Программ по трудоустройству несовершеннолетних детей. Рабочая программа на тему: программа трудового воспитания и профориентации подростков "Город мастеров"

«Райский уголок»

Специализация: Строительство, и озеленение детской спортивной площадки.

Автор программы: Секацкая К. М. общественный инспектор по охране прав детства.

Начальник Отдела по молодежной политике, ФК и Администрации МО «Селтинский район»

Е.Ю. Коротаева

Согласовано:

Глава МО «Сюромошурское»

Э.А. Эсенкулов

Согласовано :

Начальник Отдела культуры

Администрации МО «Селтинский район»

М.А.Городилова

Паспорт программы

Цель:

Трудоустройство 5 подростков из приемных, малообеспеченных, малообеспеченных многодетных семей.

Задачи:

    Способствовать получению первоначальных профессиональных навыков при строительстве детской площадки.

    Построить детскую площадку для организации активного досуга, отдыха.

    Создать условия для самостоятельного заработка и пополнения семейного бюджета.

    Создать условия для воспитания чувства ответственности за исполняемое дело и чувство коллективизма.

    Развитие трудовой мотивации подростков и их профессиональная ориентация.

    Этапы и сроки реализации программы.

Подготовительный этап: (май 2017г.)

    Набор подростков будет проводиться в мае месяце.

    Заключение договоров с соисполнителями, трудоустроенными подростками (в конце мая).

    Проведение инструктажа по ТБ (в конце мая)

    Подготовка необходимых материалов, инструментов (конец мая)

Так выглядит площадка до реализации программы

В этом месте планируется постройка горки для катания и детской машинки из колес


Здесь все оборудуется детским столиком, скамейками и качелями.

Реализация программы (июнь 2017)

Программа «Райский уголок» рассчитана на подростков 14 -15 лет.

По Трудовому Кодексу подросткам 14 -15 лет положено работать не более 2.5 часа в день. Подростки будут работать неполный рабочий день, поэтому режим работы для них устанавливается с 08-30 ч. до 11-00 ч. Подростки будут заниматься озеленением территории площадки, а также строительством объектов.

Кадры программы:

1. Директор школы (Перминова Лариса Николаевна) занимается заключением договоров.

2. Руководитель программы (Секацкая Ксения Михайловна, учитель) – занимается охраной прав детства в приемных, малообеспеченных, малообеспеченных многодетных семьях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Паспорт программы.

    Обоснование программы.

    Цели и задачи программы.

    Этапы и сроки реализации программы.

    Коллектив исполнителей и соисполнителей.

    Механизм реализации программы.

    Планы реализации программы.

    Смета расходов.

    Ожидаемый результат (ожидаемый социально – значимый эффект для общества).

    Форма отчетности.

    Список детей.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа по профессиональному обучению и созданию дополнительных (временных) рабочих мест для подростков и молодежи при МС(К)ОУ «Ярская школа – интернат»

Цель программы

Специализация программы

Швейное дело

Заказчик программы

Государственное учреждение «Республиканская молодежная биржа труда» в лице директора А.В. Киляковой

Руководитель программы

Матвеева Раиса Дмитриевна, учитель швейного дела

Работодатель

Название организации исполнителя

МУ «Центр психолого – педагогической помощи молодежи «Шанс»

Адрес организации

Удмуртия, Ярский район, п.Яр, ул.Советская, 39,а

Телефон, факс

8(34157) 4 – 14 -53/ факс 4-03-02

Место проведения

МС(К)ОУ «Ярская школа- интернат»

Сроки проведения

Возраст участников

14 – 16 лет

Количество участников по месяцам

6 человек

Запрашиваемая сумма с заказчика на оплату труда подростков

4330 руб. х 6 чел.= 25980 руб.

Имеющиеся денежные средства

Собственные - 36805 руб.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

В МС(К)ОУ «Ярская школа – интернат» обучаются 63 ученика, из них в 9 классе 8 человек, которые нуждаются в трудоустройстве на период с 1июня по 30 июня. Эти дети из малообеспеченных семей, а 3 из них сироты. Занятость наших подростков способствует организации здорового образа жизни без курения, наркотиков и алкоголя.

Социально-полезный труд является важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, а в ряде случаев и основным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка.

