Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·ч (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·ч). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.
Зачем нужна тарифная реформа
Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра может вырасти до 417 млрд руб.
Почему отложили введение соцнормы?
Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·ч укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.
Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.
Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.
На территории Москвы и Подмосковья действуют следующие виды тарифов:
Указанные тарифные планы на электроэнергию Мосэнергосбыта действуют с 1 января 2020 года на территории города Москвы и Московской области. (руб./кВт·ч с учетом НДС)
Тарифы на электроэнергию представленные ниже в таблицах для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории города Москвы и Московской области указаны в соотношении руб./кВт·ч и разделены на два периода: тарифы на электроэнергию с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы на электроэнергию с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Тарифы для квартир и домов с газовыми плитами
01.01.2020 30.06.2020 |
01.07.2020 31.12.2020 | |
5,66 | ||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
||
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
||
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
||
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
Тарифы для квартир и домов, оборудованных электрическими плитами
01.01.2020 30.06.2020 |
01.07.2020 31.12.2020 |
|
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа | ||
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | ||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
||
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
||
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | ||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
||
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
||
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
Тарифы для квартир и домов в сельских населенных пунктах
01.01.2020 30.06.2020 | 01.07.2020 31.12.2020 | |
Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа | 3,83 | 3,96 |
Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | ||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
1,89 | 2,06 |
дневная зона Т1 (7.00-23.00) |
4,41 | 4,55 |
Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток | ||
ночная зона Т2 (23.00-7.00) |
1,89 | 2,06 |
полупиковая зона Т3 (10.00-17.00; 21.00-23.00) |
3,83 | 3,96 |
пиковая зона Т1 (7.00-10.00; 17.00-21.00) |
4,60 | 4,75 |
Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год
с 01.01.2020 по 30.06.2020 | с 01.07.2020 по 31.12.2020 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток ) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
Круглосуточно | 5,47 | 5,66 |
Круглосуточно | 4,65 | 4,87 |
Круглосуточно | 3,83 | 3,96 |
Круглосуточно | 3,83 | 3,96 |
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год
с 01.01.2020 по 30.06.2020 | с 01.07.2020 по 31.12.2020 | |
Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | |
1. Городское население | ||
6,29 | 6,51 | |
2,13 | 2,32 | |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 | 5,35 | 5,60 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 | 1,50 | 1,63 |
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 | 4,41 | 4,55 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 | 1,89 | 2,06 |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 | 4,79 | 4,55 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 | 2,13 | 2,32 |
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год
с 01.01.2020 по 30.06.2020 | с 01.07.2020 по 31.12.2020 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||
6,57 | 6,79 | |
5,47 | 5,66 | |
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 | 2,13 | 2,32 |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 | 5,58 | 5,84 |
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 | 4,65 | 4,87 |
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 | 1,50 | 1,63 |
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним | ||
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 | 4,60 | 4,75 |
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 | 3,83 | 3,96 |
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 | 1,89 | 2,06 |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 | 4,97 | 4,75 |
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 | 4,12 | 3,96 |
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 | 2,13 | 2,32 |
На официальном сайте Мосэнергосбыт в разделе тарифы и оплата представлены три пункта меню: «Информация для населения о расчётах за электроэнергию с учётом общедомовых нужд (ОДН)», «Способы оплаты электроэнергии» и «Тарифы», в свою очередь в разделе «Тарифы» находятся описание тарифов на электроэнергию действующих на территории Москвы и московской области, нажав на раздел «тарифы» вы сможете с ними ознакомиться более подробно, для расчета ваших расходов за электроэнергию.
На базе такого ценообразования Мосэнергосбыт предоставляет тарифы на электроэнергию с разбивкой по ставкам и зонам суток, основываясь на индивидуальных потребностях своих абонентов. Различают одно-, двух- и многотарифные системы начисления оплаты. При многотарифной системе учитывается не только дневное и ночное потребление электроэнергии, но и его пиковые часы.
Электроэнергия для общедомовых нужд (ОДН) и ее расчет.
В разделе «Информация для населения о расчётах за электроэнергию с учётом общедомовых нужд (ОДН)» вы можете ознакомиться с подробной схемой затрат электроэнергии в многоквартирном доме.
Правила предоставления коммунальных услуг отражены в Постановлении №354 Правительства РФ от 06.05.2011 (редакция от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Помимо платежа за индивидуальное потребление электроэнергии жильцам необходимо оплачивать и общедомовые нужды (ОДН). Рассчитываются, начисляются и выделяются в платежной квитанции такие суммы отдельно друг от друга.
Плата за общедомовую электроэнергию в многоквартирном доме обязательна для всех, не зависит от наличия у потребителей индивидуальных приборов учета (ИПУ) и пропорциональна площади занимаемых ими помещений.
При наличии общедомового счетчика объем поставленной электроэнергии на ОДН, подлежащий оплате, рассчитывается путем вычитания суммарного объема индивидуальных потреблений во всех помещениях многоквартирного дома из показаний общедомового прибора учета.
Если общедомовой электросчетчик не установлен, то расчет начислений ведется по действующим нормативам.
2018-11-15T11:21:00+03:00
2018-12-13T12:06:50+03:00
https://сайт/sience/20181115/829538943.html
https://сайт/i/logo/social_logo.png
Агентство экономической информации ПРАЙМ
https://сайт/i/logo/logo_subscription.png
Производство и потребление электроэнергии в Российской Федерации в 2017 году Н.В.Антонов, к.э.н.
