Расчет удельного сопротивления проводника онлайн. Зависимость электрического сопротивления проводника от длины

Дата:

Класс: 5

Тема урока: «Опасные вещества в быту».

Цель урока: знакомство учащихся с опасными химическими веществами, которые могут храниться у них дома,

формирование знаний о влиянии опасных веществ на организм человека

Задачи урока:

- образовательная : познакомить детей с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии; научить избегать пищевого отравления.

- развивающая : развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативность.

- воспитательная: привить навыки безопасного обращения с опасными веществами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, воспитывать у детей чувство ответственности.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы и методические приемы: использование технологии АМО (активные методы обучения)

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями (6 шт.) , бланки ответов (по количеству учащихся в классе.).

Литература и источники: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», - М.П. Фролов. 5 класс. Сеть интернет – картинки для презентации.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

и понятий

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего

задания.

3. Подготовка

к осмыслению

нового материала.

10 минут

Добрый день ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. В страну новых знаний и умений. Транспорт, на которым мы отправимся – автобус. А что должно быть у каждого пассажира автобуса?? правильно билет.

Сейчас я каждому вручу билет на наше транспортное средство. На одной части билета напишите, пожалуйста, ваши ожидания от предстоящей поездки, на другой – свои опасения.

(Учитель часть билета с опасениями оставляет себе, а часть билета с ожиданиями ребята оставляют у себя).

Ну что ж, в путь!. Отправляемся в страну новых знаний и умений!.

Здороваются с учителем.

предлагают правильные варианты ответа – (билет).

Каждый ученик заполняет свой билет на автобус.

2. Целеполагание

3 мин.

Ребята! В нашей повседневной жизни мы пользуемся самыми различными средствами бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды и раковин, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке. Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ.

Сегодня же на уроке вам предстоит узнать, как опасные вещества воздействуют на людей, научиться определять характер опасности бытовых химикатов и правильно обращаться с химически опасными веществами, узнать об отрицательном влиянии на организм недоброкачественных продуктов питания и как избежать пищевого отравления, научиться грамотно действовать в случае появления запаха газа.

3. Изучение нового материала

4. Изучение нового материала.

5. Выбор способа действий.

15 минут

Ребята, вы когда-нибудь слышали про опасные вещества? Как вы думаете, что к ним относится?

Давайте запишем в тетрадях определение.

слайд №2 . Опасные вещества – это такие вещества, использование которых или употреблении их в пищу могут принести вред своему здоровью или здоровью окружающих.

слайд №3 . Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки? О чём мы можем догадаться, глядя на них?

слайд №4

Опасные вещества, мы можем условно разделить на четыре группы :

    Относительно безопасные. Они не имеют никаких предупредительных надписей и знаков на упаковках.

    Опасные для глаз и кожи.

Они опасны только тогда, когда попадают на открытые участки кожи и в глаза.

    Огнеопасные .

Имеют надписи, запрещающие их использовать вблизи открытого огня.

    Ядовитые.

Имеют на упаковках предупредительные надписи «Яд», «Ядовито».

Встречали ли вы у себя дома, опасные вещества? Используете ли вы их по назначению? Читаете ли предупредительные надписи на этикетках?

Слайд №5 Здесь на картинке мы видим относительно безопасное

вещество. А приведите еще примеры подобных веществ?

Слайд №6 Здесь на картинке мы видим опасные для глаз и кожи вещества.

Какую ТБ мы должны соблюдать при работе с подобными веществами?

слайд №7. Огнеопасные вещества.

Где мы должны хранить подобные вещества?

слайд №8. Ядовитые вещества.

Кто может пользоваться такими веществами? Можно ли детям доверять использовать подобные средства?

Слайд №9.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, нам с вами нужно дополнить текст техники безопасности, при работе с различными видами опасных веществ.

1 слово …

2 слово …

3 слово ….

4 слово …

10 слайд

1 слово ….

2 слово ….

3 слово….

4 слово…..

11 слайд

12 слайд

Во время просмотра слайдов, учащиеся конспектируют необходимую информацию.

Предполагаемые ответы детей:

Слышали. Используются дома в хозяйственных целях.

Стиральные порошки, лаки, краски, и т.д.

О том, что еще древние люди использовали ядовитые вещества в своих личных целях.

Встречали. Предупредительные надписи в большинстве случаев не читаем.

мыло, шампунь, средства для укладки волос и т.д.

Работать с такими веществами только в защитных перчатках, при попадании в глаза и на кожу немедленно промыть водой.

