Новейший шлем виртуальной реальности. Как уйти в VR с головой: очки или шлемы виртуальной реальности? Чем отличаются шлемы VR от видеоочков и очков дополненной реальности

В статье вы найдете сравнительный анализ четырех популярных шлемов виртуальной реальности, которые вы можете приобрести и попробовать уже сейчас: HTC Vive , Oculus Rift , Samsung Gear VR и Google Cardboard . Этот обзор мы подготовили с Максимом Чижовым, со-основателем клуба виртуальной реальности Virtuality Club . Сделали мы это в преддверии запуска нового курса в рамках образовательных программ по игровой индустрии ВШБИ - "Методология VR-разработки" . Обучение начнется в октябре, а оформляться желающим нужно уже сейчас, так как количество мест ограничено. На этой образовательной программе будут обучать созданию игрового контента для шлемов виртуальной реальности, ну а в сегодняшней статье расскажем подробно про эти самые шлемы.

Виртуальная реальность – одна из наиболее популярных технологий 2016-го года. Мы уже видим ее наглядное применение, а в будущем нас ждет еще больше интересного! Что уж говорить о шлемах виртуальной реальности, которых становится все больше. После стольких лет ожидания Oculus Rift наконец-то прибыл к своим счастливым обладателям. В то же время есть возможность купить более доступный мобильный шлем виртуальной реальности - Samsung Gear VR . И, конечно же, не забудем о самом дорогом PC шлеме с крутыми контроллерами HTC Vive и о самых бюджетных очках виртуальной реальности Google Cardboard . Эти гаджеты создавались для разной целевой аудитории, однако мы надеемся, что всем будет интересно интересно сравнить их и узнать сильные и слабые стороны каждого.

Цена

Итак, заглянем в кошелек и посмотрим, сколько денег придется выложить рядовому пользователю за флагманские устройства. На первом месте HTC Vive и его рекордные $799 за шлем , однако чести ради стоить отметить, что в эту стоимость входят и контроллеры. Далее идет Oculus Rift с планкой чуть ниже - $599 . Вслед за ними Samsung Gear VR и запросом $99.99 за свой мобильный VR-шлем (но бывают скидки и акции и можно купить дешевле), а замыкает четверку Google Cardboard со своей рекордно низкой ценой в ($9 (V1.0)/$14.99 (V2.0) + крепление ($2) за комплект .

Системные требования

Переходим к анализу системных требований. HTC Vive может разогнаться только на хорошем железе , ему понадобится видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 и выше, Intel i5-4590 или AMD FX 8350 и выше, 4GB RAM или больше, HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 или новее, порт USB 2.0 или выше, Windows 7 SP1, что обойдется порядка $1000 .

Следующим на очереди Oculus Rift , который недалеко ушел от своего прямого конкурента. Шлем будет стабильно работать на NVIDIA GTX 970/AMD R9 290 или выше, Intel i5-4590 или выше, 8GB RAM или больше, выход, совместимый с HDMI 1.3, 3 порта USB 3.0 и 1 порт USB 2.0, Windows 7 Sp1 64 bit или новее. Примерная стоимость PC с данными характеристиками также порядка $1000 . Так что вам крупно повезло, если вы хотите один из этих шлемов и уже являетесь обладателем мощного PC, иначе на покупку нового или апгрейд старого железа может уйти больше денег, чем на сам шлем.

Теперь по мобильному VR: здесь все несколько проще, ведь базой для гаджетов является смартфон. Samsung Gear VR совместим с собственной линейкой: Galaxy S7, Galaxy S7 Edge, Galaxy Note 5, Galaxy S6 Edge+, Galaxy S6, Galaxy S6 Edge, цены на которые варьируются в пределах $629 - $800 . Что касается Google Cardboard , то устройство будет работать с любым смартфоном на ОС Android 4.1 и выше, либо на iPhone 4/5/6.

Следующий насущный вопрос: “Во что поиграть?”

Конечно, количество контента в магазинах приложений - это один из важных факторов, влияющих на принятие решения в пользу покупки того или иного устройства. Количество софта и игр в магазине Oculus подбирается к отметке в 200 единиц, а вот в Steam VR под HTC Vive уже более 400 VR-приложений. Но конечно в бюджетном сегменте Google Cardboard обилие приложений максимальное - с ним идут все мобильные VR-приложения.

Дизайн

Говорить о дизайне в области VR пока сложно, поскольку устоявшихся норм еще нет. Определенно, внешний облик HTC Vive и Oculus Rift привлекает внимание футуристичностью. Эти два шлема не похожи между собой, но в каждом из них есть своя «изюминка». Rift выглядит строго и минималистично, что придает ему некой элегантности. В свою очередь, Vive может похвастаться внеземным дизайном мысленно отправляющим нас к фильмам о пришельцах. Оба шлема выглядят эффектно и дорого, что соответствует и их цене.

Следующие по списку - это Samsung Gear VR и Google Cardboard. Gear VR выглядят весьма неплохо и стильно, обладает качественным пластиком белого и серого цветов, который приятен не только взгляду, но и коже во время использования. Cardboard же имеет корпус из твердого картона. Но, учитывая то, какую цену хотят за него разработчики, на это не стоит обращать внимания. Тем более, картон не сильно неприятен коже и не имеет острых углов, что позволяет пользоваться им так же, как и Gear VR, без серьезных неудобств.

Производительность

А здесь все становится интереснее. У Oculus Rift и HTC Vive два встроенных OLED-дисплея с разрешением в 2160х1200 пикселей. И пусть здесь Gear VR не отстает, нужно понимать, что ПО смартфона не всегда может сравнится по качеству графики с PC. А вот разница между HTC Vive и Oculus Rift практически незаметна - всё упирается в контент, разрабатываемый специально под определенный шлем с учетом особенностей его использования. Производительность же Google Cardboard полностью зависит от самого смартфона.

Плюсы и минусы

.
Плюсы
Минусы
1
Oculus можно назвать действительно качественным продуктом, который обладает достойными характеристиками, комфортной формой, с хорошей комплектацией. Игровая графика на высоте, особенно в сравнении с девелоперской версией шлема DK2. Высокая скорость обновления кадров без задержек позволяет полностью погрузиться в игровой процесс и иногда даже забыть о том, что физически находишься в реальном мире.
Из минусов отметим, что многим бюджетным ПК данный шлем будет «не по зубам». Устройство требует от компьютера большой производительности. Более того, взаимодействие с объектами в играх производится с помощью контроллера от Xbox, а игроку очень хочется пощупать и потыкать все самостоятельно! Также стоит учитывать, что в данный момент практически во все игры в Oculus Rift придется играть сидя.
2
Большое преимущество HTC Vive - это возможность «уйти с руками» в иную реальность, позволяя пользователю контактировать с объектами при помощи двух контроллеров. Что может быть лучше тактильной активности? Также, благодаря продвинутой системе мониторинга действий человека, шлем позволяет перемещаться в игре «самостоятельно», физически двигаясь по реальной комнате без помощи геймпада. Полное погружение усиливается возможностью физического передвижения по заданной территории. Минимальная площадь необходимая для установки датчиков отслеживания составляет 1,5х2 метра, а высота размещения 2 метра. Максимально допустимое расстояние между датчикаим 5 метров.
Как и в случае с конкурентами HTC, игроку понадобится нешуточное железо для того, чтобы насладиться чудом инженерной мысли. А наличие проводов может заставить во время передвижения думать о том, как бы не запутаться в них, а не о том, что происходит в игре. Ко всему прочему для комфортной игры в шлеме необходима достаточно большая свободная площадь и возможность развесить камеры по бокам игровой зоны. HTC Vive на данный момент самый дорогой шлем и к тому же он довольно сложен в настройке.
3
Цена и портативность - вот ключевые преимущества Samsung Gear VR . В отличие от Oculus Rift и HTC Vive, он гораздо доступнее и выдает приличные игровые показатели. Пользователь не прикован к компьютеру и может пользоваться девайсом там, где ему удобно. Отсутствие шнуров - это большой плюс.
Ресурсы телефона ограничены и ему не сравнится с производительностью крутого PC, поэтому не стоит ожидать такого же
погружения, как от PC-шлемов. Игры на Gear VR иногда притормаживают, да и качество игр на Gear VR в большинстве своем уступает играм на Oculus Rift и HTC Vive.
4
Преимуществом очков Google Cardboard , помимо низкой цены, является совместимость с большинством устройств, включая iPhone. Качество, соответственно, зависит от смартфона. Google Cardboard – это не конечный продукт, а набор схем и чертежей от компании Google, используя который любой желающий может собрать собственные очки виртуальной реальности. Для этого нужна пара линз, кусок картона и немного смекалки. Недостатками очков являются отсутствие смягчающих насадок и ремешка для фиксации на голове, низкое качество девайса в целом.

