Последняя версия операционной системы apple. Какую операционную систему выбрать: Windows или Mac OS X? Какими преимуществами обладает Mac OS X по сравнению с Windows

Пользователи современных компьютеров с операционной системой Windows часто сталкиваются с проблемой и даже боязнью выхода в интернет без установленной антивирусной защиты. У многих возникают вопросы, связанные с установкой или удалением программ.

Для системы Macintosh такие операции проводятся одним щелчком мыши. Также данная система не восприимчива к распространенным под Microsoft Windows вредоносным программам и ей не нужен антивирус, поэтому можно не беспокоиться за безопасность серфинга по просторам мировой сети. Несмотря на эти и многие другие достоинства, включая более дружелюбный для “юзера” интерфейс, ОС Macintosh имеет и недостатки. В данной статье мы постараемся разобраться во всех плюсах и минусах MAC OS.

Как расшифровать полное название Mac OS X?

Каждая часть названия – это сокращенные слова на английском языке и число:

  • “Mac” означает название компании Macintosh.
  • “OS” – operating system, то есть операционная система.
  • “Х” – римское число десять, означает номер версии ОС.

В итоге получается, что полное название “Mac OS X” – это десятая версия операционной системы для компьютеров Apple Macintosh. Существует мнение, что название бренда компании произошло от любимого сорта яблок, ведущего в то время инженера компании Apple, Джефа Раскина. Также иногда можно услышать догадки, что символ “Х”, как бы намекает, что данная ОС базируется на Unix. Кроме обычной Mac OS X в это семейство входят, еще серверная версия и специально разработанные операционные системы для устройств Apple TV (Apple TV OS), iPhone, iPad и iPod (Apple iOS).

История появления Mac OS

Операционная система Mac OS появилась вместе с созданием компьютеров Macintosh, которые корпорация?pple выпустила в далеком 1984 году. Но если быть точным, тогда данная ОС называлась Macintosh System Software. Интересно, что лидирующие сейчас IBM PC, тогда отставали почти по всем параметрам удобства пользования.

Например,Mac OS уже имела графический интерфейс и использовала мышку в дополнение до стандартной клавиатуре. Для компьютеров от Apple было характерным отображение текста на экране в точно таком же виде, как при печати на бумаге. Также пользователям ОС Mac уже не нужно было вводить команды с клавиатуры, теперь это можно было сделать простим нажатием с помощью мыши на элемент графического интерфейса. Ну и самым важным достижением операционной системы Macintosh была многозадачность. Реализация таких возможностей на компьютерах IBM появились только в Windows 3.0, которая вышла только через 6 лет в 1990 году.

Преимущества Mac OS X по сравниваю с Windows

1. Простое использование. Если научиться работать с одной программой на Mac, то на освоение любой другой уйдет намного меньше времени, нежели для программ системы Windows. Причиной этого есть сильное сходство всех программ под Mac OS. Также для них присущая простота работы, не нужно устанавливать каждый софт отдельно и разбираться в нем. Например, на всех компьютерах Macintosh стоит пакет iLife, который позволяет легко управлять всеми музыкальными, видео- и фото файлами, обрабатывать их и записывать на диск.

2. Стабильность работы. Программные сбои происходят намного реже так, как весь софт разрабатывается специально для компьютеров фирмы Apple, одной и очень большой командой профессиональных разработчиков.

3. Отсутствие проблемы поиска драйверов под новые устройства. При установке операционной системы Mac с DVD диска происходит автоматическая установка драйверов. Их количество намного больше, чем на Windows XP и приблизительно равно объему Windows 7. Если устройство было подключено в процессе работы, всегда можно воспользоваться DVD-диском, на котором почти гарантировано есть нужный драйвер.

4. Намного меньше шпионских и хакерских программ. Даже не смотря на небольшое количество вредоносных программ и отсутствие целых их классов (например, до сих пор неизвестны вирусы заражающие электронную почту или веб-сайты), они не смогут повредить систему без ручного пуска пользователем через двойной щелчок мыши.

5. Простота использования роли администратора. Для внесения изменений в настройки системы нужно просто ввести пароль. Для Windows такой процесс требует нескольких этапов.

6. Очень простая установка всей системы и обычных программ. Для установки Mac OS X нужно лишь несколько раз нажать на кнопку мыши. Полная совместимость с «железом» фирмы Apple позволяет не сомневаться в успешном завершении и работоспособности установленной операционной системы.

Большинство программ можно просто копировать с других компьютеров Macintosh при этом сохраняя стабильность и надежность работы. Сложные и трудоемкие процессы инсталляции и деинсталляции встречаются редко. Дважды щелкнуть по файлу образа, указать папку – это вся установка. Потребность в установочном дистрибутиве, как у Windows, встречается очень редко. Для удаления необходимо всего лишь перетащить значок программы в Корзину.

Недостатки Mac OS X по сравниваю с Windows

1. Узкий ассортимент компьютеров. Операционная система Macintosh предназначена только для компьютеров фирмы Apple. Правда последняя выпускает iMac – все составные части находятся в мониторе (аналог моноблоков).

2. Завышенная цена. Компьютеры фирмы Apple по сравнению к обычным ПК могут стоить до двух раз дороже. Наиболее заметна разница при покупке мощных моделей.

3. Проблема доступности программ. Для Mac OS программ меньше и их сложнее достать, особенно легальных.

4. Под Mac OS почти не разрабатываются игры. Такая операционная система геймерам не подойдет, хотя есть несколько достаточно хороших игр.

Версии Mac OS X

В целом существует две версии Mac OS X. Первая для настольных ПК и ноутбуков, другая для серверных систем (Mac OS X Server). Первая с них имеет шесть подверсий.

  • Cheetah (Гепард) – OS X 10.0. Вышла в марте 2001 года осуществив прорыв, но имела ряд ошибок и отсутствие некоторых функций.
  • Puma (Пума) — 10.1. Бесплатное обновление, вышло почти сразу после 10.0.
  • Jaguar (Ягуар) — 10.2. Имеет аппаратное ускорение видеокарт и оформление графического интерфейса по аналогии с Aero в Windows Vista.
  • Panther (Пантера) — 10.3. Вышла в октябре 2003 года. Внедрена технология шифрования File-Vault.
  • Tiger (Тигр) — 10.4. Апрель 2005, появилась очень удобная функция поиска Spotlight and Dashboard – первые виджеты(мини-программы).
  • Leopard (Леопард) — 10.5. Октябрь 2007, появились такие новые возможности: установка второй ОС, например,Windows; резервного копирования данных; предварительного просмотра содержимого файла и другие весьма нужные улучшения.
  • Snow Leopard (Снежный барс) — 10.6. Август 2009, объем рабочей памяти может быть расширен до 16 Тб, некоторые приложения работают в 64-битном режиме, что подняло производительность. Поддержка процессоров компании Intel.

Нужно отметить, что каждая из перечисленных версий имеет свои бесплатные добавления, например, номер 10.6.3.

Может ли работать Mac OS X на других компьютерах, кроме Apple

Договор между Macintosh и Apple запрещает использовать данную ОС на традиционных ПК. Но в интернете много информации, как с помощью эмулятора EFI можно установить Mac OS X на IBM-совместимый компьютер. Также существует специальный USB-модуль, который позволяет проводить инсталляцию даже с оригинального DVD.

Возможно ли запустить на Mac OS программы написанные под Windows

Да, это возможно. Для этого необходимо иметь специальные программы и установочный диск системы от Microsoft. Добиться работоспособности программ под Windows на компьютере Macintosh можно несколькими способами.

