Номер муниципальной услуги в федеральном реестре. Реестр государственных и муниципальных услуг свердловской области

Федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр, ФРГУ) обеспечивает ведение в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции), а также реестра иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством Российской Федерации.

Состав

Ниже представлена высокоуровневая функциональная архитектурная схема ФРГУ с указанием компонент, входящих в него:

Описание компонентов (функциональных модулей) ФРГУ версии 4.1:

Обеспечивает идентификацию и аутентификацию пользователей, получивших доступ к ФРГУ.

2. Модуль внесения информации в ФРГУ

Обеспечивает автоматизацию следующих процессов:

  • Описание услуг, функций, необходимых и обязательных услуг, иных услуг, органов власти, административных регламентов, документов, карт межведомственного взаимодействия (далее - КМВ), запросов прав доступа к КМВ.
  • Ведение вспомогательные справочников ФРГУ.
  • Создание наборов открытых данных в соответствии с преднастроенными типами наборов открытых данных ФРГУ.
  • Формирование выгрузок набора данных, включающих в свой состав паспорт данных и структуру выгрузки.
  • Осуществление форматно-логического контроля за полнотой и качеством вводимых сведений.
  • Поиск услуг (функций, органов власти, документов, НПА, АР и т.д.).
  • Согласование сведений, составляющих описание информационного объекта ФРГУ, в соответствии с заданным для него жизненным циклом.
  • Рассылка писем по электронной почте пользователям.
  • Внутренние оповещения пользователей через пользовательский интерфейс.

3. Модуль администрирования

Обеспечивают автоматизацию следующих процессов:

  • Администрирование внутрисистемных процессов и управление пользователями.
  • Мониторинг событий, происходящих в ФРГУ.
  • Настройка транспортной подсистемы.

4. Модуль формирования отчетов

Обеспечивает формирование аналитических отчетов в заданной форме по совокупным сведениям ФРГУ, а также по статистике готовности объектов ФРГУ или работы пользователей.

5. Модуль взаимодействия с внешними системами

Модуль интеграции с системами-потребителями и системами-поставщиками информации об услугах (функциях) и органах власти (организациях), обеспечивающий взаимодействие с внешними информационными системами посредством следующих веб-сервисов:

  • - сервис предназначен для обеспечения возможности получения внешними информационными системами полной информации об услуге (функции, органе власти, справочниках), содержащейся в ФРГУ.
  • - сервис предназначен для обеспечения внешних информационных систем необходимым базовым набором сведений об услугах (функциях, органах власти). Сервис позволяет передавать только те сведения об услугах (функциях, органах власти), которые запросили внешние системы (настраиваемый перечень передаваемых сведений).
  • - сервис предназначен для взаимодействия с внешними информационными системами, которые содержат сведения об органах исполнительной власти (органах местного самоуправления) или иных организациях, предоставляющих услуги (в частности, МФЦ).

6. Транспортная подсистема

Обеспечивает информационное взаимодействие с региональными узлами СПГУ (Типовыми реестрами) в части передачи и получения информации об услугах (функциях, органах власти), а также передачи и получения справочной информации.

Нормативно-правовая база

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. .
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. .
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011г. .