Выводы

PC-шлемы HTC Vive и Oculus Rift не уступают друг другу ни по функциональности, ни по дизайну, да и ценовой диапазон у них примерно одинаков. Существенное отличие детища HTC Vive от разработки Палмера Лаки - первый шлем сразу на старте продаж позволяет игроку взаимодействовать с объектами посредством контроллеров, а второй только готовиться выпустить контроллеры Oculus Touch.
Для мобильного VR важным по-прежнему является его портативность и цена. Google Cardboard ориентирован в первую очередь на то, чтобы начать знакомство с миром виртуальной реальности, в то время как Samsung Gear VR больше подходит для активного использования. В октябре 2016 года выходит еще и консольный шлем виртуальной реальности от компании Sony PSVR и он по соотношению цена/качество планирует превзойти своих конкурентов. Его еще нельзя попробовать в открытом доступе, поэтому остается только верить оптимистичным прогнозам аналитиков. Вот кстати их прогноз на 2016 год по количеству проданных штук

Ну а теперь решайте сами, какой шлем по душе именно вам, и присоединяйтесь к миру виртуальной реальности!

Поможем купить шлем виртуальной реальности в Москве и настроим его работу. Подскажем, какую модель лучше выбрать для вашего проекта, и какое сопутствующее оборудование понадобится.

Шлем для игр оснащен парой дисплеев, расположенных напротив глаз. За ними находится экран, разделенный на две равные части. Каждый глаз видит только половину изображения: за счет этого и достигается эффект погружения в виртуальную реальность. Многочисленные датчики фиксируют информацию об изменении положения пользователя в пространстве. Данные обрабатываются компьютером. Это позволяет осматриваться в виртуальном мире и путешествовать по нему.

Упрощенная модель — очки виртуальной реальности. Они работают по такому же принципу, но мощность у них меньше, а разрешение картинки — ниже. Подойдут, если планируете смотреть фильмы или проходить несложные игры.

HTC Vive PRO: обзор продвинутой модели

HTC Vive PRO — обновленная версия, открывающая свежую страницу в развитии виртуальной реальности. За счет применения внутренней технологии компании, шлем VR сглаживает пиксели и делает графику более реалистичной. Две камеры создают эффект 3D изображения и точнее отслеживают расположение игрока. Система трекинга поддерживает до четырех станций, а площадь слежения составляет 100 кв. метров (10х10).

Отличительная особенность — встроенные наушники, поддерживающие 3D звук. Компания впервые использовала беспроводной адаптер. Это позволило заменить множество кабелей одним проводом. В итоге — погружение в виртуальную реальность стало более полным.

Купить такой шлем предлагает наш магазин. Если нужна модель попроще, найдем альтернативу. Доставим по Москве или в любой другой город России. Предлагаем гибкие условия оплаты: лизинг или кредит.

То, что происходит сегодня в индустрии VR-технологий, можно сравнить с необычной марафонской гонкой. Представьте соревнования, в которых соревнуются гранды мирового спорта и энтузиасты-любители! Забег, в котором можно поставить подножку своему сопернику или заручиться его поддержкой! Марафон, конца которому пока что не видно, а победный финал может и вовсе не состояться ни для кого… Все это рискованно, туманно, но очень интересно!

Аудиторию заваливают громкими и обнадеживающими новостями, журналисты публикуют позитивные обзоры бета-версий шлемов, в которых подозрительно мало критики (заказные статьи еще никто не отменял), а официальные релизы девайсов все откладываются и откладываются на поздний срок.

У этой «движухи» ещё недавно были несомненные лидеры в лице Oculus Rift и Sony Morpheus . Однако, буквально каждые полгода на рынке появляются «молодые и дерзкие» конкуренты. Они сулят потребителям новые технологи, свои «фишки» и… просят мир о материальной помощи. Это и не удивительно: большинство VR-проектов 21-века начинались с этапа краудфандинга.

И, чем дальше продолжается этот «забег», тем сложнее уследить за ним обычному зрителю. Даже фанатам «виртуальной реальности», подписанным на десятки hi-tech СМИ непросто «разложить по полочкам» все данные по тегу «VR». А кто-то банально не может отличить фейковые анонсы и «джинсу» от реальных переводных сообщений.

Портал Gadgets-reviews решил собрать всю самую актуальную информацию по этой теме. Мы представляем Вашему вниманию обзор, который можно назвать «энциклопедией шлемов виртуальной реальности». Здесь вы найдете матчасть о характеристиках, функциях и косяках таких девайсов, а также прочитаете мини-обзоры конкретных моделей. Заметим: данная статья будет регулярно обновляться! Так что, просто добавьте ее в «избранное» и следите за новостями мирового VR.

  • Какой шлем или очки лучше? Обзор 9 главных шлемов виртуальной реальности
  • На что следует обращать внимание при выборе VR-шлема или очков?

Чем отличаются шлемы VR от видеоочков и очков дополненной реальности?

Для начала постараемся ответить на вопрос – на кого рассчитаны шлемы виртуальной реальности? Для чего они вообще нужны? Какую думу думают маркетологи, работающие в командах Sony, Samsung и Oculus?

Во-первых, очень важно понять разницу между такими шлемами и технологически близкими им видео-очками или очками дополненной реальности.

С очками дополненной реальности все просто. Это гаджеты «из другой оперы», они работают в полупрозрачном режиме и дорисовывают виртуальную картинку на фоне реальных объектов. Рыночные перспективы таких разработок очень и очень сомнительны. Хотя, кто спорит – круто побегать по коридорам офисного здания и пострелять по невидимым для остальных «тарелкам НЛО»… Мы еще обязательно встретим дополненную реальность в проектах вроде Google Glasses , но в чистом виде очки дополненной реальности вряд ли станут массовым продуктом.

Друго дело – видеоочки . Это, вообще, «младший брат» шлемов. В них мы также имеем дело с 3D-картинкой и стереоскопическим эффектом. В большинстве случаев, этот эффект достигается за счет разделения единого изображения, выведенного на OLED или LCD-дисплей, с помощью системы линз и диоптрий. Да и форма у видеоочков и шлемов схожая: ведь разработчики уже давно махнули рукой на громоздкие девайсы в форме шлема Магнетто или профессора Ксавьера.

Вся разница тут заключается в функционале гаджетов. Видеоочки – это такой крутецкий домашний кинотеатр. В них Вы сможете смотреть фильмы в качестве Full-HD у себя дома или в самолете, чувствуя при этом полное погружение в материал.

Какой шлем лучше? Обзор 9 главных шлемов виртуальной реальности

Сначала мы пробежимся по основным характеристикам и функционалу самых известных проектов в сфере VR. Читайте, думайте, сравнивайте и выбирайте. Тем более, что времени на обдумывание пока предостаточно. И не забывайте время от времени обновлять эту страницу – наш материал будет пополняться новыми интересными фактами о девайсах виртуальной реальности.

VR-шлемы Oculus

Продукция пионеров современных VR-технологий компании Oculus в Россию официально не поставляется, поэтому их шлемы, которые на Западе стоят в районе 400 долларов, у нас продают за какие-то совершенно неприличные деньги. Лучший способ получить их - заказать на Amazon через сервис вроде «Бандерольки»

Oculus Rift S

Обновлённая версия легендарного шлема Oculus Rift, который в своё время вернул моду на виртуальную реальность и сделал своего создателя Палмера Лаки настоящей суперзвездой. Модель с приставкой «S» получилась одновременно и усовершенствованной, и упрощённой - спасибо можно сказать инженерам Lenovo, с которыми сотрудничала Oculus при разработке. С одной стороны, в этой ревизии Rift избавился от внешних инфракрасных камер (теперь движения отслеживают камеры в самом шлеме), вороха проводов (для подключения к ПК теперь достаточно DisplayPort и одного USB-порта) и проблем с настройкой и подключением. С другой, место OLED-матриц с частотой развёртки 90 Гц заняли банальные 80-герцевые IPS, место наушников - аудиосистема открытого типа, а возможность физической настройки межзрачкового расстояния пропала. При всех недостатках Rift S с ценником в районе 400 долларов остаётся лучшим предложением на рынке VR - очень удобным, лёгким и с великолепным отслеживанием движений.