1. Можно использовать утилиту Boot Camp вшитую в Mac OS X начиная с версии 10.5, для установки второй операционной системы. Недостатком является отсутствие возможности работать с данными сохраненными в Mac OS.

2. Программы Parallels Desktop или VMware Fusion позволяют создавать виртуальную среду Windows и параллельно запускать приложения. Исключением являются программы, что требуют непосредственного доступа до оборудования компьютера, например, игры.

3. Можно использовать эмуляцию, то есть заставлять с помощью специальной программы, например, CrossOver, запускать приложения, которые будут думать, что работают под Windows. Недостатком этого метода, есть низкая производительность и нестабильная работа, при условии, что программа таки запустится.

Подходят ли аксессуары под обычный ПК для Mac

1. Клавиатура и мышь. Такие устройства будут всегда работать при условии, что они имеют USB выход. Правда их потом нужно будет настроить так, как действия некоторых кнопок разные.

2. Внешние накопители информации. Все флэшки и жесткие диски буду читаться, если они отформатированы в файловую систему NTFS. Запись возможна только наличии бесплатной утилиты MacFuse.

3. Мониторы с VGA и DVI разъемами подключаются без проблем. Переходники и адаптеры нужны только для ноутбуков Macintosh и если монитор имеет HDMI вход.

4. Для работы с принтерами и МФУ нужны драйвера. Производитель почти всегда предоставляет их вместе с оборудованием, поэтому проблем нет.

Операционная система macOS от Apple была впервые представлена в относительно далёком 2000 году. Совершенствование системы не прекращалось на протяжении всех этих лет. В статье представлена иллюстрированная история развития ОС.

СHEETAH

03/2001 - OS X 10.0

История macOS началась с медведя, а не с хищной кошки (cheetah - гепард). В сентябре 2000 года компания Apple представила версию Kodiak (англ. медведь). За $30 пользователи могли приобрести первую бета-версию Mac OS X .

Официальная версия ОС 10.0 с кодовым именем Cheetah вышла спустя 6 месяцев. В ней был впервые представлен интерфейс Aqua и ранние версии приложений TextEdit, Preview, Mail и QuickTime.

Новая ОС X требовала на то время целых 128 MB ОЗУ и 800 MB памяти на диске.

PUMA

09/2001 - OS X 10.1

Спустя всего полгода была выпущена версия с кодовым именем Pum a . Вместо того, чтобы делать упор на добавлении новых свойств и характеристик, фокус был сделан на улучшении производительности системы.

С выходом Mac OS 10.1.2 компания Apple также стала устанавливать OS X в новые компьютеры по умолчанию, навсегда отказавшись от версии OS 9.

JAGUAR

08/2002 - OS X 10.2

Система Jaguar включала в себя такие приложения, как iChat и Address Book . В новой версии ОС был также представлен компонент Universal Access , благодаря которому OS X стала более доступной в использовании для людей с нарушениями зрения или слуха и другими ограниченными возможностями.

Помимо этого в ОS 10.2 появилась новая заставка: на смену логотипа Happy Mac пришла новая картинка с логотипом Apple.

PANTHER

10/2003 - OS X 10.3

Ребята из Microsoft, должно быть, имели смешанные чувства по отношению к новой версии ОС от Apple, которая получила кодовое имя Panther . С одной стороны, вместо браузера Internet Explorer для Mac по умолчанию устанавливался новый браузер Safari . С другой стороны, версия 10.3 продемонстрировала улучшенную межоперационную совместимость с Microsoft Windows (включая предустановленную поддержку службы каталогов Active Directory).

TIGER

04/2005 - OS X 10.4

Версия Tiger привнесла неоценимую поисковую программу Spotlight. В ней же впервые были представлены виджеты (как калькулятор, календарь или часы) на новой панели Dashboard .

Кроме этого, в версии Mac OS 10.4 было представлено новое аппаратное обеспечение. Оно было установлено на первых компьютерах Mac с процессорами Intel и на первых устройствах Apple TV (им ещё предстояло появиться в 2007 году).

LEOPARD

10/2007 - OS X 10.5

Эта версия Mac OS находилась в разработке довольно долго. Дело в том, что Apple в это время активно занималась созданием и выпуском iOS и iPhone.

В ОС Leopard , однако, была встроена система архивации под названием Time Machine . Обновлённая система также начала поддерживать 64-битные приложения.

Более того, с помощью программы Boot Camp компьютеры Mac теперь могли поддерживать другие операционные системы, как, например, Microsoft Windows.

SNOW LEOPARD

08/2009 - OS X 10.6

Как понятно из названия, Snow Leopard была построена по большей части по образцу предыдущей версии. Но в ней был представлен Mac App Store , последовавший за успешной реализацией проекта на iOS.

Версия Mac OS 10.6 также поставила точку в использовании архитектуры PowerPC. С этого времени использовались только процессоры Intel.

LION

07/2011 - OS X 10.7

Система Lion (от англ. лев) стала первой версией Mac OS, недоступной на CD или DVD. Новую версию можно было только скачать. Для её создания было взято много идей из iOS: Gestures , Launchpad , восстановление окон и др.

Новейшая часть инфраструктуры Apple iCloud также дебютировала в Mac OS 10.7.

MOUNTAIN LION

07/2012 - OS X 10.8

Mountain Lion включила в себя ещё больше успешных концепций из iOS: новое приложение Messages вместо iChat, приложение Reminders и Notification Center .

Ещё до презентации OS 10.8 Apple сделала громкое сообщение: компании пообещала ежегодный выпуск новых версий Mac OS.

MAVERICKS

10/2013 - OS X 10.9

С новой версией Apple представила новую схему назначения имён ОС (до этого версии назывались в честь представителей семейства кошачьих, теперь начали использоваться названия известных мест в Калифорнии). Также обновление до OS 10.9 сделали бесплатным и пообещали, что последующие обновления тоже будут бесплатными.

В Maverics были представлены и новые приложения Maps и iBooks .

YOSEMITE

10/2014 - OS X 10.10

В Mac OS 10.10 произошла крупнейшая смена дизайна за несколько лет. Изменения последовали за обновлениями iOS с более плоским дизайном и эффектом размытия.

Появилась функция Handoff , благодаря которой пользователи без особых усилий могли переключаться с одного устройства на другое даже при выполнении отдельных задач. Также был сделан упор на режиме Full Screen Mode , который активировался касанием зелёной кнопки в строке заголовка.

EL CAPITAN

09/2015 - OS X 10.11

Версия El Capitan названа в честь горной вершины в национальном парке Йосемити. Она была сфокусирована на улучшении производительности и стабильности системы.

Помимо незначительных обновлений Safari, Spotlight, Mail и Notes и презентации режима Split Views , самым большим обновлением стала возможность удобного расположения окон приложений рядом друг с другом.

SIERRA

09/2016 - macOS 10.12

Прощай, OS X , здравствуй, macOS. В очередной раз свойства iOS всё больше включаются в ОС Apple на ПК. И это касается не только названия: ассистент Siri , представленный изначально на iPhone, теперь присутствует и в macOS.

В Sierra в браузере Safari были также представлена система Apple Pay, а с помощью Apple Watch стало возможно разблокировать Mac. Но, наверное, самым важным обновлением стало добавление Stickers в iMessage .

Дарья Вандакурова , ёжик в IT-тумане

Как Яндекс использует ваши данные и машинное обучение для персонализации сервисов - .

История ОС Mac OS

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple.

Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox. В исследовательском центре Xerox PARC в то время уже существовал компьютер с графической операционной системой, что тогда было настоящим прорывом в эволюционном развитии операционных систем. Но они использовали ее только для собственных нужд и не планировали коммерческого применения.