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных ус- луг", постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами испол- нительной власти и органами местного самоуправления с использова- нием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" и в целях повышения качества и доступности предоставляемых органами исполни- тельной государственных услуг на территории города Москвы, в том числе в электронном виде, постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке формирования и ведения Реес- тра государственных услуг города Москвы (приложение). 2. Возложить на функции уполномоченного органа по формированию и ведению Реестра государственных услуг города Москвы (далее - Реестр). 3. Возложить на функции оператора Реестра. 4. обеспечить формирование и ведение Реестра в порядке, определенном настоящим постановлением. 5. Органам исполнительной : 5.1. В срок до 20 декабря 2010 г. представить в сведения о должностных лицах в ранге не ниже заместителя руководителя, ответственных за предос- тавление информации в Реестр. 5.2. В срок до 27 декабря 2010 г. предоставить в Реестр ин- формацию о государственных услугах в порядке, утвержденном пунктом 1 настоящего постановления. 6. Признать утратившим силу пункт 1.3 постановления Прави- тельства Москвы от "О Городской целе- вой программе по административной реформе в городе Москве на 2011-2013 гг.". 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в , руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 14 декабря 2010 г. N 1065-ПП Положение о порядке формирования и ведения Реестра государственных услуг города Москвы 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает порядок формирования и ведения Реестра государственных услуг города Москвы. 1.2. Цель формирования и ведения Реестра - обеспечение ка- чества и доступности государственных услуг. 1.3. Реестр - информационная система, содержащая сведения о государственных услугах города Москвы, оказание которых регламен- тируется законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами предоставления услуг. 1.4. Реестр содержит сведения о следующих услугах: 1.4.1. О государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной и организациями, участвующими в предоставлении этих услуг. 1.4.2. Об услугах, включенных в перечень, утвержденный норма- тивным правовым актом города Москвы, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной государственных услуг. 1.4.3. Об услугах, предоставляемых государственными учрежде- ниями и другими организациями, в которых размещается государствен- ное задание, оказываемых в электронной форме и включенных в пере- чень, утвержденный нормативным правовым актом города Москвы. 1.5. Формирование и ведение Реестра обеспечивает Уполномочен- ный орган. 1.6. Создание и поддержку программно-технических средств фор- мирования и ведения Реестра осуществляет Оператор Реестра. 1.7. Сведения Реестра входят в Сводный реестр - федеральную государственную информационную систему, содержащую сведения о пре- доставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функци- ях, предназначенные для предоставления в установленном порядке по запросам заинтересованных лиц. 1.8. В целях обеспечения доступности информации для заявите- лей сведения об услугах размещаются в федеральной государственной информационной системе - Единый портал государственных и муници- пальных услуг. 2. Формирование и ведение Реестра 2.1. Формирование и ведение Реестра - процедура, обеспечиваю- щая законность, полноту, достоверность и актуальность сведений об услугах города Москвы, размещенных в информационной системе. 2.2. Процедура формирования и ведения Реестра осуществляется путем: - предоставления сведений об услугах; - размещения сведений об услугах. 2.3. Предоставление сведений об услугах в Реестр осуществля- ется органами исполнительной путем заполнения электронных форм Реестра. Предоставление сведений осуществляется в каждом случае установления и (или) изменения сведений, определен- ных в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению. 2.4. В Реестр предоставляются сведения об услугах теми орга- нами исполнительной , которые организуют пре- доставление соответствующих услуг. В случае если в организации предоставления услуги участвуют несколько органов исполнительной власти, то предоставление в Ре- естр сведений об услугах осуществляет орган исполнительной , который организует предоставление заинтересованному гражданину, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу итогового результата услуги. 2.5. Предоставление сведений об услугах в Реестр осуществля- ется в течение 5 календарных дней со дня установления и (или) из- менения сведений, определенных в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению. 2.6. Для выполнения операций по предоставлению сведений об услугах в каждом органе исполнительной назна- чаются лица, ответственные за предоставление в Реестр сведений об услугах. Указанным лицам выдаются сертификаты ключей подписей и средства электронной цифровой подписи. 2.7. Предоставляемые в Реестр сведения об услугах заверяются электронной цифровой подписью лица, ответственного за предоставле- ние в Реестр сведений об услугах. 2.8. Сведения об услугах, предоставленные в Реестр органами исполнительной , подлежат проверке Уполномо- ченным органом на актуальность, полноту, достоверность и соответс- твие нормативным правовым актам, регулирующим предоставление услу- ги. 2.9. Сведения об услугах, оказание которых регламентируется утвержденными нормативными правовыми актами в форме административ- ных регламентов, подлежат проверке в течение 5 календарных дней со дня их предоставления, в остальных случаях - в течение 10 кален- дарных дней. 2.10. Размещение сведений об услугах осуществляется Уполномо- ченным органом путем подтверждения по результатам проверки сведе- ний об услугах, предоставленных в Реестр. Размещенные в Реестре сведения об услугах заверяются электронной цифровой подписью долж- ностного лица Уполномоченного органа. 2.11. Если по результатам проверки сведений об услугах Упол- номоченным органом выявлены нарушения, то сведения об услугах в Реестре не размещаются, а Уполномоченный орган направляет соот- ветствующему органу исполнительной власти уведомление о допущенных нарушениях с предложением об их устранении и повторном предостав- лении сведений об услугах. Повторное предоставление сведений об услугах осуществляется органом исполнительной власти не позднее трех дней с даты уведом- ления о допущенных нарушениях. 2.12. Сведения об услугах исключаются из Реестра на следующих основаниях: - вступление в силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, которыми упразднено предоставление услуги; - несоответствие сведений об услугах, размещенных в Реестре, требованиям настоящего Положения об их полноте и достоверности при условии, что это несоответствие не может быть устранено путем внесения изменений в сведения об услугах. 2.13. Уполномоченный орган организует размещение и актуализа- цию сведений об услугах города Москвы в Сводном реестре в соот- ветствии с действующими нормативными правовыми актами. 2.14. Руководители и ответственные лица органов исполнитель- ной несут дисциплинарную ответственность за полноту, достоверность, актуальность и законность сведений об ус- лугах, предоставляемых для размещения в Реестре, а также за соблю- дение порядка и сроков их предоставления. 3. Уполномоченный орган Уполномоченный орган выполняет следующие функции: - осуществляет проверку законности, актуальности, полноты и достоверности сведений об услугах, предоставленных в Реестр; - готовит методические рекомендации для органов исполнитель- ной по вопросам, связанным с формированием и ведением Реестра; - определяет функциональные требования к программно-техничес- ким средствам формирования и ведения Реестра; - осуществляет контроль за предоставлением в Реестр органами исполнительной сведений об услугах. 