Oculus Quest

Автономный VR-шлем формата «всё в одном» - первая система Oculus, которая не требует подключения к ПК и работает сразу, «из коробки». Шлем с шестью степенями свободы и два комплектных контроллера работают совершенно без проводов, так что одну из главных проблем Rift разработчикам удалось устранить полностью. Внутри шлема вполне типичная мобильная начинка: процессор Qualcomm Snapdragon 835, 4 гигабайта оперативной и 64-128 гигабайт встроенной памяти. Полноценные OLED-экраны выдают яркую и сочную картинку в высоком разрешении, а встроенная аудиосистема звучит вполне прилично - здесь экономить не стали. Собран шлем хорошо и выглядит просто отлично, он довольно компактный и удобный, но может не слишком плотно прилегать к голове и пропускать немного света по краям. Это, пожалуй, главный и чуть ли не единственный недостаток модели. Модификация с 64 гигабайтами встроенной памяти стоит 400 долларов, со 128 гигабайтами - на 100 долларов дороже.

Очки виртуальной реальности HOMIDO V2 - для смартфонов

Когда-то словосочетание "виртуальная реальность" звучало достаточно фантастически, а обычный человек даже не мог подумать, что когда-нибудь он сможет испытать ее на себе. Сегодня представленный тезис опровергает множество компаний занимающихся визуальными технологиями, одной из которых является французский бренд Homido. Очки виртуальной реальности HOMIDO V2 Black поступают в продажу в специальном удобном кейсе, благодаря которому их легко переносить. Устройство поддерживает любые смартфоны с диагональю от 4.5 до 5.7 дюймов. Изделие изготовлено из высококлассного пластика и имеет общий вес всего в 340 граммов. Преимуществом очков является их комфортная мягкая накладка для лица и магнитометр для управления и переключения.

Также, читайте наше расследование, про шлемы виртуальной рельности Oculus: Шлемы виртуальной реальности Oculus Rift vs HTC Vive: битва ожиданий

Отзыв реального покупателя Покупали для ребенка. Он остался доволен, теперь по вечерам играет. Цель достигнута - ребенок счастлив, значит отличная штука!

Очки виртуальной реальности Samsung Gear VR SM-R325

Одной из первой компаний начавшей популяризацию виртуальной реальности, конечно же, является корейский бренд Samsung. Очки виртуальной реальности Samsung Gear VR покорили рынок и дали толчок развития. Большим преимуществом данного устройства является его чрезвычайно стильный дизайн, выполненный одновременно в матовом и глянцевом пластике. Еще одно достоинство девайса - инновационная система управления. Так, на корпусе очков расположен интерактивный джойстик, с помощью которого можно управлять 3D фильмами или видео. Также гаджет имеет дополнительный эргономичный пульт управления. Благодаря системе кнопок и тригеру Вы можете полностью погрузится в виртуальный мир и осуществлять игровой процесс. Устройство совместимо со всеми последними моделями смартфонов Samsung.


Шлем виртуальной реальности ACV Hype SVR-FHD

Представленный Вашему вниманию шлем виртуальной реальности является полностью самостоятельным устройством не требующим дополнительной установки смартфона как у многочисленных конкурентов. Корпус устройства выполнен в матовом пластике высокого качества, не собирающего на себе отпечатков пальцев, царапин и сколов. Внутри шлема расположен экран с Full HD 1080P разрешением. Это позволит Вам насладится любыми панорамными видео и играть в виртуальные игры. Гаджет работает на собственной операционной системе Nibiru созданной на основе Android 5.1.

Шлем Sony PlayStation VR CUH-ZVR1 для PS4

Революцией в игровой сфере стал выход новой приставки от компании Sony PlayStation 4, камеры для физического взаимодействия v2 и специального шлема Sony PlayStation VR, о котором сегодня и пойдет речь. Данный девайс представляет собой полноценную игровую систему подключаемую непосредственно к игровой приставке. Шлем имеет встроенный OLED дисплей с Full HD разрешением 1920 x 1080 пикселей. Устройство надевается на голову с помощью регулируемого крепления с высокими показателями эргономичности и комфорта. Шлем позволяет полностью окунуться в игровой процесс и почувствовать свежие, неповторимые эмоции и впечатления.

Шлем VR HP Windows Mixed Reality Headset

Представленный гаджет сумел совместить в себе дополненную и виртуальную реальность, благодаря чему привлек к себе все внимание аудитории. Эргономика и дизайн устройства находятся на высочайшем уровне, это достигается удобной системой фиксации и всего одним проводом подключающим шлем к компьютеру или другому смарт-устройству. Сканирование реальности осуществляется благодаря встроенным двум камерам, а передача изображения - двум дисплеям с разрешением 1440x1440 пикселей. Высокой оценки заслуживают и два контроллера идущие в комплекте. С помощью них можно не только играть в виртуальные игры, но и также осуществлять проектирование и визуализацию зданий.

Отзыв реального покупателя Купил себе такой аппарат попробовать что это такое. Мне не сильно понравилось, может быть потому что стар для такого? как по мне, лучше за такие деньги купить игровую консоль.

HTC Vive Steam VR 99HALN007-00

Один из лучших шлемов виртуальной реальности представленных на современном рынке. Шлем используется не только в сфере развлечений, но а также и профессионалами разработчиками и творцами. Данное устройство одно из первых получило инновационное разрешение 2160 на 1200 пикселей с частотой обновления кадров в 90 Гц. Идущие в комплекте контроллеры обладают целым рядом инженерных фитч, таких как: 24 сенсора для точного отслеживания нахождения в пространстве, плавные тригеры для геймплея и проектировки, многофункциональный треклад и другие. Также гаджет обладает встроенным микрофоном и наушниками для полного погружения в мир расширенной реальности.

VR-шлем HTC Vive Pro EEA HMD 99HANW020-00

Самое инновационное решение выпущенное производителем технологий виртуальной реальности в мире. Данный девайс - это профессиональная система дополненной реальности состоящая непосредственно из инновационного шлема и контроллеров для использования и создания всего, что может представить фантазия. Шлем обладает высококачественным дисплеем разрешением 2880 x 1600 пикселей отличающимся своими показателями резкости, насыщенности цветов, четкости и контрастности. Подстраивающийся подголовник, расстояние до глаз и наушники позволяет работать с устройством на продолжении длительного времени не испытывая при этом дискомфорта и неудобств.

Отзыв реального покупателя Интересная вещица. Первы раз погрузился в виртуальную реальность. Осталось только немного разобраться в управлении и все будет окей! Пока на все 100% не могу сказать что она мне понравилась, но первое впечатление хорошее.

Сравнительная таблица шлемов виртуальной реальности

Название

Основные характеристики

Цена

Собственный экран 2560×1440. Контроллер движений в комплекте. Частота обновления 80 Гц
OLED экран 3200x1440. Угол обзора 100°. процессор - Qualcomm Snapdragon 835. Встроенные динамики.Частота обновления 72 Гц
Для смартфонов от 4.5 до 5.7 дюймов, вес 340 грамм, магнитометр.
Samsung Gear VR SM-R325 Наличие интерактивного джойстика, эргономичный пульт управления, совместимы со всеми последними моделями телефонов Samsung.
ACV Hype SVR-FHD Встроенный 5.5 ЖК экран, WiFi, Bluetooth, USB, автоматическая настройка датчиков.

Sony PlayStation VR CUH-ZVR1

OLED дисплей с углом обзора в 100 градусов, совместим с PS4, вес 610 грамм, сделан из пластика.
Частота обновления 90 гц, наличие контроллеров, сделан из пластика, линзы из органического стекла.
Безпроводные контроллеры, технология Steam VR Tracking, частота обновления 90 гц, вес 520 грамм.
Частота обновления 90 гц, угло обзора 110 градусов, разрешения экрана 2880 на 1600 пикселей, эргономичый.

Шлемы виртуальной реальности

Шлемы виртуальной реальности можно применять не только и не столько для просмотра киношек, сколько для гейминга и виртуальных аттракционов. Они не только показывают красивую картинку и обеспечивают крутые звуковые эффекты, но еще и следят за поворотами головы своего хозяина, отзываются на малейшие движения его тела. Вы реально проникаете в каждую игру (особенно, когда речь идет о шутерах от «первого лица»), по-настоящему целитесь в соперника и убегаете от врагов… разве что запахов огня и пороха не чувствуете (хотя тестовые работы по ароматической симуляции уже проводились)! Не зря задолго до старта массовых продаж VR-гаджетов разработчики из мира игровой индустрии взялись за разработку «стрелялок» и хорроров в мире виртуальной реальности!

Идеальный шлем виртуальной реальности берет на себя сразу несколько функций. Он становится и игровым манипулятором, и средством выведения изображения, а в некоторых случаях – даже самой игровой приставкой.

