Какими могут быть информационные ресурсы. Информационные ресурсы

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Современное общество и его информационные ресурсы. Виды информационных услуг. Информационная деятельность и ее виды. Национальные информационные ресурсы России. Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Мультимедийные технологии как возможность интегрировать различные виды и способы использования информации (символьные, звуковые, видео). Программные средства, реализующие мультимедийные продукты. Информационные системы на базе искусственного интеллекта.

    презентация , добавлен 17.11.2013

    Представление об информационных ресурсах. Библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая и отраслевая информация, информация государственных структур. Структура библиотечной сети России. Информационные услуги и продукты. Правовое регулирование.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Актуальность (своевременность) информации. Информационные ресурсы и информационные технологии. Подходы к определению количества информации. Свойства информации, ее качественные признаки. Роль информатики в развитии общества. Бит в теории информации.

    презентация , добавлен 06.11.2011

    История развития интеллектуальных информационных технологий. Основные виды экономической деятельности, в которых применяются информационные технологии. Наиболее известные на отечественном экономическом рынке интеллектуальные информационные технологии.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Информационные связи в корпоративных системах. Банк данных, его состав, модели баз данных. Системы классификации и кодирования. Интегрированные информационные технологии. Задачи управления и их реализация на базе информационной технологии фирмы.

    практическая работа , добавлен 25.07.2012

    Правовые основы информационной работы. Государственные информационные ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Библиотечная сеть и информационные ресурсы архивного фонда Российской Федерации. Статистическая информация.

    Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

    Определение понятия

    Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

    На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

    Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

    Что входит в информационные ресурсы?

    Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

    ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

    С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

    Первичная информация

    К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

    К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

    Вторичная информация

    К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

    В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

    Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

    Средства получения информации

    Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

    Библиотеки;

    Базы данных;

    Различные сервисы и т.д.

    Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

    СМИ

    Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

    Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

    Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

    Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

    Электронные библиотеки

    Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

    С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

    Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

    Обеспечить сохранность печатного материала;

    Создать условия для большей доступности информации;

    Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

    Принцип обслуживания пользователей

    Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

    1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
    2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

    Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

    Электронные базы данных

    Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

    Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

    Сайты

    Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

    Сервисы

    Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

    Информационный портал

    Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

    Прочая классификация

    Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

    По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

    По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

    По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

    По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

    По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

    Основные параметры ИР

    Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

    При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

    Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

    Наименований и классификаций;

    Порядковыми;

    Порядковыми с интервалом;

    Пропорциональными (количественными).

    При этом:

    1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
    2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
    3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
    4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

    Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

    Информация может поступать практически из любого места - СМИ, блогов, личного опыта, книг, журналов и газетных статей, мнений экспертов, энциклопедий и даже развлекательных сайтов. Каждый из перечисленных источников можно определить как информационный ресурс.

    Это сведения, которые мы пытаемся получить в качестве ответа на наши вопросы. Источник ответа будет разниться в зависимости от того, какой вопрос мы задали. Использование информационных ресурсов сегодня все более и более переносится в интернет, что вполне естественно. Какие используются наиболее часто?

    Журнал

    Журнал представляет собой сборник статей и изображений на различные популярные темы, а также отображений текущих событий. Как правило, эти статьи написаны журналистами или учеными и ориентированы на среднего взрослого человека. Для чего могут использоваться журналы?

    • чтобы найти информацию или мнения о популярной культуре;
    • чтобы найти последнюю актуальную информацию о текущих событиях;
    • прочитать общие статьи для людей, которые не обязательно являются специалистами по данной теме.

    Журналы могут охватывать очень серьезный материал и иметь узкую специализацию. Несмотря на то что доступ к информационному ресурсу такого типа открыт всем, зачастую они представляют интерес лишь для отдельной группы людей. Такой журнал представляет собой сборник статей, написанных, как правило, учеными в академической или профессиональной сфере. Редакция рассматривает статьи, чтобы решить, должны ли они быть приняты. Статьи в журналах могут охватывать очень конкретные темы или узкие области исследований. Такой (что такое узкая сфера деятельности, в объяснении не нуждается) может использоваться:

    • при выполнении научных исследований;
    • чтобы выяснить, что было изучено по той или иной теме;
    • чтобы найти источники, которые указывают на другие соответствующие исследования по данной теме.