4. Оператор Реестра Оператор Реестра выполняет следующие функции: - обеспечивает возможность круглосуточного доступа органов исполнительной к информационным ресурсам Ре- естра; - обеспечивает защиту информации, размещаемой в Реестре, от несанкционированного изменения; - организует регламентированный доступ ответственных лиц к Реестру для предоставления и размещения сведений об услугах и обеспечивает их технической поддержкой; - осуществляет фиксирование и хранение информации об истории изменений сведений об услугах, обеспечивает создание и хранение архивных копий Реестра; - обеспечивает фиксирование и осуществляет хранение сведений о фактах доступа к Реестру, а также об ответственных лицах, осу- ществивших предоставление и размещение сведений об услугах в Ре- естр; - готовит методические рекомендации для органов исполнитель- ной по вопросам, связанным с программно-тех- ническим обеспечением формирования и ведения Реестра. Приложение 1 к Положению о порядке формирования и ведения Реестра Перечень сведений об услуге, в отношении которой утвержден административный регламент ее предоставления 1. Наименование услуги. 2. Наименование органа исполнительной , предоставляющего услугу. 3. Наименование органов исполнительной , без привлечения которых не может быть предоставлена услуга. 4. Наименование административного регламента с указанием рек- визитов утвердившего его нормативного правового акта и источников его официального опубликования. 5. Описание результатов предоставления услуги. 6. Место предоставления услуги (адрес). 7. Сведения об оформляемых в результате предоставления услуги документах. 8. Категория заявителей, которым предоставляется услуга. 9. Места информирования о правилах предоставления услуги. 10. Максимально допустимые сроки предоставления услуги. 11. Основания для приостановления предоставления услуги либо отказа в предоставлении услуги. 12. Документы, подлежащие представлению заявителем для полу- чения услуги, способы получения документов заявителем и порядок представления документов с указанием услуг, в результате предос- тавления которых могут быть получены такие документы. 13. Сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга пре- доставляется на возмездной основе. 14. Информация о внутриведомственных и межведомственных адми- нистративных процедурах, подлежащих выполнению органом исполни- тельной власти при предоставлении услуги, в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных про- цедур. 15. Адреса официальных сайтов органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адреса их элект- ронной почты, телефоны. 16. Сведения о способах и формах обжалования решений и дейс- твий (бездействия) должностных лиц при предоставлении услуги и ин- формация о должностных лицах, уполномоченных на рассмотрение жа- лоб, их контактные данные. 17. Текст административного регламента. 18. Сведения о дате вступления в силу административного рег- ламента. 19. Сведения о периоде действия административного регламента (если срок действия административного регламента ограничен либо административный регламент прекратил действие). 20. Сведения о внесении изменений в административный регла- мент с указанием реквизитов актов, которыми такие изменения внесе- ны. 21. Дата, с которой действие административного регламента временно приостановлено и продолжительность такого приостановле- ния. 22. Дата прекращения действия административного регламента (признания его утратившим силу). 23. Формы заявлений и иных документов, заполнение которых за- явителем необходимо для обращения в орган исполнительной власти для получения государственной услуги (в электронной форме). 24. Фамилии и должности лиц, которые непосредственно заполня- ют электронные формы Реестра соответствующими сведениями, вносят изменения в эти сведения, а также вводят и снимают ограничения по доступу к сведениям, содержащимся в указанном Реестре. 25. Сведения об услугах, предоставляемых организациями, под- ведомственными органам исполнительной власти, а также сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления таких услуг, разме- рах платы, взимаемой с заявителя, если услуга предоставляется на возмездной основе, методиках расчета платы за предоставление услуг. Приложение 2 к Положению о порядке формирования и ведения Реестра Перечень сведений об услуге, в отношении которой не утвержден административный регламент ее предоставления 1. Наименование услуги. 2. Наименование органа исполнительной , предоставляющего услугу. 3. Наименование органов исполнительной власти, без привлече- ния которых не может быть предоставлена услуга. 4. Наименования регулирующих предоставление услуги норматив- ных правовых актов с указанием их реквизитов и источников офици- ального опубликования. 5. Описание результатов предоставления услуги. 6. Место предоставления услуги (адрес). 7. Сведения об оформляемых в результате предоставления услуги документах. 8. Категория заявителей, которым предоставляется услуга. 9. Места информирования о правилах предоставления услуги. 10. Максимально допустимые сроки предоставления услуги. 11. Основания для приостановления предоставления услуги либо отказа в предоставлении услуги. 12. Документы, подлежащие представлению заявителем для полу- чения услуги, способы получения документов заявителем и порядок представления документов с указанием услуг, в результате предос- тавления которых могут быть получены такие документы. 13. Сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга пре- доставляется на возмездной основе. 14. Информация о внутриведомственных и межведомственных адми- нистративных процедурах, подлежащих выполнению органом исполни- тельной власти, при предоставлении услуги, в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных про- цедур. 15. Адреса официальных сайтов органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адреса их элект- ронной почты, телефоны. 16. Формы заявлений и иных документов, заполнение которых за- явителем необходимо для обращения в орган исполнительной власти, в целях получения государственной услуги (в электронной форме). 17. Сведения о способах и формах обжалования решений и дейс- твий (бездействия) должностных лиц при предоставлении услуги (ис- полнении функции) и информация о должностных лицах, уполномоченных на рассмотрение жалоб, их контактные данные. 18. Сведения о подготовке проекта административного регламен- та органом исполнительной власти. 19. Текст проекта административного регламента. 20. Сведения о размещении (с указанием даты и реквизитов до- кумента) проекта административного регламента на официальном сайте органа исполнительной власти, разрабатывающего проект администра- тивного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети Ин- тернет. 21. Сведения о получении (с указанием даты и реквизитов доку- мента) предложений от заинтересованных организаций и граждан на проект административного регламента. 22. Сведения о направлении (с указанием даты и реквизитов до- кумента) проекта административного регламента на независимую экс- пертизу. 23. Сведения о периоде приема заключений по результатам неза- висимой экспертизы проекта административного регламента. 24. Сведения о получении (с указанием даты и реквизитов доку- мента) заключения по результатам независимой экспертизы проекта административного регламента. 25. Текст вывода независимой экспертизы проекта администра- тивного регламента. 26. Наименование и реквизиты приказа об утверждении админист- ративного регламента уполномоченным должностным лицом. 27. Дата представления административного регламента на госу- дарственную регистрацию. 28. Дата государственной регистрации либо отказа в государс- твенной регистрации административного регламента. 29. Дата официального опубликования административного регла- мента, прошедшего государственную регистрацию. 30. Дата вступления в силу опубликованного административного регламента. 31. Сведения о размещении на официальном сайте органа испол- нительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интер- нет утвержденного административного регламента. 32. Результаты анализа практики применения административного регламента. 33. Фамилии и должности лиц, которые непосредственно заполня- ют электронные формы Реестра соответствующими сведениями, вносят изменения в эти сведения, а также вводят и снимают ограничения по доступу к сведениям, содержащимся в указанном реестре. 34. Сведения об услугах, предоставляемых организациями,подве- домственными органам исполнительной власти, а также сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления таких услуг, разме- рах платы, взимаемой с заявителя, если услуга предоставляется на возмездной основе, методиках расчета платы за предоставление услуг.