В долгосрочной перспективе шлемы VR смогут развиваться не только как гаджеты для геймеров. Определенный интерес к «Окулусам» и иже с ними уже проявляют ученые, медики и педагоги. Так, шлемы виртуальной реальности могут пригодиться хирургами при проведении сложных операций и вполне способны заложить основы для разработки разного рода симуляторов: от инженерных до военных. Учителя с помощью виртуальной реальности смогут отправить учеников в далекие уголки планеты, воссозданные в виде 3д-моделей. А жители маленьких городков с их помощью смогут сходить на экскурсию в любой музей мира!

Впрочем, мы сегодня будем говорить именно об игровых перспективах таких девайсов. Что-то подсказывает нам, что аудитории Gadgets-reviews будет близок именно этот угол зрения!

Классификация шлемов VR

Большинство существующих прототипов шлемов виртуальной реальности похожи друг на друга как однояйцовые близнецы. Принцип работы везде схожий, технологии применяются одни и те же, даже маркетологи работают буквально «по одним учебникам»… Все различия, как правило, кроются в мелочах. Однако, определенную типологию шлемов все-таки возможно выявить.

Игровые и универсальные шлемы

Во-первых, мы видим большую разницу, когда речь идет о функционале. Тут можно выделить чисто игровые и более универсальные девайсы.

К универсальным же моделям мы можем отнести AntVR Kit, Samsung Gear, O.S.V.R . На них и киношку можно посмотреть, и монстров мечом порезать! Налицо родство с видеоочками. А модель Avegant Glyph , вообще, позиционируется как видеоочки с возможностью внедрения игрового функционала! Впрочем, у нас нет сомнений, что она дорастет до полноценного шлема VR.

Немного особняком в ряду универсальных моделей стоит и проект Oculus Rift. Пока что его разработчики заявили самый широкий функционал по сравнению со всеми конкурентами. Здесь, помимо привычного воспроизведения игр и фильмов можно найти и сотрудничество с военными, и дружбу с учеными! Ребята явно верят в широкое будущее проекта, не только на массовом рынке! Продвигают его, где могут и как могут.

Технологически, разница между «игровыми» и «универсальными» шлемами заключается в уровне пикселизации и скорости «отклика» девайса в игровом процессе. В игровых моделях пиксели могут быть пожирнее (в динамике это незаметно), зато сглаживание картинки и «отклик» должны быть идеальными! Это нужно, чтобы человека не укачивало, и, чтобы он не мазал при точной стрельбе из «кемперки».

Цены на шлемы

Если речь идет о ценовом сегменте, то о бюджетных шлемаках, пока говорить не приходится. Сейчас они делятся на дорогие и офигенно дорогие.

Чуть дороже можно будет купить Oculus Rift – где-то за 300 долларов с лишним.

А вот офигенно дорогим можно назвать только проект Avegant Glyph. Цена этого шлема колеблется в районе 600 баксов.

За что разработчики перспективного трансформера хотят получить такие лютые деньги? Узнаете, если дочитаете наш материал до конца!

Не готовы тратить сотни «зеленых» на VR-гаджеты? Потерпите немного. Мы уверены, что в ближайшие годы на рынке появятся и их китайские аналоги, которые будут стоить на порядок дешевле. Скорее всего, они будут ломаться через несколько месяцев активного использования, вызывать жесткую «морскую болезнь» и слетать с головы при резких движениях… но свою аудиторию такие девайсы точно найдут. Доказано многолетним наблюдением за рынком Hi-tech.

Совместимость шлемов с игровыми платформами

Ну, и третья, заключительная классификация от портала Gadgets-reviews, это классификация по совместимости шлемов с разными игровыми платформами и ОС. Уже сейчас можно выделить модели с «закрытой программной политикой» и «опенсорснутые» (в разной степени) модели. Нашей редакции различие между этими двумя видами шлемов кажутся принципиальными.

Модельки от Самсунга и Сони, например, работают только с программным продуктом своего же производителя. В случае с Samsung Gear VR это вообще продукты, рассчитанные на одни только смартфоны этой марки!!! Вы просто не сможете использовать такой шлемак, если не вставите в него свой телефончик.

Опасная. Очень опасная политика. С одной стороны, она гарантирует определенный уровень спроса. Ведь и PS4, и телефоны «Гнусмаса» пользуются высокой популярностью. А значит, и такие аксессуары для них будут покупаться! Но о мировом господстве этих моделей говорить не приходится.

Тем более, что общая тенденция развития мира VR направлена в сторону стандартизации технологий. Уже сейчас разработаны адаптеры, позволяющие владельцам разных шлемов работать с контентом конкурентов! А многие разработчики, как, например, Razer и Oculus даже объединяют свои усилия в работе над программным продуктом. Все это вполне может превратить «закрытые» модели в настоящих «изгоев» мира VR. Кому будут нужны шлемы с десятками классных игр, когда на рынке будут представлены аналоги, обеспечивающие доступ к сотням развлечений!!! Хороший вопрос, ответ на который нам даст только время.

На что следует обращать внимание при выборе VR-шлема?

Помимо типологических различий есть куча мелочей, на которые стоит обратить внимание при выборе шлема виртуальной реальности. В этой части нашего текста мы перестанем философствовать и взглянем на конкретные параметры.

  • Качество звука. Не удивляйтесь тому, что в тексте, посвященном видео-гаджетам, мы говорим об их аудиальных характеристиках. Согласитесь, глупо покупать девайс, который обеспечит тебе идеальную картинку и… ужасный двумерный звук! Зачем погружаться в реалистичный мир, который звучит так же, как обычное кино при воспроизведении через слабенькие колонки. А ведь именно такой эффект получат все покупатели Самсунг Гир! Эта фриковатая по многим параметрам модель, выводит аудио… через динамики смартфона, вставленного в шлем! И вообще не контачит с другими источниками звука. Косяк? Косяк!

Лидерами же в этом вопросе можно назвать Avegant Glyph . Шлем, который разрабатывался, как персональный домашний кинотеатр, просто обязан обладать идеальным звуком. Более того! Avegant и по конструкции представляет собой наушники, совмещенные с видеоочками! И первые тесты проектных моделей гаджета сообщают о достойном звучании этой «железки».

Очень интересную технологию встречаем и у Sony Morpheus . Разработчики уверяют, что ему доступна возможность симуляции до 60 виртуальных источников звука. И это уже что-то новенькое. Поясним – в этой модели вы найдете не столько прокачанные наушники, сколько инновационное технологическое решение. Цель которого – придать звуку настоящий объем. С одной стороны звучит взрыв, издалека доносится пение птичек, снизу слышен шум дождя, стучащего по асфальту. Таким Вы услышите виртуальный мир в девайсе от Сони!

  • Угол обзора и качество картинки. Вот тут пока что многое непонятно. Большинство производителей говорят об угле горизонтального обзора в 100 градусов и полном FUlL-HD качестве своих разработок. Но, уже сейчас можно предположить, что фактический угол обзора готовых моделей будет отличаться от заявленного. Да и с разрешением, наверняка, возникнут проблемы.Такой косяк, например, нашли пользователи тестовых гаджетов от AntVR Kit. Китайский «убийца Окулуса» их совсем не впечатлил.

Хотя компания обещала все 1080p, ANTVR выдает всего 720p. При этом передача информации осуществляется не с помощью беспроводного подключения, а только с кабелем. TN дисплей. Такой вид дисплеев гарантирует: размытую картинку при резком повороте головы, неправильное отображение цветовой палитры, отсутствие черного цвета , - говорится в одном из разгневанных комментариев.

Кстати, ребята из Avegant Glyph и здесь «выделились». В этот раз – со знаком «минус». Угол обзора их девайса составляет всего 45 градусов… Недостаточный показатель для конкуренции с большинством соперников по рынку. Фильмы смотреть в таких условиях еще можно, а вот играть на достойном уровне практически нереально.

Какой шлем обладает самыми яркими характеристиками в этом вопросе? Звучит банально, но мы бы выделили Oculus Rift. Разрешение 960 x 1080 пикселей на каждый глаз, угол обзора 110 градусов. Хорошо! А главное – подтверждено десятками тест-драйвов.

Авансом отметим и разработку от SteamVR – Vive VR. Пока что производители используют два экрана с разрешением 1200 x 1080 при схожем с Окулусом угле обзора. Хорошие показатели, которые, впрочем, пока что не реализованы даже в тестовой модели.

Заметим, что на качество картинки влияют также частота обновления экрана (75-120 Гц – уже хорошо), дополнительные сервисы по сглаживанию картинки (интереснейший вариант с технологией репроецирования у Соньки), скорость отклика (не ниже 3 мс) и формат основного дисплея (желательно – OLED дисплей, да побольше!). Глаза разбегаются? То ли еще будет!