Самостоятельно заработанные деньги – это право на самостоятельный выбор жизненной позиции и жизненного пути.

Качество нашей жизни со временем растет, а вместе с ним растут и наши требования к гармоничности обстановки, которая нас окружает. Выдержанность пропорций, изящество и простота пространства вокруг нас не только радуют глаз, но и способствуют гармоничному душевному состоянию.

У каждого человека свои вкусы и представления об оформлении своего интерьера, и у каждого - различные финансовые возможности. И совсем необязательно привязываться к модным веяниям в создании интерьера. Самое главное - это наша среда обитания и она должна быть комфортной, прежде всего для нас.

Мы хотели бы изготовить декоративные шторы для классов, чтобы в классах стало уютно и красиво. Для чего и создали данную программу.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

    Создание временных рабочих мест для 6 подростков.

Задачи:

    Изготовление декоративных штор для классных комнат.

    Дизайн штор и их пошив.

    Воспитание сознательного отношения к труду на благо общества и бережного отношения

к инвентарю.

    Формирование эстетического вкуса учащихся.

    Организация занятости учащихся из группы социального риска через вовлечение их в трудовую деятельность.

    Удовлетворение материальной заинтересованности подростков.

    Формирование навыков коллективного труда, ответственности за его результаты.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

    Набор группы (май). Возраст 14 – 16 лет, рабочий день определяется из расчета: 14-16 лет – 4 часа. Бригада 14-16 лет изготовление штор для классных комнат.

    Заключение договоров (май).

    Проведение инструктажа по технике безопасности (ежедневно).

    Подготовка необходимых материалов, инструментов (май).

Реализация программы

    Директор школы Ившин Р.И. осуществляет общее руководство за выполнением программы.

    Заместитель директора по УВР Поздеева Т.М. осуществляет набор в группу, заключает договора.

    Руководитель программы Матвеева Р.Д. готовит отчетную документацию.

    Руководитель обеспечивает соблюдение материально – технической базы для реализации программы. Отвечает за соблюдение техники безопасности членов бригады, за качественное выполнение ежедневного объема работ, несет личную ответственность за жизнь и здоровье детей. Ведет работу по профилактике травматизма и предупреждений несчастных случаев (с регистрацией в журнале), ведет учет детей, табель посещаемости, а также выполняет виды работ, на которых запрещается участие подростков.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Директор школы

Зам. Директора по УВР

Бригадир

ОТЧЕТНЫЙ

    Анализ выполненной работы.

    Подготовка отчетных документов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Работа по данной программе будет способствовать:

    Закреплению знаний, умений и навыков по швейному делу.

    Совершенствованию профессиональных трудовых навыков.

    Развитию эстетического, экономического и трудового воспитания.

    Оказание материальной помощи воспитанникам.

    Снижению уровня детской преступности через создание временных рабочих мест.

В результате проделанной работы будет произведено:

Методы оценивания: отзывы подростков, педагогов

КОЛЛЕКТИВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Исполнитель:

МУ «Центр психолого – педагогической помощи «Шанс»

ИНН 1825002628/ КПП 182501001

ОГРН 1021800585135

Р/С 40204810600000000026

Л/С 03818140441 Управление финансов Администрации МО «Ярский район»

Адрес: п.Яр, ул. Советская, 39 а, тел. 4 – 08 -66

Соисполнитель:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

4 – 14 -53/ факс (8 341 57) 4-03-02

БИК 049401001

Р/С 40204810600000000026 Банк ГРКЦ НБ Удмуртской Респ. Банка России г.Ижевска

ИНН 1825002579

КПП 182501001

СМЕТА РАСХОДОВ

п\п

Статья расходов

РМБТ

МС(К)ОУ «Ярская школа – интернат»

Заработная плата подростков

25980 руб.

Шторы для классов

    Ткань для штор

    Косая бейка

    Лента шторная

    Нитки

    Карнизы - держатели

Канцтовары

    фотобумага;

    бумага для ксерокса;

    файлы;

    папка;

36805 руб.

ИТОГО

25980 руб.

36805 руб.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

1.Акт выполненной работы.

2.Копию табеля учета рабочего времени.

3.Аналитический отчет о выполнении программы в установленной форме.

4.Цифровой отчет о выполнении программы в установленной форме.