В 2011 году было утверждено Постановление Правительства РФ № 861 о создании единого ресурса «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». ФРГУ создан для контроля над предоставлением населению сервисов со стороны администрации, МВД, образовательных и медицинских учреждений, внебюджетных фондов и других ведомств.

Разделы перечня

Сводная информационная система состоит из четырех разделов:

  • федеральные услуги;
  • сервисы субъектов РФ;
  • муниципальные службы;
  • справочные материалы.

Перечень регулируется законодательными и иными нормативно-правовыми актами (НПА), включая административные регламенты местных властей.

Каждый раздел содержит сведения о деятельности соответствующих ведомств. В части справочного блока содержится информация о местоположении организации, оказывающей содействие гражданам.

Для ведения ФРГУ(Федерального реестра государственных и муниципальных услуг) Правительством РФ определено уполномоченное представительство по заполнению информационного регистра. Размещение и актуализация данных осуществляется ответственными сотрудниками ведомства.

Для предоставления доступа гражданам к функциям различных ведомств создаются региональные перечни и веб-порталы г.

Услуги

ФРГУ должен содержать следующие данные об оказываемом сервисе:

  • наименование органа;
  • нормативно-правовой акт;
  • способ предоставления;
  • срок оказания;
  • документы заявителя;
  • внутриведомственные и межведомственные процедуры.

Реестр был создан с целью решения следующих задач:

  • уменьшение регулирования со стороны государства;
  • повышение качества госуслуг;
  • увеличение эффективности деятельности администраций;
  • информационная открытость для граждан.

Благодаря созданию ФРГУ появились единые требования к структуре и содержанию НПА, регламентирующих порядок реализации полномочий со стороны властей.

Справка: Главной целью создания ФРГУ был перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Кто имеет право доступа

Войти на веб-портал информационного общества не могут все желающие. Доступ имеют только зарегистрированные пользователи, ответственные за внесение сведений в ФРГУ и имеющие электронно-цифровой ключ, полученный в определенном порядке.

Для оказания помощи гражданам создан портал www.gosuslugi.ru, который напрямую связан с Федеральным перечнем.

Региональный реестр

Административные органы субъектов РФ могут создавать региональные реестры государственных и муниципальных услуг, а также местные веб-порталы госуслуг. В каждой области назначены структурные подразделения, ответственные за формирование перечня. Информация, публикуемая в РГУ, проверяется уполномоченным представителем на соответствие НПА. Также она проходит автоматическую формально логическую сверку в течение одного дня. При выявлении нарушений данные направляются на доработку.

В таких РГУ содержится информация о сервисах, предоставляемых местным самоуправлением. Состав и порядок размещения регламентированы Правительством РФ. Административные регламенты, принятые на региональном уровне, должны быть опубликованы на официальном сайте области.

Принципы взаимодействия при обмене информацией

Для обеспечения работоспособности портала Правительство РФ из числа федеральных органов управления назначает:

  • оператора объединенного реестра;
  • ответственного за ведение справочного ресурса;
  • уполномоченная организация в области ЭЦП.

Каждая структура наделена определенными функциями. Оператор:

  • размещает сведения;
  • обеспечивает круглосуточный, бесперебойный доступ для граждан;
  • входит в состав комиссии по разработке методических рекомендаций;
  • защищает информацию от несанкционированного доступа.

Ведомство, отвечающее за ведение информационного портала, обеспечивает:

  • проверку внесенных данных;
  • разработку методических рекомендаций;
  • мониторинг и анализ функций властей.

Организация, ответственная за выдачу сертификатов ЭЦП, формирует и публикует на «Госуслугах» наименования и адреса удостоверяющих центров, в которые граждане могут обратиться для получения цифрового ключа подписи.

Важно знать: Получателями помощи от муниципальных властей являются физические и юридические лица.

Что переносится на «Госуслуги»

После внесения функции в Федеральный или региональный реестр, она должна быть перенесена на портал государственных услуг в течение трех дней. На «Госуслугах» размещается следующая информация:

  • реестровый номер;
  • наименование;
  • орган исполнительной власти;
  • категория заявителей;
  • необходимые документы;
  • сведения о возмездности;
  • срок оказания;
  • результат;
  • причины отказа;
  • место предоставления;
  • формы заявления;
  • контакты.

Кроме того к каждой функции прописывается порядок досудебного оспаривания действий должностных лиц.

Помимо сведений из сводного перечня оператор вправе опубликовать на интернет-ресурсе www.gosuslugi.ru справочную информацию, определенную Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

Дополнительно

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12

Создание федеральной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" продиктовано заботой о повышении качества предоставляемых услуг, а также их доступности. Положения и правила ведения системы установлены Постановлением Правительства РФ N 861 <1> (далее - Правила ведения системы). Рассмотрим особенности ведения данной информационной системы.

<1> Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (далее - Положение N 861, Правила ведения системы).

Начать следует с указания государственных органов, ответственных за ведение федеральной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)". Как определено п. 2 Постановления Правительства РФ N 861, на Минкомсвязь возлагаются обязанности оператора федеральных государственных информационных систем и "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)", на Минэкономразвития - уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра.

Положение о федеральной информационной системе

Федеральная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" включает в себя электронные реестры государственных (муниципальных) услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) в том числе федеральными органами исполнительной власти (органами государственной власти и местного самоуправления).

Федеральный реестр состоит из следующих разделов:

  • реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;
  • реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
  • реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления;
  • справочная информация.

