Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».

Связь будет неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи – продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи)

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи будут важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.

Сеть связи общего пользования предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и содержит в себе все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи.

Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Уместно отметить, что оператор – физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах ϲʙᴏих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема сообщений пользователей связи в коммерческих целях.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией РФ, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

10.09.2011, 17.09.2011

Тема 1: Информационное право как отрасль права

Вопросы лекции:

    Понятие информации, понятие и признаки информационного общества;

    Виды информации. Документированная и недокументированная информация;

    Предмет и методы информационно-правового регулирования;

    Комплексный характер информационного права. Соотношение информационного права со смежными отраслями;

    Правовое регулирование информационных отношений за рубежом.

Вопрос 1: Понятие информации, понятие и признаки информационного общества

Информация (лат.) – ознакомление, разъяснение, изложение.

Хартли дал количественное определение информации. Он предлагает статистическое определение информации. В математике информация понимается как мера устранения, уменьшения неопределенности.

Информация – это не энергия и не материя, это обозначение содержания, полученного в результате взаимодействия с внешним миром.

В философии существует точка зрения, что информация – это отражение содержания окружающего мира. Информация возникает при наличии изменений и разнообразия в окружающем мире.

Итак, информация не существует без отражения, как и отражение без информации. Свойство отражения заключается в способности любого объекта воспроизводить некоторые особенности, воздействующих на него объектов.

Выделяют четыре основных вида отражения, которым соответствуют виды информации:

    В неживой естественной природе – элементарная информация. Существует объективно сама по себе. Например, движение атомов;

    В живой природе – биологическая информация – создается в процессе жизнедеятельности;

    В обществе – социальная информация;

    В искусственной природе – технико-кибернетическая информация, производна от социальной информации и возникает в результате деятельности ЭВМ.

Вся существующая информация классифицируется на информацию, которая, во-первых, может являться объектом правового регулирования, во-вторых, на информацию, которая объектом правового регулирования не является. Урегулировать с помощью правовых норм можно только ту информацию, которую человек извлекает из окружающего мира, отображает в своем сознании и передает другим людям в любой знаковой форме.

Информация, которая является объектом правового регулирования, должна обладать рядом правовых свойств. Основные правовые свойства информации:

    Физическая неотчуждаемость информации от создателя. В праве отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование;

    Обособленность информации – для включения в гражданский оборот информация используется в виде символов и знаков, таким образом, она обособляется и существует отдельно от своего производителя, создателя.

    Двуединство информации и ее материального носителя. Информация выступает всегда как материальная вещь;

    Тиражируемость. Информация может распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания;

    Организационная форма информации – документ;

    Экземплярность. Существование информации на отдельном материальном носителе, отсюда возможен учет количества экземпляров, через учет количества носителей.

Существует нормативное определение информации в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . В соответствии с данным законом, информация – это сведения, сообщения, данные, независимо от формы их представления.

Понятие и признаки информационного общества

Информационное общество – постиндустриальное общество, в котором преобладает производство и распространение информации в централизованном порядке, при этом информация является основным ресурсом общества. Признаки:

    Наличие информационного рынка и рынка информационных технологий;

    Наличие информационной инфраструктуры;

    Массовое применение персональных компьютеров, массовое подключение к информационным сетям;

    Доступность информационных услуг и информационных ресурсов;

    Отсутствие географических и геополитических границ государств.

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая "шпора", написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Информационному праву, а остальное - дело техники.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.
Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.

В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях:
– как наука;
– как отрасль права;
– как учебная дисциплина.

Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.
Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.
Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
6. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
11. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ
16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
17. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОИСКА, ПОЛУЧЕНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
18. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ПЕРЕДАЧЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
19. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СОЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИХ СЕТЕЙ, СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
20. ПРАВО НА ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
21. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ. ЗАПРОС
22. ЗАЩИТА ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
25. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
28. МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ
29. СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ ИНФОРМАЦИИ
30. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
31. СЛУЖЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА
32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
33. ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
34. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ДОКУМЕНТА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
35. ХРАНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО БЕСПЛАТНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА
36. ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ
37. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ
38. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ПРЕДМЕТ, ИЗЪЯТЫЙ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА
39. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИХ СЕТЕЙ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ: ИНТЕРНЕТ, ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, ЦИФРОВАЯ СВЯЗЬ И ДР
40. ПАТЕНТ
41. НОУ-ХАУ
42. СМИ
43. УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕДАКЦИИ
44. КОММЕРЧЕСКАЯ И БАНКОВСКАЯ ТАЙНА
45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА
46. ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
47. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
49. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
50. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
51. ЗАЩИТА ПРАВ НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
52. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
53. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
54. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
55. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
56. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
57. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ
58. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО
60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
62. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВЯЗЬ
63. АВТОРСКИЕ ПРАВА И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
64. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР
65. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
66. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
67. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ
68. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
70. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
71. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
72. ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ
73. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
74. СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»
75. СПС «ГАРАНТ»
76. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
77. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЗА РУБЕЖОМ
78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
79. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ
80. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
81. АРХИВНОЕ ДЕЛО
82. ПОРЯДОК ДОСТУПА К АРХИВНЫМ ФОНДАМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
83. ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СМИ
84. РЕКЛАМА
85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ
86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
87. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
88. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
89. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
90. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА.