По данным Росстата баланс электропотребления в Российской Федерации складывался из баланса производства электроэнергии 38,4 тыс. электростанциями, действующими на территории страны, а также сальдо экспорт-импорта (сальдо перетоков) электроэнергии.
Установленная мощность и производство электроэнергии. Совокупная установленная мощность электростанций разных типов достигла почти 273 млн кВт (102,2 % к уровню 2016 г.). Общий объем производства электроэнергии составил почти 1094,3 млрд. кВт∙ч (100,3 % к уровню 2016 г). Структура установленной мощности электростанций по типам и принадлежности приведена на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Структура установленной мощности электростанций Российской Федерации по типам станций в 2017 г.
Рис. 2. Структура установленной мощности электростанций Российской Федерации по их принадлежности в 2017 г.
Основная доля в структуре установленной мощности электростанций страны составляют тепловые станции — 70 %, за ними следуют гидростанции с долей 19,5 % и атомные станции — 10,3 %. Доля станций, работающих с использованием возобновляемых источников энергии, ничтожно мала и составляет 0,3 %. Причем 77 % установленной мощности (и 85% выработки электроэнергии) этих станций расположены в двух регионах — в Крыму и на Камчатке. Подавляющая часть установленной мощности (91 %) приходится на станции общего пользования и лишь примерно 9 % — на станции при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, транспортных, строительных и прочих организациях.
Подавляющее количество электроэнергии на территории Российской Федерации вырабатывается на электростанциях, объединенных в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России — 1053,9 млрд. кВт∙ч (рост на 0,5 % к уровню 2016 года) или 96,3 % в общем объеме производства электроэнергии в стране, указанном в начале публикации.
По данным Росстата, основной объем производства электроэнергии в России приходится на тепловые электростанции — 64,2 %, гидроэлектростанции занимают в выработке 17,1 %, атомные — 18,6 % и всего лишь 0,1 % — геотермальные, солнечные и ветровые. При этом подавляющая часть электроэнергии (почти 94 %) вырабатывается электростанциями общего пользования и лишь примерно 6 % — электростанциями при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, транспортных, строительных и прочих организациях.
В зависимости от территориальных особенностей (наличия топливных и гидроресурсов, экономической специализации и проч.) в федеральных округах исторически сформировалась различная структура производства электроэнергии по типам электростанций. В Европейской части России и на Урале преобладает выработка электроэнергии на тепловых электростанциях, существенна доля атомных электростанций, особенно на территории ЦФО, СЗФО и ЮФО. На территории Сибири производство электроэнергии распределяется практически поровну между ТЭС и ГЭС — 54 % и 46 % соответственно, велика доля ГЭС и на Дальнем Востоке (33 %) (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Структура производства электроэнергии по типам электростанций в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году, % от выработки на территории ФО
Рис. 4. Структура производства электроэнергии по типам электростанций в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году, млн кВт∙ч
Среди федеральных округов по объемам производства электроэнергии лидирует наиболее экономически развитый и населенный Центральный федеральный округ, на него приходится около 21 % производства электроэнергии в стране (почти 229 млрд. кВт∙ч), второе и третье место занимают Сибирский и Уральский округа (соответственно 19,4 и 17,8 %) — см. табл. 1. Стоит отметить, что из всех территорий Российской Федерации, существенная зависимость от «импорта» электроэнергии наблюдается только в Крыму (входит в Южный ФО с 2016 года), где объем производства (2,2 млрд. кВт∙ч в 2017 году) был в 3,2 раз меньше объемов электропотребления (7,2 млрд. кВт∙ч). Причем дефицит нарастал.
Табл. 1. Производство электроэнергии по федеральным округам в 2016 и 2017 гг.
Федеральный округ | Производство в 2016 г., млн. кВт∙ч | Производство в 2017 г., млн. кВт∙ч | Доля в общем производстве в РФ,% | |
Центральный | 225 845 | 20,7 | 228 982 | 20,9 |
Северо-Западный | 121 618 | 11,1 | 120 801 | 11 |
Южный | 72 550 | 6,6 | 74 148 | 6,8 |
Северо-Кавказский | 27 285 | 2,5 | 26 828 | 2,5 |
Приволжский | 178 759 | 16,4 | 183 776 | 16,8 |
Уральский | 194 673 | 17,8 | 194 741 | 17,8 |
Сибирский | 217 414 | 19,9 | 212 400 | 19,4 |
Дальневосточный | 52 990 | 4,9 | 52 611 | 4,8 |
Российская Федерация | 1 091 133 | 100 | 1 094 288 | 100 |
Источник данных: Росстат
В целом по России увеличение объемов выработки электроэнергии в 2017 г. в основном обусловлено ростом объемов производства на атомных станциях на 3,3 % к уровню 2016 г., а также на ГЭС — на 0,3 %. Тепловые электростанции продемонстрировали падение производства примерно на 0,2 %, хотя внутри этой группировки станции, работающие изолированно от энергосистемы, и блок-станции показали весьма ощутимый прирост — на 5,4 и 5,3 % соответственно.
Экспорт-импорт электроэнергии. Особенностью РФ является относительно небольшие объемы внешних перетоков: в 2017 году по данным Росстата экспорт достиг 11,6 млрд кВт∙ч, импорт — почти 6,4 млрд. кВт∙ч, то есть их сальдо составило (-5,2) млрд кВт∙ч, или менее 0,5 % от производства электроэнергии в стране.