Вдали от открытого огня, Не распылять рядом с источниками огня.

Только взрослые, детям ни в коем случае нельзя пользоваться подобными веществами.

инструкцию

комнате

проветрите

вдали от пищевых продуктов

перчатки

комнату

продуктами

водой

инструкцию

огня

помещениях

упаковке

продуктами

перчатками

очками

руки

4. Систематизация полученных знаний.

6. Отработка

способа действий.

7 мин.

Ребята, сейчас вы разделитесь на 6 равных команд. Каждая команда получит свою карточку с информацией и бланки для ответов (приложение №1) , задача каждой группы прочитать свой материал, написанной на карточке и рассказать его остальным ребятам. Во время рассказа материала одной командой, остальные заполняют свои бланки ответов.

Учащиеся в группах выходят и рассказывают материал, остальным ребятам (которые попутно заполняют бланки ответов).

1 группа: «Опасные вещества»

Вы наверное знаете, что некоторые предметы бытовой химии (краски, лаки, растворители и др.) опасны для детей. Многие из этих жидкостей ядовиты. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

безопасные (не имеют предупредительных надписей);

относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определённые участки тела, например в глаза);

огнеопасные (имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);

ядовитые (с надписью яд или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способа применения, а также мер безопасности при хранении и использовании.

2 группа: Бытовой газ

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить утечку газа. От взрыва газа в жилых домах, прежде всего, страдают люди, больше всего дети и подростки.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, выполняйте следующие правила:

Не открывайте газовые краны максимально ;

Не оставляйте включенную плиту без присмотра (закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли и залить огонь, и из открытого крана будет поступать в квартиру газ).

Бытовой газ

Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления и при его утечке может произойти взрыв.

При запахе газа в квартире необходимо:

Выключить конфорки газовой плиты;

Не включать электричество, не зажигать спички и свечи;

Выключить электрические приборы ;

Перекрыть газовый кран ;

Открыть окна, балкон, чтобы проветрить помещение ;

Если газ продолжает поступать, попросить соседей или самому позвонить по телефону 04 .

группа № 4

Лекарства

Их обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка.

Причиной отравления может стать и обычный градусник: он содержит ядовитое вещество – ртуть . Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы. Обнаружить пары ртути могут специалисты.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого, а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть .

Если вы случайно разбили термометр или другое устройство, содержащее ртуть, сразу сообщите об этом взрослым (ртуть необходимо собрать и поместить в банку с водой, закрыть крышкой ).

Группа №5

Бытовая и прочая химия

Самое главное для вас условие в обращении с химически опасными веществами – не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

Как надо обращаться со средствами бытовой химии:

Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;

Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок , особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;

Не пользуйтесь спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом ;

Попросите взрослых хранить химически опасные вещества в закрывающихся шкафчиках ;

Если вы увидели, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделайте на ней предупредительную надпись .

группа №6

Продукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Очень часто отравиться можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Заражение продуктов может быть связано не только с неправильными условиями хранения, но и с отсутствием кулинарной обработки.

Как избежать пищевого отравления:

Не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны ;

Не ешьте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истёк, если от них идёт неприятный запах и они вызывают подозрение;

Не пользуйтесь грязной посудой ;

Всегда, где бы вы ни были, мойте руки перед едой .

При первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщите родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).

5. Формулировка основных выводов по изученной теме.

7. Закрепление

изученного.

8. Итог урока.

10 мин.

Сейчас мы с вами решим ситуационные задачи и подумаем, как бы мы поступили в той или иной ситуации.

Задача 1. Придя домой, вы почувствовали запах газа.

    Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.

    Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.

    Открыть окна и двери.

    Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.

    Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.

    Включить свет, чтобы было виднее.

Задача 2 . Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.

    Плотно закрыть дверь в кухню.

    Выключить телевизор.

    Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.

    Открыть окно.

    Позвонить соседям и попросить о помощи.

Задача 3 . Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

    Не предпринимать никаких действий.

    Дать высохнуть луже уксуса.

    Сделать самодельную ватно-марлевую повязку, смочить её раствором соды и дышать через неё.

    Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно.

    Открыть окно и проветрить помещение.

Задача 4 . Вы играли дома в больницу и случайно разбили градусник. Капельки ртути раскатились по полу.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

    Поиграть шариками ртути.

    Постараться их собрать веником.

    Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.

    Ничего не сказать родителям, чтобы не ругали.

