Настройка 2х канального усилителя под динамики. Как настроить автомобильный усилитель

Как правильно настроить автомобильный усилитель? Расскажу про настройку автомобильного усилителя поэтапно. Принцип настройки усилителя.

Настраиваем мидбас.

Необходимо обратить внимание, что твитеры нужно будет отключить, и если установлен сабвуфер, то и его тоже, либо с головного устройства, или вручную. Мидбасы сверху не подрезаем фильтрами.
Наш тракт разбиваем на две части:
1. Головное устройство;
2. Усилитель.
Каждая из этих частей тракта вносит в сигнал свои искажения, в том числе и искажения по ограничению сигнала (). По этому нам, для конечной точной настройки согласования головного устройства и усилителя этот процесс следует начинать с определения их возможностей. Мы не станем ориентироваться на отвлечённые понятия о положении максимума..., или столько то процентов от максимально допустимого...
Настройка производится с помощью трека 315 Гц.
Нам потребуется настроечный (тестовый) диск Denon Audio Technical CD .
Скачать диск можем тут:

Http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2258371

Нам потребуются следующие треки:

46. 40Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30)
48. 315Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30)
50. 3149Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30) - купольные твитеры
51. 6301Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30) - рупорные твитеры

Зелёным для САБВУФЕРА
Красным для МИДА
Синим для ТВИТЕРА

Для записи диска, скачиваем с интернета программу .

Вы можете сами создать необходимые синусы при помощи программы SoundForgeAudioStudio, но при этом обязательно нужно обратить внимание, что бы их уровень был НОЛЬ дБ.

Обращаю Ваше внимание, что длительно динамики на тестовом синусе не прослушивать!!!

Регулятор Gain (Level) на усилителе устанавливаем против часовой стрелки в минимум. Этим мы предотвращаем возможность внести им искажения по ограничению сигнала.
Все дополнительные (выставленные нами) настройки на ГУ отключаем!!!
-Ставим трек с частотой 315 Гц (по диску дорожка №48) и регулируя ручкой громкости определяется тот уровень усиления сигнала, когда ступенчато появится тон в районе 1 кГц (1000 Гц). Это будет тот уровень, выше которого крутить ручку просто нет смысла, так как дальше уже просто идут одни искажения. Ориентироваться всё же нужно не на этот уровень (уже слышимые искажения), а на шаг или два ниже, регулятора громкости, в зависимости от сетки шага регулировки уровня на головном устройстве.

Если в процессе определения максимально возможного чистого уровня сигнала с ГУ, где-то будут появляться частично подтональное изменения тона частоты 315 Гц, то это повод задуматься о качестве ГУ.

Всё! С максимально возможным чистым (с минимум искажений) уровнем усиления головного устройства разобрались, и можно будет переходить к согласованию выявленного максимального уровня выходного сигнала головного устройства (ГУ) с уровнем усиления, которое может обеспечить усилитель.
- Ставим так же трек с частотой 315 Гц, и ручку уровня громкости ГУ устанавливаем в положение, которое уже выяснено на первом этапе настройки, и изменяя положение регулятора GAIN (Level) усилителя находим тот уровень максимально возможного (чистого) усиления сигнала усилителем, без искажений, который способен выдать данный усилитель. Ориентируемся опять по появлению слышимого перехода на частоту в 1 кГц (1000 Гц).

Напоминаю! Длительно не использовать синусоидальные сигналы, во избежании механического повреждения динамика!!!

Вот теперь Головное устройство и Усилитель согласованы между собой. !!!

А происходило следующее.
Вот пример графика зависимости искажений от мощности. Видим, что до 100 ватт искажения были в пределах 0.01%, а после 100 ватт резкий скачок вверх. Это мы и слышим на представленных видео.

Следующее, настраиваем громкость головного устройства на максимальное значение громкости без искажений, уже в согласованном тракте.

Настраиваем твитер.

Твитеры, в большинстве своём, громче мидбасов. Точнее даже не так. В связи с особенностями их установки и направления они громче. По этому их Мы подгоняем по уровню громкости под мидбасы.

Можно так же по синусоидальному треку 3149 Гц (по диску дорожка №50) для купольных твитеров и по треку 6301Hz (по диску дорожка №51) для рупорных твитеров. И по выше описанной методике весь процесс повторяем. Но без полного понимания процесса (что мы в итоге делаем) возможен выход твитеров из рабочего состояния! Так как максимальные искажений сигнала, как правило, приходятся на их диапазон.

