Организационное и правовое обеспечение иб. Модели защиты информации в КС

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) О персональных данных

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Оператор персональных данных (согласно закону О персональных данных) государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

Для целей настоящей статьи

под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных.

Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Пакет документов по защите персональных данных

Положение о защите персональных данных;

Положение о подразделении по защите информации;

Приказ о назначении лиц, ответственных за обработку ПДн;

Концепция информационной безопасности;

Политика информационной безопасности;

Перечень персональных данных, подлежащих защите;

Приказ о проведении внутренней проверки;

Отчет о результатах проведения внутренней проверки;

Акт классификации информационной системы персональных данных;

Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным;

Модель угроз безопасности персональных данных;

План мероприятий по защите ПДн;

Порядок резервирования технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации;

План внутренних проверок;

Журнал учета мероприятий по контролю безопасности ПДн;

Журнал учета обращений субъектов ПДн о выполнении их законных прав;

Инструкция администратора информационной системы персональных данных;

Инструкция пользователя информационной системы персональных данных;

Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных;

Инструкция пользователя по обеспечению безопасности обработки ПДн при возникновении внештатных ситуаций;

Перечень по учету применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним;

Типовое Техническое задание на разработку системы обеспечения безопасности информации объекта вычислительной техники;

Эскизный проект на создание системы обеспечения безопасности информации объекта вычислительной техники;

Положение об Электронном журнале обращений пользователей информационных систем персональных данных (проект приказа);

Этапы работ. Таким образом, организация защиты персональных данных должна производиться в несколько этапов:

Инвентаризация информационных ресурсов.

Ограничение доступа работников к персональным данным.

Документальное регламентирование работы с персональными данными.

Формирование модели угроз безопасности персональных данных.

Классификация информационных систем персональных данных (ИСПДн) образовательных учреждений.

Составление и отправка в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных.

Приведение системы защиты персональных данных в соответствие с требованиями регуляторов.

Создание подсистемы информационной безопасности ИСПДн и ее аттестация (сертификация) для ИСПДн классов К1, К2.

Организация эксплуатации и контроля безопасности ИСПДн.

1. Инвентаризация информационных ресурсов

Инвентаризация информационных ресурсов - это выявление присутствия и осуществления обработки персональных данных во всех эксплуатируемых в организации информационных системах и традиционных хранилищах данных.

На данном этапе следует: утвердить положение о защите персональных данных,сформировать концепцию и определить политику информационной безопасности и составить перечень персональных данных, подлежащих защите.

2. Ограничение доступа работников к персональным данным

Допуск к обработке персональных данных должен быть только у тех сотрудников, которым это необходимо для выполнения служебных (трудовых) обязанностей.

На данном этапе следует: в необходимой мере ограничить как электронный, так и физический доступ к персональным данным

3. Документальное регламентирование работы с персональными данными

Согласно статье 86 Трудового кодекса РФ, работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с теми документами работодателя, которые устанавливают порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области.

Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос их передачи кому-либо, оформляя свое намерение документально.

На данном этапе следует: собрать согласия на обработку персональных данных, издать приказ о назначении лиц, ответственных за обработку ПДн и положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым ПДн, составить инструкции администратора ИСПДн, пользователя ИСПДн и администратора безопасности ИСПДн.

4. Формирование модели угроз безопасности персональных данных

Частная модель угроз безопасности персональных данных, хранящихся в информационной системе, формируется на основании следующих документов, утвержденных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК):

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн;

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн;

На данном этапе следует сформировать модель угроз безопасности персональных данных, обрабатываемых и хранящихся в образовательном учреждении.

5. Классификация ИСПДн см. вопрос № 18

6. С оставление и отправка в уполномоченный орган уведомления

Уведомление об обработке персональных данных оформляется на бланке оператора и направляется в территориальный орган Роскомнадзора Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на бумажном носителе или в форме электронного документа с подписью уполномоченного лица.В форме указываются данные об обработчике, цель обработки, категории данных, категории субъектов, данные которых обрабатываются, правовое основание обработки, дата ее начала, срок (условие) ее прекращения и прочее.

7. Приведение системы в соответствие с требованиями регуляторов

На данном этапе следует: создать перечень по учету применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним; положение о подразделении по защите информации; методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных; инструкцию пользователя по обеспечению безопасности обработки ПД при возникновении внештатных ситуаций, а также утвердить план мероприятий по защите ПДн.