5. Наглядные материалы, фотографии, отражающие работу подростков.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/п

Сроки проведения

Наименование мероприятий

Объем работ

Ответственный

1.06.11.

2.06.11 .

3.06.11 .

4.06.2011.

5.06.2011

Снятие мерок. Составление эскизов штор по классам. Подготовка рисунков.

Изготовление лекал штор по готовым эскизам.

Подготовка ткани к раскрою.

Выходной

Выходной

15 окон

15 окон

27 м ткани

Шторы для 3 окон

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

2 учащихся

2 учащихся

2 учащихся

6.06.11 .

7.06.11 .

8.06.11 .

9.06.10.11 .

10.06.11

11.06.2011

12.06 . 2011

Закладывание складок на шторах. Притачивание тесьмы (шторная лента)

Выходной день

Праздничный день

3 ламбрекена

Шторы для 3 окон

Шторы для 3 окон

Шторы для 3 окон

Шторы для 3 окон

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

13.06.2011

14 .06.2011.

15.06.2011.

16.06.2011.

17.06.2011.

18.06.2011.

19.06.2011.

Выходной день

Подготовка ткани к раскрою.

Раскрой штор. Подготовка деталей кроя к обработке.

Обработка боковых и нижних срезов ламбрекенов косой бейкой

Пришивание планки к верхнему срезу шторы.

Закладывание складок на шторах. Притачивание тесьмы (шторная лента)

Выходной

Выходной

36 м ткани

Шторы для 4 окон

4 ламбрекена

Шторы для 4 окон

Шторы для 4 окон

Матвеева Р.Д.

2 учащихся

2 учащихся

2 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

20.06.2011.

21.06.2011.

22.06.2011.

23.06.2011.

24.06.2011.

25.06.2011.

26.06.2011.

Крепление штор на карнизы держатели

Подготовка ткани к раскрою.

Раскрой штор. Подготовка деталей кроя к обработке.

Обработка боковых и нижних срезов ламбрекенов косой бейкой.

Пришивание планки к верхнему срезу шторы.

Закладывание складок на шторах. Притачивание тесьмы (шторная лента)

Выходной

Выходной

Шторы для 4 окон

36 м ткани

Шторы для 4 окон

Ламбрекены для 4 окон

Шторы для 4 окон

Шторы для 4 окон

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

27.06.2011.

28.06.2011.

29.06.2011.

30.06.2011.

Обработка боковых и нижних срезов ламбрекенов косой бейкой

Пришивание планки к верхнему срезу шторы.

Закладывание складок на шторах. Притачивание тесьмы (шторная лента)

Крепление штор на карнизы держатели

Ламбрекены для 4 окон

Шторы для 4 окон

Шторы для 4 окон

Шторы для 4 окон

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

Матвеева Р.Д.

6 учащихся

СПИСОК УЧАЩИХСЯ

п/п

Фамилия, имя,

отчество

ИНН, дата рождения

Страховое

свидетельство

Социаль-

ный статус

семьи

Домашний

адрес

Паспортные

данные

Барышникова

Александра

Николаевна

08.02.

1995

119-903-859-88

Сирота

Ярский р-он,

д.Удино

9409 074228

выдан ТП УФМС России по УР в Ярском р-не 09.06.2010 г.

Ельцова

Светлана

Николаевна

22.10.

1994

120-547-580-33

Малообеспечен

ная

Ярский р-он, с.Пудем,

ул.Горького,

19-1

9408 933121, выдан ТП УФМС России по УР в Ярском р-не

21.11.2008 г.

Поздеева

Вероника

Андреевна

09.06.

1995

117-231-985-44

Малообеспечен

ная

Ярский р-он,

д.Бармашур,

ул.Советская

20-1

9409 009531, выдан ТП УФМС России по УР в Ярском р-не

14.10.2009 г.

Ушакова

Екатерина

Юрьевна

07.12.

1995

142-574-167-57

Малообеспечен

ная

Ярский р-он,

д.Яр,ул.Центральная д.

9409 050921 выдан ТП УФМС России по УР в Ярском р-не

10.02.2010 г.