В федеральном реестре содержатся сведения:

  • о государственных (муниципальных) услугах, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти (органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления);
  • об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемый Правительством РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления) перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти (исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);
  • об услугах, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями и иными организациями, которым дается государственное (муниципальное) задание (заказ), и включенных в утверждаемый Правительством РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления) перечень таких услуг;
  • о функциях, исполняемых федеральными органами исполнительной власти (исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления).

Конкретный перечень сведений о государственных (муниципальных) услугах, государственной (муниципальной) функции приведен в Приложениях N N 1, 2 к Положению N 861.

В частности, Перечень сведений о государственной (муниципальной) услуге, услуге учреждения содержит следующую информацию:

  • наименование услуги;
  • уникальный реестровый номер услуги и дата размещения сведений о ней в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";
  • способы предоставления услуги;
  • описание результата предоставления услуги;
  • категория заявителей, которым предоставляется услуга;
  • срок предоставления услуги (в том числе с учетом необходимости обращения в органы, учреждения и организации, участвующие в предоставлении услуги) и срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления услуги;
  • максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично;
  • основания для приостановления предоставления либо отказа в предоставлении услуги (если возможность приостановления либо отказа в предоставлении услуги предусмотрена законодательством РФ);
  • документы, подлежащие обязательному представлению заявителем для получения услуги, способы получения этих документов заявителем и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;
  • документы, необходимые для предоставления услуги и находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений (организаций), участвующих в предоставлении услуги, которые заявитель вправе представить для получения услуги по собственной инициативе, способы получения этих документов заявителем и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы.

Перечень сведений о государственной (муниципальной) функции включает в себя, в частности, следующие сведения:

  • наименование функции;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, исполняющего функцию;
  • наименования федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений или организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при исполнении функции;
  • перечень и тексты нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
  • предмет государственного и муниципального контроля (надзора);
  • права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля (надзора);
  • права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору);
  • описание результата исполнения функции;
  • категории лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю (надзору);
  • сведения о местах, в которых можно получить информацию о порядке исполнения функции, в том числе телефоны центра телефонного обслуживания граждан и организаций;
  • срок исполнения функции (в том числе с учетом необходимости взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями)).

Также Положение включает в себя справочную информацию о федеральных органах исполнительной власти, об исполнительных органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, предоставляющих услуги, учреждениях, участвующих в предоставлении услуг или предоставляющих их на основании государственного (муниципального) задания, а также о местах предоставления услуг. Конкретный Перечень сведений, содержащихся в разделе справочной информации, приведен в Приложении N 3 к Положению N 861. Он включает в себя:

  • почтовый адрес и адрес местонахождения органов, предоставляющих услуги (исполняющих функции), в том числе их территориальных органов, а также учреждений (организаций), предоставляющих услуги;
  • сведения о структурных подразделениях органов, предоставляющих услуги (исполняющих функции), и их руководителях, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг (исполнение государственных (муниципальных) функций);
  • сведения о руководителях учреждений (организаций), предоставляющих услуги, которые являются необходимыми и обязательными и включены в утверждаемые в установленном порядке перечни таких услуг;
  • сведения о руководителях учреждений и организаций, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • номера справочных телефонов, факсов, адреса официальных сайтов в Интернете, адреса электронной почты, графики работы органов, предоставляющих услуги (исполняющих функции), в том числе их территориальных органов, а также учреждений (организаций), предоставляющих услуги;
  • сведения о платежных реквизитах органов и учреждений (организаций), предоставляющих платные (возмездные) услуги.

Формирование сведений об услугах и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (п. 7 Положения N 861).

Представление участниками информационного взаимодействия, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, сведений об услугах (функциях) по размещению и их последующее размещение в федеральном реестре осуществляются в соответствии с Правилами ведения системы.

Правила ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"

Представление сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) для размещения в соответствующих разделах федерального реестра осуществляется путем заполнения электронных форм федерального реестра. Представление сведений о государственных услугах возлагается на федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав федерального реестра (далее - раздел "А" федерального реестра) и предоставляющие соответствующие государственные услуги (исполняющие соответствующие государственные функции) с учетом следующих особенностей (п. 5 Правил ведения системы):

  • если в предоставлении государственной услуги участвуют несколько федеральных органов исполнительной власти, то формирование и представление сведений для размещения в разделе "А" федерального реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим заявителю итоговый результат оказания услуги;
  • представление для размещения в разделе "А" федерального реестра сведений об услугах, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень услуг и предоставляемых учреждениями и организациями, участвующими в предоставлении таких услуг, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся такие учреждения и организации;
  • представление для размещения в разделе "А" федерального реестра сведений о государственных услугах, предоставляемых федеральными государственными учреждениями (организациями), в которых размещается государственное задание, осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Сведения представляются в течение одного календарного месяца со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего соответствующие полномочия федерального органа исполнительной власти.

Сведения о государственных услугах, представляемые для размещения в разделе "А" федерального реестра федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федерального министерства (за исключением случаев, когда федеральный орган исполнительной власти самостоятельно разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности), направляются в министерство на согласование в электронном виде (п. 8 Правил ведения системы). Поступившие сведения подлежат проверке на полноту и достоверность в трехдневный срок. Итогом проверки может быть подписание сведений электронной цифровой подписью либо направление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти в электронной форме уведомления о несоответствии представленных сведений нормативным правовым актам РФ или нарушении правил заполнения электронных форм федерального реестра с предложением об их устранении и повторном представлении сведений о государственных услугах.

После согласования представляемых сведений федеральный орган исполнительной власти представляет их в электронной форме в уполномоченный орган по ведению информационного ресурса федерального реестра для размещения в разделе "А" федерального реестра.