8 . Аттестация (сертификация) ИСПДн

Для обеспечения безопасности ИСПДн требуется проводить мероприятия по организации и техническому сопровождению защиты обрабатываемых персональных данных. В качестве оценки соответствия ИСПДн 1 и 2 классов требованиям к безопасности ПДн используется обязательная сертификация (аттестация).

Обязательной аттестации подлежат следующие объекты информатизации:

Автоматизированные системы различного уровня и назначения.

Системы связи, приема, обработки и передачи данных.

Системы отображения и размножения.

Помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров.

9. Организация эксплуатации ИСПДн и контроля за безопасностью

Мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах включают в себя:

контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;

разбирательство и составление заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей ПДн, использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению конфиденциальности ПДн.

Ответственность за нарушение ФЗ №152 О персональных данных

Административная ответственность: штраф или штраф с конфискацией несертифицированных средств обеспечения безопасности и шифровальных средств. Административный кодекс, ст. 13.11, 13.12, 13.14

Дисциплинарная ответственность: увольнение провинившегося работника. Трудовой кодекс РФ, ст. 81 и 90

Уголовная ответственность: от исправительных работ и лишения права тзанимать определенные должности до ареста. Уголовныйкодекс, ст. 137, 140, 272

Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Полякова Т.А., Стрельцов А.А., 2016.

Информационная безопасность в информационном обществе. Обеспечение информационной безопасности.
Понятие «информационная безопасность» получило широкое распространение как в международных, так и в национальных политических документах и правовых нормативных актах.
Впервые понятие «информационная безопасность» в национальном законодательстве и политических документах появилось в ст. 2 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», где «информационная безопасность» была выделена в качестве одной из составляющих безопасности Российской Федерации. В то же время было введено понятие «национальная безопасность Российской Федерации», под которой понималась «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Впервые в России оно было определено в 1997 г. в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В новой редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» термины «безопасность» и «национальная безопасность» используются в качестве синонимов.

В проекте концепции информационной безопасности Российской Федерации (1997 г.) национальные интересы России в информационной сфере охватывали три основных аспекта:
- соблюдение конституционных прав и свобод граждан;
- развитие современных телекоммуникационных технологий;
- защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Отдельно были выделены национальные интересы в духовной сфере, которые включали сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Данные трактовки понятия «национальная безопасность» и содержания национальных интересов в информационной сфере получили развитие в Доктрине информационной безопасности. В этом документе понятие «информационная безопасность Российской Федерации» было раскрыто как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

Оглавление
Авторский коллектив
Предисловие
Принятые сокращения
Глава 1. Обеспечение информационной безопасности в условиях глобализации информационного пространства
1.1. Информационная безопасность в информационном обществе
1.2. Современное информационное противоборство и обеспечение информационной безопасности

Задания для самоподготовки
Глава 2. Теоретические и методологические вопросы организационного и правового обеспечения информационной безопасности
2.1. Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
2.2. базовые принципы обеспечения информационной безопасности
2.3. Правовое регулирование информационной безопасности в системе российского информационного права
2.4. Правовые средства обеспечения безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации
2.5. Правовые средства обеспечения безопасности информации
2.6. Организационное обеспечение информационной безопасности Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 3. Организационно-правовые проблемы международной информационной безопасности
3.1. Между народные правовые акты в области обеспечения информационной безопасности
3.2. Зарубежный опыт правового обеспечения информационной безопасности
3.3. Продвижение российских инициатив в области обеспечения международной информационной безопасности
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 4. Правовые режимы обеспечения безопасности информации ограниченного доступа
4.1. Ограничение доступа к информации в целях защиты интересов личности, общества и государства
4.2. Правовые режимы тайн в системе организационного и правового обеспечение безопасности информации ограниченного доступа
4.3. Правовой режим защиты государственной тайны
4.4. Правовой режим коммерческой тайны
4.5. Правовой режим обеспечения безопасности персональных данных
4.6. Актуальные вопросы режима служебной тайны
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 5. Актуальные проблемы правового и организационного обеспечения информационной безопасности
5.1. Противодействие экстремистской деятельности в информационной сфере
5.2. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
5.3. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности в сети Интернет
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 6. Особенности организационно-правового обеспечения защиты информационных систем
6.1. Особенности организационно-правового обеспечения процессов создания автоматизированных систем в защищенном исполнении
6.2. Особенности организационно-правового обеспечения защиты информационных систем в сфере судопроизводства
6.3. Практика разработки и реализации политики информационной безопасности корпоративных информационных систем
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 7. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
7.1. Понятие и виды юридической ответственности в области обеспечения информационной безопасности. Субъекты и объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности
7.2. Преступность в информационной сфере как угроза информационной безопасности при формировании информационного общества и условиях глобализации
7.3. Проблемы уголовно-правовой ответственности за информационные преступления
7.4. Проблемы международного сотрудничества и зарубежный опыт противодействия преступлениям в информационной сфере
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Полякова Т.А., Стрельцов А.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - pdf - Яндекс.Диск.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации

Как отмечает в своей монографии М.А. Федотов, «до 12 июня 1990 г. в нашей стране не существовало ни отрасли СМИ, ни правового акта, который регулировал бы общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормами. В этот период законодательство о СМИ развивалось в России как «цензурное право».

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а 27 декабря 1991 г. - Закон РФ «О средствах массовой информации». Закон СССР декларировал свобод» печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.

Законом РФ «О средствах массовой информации» вводятся следующие понятия и их определения.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрофамма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле- видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год. Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

При производстве и распространении массовой информации действуют следующие основные субъекты:

редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

главный редактор - лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

издатель - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода; распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях. учредитель средства массовой информации гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы но приговору суда, ибо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не продающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Потребителями массовой информации являются широкий, практически неограниченный круг лиц, в том числе граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица.

Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:

обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

Права и обязанности журналиста;

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и, наконец, собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления

2. Государственная политика в области информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах: -

соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ; -

открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ; -

правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

Приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ:

Проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению; -

организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ; -

поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; -

осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; -

проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов; -

способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; -формулирует и реализует государственную информационную политику России;

Организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

Способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Это предполагает:

Оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

Создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; -

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;

совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере. Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

Доктрина информационной безопасности - это система официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности РФ в информационной сфере.

Документ определяет следующие национальные интересы в информационной сфере (по сути они не изменились с 2000 года):

1. Обеспечение и защита прав и свобод граждан в части получения и использования информации, неприкосновенность частной жизни, а также сохранение духовно-нравственных ценностей.

2. Бесперебойное функционирование критической информационной инфраструктуры (КИИ).

3. Развитие в России отрасли ИТ и электронной промышленности.

4. Доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ.

5. Содействие международной информационной безопасности.

Доктрина необходима для формирования государственной политики и выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Информационная безопасность (ИБ) - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. Причем в новой редакции документа говорится еще и том, что при этом должны обеспечиваться конституционные права и свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет и территориальная целостность РФ, ее устойчивое социально-экономическое развитие. а также госбезопасность. Не «безопасность ради безопасности», а даже некий баланс получается: права граждан, экономика, безопасность.

Документ создан на основе анализа угроз и оценки состояния ИБ РФ и развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ (от 31 декабря 2015 года № 683).

Угроза информационной безопасности РФ (информационная угроза) - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере.

В Доктрине определены следующие основные угрозы и характеристики состояния ИБ(привожу их тезисно):

Зарубежные страны наращивают возможности по воздействию на ИТ инфраструктуру в военных целях.

Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских организаций.

Внедрение ИТ без увязки с ИБ повышает вероятность проявления угроз.

Специальные службы используют методы информационно-психологическое воздействия на граждан.

Все больше зарубежных СМИ доносят информацию предвзято.

Российские СМИ за рубежом подвергаются дискриминации.

Внешнее информационное воздействие размывает традиционные российские духовно-нравственные ценности (особенно у молодежи).

Террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия.

Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере

Методы, способы и средства совершения компьютерных преступлений становятся все изощреннее.

Повышается сложность и количество скоординированных компьютерных атак на объекты КИИ.

Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных ИТ.

Российские научные исследования в сфере ИТ являются недостаточно эффективными, ощущается недостаток кадров.

У российских граждан низкая осведомленность в вопросах обеспечения личной ИБ.

Отдельные государства стремятся использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. В том числе и в сети Интернет.

В документе зафиксированы следующие области обеспечения ИБ и основные направления по ним:

1. Оборона страны:

а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов;

б) совершенствование системы обеспечения ИБ ВС РФ;

в) прогнозирование и оценка информационных угроз;

г) содействие обеспечению защиты интересов союзников РФ;

д) нейтрализация информационно-психологического воздействия.