Соединив уже имеющиеся наработки и собственные идеи, программисты компании Apple создали Mac OS, первую доступную для всех графическую операционную систему. В ней уже тогда был использован всем нам привычный оконный интерфейс, папки с файлами, и впервые был применен манипулятор, названный компьютерной мышью, способный передвигать курсор по всей области экрана. Такая концепция вполне соответствовала главной идее самой компании Apple, предлагавшей создать компьютер доступный для всех, как по цене, так и в техническом плане.

Уже тогда авторы Mac OS задались целью создать такую операционную систему, которая будет удобна и интуитивно понятна любому пользователю, даже не изучавшему компьютер ранее. До этого времени компьютерными программами и процессами управляли с помощью командной строки, поэтому появление наглядных значков обозначавших папки, корзину, компьютер и другие элементы стало настоящей сенсацией того времени. Эти значки авторы стали называть иконками. Разработчики Mac OS определили основы дальнейшего развития всех операционных систем, многое из того, что они придумали в далеком 1984 году, сейчас является эталоном для всех разработчиков программного обеспечения.

Первая версия Mac OS занимала всего 216 кб дискового пространства и работала даже при обычном копировании с одного компьютера на другой. Но такой продукт был совершенно не защищен от подделки, поэтому для того, чтоб сохранить свои доходы разработчики все дальнейшее время посвятили не только ее техническому усовершенствованию, расширению функциональности и стабильности, но и защите. После выхода первой версии Mac OS вышло еще девять ее модификаций, в которых были введены такие улучшения как:

использование мульти файндера, позволяющего работать сразу нескольким приложениям одновременно;

усовершенствование мультимедийных функций и возможностей работы в интернете;

смена черно-белых иконок на цветные, а позже появление нового «платинового» интерфейса и возможности выбирать тему на свой вкус;

появление новой файловой системы HFS+;

улучшение функций инсталлеров;

появление программы Sherlock, предназначенной для поиска файлов на локальных дисках и в сети интернет;

появление многопользовательского режима и разграничение прав доступа.

В марте 2000 года свет увидела абсолютно новая десятая версия Mac OS X, которая не поддерживает программное обеспечение, предназначенное для Mac OS 9. Для ее создания полностью переписали начальный программный код, а за основу взяли операционную систему NeXTSTEP, разработчиком которой был один из тех, кто когда-то основал компанию Apple, но по стечению обстоятельств покинул ее.

Разработки фирмы NEXT вместе с ее руководителем были куплены компанией Apple, благодаря чему во главе нее снова встает ее основатель Стив Джобс.

Теперь в Mac OS X используется ядро Mach, стандартные сервисы BSD и все основные возможности операционной системы Unix. Это дало возможность в много раз повысить ее функциональность, защищенность и стабильность. Вытесняющая многозадачность, которая используется в Mac OS X, позволяет работать нескольким процессам сразу, но при этом не мешать друг другу, а при сбое в работы одного из них не допускать сбоя всей системы и прерывания работы других процессов.

На данный момент Mac OS X имеет собственный красивый, не перегруженный спецэффектами и приятный для глаз интерфейс Aqua. Она проста в использовании и дружелюбна. В ней используется среда программирования Core Foundation, включающая в себя такие компоненты как Carbon API, Cocoa API и Java API. Графическая среда представлена использованием таких технологий как QuickTime, Quartz Extreme и OpenGL. К тому же Mac OS X позволяет использовать программное обеспечение, написанное на таких языках программирования, как Си, C++, Objective-C, Ruby и Java. Немаловажным достоинством Mac OS X является ее безопасность при работе в интернете, она неплохо защищена от интернет-атак, да и количество вирусов способных ее поразить на сегодняшний день ничтожно мало.

Если учитывать все достоинства Mac OS, то сразу встает вопрос, почему она до сих пор не так широко распространена, как ее основной конкурент всем известная ОС Windows. Ответ на него очень прост, ОС Mac OS устанавливается только на компьютеры Macintosh компании Apple, что является принципиальным решением ее руководства. Это не значит, что Mac OS не совместима с компьютерами других производителей и не может быть на них установлена. Установить систему конечно можно, но на данный момент это считается не законным. Компьютеры Macintosh имеют небольшой модельный ряд и не могут похвастаться разнообразием, к тому же они стоят в несколько раз дороже обычных персональных ЭВМ, поэтому число пользователей Macintosh сравнительно мало относительно общего числа компьютерных пользователей во всем мире.

Аппаратная платформа Macintosh

Mac OS вышла в свет в 1984 году вместе с первым персональным компьютером Macintosh от компании Apple. Идеи, воплощенные в первой версии системы Mac OS, ее авторы почерпнули у фирмы Xerox...

Беспроводные точки доступа, использующие протокол WAP

В 1995 году компания Unwired Planet (в 1999 году переименованная в Phone.com, в 2001-м - в Openwave) предложила протокол связи для сетей CDMA, DAMPS (CDPD) и iDEN, реализованный на базе языка HDML (Handheld Device Markup Language). Первое упоминание о WAP происходит в июне 1997-го...

Высокоуровневые методы информатики и программирования

Первое точное документированное описание многоалфавитного шифра было сформулировано Леоном Баттиста Альберти в 1467 году, для переключения между алфавитами использовался металлический шифровальный диск...

Изучение операционной системы Windows Vista

Джим Оллчин, вице-президент корпорации, вызвал себе в помощники двух лучших специалистов компании - Брайана Валентайна и Амитабха Шриваставу...

Математические пакеты

MATLAB как язык программирования был разработан Кливом Моулером (англ. Cleve Moler) в конце 1970-х годов, когда он был деканом факультета компьютерных наук в Университете Нью-Мексико...

Позиционирование БГИТА в геоинформационных системах

Начальный период (поздние 1950е -- ранние 1970е гг.) Исследование принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта, первые крупные проекты и теоретические работы. 1...

Позиционные системы счисления

Изобретение позиционной нумерации, основанной на поместном значении цифр, приписывается шумерам и вавилонянам. Такая нумерация была развита индусами и имела неоценимые последствия в истории цивилизации...

Поисковые системы Internet. Журналы

Одним из первых инструментов поиска в интернете (до WWW) был Archie. Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, который создавал «World Wide Web Wanderer» -- бот, разработанный Мэтью Грэем (англ...

Поточное шифрование файла

О важности сохранения информации в тайне знали уже в древние времена, когда с появлением письменности появилась и опасность прочтения ее нежелательными лицами. Существовали три основных способа защиты информации...

Проектирование автоматизированного электронного каталога

Firebird ведет свое начало от исходных кодов BorlandInterBase 6.0. Это программа соткрытым исходным кодом, не имеющая двойных лицензий, вы можете использовать ее совершенно свободно как в коммерческих приложениях...

Разработка интерактивных учебных материалов во FLASH с использованием метода хранения данных на стороне клиента в клиент-серверных приложениях

Технология векторного морфинга применялась задолго до Flash. В 1986 году была выпущена программа Fantavision, которая использовала эту технологию. В 1991 году на этой технологии была выпущена игра Another World, а двумя годами позже -- Flashback...

В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку Аналитической машины. Одну из важных частей этой машины он называл «Склад» (store), эта часть предназначалась для хранения промежуточных результатов вычислений...