Юферова

Ольга

Александровна

05.06.1996

144-386-798-97

Малообеспечен

ная

Ярский р-он, с.Пудем, ул.Калинина, 2а -16

I -НИ №291181, выдано администрацией Пудемского п/совета Ярского р-на УР от 01.07.1996г

ЦИФРОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ №136 – 10

«Благоустройство ул. Чапаева и пошив декоративных штор»

в МСКОУ «Ярская школа – интернат» за июнь месяц 2011 года

Количество

Трудоустроено человек

Отработано дней

Фонд оплаты труда (с начислениями)

Хозяйственные расходы

Источник финансирования МСКОУ «Ярская школа – интернат»

п\п

Статьи расходов

Количество

Единица измерения (м)

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

Ткань для штор

15 штук

150 м

150мх200руб

30000руб

Нитки

10 бобин

10х90

900руб

Косая бейка

135 м.

135мх6 руб

810руб

Лента шторная

135м.

135м х 30 руб

4050 руб

Карнизы - держатели

15 штук

1,5м х 350руб.

525 руб

Песок

50 тонн

15000руб.

Доски для моста

15000руб.

Гвозди

1 кг

70 руб.

Перегной

50 тонн

7000 руб.

10.

11.

Липы

Рассада цветов

100 корней

500 корней

6000 руб.

12.

Канцтовары

фотобумага;

бумага для ксерокса;

файлы;

папка;

1 упаковка

15 листов

15 файлов

1 шт.

1 уп.

15 листов

15файлов

1 шт.

450 руб.

15 л. х 3 руб.

15 х 1 руб.

1 х 10 руб.

450 руб

45 руб

15 руб

10 руб

ИТОГО

79875 руб

Социальные категории трудоустроенных подростков

Кол-во человек

    Попавшие в трудную жизненную ситуацию

    Из многодетных семей

    Из малообеспеченных семей

    Сироты

    Состоящие на учете ОППН

    Состоящие на внутришкольном учете

Руководители программы Н. Г. Поздеева

Р.Д. Матвеева

Номера счетов детей Ярской школы – интернат,

работающих по программе

«Пошив декоративных штор» и «Благоустройство ул.Чапаева»

Июнь 2011 год

п/п

Фамилия, имя,

отчество

Номер счета

Барышникова

Александра

Николаевна

40817 810 9 6809 1504257/54

Ельцова

Светлана

Николаевна

40817 810 9 6809 1504260/54

3

Поздеева

Вероника

Андреевна

40817 810 2 6809 1504258/54

4

Ушакова

Екатерина

Юрьевна

40817 810 8 6809 1504263/54

5

Юферова

Ольга

Александровна

6

Новикова

Ольга

Николаевна

40817 810 2 6809 1504261/54

7

Веретенникова

Елена

Романовна

40817 810 2 6809 1502878/54

8

Куртеева

Елена

Сергеевна

40817 810 5 6809 1504259/54

9

Семакин

Александр Анатольевич

40817 810 5 6809 1504262/54

10

Бабинцев

Юрий

Сергеевич

40817 810 1 6809 1504264/54

Трудоустроено было четыре человека в возрасте 17 лет. Основной задачей программы было создать систему профориентационных знаний, которые помогут в освоении профессии библиотекаря и в принятии осознанного решения в выборе профессионального пути. Так как, анализируя кадровый состав библиотекарей Ярской МЦБС, мы видим, что наблюдается старение кадров.

Также перед орагнизаторами и участниками были поставлены следующие задачи:

  • создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи;
  • приобретение положительного социального опыта в сфере взаимоотношении между работником и работодателем, работы в коллективе и получение начальных профессиональных навыков;
  • создание положительного имиджа библиотеки как информационного центра и места для проведения досуга молодежи.

В ходе проведения работ подростки получили определенные организационные навыки, ценность которых проявится в последующем практическом применении в реальной жизни. Также ими был приобретен положительный социальный опыт в сфере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Работа позволила молодым людям получить опыт трудовых и деловых отношений, развить чувство ответственности. Приобретая с раннего возраста профессиональные навыки, подростки в дальнейшем становятся полноценными участниками современного рынка труда.

Кроме основной работы, с которой каждый день приходиться сталкиваться библиотекарю, подросткам было предложено написать отзыв о работе в библиотеке и составить творческий отчет, который в дальнейшем можно будет использовать на профориентационных мероприятиях библиотеки:

«У многих складывается мнение, что библиотекарь только выдает книги, что работа у него однообразна и неинтересна. Так ли это на самом деле, мы решили проверить на себе, поработав один месяц библиотекарем.

