Презентация на тему "память". Память

Выполнила: Бавдин Саида Проверила: Алпысбаева К.КС.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА
Физиология памяти.
История изучения памяти.
Мозговые структуры памяти.
Гипотезы хранения
информации

ПАМЯТЬ

Биологическая память
– способность организма,
воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в
последующем воспроизводить вызванные изменения
функционального состояния и структуры.
ВРОЖДЕННАЯ
- генетическая - записана последовательностью нуклеотидов
ДНК. Лежит в основе безусловных рефлексов и инстинктов.
ПРИОБРЕТЕННАЯ
- иммунная - способность различать и запоминать чужеродные
белки.
- нейронная (нервная) - способность нервной системы хранить
и воспроизводить информацию.

Нервная память

*Нервная память
- это особая форма психического
отражения действительности,
заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем
воспроизведении информации в
головном мозге.
* В памяти закрепляются не
только отдельные
информационные элементы,
а целостные системы
знаний, позволяющие
живому организму
приобретать, хранить и
использовать обширный
запас сведений в целях
эффективного
приспособления к
окружающему миру.

Виды нервной памяти
-Генотипическая (врожденная)
- обеспечивает становление
безусловных рефлексов и
инстинктов
А) Процедурная память связана с усвоением
навыков (процедур)
-Фенотипическая
(приобретенная) - составляет
основу индивидуального опыта,
формируемого в процессе
научения
В) Декларативная память –
хранение любой информации
(кроме навыков): формул,
символов, содержания
прочитанного и т.п.

История изучения памяти
Парменид
Диоген
Память - организованная смесь света и
тьмы, тепла и холода. Забывание есть
результат «взбалтывания». Он считал,
что если эти состояния не «смешивать»,
то память будет прекрасной.
Память представляет собой процесс,
который определяется равномерным
распределением воздуха в
туловище. Забывание – это
изменение этого распределения.

Классификации видов памяти:
- по форме проявления:
1. Образная 2. Эмоциональная 3. Словесно-логическая
4. Моторная
- по продолжительности:
1.
Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная
- по способу реализации
1. Внутренняя
2. Произвольная и непроизвольная
3. Сознательная и латентная
- ПО ВИДАМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
1. Зрительная
5. Осязательная
2. Слуховая 3. Обонятельная 4. Вкусовая

*Образная память - память на
представления; запоминание,
сохранение и воспроизведение
образов ранее воспринимавшихся
предметов и явлений
действительности.

Эмоциональная память память на пережитые чувства;
способность запоминать и
воспроизводить чувства.
Эмоциональная память
проявляется в закреплении и
последующем (непроизвольном)
воспроизведении тех или иных
эмоциональных состояний.

*Логическая память - память
на словесные сигналы,
обозначающие как внешние
объекты и события, так и
вызванные ими ощущения и
представления.

Моторная память

Запоминание движений,
их последовательности и
положения тела в
пространстве в ходе их
выполнения

Временные виды памяти

*Временные виды памяти
Иконическая или сенсорная память - до 500 мс
Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании
мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной
структуре. Многие ученые считают, что сенсорная память не является
особым видом памяти, это последействие ощущений после
выключения действия раздражителя.
Кратковременная память - до 10 минут. Это оперативная память,
обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и
мыслительных операций.
Промежуточная память – часы, дни
Долговременная память месяцы и годы.
Это блоки обработки информации, характеризующиеся практически
неограниченными временем хранения и объемом хранимой
информации.

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

*ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
1. ВОСПРИЯТИЕ
2. ПОВТОРЕНИЕ
3. ЗАПОМИНАНИЕ
4. ХРАНЕНИЕ
5. ЗАБЫВАНИЕ
6. УЗНАВАНИЕ
7. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Мозговые структуры памяти
Процессы памяти связывают с лобной, височной и
париетальной корой, мозжечком, базальными
ганглиями, лимбической системой (миндалиной,
гиппокампом)

Нейрохимическая (промежуточная) память

*Консолидация памяти – это перевод информации
с помощью биохимических процессов в
долговременную (нейроструктурную) память на
хранение.
*

Вещества, обладающие свойством
носителя памяти
Скотофофин, белок С-100, амелетин, белок 14-3-2,
фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК,
многие нейропептиды, медиаторы и др.
Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов
памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той
или иной информации, амнезию.
Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование
условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение
уже имеющейся информации.
Гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК) и ее аналоги
существенно улучшают обучение, образование энграммы,
улучшают воспроизведение хранящейся информации.