2. Государственная и общественная безопасность:

а) противодействие использованию ИТ для пропаганды;

б) противодействие спец.службам, использующим ИТ;

в, г) повышение защищенности КИИ;

д) повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;

е) противодействие преступлениям в сфере ИТ;

ж) защита государственной тайны и других видов тайн;

з) развитие отечественного ИТ;

и) информационная поддержка государственной политики ФР;

к) нейтрализация информационно-психологического воздействия.

3. Экономическая сфера:

а-г) развитие и поддержка отечественного ИТ.

4. Наука, технологии и образование:

а-в) развитие науки;

г) развитие кадрового потенциала;

д) формирование культуры личной ИБ.

5. Стабильность и равноправное стратегическое партнерство

а) защита суверенитета РФ в информационном пространстве;

б-г) участие в формировании системы международной ИБ;

д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети Интернет.

информационный безопасность доктрина государственный

На закрытом химическом предприятии, расположенном в черте города и находящемся вблизи от государственной границы, в результате аварии произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Городская администрация приняла необходимые меры по эвакуации граждан из зараженных мест и предотвращения утечки нежелательной информации об аварии. При этом она запретила руководству предприятия передавать зарубежным СМИ и специалистам информацию о масштабах, аварии и сведения, касающиеся жизни населенных пунктов, входящих в зону досягаемости распространения вредных веществ. Одновременно администрация, принимая решение о нераспространении указанной информации, ссылалась на закрытость производства химического предприятия.

Правомерны ли действия городской администрации с точки зрения норм информационного права?

В данной ситуации действия городской администрации не правомерны, поскольку в соответствии с п.2 ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. Помимо этого сокрытие или искажение информации о событии, факте или явлении, создающем опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды в соответствии со ст. 237 УК РФ подлежит уголовной ответственности.

Список использованных источников

1. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности: учеб.пособие / Стрельцов Анатолий Александрович [и др.]; под ред. А.А. Стрельцова. - Москва: Академия, 2008. - 256с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4240-4: 240-00.

2. Терещенко Л.К. Правовой режим информации / Л. К. Терещенко. - Москва: Юриспруденция, 2007. - 192 с. - ISBN 978-5-9516-0329-6: 137-00.

3. Мандель Борис Рувимович. PR: методы работы со средствами массовой информации: учеб. пособие / Мандель Борис Рувимович. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 205 с. - ISBN 978-5-9558-0094-3: 189-86.

4. Мандель Борис Рувимович. PR: методы работы со средствами массовой информации: учеб. пособие / Мандель Борис Рувимович. - Москва: Вузовский учебник, 2010. - 205с. - ISBN 978-5-9558-0094-3: 308-71.

5. Расторгуев Сергей Павлович. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Расторгуев Сергей Павлович. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-6486-4: 218-90.

6. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности: учеб. пособие / под ред. А.А. Стрельцова. - Москва: Академия, 2008. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4240-4: 341-00.

7. Расторгуев Сергей Павлович. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Расторгуев Сергей Павлович. - Москва: Академия, 2007. - 192с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3098-2: 225-00.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие информационной безопасности. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Основные виды и источники угроз. Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2016

    Государственная политика в области информационной безопасности. Правовой режим информации, ее распространение и предоставление. Основные меры по недопущению эксплуатации государственных информационных систем без реализации мер по защите информации.

    реферат , добавлен 08.12.2013

    Нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение защиты информационных систем от несанкционированного доступа. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, как основной документ в сфере обеспечения информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    История и государственная политика в области информационной безопасности. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США. Информационная безопасность Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Информационное пространство и его эффективность. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Нормативно-правовые акты об информационной безопасности в РФ.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2009

    Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. Ответственность за преступления в области информационных технологий. Направления правового обеспечения информационной безопасности. Порядок лицензирования средств защиты информации.

    презентация , добавлен 11.07.2016

    Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

    реферат , добавлен 03.05.2011

    Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности в РФ. Правовой режим информации. Органы, обеспечивающие информационную безопасность РФ. Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия. Стандарты информационной безопасности.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Теоретические основы информационной безопасности в Российской Федерации, важность проблемы информационной безопасности в государственном и муниципальном управлении. Нормативно-правовые основы информационной безопасности, методы совершенствования работы.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России. Задачи доктрины информационной безопасности РФ. Примеры реализации функций государственной политики в области организации информационной деятельности за рубежом.

Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие Петров Сергей Викторович

Глава 4 ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы

Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит сохранение, приумножение и защита информационных ресурсов, становление международного авторитета и снижение криминальной напряженности в стране, защита прав, свобод и безопасности человека в системе информационных отношений.