Мы работали вчетвером, и за все время, проведенное в библиотеке, мы стали верными друзьями и надежными товарищами. Также хотелось бы сказать спасибо взрослым библиотекарям, которые смогли полностью погрузить нас в рабочий процесс за короткий промежуток времени. Вместе мы выполняли разнообразную работу. Мы сидели за кафедрой и обслуживали читателей библиотеки.

Впечатляет количество народа, которое посещает библиотеку в течение дня: дети, студенты, люди среднего возраста, пенсионеры. Каждый приходит со своими мыслями, чувствами, настроениями, и к каждому нужен свой подход, своя, особая интонация. А главная награда библиотекаря – довольная улыбка читателя и обещание в скором времени зайти снова.

К юбилею нашего поселка оформлялся фотостенд "Провинциальные сюжеты". Наша задача заключалась в том, чтобы найти хорошие кадры нашего поселка (которые нам удалось запечатлеть лишь со второго раза), а затем подобрать под них стихи нашего поэта-земляка Флора Васильева. Также придумывали и организовывали мероприятия для ребят, принимали участие в фестивале удмуртской кухни, создавали электронную викторину, в которой мог принять участие любой желающий, и многое другое. Но, конечно, больше всего понравились организация и проведение мероприятий.

Сначала нам говорили тему мероприятия, затем нам предстояло продумать его таким образом, чтобы не только соответствовать теме, но и привлечь внимание детей. Особенно запомнилось мероприятие, посвященное играм нашего детства. На данное мероприятие пришло очень много ребят, и все без исключения принимали в нем участие. Да и мы сами при первой же возможности встали в игру с детьми. Это очень интересный процесс, а еще приятней видеть радостные лица детей и родителей после их проведения. Не можем забыть и время, проведенное во время перерыва за чашечкой чая в приятной компании, когда мы обсуждали проделанную или предстоящую работу.

За время, которое мы проработал в библиотеке, вместе с освоением многих обязанностей библиотекаря мы накопили много веселых воспоминаний.

И несмотря на то,что библиотека у всех ассоциируется только с книгами, мы поняли, что библиотекарь должен быть немного психологом, немного педагогом и даже немного артистом – и все это чтобы увлечь читателя. А говорят, работа скучная!» (Елизавета Данилова,Наталья Кочеткова, Данил Куртеев, Павел Матвеев).

Опыт работы в библиотеке позволил школьникам влиться в мир профессии и позволил открыть для себя наиболее привлекательные ее стороны. Увидев в реальности, что труд библиотекаря действительно разнообразен: от работы с людьми до рутинной работы с фондами и каталогами, проскальзывают надежды, что через год они выберут нужный вуз и нужную профессию – библиотекарь.

Программа

«Город мастеров»

Обоснование программы

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор профессии, востребованной на рынке труда. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно–нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Выбирая будущую профессию, подросток, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причина в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Цель программы: формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

1) Развитие трудовых навыков и умений.

2) Расширение кругозора подростков о мире профессий.

3)Обеспечениепрофпросвещения, профдиагностики воспитанников.

4) Знакомствос особенностями современного рынка труда.

5) Информирование о службах, занимающихся трудоустройством.

это просвещение, анкетирование, коррекция профессионального самоопределения.

Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится воспитателями и социальным педагогом. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания подростков о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.

Анкетирование – выявляет проблемы и вопросы, возникающие у подростков. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Диагностическая работа проводится с целью изучения личностных особенностей подростков и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения.

Программа трудового воспитания и профориентации подростков представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.

Целевая группа: несовершеннолетние от 14 до18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Формы проведения занятий: индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра); анкетирование; тренинг; ситуативный практикум; информационный час; встречи с людьми разных профессий; организация взаимодействия с учебными заведениями для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника,трудоустройство несовершеннолетних на территории учреждения в период летних каникул.

Режим занятий: занятия продолжительностью 45 минут, проводятся 1 раз в неделю.

Состав исполнителей: социальный педагог, воспитатели.

Специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалисты проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, супервизии, занимаются самообразованием.