  • Датчики движения. Здесь уже совсем коротко! При выборе шлема виртуальной реальности важно обратить внимание на наличие датчиков движения. Без гироскопа и акселерометра дело не пойдет, это точно. Чем точнее «виртуальная реальность» подстраивается под ваши движения, тем круче будет эффект погружения в нее. А вот Avegant и Ant VR поработали над этой составляющей недостаточно.

Кроме того, в этом вопросе нельзя не похвалить SteamVr с их системой «виртуальной комнаты» . С этим сервисом Вы сможете превратить помещение до 21 квадратного метра в настоящую «мастерскую Тони Старка». Вся эта территория будет вовлечена в игровой процесс, а значит – никаких ограничений в три-четыре шага, как у некоторых моделей.

  • Вес. Обратите внимания и на вес гаджета. Одно дело – таскать на своей голове полкилограмма, другое – 300 граммов. Речь идет не только о потребительском комфорте, но и о негативном влиянии каждого грамма на Ваше здоровье.

Кстати, это относится и преимуществу беспроводных технологий. Далеко не все шлемы на данный момент могут работать без проводного соединения с комплектующими. А зря! Провода сковывают ваши движения и могут быть опасными для своего хозяина. Поэтому выбор Gadgets-reviews за освобождением VR от «пут прошлого». Беспроводные возможности пока что анонсируют все герои нашего обзора. Жалко, что в тестовых моделях от них не смог отказаться практически никто!

Проблемы виртуальной реальности

Двадцать лет назад мир уже пережил всплеск интереса производителей к виртуальной реальности. Тогда, нашумевшие проекты первых шлемов и видеоочков провалились из-за слабой технологической базы.

Время изменилось, и, вроде бы, человечество может вернуться к экспериментам на этом поле. Но теперь у виртуальной реальности появились новые враги и новые угрозы. Каждая из них может поставить под сомнение будущее большинства известных сегодня разработок.

  • Морская болезнь. Начнем с банального. До сих пор ни один разработчик не смог уверить журналистов и потребителей в том, что их шлемы не вызывают никакого головокружения и тошноты. Так устроено человеческое зрение, что малейшая задержка изображения вызывают у людей «морскую болезнь». Несоответствие между физическими действиями и видимым миром сводят наш мозг с ума! Он напрягается, старается работать как стабилизатор изображения… а в итоге Вы устаете и чувствуете себя дурно. Особенно остро этот эффект ощущается в шутерах от первого лица.

Справедливости ради, заметим, что после тестирования того же Окулуса, о головокружении сообщали далеко не все первопроходцы виртуальной вселенной. А у многих «заболевших», эффект «морской болезни» проходил при повторном использовании гаджета. Однако, ну никак нельзя рассчитывать на массовый успех продукта при таких косяках. Никакой визуальный кайф не стоит человеческого здоровья. К счастью, потребитель 21 века понимает это несложное правило. А значит, разработчикам нужно трудиться и ломать свою головушку – как сделать так, чтобы их электронные создания не кружили головы покупателям.

Определенного прогресса в этом деле, вроде бы, добились парни из SteamVR. Они уверяют, что их технологии позволяют снизить негативный эффект до минимума. Но, никаких подтверждений их словам нельзя найти даже в проплаченных обзорах на англоязычных сайтах. Так что у конкурентов еще есть время над тем, чтобы предъявить миру факты, а не простые обещания.

  • Нужно больше золота! Для игр! Станет ли подстраиваться игровая индустрия под новые гаджеты? Хороший вопрос. Для большинства игроделов шлемы VR – не больше, чем новый вид манипулятора. Как Вы думаете, стали бы гиганты этого мира менять свою работу под новый джойстик или мышку? Вряд ли. Хотя, нужно признать, что виртуальная реальность все-таки является более привлекательным и перспективным явлением, нежели обычные контроллеры.

Но уж слишком медленно идет процесс заключения предварительных контрактов между разработчиками игр и создателями девайсов виртуальной реальности. Да, энтузиасты и инди-студии уже давно и активно «пишут» под тот же Oculus и Morpheus, но, когда мы говорим о хитовых игрушках, то они не спешат перейти на новую, виртуальную платформу.

Их можно понять. Во-первых, прописать игру с многочасовым геймплеем, хорошей графикой и идеальным взаимодействием с гаджетом VR… чертовски тяжело! Тяжело и дорого. При этом совершенно непонятно, будут ли пользоваться такие игры популярностью. Одна только цена шлемов уже может помешать популяризации виртуальной реальности, а следовательно, и уровням продаж! Вряд ли школьник-фанат Варкрафта сможет купить специальный шлемак для VR-версии игры… Скорее всего, в первые годы, такие игровые проекты будут прогорать, а окупиться смогут только скучноватые десятиминутные «симуляторы американских горок» и прочие игры-аттракционы. Они же, в свою очередь, точно не зацепят пользователей надолго…

Определенным иммунитетом от этих проблем, впрочем, обладают те же HTC Vive и Morpheus. Понятно, что их создатели сами знают толк в написании игр, и вряд ли они оставят свои разработки без контента. Но и перестраивать свою работу полностью под виртуальное направление они точно не будут. Слишком велики риски! Так что здесь мы можем рассчитывать только на «прощупывание почвы», как со стороны Playstation, так и он разработчиков легендарной Халфы:).


  • Скорость производства. Да, со скоростью реализации задуманного жестят все. И Oculus, и Morpheus, и Avegant откладывают релизы от раза к разу. Самсунг и АнтВР вроде бы добрались до рынка, но эти модели точно нельзя назвать самыми ожидаемыми и удачными…

Valve Vive и Razer объявили о своей работе в сфере VR недавно и к ним эту претензию пока нельзя предъявить. Но, что-то подсказывает, что и они не будут молниеносны в воплощении своих трехмерных мечтаний.

Можно переходить к тому, как в ней оказаться. Для этого потребуются специальные устройства. Все они появились относительно недавно и являются новинками на рынке, однако даже в этом случае принцип «дайте мне самое последнее» не всегда обеспечит вам удачный выбор. Потому предлагаем пройтись вместе с нами по джунглям устройств виртуальной реальности, чтобы получше разобраться.

Во-первых, сразу определимся в терминологии. Вы можете рядом услышать такие понятия, как видеоочки, очки виртуальной или дополненной реальности, шлем виртуальной реальности – и это не синонимы. Всё это отдельные типы устройств с разным функционалом.

Видеоочки: домашний помощник

Видеоочки – это обычное дополнение к системе домашнего кинотеатра. Они не работают как автономное устройство, а просто помогают вам лучше воспринимать то, что показывает ваша крутая плазменная панель – не более. Пусть некоторые из них и позволяют вам смотреть трёхмерное видео или даже сферическое, однако это нельзя сравнить с другими устройствами.

Вывод: Видеоочки не смогут вам продемонстрировать виртуальную реальность во всей красе, это скорее аксессуар к домашнему телевизору.


Очки дополненной реальности: новая надежда

Также существуют очки дополненной реальности. Самыми первыми из них были Google Glass – это очки, которые должны были «дополнять» реальные объекты, которые вы видели через стекло. Проект потерпел оглушительное поражение и никого особенно не впечатлил. В первую очередь, пользователей не устроило несовершенство их работы, примитивность функций и довольно странный внешний дизайн.

Несмотря на этот провал, недавно Microsoft решили вложиться в схожий проект ещё одних очков дополненной реальности – HoloLens. Прототип очков выглядит поинтереснее Google Glass, а сама система их работы должна быть более совершенной. Ключевая разница в том, что проект от Microsoft будет использовать голографические изображения для дополнения реальности (потому такое название), и, следовательно, их функционал будет куда шире. Кроме того, они будут автономными и не потребуют соединения с каким-либо устройством (как Google Glass нуждались в носителе операционной системы Android).

Вывод: Сейчас всерьёз рассматривать очки дополненной реальности как вариант для покупки даже не стоит, потому как никаких законченных устройств на рынке нет.

Очки виртуальной реальности и VR-гарнитуры: синица в руках

Основное отличие очков дополненной реальности от очков виртуальной реальности в том, что первые не смогут обеспечить вам полное погружение в виртуальный мир. Такого типа очки будут скорее помощником в образовательных целях, бытовых, полезны в работе.

А вот очки виртуальной реальности смогут обеспечить вам полное погружение. Самыми известными очками такого типа пока остаются Samsung Gear VR – и выглядят они как полноценный шлем. Некоторые называют это устройство компромиссом для тех, кто хочет погрузиться в виртуальный мир за относительно небольшую плату.