При этом отметим, что сведения Системного оператора ЕЭС России (АО «СО ЕЭС») традиционно отличаются от сведений Росстата. По его данным экспорт составил почти 20, а импорт — 5,9 млрд. кВт∙ч. Таким образом сальдо перетоков электроэнергии между РФ и другими странами — (-14,0) млрд кВт∙ч, т.е. было примерно в 3 выше сведений, приводимых в электробалансе Росстата (см. табл. 2 и 3). Эта проблема несоответствия официальных данных разных организаций по производству, потреблению и экспорту-импорту электроэнергии освещалась автором подробно в соответствующей публикации прошлого года.
Табл. 2. Объемы экспорта электроэнергии в 2016 и 2017 годах, млн кВт∙ч (округленно)
Страна | 2016 | 2017 | Изменение 2017 г. к 2016 г. | |
млн кВт∙ч | % | |||
Норвегия (приграничная торговля) | 59 | 104 | 44 | 75 |
Финляндия | 5881 | 5819 | -61 | -1 |
Латвия | 1088 | 917 | -171 | -16 |
Литва | 2248 | 2680 | 432 | 19 |
Белоруссия | 3030 | 2302 | -728 | -24 |
Украина | 4110 | 3946 | -164 | -4 |
Грузия | 125 | 29 | -97 | -77 |
Ю. Осетия | 152 | 152 | 1 | 1 |
Абхазия | 139 | 219 | 80 | 57 |
Казахстан | 693 | 95 | -598 | -86 |
Монголия | 265 | 347 | 82 | 31 |
Китай | 3320 | 3319 | -1 | 0 |
Всего | 21110 | 19930 | -1181 | -5,6 |
Источник данных: АО «СО ЕЭС»
Табл. 3. Объемы импорта электроэнергии в 2016 и 2017 годах, млн кВт∙ч (округленно)
Страна | 2016 | 2017 | Изменение 2017 г. к 2016 г. | |
млн кВт∙ч | % | |||
Эстония | 1473 | 1292 | -181 | -12 |
Украина | 0 | 0 | 0 | |
Азербайджан | 61 | 54 | -7 | -11 |
Казахстан | 2274 | 4549 | 2275 | 100 |
Всего | 3807 | 5894 | 2087 | 54,8 |
Источник данных: АО «СО ЕЭС»
Как можно видеть в таблицах 2 и 3, в 2017 г. произошло некоторое уменьшение объемов экспорта (примерно на 1,2 млрд. кВт∙ч, или 5,6%) и резкое увеличение (более чем в 1,5 раза) импорта, в последнем случае из-за увеличения закупок из Казахстана на территорию Урала и Сибири.
Структура экспорта электроэнергии по странам представлена графически ниже (рис. 5).
Рис. 5. Структура экспорта электроэнергии в 2017 году
Видно, что крупнейшими импортерами российской электроэнергии в 2017 году были Финляндия (более 29 %), Украина (19,8 %, хотя и снизила закупки почти на 30 % по сравнению с 2015 г., когда она занимала первое место среди импортёров российской электроэнергии), Китай (16,7 %) и Литва (13,4 %). Финляндия, Украина и Китай продемонстрировали относительную устойчивость в объемах закупок, Литва — растущий спрос. В целом на четыре указанные страны в 2017 г. пришлось 79 % экспортных поставок электроэнергии из России.
Потребление электрической энергии в Российской Федерации, включая территорию Крыма, в 2017 г. достигло 1089,1 млрд. кВт∙ч, что на 11,2 млрд. кВт∙ч, или 1,03 % выше уровня 2016 года. Указанный объем включает расход электроэнергии на собственные производственные нужды электростанций и потери электроэнергии в электрических сетях.
Отметим, что в сопоставимом виде, т.е. без учета Крыма, уровень потребления электроэнергии в России в 2017 г. (1081,9 млрд кВт∙ч) впервые в постсоветское время превысил максимальный уровень потребления электроэнергии, достигнутый в 1990 году на территории РСФСР (1073,8 млрд. кВт∙ч).
Указанный выше темп прироста потребления электроэнергии на территории страны — весьма скромен, что закономерно, учитывая переживаемые страной экономические проблемы. Отметим, что сопоставление структуры и динамики потребления электроэнергии в 2017 и 2016 гг. представляется затруднительным, т.к. отечественная статистика вновь перешла на новую версию общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): вместо ОКВЭД1 с 2017 г. введен ОКВЭД2. Из-за этого статистические ряды оказались «сломанными».
Структура потребления электрической энергии по видам экономической деятельности (ВЭД) России в 2016 и 2017 гг. приведена по данным электробаланса Росстата в табл. 4 и на рис. 6.