Овладение подростками трудовыми навыками и умениями

Осознание подростками ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям.

Расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.

Осознание подростками особенностейсовременногорынка труда.

Осознание подростками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.

Занятия проводятся в игровом зале. Имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Программа

трудового воспитания и профориентации подростков

«Город мастеров»

Программу разработала:

социальный педагог

отделения диагностики

и социальной реабилитации

Поливода Ольга Александровна

ст. Новоминская

2017 год

Обоснование программы

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор профессии, востребованной на рынке труда. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно–нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Выбирая будущую профессию, подросток, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причина в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Цель программы: формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

1) Развитие трудовых навыков и умений.

2) Расширение кругозора подростков о мире профессий.

3)Обеспечениепрофпросвещения, профдиагностики воспитанников.

4) Знакомствос особенностями современного рынка труда.

5) Информирование о службах, занимающихся трудоустройством.

Основные направления профориентационной деятельности – это просвещение, анкетирование, коррекция профессионального самоопределения.

Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится воспитателями и социальным педагогом. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания подростков о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.

Анкетирование – выявляет проблемы и вопросы, возникающие у подростков. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Диагностическая работа проводится с целью изучения личностных особенностей подростков и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения.

Методика и технология реализации:

Программа трудового воспитания и профориентации подростков представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.

Целевая группа: несовершеннолетние от 14 до18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Формы проведения занятий: индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра); анкетирование; тренинг; ситуативный практикум; информационный час; встречи с людьми разных профессий; организация взаимодействия с учебными заведениями для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника,трудоустройство несовершеннолетних на территории учреждения в период летних каникул.

Режим занятий: занятия продолжительностью 45 минут, проводятся 1 раз в неделю.

Состав исполнителей: социальный педагог, воспитатели.

Специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалисты проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, супервизии, занимаются самообразованием.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

Овладение подростками трудовыми навыками и умениями

Осознание подростками ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям.

Расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.

Осознание подростками особенностейсовременногорынка труда.

Осознание подростками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проводятся в игровом зале. Имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.

Программытрудового воспитания и профориентации подростков «Город мастеров»

1.Мир профессий - час общения.

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних, привлечение внимания подростков к изучению профессий.

2.Интересы и склонности в выборе профессии - беседа-диалог.

Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях рынка труда.

3. Определение типа будущей профессии - час общения, анкетирование.

Создание условий для формирования представлений подростка о самом себе, своих особенностях и качествах, знакомство с типами профессий.

4. Формула успеха - деловая игра.

Знакомство подростков с основами успешной профессиональной карьеры.

5. Профессия и здоровье - занятие размышление с приглашением врача-педиатра.

Знакомство воспитанников с необходимостью учета факторов здоровья при выборе профессий, с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий

6. Ошибки в выборе профессии – практикум.

Расширение знаний подростков по теме ошибки в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора.

7. Мой характер и выбор профессии - дискуссия.

Знакомство подростков с основами профессиональной карьеры, с понятием карьерного роста.

8. Цепочка профессии - ролевая игра.

Знакомство с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

9. Разные профессии - выполнение коллажей, презентация работ.

Формирование информационного пространства, выявление склонности несовершеннолетних к различным видам деятельности.

10. Составляем резюме – практикум.

Знакомство с требованиями к оформлению современного резюме, его роль при поиске работы.

11. Как устроиться на работу - деловая игра.

Формирование чувства уверенности, самостоятельности, коррекция активно-волевой сферы, через моделирование наиболее вероятных ситуаций на рынке труда.

12. «Профессия - специальность - должность» - групповое занятие с элементами тренинга.

Анализ профессий на основе классификаций типов профессий, формирование устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

13. Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем - беседа, посвященная дню космонавтики.

Формирование представления о карьере.

14. Ярмарка профессий - информационный час.

Оказание действенной помощи воспитанникам в выборе будущей профессии, активизация в подготовке к профессиональному самоопределению.

15. Что может помочь в планировании карьеры - занятие-рассуждение.

Формирование у подростков знаний об основных требованиях к профессионалу, карьере и об основных направлениях ее роста, формирование личностных качеств несовершеннолетних.

16. На работу в первый раз –практикум.