Я предполагаю что, большинству людей, желающих пересесть на Мак мешают мифы о хакинтоше — компьютере, на котором стоит Mac OS. Перед тем, как перейти непосредственно к описанию установки Mac OS X на PC , я попытаюсь развеять часть мифов:

1. Mac OS X установится только на совместимые с ней процессоры и чипсеты от intel, видеокарты только от NVidia. Большая часть периферии работать не будет.

Когда-то это было истиной, но прогресс не стоит одном на месте, выходят всё новые и новые патчи и драйвера, количество совместимого с Mac OS X «железа» растет с каждым днем. Сейчас Mac OS спокойно устанавливается на компьютер с процессором, который минимум поддерживет SSE2, но желательно SSE3, например, AMD или Intel. Многие современные видеокарты поддерживают аппаратное ускорение, а именно Quartz Extreme, Quartz 2d, Core Image, GL. Думаю теперь вы поняли, что от вашего компьютера не требуется ничего сверхъестественного.

2. Установка Mac OS X — это сложно.

На самом же деле, не сложнее, чем поставить Windows ХР, думаю даже проще, если подобрать правильные кексты и фиксы.

3. Mac OS Х не сможет «обитать» на одном физическом диске с Windows.

Может! Есть 2 варианта:
— Загрузчик Винды + chain0 (например, так стоит на моём компе)
— Acronis OS Selector

Итак, приступим к делу.

Шаг 1. Подготовка.

Для начала нужно проверить ваш компьютер на соответствие требованиям Mac OS X.
Абсолютным минимумом является процессор, поддерживающий SSE2. Это можно определить программой CPU-Z ( (1.97 Mb)).
Минимальная оперативная память (RAM) 256 Мб, естественно, чем больше, тем лучше.
Не совсем уж старая видеокарточка для AGP или PCI-E, начиная от GF4.

При соответствии вашего PC с требованиями Mac OS X идем дальше.

Многие советуют, скачать и записать на диск Hiren’s Boot CD. Если на том же физическом диске, куда собираетесь установить Mac OS, есть разделы в формате NTFS, то их лучше перевести в FAT32 (), потому что при создании нового раздела может возникнуть ошибка, и ФС станет нечитаема, но есть и другой, более лёгкий способ — перенести свои данные на другой физический диск или флэшку.

Для удобства установки, советую распечатать этот текст, чтобы в любой момент можно было посмотреть, что делать дальше.

Закончив с подготовкой, приступаем ко второму шагу.

Шаг 2. Скачать образ установочного диска.

Первым делом нужно определиться, какая версия Mac OS X нам нужна: последняя на данный момент — это 10.5. Поскольку наша задача — познакомиться с системой, я советую устанавливать версии 10.4.6 или 10.4.7, т.к. они обычно устанавливаются без особых трудностей. И потом уже вы сможете обновиться с помощью combo-update. Но можете попробовать и OS X 10.5. Далее заходим на torrents.ru и в форму поиска пишем примерно такое:

Mac OS X 10.4.6

Если скачанный файл в формате ISO, то его можно спокойно записать на диск, а если в формате DMG, то придется еще скачать приложение DMG2ISO ( (12.29 Kb)) и сконвертировать скачанный файл в образ в ISO.

Шаг 3. Запись образа на диск.

Вам понадобиться DVD-R или DVD+R диск. Писать можно через Nero или Alcohol 120%. Думаю, с самим процессом записи вы справитесь самостоятельно. После записи диска с Windows на диске будут «видны» несколько документов размером около 150 Кб, а может и вообще ничего не «видно», так и должно быть.

Шаг 4. Установка.

Вставляем свежезаписанный вами диск в привод и перезагружаем компьютер. В то время, когда на мониторе появится сообщение о начале установки с диска, нажмите F8 или подождите несколько секунд, и введите параметр «-v» (без ковычек). Если вы нажмете любую другую клавишу или продолжить установку без этого действия, то вместо текстового режима включится графический — это красиво, однако об ошибках вы сможете узнать только в текстовом режиме.
Существуют две самые распространенные ошибки:

«system config file ‘/com.apple.Boot.plist’ not found » — есть проблема с дистрибутивом Mac OS X (придется скачать другой)
«Still waiting for root device » — скорее всего, есть проблема с железом, возможно какая-то несовместимость.

Если первоначальная загрузка прошла без проблем, то перед вами откроется голубой дисплей (не BSOD) c курсором ожидания. Далее вам предложат выбрать язык. Выбираем русский (или английский, если нет). Жмем на стрелку, после чего наверху появится меню, в нем выбираем Утилиты (Utilities) -> Дисковая утилита (Disk Utility) и форматируем раздел, в который собираемся установить Mac OS X, в формат Mac OS Extended journaled.

Иногда бывает, что Дисковая утилита не может отформатировать этот раздел в HFS или подключить его, то это можно исправить акронисом. Для этого выбираем в Acronis Disk Director Suite ручной режим изменения разделов и создаем раздел в формате FAT32. Далее в его контекстном меню выбираем пункт смены типа раздела и устанавливаем значение 0xAFh (Shag OS Swap). Акронис, понятное, дело ругнется, что все данные на этом разделе могут потеряться и стать нечитаемыми, но у нас там и так ничего нет. :-) Применяем изменения и перезагружаемся.

После того, как диск успешно отформатировался, жмем продолжить (Continue), читаем и принимаем лицензионное соглашение, выбираем для установки подготовленный вами же раздел. Далее жмем продолжить (Continue). Дальше жмем настройки (Customize) и выбираем те компоненты, которые надо вам поставить. Особое внимание к патчам и кекстам: нужно устанавливать только те патчи, которые необходимы именно для вашей системы, и ничего лишнего. Не устанавливайте одновременно патчи для SSE2 и SSE3! Устанавливайте лишь тот, который соответствуем вашему процессору. Жмем продолжить (Continue). Затем будет происходить подготовка к установке и проверка диска. Установка завершится перезагрузкой компьютера.

Шаг 5. Завершение установки.

После перезагрузки компьютера, возможны два варианта:
1. Удачная загрузка системы (особенно, если используете Acronis OS Selector)
2. b0 error. Грузимся с Hiren’s boot CD и с помощью Acronis Disk Director делаем раздел с Mac OS X активным. Перезагрузка.

Система благополучно загружается, и вам предложат ввести ту или иную информацию, вводим. Исключение — Mac ID — его нужно оставить пустым (возможно, это спровоцирует зависание)

P.S. Раскладка переключается клавишами Command + Space (ALT + Пробел)

Если все сделано правильно, то загружается рабочий стол. Ура! Работает!

P.P.S. Администрация этого сайта ни в коем случае не принуждает и не предлагает Вам устанавливать хак-сборки Mac OS X, мы против взлома программного обеспечения! При установке взломанной Mac OS X Вы сами несете ответственность перед законодательством вашей страны.

АЛЕКСАНДР ПОТЁМКИН

Mac OS X или То, что должен знать каждый

про Macintosh, Apple и операционные системы

Мое первое знакомство с Маком происходило заочно: по скриншотам, описаниям и восторженным крикам людей, которые хоть раз работали с ним. Вполне закономерным было желание познакомиться с этим компьютером, и чем быстрее, тем лучше.

Итак, желание осуществилось – нас «познакомили», вот тут все и началось...

Я расскажу историю развития компьютеров Apple (тем самым затронув создание первых персональных компьютеров) и самой фирмы Apple, а также расскажу про последнюю (на момент написания этих строк) версию операционной системы Mac OS X.

Появление первого персонального компьютера (небольшая историческая вводная)

Первым персональным компьютером (в том смысле, что его можно было «взять с собой») следует считать компьютеры Altair. Однако первые Altair сложно назвать полноценными «компьютерами» – раз; компьютерами, «пригодными» для обычного пользователя – два.