Табл. 4. Структура потребления электроэнергии в РФ в 2016-2017 годах
Сектор | 2016 | % | 2017 | % | Изменение 2016/2015, % |
Российская Федерация, всего | 1 078 411 | 100 | 1 089 105 | 100 | 1 |
в том числе | |||||
Производственные нужды с/х-ва | 13 403 | 1,2 | 14 870 | 1,4 | 10,9 |
Добыча полезных ископаемых | 138 999 | 12,9 | 134 905 | 12,4 | |
Обрабатывающие производства | 309 660 | 28,7 | 317 575 | 29,2 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (сектор Е ОКВЭД1) | 117 129 | 10,9 | |||
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (сектор D ОКВЭД2) | 110 255 | 10,1 | |||
из них собственные нужды электростанций | 70 200 | 6,5 | 70 588 | 6,5 | 0,6 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (сектор E ОКВЭД2) | 17 483 | 1,6 | |||
Строительство | 12 628 | 1,2 | 12 711 | 1,2 | 0,7 |
Транспорт и связь | 88 596 | 8,2 | |||
в том числе Связь | 6 026 | ||||
Транспортировка и хранение | 86 662 | 8 | |||
Деятельность в области информации и связи | 6 186 | 0,6 | |||
Прочие ВЭД, включая сферу услуг | 136 802 | 12,7 | 127 528 | 11,7 | |
Бытовой сектор (население) | 153 949 | 14,3 | 155 669 | 14,3 | 1,1 |
Потери в электросетях | 107 246 | 9,9 | 105 261 | 9,7 | -1,9 |
Источник данных: Росстат
Источник данных: Росстат
Рис. 6. Структура потребления электроэнергии РФ в 2017 году
В этой структуре традиционно преобладает «промышленное» электропотребление — 53,3 %, в том числе 41,6 проц. пункт (п.п.) приходится на обрабатывающие (раздел С ОКВЭД2) и добывающие производства (раздел В ОКВЭД2), 10,9 п.п. — на разделы D и Е ОКВЭД2 (соответственно «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», включающий собственные нужды электростанций, и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»).
Основное место в структуре электропотребления обрабатывающих производств занимают «связанные» ВЭД: а) «Производство металлургическое» и «Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» и б) «Производство химических веществ и химических продуктов», «Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» и «Производство резиновых и пластмассовых изделий». Вместе на эти ВЭД приходится более 60 % расхода электроэнергии в обрабатывающих производствах в целом.
Второй по значимости сектор — бытовое потребление, которое неуклонно растет все постперестроечные годы, его доля — 14,3 %. По удельному расходу электроэнергии на душу населения в быту — 1060 кВт∙ч — страна еще существенно отстает от развитых зарубежных стран с расходами от 2-3 до 5-6 тыс. кВт∙ч. Такое отставание объясняется целым рядом объективных и субъективных причин. Среди них разные климатические условия, уровень жизни населения (жилищная обеспеченность, структура потребительского бюджета), особенности энергетики и другие факторы. Так, например, разница между Россией и США, Канадой, странами Северной Европы, Францией в душевых объемах электропотребления в большой мере объясняется расходом электроэнергии в низкотемпературных процессах (на нужды кондиционирования, отопления и горячего водоснабжения/ГВС). В США на нужды кондиционирования, отопления и ГВС приходится примерно 1,9-2 тыс. кВт.ч/чел., что составляет почто 40 % всего душевого расхода электроэнергии в быту, тогда как в России — в 10 раз меньше, т. к. в РФ преобладает централизованное теплоснабжение от электростанций и котельных. Например, в 2010 году в более чем 37 % американских жилищ, включая сезонные, электричество использовалось в качестве основного источника тепла для отопления, почти в 44 % — для горячего водоснабжения, 60 % жилищ было оснащено электроплитами (в РФ в 2017 году — около 22 %).
Следует отметить очень высокие темпы прироста потребления электроэнергии в 2017 году в сельском хозяйстве на волне импортозамещения — 10,9 %, в 2016 г. прирост был тоже высок и составил 6,6 %.
Территориальная структура электропотребления не равномерна: 76,5 % от общего объема потребления приходится на четыре федеральных округа Российской Федерации — Центральный, Сибирский, Приволжский и Уральский. Оставшаяся часть — 33,5 % объема электропотребления распределяются между Северо-Западным, Южным, Дальневосточным и Северо-Кавказским федеральными округами (рис. 7 и табл. 5).
Рис. 7. Структура электропотребления по федеральным округам Российской Федерации в 2016 году
Табл. 5. Структура потребления электроэнергии по федеральным округам в 2016-2017 годах
Федеральный округ | Потребление в 2016 г., | Доля в потреб-лении,% | Потребление в 2017 г., | Доля в потреб-лении,% | Прирост потребления 2017/2016 гг., млн. кВт∙ч |
млн. кВт∙ч | млн. кВт∙ч | ||||
Центральный | 219 610 | 20,4 | 225 090 | 20,7 | 5 481 |
Северо-Западный | 111 840 | 10,4 | 113 889 | 10,5 | 2 049 |
Южный | 69 411 | 6,4 | 68 741 | 6,3 | -670 |
Северо-Кавказский | 24 704 | 2,3 | 24 674 | 2,3 | -31 |
Приволжский | 197 471 | 18,3 | 201 021 | 18,5 | 3 550 |
Уральский | 184 524 | 17,1 | 185 453 | 17 | 929 |
Сибирский | 221 762 | 20,6 | 221 549 | 20,3 | -213 |
Дальневос-точный | 49 091 | 4,6 | 48 689 | 4,5 | -402 |
Российская Федерация | 1 078 411 | 100 | 1 089 105 | 100 | 10 693 |
Источник данных: Росстат
Такая неравномерность определяется концентрацией в первых четырех округах (из указанных выше) основной экономической активности, в том числе расположением электроемких производств, как это имеет место в случае Сибирского и Уральского ФО, и населения и соответственно занятых в экономике (здесь проживает около 68 % населения страны и 69 % численности занятых).