Ознакомить несовершеннолетних с навыками самопрезентации, поведение при приеме на работу.

17. На пути к цели - час общения.

18. Мотивы выбора профессии - беседа, анкетирование.

Сформировать понятие «Мотив в выборе профессии», скорректировать у несовершеннолетних представления о профессии.

19. Выбор профессии – выбор будущего - экскурсия в библиотеку, беседа с сотрудниками библиотеки.

Формирование готовности к осознанному профессиональному выбору.

20. Я через 10 лет - деловая игра.

Открытие перед несовершеннолетними перспективы дальнейшего профессионально роста.

21. Наши профессиональные наклонности - анкетирование, занятие-рассуждение.

Ориентация несовершеннолетних в мире профессий, выявление их интересов, способностей, для выбора профиля.

22. Мой первый рабочий день – тренинг.

Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

23. Безделье хорошему не научит - беседа с приглашением врача-педиатра.

Помощь подросткам в профессиональном самоопределении.

24. Принять решение не просто - тренинг.

Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей, активизация знаний о профессии.

25. Мой выбор - ролевая игра.

Расширение представления детей о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду.

26. Все профессии важны, все профессии нужны - экскурсия в отделение почтовой связи, беседа с работниками почты.

Расширить знания подростков о многообразии мира профессий, формировать интерес к профессиям.

27. У меня все получится – тренинг.

Побуждать несовершеннолетних к осознанному профессиональному выбору, поиску информации о профессиях.

28. Профессия – это призвание - ситуативный практикум.

Формирование у подростков устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для профессионального самоопределения.

29. Время выбирает нас – тренинг.

Творческое самораскрытие несовершеннолетних и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

30. Профессия строитель - беседа-диалог.

Расширить знания воспитанников о мире профессий, стимулировать интерес несовершеннолетних к рабочим специальностям.

31. Кем быть? - просмотр и обсуждение тематических фильмов.

Способствовать осознанию необходимости более глубокого изучения мира профессий.

32. Дороги, которые мы выбираем - экскурсия в пожарную часть, беседа с сотрудниками.

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних.

33. Профессия учитель - информационный час.

Расширение кругозора о мире профессий. Привлечение внимания к профессии группы «Человек-Человек».

34. Когда я вырасту, то стану … - деловая игра.

Ориентация несовершеннолетних в мире профессий.

35. Мои личные профессиональные планы - занятие-размышление, анкетирование.

Выявление интересов, способностей несовершеннолетних для выбора профиля, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору.

36. Я - будущий специалист - самопрезентация.

Закрепить знания о понятии «профессия», научить анализировать, делать выводы.

37. Самая востребованная профессия на рынке труда - информационный час.

Самопознание подростков собственных приоритетов в выборе профессии, формирование культуры выбора профессии.

38. В поисках своего призвания – тренинг.

Выявление профессиональных намерений подростков.

39. Путешествие в мир профессий -тренинг.

Обобщение знаний о профессиях, систематизация приобретенных знаний.

40. Биржа труда – рынок профессий - деловая игра.

Обучение правилам составления личного профессионального плана.

41. Наше будущее - занятие-размышление.

Помочь несовершеннолетним определить свой тип профессионального соответствия.

42. Много профессий хороших и важных - беседа – диалог.

Оказание профориентационной поддержки подросткам в процессе выбора профиля и сферы будущей профессиональной деятельности.

43. Выбор профессии – дело серьезное - практикум.

Выработка у несовершеннолетних профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

44. Профессионал в своем деле - час общения.

Формирование у воспитанников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

45. Модные профессии - беседа-диалог, конкурс рисунков.

Знакомство с особенностями современного рынком труда;помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.

46. Знатоки профессий - занятие-размышление.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям подростков.

47. Делаем выбор - составление коллажа.

Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

48. Я - стажер - практикум.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

49. Самые нужные профессии - деловая игра.

Формирование у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

50. Пожелайте мне доброго пути - тренинг.

Помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и пути их преодоления.

План

проведения профориентационных занятий по программе

«Город мастеров»

социальным педагогом отделения диагностики и социальной реабилитации ГКУСОКК «Каневской СРЦН»

на 2017 год

3. http://www.myshared.ru

4. http://www.proftime.edu.ru