе оценки комплексного влияния наследственного предрасположения и многообразных факторов внешней среды, способствующих его реализации в течение жизни. Компьютерный мониторинг состояния пациентов позволит оценивать уровень как индивидуального, так и общественного или популяционного здоровья населения.
Медицинская информатика как наука является основой для разработки многообразных прикладных средств в области охраны здоровья, которые обеспечивают повышение качества жизни населения. Наблюдающийся в настоящее время качественный скачок в развитии медицинской информатики позволяет утверждать, что ее роль будет постоянно возрастать.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Автоматизированные рабочие места медицинских работников - комплексы, обеспечивающие ведение базы данных, обработку информации и поддержку процессов принятия решений в определенной предметной области.
База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
База знаний - совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной пользователю и эксперту, которая является ядром экспертной или интеллектуальной системы.
Банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
Бизнес-процесс (business process ) - система последовательных целенаправленных и регламентированных действий в целях оптимизации деятельности.
Генеральная совокупность - набор данных, описывающих нечто всеобъемлющее.
Географическая информационная (геоинформационная) система - система визуального представления географически или координатно «привязанной» проблемно-ориентированной информации.
Доказательная медицина (evidence - based medicine ) - медицина, основанная на фактах и доказательствах.
Единая федеральная информационная медицинская система - своего рода виртуальная система, представляющая собой комплекс федеральных ИМС разного направления (клинического, лекарственного, социально-гигиенического, экологического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменивающихся необходимой информацией (или обеспечивающих санкционированный доступ к необходимым данным) на основе согласованных протоколов.
Единое информационное пространство медицинских данных - система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных).
Единое информационное пространство системы здравоохранения - обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья людей, окружающей среды и комплекс учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Медико-технологические системы - системы, обеспечивающие обработку и анализ информации, представленной в электронной форме, для поддержки принятия решений и информационной поддержки медицинских технологических процессов.
Медицинская кибернетика - наука об управлении в сложных динамических медицинских системах.
Медицинский технологический процесс - оздоровительно-профилактический или лечебно-диагностический процесс управления организмом (изменением структуры и функций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.
Модель - создаваемое человеком подобие изучаемого объекта.
Мониторинг здоровья населения - система оперативного слежения за состоянием здоровья населения и его изменением, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.
Общее информационное медицинское пространство - совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Общее медико-статистическое пространство - интеграция «свернутых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.
Региональные и глобальные сети - интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование информационных систем определенной направленности (территориальное здравоохранение, онкологическая служба и т.д.).
Регистры (специализированные ИТС) служб и направлений медицины - системы поддержки электронного документооборота персональных данных в проблемно-ориентированных областях медицинской деятельности, включающие аналитические и управленческие функции.
Реинжиниринг - переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов (business process reengineering ) .
Система - совокупность взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности.
Система управления базами данных - программное обеспечение, предназначенное для работы с БД: их определения (структура таблиц параметров и их отношений), создания, поддержки, осуществления контролируемого доступа.
Специфичность - доля пациентов с диагностированным заболеванием среди пациентов без данного заболевания в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно отрицательных результатов к общему числу случаев с отсутствием заболевания.
Структура - пространственное отношение элементов между собой.
Телематика медицинская - составной термин, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию мирового здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины (ВОЗ, 1997).
Телемедицина - метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором.
Территориальная информационная медицинская система - интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона.
Федеральная информационная медицинская система здравоохранения - интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей природной среды, материально-технической базы и об экономических аспектах функционирования отрасли здравоохранения страны.
Федеральная информационная система мониторинга состояния здоровья - комплекс проблемно-ориентированных иерархических ИМС, включающих регулярно обновляемые персонифицированные базы медицинских (медико-социальных) данных по месту первичного наблюдения пациентов, на региональном и на федеральном уровнях, обеспечивающих сбор, передачу, хранение и полипараметрический анализ данных для многокритериальной оценки динамики изменений в различных группах населения.
Функции - энергетические связи между элементами, в результате которых получается та выходная функция, которой обладает система.
