Командный интерпретатор. Интерпретатор командной строки (shell)

По умолчанию команды пакетного файла перед исполнением выводятся на экран, что выглядит не очень эстетично. С помощью команды ECHO OFF можно отключить дублирование команд, идущих после нее (сама команда ECHO OFF при этом все же дублируется). Например,

REM Следующие две команды будут дублироваться на экране … DIR C:\ ECHO OFF REM А остальные уже не будут DIR D:\

Для восстановления режима дублирования используется команда ECHO ON. Кроме этого, можно отключить дублирование любой отдельной строки в командном файле, написав в начале этой строки символ @, например:

ECHO ON REM Команда DIR C:\ дублируется на экране DIR C:\ REM А команда DIR D:\ - нет @DIR D:\

Таким образом, если поставить в самое начало файла команду

@ECHO OFF

то это решит все проблемы с дублированием команд.

В пакетном файле можно выводить на экран строки с сообщениями. Делается это с помощью команды

ECHO сообщение

Например,

@ECHO OFF ​ECHO Привет!

Команда ECHO. (точка должна следовать непосредственно за словом "ECHO") выводит на экран пустую строку.

Часто бывает удобно для просмотра сообщений, выводимых из пакетного файла, предварительно полностью очистить экран командой CLS.

Используя механизм перенаправления ввода/вывода (символы > и >>), можно направить сообщения, выводимые командой ECHO, в определенный текстовый файл. Например:

@ECHO OFF ECHO Привет! > hi.txt ECHO Пока! >> hi.txt

С помощью такого метода можно, скажем, заполнять файлы-протоколы с отчетом о произведенных действиях. Например:

@ECHO OFF REM Попытка копирования XCOPY C:\PROGRAMS D:\PROGRAMS /s REM Добавление сообщения в файл report.txt в случае REM удачного завершения копирования IF NOT ERRORLEVEL 1 ECHO Успешное копирование >> report.txt

Использование параметров командной строки

При запуске пакетных файлов в командной строке можно указывать произвольное число параметров, значения которых можно использовать внутри файла. Это позволяет, например, применять один и тот же командный файл для выполнения команд с различными параметрами.

Для доступа из командного файла к параметрам командной строки применяются символы %0, %1, …, %9 или %*. При этом вместо %0 подставляется имя выполняемого пакетного файла, вместо %1, %2, …, %9 - значения первых девяти параметров командной строки соответственно, а вместо %* - все аргументы. Если в командной строке при вызове пакетного файла задано меньше девяти параметров, то "лишние" переменные из %1 – %9 замещаются пустыми строками. Рассмотрим следующий пример. Пусть имеется командный файл copier.bat следующего содержания:

@ECHO OFF CLS ECHO Файл %0 копирует каталог %1 в %2 XCOPY %1 %2 /S

Если запустить его из командной строки с двумя параметрами, например

Copier.bat C:\Programs D:\Backup

то на экран выведется сообщение

Файл copier.bat копирует каталог C:\Programs в D:\Backup

и произойдет копирование каталога C:\Programs со всеми его подкаталогами в D:\Backup.

При необходимости можно использовать более девяти параметров командной строки. Это достигается с помощью команды SHIFT, которая изменяет значения замещаемых параметров с %0 по %9, копируя каждый параметр в предыдущий, то есть значение %1 копируется в %0, значение %2 – в %1 и т.д. Замещаемому параметру %9 присваивается значение параметра, следующего в командной строке за старым значением %9. Если же такой параметр не задан, то новое значение %9 - пустая строка.

Рассмотрим пример. Пусть командный файл my.bat вызван из командной строки следующим образом:

My.bat p1 p2 p3

Тогда %0=my.bat, %1=p1, %2=p2, %3=p3, параметры %4 – %9 являются пустыми строками. После выполнения команды SHIFT значения замещаемых параметров изменятся следующим образом: %0=p1, %1=p2, %2=p3, параметры %3 – %9 – пустые строки.