Конституционные нормы о защите информационной сферы

Одной из важнейших задач государственной политики по обеспечению информационной безопасности граждан является реализация конституционных норм в сфере информации. Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4). Конституция гарантирует свободу массовой информации и запрещает ее цензуру (ст. 29, п. 5).

Она же наделяет каждого гражданина правом на неприкосновенность частной жизни, сохранность личной и семейной тайны (ст. 23, п.1). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24, п.1). Согласно Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29, п. 1), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44, п. 1).

Положения Конституции РФ прямо или косвенно обязывают органы государственной власти и местного самоуправления, соответствующих должностных лиц обеспечить каждому гражданину РФ возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Однако декларация информационных прав и свобод не означает отказ государства от защиты информационных ресурсов. Правовое обеспечение информационной безопасности формируется на основе поддержания баланса интересов граждан, общества, государства, что особенно важно в условиях существования различных форм собственности. Поэтому Конституцией определены и основания для ограничения информационных прав и свобод граждан. К их числу относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 17, п. 3, ст. 55, п. 3). Основным законом предусмотрена также возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и сроков их действия (ст. 56).

Соответствующие статьи Конституции РФ направлены на пресечение распространения следующих видов информации:

информации, рассчитанной на разжигание ненависти, вражды и насилия в отношениях между людьми и народами;

непристойной и ложной информации, включая заведомо ложную рекламу;

информации, посягающей на честь и достоинство граждан, оказывающей негативное воздействие на здоровье людей и их духовно-нравственное состояние;

информации, изменяющей память о прошлом, фальсифицирующей историю страны, нарушающей связь поколений и подрывающей единство российского народа;

информации, способной инициировать процессы разрушительного свойства – от техногенных и природных катастроф до всевозможных социальных, демографических, экономических потрясений, кризисов, конфликтов.

Вместе с тем, как указывается в Доктрине информационной безопасности РФ, закрепленные Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки в практическом отношении не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

В итоге необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Доктрина информационной безопасности РФ о состоянии и совершенствовании правовых отношений в информационной сфере

Напомним (см. гл. 2), что Доктрина представляет собой документ, содержащий официально принятую в России систему взглядов на проблемы обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.

Доктрина указывает на наличие ряда недостатков, связанных с противоречивостью и неразвитостью правового регулирования отношений в информационной сфере и приводящих к серьезным негативным последствиям в деле обеспечения информационной безопасности. Они рассмотрены выше, в гл. 2.

Согласно Доктрине, совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Работа в этом направлении предполагает:

оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

создание организационно-правовых механизмов обеспечения информацион ной безопасности;

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;

совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Государственная политика в деле обеспечения информационной безопасности РФ, согласно Доктрине, основывается на следующих основных принципах:

соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности (принцип законности);

обеспечение правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (принцип баланса интересов граждан, общества и государства).

Принцип законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Принцип баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Доктриной относится разработка и неуклонная реализация требований нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

Наиболее важными направлениями деятельности по совершенствованию системы правового обеспечения информационной безопасности в Доктрине названы:

внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, конкретизация правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области информационной безопасности РФ;

законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

совершенствование правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

Рис. 4.1. Правовое обеспечение информационной безопасности

законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;

определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ, и правовое регулирование деятельности этих организаций;

создание правовой базы для формирования в РФ региональных структур обеспечения информационной безопасности;

разработка механизмов правового обеспечения информационной безопас ности России.

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

2.3. Правовое обеспечение безопасности женщин Правовые гарантии безопасности женщин, в том числе в личной и семейной жизни обеспечены множеством статей Семейного, Административного, Жилищного, Уголовного, Уголовно-исполнительного, иных кодексов, законов и подзаконных

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

2.4. Правовое обеспечение безопасности молодежи Еще до рождения ребенок находится под защитой многочисленных правоохранительных, социальных, образовательных, лечебных и иных органов, организаций, учреждений. Практически во всех кодексах установлены дополнительные меры

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Глава 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

8.4. Техническое обеспечение иных видов безопасности Техническое обеспечение личной безопасности работников ОУ, учащихся и членов их семей может включать в себя также средства радиоэлектронной защиты, используемые для следующих целей:для защиты конфиденциальной

Из книги автора

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационные процессы пронизывают все акты функционирования живой материи. Информация пронизывает все поры жизни людей и общества. Академик А. И.