Для настройки купольных твитеров ставим фильтр второго порядка в районе 2,5 - 3 кГц, а для рупорных твитеров ставим фильтр второго порядка в районе 5-6 кГц. Что бы избежать повреждения твитеров.

Настраиваем сабвуфер.

Берём синусоидальный трек 40 Гц (по диску дорожка №46) и по описанной выше методике для мидбасов согласуем сабовый усилитель с головным устройством.

При наличии дополнительного оборудовании возможно согласовывать и без звука.
Пример такой настройки:

Искажения синуса 1 кГц 0,03% ссылка для прослушивания

Http://music.privet.ru/user/eterskov/file/310328286?backurl=http://music.privet.ru/user/eterskov/album/310327806

Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.

На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков !

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления ( и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain \ Level

Gain (чувствительность)часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, () . Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на ) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его примерно на 20 Hz.

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz.

При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.

Дата: 26-08-2013, 15:03

Предлагаем Вам рассмотреть несколько вариантов, как можно легко настроить усилитель, в зависимости от его предназначения в тот или иной момент. Сделаем это на примере четырехканального усилителя Blaupunkt серии GTA-475. Не стоит забывать, что какие бы методы регулировки подобных усилителей Вы не использовали, смысл у них все равно один и тот же. К примеру, вместо того, чтобы плавно регулировать срез, так называемой, «крутилкой», можно воспользоваться фиксированным переключателем.

Передняя панель регулировки усилителя располагает линией, пронзающей верхние регулировки, на которых можно заметить надпись FRONT. Это означает, что данные регулировки служат для настройки фронтальных (передних) каналов, регулировки REAL, а также настройки каналов, к которым подключают сабвуфер или задние колонки (тыл).

А сейчас самое время узнать, как настроить усилитель в системе, состоящей из четырех динамиков, не включая сабвуфер. Произвести настройку данной системы проще всего, так как фильтр усилителя уже отключен, а динамики воспроизводят абсолютно весь всевозможный диапазон частот. Устанавливаем переключатели в соответствующие положения:

Переключатель LEVEL устанавливаем в положение 8V (фронт и тыл);
- CROSSOVER SELEKTOR устанавливаем в положение FLAT (фронт и тыл);
- переключатель BASS BOOST устанавливаем на 0dB (фронт и тыл).

После проделанной работы выставляем на магнитоле громкость примерно на 80-90%. Почему не на все 100%? Да потому, что нам необходим запас по мощности, в связи с тем, что некоторые композиции воспроизводятся очень громко, другие – нормально, а третьи – совсем тихо. Задачу упростило бы то, если бы эквалайзер магнитолы был уже настроен. Если же нет, то ставим все ползунки по нулям. Так же можно выбрать из списка предложенных настроек один из вариантов, который Вас максимально устроит (POP, DANCE, CLASSIC, ROCK и т.п.). Затем, включив музыку, медленно поворачиваем регулятор LEVEL вправо до предельного значения. При этом следим, чтобы звук был максимально чистый и достаточно громкий. Если не хватает мощности, то можно прибавить еще BASS BOOST.

Следующая инструкция принадлежит настройке усилителя под колонки и сабвуфер. Предположим, мы имеем дело с обычными колонками, которые подключены к фронтальным каналам. Тыла сабвуфера здесь нет. Приступим. Поочередно устанавливаем переключатели в соответствующие положения:

Переключатель FRONT устанавливаем в положение HP, при этом регулятор FI PASS должен быть в диапазоне 70 - 90Hz;
- переключатель REAL ставим в положение LP, при этом регулятор типа LOW PASS должен находиться в диапазоне 60 - 80Hz;
- переключатель LEVEL ставим на 0 (8V на фронт и тыл);
- переключатель BASS BOOST выставляем на 0dB (на фронт и тыл).

Настраиваем чувствительность LEVEL и BASS BOOST, как в вышеупомянутом примере, но уже по собственному вкусу.

И наконец-то приступим к настойке усилителя с поканальным усилением. Обычно подобное усиление применяется только для передних колонок. Тогда пищалки и динамики (мидбасы) усиливаются по отдельности. Тонкости данного вида настройки:

Переключатель CROSSOVER SELEKTOR устанавливаем в положении FLAT;
- включаем HP, а регулятор HI PASS ставим в положение 250Hz.

Используя продвинутые головные устройства (магнитолы), выше упомянутые способы регулировки усилителей могут и не применятся. Все дело в том, что сама магнитола и так способна фильтровать все частоты, а регулировать BASS BOOST не составит никакого труда. Остается только установить на усилителе LEVEL в подходящую для каждого позицию.

Как настроить усилитель?