    База данных

    База данных содержит цитаты из статей в журналах и газетах. Они могут также содержать ссылки на подкасты, блоги, видео и другие типы носителей. Некоторые базы данных содержат тезисы или краткие резюме статей, в то время как другие содержат полные тексты. В настоящее время они выглядят как электронные информационные ресурсы и могут использоваться для поиска как общих сведений, так и узкоспециальных.

    Газеты

    Газета представляет собой сборник статей о текущих событиях, как правило, публикуемых ежедневно. Поскольку они выпускаются по крайней мере по одной в каждом городе, это отличный местный информационный ресурс. Что такое газета как источник сведений? Итак, она помогает:

    • найти актуальную информацию о международных, национальных и местных мероприятиях;
    • найти редакционные статьи, комментарии, экспертные или популярные мнения.

    Каталоги

    Каталоги представляют собой организованные информационные системы и ресурсы, в которых каждый элемент имеет название и может быть найден по упорядоченному перечню названий. Каталог укажет на местоположение конкретного источника или группы источников по вашей теме. Они могут помочь:

    • выяснить, какими источниками библиотека или сайт владеют по вашей теме (сегодня преобладают электронные библиотеки, следовательно, каталоги в наши дни - это информационные ресурсы интернета);
    • найти, где конкретный элемент находится в библиотеке.

    Книги

    Книги охватывают практически любую тему и могут быть как научными, так и художественными. Для исследовательских целей, вам, вероятно, будут необходимы книги, которые синтезируют всю информацию по одной теме (для поддержки конкретного аргумента или диссертации). Кроме того, книги - это наиболее распространенные образовательные информационные ресурсы как в сети, так и офлайн. Они необходимы:

    • при поиске большого объема информации на одну тему;
    • для сравнения определенной темы в контексте с другими важными вопросами;
    • поиска исторической информации;
    • поиска различных резюме и результатов исследований.

    Энциклопедия

    Энциклопедии - это сборники коротких фактических записей, часто написанных разными участниками, которые хорошо разбираются в той или иной теме.

    Существует два типа энциклопедий: общие и тематические. Общие справочники предоставляют краткие обзоры по широкому кругу тем. Предметные энциклопедии содержат углубленные элементы фокусировки на одной области исследования. Они используются:

    • при поиске справочной информации по теме;
    • при попытке найти ключевые идеи, важные даты или концепции.

    Веб-сайты

    Система позволяет получить доступ к большинству типов информации в интернете через браузер. Одной из главных особенностей сети является возможность быстро связаться с другим источником соответствующей информации. Веб-система содержит информацию в других форматах, помимо обычного текста, в том числе в виде звуков, изображений и видео. Таким образом, сайты, как информационные ресурсы интернета, могут иметь самую разную форму и нужны, чтобы:

    • найти актуальную информацию;
    • получить сведения о конкретном объекте;
    • изучить экспертные и популярные мнения на разные темы;
    • заняться хобби и найти личные интересы.

    Итак, можно заметить, что информация и информационные ресурсы в наши дни используются наиболее часто именно в сети Интернет. Причиной тому служит развитие Всемирной сети, но так ли это было ранее?

    История развития интернет-ресурсов

    Концепция информационного ресурса в сети эволюционировала в течение истории веб-поиска, начиная с раннего понятия статических адресуемых документов или файлов. В настоящее время это понятие охватывает конкретный источник, который может быть идентифицирован, имеющий название и адрес в интернете или в какой-либо сетевой системе.

    Информационный ресурс - что такое понятие означало в начале развития Сети?

    В начале развития спецификации сайтов (1990-1994 годы) такого определения еще не существовало. Сайты загружались в Сети в виде более или менее статических адресуемых объектов, в основном в форме файлов и документов, связанных с использованием единых локационных средств (URL). Веб-ресурс неявно определяется как нечто такое, что может быть идентифицировано. Идентификация при этом выполнялась двумя способами: присвоением названий и адресов, причем последнее было в зависимости только от протокола. На тот момент появление объекта в URI, URL и URN еще не воспринималось как информационный ресурс в современном виде.