2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002. – 512 с.

В учебнике, подготовленном заведующим кафедрой правовой информатики Московской государственной юридической академии профессором В.А. Копыловым на основе опыта преподавания информационного права в МГЮА, рассмотрены все основные вопросы учебной программы, относящиеся к Вводной, Общей и Особенной частям курса.

В приложениях помещены: программа курса; словарь терминов, используемых в актах информационного законодательства; перечень актов и норм актов информационного законодательства; рекомендуемая литература.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, в которых изучается информационное право. Будет полезен для всех, кто интересуется проблемами информатизации.

Формат: doc / zip

Размер: 421 Кб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 1 ,72 Мб

/ Download файл

Оглавление
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО 8
1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления 8
1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава) 10
1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества 13
1.4. Цель настоящего учебника 13
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 13
2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права 13
2.1.1. Определение понятия «информация» 13
2.1.2. Информация в актах действующего законодательства 13
2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе 13
2.1.4. Классификация информации по доступу к ней 13
2.1.5. Юридические особенности и свойства информации 13
2.2. Модель информационной сферы 13
2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации 13
2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации 13
2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг 13
2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 13
2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности 13
ОБЩАЯ ЧАСТЬ 13
ГЛАВА 3 ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 13
3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права 13
3.2. Информационные права и свободы - фундамент информационного права 13
3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом 13
3.4. Методы информационного права 13
3.5. Принципы информационного права 13
3.6. Субъекты информационного права 13
3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права 13
3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере 13
3.8.1. Информационное право как наука 13
3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права 13
3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина 13
3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере 13
ГЛАВА 4 ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 13
4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика 13
4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения 13
4.3. Классификация информационных правоотношений 13
4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 13
4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 13
4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения 13
4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности 13
ГЛАВА 5 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 13
5.1. Информационное законодательство - основной источник информационного права 13
5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации 13
5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства 13
5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей 13
ГЛАВА 6 ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 13
6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации 13
6.2. Основные субъекты правоотношений 13
6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 13
ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБОРОТА 13
7.1. Вопросы информационной собственности 13
7.2. Модель гражданского оборота информации 13
7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации 13
ГЛАВА 8 ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 13
8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов 13
8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов 13
8.3. Правовой режим документированной информации 13
8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации 13
8.5. Документированная информация в международном информационном обмене 13
ГЛАВА 9 ИНФОРИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 13
9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 13
9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения 13
9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 13
9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 13
ГЛАВА 10 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13
10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 13
10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 13
10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 13
10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 13
10.4. Защита прав и свобод в информ. сфере в условиях информатизации 13
10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 13
ГЛАВА 11 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ 13
11.1. Интернет и правовая система 13
11.1.1. Интернет как виртуальная среда 13
11.1.2. Правовые аспекты Интернет 13
11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет 13
11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет 13
11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет 13
11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет 13
11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет 13
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 13
ГЛАВА 12 ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 13
2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности 13
12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права 13
12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства 13
12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ и баз данных 13
12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем 13
12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права 13
12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау 13
ГЛАВА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 13
13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации 13
13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации 13
13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации 13
13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации 13
13.2.3. Распространение массовой информации 13
13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями 13
13.2.5. Правовой статус журналиста 13
13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации 13
13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации 13
13.3. Государственная поддержка средств массовой информации 13
13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации 13
13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов 13
13.6. Реклама 13
13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации 13
13.8. Средства массовой информации и Интернет 13
13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом 13
13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в США 13
13.10.1. Свобода самовыражения 13
13.10.2. Диффамация 13
13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности 13
13.10.4. Защита истопников информации 13
13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации 13
ГЛАВА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА 13
14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации 13
14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела 13
14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание. 13
14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела 13
14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела 13
14.6. Организация взаимодействия библиотек 13
14.7. Экономические аспекты библиотечного дела 13
14.8. Авторское право в деятельности библиотек 13
ГЛАВА 15 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АРХИВОВ 13
15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации 13
15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов 13
15.3. Правовой режим архивов 13
15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации 13
15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов 13
15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов 13
15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах 13
15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела 13
ГЛАВА 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 13
16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну 13
16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны 13
16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне 13
16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание 13
16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну 13
16.6. Рассекречивание сведений и их носителей 13
16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну 13
16.8. Защита государственной тайны 13
16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 13
ГЛАВА 17 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 13
17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну 13
17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений 13
17.3. Правовой режим коммерческой тайны 13
17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях 13
17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны 13
17.6. Защита прав на коммерческую тайну 13
ГЛАВА 18 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 13
18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных 13
18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений 13
18.3. Правовые основы работы с персональными данными 13
18.4. Права субъекта персональных данных 13
18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных 13
18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными 13
18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных 13
Приложение СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АКТАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 13