По данным Росстата, территории федеральных округов демонстрировали как рост, так и снижение потребления электроэнергии в 2017 году. Основной прирост потребления электроэнергии в 2017 году пришелся на Центральный и Приволжский ФО (более 10 млрд кВт∙ч), наибольшие объемы снижения были на территории Южного ФО — 670 млн кВт∙ч (таблица 5).
Обычно основной прирост в условиях поступательного движения экономики обеспечивают наиболее экономически активные субъекты Российской Федерации с диверсифицированной развивающейся экономикой и активным непроизводственным строительством, такие как Москва и Московская область, Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, и регионы с концентрацией тяжелой, энергоемкой промышленности, такие как Иркутская область (металлургическое и целлюлозно-бумажное производство, химия, добыча полезных ископаемых), Кемеровская и Ярославская область (добывающие производства и металлургия; нефтехимия соответственно), регионы добычи нефти и газа. Хотя электропотребление регионов тяжелой промышленности во многом зависит от конъюнктуры товарных рынков (спроса на производимую ими энергоемкую продукцию).
В 2017 г. по данным Росстата среди регионов лидерами прироста потребления по темпам были десять регионов: Ненецкий автономный округ (20,1 %), Калужская и Московская области (соответственно 13,5 и 7,3 %), Республика Бурятия (11,3 %), Республика Марий-Эл (6,8 %), Псковская область (5,7 %), г. Санкт-Петербург (5,4 %) — табл. 6.
Табл. 6. Список регионов РФ, сгруппированных по относительному изменению электропотребления (2017 г. к 2016 г.)
Регион | Темп изменения, % | Изменение потребления, млн кВт?ч | |
Ненецкий автономный округ | 20,10% | 382 | Регионы-лидеры по темпам прироста |
Калужская область | 13,50% | 970 | |
Республика Бурятия | 11,30% | 637 | |
Московская область | 7,30% | 3 200 | |
Республика Марий-Эл | 6,80% | 177 | |
Псковская область | 5,70% | 116 | |
г.Санкт-Петербург | 5,40% | 1 445 | |
Тверская область | 4,80% | 412 | |
Свердловская область | 4,60% | 2 121 | |
Мурманская область | 3,60% | 446 | Регионы высоких темпов прироста |
Амурская область | 3,60% | 285 | |
Ярославская область | 3,30% | 284 | |
Республика Мордовия | 3,30% | 110 | |
Республика Крым | 3,20% | 183 | |
Республика Калмыкия | 3,00% | 15 | |
г.Севастополь | 2,90% | 39 | |
Республика Башкортостан | 2,90% | 787 | |
Магаданская область | 2,90% | 62 | |
Республика Алтай | 2,70% | 15 | |
Республика Ингушетия | 2,60% | 19 | |
Ульяновская область | 2,40% | 136 | |
Самарская область | 2,40% | 589 | |
г.Москва | 2,10% | 1 147 | |
Республика Татарстан | 2,00% | 588 | |
Чукотский автономный округ | 2,00% | 14 | |
Пермский край | 2,00% | 522 | |
Пензенская область | 1,90% | 89 | Регионы с темпом прироста выше или близок к среднему по стране |
Чеченская республика | 1,80% | 47 | |
Кемеровская область | 1,70% | 601 | |
Камчатский край | 1,70% | 30 | |
Ставропольский край | 1,60% | 166 | |
Республика Хакасия | 1,50% | 255 | |
Курганская область | 1,40% | 62 | |
Орловская область | 1,40% | 37 | |
Липецкая область | 1,20% | 152 | |
Смоленская область | 1,20% | 75 | |
Чувашская Республика | 1,20% | 60 | |
Удмуртская Республика | 1,20% | 111 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 1,00% | 16 | |
Республика Дагестан | 0,90% | 58 | Регионы с незначитель-ным приростом |
Тамбовская область | 0,80% | 27 | |
Нижегородская область | 0,70% | 165 | |
Забайкальский край | 0,70% | 55 | |
Саратовская область | 0,70% | 94 | |
Оренбургская область | 0,60% | 102 | |
Иркутская область | 0,50% | 291 | |
Хабаровский край | 0,50% | 45 | |
Республика Тыва | 0,50% | 4 | |
Воронежская область | 0,50% | 57 | |
Брянская область | 0,50% | 18 | |
Ивановская область | 0,40% | 13 | |
Кировская область | 0,30% | 22 | |
Рязанская область | 0,30% | 18 | |
Ростовская область | 0,20% | 45 | |
Ленинградская область | 0,20% | 40 | |
Новосибирская область | 0,10% | 12 | |
Приморский край | 0,00% | 4 | |
Костромская область | -0,10% | -2 | Регионы с падением электро-потребления |
Тульская область | -0,10% | -7 | |
Республика Коми | -0,10% | -9 | |
Алтайский край | -0,40% | -38 | |
Владимирская область | -0,40% | -28 | |
Омская область | -0,50% | -56 | |
Республика Карелия | -0,50% | -42 | |
Вологодская область | -0,60% | -88 | |
Челябинская область | -0,70% | -243 | |
Калининградская область | -0,70% | -32 | |
Карачаево-Черкесская Республика | -0,80% | -11 | |
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) | -0,90% | -99 | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | -1,00% | -125 | |
Ханты-Мансийский автономный округ | -1,00% | -787 | |
Новгородская область | -1,20% | -52 | |
Республика Адыгея | -1,20% | -17 | |
Краснодарский край | -1,30% | -307 | |
Архангельская область (без НАО) | -2,00% | -156 | |
Курская область | -2,20% | -211 | |
Красноярский край | -2,60% | -1 419 | |
Астраханская область | -2,80% | -125 | |
Волгоградская область | -3,70% | -503 | |
Белгородская область | -4,50% | -682 | |
Сахалинская область | -4,50% | -207 | |
Еврейская автономная область | -5,30% | -70 | |
Томская область | -6,30% | -570 | |
Республика САХА (Якутия) | -6,50% | -564 | |
Республика Северная Осетия | -18,20% | -325 |
Источник данных: Росстат
Однако к динамике электропотребления, приводимой в электробалансе Росстата по ФО и отдельным субъектам Федерации (т.е. к данным табл. 6), следует относиться с осторожностью.