При включении расширенной обработки команд SHIFT поддерживает ключ /n, задающий начало сдвига параметров с номера n, где n может быть числом от 0 до 9.
Например, в следующей команде:

SHIFT /2

параметр %2 заменяется на %3, %3 на %4 и т.д., а параметры %0 и %1 остаются без изменений.

Команда, обратная SHIFT (обратный сдвиг), отсутствует. После выполнения SHIFT уже нельзя восстановить параметр (%0), который был первым перед сдвигом. Если в командной строке задано больше десяти параметров, то команду SHIFT можно использовать несколько раз.
В командных файлах имеются некоторые возможности синтаксического анализа заменяемых параметров. Для параметра с номером n (%n) допустимы синтаксические конструкции (операторы), представленные в следующей таблице:

Таблица 2.1. Операторы для заменяемых параметров

Операторы

Описание

Переменная %n расширяется до полного имени файла

Из переменной %n выделяется только имя диска

Из переменной %n выделяется только путь к файлу

Из переменной %n выделяется только имя файла

Из переменной %n выделяется расширение имени файла

Значение операторов N и X для переменной %n изменяется так, что они работают с кратким именем файла

Проводится поиск по каталогам, заданным в переменной среды PATH, и переменная %n заменяется на полное имя первого найденного файла. Если переменная PATH не определена или в результате поиска не найден ни один файл, эта конструкция заменяется на пустую строку. Естественно, здесь переменную PATH можно заменить на любое другое допустимое значение

Данные синтаксические конструкции можно объединять друг с другом, например:

%~DPn - из переменной %n выделяется имя диска и путь,
%~NXn - из переменной %n выделяется имя файла и расширение.

Рассмотрим следующий пример. Пусть мы находимся в каталоге C:\TEXT и запускаем пакетный файл с параметром Рассказ.doc (%1=Рассказ.doc). Тогда применение операторов, описанных в таблице выше, к параметру %1 даст следующие результаты:

%~F1=C:\TEXT\Рассказ.doc %~D1=C: %~P1=\TEXT\ %~N1=Рассказ %~X1=.doc %DP1=C:\TEXT\ %NX1=Рассказ.doc

При работе с FreeBSD, в большинстве случаях для выполнения повседневных задач используется командный интерфейс (так называемый ``шелл""), который принимает команды, которые ему подаются, и выполняет их. Многие командные интерпретаторы имеют встроенные средства выполнения наиболее часто используемых команд, например, операции над файлами и каталогами, редактирование командной строки, командные макросы и переменные окружения. Вместе с FreeBSD поставляется несколько командных интерпретаторов, например, sh, или Bourne Shell, и csh, иначе C-shell. Многие другие, более мощные, например, tcsh или bash, доступны в коллекции портов.Какой из командных интерпретаторов использовать? Это дело вкуса. Если Вы программируете на C, то Вам, возможно, понравится tcsh, а если Вы работали с Linux, то Вас скорее устроит bash, нежели что-либо другое. Каждый из названных интерпретаторов имеет свои особенные свойства, которые отличат его от других и, возможно, повлияют на Ваш выбор.Одна из наиболее часто используемых функций командного интерпретатора - дополнение частичного имени файла до полного. Вы можете набрать только первые несколько символов имени файла, нажать клавишу табуляции (TAB), и командный интерпретатор автоматически Например, у нас есть два фала, названные foobar и foo.bar . Допустим, мы хотим удалить файл foo.bar . Для этого, наберем на клавиатуре rm fo. .Вы увидите следующее: rm foo.bar .Здесь - это так называемый консольный звонок, сигнализирующий о том, что интерпретатор не в состоянии закончить имя файла, так как по введенным Вами символам невозможно однозначно идентифицировать файл. Например, имена файлов foobar и foo.bar оба начинаются с fo , но после нажатия TAB можно однозначно дополнить только до foo . Если же теперь ввести точку (.) и вновь нажать TAB, интерпретатор достроит имя файла целиком.При работе с любым командным интерпретатором, Вы столкнетесь с переменными окружения. Под переменной окружения понимается некоторая строка символов, идентифицируемая некоторым именем. Значение переменных окружения может быть прочитано любо программой, запущенной из командного интерпретатора, и часто содержит конфигурационные настройки для многих приложений и утилит. Ниже приведены некоторые наиболее часто встречающиеся переменные окружения с объяснением их значения:

Переменная Описание USER Имя текущего пользователя. PATH Каталоги, разделенные двоеточием, в которых производить поиск исполняемых файлов. DISPLAY Сетевое имя виртуального дисплея X11, если доступен для подключения. SHELL Текущий командный интерпретатор. TERM Название (тип) терминала. Используется, чтобы узнать возможности терминала. TERMCAP Список escape-последовательностей для управления различными функциями терминала. OSTYPE Название (тип) операционной системы. Например, FreeBSD. MACHTYPE Архитектура машины (процессора). EDITOR Предпочитаемый пользователем текстовый редактор. PAGER Предпочитаемая пользователем утилита просмотра файлов. MANPATH Каталоги, разделенные двоеточием, в которых производить поиск файлов системного справочника.

В зависимости от используемого командного интерпретатора, для просмотра и установки значений переменных окружения служат различные команды. Например, в интерпретаторах csh и tcsh это setenv . В sh и bash это set и export . В частности, чтобы установить или изменить значение переменной EDITOR (в csh или tcsh) равное /usr/local/bin/emacs , выполните команду: setenv EDITOR /usr/local/bin/emacs Если Вы используете bash: export EDITOR="/usr/local/bin/emacs" Чтобы получить значение переменной, например, в командной строке, поместите символ доллара ($) перед именем переменной. Например, команда echo $TERM выведет значение переменной $TERM .Командный интерпретатор воспринимает некоторые символы, называемые метасимволами, в качестве управляющих, несущих специальные функции. Одни из наиболее часто используемых - символ * , который заменяет любое количество символов в имени файла, и? , заменяющий один символ. Эти метасимволы используются для поиска файлов по маске, например, команда echo * выполняет практически тоже самое, что и команда ls , так как под маску * попадают все файлы из текущего каталога (на самом деле, это всегда так и зависит от командного интерпретатора, например, в bash под маску * не попадут файлы, начинающиеся с точки. - скрытые файлы).В некоторых ситуациях требуется, чтобы интерпретатор воспринимал метасимволы как обычные, не несущие специальной смысловой нагрузки. Этого можно достичь, поставив перед символом обратную косую черту (\). Например, команда echo $TERM выведет тип Вашего терминала, в то же время команда echo \$TERM выведет именно слово $TERM , а не значение переменной $TERM .

3.4.1. Как изменить командый интерпретатор по умолчанию

Самым простым, пожалуй, будет воспользоваться командой chsh . Если переменная EDITOR определена, то будет загружен текстовый редактор $EDITOR , иначе vi. Вам нужно будет изменить значение поля ``Shell:"" и выйти из редактора с сохранением результатов.Можно также воспользоваться опцией -s команды chsh . Например: % chsh -s /usr/local/bin/bash
Note: Помните, чтобы использовать некоторую программу в качестве командного интерпретатора, она должна быть обязательно упомянута в файле /etc/shells . Обычно, при установке интерпретаторов из дерева портов, это делается автоматически. Если же это не так, Вам нужно будет самим добавить соответствующую строчку в этот файл.Например, допустим, что Вы установили bash вручную, без использования соответствующего порта, и поместили его в каталог /usr/local/bin . В таком случае, можно набрать: # echo "/usr/local/bin/bash" >> /etc/shells Теперь можно смело использовать команду chsh .

В этом разделе описаны команды и символы, имеющие специальное значение, которые позволяют:

  • - находить с помощью шаблона и манипулировать группами файлов;
  • - запускать команду в фоновом режиме или в определенное время;
  • - выполнять последовательно группу команд;
  • - перенаправлять стандартные ввод и вывод;
  • - завершать работающие программы.