Чувствительность - доля пациентов с диагностированным заболеванием среди всех пациентов с данным заболеванием в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно положительных результатов к числу случаев с наличием заболевания.
Экспертная система - система, оперирующая с формализованными знаниями врачей-специалистов и имитирующая логику человеческого мышления, основанную на знаниях и опыте экспертов с целью выработки рекомендаций или решения проблем.
Электронная история болезни - информационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения и формирования медицинской документации, оперативный обмен между участниками лечебно-диагностического процесса и поддержку их деятельности.
Электронное здравоохранение - система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота (обязательно включающего персональные медицинские данные), обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
Digital Imaging and Communications in Medicine (DICOM ) - стандарт на цифровые изображения с различных приборов для лучевой диагностики (растровые медицинские изображения) и обмен ими.
Health Level Seven (HL 1 ) - группа стандартов единых правил обмена медицинской информацией в различных областях здравоохранения.
Logical observation identifier names and codes (LOINC ) - номенклатура лабораторных и клинических исследований.
Read Clinical codes (RCQ - система клинических терминов Рида.
SNOMED International - международная систематизированная номенклатура медицинских терминов.
Web -сайт -совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных навигационно по смыслу и физически находящихся на одном web - сервере.
Web - сервер - специализированный компьютер, обеспечивающий хранение и доступ из внешней сети к данным, организованным в виде страниц.
Web - страница - документ, снабженный уникальным адресом, реализованный в виде гипертекста с включением текста, графики, звука, видео или анимации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гасников В. К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении: учеб. пособие/В.К.Гасников; под ред. В.Н.Савельева, В.Ф.Мартыненко. - Ижевск, 1997.
Гаспарян С. Л. Медико-социальный мониторинг в управлении здравоохранением/С. А. Гаспарян. - М., 2007.
Гаспарян С. А. Страницы истории информатизации здравоохранения России/С.А.Гаспарян, Е.С.Пашкина. - М., 2002.
Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум/В.Я.Гельман. - СПб., 2001.
Григорьев А. И. Клиническая телемедицина/А. И. Григорьев, О. И. Орлов, В.А.Логинов. - М., 2001.
Джексон П. Введение в экспертные системы: учеб. пособие: пер. с англ./П.Джексон. - М., СПб., Киев, 2001.
Зарубина Т. В. Управление состоянием больных перитонитом с использованием новых информационных технологий/Т.В.Зарубина, С.А.Гаспарян. - М., 1999.
Информационные технологии и общество - 2006: материалы форума/под ред. Т.В.Зарубиной. - М., 2007.
Капустинская В. И. Автоматизация подготовки документов с использованием программной системы MS WORD . В 2 ч. Ч. 1. Средства автоматизации при наборе, редактировании, форматировании текста: метод, пособие (практикум)/В. И. Капустинская. - М., 2005.
Кобринский Б. А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей/Б. А. Кобринский. - М., 2000.
Кобринский Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохранения/Б. А. Кобринский. - М., 2002.
Кренке Д. Теория и практика построения баз данных/Д.Кренке. - СПб., 2005.
Кудрина В. Г. Медицинская информатика/В.Г.Кудрина. - М., 1999.
Миронов С. Я. Практические вопросы телемедицины/С. П. Миронов, Р. А. Эльчиян, И. В. Емелин. - М., 2002.
Назаренко Г. И. Медицинские информационные системы: теория и практика/Г.И.Назаренко, Я.И.Гулиев, Д.Е.Ермаков; под ред. Г.И.Назаренко, Г
С.Осипова. - М., 2005.
Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica / О. Ю. Реброва. - М., 2002.
Тюрин Ю. Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н.Тюрин, А.А. Макаров. - М., 1995.
Устинов Л. Г. Автоматизированные медико-технологические системы. В 3 ч./А.Г.Устинов, Е.А.Ситарчук, Н.А.Кореневский; под ред. А.Г.Устинова. - Курск, 1995.
Флетчер 3. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины/3.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. - М., 1998.
Шифрин М.А. Создание единой информационной среды здравоохранения - миссия медицинской информатики//Врач и информационные технологии. - 2004. - № 1. - С. 18 - 21.