Например, резкое увеличение объема потребления на территории Московского региона, в первую очередь Московской области (на 7,3 %) (табл. 6), вряд ли является верным: таких скачков в подобных «массивных» энергосистемах с относительно малоэнергоемкими потребителями в реальности не бывает. Настораживает разнонаправленное изменение в потреблении электроэнергии в Белгородской области: по данным электробаланса Росстата по итогам года —падение на 682 млн кВт.ч, а по данным Системного оператора — рост на 430 млн кВт.ч. В свою очередь, анализ показывает, что электробалансом в 2017 году (и, кстати, в 2016 г.) «потеряно» как минимум 200-300 млн кВт∙ч потребления в обрабатывающих производствах Северной Осетии. И примеры можно продолжать.
В связи с этим необходимо проводить проверку погодовых изменений в электропотреблении регионов:
. на предмет их соответствия динамике электропотребления, которые указывает в своих отчетах Системный оператор ЕЭС (с поправкой на то, что его данные приводятся для централизованной зоны и проч.),
. на адекватность динамике общеэкономических показателей в регионах, в том числе по основным сегментам экономики и электропотребления, например, указанным в табл. 4 (Ведь электропотребление по образному выражению Л.И.Татевосовой — это зеркало экономики!),
. на предмет их соответствия динамике объемов выпуска продукции/расхода электроэнергии крупнейшими потребителями в регионах.
Различия в электроёмкости ВРП, производимого на территории федеральных округов, демонстрирует таблица 7.
Табл. 7. Электроемкость экономики на территории федеральных округов и в целом по стране в 2016 г.
Федеральный округ | Электроемкость ВРП в 2016, кВт∙ч/1000 руб. | Электроемкость ВРП в 2016, кВт∙ч/1000 руб. (без бытового потребления)* | По отношению к средней по РФ, % | |
Центральный | 9,1 | 58 | 7,4 | 56 |
Северо-Западный | 14,3 | 92 | 12,4 | 93 |
Южный | 14,2 | 91 | 10,9 | 82 |
Северо-Кавказский | 13,7 | 88 | 9,6 | 72 |
Приволжский | 19 | 122 | 16,4 | 123 |
Уральский | 19,7 | 127 | 18,2 | 136 |
Сибирский | 31,1 | 200 | 27,7 | 207 |
Дальневосточный | 13,1 | 84 | 10,7 | 80 |
Российская Федерация | 15,6 | 100 | 13,3 | 100 |
Источник данных: Росстат
* — строго говоря, бытовой сектор не участвует в формировании ВРП, поэтому приводится значение электроемкости и без учета бытового электропотребления.
Наивысшую электроемкость закономерно имеет ВРП Сибирского ФО с его специализацией на производствах тяжелой промышленности (металлургия, прежде всего производство алюминия, добыча полезных ископаемых, нефтепереработка, химия, целлюлозно-бумажная промышленность), а также Уральский ФО со схожей специализацией.
Уровень электроемкости экономики федеральных округов зависит в большой мере от формальной регистрации на его территории крупных компаний. Яркий пример тому — Москва, концентрирующая на протяжении последних двух десятилетий до четверти ВРП страны, как суммы ВРП входящих в РФ регионов. До 18-20 % ВРП Москвы формируется только за счет «виртуальной» торговли энергоресурсами компаниями, зарегистрированными на территории столицы, за которыми реально практически не стоит никакого электропотребления или реального производства. В свою очередь, на долю Московского НПЗ приходится 4 % общероссийского объема переработки нефти, но в объеме общероссийской добавленной стоимости по ВЭД «Производство кокса и нефтепродуктов» доля Москвы составляет 55 %. Именно нахождение такого субъекта Федерации, как города Москва, на территории Центрального федерального округа резко снижает электроемкость его ВРП по сравнению с другими федеральными округами.
Электровооруженность труда, рассчитанная с использованием среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по полному кругу предприятий и организаций всех секторов экономики за 2017 год, представлена в табл. 8. В этой же таблице приведена электровооруженность труда в промышленном производстве (секторы В, С, D, Е ОКВЭД2) по крупным и средним предприятиям в расчете на 1 чел. промышленно-производственного персонала.