Gear VR работают от смартфона Samsung (можно приобрести шлем для Note 4 или Galaxy S6, а также для некоторых других последних моделей). Телефон вставляется в корпус шлема с линзами и соединяется с ним по microUSB.

Характеристики: Разрешение изображения будет зависеть от того, какой смартфон вы используете. Не стоит забывать, что это мобильное устройство, потому ждать супервысоких характеристик графики изначально не стоит. Разработчики контента изначально снижают качество изображения и детализацию, чтобы смартфон, по мощности значительно уступающий полноценным компьютерам, мог справиться с выводом двух картинок с высокой скоростью обновления, необходимой для создания эффекта погружения.

Управление: Контролировать процесс можно с помощью встроенных кнопок, дополнительно можно докупить джойстики и тачпады.

Цена: Устройство стоит $99, однако сразу стоит предупредить, что очки будут бесполезны без последнего телефона-флагмана от Samsung. По характеристикам очки могут работать только вместе с самыми топовыми моделями телефонов, потому формально к этой сумме можно прибавить ещё $600-1000, не говоря уж о дополнительных контроллерах, без которых половина игр будет попросту недоступна.

Недостатки: Все мы помним скандал, связанный со взрывающимися телефонами от Samsung. Многие пользователи Gear VR жаловались, что телефон был раскалённым во время использования очков.

Вывод: Особо опытным геймерам устройство революционные ощущения не обеспечит, и это скорее можно назвать устройством для несерьёзного ознакомления с миром виртуальной реальности. Если вам понравится, вы точно захотите перейти к чему-то более серьёзному, и очки Gear VR вам будут уже не нужны.

Помимо Samsung, можно обратить внимание и на другие очки виртуальной реальности – Carl Zeiss VR One, Avegant Glyph, Archos VR Headset, Deepoon E2. Аналогов таких устройств существует несколько десятков, все они имеют свои недостатки и преимущества.

Самыми доступными очками можно назвать Google Cardboard – и вначале они не воспринимались иначе, кроме как как шутка от корпорации. В Google показали, как буквально на коленях собрать из подручных средств устройство для виртуальной реальности – потребуется картон, пара линз и ремни для крепления.

Цена: Около $15. И высокая вероятность получить их бесплатно на каком-либо тематическом мероприятии.

Вывод: Это устройство (если его можно так назвать) идеально подойдёт для новичка, которому хочется познакомиться с виртуальной реальностью.

Шлемы виртуальной реальности: тяжёлая артиллерия

Самым внушительным устройством на рынке виртуальной реальности сейчас остаются шлемы. И пусть они выглядят как футуристические очки, именно они могут обеспечить полное погружение в виртуальную реальность.

Конечно, самым известным – из-за своего первенства – остаётся Oculus Rift. Первая версия шлема для разработчиков появилась еще летом 2013, но первая коммерческая версия для потребителей стала продаваться с апреля этого года. Шлем был очень ожидаемым на рынке виртуальной реальности. С одной стороны, устройство вызвало огромный интерес и принесло виртуальную реальность в массовое сознание, с другой стороны – показало, что в этом направлении ещё работать и работать.

Характеристики: Шлем оснащен парой дисплеев с общим разрешением 2160×1200 и демонстрирует частоту кадров 90 Гц. До сих пор это считается так называемым «золотым стандартом», который наиболее сбалансирован и приятен для восприятия.

Управление: В комплекте шлем имеет контроллер от игровой консоли xBox One. Шлем используется вместе с компьютером, на котором запускаются игры (или любой другой специализированный контент).

Цена: Базовая комплектация стоит $599. Дополнительно придётся заплатить $200 за контроллер Oculus Touch. И всё это будет бесполезным без очень хороших технических характеристик вашего компьютера. Потому без обновлённого «железа» не стоит даже задумываться о покупке Oculus Rift. Продавцы вместе со шлемом сразу предлагают собрать подходящий компьютер, цена которого начинается от $1000 (и доходит до бесконечности).

Недостатки: То, что Oculus Rift был первым, является и преимуществом, и недостатком. С одной стороны, разработчики добились того, что виртуальная реальность у многих ассоциируется очень прочно только с этим устройством. С другой – конкуренты «подглядели» многие плюсы и постарались исправить многие ошибки Oculus Rift. И так как он был первым, он в любом случае будет дорабатываться и совершенствоваться, а потому назвать его самым лучшим сейчас на рынке попросту нельзя.

Вывод: Oculus Rift можно купить в том случае, если вы хотите попробовать оригинальный шлем, который был первым на рынке и открыл эру устройств такого типа. Однако не стоит рассчитывать, что он будет актуальным уже через некоторое время – мало того, что его могут превзойти конкуренты, сама компания может выпустить его обновлённую версию. И уж точно версию апреля этого года покупать не будет смысла.

HTC Vive стал вторым шлемом виртуальной реальности на рынке. Он начал продаваться меньше чем через месяц после Oculus Rift, однако сам проект выглядит несколько более доработанным в сравнении с первым шлемом.

Характеристики: Разрешение шлема не отличается от основного конкурента – 2160×1200, та же частота кадров – 90 Гц. Отметим, что оба шлема имеют угол обзора в 110 градусов, однако в случае с Oculus Rift некоторые жаловались на недостаточную ширину кадра. От пользователей HTC Vive таких жалоб не поступало.

Управление: Здесь HTC, безусловно, превзошли своих конкурентов. В комплексе со шлемом идёт набор сенсоров (система называется Lighthouse), которые ставятся по углам помещения. Они отслеживают местоположение пользователя и не так ограничивают его в передвижениях, как тот же Oculus Rift. Дополнительно в комплекте идут контроллеры для манипуляций в виртуальной реальности. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что когда в октябре этого года Oculus Rift стал предлагать пару аналогичных контроллеров, то в результате это привело практически к одинаковым возможностям и цене.

Цена: Шлем HTC Vive доступен за $799. И опять же – не стоит забывать о топовом компьютере, без которого устройство использовать не получится.

Недостатки: Как ни странно, их нет. Шлем предлагает большое количество контента, исправно работает, имеет в наличии все нужные дополнения. Возможно, единственный недостаток на фоне конкурентов – высокая цена.

Вывод: Наличие системы сенсоров в комплекте «из коробки» и сотрудничество со Steam (который принадлежит Valve – партнёру HTC) выгодно отличает HTC Vive от своего прямого конкурента. Кроме того, его выход не сопровождался жалобами с неудачной доставкой, недоработкой софта. Однако и цена у этого устройства выше. Кроме того, необходимо понимать, что даже система сенсоров не позволит вам бегать в виртуальном пространстве – шлем всё также предназначен для «сидячих» игр – однако они несколько разнообразнее, чем у Oculus Rift.

Шлем виртуальной реальности PlayStation VR вышел намного позже остальных – в октябре 2016 года. У Sony была фора в полгода на исправление ошибок.

Стоит сразу отметить дизайн, о чём мы не упоминали раньше – уже на промо шлем выглядит куда более впечатляющим, чем у конкурентов. Светодиоды, необычная форма, а также сам принцип крепления на голове кажется более футуристическим.

Характеристики: В анонсах разработчики уверяли, что им удастся обойти конкурентов и выдать разрешение 2160×1200, однако на деле оказалось, что шлем имеет разрешение 1920×1080, что в итоге проигрывает двум прямым конкурентам. Однако есть и плюс – частота кадров у шлема – 120 Гц, что выше, чем у конкурентов. Таким образом, картинка выглядит более плавной и реалистичной, хоть и незначительно хуже по качеству.

Управление: Этот шлем предназначен не для компьютера, а для игровых консолей от Sony. За отслеживание действий пользователя отвечает соответственно камера PlayStation Camera консоли и сенсор Move. По сути, этот же принцип используется и у HTC Vive, и у Oculus Rift.

Цена: Официальная цена шлема — $399. Не забудьте, что без игровой консоли от Sony, а также камеры, устройство будет бесполезным. К тому же, для полного погружения вы захотите докупить и контроллеры, что увеличит цену полного комплекта примерно до $900.

Недостатки: Более низкое разрешение изображения в сравнении с другими шлемами, что делает изображение менее детализированным.

Вывод: Устройство в целом по характеристикам сравнимо с конкурентами, однако отличительная его особенность – работа с консолью. По сути, Sony ориентировались в первую очередь на своих же клиентов, которые уже приобрели игровую консоль и хотят разнообразить её с помощью шлема. Учитывая то, что база пользователей консолей от Sony насчитывает более 40 миллионов преданных фанатов, можно считать, что PlayStation VR в магазинах не залежится. Вместе с тем, Sony контролируют качество контента, выпускаемого для консолей, потому можно рассчитывать, что шлем позволит играть в уже известные хиты для PlayStation в виртуальной реальности. Более демократичная цена также делает шлем конкурентоспособным.