Интерпретатор SHELL является оболочкой всей операционной системой и выполняет интерфейсные функции между пользователем и ОС. Он перехватывает и интерпретирует все команды пользователя, формирует и выводит ответные сообщения.

Помимо запуска на выполнение стандартных команд UNIX и исполняемых файлов, интерпретатор включает собственный язык, который по своим возможностям приближается к высокоуровневым языкам программирования. Этот язык позволяет создавать программы (shell-файлы, скрипты), которые могут включать операторы языка и команды UNIX. Такие файлы не требуют компиляции и выполняются в режиме интерпретации, но они должны обладать правом на исполнение (устанавливается с помощью команды chmod ).

Общение пользователя с командным интерпретатором осуществляется вводом команд с клавиатуры после появления промпта (приглашения), обычно, символа "$". Введенную последовательность символов интерпретатор будет рассматривать либо как имя внутренней команды, либо как имя исполняемого файла.

Процедуре (скрипту) shell могут быть переданы аргументы при запуске. Каждому из первых девяти аргументов ставится в соответствие позиционный параметр от $1 до $9 ($0 - имя самой процедуры), и по этим именам к ним можно обращаться из текста процедуры.

Прежде, чем начать рассмотрение некоторых операторов shell, следует обратить внимание на использование в командах некоторых символов.

Ниже приведены метасимволы, используемые shell :

* ? - позволяют указывать сокращенные имена файлов при поиске по шаблону;

& - означает, что команда будет выполняться в фоновом режиме;

; - разделяет команды в командной строке;

Отменяет специальное значение символов, таких как *, ?, [, ], &, ;, <,

"..." - отменяют значение пробела как разделителя и специальное значение

всех символов;

"..." - отменяют значение пробела как разделителя и специальное значение всех символов, за исключением $ и;

> - перенаправляет вывод команды в файл;

< - перенаправляет ввод команды из файла;

>> - перенаправляет вывод команды, который должен быть добавлен в

конец существующего файла;

| - создает канал, направляющий вывод одной команды во ввод другой

`...` - используется в паре; позволяет использовать вывод команды как

аргументы в командной строке;

$ - используется с позиционными параметрами и определенными поль-

зователем переменными, также используется по умолчанию в

качестве подсказки shell .

Кроме того, для удобства работы с файлами почти все командные интерпретаторы интерпретируют символы "?" и "*", используя их как шаблоны имен файлов (т.н. метасимволы ):

  • ? - один любой символ;
  • * - произвольное количество любых символов.

Например: *.c - задает все файлы с расширением "c";

pr???.* - задает файлы, имена которых начинаются с "pr", содержат пять символов и имеют любое расширение.

Переменные языка shell

Язык shell позволяет работать с переменными (без предварительного объявления). Имена переменных начинаются с буквы и могут включать буквы и цифры. Обращение к переменным начинается со знака "$".

Пример. Переход к начальному каталогу пользователя: cd $HOME

Оператор присваивания . Присвоение значений переменным осуществляется с помощью оператора `=" без пробелов.

Рассматриваются внутренние команды, поддерживаемые интерпретатором Cmd.exe, и наиболее часто используемые внешние команды (утилиты командной строки). Описываются механизмы перенаправления ввода/вывода, конвейеризации и условного выполнения команд. Даются примеры команд для работы с файловой системой

В ОС Windows, как и в других ОС, интерактивные (набираемые с клавиатуры и сразу же выполняемые) команды выполняются с помощью так называемого командного интерпретатора, иначе называемого командным процессором или оболочкой командной строки (command shell). Начиная с версии Windows NT, в операционной системе реализован интерпретатор команд Cmd.exe, обладающий гораздо более широкими возможностями.