    С развитием интернет-технологий к концу 1990 годов информационным ресурсом в сети стали называть все, что имеет идентичность. В это понятие включали изображение, услугу (например, прогноз погоды онлайн), а также систему других источников. Таким образом, ресурс может оставаться постоянным, даже если его содержание изменяется с течением времени, при условии что концептуальное отображение не изменяется в процессе.

    Формат RDF

    Будучи впервые выпущенным в 1999 году, RDF был предназначен для описания ресурсов, другими словами, средством, объединяющим метаданные ресурсов стандартным способом. Описание RDF-ресурса представляет собой набор троек (субъект, предикат, объект), где субъект представляет ресурс, который должен быть описан, т. е. предикат - тип собственности, имеющей отношение к этому ресурсу, и объект - это группа данных или тематика ресурса.

    Сам предикат рассматривается как ресурс и идентифицируется URI. Следовательно, такие свойства, как «название» и «автор», представлены в RDF в качестве ресурсов, которые могут быть использованы рекурсивным образом (как субъект других троек). Основываясь на этом принципе, такие RDF-словари, как RDFS, OWL и SKOS, будут накапливать определения абстрактных ресурсов - их классы, свойства, концепции и т. д., которые были определены в URI.

    RDF также указывает на определение анонимных ресурсов или пустых узлов, которые не являются отображаемыми в URI.

    Использование HTTP URI

    URL-адреса, в частности HTTP URI, часто используются для идентификации абстрактных информационных ресурсов. Поскольку такие идентификаторы URI связаны с встал вопрос о том, какой вид идентификации следует получить для таких ресурсов через данный протокол с помощью веб-браузера и может ли синтаксис самого URI помочь дифференцировать «абстрактные» и «информационные» ресурсы? Спецификации URI не дают никакого ответа на этот вопрос. Было высказано предположение о том, что HTTP URI отвечает за идентификацию ресурса в первоначальном смысле - например, файл, документ или любой вид так называемого информационного ресурса должен иметь ключевое слово в своем наименовании.

    Как формируется информация для источников?

    Образовательные информационные ресурсы (и многие другие тоже) функционируют на сведениях внешних либо внутренних.

    Внешняя информация - это данные, которые были получены за пределами какого-либо объекта и носят общий, глобальный характер. Такая информация зачастую может быть неполной и противоречивой. В качестве примера можно привести сведения о состоянии рынка, о конкуренции в разных сферах бизнеса, о различных техниках продаж и так далее.

    Внешнюю информацию можно получить из таких источников, как:

    • Средства массовой информации - журналы на определенную газеты и тому подобное.
    • Специализированная информация на определенную тему - к примеру, экономические сведения о курсах валют и состоянии валютного рынка на сайте Центробанка.
    • Специфическая информация - сегодня для ее получения используют поисковые системы интернета либо различные каталоги.
    • Информация от госорганов - законодательство и тому подобное.

    Внутренняя информация - это данные, формируемые внутри какой-либо организации или объекта. К таковой можно отнести, например, сведения о наличии средств и ресурсов в какой-либо организации. Еще одним примером таковых данных могут послужить разного рода внутренние статистики и подсчеты.

    Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

    Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

    Общие сведения

    Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

    То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

    • полные курсы;
    • учебные материалы;
    • модули;
    • учебники;
    • потоковое видео;
    • тесты;
    • программное обеспечение и любые другие инструменты, материалы или методы, данные используемые для поддержки доступа к знаниям.

    Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

    Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

    Уровень открытости : для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

    Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

    • использование, повторное использование и изменение ресурсов;
    • бесплатное использование в образовательных целях учителями и учащимися;
    • охватывают все типы цифровых носителей.

    Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

    Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

    Они включают в себя:

    • учебный контент;
    • программное обеспечение;
    • инструменты для разработки;
    • использования и распространения контента.

    Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать - многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

    Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной; лекции более убедительными, информативными и разнообразными; чтение заданий более обширными, интересными и доступными; дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

    Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы) . Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

    Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

    Необходимые инструменты

    Но владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

    Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то , очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

    Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

    Библиотека как информационный образовательный ресурс

    На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

    Возникновение библиотек

    Стремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

    Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

    Использование библиотечных электронных ресурсов

    Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

    С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера , содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

    Библиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

    Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому , что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

    Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

    Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

    Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

    Библиотека - это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

    В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.