Из книги автора

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Доктрина информационной

Из книги автора

2.2. Вилы и источники угроз информационной безопасности Угрозы информационной безопасности – это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т. д.) объекта с целью изменения его

Из книги автора

2.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей

Из книги автора

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской

Из книги автора

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Из книги автора

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит

Из книги автора

4.2. Федеральное законодательство в сфере информационной безопасности Последовательное развитие законодательства в сфере информационной безопасности определяется необходимостью комплексного подхода к формированию и разработке единой концепции ее правового

Из книги автора

Глава 7 «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Все прогрессы реакционны, если рушится человек. Андрей

Из книги автора

Обеспечение безопасности, защитные мероприятия Вопрос. Каковы требования Правил к обеспечению безопасности электроприводов?Ответ. Электроприводы должны удовлетворять общим требованиям к электро– и пожаробезопасности, изложенным в главах 4.3, 5.3 Правил (5.4.60).Шкафы

Из книги автора

Вопрос 1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем

Из книги автора

Вопрос 1. Особенности информационной безопасности банков Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная

Организационное и правовое
обеспечение информационной
безопасности
Доцент кафедры БИТ
к.т.н.
Струков Владимир Ильич

ВВЕДЕНИЕ
Цель, задачи и содержание курса
1. Объект защиты
Применять средства защиты информации можно только к физическим
объектам, поэтому защищаются материальные носители информации:
-персонал,
-документы,
-технические средства.
2. Средства защиты
В основе комплексной системы защиты лежат следующие методы защиты:
правовые, организационные и технические.
2

Методы защиты информации
Правовые
-Международное
право
-Государственные,
-местные,
-ведомственные,
-внутрифирменные
правовые акты
3
Организационные
-Создание СБ
-Введение режима ЗИ
-Подготовка и
переподготовка кадров
-Системы лицензирования
и сертификации в
области ЗИ
Технические
-Программные,
-Аппаратные
-Криптографические
средства
-Физические
препятствия

Цель курса:
Получение необходимых знаний по организационно-правовым
вопросам защиты информации юридических и физических лиц.
Задачи курса:
-знакомство с действующей в РФ законодательной базой в области
ЗИ;
-получение знаний о применении организационных и технических
методов защиты экономической информации на предприятии;
-выработка умения самостоятельно анализировать содержание
законодательных актов и эффективно применять методы защиты
информации.
4

Содержание курса (1 сем)
1. Структура и состав информационного законодательства
2. Правовые основы пользования информационными ресурсами
3. Защита информации ограниченного доступа
4. Основы использования организационных методов защиты
информации
5. Основы использования технических методов защиты
информации
6. Лицензирование и сертификация в области ЗИ
7. Система юридической ответственности за нарушение норм ЗИ
Всего по плану 1 семестра аудиторных занятий 72 часов, в том числе
лекции, практические и лабораторные работы (компьютерные тесты).
По окончании –зачет.
5

Учебная и учебно-методическая литература
1. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2003. –
512.
2. Городов О.А. Информационное право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2007. – 248 с.
3. Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. - М.: Ось-89, 1997.
4. Вехов В.Е. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия. М.: Право и Закон, 1996.
5. Шаваев А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов
экономики. - М.: ИНФРА-М, 1995.
6. Струков В.И. Правовое обеспечение защиты информации. Методическое
пособие, часть 1 и 2. (№4196) и (№4196-2) (на цифровом кампусе

7. Электронный учебник по курсу ПОИБ (на сайте http://bit.tsure.ru/).
8. Струков В.И. Презентации лекций по курсам ПЗИ и Методические указания к
выполнению лабораторных работ (№3563) (на цифровом кампусе
http://incampus.ru/campus.aspx?module=dashboard).
Периодические издания
Журналы: «Защита информации» - Инсайд; БИТ, БДИ и др.
6

Правовые документы
1. Закон РФ “Об информации, информационных технологиях и о
защите информации” от 27.07.2006г. № 149-Ф3.
2. Закон РФ “О государственной тайне” от 21.07.93г. №5485-1 (ред.
11.11.2003г. №153).
3. Закон РФ “О коммерческой тайне”, от 29.07.2004г. №98-ФЗ.
4. Закон РФ “О персональных данных” от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ.
5. Закон РФ "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
6. Закон РФ “Об архивном деле в РФ” от 22.10.2004 г. №125-ФЗ.
7. Закон РФ “О федеральной фельдъегерской связи” от
17.12.1994г. № 67-ФЗ (ред. от 20.04.2006 г.).
8. Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. кодексы.
9. Закон РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности”,
от 8.08.2001г. №128 (ред. от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ).
7