Мы не будем в этой статье решать глобальные проблемы с настройкой правильного звука, рисовать графики, но попытаемся настроить усилитель так, чтобы ничего не сгорело, и играло то, что нужно.

Начнем с того, что человека, установившего в свой автомобиль самостоятельно автоусилитель, трудно назвать новичком в автозвуке! Но так или иначе выбор сделан, усилитель установлен, подключен! Что делать дальше?

УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ САБВУФЕРА.

Перед первым включением все регуляторы возвращаем на исходную позицию - это либо" 0 "либо" min", переключатели выставляем на нужное значение. На рисунке типичный одноканальный басовый усилитель. Верхний переключатель " PHASE " нужен для согласования фазы сабвуфера с фронтальными динамиками, у него две позиции в этом усилителе, при включении динамик меняет фазу на 180 градусов. При отсутствии этой функции, можно просто поменять полярность на динамике.

Нижний переключатель нужен для выбора работы в мостовом режиме, когда вы подключаете сразу два усилителя, связь между усилителями осуществляется по шине и настройки фильтров производятся только на главном усилителе, который именуется "MASTER" . При использовании только одного усилителя проверьте этот переключатель, он должен быть в положении "мастер", если его переключить, ничего страшного не произойдёт, но звука вы не услышите.

Если вы используете двух-канальный усилитель, вероятнее всего, он может работать в полную полосу воспроизводимых частот, для выбора полосы используют еще один переключатель: HP -FULL- LP

HP F-срезается всё что ниже выбранной частоты

Full-полный диапазон

LPF- срезается всё, что выше - то, что доктор прописал для нашего сабика.

Если все подключения сделаны верно, можно подать напряжение и сделать первое включение. На вашем головном устройстве, установите минимальную громкость, при которой слышно шум из динамиков и можно понять, все ли работает, в том числе и сабвуфер .

Настройку производим на музыкальном материале, лучше подобрать из старенького, то, что знаем, как звучит. Громкость на Г/У выбираем так, чтобы фронтальные динамики не перегружались, это особенно слышно на быстрых треках. Устанавливаем значение " LEVEL" на усилителе так, чтобы сабвуфер стало слышно, при этом следим за ходом динамика. Проводить тестирование сабвуфера с открытым багажником не стоит, при правильном проектировании при открытии багажника ход должен увеличится и на больших мощностях может стать фатальным для самого динамика, поэтому не надо сразу делать максимальную громкость, нужно дать поиграть динамику какое-то время, чтоб саб размялся! Разминка саба вообще тема отдельная, от того, как это сделано, зависит, как долго динамик будет вас радовать.

Будем считать, что предварительная настройка по громкости сабвуфера произведена, проверяем настройки магнитолы, включаем уровень в среднее положение: у PIONEER - это саб в ноль, на ALPINE - +5. После чего необходимо задать частотный коридор, в котором будет играть сабвуфер. Для разных типов сабвуферного оформления частота в которой динамик будет работать, имеет большое значение. Самый распространенный тип сабвуферного оформления - Фазоинвертор,реже Закрытый Ящик, еще реже ЧВ и Рупор.

Для: ЗЯ......... 20- 73 Гц

Фи............30- 50 Гц

Сразу предупреждаю, что это начальные значения, которые вы установите при первом включении, в дальнейшем можно выбрать другие значения, но по опыту, они не сильно будут отличаться от указанных.

Для ЗЯ имеет место быть мнение, что для этого оформления не нужен "сабсоник"(срез инфранизких частот), так оно и есть, но в последнее время музыка стала другой, и искусственные басы могут достигать инфранизких частот, при этом динамик воспроизводить звук не будет, но катушка будет получать по полной программе,что приведет к её перегреву и выходу из строя. Так что он вам не помешает, если он есть, включите его!

Высота верхнего среза ЗЯ чуть выше,чем у ФИ, это обусловлено возможностью согласовать этот саб с фронтом, на более высоком частотном уровне, до возможной локализации звука.

Всем привет:)

В этой статье я хочу познакомить Вас юных или не очень юных:) новичков и любителей автозвука как согласовать уровень чувствительности входа автоусилителя с уровнем линейного выхода автомагнитолы. Напишу лично свою точку зрения по этому вопросу, она может не совпадать с мнением других людей...

Итак, с чего начнем? а вот с чего)) на абсолютно любом автомобильном усилителе или активном сабвуфере дешевом/дорогом без разницы есть в наличии "крутилки" ну или регулировки с названием "GAIN" или "LEVEL" - это одно и тоже , но обозначают их производители по разному. Где они находятся и как выглядят смотрите на картинке ниже в красном прямоугольнике, в качестве наглядных примеров изображены автомобильные усилители разных фирм производителей.