О полноценности: все, что из себя представляла эта техника, было обычной «коробкой» с большим количеством переключателей. Более того, собрать такую технику пользователю предлагалось самому, так что особенными пользовательскими качествами такая техника также не обладала.

Небольшое лирическое отступление о развитии компьютеров в 1970-х годах: основными пользователями были компьютерные профессионалы – хакеры. Их карьера в основном начиналась за большими компьютерами фирмы Dell либо IBM (последние популярностью не пользовались). Компьютерное время было весьма дорогим, а тяга к компьютерам – очень высока. Так стали появляться первые компьютеры, собранные «для себя».

Одним из таких компьютеров, пущенных в «промышленное» производство, были компьютеры Altair фирмы MITS. Сразу же после организации этой фирмы она была завалена заказами на год вперед. Люди платили деньги за возможность получить пакет с микросхемами и схемой сбора всех деталей в один блок.

Количество людей, желающих владеть таким «компьютером», неуклонно росло, что увеличивало общий уровень технического образования, а значит, и количество людей, приобщающихся к хакерству.

Такие «коробки» пользовались спросом, однако всегда есть люди, которые хотят сделать что-то свое, сделать лучше. Одним из таких людей был Стив Возняк. Он регулярно посещал собрания хакеров и в конечном итоге решил создать компьютер для собственного удовольствия.

Процессором компьютера стал чип 6502 от MOS Technology (основным критерием при выборе этого чипа была цена), микросхемы, способные работать с этим процессором, ему подарил Дэн Сокол на одном из собраний клуба.

Через некоторое время Возняк собрал свой компьютер так, что все уместилось на одну плату (что было достаточно красивым решением). Кроме того, ему пришлось написать свой Basic, так как единственной на тот момент версией была так называемая Tiny Basic, что совсем не подходило Возняку – ему нужна была полноценная версия. Без интерпретатора языка программирования компьютер не представлял бы из себя особенного интереса.

Друг Возняка Стив Джобс был вдохновлен этой платой и потому решил, что они просто обязаны выпускать свой компьютер так же, как это делали и другие фирмы.

Так было положено начало легендарному компьютеру Apple II, презентация работы которого никого не могла оставить равнодушным к такой технике.

Компания Apple Inc.

Джобсу удалось заполучить в команду менеджера по имени Майк Марккула, который раньше занимался организацией продаж и добился на этом поприще больших успехов. С тех пор как он уволился из Intel, Марккула занимался различными бизнес-проектами.

Джобс попросил его написать бизнес-план для Apple и Марккула включился в работу: с его помощью компании удалось привлечь капитал для инвестиций, переманить Майка Скотта – одного из менеджеров из Fairchild Semiconductor, которому был предложен пост президента фирмы. Кроме того, Марккула также расписывался на документах в качестве первого председателя совета директоров.

Следующим привлеченным в компанию человеком был Джон Скалли – президент отделения Pepsi-Cola, крупнейшего в составе PepsiCo.

У Скалли не было специального технического образования, однако он давно был поклонником передовых технологий и, кроме того, был очарован Джобсом.

Фраза Джобса, обращенная к Скалли: «У вас никогда не возникало желания изменить мир? Или вы намерены провести остаток жизни, продолжая торговать подслащенной водой?» положила начало весьма тесным отношениям между ними, которым в дальнейшем, увы, будет суждено распасться.

Джон Скалли становится президентом компании в апреле 1983 года.

К началу 1980 года годовой оборот фирмы превысил 10 миллионов долларов.

Первые проблемы

После Apple II у компании начались первые неприятности. 19 мая 1980 г. был презентован новый компьютер – Apple III. Технически эта машина была более совершенна, однако именно с нее и начинается череда неудач: после серии задержек продукт был выпущен на рынок в недоработанном виде, в результате чего так и не был «признан» пользователями. Одной из основных причин подобных проблем была следующая: это был первый компьютер, который собирался в условиях «фирмы» командой инженеров, которыми руководил Джобс.

В 1983 году выходит компьютер Lisa, использующий все преимущества графического интерфейса (разработанного в Xerox) и оснащенный 1 Мб оперативной памяти, Motorolla 68000 CPU (32 bit, 5 МГц), 2 приводами для дискет, жестким диском на 5 Мб.

Марккула отстранил Стива (Джобса, Возняк сам отошел от дел после серьезной авиакатастрофы в 1981 году) от работы над этим компьютером, в результате чего вся энергия Джобса была брошена на компьютер Macintosh.

Компьютеры Lisa станут популярными с выходом «Lisa 2» и значительным снижением цены ($3495 против $9995), однако после назначения на должность руководителя проектами Lisa и Macintosh Стив позаботится о закрытии первого проекта.

Джобс активно продвигал свое детище, в результате чего Macintosh стал гораздо более популярным, нежели Lisa. Тому способствовала и грамотная маркетинговая компания, и, что самое главное, сам неутомимый Джобс.

При разработке этого компьютера была сделана одна серьезная ошибка – по цене в более $2500 его нельзя было назвать дешевым компьютером, и в то же время его техническое оснащение (в частности, отсутствие жесткого диска, невозможность присоединения внешних устройств, наличие небольшого количества программ) не позволяло рассматривать этот компьютер как серьезную технику.

NeXT Inc.

«К 1985 году объемы продаж Apple достигли $2 млрд впервые за непродолжительную историю компании начали сокращаться, в то время как рыночная доля персональных компьютеров IBM и совместимых с ней моделей все увеличивалась. Apple попала в непростую ситуацию, требующую немедленного вмешательства старших.

…Apple было крайне необходимо сократить цикл разработки новых моделей, большую часть которого составляли задержки, вызванные неудержимым стремлением Джобса к совершенству. Кроме того, Джобс все чаще стал вмешиваться в деятельность других подразделений компании, уже не довольствуясь властью только над отделением компьютеров Macintosh. Менеджеры всех подразделений завалили Скалли жалобами, суть которых сводилась к одному: либо над Джобсом будет быстро установлен контроль, либо все судно пойдет ко дну.

…Наконец, после долгих и мучительных колебаний, Скалли принял решение лишить своего друга и учителя реального влияния над деятельностью компании, удалив его на символическую должность председателя совета директоров Apple. Столь принципиальное изменение баланса сил внутри компании требовало одобрения Майка Марккула и совета директоров Apple. Незадолго до начала заседания совета директоров 10 апреля 1985 года Скалли отозвал Джобса в сторону и рассказал ему о своих планах. Джобс отреагировал словно ребенок, которого отправляют в чужую семью на воспитание против его воли.

…Наконец, после бесконечного обсуждения, начавшегося ранним вечером и завершившегося почти сутки спустя, совет директоров Apple принял единогласное решение отправить Джобса в почетную отставку…» [ 1].

Итак, Стив Джобс «ушел». Впрочем, история его деятельности на этом не заканчивается – он основывает новую фирму, сыгравшую большую роль в развитии операционных систем, а впоследствии и самой компании Apple, так что вкратце о стремительном развитии компании NeXT.

Создание компании

Джобс с помощью семи сооснователей, покинувших Apple вместе с ним, в 1985 году создает компанию NeXT Inc. (позже преобразованную в NeXT Computer Inc.) с уставным фондом в 7 миллионов долларов.

Стив Джобс посещает большинство американских университетов в поисках интересных технологий, так, в Университете Карнеги Милона он знакомится с Avie Tevanian, работающим над ядром Mach.