Поступившие в уполномоченный орган сведения также подлежат проверке на полноту и достоверность для размещения в разделе "А" федерального реестра. При этом срок проверки составляет семь календарных дней с момента их поступления.

Если по результатам проверки нарушений не выявлено, сведения о государственных услугах после подписания электронной подписью размещаются уполномоченным органом по ведению информационного ресурса в разделе "А" федерального реестра. При выявлении нарушений уполномоченный орган по ведению информационного ресурса федерального реестра направляет соответствующему участнику информационного взаимодействия в электронной форме уведомление о допущенных нарушениях с предложением об их устранении и о повторном представлении сведений.

В случае выявления сведений, подлежащих исключению из раздела "А" федерального реестра, уполномоченный орган направляет соответствующему участнику информационного взаимодействия уведомление в электронной форме о необходимости их исключения из федерального реестра. Основанием для исключения являются (п. 11 Правил ведения системы):

  • вступление в силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которыми упразднено предоставление государственной услуги (исполнение функции);
  • несоответствие сведений о государственных услугах (функциях), размещенных в разделе "А" федерального реестра, требованиям, установленным п. 7 Положения N 861, при условии, что это несоответствие не может быть устранено путем внесения изменений в сведения о государственных услугах (функциях).

Порядок размещения справочной информации в федеральном реестре. Размещение информации и внесение изменений в раздел справочной информации осуществляются путем заполнения электронных форм федерального реестра или размещения в федеральном реестре сведений из информационных систем федеральных органов исполнительной власти (исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) (п. 24 Правил ведения системы).

Обеспечение ответственных лиц сертификатами ключей проверки электронных подписей. Как определено в Постановлении Правительства РФ N 861, электронная подпись ставится ответственными лицами. Выдача сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также ключей электронных подписей возлагается на соответствующие удостоверяющие центры. После выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи и ключа электронной подписи удостоверяющие центры в течение одного календарного дня со дня их выдачи уведомляют об этом оператора федерального реестра и уполномоченный орган по ведению информационного ресурса федерального реестра (п. 27 Правил ведения системы).

Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных (муниципальных) услуг (функций)"

Как определено п. 1 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Положение о портале), в задачи Единого портала входит обеспечение:

  • доступа физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, содержащимся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";
  • предоставления заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также оказания таких услуг учреждениями (организациями);
  • учета обращений заявителей, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможности для заявителей оставить отзыв в электронной форме о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), а также предоставления таких услуг учреждениями (организациями).

Сведения из реестра государственных услуг, представленные в Положении о портале, публикуются в электронной форме оператором Единого портала (Минкомсвязью) в течение одного календарного дня со дня подписания их электронной подписью (п. 4 Положения о портале). Аналогичным образом на едином портале публикуются сведения из раздела, содержащего справочную информацию.

Публикация сведений из реестра государственных услуг субъектов РФ осуществляется на Едином портале также в течение одного календарного дня, но со дня прохождения формально-логической проверки.

В целях упрощения предоставления в электронной форме государственных (муниципальных) услуг с использованием Единого портала обеспечиваются (п. 7 Положения о портале):

  • возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги;
  • доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов;
  • возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием Единого портала;
  • возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в указанной форме запрещено федеральным законом;
  • возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуги.

Стоит отметить, что право на предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием Единого портала получают заявители, прошедшие процедуру регистрации и авторизации в соответствии с утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.06.2011 N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Постановление Правительства РФ N 451) информационной системой идентификации и аутентификации. Данная система предназначена для обеспечения при осуществлении взаимодействия с использованием инфраструктуры взаимодействия идентификации, авторизации и аутентификации органов и организаций, а также обращающихся за получением государственных и (или) муниципальных услуг физических и юридических лиц.

Представление в электронной форме заявлений и прикладываемых к ним документов в электронной форме осуществляется путем заполнения интерактивных форм заявлений и документов. Порядок разработки интерактивных форм и их размещения на Едином портале устанавливается оператором Единого портала.

Направление принятых на Едином портале заявлений и документов в информационные системы федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и учреждений (организаций), предоставляющих услуги, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п. 13 Положения о портале).

Также в Постановлении Правительства РФ N 861 представлены Требования к региональным порталам государственных (муниципальных) услуг (далее - Требования), которые могут создаваться исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Указано, что региональные порталы должны обеспечивать:

  • доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг (функций) субъектов РФ и реестров муниципальных услуг (функций);
  • предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы);
  • возможность осуществления процедуры регистрации и авторизации заявителей с использованием предусмотренной Постановлением Правительства РФ N 451 информационной системы идентификации и аутентификации, входящей в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Обратите внимание! Сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (п. 4 Требований).

Редактор журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Комментарий к статье 11 ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”

  1. В самом общем смысле реестр представляет собой систематизированный свод данных о конкретном объекте. В данном случае объектом реестра выступают государственные и муниципальные услуги. Данное понятие является ключевым по отношению к установленному Законом порядку предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку определяет их перечень и структуры. В качестве своеобразной формы реестра государственных и муниципальных услуг может выступать единый портал и региональные порталы услуг. В данном случае нарушается общий принцип формирования реестров, установленный настоящей статьей.

По общему правилу формирование реестров услуг осуществляется в соответствии с их видами, что предполагает выделение трех видов реестров:

– федерального реестра государственных услуг, который является единым на всей территории государства и включает в себя перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями;

– регионального реестра государственных услуг, который формируется на территории отдельного субъекта РФ и отражает совокупность государственных услуг, предоставляемых органами власти соответствующего субъекта РФ. Указанные реестры в отношении отдельных субъектов РФ могут различаться по их содержанию;

– реестра муниципальных услуг, который формируется каждым муниципальным образованием либо при участии органов государственной власти субъекта РФ. Данный реестр имеет территориальное ограничение, обусловленное административно-территориальным делением субъекта РФ, т.е. территорией конкретного муниципального образования.