Так что же выбрать?

Подведя итоги, можем сказать, что по техническим характеристикам и качеству работы пока лидером можно назвать HTC Vive, который обеспечивает наиболее полноценную работу и кажется самой доработанной версией шлема на рынке. Плюсом является также доступ к контенту от Steam, хотя и библиотека двух других шлемов выглядит более чем достойной.

При этом если у вас нет желания тратить столько денег на виртуальную реальность, неплохим бюджетным вариантом станет PlayStation VR (если вы уже являетесь счастливым обладателем игровой консоли).

Для серьёзного виртуального опыта трудно рекомендовать VR-очки, так как они вряд ли позволят вам ощутить всю прелесть виртуального мира. Oculus Rift проигрывает своим конкурентам и по характеристикам, и по цене, а выигрывает только в маркетинге, оставаясь известным как первый VR -шлем.


Мир виртуальной реальности открыл свои двери игрокам при появлении мощных игровых систем и виртуальных, позволяющих полностью погрузиться в игровой процесс. Расширился и ассортимент – в продаже есть как простые очки для смартфонов, так и топовые версии для самых мощных игровых систем. Их можно с успехом применять и для просмотра фильмов.

Условно все очки можно классифицировать на 3 типа:

  • Для смартфонов. Это простые и неприхотливые модели, начальный сегмент которых создается даже из картона.
  • Для ПК. Самый дорогой сегмент для полноценного использования всех возможностей игровых компьютеров.
  • Для консолей. Специальные очки с оптимизированным софтом и параметрами для игры через телевизионные приставки.

Мы подобрали для вас ТОП-15 лучших очков виртуальной реальности для смартфонов, компьютеров и планшетов.

Лучшие недорогие очки (шлемы) виртуальной реальности для смартфонов

Начнем с простого – моделей, играющих роль дисплея. Изображение в них делится на 2 отдельных картинки для каждого глаза. Так как экран находится в непосредственной близости от глаз, то все изображение проходит через оптическую линзу для улучшения четкости картинки.

4 Ritmix RVR-002

Бюджетное решение
Страна: Китай
Средняя цена: 510 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Если нет денег на крутые очки, то можно попробовать приобрести данную модель. Большой вес компенсируется неплохой сборкой и возможностью регулировать межзрачковое расстояние. Спереди есть вставки, имитирующие кожу, ничего не давит и не натирает.

Настройки по фокусировке можно «пощупать» с помощью круговых тумблеров на верхней части корпуса. По центру расположена шестеренка для настройки самих линз. Чтобы установить смартфон придется попотеть, так как нужно оттянуть фиксаторы и постараться при этом не сломать их.

3 Xiaomi Mi VR Play

Самый легкий шлем
Страна: Китай
Средняя цена: 1390 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Xiaomi в очередной раз сделала ставку на минимализм, выпустив простую и относительно дешевую модель. Вес составляет 250 грамм и это один из лучших показателей среди конкурентов. С дополнительным функционалом и регулировками здесь все скудно. VR Glasses созданы для работы с телефонами от 4.7 до 5.7 дюймов.
Среди особенностей модели можно выделить ставку на тканевые элементы, а не на пластик. Хлипких замков и защелок здесь нет, но имеется качественный зип-лок. На лицевой панели есть вырезы для регулировки смартфона не снимая шлема с головы, на которую он крепится с помощью ремня. Для поддержания оптимального функционала рекомендуется использовать официальное приложение Mi VR App.

2 HIPER VRX

Оптимальные характеристики
Страна: Китай
Средняя цена: 990 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Одна из последних новинок в области виртуальной реальности, данная модель использует 33,5 мм линзы с регулировкой фокусного расстояния. Все элементы плотно подогнаны друг к другу, но ничего не люфтит, даже подвижные элементы. Положение на лице регулируется с помощью ремня.

Из плюсов отметим и возможность подключить смартфон с любой диагональю экрана. Есть и выход под наушники с зарядкой. С полным комплектом можно с головой уйти в игровой процесс, особенно хорошо это проявляется в хоррорах. Оптимизация в плане софта неплохая, очки работают как с уже привычными нам iOS/Android, так и Windows Phone. Из минусов можно выделить неприятные скрипы при настройке и полукилограммовый вес со смартфоном.

1 VR Box VR 2.0

Лучшая цена. Самая популярная модель
Страна: Китай
Средняя цена: 769 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Не всегда целесообразно тратить большие деньги на развлечения, и когда разговор заходит об очках виртуальной реальности, то вперед выходят VR Box VR 2.0. Основной материал исполнения – матовый пластик, но его жесткость компенсируется мягкой тканью. Лицо не потеет и не чешется даже при длительных игровых сессиях. Перед применением его необходимо зафиксировать на крэддле, после чего поместить в слот.

Отметим и пульт дистанционного управления подключаемый по каналу Bluetooth, об успешном подключении которого на экране возникает курсор. Ремни регулировки являются основным регулятором по размеру головы, то есть модель подойдет как для взрослых, так и детей. Единственный минус – слабоватая оптимизация при работе в операционных системах.

Лучшие очки (шлемы) виртуальной реальности для смартфонов: цена - качество

В кризисное время вопрос об экономии стоит остро, поэтому в этой части обзора мы расскажем о лучших очках для смартфонов по соотношению цены и качества без лишней переплаты.

3 BOBOVR Z4

Минимум комплектации, максимум погружения
Страна: Китай
Средняя цена: 1940 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Всего на рынке представлены 2 версии устройства – Standard и Mini. Их отличия заключаются в комплектации, из-за чего версия Mini не имеет наушников и поставляется в простой картонной коробке с чехлом и инструкцией по применению. Лоток открывается путем нажатия на верхнюю кнопку, а внутри присутствует 3.5 мм разъем для подключения к порту наушников в телефоне.

При желании их можно использовать и с ПК, достаточно лишь обзавестись удлинителем, который соединит компьютер и ваши очки. Внутри присутствуют салазки для центрирования телефона. Наушники и кабели не отстегиваются. Угол обзора составляет честные 120 градусов. При длительной сессии может запотевать лицо из-за кожзама.

2 Fibrum Pro

Самые легкие очки
Страна: Китай
Средняя цена: 4990 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Одни из самых легких очков на рынке, их вес составляет всего 120 грамм. В среднем, они выигрывают у конкурентов в весе более чем в 2 раза. Хороши и углы обзора в виртуальном пространстве – 110 градусов, против стандартных 100 у Samsung. Нравится нам и компактность, ведь по ширине он выигрывает 25% у тех же Gear VR.

Несмотря на производство в Китае, разработкой занималась Россия. Это обеспечивает более высокий уровень комфорта, так как модель создавалась под наш рынок. Вместе с этим при покупке покупатель получит хлипкую конструкцию, особенно настораживают защелки. Нет и портов для подключения периферии.

1 Samsung Gear VR (SM-R323)

Лучший функционал. Сенсорная панель управления
Страна: Южная Корея (производятся во Вьетнаме)
Средняя цена: 5990 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Samsung Gear VR – это эталон качества, хотя цена по нынешним меркам кусается. Тем не менее, более достойную модель найти трудно, так как очки напичканы самыми передовыми технологиями. Управлять навигацией можно через встроенный тачпад, а самим телефоном можно пользоваться с помощью клавиш на очках. Радует и оптимизация для людей с ограниченными возможностями, например, он отлично подойдет для людей с плохим зрением.

Регулировка диоптрий в виде настройки расстояния линз вручную благоприятно сказывается на кастомизации устройства под себя. USB-порт нужен для подключения зарядного устройства при длительном использовании. Мягкий уплотнитель улучшил комфорт использования снизив давление на голову, а ремень из мягкой ткани идеально посадит шлем на вашу голову. От запотевания дополнительно спасет примитивная система вентиляции, но польза от гаджета нулевая, если у вас нет смартфонов Samsung S7/Edge7/Note 5+/S6/S6+/Edge6/6+.

Лучшие очки (шлемы) виртуальной реальности для ПК

В этой группе размещены дорогие и профессиональные шлемы. Они имеют встроенные дисплеи, микрофоны и неплохо комплектуются. Подключаются к ПК через HDMI и позволяют взглянуть на игры по-другому.

5 HTC Vive Pro 2.0

Шлем между поколениями
Страна: Китай
Средняя цена: 113450 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Новый виток технологий виртуальной реальности ознаменован выходом Vive Pro 2.0. По сути, это прокачанная версия первой итерации со значительными доработками в трех основных направлениях. Улучшенный дисплей состоит из 2 OLED-панелей с общим разрешением 2880х1600, что на 80% больше, чем у предшественника. Разработчики сделали упор на максимальную четкость, поэтому в них без труда можно рассматривать мелкий текст или удаленные объекты.