12 октября 1988 Стив Джобс организовывает шоу в Сан-Франциско, демонстрирует все возможности новой элегантной машины NeXTcube (с магнитооптическим диском на 256 Мб, 68030 процессором, без жесткого диска и привода для дискет) и системы NeXTSTEP (версии 0.8).

18 сентября 1990 Стив Джобс устраивает новое шоу в Сан-Франциско для презентации новой машины и новой системы NeXTSTEP 2.0. Эта дата считается датой официального выхода компьютера NeXT.

Tim Berners-Lee, работающий в CERN, разрабатывает первый веб-клиент (браузер) для NeXTSTEP.

25 апреля 1991 Стив Джобс организовывает шоу в CNIT в Париже, приуроченное к официальному выходу компьютеров NeXT во Франции.

Были произведены многочисленные демонстрации машин NeXT и NeXTSTEP2. В частности, Джобс показал таблицы Lotus 1-2-3, работающие через эмулятор SoftPC, после чего, заметив, что можно сделать и лучше, продемонстрировал революционную программу для работы с таблицами – Improv. Также была продемонстрирована работа графической подсистемы.

Вышедшая 25 мая 1993 года на NeXTWORLD Expo, операционная система NeXTSTEP 3.1 была первой версией NeXTSTEP, работающей на машинах, отличных от NeXT, – на PC 486. Версия NeXTSTEP 3.1 для PC называлась NEXTSTEP 486.

23 ноября 1993 года Sunsoft объявляет о лицензировании части кода NeXTSTEP для будущего использования в операционной системе Solaris. NeXT, в свою очередь, анонсирует порт NeXTSTEP на компьютеры на платформе SUN – SPARC.

Сразу же после этого соглашения SUN инвестирует 10 миллионов долларов в NeXT.

В 1994 году NeXT публикует спецификации программного обеспечения, названные OpenStep, базирующиеся на системе NeXTSTEP 3.2. Инициатива получает поддержку в лице GNU – начато развитие GNUstep.

В апреле 1995 года NeXT выкупает все права на Object-C у Stepstone. В это же время выходит PDO (PDO – Portable Distributed Objects – система для распределенных вычислений) и NetInfo – программа, шедшая стандартно с NeXTSTEP.

В июне 1995 NeXT выпускает NeXTSTEP 3.3J и EOF 1.1J – японские версии программного обеспечения.

20 декабря 1996 года Apple выкупает NeXT за 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые утверждают обратное. Загадочная картина на официальном сайте предшествовала анонсу. В любом случае, это уже другая история, которая начинается 24 марта 2001 года с выходом Mac OS X.

Возвращение основателя

20 декабря 1996 года Стив Джобс возвращается в родную компанию, что последней идет только на пользу.

Стив продолжает политику оригинального дизайна корпуса машины (машины NeXT были «упакованы» в весьма стильный черный корпус) и доводит ее до логического завершения: с момента своего зарождения «Маки» по праву считались самыми простыми и понятными в использовании.

Политика Стива Джобса основывается на том, что компьютер не должен более восприниматься как нечто сложное, скорее, как еще одна часть интерьера, бытовой техники. Именно этим обуславливается исключительный дизайн корпусов последних компьютеров (самый яркий пример – iMac) от Apple, а также серия программ, начинающихся с буквы «i» (iTunes, iMovie, iDVD, iPhoto) – идеология простых программ. Apple видит компьютер как простое, но в то же время весьма мощное средство для выполнения любых задач любыми пользователями.

Macintosh: каков создатель, таков и компьютер...

Маки – творение фирмы Apple под четким руководством Стива Джобса – человека, благодаря бешеной энергии которого и была создана эта «яблочная фирма». Краткой характеристикой Джобса может служить такое описание: самоуверенный, немного эгоистичный и, несомненно, талантливый харизматичный лидер. Однако создателем первого Мака был друг Джобса – Стив Возняк, талантливый хакер (в изначальном значении этого слова) по натуре достаточно спокойный, оригинальный и веселый человек. Пожалуй, именно эти качества можно найти в Маках до сих пор. Каждая машина по-своему оригинальна, имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, основным преимуществом фирма Apple может считать по праву тот факт, что можно взять любого человека с улицы, посадить его за Макинтош и через 15-20 минут он уже сможет выполнять большинство необходимых функций. Однако это уже операционная система, а о ней разговор отдельный.

Операционные системы от Apple

Mac OS 9 (Classic)

На Маках от рождения могут «бегать» две операционные системы – Mac OS X и Mac OS 9 – это родное. Впрочем, последнее творение Apple упорно пытается вытеснить с рынка своей более новой системой («десяткой»).

Приживить на Мак можно любую систему, работающую на процессорах PowerPC, а это как минимум Linux, OpenBSD, NetBSD, QNX, однако в родной системе, по-моему, есть своя прелесть и менять ее особого смысла я не вижу.

Итак, в арсенале компании Apple существует две операционные системы: Mac OS 9 и Mac OS X. Первая из них сейчас именуется классикой, точнее, это более ранняя система, не использующая таких прелестей жизни, как защита памяти и вытесняющая многозадачность.

В одном из описаний этой системы я встретил хорошую аналогию: Mac OS 9 предполагает, что все программы дружески относятся друг к другу и к пользователю, и, кроме того, грамотно написаны. Если кто-то «заявляет», что ему и только ему нужны все ресурсы процессора, причем прямо здесь и сейчас, то система предоставит эти ресурсы. В свое время святой обязанностью программы является «отдать» все позаимствованное, как только это более не будет нужно, и не «лезть» не в свою область памяти. Такой подход может показаться кому-то странным, однако он работал более 10 лет, и до сих пор большинство «макузеров» (от англ. – macintosh user) не собираются покидать свою любимую систему, обосновывая свое решение просто и лаконично: «Нам и здесь неплохо». Впрочем, их можно понять: «девятка» очень простая и гибкая система в отличие от «десятки», в основе которой лежит UNIX. Этот факт мало кому нравится из всех ветеранов Мака, зато очень привлекает пользователей UNIX-систем...

Mac OS X

Итак, «десятка». Мое знакомство началось с Mac OS 9.2.2, и эта система своим устройством успела достаточно сильно меня расстроить, и, возможно, не писал бы я этих строк (с некоторым агитационным оттенком), если бы не попалось бы на мои глаза новое творение «яблочников» – Mac OS X (10.2, известная также как Jaguar). Тут уже есть о чем рассказать.

Устройство системы Mac OS X

«Десятка» – достаточно оригинальная система. Системную архитектуру у Mac OS X проще всего представить в виде многослойного пирога. На первом уровне находится микроядро Mach, над ним находится Darwin, далее Core Services, Application Services. Над ними еще два уровня: Carbon и Cocoa. На самом верху – собственно программы. Итак, рассмотрим каждый из этих подуровней отдельно.

Микроядро Mach

Микроядро отвечает за следующие задачи:

  • управление виртуальной памятью (virtual memory);
  • взаимодействие процессов (IPC);
  • поддержка ввода/вывода (I/O) и прерываний;
  • поддержка взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • управление заданиями и потоками (Tasks & Threads).

Подобный подход предоставляет достаточно четкую, понятную и легко портируемую структуру операционной системы. Модульность системы реализуется через «клиент-серверную» модель – единственным процессом, работающим в защищенном режиме процессора, является микроядро – первоочередная задача заключается в том, чтобы переместить максимальное количество кода на пользовательский уровень. После загрузки микроядро предоставляет все необходимые сервисы для работы серверов, одним из которых является Darwin.