Табл. 8. Электровооруженность труда по федеральным округам и в целом по РФ в 2017 году
Федеральный округ | кВт∙ч/работника* (в среднем по всем секторам экономики) | % от средней по стране | кВт∙ч/1 чел. промышленно-производственного персонала | % от средней по стране |
Центральный | 13 940 | 68 | 45 492 | 62 |
Северо-Западный | 19 886 | 96 | 74 835 | 102 |
Южный | 13 269 | 64 | 40 048 | 55 |
Северо-Кавказский | 11 390 | 55 | 40 172 | 55 |
Приволжский | 18 421 | 89 | 53 517 | 73 |
Уральский | 38 687 | 188 | 118 647 | 162 |
Сибирский | 34 201 | 166 | 139 412 | 191 |
Дальневосточный | 18 711 | 91 | 53 987 | 74 |
Российская Федерация | 20 626 | 100 | 73 067 | 100 |
Источник данных: Росстат
* в расчете на среднесписочную численность работников по полному кругу организаций.
Можно видеть, что, как и в случае c электроёмкостью ВРП, электровооруженность труда во всей региональной экономике ожидаемо максимальна на территории Урала и Сибири. При рассмотрении электровооруженности промышленно-производственного персонала сюда добавляется и Северо-Западный ФО также с большой долей отраслей тяжелой промышленности.
Заметим, что, несмотря на электроемкие отрасли специализации и тем самым «утяжеленную» экономику РФ, по уровню электровооруженности труда в промышленности (около 39 тыс. кВт∙ч/занятого) мы отстаем от стран со схожей структурой промышленности в 2-3 раза (см. табл. 9).
Табл. 9 — Электровооруженность труда в промышленности России, США, Австрии и Финляндии в 2010 году
Показатели | РФ | США | Финляндия | Австрия |
Объем потребления электроэнергии в отраслях промышленности (секторы С+D+E ОКВЭД1), млрд кВт∙ч | 554,4 | 1220,9 | 44,9 | 34,9 |
Доля промышленного электропотребления (секторы С+D+E) в полномэлектропотреблении страны, % | 54 | 28 | 49 | 48 |
Доля электропотребления отраслей тяжелой промышленности* в общем потреблении обрабатывающей промышленности (секторе D), % | 80-82 | 69 | 83 | 64 |
Электровооруженность труда в промышленности (секторы С+D+E), тыс. кВт∙ч /занятого | 38,8 | 55,3 | 101-102 | 46-47 |
Электровооруженность труда в секторе D, тыс. кВт∙ч /занятого | 29,3 | (64-67)/45,9** | 98,3 | 37,5 |
* Учтены следующие виды экономической деятельности: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; химическое производство; производство кокса, нефтепродуктов; целлюлозно-бумажное производство; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий.
** Числитель — 2010 г., знаменатель — 2002 г., показатель за 2010 г. приведен в интервале, так как имеются особенности учета, из-за которых численность занятых в этом году по секторам отличается от аналогичного показателя в 2002 г. и по другим странам.
Еще большее отставание по электровооруженности труда наблюдается в обрабатывающих производствах (29 против 38-98 тыс. кВт∙ч).
1.Эти электростанции по цензу Росстата включают крупные станции общего пользования, станции при промышленных и прочих предприятиях и организациях разных видов экономической деятельности, включая мелкие стационарные и передвижные электростанции установленной мощностью, первые, от 2 кВт и, вторые, от 5 кВт.
2.Прирост существенно замедлился, учитывая то, что в 2016 г. он составил 2,1 %.
3.На столько экспорт превысил импорт.
4.Прогнозирование электропотребления и достоверность экономической и энергетической статистики// Опубликовано на портале «ПРАЙМ. Наука» 23.08.2017..html.
5.Среднегодовые темпы прироста на протяжении последних 15 лет составляли 1,5 %, правда, в последнее, кризисное, десятилетие они были еще ниже - 0,83 %.
6.О «чехарде» с классификаторами и пересчетами Росстата показателей на коротких рядах уже писалось ранее в публикации автора.html.
7.Анализ структуры электропотребления и ее динамики возможен только по данным Росстата, т.к. АО «СО ЕЭС» не приводит структуру потребления электроэнергии, опирающуюся на официальные общеэкономические классификаторы. Затемненные ячейки в таблице означают несопоставимость показателей в 2016 и 2017 гг.
8.Это тема для специальных исследований.
9.Данные по ВРП регионов за 2017 г. будут опубликованы Росстатом только в первом квартале 2019 г.
10.Использование этого показателя более обоснованно, чем показателя численности занятых в экономике, т.к. последние попадают в статистику труда даже при краткосрочной работе (занятости).
11.Из-за необходимости обеспечения сопоставимости показателей в разных странах расчет велся по занятым в секторах промышленного производства по данным Международной организации труда.
Крымские нормы энергопотребления применят ко всей России
Правительство готово ввести жесткую норму энергопотребления населением, сверх которой придется платить за электричество по повышенному тарифу. Речь идет о 300 кВт/ч в месяц на «точку потребления», то есть семью в одной квартире. В кабмине уверяют: большинство домохозяйств уложится в норму. Но неприятный сюрприз ждет сельских жителей и владельцев дачных участков, дома которых не газифицированы. Сейчас они платят за свет по льготной ставке, так как потребляют больше электроэнергии. Такие поблажки им отменят. Правительство уже пыталось ввести социальные нормы энергопотребления в 2013 году, утверждая, что существующие тарифы «экономически не обоснованы». Тогда это не удалось. Сейчас попытка может оказаться успешной. Между тем в России - богатейшей стране по запасам энергоресурсов - электричество остается одной из самых дорогих коммунальных услуг, которая станет еще дороже.
