Пройти таблицу у психологов шульте тренировка. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений.

Что же из себя представляет таблица Шульте? Чаще всего - это таблица 5х5 клеток, в которой случайным образом размещены числа от 1 до 25. Разработана таблица была для изучения свойств внимания. Изначально, да и сейчас используется психологами для различных исследований. И вот в процессе работы с этими таблицами было обнаружено, что простое «прорешивание» их оказывает хорошее влияние на развитие памяти и внимания человека.

Таблицы Шульте: развиваем внимание

В первую очередь, при работе с таблицами Шульте у человека развивается объемное (параллельное) внимание, т.е. символы, находящиеся в поле вашего зрения, воспринимаются вами одновременно, а не считываются по очереди.

Суть работы с таблицами заключается в последовательном нахождении взглядом всех чисел от 1 до 25 и сделать это необходимо за максимально короткое время.

1. Расположите таблицу Шульте на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.

2. Найдите квадрат, расположенный по центру таблицы и представьте, что в самом его центре есть точка, вот на ней и необходимо зафиксировать взгляд.

3. Далее, фиксируя взгляд на центре таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Необходимо именно «увидеть», а не «найти взглядом». Главная задача состоит в том, чтобы найти клетку с цифрой 1, не совершая движений глазами.

4. Как только нашлась единица, то не спеша, продолжая фиксировать взгляд на центре, ищите двойку и т.д.

По началу, при работе с таблицами, ваши глаза будут вести себя как на рис.1 Но по мере тренировки, движения глаз будут становится все менее и менее интенсивными. И их работа будет уже такой, как на рис.2

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит вам:

  • активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние;
  • активизировать память;
  • развивать навык быстрого принятия решений.

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений. Эта часть нашего мозга ответственна за то, насколько хорошо мы способны организовать свои мысли и действия в свете тех целей, которые мы перед собой поставили. Также, эти области мозга считаются сосредоточием процессов, лежащих в основе нашего внимания.

Учеными проводились различные эксперименты в области функциональной нейровизуализации. С помощью приборов регистрировалась интенсивность движения крови в различных участках коры головного мозга при решении испытуемыми различных интеллектуальных задач (кроссворды, таблицы Шульте, арифметические задачи, головоломки и т.д.). По результатам исследований учеными было сделано два вывода:

    Когда испытуемому давалась какая-либо новая для него задача - это вызывало существенный прилив крови к лобным долям коры мозга. Если же задача повторялась, то приток крови было значительно ниже.

    Интенсивность притока крови зависела не только от новизны задачи, но и от ее характера. И наиболее высокая интенсивность была зарегистрирована при работе испытуемых с таблицами Шульте.

Именно при занятиях с таблицами, максимальный кровоток идет в зоны лобных долей. И мозг при этом не отвлекается и не тратит ресурсы на какие-либо дополнительные расходы, как это наблюдалось при решении арифметических задач, заучивании стихотворений или разгадывании кроссвордов.

Регулярные занятия с таблицами Шульте дают заметное увеличение объема памяти и, что наверное более важно, существенно повысят скорость обработки находящейся в ней информации. опубликовано

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте. Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения , увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения. В данной статье вы найдете подробное описание методики упражнений с таблицами Шульте. Кроме того, вы сможете пройти тестирование по этим таблицам онлайн и при желании бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) - это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа. Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. О том, как читать, не проговаривая про себя (без артикуляции), смотрите в данном уроке . Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете - свои зрительные навыки . Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.

Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Заниматься с таблицами Шульте

Для тренировки своего периферийного зрения, а также способности быстро находить информацию в тексте вы можете бесплатно скачать таблицы Шульте различного уровня сложности.

Первый уровень содержит таблицы Шульте для детей и начинающих заниматься скорочтением. Эти таблицы имеют размерность 3x3 и 5x3. Такие таблицы доступны 4brain . Если эти таблицы даются вам просто - пора переходить на второй уровень.

Второй уровень таблиц Шульте содержит традиционные таблицы с двадцатью пятью ячейками 5x5. Кроме того, вы можете воспользоваться онлайн программой для упражнений со стандартными таблицами Шульте, которая приведена ниже. Скачать таблицы второго уровня сложности.

Третий уровень содержит специальные таблицы Шульте для тех, кому легко дались предыдущие уровни. Во-первых, в них есть разноцветные матрицы, в том числе и красно-черные таблицы (Методика Горбова). Во-вторых, здесь представлены большие таблицы Шульте.

Такие таблицы позволяют эффективнее тренировать периферийное зрение, в особенности при быстром чтении с сайтов, журналов - источников не только с текстовой, но и графической информацией.

Для успешного обучения в начальной школе дети должны уметь концентрировать свое внимание и анализировать полученную от педагога информацию. Эти способности следует постоянно тренировать и совершенствовать. А для того, чтобы педагог мог понять, нужна ли ученику коррекция этих аспектов, он может провести простой тест, именуемый «Таблица Шульте». Упражнения для детей из этой методики несложные, но очень эффективные.

В чем суть таблиц Шульте?