Новшеством стало внедрение 2 камер, вмонтированных в переднюю часть корпуса, которая создает впечатление робоглаз. В основном они нужны для расширения возможностей разработчиков контента, но могут быть использованы и рядовыми покупателями. Микрофона здесь тоже 2 и оба они имеют функцию шумоподавления. Наушники в комплекте тоже есть и опциально подключаются к шлему. Цена вопроса составляет около 113 тысяч рублей, что оправдывает новые технологии, но резко снижает круг покупателей и наш рейтинг.

4 Acer Mixed Reality Headset

Самый легкий шлем
Страна: Китай
Средняя цена: 28500 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Доступные очки виртуальной реальности для компьютера. По качеству уступают флагманам в качестве графики. Но зато не требуют высокой производительности от компьютера. Экраны неплохи – по 1440х1440 для каждого глаза. И обновляются с комфортной частотой в 90 Гц. Очки нельзя назвать на 100% «виртуально-реальными». Они работают по технологии смешанной реальности – то есть объединяют в себе мир настоящего и мир игры. Впрочем, это не отменяет их VR-возможностей – все игры, разработанные под виртуальную реальность, будут работать как надо.

Преимущества и недостатки:

  • Фронтальные камеры на очках. Теперь шлем сам отслеживает положение пользователя, его движения. Нет нужды устанавливать дополнительные датчики и контроллеры.
  • Широкое поле обзора 105 градусов. Достаточно хороший вариант для игр, Картинка не «мылится» по углам и создает приятное впечатление. Но не идеальное.
  • Легкий для компьютерного шлема. Весит всего 440 граммов, что делает его почти незаметным на голове. Удобное крепление позволяет грамотно распределить вес, поэтому играть в таких очках довольно удобно.
  • Из недостатков – не самая лучшая графика при, казалось бы, неплохих разрешении и характеристиках. Можно было бы и лучше. Зато очки работают даже на средних компьютерах и ноутбуках, что является плюсом.

3 HP Windows Mixed Reality Headset

Приятный уровень комфорта
Страна: Китай
Средняя цена: 28000 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Комфортный шлем виртуальной реальности для тех, кто любит погрузиться в игру и забыть обо всем. Удобная форма повышает комфорт игры и в любой момент переднюю часть можно откинуть, чтобы сделать передышку. Принцип создания смешанной реальности формируется с помощью разрешения суммарным разрешением 2880х2880 и угла обзора в 95 градусов. Частота обновления в 90 Гц делает картинку плавной без рывков.

Мягкое оголовье плотно охватывает голову, не сдавливая ее. Избыточный вес гаджета не вызывает усталость. Настроек тоже не требует, достаточно подключить девайс к ПК и весь софт установится автоматически. Геймпада в комплекте нет, придется докупать отдельно.

2 HTC Vive

Высокие технологии
Страна: Китай
Средняя цена: 49990 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Vive является совместным продуктом производителя мобильных устройств HTC и игровым гигантом Valve. Такое сотрудничество позволило создать технически совершенное устройство на рынке VR-технологий. В ряде случаев, технические возможности Vive либо совпадают, либо обгоняют главного конкурента Oculus Rift. Но цена на данный шлем выше в среднем на 20%, чем у Oculus.

Особенности устройства, и главные отличия от CV1:

  • Частота обновления кадра самая высокая среди шлемов. Если дисплей Oculus работает на частоте 75 гц, то здесь – 90 гц. Это основной показатель, который играет решающую роль в пользу Vive. Высокая частота кадра позволяет использовать шлем как полноценное игровое устройство. В то время как Oculus использует дисплей со средней частотой мерцания.
  • Устройство отслеживает не только движение головы пользователя, но и его перемещение в пространстве. Благодаря этому, можно достичь полного погружения.
  • В HTC не стали следовать тренду от Oculus, и не оснастили очки встроенными наушниками. Тем не менее, внешние наушники есть в стандартной комплектации.
  • Геймпад не поставляется в коробке с утройством. За фирменный Steam Gamepad придется доплатить еще 50 долларов.

1 Oculus Rift CV1

Лучшая цена и оптимизация
Страна: Китай
Средняя цена: 36990 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Oculus Rift стала одной из первых моделей, предоставивших доступ игрокам к миру виртуальной реальности и держащая марку качества и оптимизации по сей день. Слабые продажи, продиктованные высоким ценником, удалось повысить за счет более лояльной ценовой политики, сделавшей эти очки одними из самых доступных для покупателя. Два экрана с разрешением 1080х1200 с частотой обновления 75 Гц обеспечивают максимум производительности и погружения за свою цену.

Не стоит оставлять без внимания и комплектацию. В комплекте есть игровой джойстик, а в сам шлем встроены наушники. Не поскупился производитель и на экран с OLED-матрицей. Дополнительно можно докупить датчики и манипуляторы для создания игровой комнаты и ориентации в пространстве.

Лучшие очки (шлемы) виртуальной реальности для консолей

Четвертая группа – очки виртуальной реальности, созданные специально для консолей. Они немного отстают от ПК и настроены и оптимизированы специально для того, чтобы работать с не очень мощным железом.

3 Royole Moon

Встроенная память
Страна: Китай
Средняя цена: 65000 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Баснословные деньги просит компания Royole за свои очки. Самое интересное заключается в том, что здесь есть 2 Гб RAM, 32 Гб встроенной памяти и собственный экран, с которого можно писать видео прямо в память. Имеется широкий диапазон регулировки межзрачкового расстояния от 58 до 70 градусов.

При относительно низкой частоте обновления в 60 Гц здесь достаточно большое разрешение в 1920х1080 точек на каждый глаз. Можно подключить и зарядное устройство, благо для этого есть специальный разъем. Модель создана для консолей, но может использоваться для ПК и телефонов.

2 Sony PlayStation VR

Лучшие очки для PlayStation. Доступная цена
Страна: Китай
Средняя цена: 18890 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Уникальный продукт от Sony, созданный специально для любителей фирменной консоли. PS VR доступны, комфортны и производительны. Разрешение экранов 960х1080 дает оптимальное качество графики. А широкий угол обзора (100 градусов) позволит погрузиться в новую реальность. Очки способны работать как с контроллером PS Move, так и с обычным геймпадом. Кому что удобнее.

Преимущества и недостатки:

  • Качественное взаимодействие с играми. Поскольку эти очки создавались именно для PlayStation, разработчики игр с виртуальной реальностью учли все особенности этой консоли. Не будет каких-либо проблем с идентификацией действий игрока.
  • Отличная эргономика – очки не давят на лицо и не оставляют следов. Вес устройства грамотно распределяется по обручу, который обхватывает голову игрока. Можно даже не снимать очки для зрения. При этом внутрь конструкции не попадает свет – мягкие шоры закрывают все щели.
  • Высокая частота обновления кадров – 120 Гц. Это максимально снижает негативные эффекты виртуальной реальности – укачивание, быстрый приход усталости и тошноту. Конечно, эффект далек от идеального, но играть в любимые игры можно долго.
  • Недостаток – не самое высокое разрешение графики. При игре иногда может быть заметно «мыло» по краям изображения.

1 Avegant Glyph

Прорыв в технологиях. Универсальный вариант для любого устройства
Страна: США
Средняя цена: 35100 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

AvegantGlyph – настоящий прорыв в сфере очков виртуальной реальности. Больше нет необходимости, чтобы корпус плотно прилегал к лицу. Эта модель транслирует изображение прямо на сетчатку пользователя и идеально подходит для игры на консолях. Модель подсоединяется к смартфонам на iOS/Android и Windows, что делает ее универсальным устройством. Угол обзора скромный и составляет всего 45 градусов при разрешении в 1280х720 точек. Изначально скромные характеристики компенсируются высокой частотой обновления кадров в 120 Гц.

Преимущества и недостатки:

  • Встроенная регулировка диоптрий. Можно подогнать очки под зрение каждого пользователя. Диапазон – от +1 до -7 диоптрий. В крайнем случае под корпус помещаются обычные очки, хоть это и не так удобно.
  • Беспроводная игра. Мощный аккумулятор гарантирует более 3 часов работы в режиме видео. Очки виртуальной реальности не ограничивают передвижения игрока.
  • Недостаток – способ крепления. Очки весят 420 граммов и крепятся на голове с опорой на уши и нос. Это может принести неприятные ощущения. Хотя со временем голова привыкает.