1.2.1 Запуск оболочки

В Windows NT/2000/XP файл Cmd.exe, как и другие исполняемые файлы, соответствующие внешним командам ОС, находятся в каталоге %SystemRoot%\SYSTEM32 (значением переменной среды %SystemRoot% является системный каталог Windows, обычно C:\Windows или C:\WinNT). Для запуска командного интерпретатора (открытия нового сеанса командной строки) можно выбрать пункт Выполнить… (Run) в меню Пуск (Start), ввести имя файла Cmd.exe и нажать кнопку OK. В результате откроется новое окно (см. рис. 1), в котором можно запускать команды и видеть результат их работы.

Рис. 1 - Командное окно интерпретатора Cmd.exe в Windows XP

1.2.2 Настройка параметров командного окна интерпретатора

У утилиты командной строки, которая поставляется в виде стандартного приложения ОС Windows, имеется свой набор опций и параметров настройки. Один из способов просмотра этих опций – использование пункта Свойства управляющего меню окна (нажать правой кнопкой мыши на заголовок окна). В окне свойств (см. рис. 2) будут доступны четыре вкладки с опциями: общие, шрифт, расположение и цвета.

Рис. 2 – окно настройки свойств интерпретатора

1.2.3. Внутренние и внешние команды. Структура команд

Некоторые команды распознаются и выполняются непосредственно самим командным интерпретатором - такие команды называются внутренними (например, COPY или DIR). Другие команды ОС представляют собой отдельные программы, расположенные по умолчанию в том же каталоге, что и Cmd.exe, которые Windows загружает и выполняет аналогично другим программам. Такие команды называются внешними (например, MORE или XCOPY).

Рассмотрим структуру самой командной строки и принцип работы с ней. Для того, чтобы выполнить команду, после приглашения командной строки (например, C:\>) следует ввести имя этой команды (регистр не важен), ее параметры и ключи (если они необходимы) и нажать клавишу . Например:

C:\>COPY C:\myfile.txt A:\ /V

Имя команды здесь - COPY, параметры - C:\myfile.txt и A:\, а ключом является /V. Отметим, что в некоторых командах ключи могут начинаться не с символа /, а с символа – (минус), например, -V.

Многие команды Windows имеют большое количество дополнительных параметров и ключей, запомнить которые зачастую бывает трудно. Большинство команд снабжено встроенной справкой, в которой кратко описываются назначение и синтаксис данной команды. Получить доступ к такой справке можно путем ввода команды с ключом /?. Например, если выполнить команду ATTRIB /?, то в окне MS-DOS мы увидим следующий текст:

Отображение и изменение атрибутов файлов.

ATTRIB [+R|-R] [+A|-A] [+S|-S] [+H|-H] [[диск:][путь]имя_файла]

Установка атрибута.

Снятие атрибута.

R Атрибут "Только чтение".

A Атрибут "Архивный".

S Атрибут "Системный".

H Атрибут "Скрытый".

/S Обработка файлов во всех вложенных папках указанного пути.

Для некоторых команд текст встроенной справки может быть довольно большим и не умещаться на одном экране. В этом случае помощь можно выводить последовательно по одному экрану с помощью команды MORE и символа конвейеризации |, например:

В этом случае после заполнения очередного экрана вывод помощи будет прерываться до нажатия любой клавиши. Кроме того, используя символы перенаправления вывода > и >>, можно текст, выводимый на экран, направить в текстовый файл для дальнейшего просмотра. Например, для вывода текста справки к команде XCOPY в текстовый файл xcopy.txt, используется следующая команда:

XCOPY /? > XCOPY.TXT

Замечание . Вместо имени файла можно указывать обозначения устройств компьютера. В Windows поддерживаются следующие имена устройств : PRN (принтер), CON (терминал: при вводе это клавиатура, при выводе - монитор), NUL (пустое устройство, все операции ввода/вывода для него игнорируются).

Командный интерпретатор, интерпретатор командной строки - компьютерная программа, часть операционной системы, обеспечивающая базовые возможности управления компьютером посредством интерактивного ввода команд через интерфейс командной строки или последовательного исполнения пакетных командных файлов.