Таблица Шульте, а точнее, их комплекс, - это психодиагностика, с помощью которой психолог, педагог или родитель может исследовать устойчивость внимания ребенка, его объема и умения распределять это внимание между объектами. Методика также позволяет понять, насколько эффективна самостоятельная работа школьника. Более того, упражнение способствует развитию периферического (другими словами, бокового) зрения, что крайне важно для овладения скорочтением.

Каждая таблица этой методики – разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Миру эта система известна со второй половины ХХ века. Таблица представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором вразброс написаны цифры. Стандартная картинка – плотный лист размером 60х60 см, разделенный на 25 квадратиков, в каждом из которых вписана цифра от 1 до 25. Исходя из задачи теста, младший школьник должен назвать и показать (если удобно – зачеркнуть карандашом) все цифры в правильном порядке. Выполнять упражнение можно в онлайн-режиме, а можно скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для регулярных занятий дома.

Методика помогает:

  • понять, насколько устойчиво внимание ребенка;
  • удостовериться в эффективности самостоятельной роботы;
  • исследовать психическую устойчивость школьника;
  • увеличить объем внимания;
  • улучшить скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • адекватно оценивать полученные знания;
  • быстро, прочно, а главное продуктивно освоить учебный материал.

Таблица Шульте помогает в тренировке, расширении и развитии периферического зрения. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить необходимые информационные части текста, следовательно, читать он будет быстрее.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте?

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник или младший школьник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект. Дальнейшая диагностика проводится так:

  1. Ребенок держит таблицу, смотрит на нее в течение 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.
  2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.
  3. Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 25 по порядку, не раздумывая долго над своими действиями.
  4. Каждую цифру нужно назвать вслух.
  5. Тест можно повторить несколько раз, используя новые карточки.

Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.

Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. Для младших школьников идеальным вариантом считаются таблицы размером 5х5. Как только будут заметны первые успехи в улучшении ориентации в изображенных элементах, размер таблиц можно увеличить до 6х6, 7х7 и 8х8.

Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности

Для детей 1-4 классов использовать таблицы, в которых более 25 ячеек, нерационально. Следует начать с малого: квадрат 3х3 или прямоугольник 3х5 вполне подойдут. При этом задачу можно усложнить: попросить назвать цифры не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.

Для усиления эффективности таблиц их можно немного видоизменить. Так, допускается окрашивание части цифр в красный цвет, а другой части – в черный. Тогда задача школьнику будет меняться:

  1. Следует показать все красные цифры.
  2. Показать все черные цифры.
  3. Назвать красные цифры, используя прямой счет.
  4. Назвать черные цифры, используя обратный счет.

Таким образом, школьник будет играть, а не заниматься скучным делом. Можно использовать другие вариации таблиц, тогда ребенку будет легче приобщиться к регулярным занятиям на тренажерах.

Интерпретация результатов тестов с таблицами Шульте и их обработка

Чтобы вычислить эффективность работы с таблицами Шульте, используют следующую формулу:

ЭР = (т1+…т5)/5.

Т1, т2, т3, т4, т5 – время обработки таблиц №1, №2, №3, №4 и №5 соответственно. Цифра 5 – количество обработанных таблиц. ЭР вычисляется с учетом возраста младшего школьника. Результат зависит от балла: чем он выше, тем результат лучше).

Возраст (года) 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 60-56 61-70 71-80 81-90 От 91
7 55-51 56-65 66-75 76-85 От 86
8 50-46 51-60 61-70 71-80 От 81
9 46-41 46-55 56-65 66-75 От 76
10 40-36 41-50 51-60 61-70 От 71
11 35-31 36-45 46-55 56-65 От 66
От 12 30-1 31-35 36-45 46-55 От 56

Степень врабатываемости в процесс (то, насколько быстро ребенок включается в работу) вычисляют так:

Вр = т1/ЭР .

Важно: для этого вычисления берется время, потраченное на вычисление именно первой таблицы. Результат определения Вр может быть выше единицы (младший школьник очень трудно вникает в процесс и долго в него включается) и меньше единицы (что говорит о высоком уровне Вр).

Не лишним будет определить показатель психической устойчивости , то есть способность школьника концентрироваться на конкретной задаче – ПУ :

ПУ = т4/ЭР.

Для расчётов берется время, потраченное именно на занятие с четвертой таблицей. Если показатель в результате меньше единицы, значит, школьник характеризуется сильной устойчивостью психики. Если он выше единицы, значит, ребенок плохо концентрируется на поставленных задачах.

Достоинством методики Шульте является простота теста и легкость обработки данных. Тем не менее, с помощью этого тренажера можно научить ребенка быстро читать и хорошо ориентироваться в информационном поле. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение. Главное для взрослых – четко следовать методике проведения теста и правильно интерпретировать результаты. И помнить, что положение цифр на карточке нужно постоянно менять, ведь дети очень быстро запоминают их местоположение в таблице.

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания.

Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал


Обработка и интерпретация результатов теста
Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как:

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где Т i - время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность работы (ЭР) равна суммарному времени работы с таблицами, деленному на количество таблиц.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т 1 / ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т 4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте - классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и , необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста - хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр .

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл - хороший результат, низкий балл - плохой результат:

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы - уровень высокий,
  • больше единицы - уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче - ПУ , которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой - нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один - в красном цвете (например, от 1 до 25), другой - в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, - обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.