Тема 1
Структура и состав информационного законодательства
1.1. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений
Нормативно-правовое регулирование отношений в области защиты
информации осуществляется информационным правом,
которое является одним из составляющих существующей
системы права.
В юриспруденции представлены много таких составляющих, которых
объединяет одна общая научная дисциплина - теория
государства и права. Она изучает закономерности
возникновения, развития, назначения и функционирования
государства и права.
Основы этих знаний рассматриваются в курсе «Правоведение».
(Самостоятельно повторить разделы: Структура правового отношения;
Юридическая ответственность; Состав правонарушения.)
8

Классификация нормативно-правовых актов.
По юридической силе.
По субъектам, их издающим.
По субъектам их издающим правовые акты подразделяются на
акты законодательной власти (законы);
акты исполнительной власти (подзаконные акты);
акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на
законы,
подзаконные акты.
9

10.

Признаки закона:
-законы принимаются высшими законодательными органами государства
(Федеральное собрание – Государственная Дума и Совет Федерации) ;
-принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:
внесение законопроекта в законодательный орган;
обсуждение законопроекта;
принятие закона;
его опубликование в течении 7 дней после подписания Президентом.
(Неопубликованные законы не применяются. Конституция ст. 15).
Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования,
-законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо
другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены
только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный
суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным,
однако отменить его может только законодательный орган.
10

11.

Подзаконные нормативно-правовые акты подразделяются на
Указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей
юридической силой и издаются на основе и в развитие законов (вступают
в силу по истечении 7 дней после их опубликования).
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты,
принимаемые в контексте с указами президента (вступают в силу по
истечении 7 дней после их опубликования).
Местные акты. Это нормативно-правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти на местах. Действие этих актов ограничено
подвластной им территорией.
Ведомственные (приказы, инструкции). Это нормативно-правовые акты
общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную
сферу общественных отношений (таможенные, банковские,
транспортные, государственно-кредитные и другие).
Внутриорганизационные. Это такие нормативно-правовые акты, которые
издаются различными организациями для регламентации своих
внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.
11

12.

Иерархия правовых актов РФ
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы РФ
Федеральные законы РФ
Указы и распоряжения Президента РФ
Законодательные акты субъектов РФ
Постановления и распоряжения
Правительства РФ
Нормативные правовые акты высших
органов исполнительной власти
субъектов РФ
Нормативные правовые акты
федеральных органов
исполнительной власти
Нормативные правовые акты органов
исполнительной власти
субъектов РФ
Правовые акты органов местного самоуправления
12

13.

Юридическая ответственность подразделяется по отраслевому признаку:
Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений и
устанавливается только уголовным законом.
Административно-правовая ответственность наступает за совершение
административных проступков. Меры административного принуждения предупреждение, штраф, лишение специального права, административный
арест.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных
обязательств имущественного характера или за причинение имущественного
внедоговорного вреда. (Возмещение убытков, выплата неустойки).
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения
дисциплинарных проступков. Меры дисциплинарной ответственности выговор, строгий выговор, отстранение от занимаемой должности и т.п.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный
предприятию, учреждению. Размер возмещаемого ущерба определяется в
процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка).
13

14.

1.2. Система и строение права
Система права это совокупность всех нормативно-правовых актов.
Внутреннее строение права можно представить по вертикали и горизонтали.
Вертикальное строение права - это совокупность следующих элементов:
Отрасль права - охватывает сферу общественных отношений. Например,
имущественные отношения - гражданское право, управленческие отношения административное право, и т.п.
Подотрасль права - охватывает область общественных отношений. Многие
отрасли права имеют подотрасли. Например, в гражданском праве
выделяются подотрасли - авторское и наследственное право.
Институт права - охватывает вид общественных отношений. В трудовом
праве - институт трудового договора.
Субинститут права - охватывает разновидность общественных отношений.
Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности
делится на субинституты преступлений против жизни, против здоровья и
преступлений против достоинства личности.
Норма права - это обязательное правило поведения, охраняемое силой
государственного принуждения.
Правовое предписание - это часть нормы права, логически завершенная и
обособленная. Размер алиментов, взыскиваемых на одного ребенка (25 %
заработка), на двух (33 %), на трех и более (50 %).
14

15.