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

*ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Описывают способы формирования
энграмм памяти, т. е. изменений в
мозговых структурах, которые
обеспечивают сохранение и
воспроизведение ранее воспринятого
образа или знания.

Энграммы памяти
Это физические, химические и
морфологические изменения в нервных
структурах, которые сохраняются некоторое
время и оказывают существенное влияние
на формирование нервного импульса,
циркуляцию его и обеспечивают такие
изменения постсинаптических мембран,
которые приводят к воспроизведению ранее
воспринятого образа.

Теория Дональда Хебба
Долговременная память базируется на структурных изменениях,
возникающих в результате модификации синапсов.
Повторное возбуждение нейронов приводит к тому, что в них возникают
долговременные изменения, связанные с ростом синаптических
соединений и увеличением площади их контакта между
пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной.
После установления таких связей эти нейроны образуют
клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы
одного относящегося к нему нейрона, приводит в
возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный
механизм хранения и извлечения информации из
памяти.

Генетическая теория
Хидена:
под влиянием электрического поля,
создаваемого серией импульсов,
информация кодируется и записывается
в структуре полинуклеотидной цепи
молекулы белка (РНК).
При этом каждый сигнал фиксируется в
виде специфического отпечатка в
структуре молекулы РНК, которая
становится чувствительной к
специфическому узору импульсного
потока, тем самым она как бы узнает тот
афферентный сигнал, который
закодирован в этом импульсном рисунке.

1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

Память это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга, направленных на сохранение прошлого опыта в целях использования его в дальнейшей деятельности (способность приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию о ранее воздействовавшем событии).

Память тесно связана с обучением. Обучение – способность приобретать опыт и формировать поведенческие акты, основываясь на этом опыте. Память и обучение являются основой для адаптации поведения к окружающей среде. Процесс памяти включает 4 стадии: восприятие, запечатление и запоминание информации; сохранение информации; воспроизведение необходимой информации; забывание. Память в зависимости от типа сохраняемой информации подразделяется на не декларативную (рефлексивную или безотчетную) и декларативную (объяснимую, узнаваемую).

Декларативная память бывает:

  1. Мгновенная или иконическая память (кратковременный сенсорный отпечаток) – не зависит от нашей воли.
  2. Кратковременная продолжается от нескольких секунд до нескольких минут. Это непосредственная или прямая память. Не требует существенных затрат энергии
  3. Промежуточная долговременная память — от нескольких минут до нескольких недель.
  4. Долговременная память; её разновидностью является память пожизненная.

Запоминание и извлечение информации из долговременной памяти относительно трудная задача.

Различают виды памяти:

  1. Двигательная память — способность запоминать и воспроизводить систему двигательных актов
  2. Образная память – воспринимать и воспроизводить образы

а) Зрительная

б) Слуховая

в) Осязательная

г) Обонятельная

д) Вкусовая

  1. Эмоциональная – запечатление пережитых чувств и событий
  2. Вербальная память – словесно-логическая (семантическая ), лежащая в основе интеллекта

Консолидация памяти подразумевает переход кратковременной памяти в долговременную и представляет закрепление полученных знаний. Кратковременная память не требует консолидации. Минимальный срок для консолидации 5 – 10 мин. Для прочной консолидации требуется приблизительно один час. После этого срока различные воздействия не стирают информацию из коры головного мозга. Для прочной консолидации необходимо повторение информации

Закон Павлова – Лешли

или закон действия массы: чем большая часть коры головного мозга разрушена, тем хуже сохраняется память о приобретенных различных навыках. В коре головного мозга не существует центров памяти. За хранение и воспроизведение информации ответственна вся кора. Кора головного мозга является органом долговременной памяти

В сохранении информации принимают участие и другие отделы мозга. Так гиппокамп переводит кратковременную память в долговременную. Эти процессы осуществляются совместно с миндалиной. Такую же функцию несут прилегающие к гиппокампу части медиальной височной коры. Таламус прямо и опосредованно связан с гиппокампом. Через гиппокамп таламус способствует консолидации долговременной памяти в коре. При повреждении дорсомедиального ядра таламуса исчезает возможность запоминания нового словесного материала. Удаление разных зон мозжечка может ликвидировать не только следы обучения, но и блокировать образование новых двигательных условных рефлексов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер устраняет следы памяти об обучении движениям. Лимбическая система придаёт памяти эмоциональную окраску. Человек помнит не только те или иные события, но и те переживания, которые их сопровождали. Лобные доли являются одними из важнейших нервных структур, ответственных за кратковременную и долговременную память

МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

Минимальная память связана с синаптической передачей и обусловлена выбросом медиатора. Она сохраняется до тех пор, пока медиатор действует. Эта форма памяти может быть нарушена введением ингибиторов медиатора. Минимальная память может быть объяснена движением импульса возбуждения по системе замкнутых нейронов.