Однако ч. 1 настоящей статьи не отражает в полной мере указанной системности реестров государственных и муниципальных услуг, предусматривая лишь их разграничение по видам соответствующих услуг на реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

  1. Общая система реестров отдельных видов услуг предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 “О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет”, которое выделяет в единой системе информационного взаимодействия органов власти (местного самоуправления) с заявителями следующие структурные элементы:

1) сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) – федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функциях (далее – сведения об услугах (функциях)), предназначенные для предоставления в установленном порядке по запросам заинтересованных лиц; сводный реестр состоит из:

– федерального реестра государственных услуг (функций);

– реестра государственных услуг (функций) субъектов РФ;

– реестра муниципальных услуг (функций);

2) единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) – федеральная государственная информационная система, которая обеспечивает доступ граждан и организаций к части сведений об услугах (функциях), размещенных в сводном реестре, предназначенных для распространения;

3) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, формируются для обеспечения доступа граждан и организаций к сведениям об услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов РФ, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Реестр государственных (муниципальных) услуг (работ) является удобным инструментом для формирования государственных (муниципальных) заданий. Анализ реестров государственных услуг свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъекты РФ и муниципальные образования формируют одноуровневые реестры, что связано с заимствованием формы реестра, утвержденной для федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений. Среди субъектов РФ, формирующих двухуровневые реестры (например, наименование и содержание услуги или вид и наименование услуги), можно выделить Белгородскую, Воронежскую, Саратовскую, Свердловскую, Томскую, Тульскую, Тюменскую области, Приморский край. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в субъектах РФ (муниципальных образованиях) не сложился унифицированный подход к классификации услуг, функций, отсутствуют единые критерии для выделения поставщиков услуг.

  1. Сущность и значение отдельного вида реестров услуг определяется через его содержание, т.е. посредством определения совокупности сведений о предоставляемой государственной или муниципальной услуге. Общий перечень таких сведений применительно к отдельным видам реестров определен положениями настоящей статьи. Несмотря на разграничение внутреннего содержания реестров каждого вида, анализ положений настоящей статьи свидетельствует об их единстве. Так, в реестре любого вида подлежат в обязательном порядке отражению следующие сведения:

1) сведения о предоставляемых услугах предусматривают совокупность сведений, позволяющих отграничить ее от иных услуг, включенных в состав реестра. При определении информации о предоставляемых услугах существенное значение приобретает административный регламент, применительно к которому устанавливается совокупность необходимых данных. Основанием разграничения отдельных услуг служит их наименование, которое в обязательном порядке подлежит отражению в реестре. Наименование услуги позволяет отграничить ряд аналогичных по своей сущности видов деятельности друг от друга. Функциональное разграничение услуг может производиться применительно к видам органов власти или местного самоуправления, которые их предоставляют. Отражение указанных сведений позволяет разграничить услуги по отдельным ведомствам. К числу обязательных сведений, включаемых в содержание реестра, относятся:

– описание результатов предоставления услуги (исполнения функции);

– места информирования о правилах предоставления услуги;

– максимально допустимые сроки предоставления услуги (исполнения функции).

Особое место в информационном обеспечении предоставления услуги занимает совокупность документов, которые должны быть представлены заявителем для достижения желаемого результата. Практика деятельности большинства органов государственной власти и органов местного самоуправления свидетельствует о том, что отсутствие хотя бы одного из указанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной (муниципальной) услуги либо приостановления ее предоставления. Существенную помощь в подготовке документов оказывают заявителю разработанные и утвержденные уполномоченным органом власти формы отдельных видов документов – заявлений, уведомлений и т.п. Однако наряду с обязательностью их размещения они насколько упрощают порядок подготовки заявителем, настолько и усложняют его, поскольку в реестре отражается лишь перечень таких форм и не предусмотрены рекомендации, разъяснения по порядку их заполнения, что вызывает необходимость обращения заявителя в уполномоченный орган за разъяснением порядка их заполнения. Применительно к государственным услугам, в отношении которых утвержден административный регламент, к числу обязательных отнесены и сведения о нем. В отсутствие административного регламента в реестре отражаются сведения о его проекте, а также о необходимых и обязательных экспертных заключениях и исследованиях. Таким образом, сведения, составляющие рассматриваемую категорию, направлены на определение наименования отдельных услуг, а также определение общего порядка их предоставления;

2) сведения о необходимых и обязательных услугах – определение совокупности юридически значимых действий, совершение которых необходимо и обязательно для предоставления соответствующей услуги. Перечень таких услуг устанавливается нормативно-правовым актом субъекта РФ (представительного органа местного самоуправления), при этом критерии отнесения услуг к данной категории в законодательстве не содержатся. Перечень необходимых и обязательных услуг предполагает реализацию подготовительного этапа предоставления государственной либо муниципальной услуги и направлен на обеспечение получения желаемого результата. Такой перечень формируется применительно к каждой отдельной услуге с учетом ее специфики и особенностей ее предоставления отдельным категориям заявителей. По общему правилу совокупность необходимых и обязательных услуг сводится к определению перечня документов, подлежащих представлению заявителем. В отношении данной категории сведений своеобразным образцом выступает единый портал государственных и муниципальных услуг, представляющий по своей правовой природе электронный реестр услуг (см., например, Постановление Правительства Ленинградской области от 30 июня 2010 г. N 156 “О формировании и ведении реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области и портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградский области”);