Горизонтальное строение права показывает все отрасли, его составляющие.
Выделяют две группы отраслей регулятивные и охранительные.
Регулятивные отрасли устанавливают права и обязанности участников
правоотношений. Это следующие отрасли:
- конституционное право закрепляет основы государственного и
общественного строя страны.
Главным нормативным актом отрасли является Конституция;
- административное право регулирует общественные отношения,
возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности
органов государства;
- гражданское право регулирует различные имущественные отношения.
Основной нормативный акт - Гражданский кодекс (ГК);
- финансовое право регулирует доходы и расходы государства.
Основные акты: Федеральный закон о государственном бюджете, законы о
налогах;
- банковское право. Создание банков, принципы их деятельности, и т.д.
регулирует Закон о банках и банковской деятельности;
15

16.

Регулятивные отрасли (продолжение)
- предпринимательское право регулирует экономические рыночные
отношения. Основные нормативные акты - ГК, Законы об АО и ООО;
- трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с
применением труда. Основной нормативный акт – Трудовой Кодекс (ТК);
- природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и
распоряжения природными ресурсами: землей (Земельный кодекс), недрами
(Закон о недрах), водой (Водный кодекс), воздушным пространством
(Воздушный кодекс), лесными богатствами (Лесной кодекс);
- экологическое право регулирует защиту природных объектов и всей
окружающей среды. Нормы экологического права рассредоточены по многим
нормативным актам (УК, КоАП, ГК и др.);
- информационное право регулирует комплекс общественных отношений,
связанных с информацией, защитой информации, защитой прав
собственников информационных ресурсов, формирования различных
институтов тайн (государственной, служебной, банковской, коммерческой,
личной и т.п.).
16

17.

Охранительные отрасли права (защита правоотношений):
- уголовное право – устанавливает общественно опасные деяния
(преступления) и наказание за их совершение.
Основной нормативный документ - Уголовный кодекс (УК);
- уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие
порядок проведения предварительного следствия, дознания, порядок
ведения судебного разбирательства, назначения наказания.
Основной нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс (УПК);
- уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер
уголовного наказания.
Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс (УИК);
- гражданско-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения
споров (трудовые, жилищные, наследственные и др.), в которых хотя бы
одной из сторон выступает гражданин.
Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс;
- арбитражно-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения
гражданско-правовых споров между юридическими лицами.
Основной нормативный акт - Арбитражно-процессуальный кодекс.
17

18.

Международное право –
система норм, регулирующих отношения между государствами
- международное публичное право
и государства с иностранными лицами
- международное частное право.
18

19.

1.3. Структура информационного законодательства
Первые правовые документы в области информационного права в
России, с которых началось формирование информационного
законодательства:
“Концепция правовой информатизации России”
утверждена Указом Президента РФ от 28.06.93 г. №966.
Гражданский кодекса РФ принят в 1994г.
Закон РФ “Об информации, информатизации и защите
информации” принят в 1995г.
19

20.

Сравнение свойств материального объекта и информации
Свойства обычного товара
Свойства информации
Цена
Потребительские свойства
Жизненный цикл товара (ЖЦТ)
информации
Цена
Потребительские свойства
Жизненный цикл
Нематериальность
Неисчерпаемость
Сохраняемость
20

21.

Информационное законодательство - это совокупность норм
права, регулирующих общественные отношения в
информационной сфере.
Предмет правового регулирования в информационной сфере:
-создание и распространение информации;
-формирование информационных ресурсов;
-реализация права на поиск, получение, передачу и
потребление информации;
-создание и применение информационных систем и
технологий;
-создание и применение средств информационной
безопасности.
21

22.

Структура информационного законодательства РФ.
Международные акты информационного законодательства, начиная
с
Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. кодексы.
Законы РФ:
“Об информации, информационных технологиях и о защите
информации”, “О государственной тайне”, “О коммерческой
тайне”, “О персональных данных”, “Об электронной подписи”
и др.
(всего около 80 законов)
Указы и Распоряжения Президента РФ. Постановления
Правительства РФ.
Местные, ведомственные и внутриорганизационные подзаконные
акты.
Совокупность вышеперечисленных документов составляет правовую
базу в информационной сфере.

23.

3
Контрольные вопросы
1. Цель изучения курса «Организационное и правовое обеспечение
информационной безопасности».
2. Какие методы используются при создании комплексной системы
информационной безопасности объекта?
3. Классификация нормативно-правовых актов.
4. Юридическая ответственность за нарушения правовых норм.
5. Место информационного права в системе права.
6. Назовите свойства информационного товара.
7. Что является предметом правового регулирования в
информационной сфере?
8. Какова структура информационного законодательства в РФ?