Как правило его функции сводятся к предоставлению пользователю возможности запускать другие программы, может также содержать некоторые базовые команды ввода-вывода и свой простой скриптовый язык программирования.

@ echo off : begin Cls Title Калькулятор Color 71 Echo Введите уравнение: Set /P exp = Set /A result =% exp % Title Вычислено Echo Ваше уравнение: %exp% Echo Решение: %result% Pause > nul goto begin

Калькулятор, для командной оболочки bash :

#!/usr/bin/env bash echo "Калькулятор" while read -p "Введите выражение: " expr do echo "Результат: $(($expr )) " done

Понятия

Оболочка в своей работе оперирует простыми командами.

Простая команда - это последовательность слов через пробел. Нажатие клавиши Enter при вводе команды или перевод строки при обработке сценария являются для командного интерпретатора признаком завершения команды. Она обрабатывается и выполняется.

Конвейер - это последовательность одной или более команд, разделенных |(& для cmd.exe). Стандартный выходной поток каждой команды, кроме последней, соединяется при помощи программного канала со стандартным входным потоком следующей команды. Каждая команда выполняется как отдельный процесс; интерпретатор ожидает окончания последней команды. Статусом выхода конвейера является статус выхода его последней команды. Вот пример простого конвейера для интерпретатора bash:

$ ls | tee save | wc 15 15 100

Командные интерпретаторы

Data Control Language - язык баз данных для осуществления административных функций

Digital Command Language - интерпретатор командной строки в операционных системах фирмы DEC.

DCL - современная французская тяжёлая бронированная ремонтно-эвакуационная машина

MZ (формат)

MZ - стандартный формат 16-битных исполняемых файлов с расширением.EXE для DOS. Назван так по сигнатуре - ASCII-символам MZ (4D 5A) в первых двух байтах. Эта сигнатура - инициалы Марка Збиковски, одного из создателей MS-DOS.Формат был разработан как замена устаревшему формату.COM. Исполняемые файлы MZ включают метаданные, могут иметь размер больше 64 Кбайт и использовать несколько сегментов памяти различного типа (кода, данных и стека), точка входа в программу также может быть в любом месте (в файлах.COM выполнение команд всегда начинается непосредственно с начала файла). Метод загрузки исполняемого файла определяется по сигнатуре: при её наличии обрабатывается MZ-заголовок, при отсутствии файл запускается как.COM - независимо от расширения файла (например, в последних версиях MS-DOS интерпретатор командной строки COMMAND.COM на самом деле является EXE-файлом).

Исполняемые файлы более поздних форматов для Windows начинаются с MZ-заглушки. Обычно заглушка, добавляемая компиляторами, выводит сообщение наподобие «This program cannot be run in DOS mode» («Эту программу невозможно запустить в режиме DOS»).

В старых компоновщиках для DOS могла применяться сигнатура ZM, которая также распознается MS-DOS и рядом совместимых ОС.

SQL*Plus

SQL*Plus - программа-интерпретатор командной строки для работы с системой управления базами данных Oracle Database, в которой могут выполняться команды SQL и PL/SQL в интерактивном виде или из сценария.

SQL*Plus работает как относительно простой инструмент, с интерфейсом командной строки. Программисты и администраторы СУБД обычно используют его как инструмент по умолчанию, так как интерфейс доступен практически в любой установке программного обеспечения Oracle.

TOPS-20

TOPS-20 (прежде TENEX) - операционная система, разработанная компанией BBN Technologies (Bolt, Beranek and Newman) для компьютеров DEC PDP-10. TENEX включала в себя полную реализацию системы виртуальной памяти, что позволяло программам не только осуществлять доступ ко всем 262 килословам памяти (эквивалент 1152 килобайт), но и делать это одновременно; система страничной организации памяти копировала данные с и на внешние носители по мере необходимости.