Схему ограничения потребления электроэнергии одобрил «профильный» вице-премьер Дмитрий Козак на совещании Минэнерго и Минэкономики. Ведомства вместе с Федеральной антимонопольной службой должны разработать документы с новой нормой к 15 января 2019 года. Это символично: правило об ограничении энергопотребления собираются принять в канун крещенских морозов, когда электроприборы работают на полную катушку.
Пять лет назад власти пытались ограничить энергопотребление и даже запустили эксперимент в ряде регионов. Тогда, также зимой, были введены нормы в 50–190 кВт/ч, но не на квартиру, а на человека, исходя из числа прописанных на жилплощади. Однако этот проект раскритиковал президент Владимир Путин, предупредивший о слишком большом росте тарифов. Глава государства справедливо заметил, что в некоторых холодных областях плата за электричество вырастет вдвое. «С ума сошли, что ли», - заявил Путин в феврале 2013 года.
В 2018 году теплее не стало, люди не разбогатели, но правительство вернулось к своей идее, пусть и в более мягком варианте. Известно, что предполагается ввести три категории энергопотребления: уложившиеся в 300 кВт/час будут платить по базовому тарифу; те, кто израсходовал до 500 кВт/час, оплатят по повышенному «счетчику»; в отношении тех, кто расходует электричество сверх этой планки, примерится «экономически обоснованный» тариф.
По расчетам ФАС, в среднем на одного человека в России приходится 89 кВт/ч электроэнергии в месяц при семье в 2,5 человека. Следовательно, на «точку потребления» выходит около 225 кВт/ч - меньше планируемой соцнормы. Только на самом деле в квартире может проживать пять, шесть и более человек. Размеры базового, повышенного и «экономически обоснованного» тарифов не уточняются, но в варианте нормы пятилетней давности разница между первым и вторым была 70 копеек за кВт/ч.
В России есть один регион, где действует схема тарификации по нормам потребления, - Крым. Опыт введения соцнормы на полуострове власти считают успешным, о чем заявил замглавы ФАС Виталий Королев. Теперь с регионом, «славившимся» дефицитом электричества и перебоями с поставками, хотят сравнять всю страну. Такой подход, по мнению зампредседателя комиссии Общественной палаты по ЖКХ Светланы Разворотневой, неприменим для России в целом. «Непонятно, зачем тем, у кого электроэнергии в избытке, применять норму «проблемного» Крыма», - недоумевает собеседница «МК».
Она сомневается, что введение соцнорм на энергопотребление приведет к энергосбережению и позволит сократить перекрестное субсидирование. «Энергетики всегда сетовали, что тарифы, которые устанавливает государство, экономически не обоснованы и не дают им развиваться. Их не устраивало перекрестное субсидирование, когда дешевые тарифы для населения компенсируются высокими тарифами для промышленности. При этом потребляют энергию люди и предприятия в соотношении 20% на 80%, поэтому непонятно, как население после введения соцнорм выровняет потери промышленности. Повышать эффективность электроэнергетики можно и другими способами, а не попыткой обложить дополнительными платежами население», - полагает Разворотнева.
Многие владельцы недвижимости слышали о таком понятии, как норма на электроэнергию для населения, но мало кто знает, что это означает на практике. Регулирование данного вопроса осуществляется на законодательном уровне.
В обзоре мы подробно расскажем обо всех нюансах расчёта норматива энергопотребления, а также расскажем, по каким показателям ведётся учёт.
Расчёт потребляемого электричества населением регулируется на законодательном уровне несколькими Федеральными законами и Постановлением Правительства РФ. От установленных нормативов во многом зависит конечная сумма в квитанциях за электроэнергию. Рассмотрим главные аспекты каждого закона более детально, чтобы иметь полное представление о данном вопросе.
Правительственное постановление № 614
В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений. Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества. При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.
Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.
Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.
В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.
Таким образом, если в помещении есть техвозможность установления электросчётчика, но владелец по каким-либо причинам не делает этого, то оплачивать он будет по нормативу и повышающему его коэффициенту. Но если техвозможности нет и это доказано документами установленной формы, то оплата будет проводиться по фиксированным ставкам без повышения. Поэтому если у Вас не установлен прибор учёта, то при коммунальных начислениях нужно обращаться к статье 33 ПП №614 .
Важно! В законе написано “понижающий коэффициент”. Этот термин относится к льготе. Он повышает установленный тариф.
А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:
- в первые полгода – 0,9%;
- в каждом последующем периоде, равном 6 месяцам – 0,1.
В данном законе в статье 38 указано, что норматив может быть пересмотрен в отношении некоторых категорий граждан в сторону уменьшения, но для этого нужно подать заявление в энергоснабжающую компанию.
Перерасчёт производится в течение 10 рабочих дней. При этом берётся период начала возникновения прав на льготу, но не более чем за 1 год.
При появлении основания на получение льготы гражданин должен самостоятельно уведомить об этом исполнителя, то есть энергоснабжающую организацию.
Необходимо учитывать, что при составлении подсчётов расхода электроэнергии для объектов, где не установлен электросчётчик, но техническая возможность установки имеется, дополнительно применяется повышающий коэффициент в размере 1,5.