Darwin

Darwin – это то, что дополняет микроядро до полноценной системы. Возможно, наиболее понятным (хотя и несколько грубым) определением будет следующее: Mach – это ядро, системный уровень; Darwin – это оболочка для пользователя со всеми его приложениями.

Такая структура устройства системы пошла с 4.4BSD Lite – первой свободно-распространяемой в исходных кодах *nix-системой, очищенной от кода AT&T – первоначально, UNIX был детищем этой компании, и вышел из ее исследовательских лабораторий; вначале коммуникационный гигант смотрел на распространение этой системы сквозь пальцы, однако затем, как только была осознана возможная экономическая выгода, все, использующие код, написанный в AT&T, были вынуждены убрать его под угрозой судебного преследования.

Core Services, Application Services

На этом уровне расположены общие для всей системы компоненты, такие как Core Foundation, Carbon Core, Apple Events... (уровень Core Services) и Quartz, QuickDraw... (уровень Application Services). Рассказ о каждом из них выходит за рамки задачи общего рассмотрения системы, но общее у них одно – все они являются базой для всех приложений системы, да и для системы в частности.

Carbon, Cocoa

Это тоже весьма интересная технология, достойная особого внимания.

Mac OS X – это «следующий шаг» после Mac OS 9 (Classic), но в то же время это логическое продолжение развитие NeXT (и спецификаций OpenStep). Посему желательно, чтобы приложения каждой из вышеупомянутых систем могли быть портированы на новое творение «яблочной компании» без особых затруднений.

Выход был найден достаточно оригинальный – новая система поддерживает «классические» приложения через среду Carbon, а «новые» (на самом деле – Next-овские) через среду Cocoa. Для того чтобы приложение заработало в новой системе, для приложений NeXT достаточно просто произвести перекомпиляцию, в то время как приложения из классики будут требовать некоторых доработок.

По заявлениям Apple, «карбонизация» есть лишь временное решение – возможность быстрого портирования приложений на новую систему (в противном случае «десятка» бы просто лишилась бы своих основных приложений, начиная от графики и заканчивая MS Office).

«Карбонизированные» приложения не являются сколь либо ущербными – грамотно портированные приложения мало чем уступают своим новым собратьям (например, одно из основных приложений графического взаимодействия системы с пользователем – Finder – написано с использованием именно этой среды), однако же данная среда не поддерживает всех возможностей системы, предоставляемых в полном объеме через вызовы Cocoa.

Существует мнение, что Carbon останется в системе как стандарт на гораздо больший срок, чем это предполагает сама Apple – слишком велико количество «старых» приложений, и немногие фирмы решатся переписывать их с нуля с использованием новых возможностей, которые могут быть не всем нужны, тем более что в большинстве случаев это повлечет за собой огромные финансовые расходы.

Системная архитектура Mac OS X

Системная архитектура Mac OS X, впрочем, как и NextStep/OpenStep, основана на операционной системе UNIX.

Для лучшего понимания работы этой системы рассмотрим более подробно схему работы *nix-системы от загрузки до «приглашения к работе» (графического либо текстового).

Первый начинается сразу после того, как программное обеспечение, прошитое в компьютере (то, что называется BIOS на x86 платформе, Firmware на PowerPC и некоторых других) передает управление программе, записанной на винчестере (или CD/DVD-диске).

Здесь в дело вступает загрузчик. Его задача относительно проста – загрузить ядро в память и передать ему управление. Возможно, предварительно осведомившись у пользователя, не хочет ли он задать какие-либо дополнительные параметры для загрузки ядра, либо указать, что грузить необходимо другой образ.

Второй этап – загрузка ядра. Основной его задачей является определение доступного оборудования и его инициализация. В дальнейшем ядро будет ответственно за работу всех программ – вызовы напрямую к железу компьютера запрещены. Затем ядро запускает только один процесс – init.

Третий этап – работа процесса init (от англ. – «initialization») – заключается в последовательном исполнении команд, записанных в файлах конфигурации (директории /etc).

Первым делом обычно проверяется отсутствие ошибок на диске, затем устанавливаются переменные среды (такие как пути для поиска исполняемых программ, системная языковая кодировка, тип терминала и другие).

Потом запускаются системные «демоны» – программы, исполняющиеся на заднем плане (background) и ожидающие определенного события, например, веб-сервер ожидает поступления подключения на 80 порт, после чего обслуживает поступающие команды.

Напоследок для пользователя готовят терминал, и запускается программа «login», предлагающая ввести логин и пароль для начала работы.

Это был стандартный вариант запуска системы. Существуют и другие варианты: среди основных – так называемый single-mode и графический.

Первый используется для возращения системы к жизни, если что-то произошло. В таком случае доступ разрешен только локальный, при старте осуществляется минимальное количество действий (обычно это монтирование диска в режиме только для чтения, инициализация одного терминала).

Второй, графический, уже своего рода добавка: после основного запуска вместо или вместе с инициализацией текстового терминала также запускается «нечто графическое». В случае стандартной *nix-системы «нечто графическое» – это «X server», в случае Мака – «WindowServer». С этого момента большинство пользователей попадают в родную для них графическую среду.

Идеи, заложенные в Mac OS X

*nix-системы всегда отличались гибкостью, они создавались и разрабатывались как многозадачные, многопользовательские, сетевые ОС. Нормальным взаимодействием с компьютером во время создания этой системы считалась работа за текстовым терминалом, тем или иным образом соединенным с главным компьютером.

Чуть позже компьютеры начали персонализироваться, а количество пользователей увеличиваться. Причем далеко не всем нравился текстовый режим, впрочем, как и командная строка.

Через некоторое время и не без помощи фирмы Apple (а также компании Xerox) пользователи узнали, что интерфейс компьютера может быть еще и графическим, то вбивать команды хотелось все меньшему и меньшему количеству людей.

Спрос рождает предложение, и многие платформы и операционные системы стали добавлять возможность работы в графической среде, и *nix не остался в стороне – был реализован проект графического сервера, который запускается на одной машине (сервере), и обрабатывает подключения к нему на определенном порте (клиентов). Время шло, и компьютер стал все чаще использоваться одним человеком, и идея «раздачи» ресурсов для других машин становилась все менее актуальной, и сервер уже обрабатывал подключения с той же машины, на которой был запущен и сам.

Кроме того, архитектура работы с графикой была «многослойна». После запуска X server запускалось приложение, позволяющее пользователю взаимодействовать с компьютером – Window manager (оконный менеджер) в терминологии *nix. Оконный менеджер, в свою очередь, мог запускать дополнительные программы (например, приложения, отвечающие за рабочий стол, за панель снизу экрана и другие мелкие приложения, апплеты). Завершение работы оконного менеджера означает выход из X server.

Такая многослойность вполне в духе *nix-системы, где множество приложений хорошо выполняют свою работу, а их соединение позволяет получить один хороший результат. Однако обратной стороной подобной гибкости является значительная фрагментация системы (что, как показывает практика, может быть хорошо для системы в целом, но не для графического интерфейса), а также потеря производительности.

Именно эти факторы и мешают продвижению *nix-системы:

  • отсутствие единой стандартной графической библиотеки для разработчиков (присутствующей в каждом дистрибутиве и не меняющейся от версии к версии);
  • единого графического интерфейса (выбор – это хорошо, но наличие стандарта необходимо);
  • его продуманности (сейчас зачастую интерфейсы либо копируют коммерческие реализации, такие как Microsoft, Apple, Motif, либо не очень ясны для обычных пользователей);
  • грамотной реализации (качество кода, стабильность работы).