Одной из отличительных черт TENEX был её ориентированный на пользователя интерпретатор командной строки. В отличие от типичных систем того времени[каких?], в TENEX для ясности использовались длинные имена команд даже с избыточными словами. К примеру, для печати содержимого каталога в UNIX используется команда ls, а в TENEX - DIRECTORY (OF FILES), где DIRECTORY является ключевым словом, а OF FILES - избыточностью, внесённой для того, чтобы сделать назначение команды более очевидным.Для TENEX была написана самокопирующаяся по локальной сети программа Creeper, которую ошибочно считают одним из первых в мире компьютерных вирусов.

Take Command

Take Command - это имя, которое компания JP Software использовала в своих интерпретаторах командной строки с графическим интерфейсом (GUI) для Windows 3.1 (TC16), 32-разрядных версий Windows (TC32) и позже для OS/2 Presentation Manager (TCOS2). Они выпускались параллельно с версиями 4DOS 5.5, 4NT 2.5 и 4OS2 2.52. Продукты для OS/2 и Windows в 16-разрядных вариантах просуществовали до версии 2.02, их можно загрузить и сейчас с FTP-сайта JP Software.

Take Command сегодня - это интерпретатор командной строки для операционных систем семейства Microsoft Windows. Его преимущества перед стандартной командной оболочкой Windows такие же, как у 4DOS перед COMMAND.COM из поставки MS-DOS.

Начиная с версии 9, название Take Command относится ко всему пакету программ: TCI (командный интерфейс в вкладками) и 4NT. Разработка исходной версии Take Command прекращена. Компонент TCI теперь расширен: он включает диспетчер файлов, настраиваемые панели и ряд других окон, а 4NT переименован в TCC и помимо полной версии доступен в бесплатной «облегчённой» (TCC/LE).

В состав Take Command добавлены встроенные редактор и отладчик пакетных файлов, в командах реализован доступ к файлам по FTP и HTTP, доступ к сетевой файловой системе, интеграция с Active Scripting, команды мониторинга системы и управления службами Windows.

Take Command Console (TCC)

Take Command Console (TCC) (прежние названия - 4DOS for Windows NT и 4NT) - это интерпретатор командной строки, выпускаемый компанией JP Software как более функционально насыщенная замена стандартному интерпретатору командной строки в Microsoft Windows - CMD.EXE. TCC основан на ранее выходивших командных оболочках 4DOS для DOS и 4OS/2 для OS/2.

Начиная с версии 12 у 4NT удалена поддержка Windows 95, 98, ME, NT и 2000. Начиная с версии 16 у TCC удалена поддержка Windows XP, хотя работа в XP по-прежнему возможна. 4NT переименована в Take Command Console (TCC) как часть пакета JP Software Take Command версии 9 и новее.

TCC предоставляет большой набор возможностей для работы с командной строкой и пакетными файлами. Для обеспечения обширного доступа к операционной системе TCC позволяет совместно работать с другими языками сценариев - REXX, Ruby и Perl, или скрипт-языками Windows, в виде движков Active Scripting - VBScript и JScript, а также PerlScript (через ActivePerl), TclScript (через ActiveTcl), PythonScript (через ActivePython), и версией скрипт-движка Object REXX.

Интерфейс командной строки

Интерфейс командной строки (англ. Command line interface, CLI) - разновидность текстового интерфейса (CUI) между человеком и компьютером, в котором инструкции компьютеру даются в основном путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд), в UNIX-системах возможно применение мыши. Также известен под названием консоль.

Интерфейс командной строки противопоставляется системам управления программой на основе меню, а также различным реализациям графического интерфейса.

Формат вывода информации в интерфейсе командной строки не регламентируется; обычно это также простой текстовый вывод, но может быть и графическим, звуковым и т. д.