Общие биохимические механизмы кратковременной и долговременной памяти заключаются в том, что в синапсах освобождаются долгоживущие пептиды (комедиаторы), синтезируются специфические для нервной системы белки и пептиды активируются специфические протеазы, изменяющие структуру белка в синапсах. В синапсах интенсивно протекают процессы фосфорилирования и дефосфорилирования белков ионных каналов, благодаря чему процесс возбуждения сохраняется длительное время. Различие же в том, что кратковременную память блокируют ферменты АТФ-азы, гипоксия, углекислый газ, вещества, влияющие на состояние рецепторов, синапсов и их взаимодействия с медиаторами. Формированию долговременной памяти препятствуют ингибиторы синтеза белка и РНК (пуромицин, циклооксигексимид и другие). При долговременной памяти синтезируются новые белки и нуклеиновые кислоты с новой структурой.

Для возникновения долговременной памяти необходим относительно сильный стимул. При этом возбуждаются и высвобождаются самые различные гормоны и нейромедиаторы , которые через системы вторичных посредников (цАМФ, протеинкиназа А и др.) действуют на ядро, запуская гены (главный из них С-fos), ответственные за память, благодаря чему в цитоплазме синапса запускается синтез новых белков. Затем белок из цитоплазмы поступает в ядро и там вступает во взаимодействие с рецепторными участками ДНК , содержащимися в десятках тысяч генов. И в каждой нервной клетке этот набор в зависимости от её состояния будет различным, что и определяет бесконечность памяти.

Механизмы пожизненной памяти

  1. Необходимы устойчивые системы для постоянного обновления специфических белков.
  2. Ген, ответственный за синтез белка, может быть заблокирован репрессором . В результате воздействий репрессор отдаляется и ген начинает синтезировать белок. После прекращения воздействия ген вновь блокируется репрессором. Но если вновь синтезированный белок свяжет репрессор, то синтез вновь образуемого белка не прекращается.
  3. Могут образоваться антитела к репрессору, и тогда синтез вновь образуемого белка, хранящего информацию, будет пожизненным.

ЗАБЫВАНИЕ.

Забывается то, в чём нет постоянной необходимости и потребности. Из сознания в подсознание вытесняются травмирующие нас события. Это защитный механизм. Чем больше времени проходит с момента получения информации, тем она легче забывается. Пожилые люди легко воспроизводят старые события, но не помнят, что произошло недавно. Это закон РИБО или закон обратного хода памяти (ретроградная память)

План

Процессы памяти

Виды памяти

Временная организация памяти

Механизмы памяти

Морфологический субстрат памяти

Виды и структурные основы мышления

Память – сохранение информации о раздражители после прекращения его действия.

И.М.Сеченов: «Память – это

краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »

Нейрогенная память

Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты

Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) - основа жизненного опыта- это способность нервной

системы воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.

Процессы памяти

Восприятие и запечатление (фиксация)

информации – может быть произвольным и

непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее

Сохранение информации – центральное

звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.

Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс

Формы воспроизведения информации

Узнавание – извлечение информации из памяти в результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного поиска

Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.

Воспроизведение , как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным

Виды памяти по форме проявления

Образная (модально-специфическая):

1. Зрительная

2. Слуховая

3. Тактильная

4. Моторная

Словесно – логическая

Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события

Эмоциональная память

Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние

Абстрагированная – воспроизведение эмоционально значимого события без чувственной окраски

Черты эмоциональной памяти:

Быстрота формирования

Надмодальность – независимость от конкретных сенсорных воздействий

По уровню управления памятью:

1. Непроизвольная

2. Произвольная

По способу запоминания:

1. Неосмысленная (непосредственная, механическая) –запоминание без

использования специальных приемов

2. Опосредованная– использование

вспомогательных средств для запоминания (элемент логической смысловой памяти)

Произвольная мнестическая деятельность

Включает стадии мотива, программирования, использования различных способов и приемов запоминания,

контроля и коррекцию результата