Apple решила выбрать в качестве своей базовой платформы *nix, расширить его под себя и переделать всю графическую систему. Так, одним из нововведений является формат сохранения данных конфигурации – теперь все настройки хранятся в файлах формата XML, более трудного для ручного редактирования, однако родного для «программного» хранения данных; кому приходилось редактировать файлы конфигурации после того, как по ним прошелся автоматический, дружественный к пользователю графический конфигуратор на *nix-платформе, поймет о чем я, для остальных поясню: в результате подобных конфигураций оказывается сбита вся логика построения файла, в ней нередко остается немало мусора, и далеко не все параметры могут быть выставлены корректно.

Кроме того, фирма не может терять наработки прошлых лет, в виде большого количества программного обеспечения, написанного для «классики» (Mac OS до 9 версии включительно) и чуть меньшего для NextStep/OpenStep.

Для этого в новой системе поддерживается два вида библиотек – Carbon и Cocoa. Первая из них – для совместимости с «классикой», вторая объявлена новой и приоритетной. Для того чтобы старое (для «классики» или удовлетворяющее спецификациями OPENSTEP) программное обеспечение заработало в новой системе, необходимо произвести перекомпиляцию с незначительными изменениями (либо и вовсе без них). Кроме того, в качестве еще одной рабочей среды объявлена среда Java – виртуальная машина на Mac OS X считается лучшей реализацией среди прочих, и достаточно тесно интегрирована с системой.

Не следует забывать и про слой BSD, и X server, который компания скоро уже должна выпустить в окончательной версии (на данный момент доступна только beta-версия). Также не была упомянута возможность запуска «классических» приложений, не портированных на новую систему. Так что получается, что сейчас, прямо «из коробки» система способна запускать приложения для «классики», приложения OPENSTEP, Java и огромное количество *nix-приложений (для чего создан отдельный проект переноса так называемых портов с FreeBSD на Darwin, позволяющих установить приложение двумя командами «cd» и «make install») как графических, так и работающих из командной строки.

Дополняя картину, нельзя не упомянуть продукт под названием Virtual PC – эмулятор x86 компьютера на Mac OS (последняя 6 версия эмулирует Pentium II MMX, тактовая частота зависит от мощности самого Мака).

Таким образом, компании удалось сохранить старых разработчиков, а также привлечь новых, среди которых и такие ценные «outsource-кадры», как *nix-хакеры и просто пользователи по всему миру, не требующие оплаты, однако же привносящие весьма ощутимый вклад в развитие системы.

Mac OS X в работе

Desktop

Что нужно от жизни обычному пользователю? Простота настройки, наличие офиса, приложений для работы в Интернете, работа с родным (в нашем случае – русским) языком.

Офисных пакета как минимум два: Microsoft Office (стабильно работающим не замечен) и Open Office. И тот и другой обеспечивают совместимость с документами, созданными на «обычных» компьютерах. Причем Office от Microsoft снабжен даже большим количеством «фич», чем его собрат для Windows.

Приложения для работы в Интернете

Здесь выбор весьма велик, а имена производителей достаточно известны, посему просто приведу название приложения и имя производителя:

Браузеры : Internet Explorer (Microsoft), Safari (Apple), Mozilla (Open Source), Opera (Opera Software) и многие другие.

ICQ : ICQ (ICQ Inc.), Fire.app (Open Source), Proteus.

E-mai l: Outlook Express (Microsoft), Entourage (Microsoft), Mail (Apple).

Локализация

Системной кодировкой является Unicode, так что все грамотно написанные приложения не испытывают никаких затруднений при работе с любым языком (систему можно в любой момент заставить «говорить» как на китайском, так и на украинском; то же относится к любому приложению, если его разработчик озаботился многоязыковой поддержкой).

Кроме того, перекодировка текста предусмотрена на уровне системных вызовов.

Server

Требования системного администратора обычно несколько другие, а именно – не позволять пользователям делать того, что им не нужно, и иметь возможность настроить все необходимые параметры под конкретную задачу, а также поддержка системы up-to-date.

Системе известно такое понятие, как пользователь «root», здесь он также царь и бог и при желании может делать с системой все что угодно (особенно из командной строки).

Настройка системы здесь производится несколько проще, чем в обычном *nix – для этого существуют графические программы. Однако в отличие от обычного *nix, где все графическое обычно вызывает горестную ухмылку Unix-гуру, здесь все продумано.

Во-первых, Apple не зря начала создание своей Unix-системы, наслоив на классическую архитектуру свои настройки. До момента чтения и исполнения /etc/rc*-файлов здесь все идет как обычно, однако затем из этих же файлов происходит вызов скриптов от «яблочной компании». Т.е. фактически происходит так: грузится Mach, грузится init, который затем, как это и положено, отвечает за все процессы в системе, однако запускает большинство этих процессов SystemStarter, который читает и запускает другие файлы (из директории /System/Library/StartupItems). Так вот формат файлов конфигурации для всякого приложения в Mac OS X – это XML. Данный формат файлов чуть хуже читабелен для человека, зато легко читабелен для приложений, кроме того, запись конфигурации в итоге не генерирует «мусор», который обычно всегда можно найти в обычных файлах конфигурации.

Однако отсюда минус: то, что нельзя настроить графически, необходимо делать «руками». Нет, дело не в том, что это сложно сделать (командный интерпретатор tcsh и редактор vi никто не отменял), а в том, что все изменения, внесенные непредусмотренным системой образом, могут быть впоследствии переписаны обновлением системы.

Кроме того, брандмауэр (в серверной версии системы Mac OS X Server) в графической версии его настройки имеет два варианта работы с трафиком: allow/deny. И в том случае, если администратор решит настроить NAT (masquerading в терминах других систем), то правила брандмауэра (стандартного ipfw, кстати) придется прописывать напрямую в конфигурационных файлах, что требует достаточно плотного знакомства с устройством системы.

В общем, можно сказать, что сервер под управлением Mac OS X Server имеет смысл ставить туда, где необходима простота администрирования, возможно, в некоторых случаях в ущерб гибкости. С другими системами такой сервер будет жить очень даже недурно (с системой идет samba, nfs, ssh, ftpd и ранее упоминаемый apache), а его обновление производится не более чем 6 нажатиями мышки (и не вызывает таких печальных последствий, как автоматическое обновление на другой популярной платформе известного производителя ПО), и кроме того, наличие обновлений может проверяться каждый день/неделю/месяц, и пользователю будет предложено установить имеющиеся обновления.

Developer station

Разработчик – человек, которому нужно немного и от системного администратора, и от обычного пользователя, но в первую очередь необходима удобная система разработки (IDE), полная документация и, возможно, примеры реализации.

Не могу также пропустить и такое приложение, как Virtual PC, – приложение, позволяющее запускать любую x86 операционную систему и эмулирующее Pentium II MMX, S3 Trio 32/64 (4/8/12 Мб), Sound Blaster, Intel 21041 Based Ethernet Adapter и выделяющее то количество жесткого диска и оперативной памяти, которое будет ему указано. Данное приложение можно отнести и к категории для разработчиков (тестирование своей программы под различные системы), и к категории системщика (количество одновременно работающих систем ограничено только системными ресурсами «хоста») и просто для обычного пользователя – «окошки» в «окошке» позволяют работать с приложениями, которые еще не портированы на Мак, или даже играть в игры (правда, не очень ресурсоемкие).

При подготовке статьи были использованы материалы:

  1. Джим Карлтон. Apple. Взгляд изнутри: история интриг, ошибок и эгоизма. Издательство «ЛОРИ», 2001.
  2. Стивен Леви. Хакеры – герои компьютерной революции. (www.cooler.it/hackers)
  3. История развития NeXT. (