Обведенный красным прямоугольником регулятор как раз таки и предназначен чтобы правильно согласовать входную чувствительность усилителя с линейным выходом Вашей автомагнитолы или головным устройством . Сразу спросите что за "хрень" пардон:) такая чувствительность? Не вопрос пишу - Это величина которая измеряется в милливольтах реже в вольтах и если говорить на "простом языке" показывает какой нужно подать уровень звука на вход усилителя чтобы получить на выходе максимальную громкость. Чем ВЫШЕ чувствительность, тем МЕНЬШЕ требуется уровень звукового сигнала подать на вход и раскачать нагрузку:) подключенную к увесилителю)). Что значит меньше/больше чувствительность? Ответ - ну вот смотрите предположим (чисто для примера) что усилитель имеет чувствительность в несколько Вольт по линейному входу RCA они же "тюльпаны" они же "колокольчики" такая чувствительность считается низкой. Объяснение - вполне нормальная автомагнитола при выкрученном на максимум регуляторе громкости не сможет обеспечить достаточным уровнем звука такой усилитель чтобы получить заявленную выходную мощность на нагрузке. Чувствительность в единицы/десятки вольт применяется только с высокоуровневыми входами называются они "HI-INPUT" когда такой вход усилителя подключается напрямую к колонкам, а внутри усилка уже есть встроенный специальный преобразователь-делитель которые делит сигнал 1:10 т.е уменьшает его в 10 раз и там же реализована гальваническая развязка по входу. Противоположная ситуация когда усилитель имеет чутье на линейных входах к примеру в 100 мВ (милливольт) например Японские усилители Pioneer Carrozzeria имеют именно такой вход - это называется высокой чувствительностью, то есть им требуется гораздо меньший уровень сигнала на входе чтобы раскачать нагрузку. Все предельно просто. Чувствительность также может быть 0,3В 0,5В 0,7В - это вполне даже нормально.

Так вот как же все настроить то по уровню громкости? Последовательность действий на мой взгляд такая:

1) Крутим ручку регулировки громкости на автомагнитоле до уровня когда еще не наступают явно слышимые искажения. Крутим...крутим...крутим... по чучуть почувствовали что колонки начинают хрипеть (в случае когда колонки подключены к автомагнитоле) чуть назад возвращаем, вобщем должна быть чистая без искажений максимальная громкость звучания, но практически на грани искажений ну вобщем Вы поняли)).

2) Теперь на усилителе активного сабвуфера крутим МЕДЛЕННО:) ручку "GAIN" или "LEVEL" у кого как обозначена по часовой стрелке, опять же до наступления слышимых искажений как в первом пункте. Если баса окажется слишком много отрегулируйте так как нравится именно Вам. Универсальных "рецептов" не существует. Все ИМХО.

Рассмотрим другой случай. Если у Вас для акустики используется внешний дополнительный усилитель:

1) Опять же на автомагнитоле крутим громкость на максимум ну или почти на максимум. После этой операции ручку "GAIN" или "LEVEL" на усилке вращаем по часовой стрелке - главное условие получить максимально возможный чистый звук при максимально выкрученном регуляторе громкости в автомагнитоле. В случае использования в системе 4-х канального усилителя в Вашем распоряжении уже два регулятора "GAIN" или "LEVEL" методика настройки точно такая же, к примеру с фронтом разобрались переходите на тыл. После того как все настроили пока оставляем так, больше ничего не трогаем - с колонками разобрались. Позже можно более детальную доводку сделать.

2) Точно такую же самую операцию проделываем и для моноблока или любого другого усилителя работающего на сабвуфер.

Все! вот такая простая и не сложная настройка, а Вы боялись:) шутка.

Конечно допускаются корректировки +/- по уровню усилителя (-й) но согласитесь когда буфер "бахает" и явно доминирует, а колонок вообще никак не слышно - на любителя конечно)), но ИМХО так не правильно и не гармонично - все должно быть в меру это мое мнение.

Еще не стоит забывать про другие важные настройки в точности про активные кроссоверы и фильтры - то есть "подрезать" "HPF" - фильтром для мидбаса "не нужные" частоты снизу чтобы не "захлебывался". Правильная настройка автомобильного усилителя мощности позволит значительно улучшить качество звука бюджетной системы разумеется в рамках стоимости и класса.

Желаю всем и каждому правильной настройки автоусилителя с автомагнитолой - это одно из самых важных условий получения качественного, мощного и чистого автозвука!