3) сведения об услугах, предоставляемых в соответствии с государственным (муниципальным) заданием за счет средств соответствующего бюджета. До настоящего времени в регионах и муниципалитетах не сложилась практика формирования реестра государственных (муниципальных) работ, несмотря на то что их выделение крайне важно для формирования и финансового обеспечения задания. Даже если в наименовании государственного (муниципального) реестра услуг присутствует категория работ, то при ближайшем его рассмотрении оказывается, что разграничения между услугой и работой не проведено. Перечень таких услуг, как правило, утверждается уполномоченным органом и предусматривает ряд особенностей их предоставления. В первую очередь такие услуги характеризуются специальным субъектным составом – их могут предоставлять исключительно государственные и муниципальные учреждения и иные организации в соответствии с государственным или муниципальным заказом. Как правило, такие услуги предоставляются в целях обеспечения интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования. Общий перечень таких услуг утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 729-р и включает в себя сферы деятельности, составляющие приоритетные направления деятельности государства, в том числе в рамках реализации государственных программ:

– образование;

– здравоохранение;

– культура;

– архивный фонд;

– интеллектуальная собственность.

Приоритетными направлениями деятельности субъектов РФ в части предоставления услуг в соответствии с государственным заказом наряду с вышеуказанными являются:

– социальное обслуживание населения;

– труд и занятость;

– физкультура и спорт;

– строительство.

К числу услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями в соответствии с условиями государственного (муниципального) заказа, относится совокупность услуг, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и организациями, в пределах территории соответствующего муниципального образования, а именно:

– образование;

– здравоохранение;

– культура;

– жилищно-коммунальное хозяйство;

4) иные сведения, перечень которых определен уполномоченным субъектом. Данная формулировка указывает на открытый характер перечня необходимых сведений, что предусматривает возможность его дополнения и расширения за счет дополнительной информации, способствующей эффективному предоставлению государственной (муниципальной) услуги. В частности, к числу иных сведений может быть отнесена информация о наличии (отсутствии) утвержденного административного регламента услуги, его проекте, а также проведенных экспертных исследованиях и полученных заключениях. В отношении отдельных видов государственных и муниципальных услуг могут быть определены категории лиц, обладающих правом выступать в качестве заявителя и т.п. Абстрактность формулировки “иные сведения” позволяет трактовать ее с позиции объективной необходимости отражения определенного объема информации для достижения конечного результата формирования реестра – предоставления государственной или муниципальной услуги уполномоченным субъектом и ее получения заявителем.

Таким образом, положения настоящей статьи свидетельствуют о внутреннем единстве структуры реестра государственных и муниципальных услуг любого уровня, наиболее существенным их отличием выступает сущность указанных положений, которая определяется применительно к отдельным видам услуг, включенных в данный реестр, а также особенностям субъектов, ответственных за формирование и ведение соответствующего реестра.

В этой связи положения ч. ч. 2, 4 и 6 настоящей статьи по своей сути дублируют друг друга, воспроизводя идентичные предписания в отношении различных видов реестров услуг. При этом положения настоящей статьи не предусматривают каких-либо особенностей формирования и ведения отдельных видов реестров с учетом особенностей составляющих их содержание услуг.

  1. В рамках настоящей статьи законодателем предпринята попытка определить ряд ключевых моментов формирования и ведения реестров государственных и муниципальных услуг на всех уровнях. Закон устанавливает перечень ответственных органов государственной власти и местного самоуправления, к ведению которых относится ведение соответствующего реестра. Правила ведения федерального реестра государственных и муниципальных услуг определены ч. 3 настоящей статьи и предусматривают возложение указанных полномочий на высший орган исполнительной власти – Правительство РФ. Деятельность Правительства РФ охватывает собой не только включение отдельных видов услуг в соответствующий реестр, но также и нормотворческую деятельность по определению порядка ведения реестров, а также особенностям предоставления отдельных видов услуг. Такое правотворчество органа исполнительной власти позволяет адаптировать систему реестров государственных и муниципальных услуг к требованиям объективной реальности с учетом практики реализации положений комментируемого Закона, поскольку Правительство РФ в данном случае в первую очередь выступает в качестве правоприменительного органа, и только во вторую – в качестве правотворческого.

Следует заметить, что ч. 3 настоящей статьи относит к ведению Правительства РФ формирование и ведение федерального реестра государственных услуг, что не соответствует общей концепции информатизации данной сферы, поскольку по общему правилу его полномочия затрагивают не только федеральный реестр государственных услуг, но и сводный реестр государственных и муниципальных услуг, а также формирование и ведение единого портала государственных и муниципальных услуг. Компетенция Правительства РФ определяется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, что предполагает соответствие предписаний комментируемого Закона и настоящей статьи в частности, в том числе установление соответствия компетенции указанного органа власти положениям нормативного акта специального регулирования.

  1. Второй уровень реестров представлен региональными реестрами государственных услуг, формирование и порядок ведения которых определяется ч. 5 настоящей статьи и предусматривает определение указанного порядка высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Как правило, в качестве такого органа выступает правительство субъекта РФ.
  2. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляется в соответствии с предписаниями ч. 7 настоящей статьи, относящей определение такого порядка к компетенции местной администрации. Фактически же местная администрация не только определяет порядок формировании и ведения реестра муниципальных услуг, но и сама реализует указанные функции.

Положения настоящей статьи являются сравнительно новыми, в связи с чем большинство установленных ею видов реестров государственных и муниципальных услуг находятся в стадии формирования и развитие данного процесса предполагает корректировку как практики ведения реестра, так и предоставления отдельных видов государственных и муниципальных услуг, что, в свою очередь, предполагает установление соответствия положений комментируемого Закона и предписаний ряда иных нормативных актов, в том числе и подзаконных, условиям объективной реальности.