Консоль восстановления

Консоль восстановления (англ. Recovery Console) - компонент, включенный в состав Windows 2000, Windows XP и Windows Server 2003. Он предоставляет администраторам средства выполнения ограниченного круга задач с использованием интерфейса командной строки. Его основная задача заключается в том, чтобы позволить администраторам восстанавливать ОС в ситуациях, когда Windows не загружается до состояния графического интерфейса пользователя. Консоль восстановления используется для предоставления доступа к жесткому диску в чрезвычайной ситуации через командную строку. Таким образом, к консоли восстановления можно получить доступ либо через исходный установочный носитель, используемый для установки Windows, либо также можно установить на жесткий диск и добавить в меню NTLDR, однако, полагаясь на последнее, это более рискованно, потому что для этого требуется, чтобы компьютер загрузился до NTLDR.

Сравнение языков программирования

В приведённой ниже таблице отмечено наличие или отсутствие тех или иных возможностей в некоторых популярных сегодня языках программирования. Столбцы упорядочены по алфавиту. Если возможность в языке недоступна напрямую, но может быть эмулирована с помощью других средств, то в таблице отмечено, что её нет.

При заполнении таблицы учтены только фактические данные, при том, что наличие возможности не обязательно является преимуществом языка, а отсутствие - недостатком.

Точка соединения NTFS

Точка соединения NTFS (англ. NTFS Junction Point) - нововведение в файловой системе NTFS 3.0 (файловая система по умолчанию в Windows 2000). Суть нововведения заключается в том, что указанный логический диск либо папка будет отображаться как папка на другом логическом диске либо в другой папке. Эта возможность позволяет создавать некоторые эффекты с файловой системой (например, хранить два профиля одного и того же пользователя и переключаться между ними без особых проблем). Точка соединения реализована в NTFS как особый тип точки повторной обработки (англ. reparse point).

Данную функцию можно настроить в оснастке «Управление дисками»: щелчок правой кнопкой на подключаемом диске, пункт «Изменить букву диска или путь к диску…», далее в списке будут отображены все возможные пути к диску, по умолчанию диск доступен по своей букве («Х:» - где Х буква диска). Менять пути к диску можно соответствующими кнопками под списком.

Для создания точки соединения на папку можно воспользоваться утилитой linkd, которая входит в комплект Windows 2000 and Windows XP Resource Kits. В Windows Vista и выше точку соединения или символьную ссылку можно создать с помощью стандартной консольной команды mklink.

Для доступа к такой папке не нужны никакие дополнительные настройки приложений, то есть доступ осуществляется введением адреса папки. Таким образом, исчезает ограничение на 26 локальных томов на одном компьютере (количество букв английского алфавита для именования дисков), так как том может быть доступен без присвоения ему имени.

Шебанг (Unix)

Шебанг (англ. shebang, sha-bang, hashbang, pound-bang, or hash-pling) - в программировании последовательность из двух символов: решётки и восклицательного знака ("#!") в начале файла скрипта.

Когда скрипт с шебангом выполняется как программа в Unix-подобных операционных системах, загрузчик программ рассматривает остаток строки после шебанга как имя файла программы-интерпретатора. Загрузчик запускает эту программу и передаёт ей в качестве параметра имя файла скрипта с шебангом. Например, если полное имя файла скрипта "path/to/script" и первая строка этого файла:

#!/bin/shто загрузчик запускает на выполнение "/bin/sh" (обычно это Bourne shell или совместимый интерпретатор командной строки) и передаёт "path/to/script" как первый параметр.

Строка с шебангом обычно пропускается интерпретатором, так как символ "#" является символом начала комментариев во многих скриптовых языках. Некоторые интерпретаторы, которые не используют символ решётки для обозначения начала комментариев (такие, как Scheme), могут пропустить строку шебанга, определив её назначение. Другие решения полагаются на препроцессор, который обрабатывает и удаляет строку шебанга перед тем, как остальная часть скрипта передаётся компилятору или интерпретатору. Так, например, работает InstantFPC, который позволяет запускать программы, написанные на Free Pascal, как скрипты на некоторых операционных системах.