    Сообщить родителям о случившемся.

    Поместить собранную ртуть в банку с водой.

Сегодня на уроке, мы с вами выяснили, что же такое «опасное вещество», научились их классифицировать и теперь знаем техник безопасности при работе с теми или иными веществами.

Ребята, на доске написано, домашнее задание. Запишите его, пожалуйста, в дневники.

Дети слушают условия ситуационной задачи и отвечают, по поднятой руке, объясняя, почему они выбрали тот или иной вариант ответа.

Предполагаемые ответы

детей:

задача №1.

Ни в коем случае нельзя зажигать спички, включать свет, при запахе газа дома.

Необходимо Отрыть окна и двери, чтобы проветрить помещение, проверить конфорки, все ли закрыты, позвонить родителям и в аварийно-спасательную службу.

Задача №2.

Ни в коем случае нельзя включать свет, включать и выключать электроприборы (в том числе и телевизор). Нужно перекрыть газовый кран, открыть окно, позвонить соседям и

попросить о помощи.

задача №3.

Сделать самодельную ватно-марлевую повязку и дышать через неё, открыть окно и проветрить помещение, взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.

задача№4.

Ни в коем случае нельзя играть с шариками ртути и выбрасывать ртуть в мусорное ведро.

Нужно постараться собрать шарики ртути веником и опустить их в банку с водой.

Обязательно сообщить родителям о случившемся.

ФИ уч-ся _______________ Тема урока «ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА В БЫТУ И ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ»

1. ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Опасные вещества можно разделить на 4 группы:

4. ЛЕКАРСТВА

1. Почему градусник может стать причиной отравления?

2. Как обращаться с приборами, содержащими ртуть?

2. БЫТОВОЙ ГАЗ

Как пользоваться газовой плитой?

5. БЫТОВАЯ И ПРОЧАЯ ХИМИЯ

Правила обращения со средствами бытовой химии:

3. БЫТОВОЙ ГАЗ

При запахе газа в квартире необходимо:

6. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Как избежать пищевого отравления

САМООЦЕНКА: _______

В повседневной жизни люди пользуются раз-личными средствами бытовой химии и лекар-ствами. Из курса химии можно узнать о свойствах химических веществ.

Средства бытовой химии условно делят на группы:

  • более-менее безопасные (без предостерегаю-щих надписей). Это мыло, стиральные порошки, пасты, косметика;
  • опасные для кожи и глаз (с предостерегающи-ми надписями, например, «Остерегаться попада-ния в глаза!»). Это отбеливатели, дезинфициру-ющие средства;
  • огнеопасные (с надписями и условными обо-значениями о запрете использования вблизи открытого огня). Это препараты в аэрозольной упаковке, лаки, краски, растворители, средства для обработки растений;
  • ядовитые (с надписями «яд» или специальны-ми обозначениями). Это сильнодействующие средства для борьбы с насекомыми, грызунами и т. п.

Все средства бытовой химии и лекарства име-ют инструкции по использованию и хранению, которые следует соблюдать.

Нельзя нарушать инструкции по использова-нию и хранению средств бытовой химии и ле-карств!

Чтобы избежать отравления средствами быто-вой химии или лекарствами, а также травм:

  • никогда не пользуйся неизвестными средства-ми бытовой химии;
  • ничего не пей из бутылок и банок без этикеток;
  • не зажигай спичек вблизи бутылок и банок с резким запахом;
  • прежде чем использовать химическое средство, прочти инструкцию и чётко её выполняй.

Ожоги и отравления средствами бытовой хи-мии, уксусной или соляной кислотой называют химическими. При химических отравлениях и ожогах необходимо обязательно вызвать скорую помощь. Ещё до приезда врача следует немед-ленно начать оказывать помощь себе или постра-давшему.

Если на кожу или слизистую оболочку попала концентрированная кислота (соляная, азотная, уксусная и т. п.), в этом месте быстро образуется тёмно-коричневый или чёрный струп (корка). Обожжённое кислотой место следует 15-20 мин промывать струёй холодной воды. Потом обрабо-тать его мыльной водой, раствором питьевой со-ды или слабым раствором марганцовки.

Если концентрированную кислоту случайно употребили внутрь, быстро возникают ожоги ро-товой полости, глотки, гортани, пищевода, же-лудка. Прежде всего необходимо промыть желу-док большим количеством тёплой воды. Можно выпить также молоко, растительное масло, яич-ные белки, слизистые отвары.

Если на кожу попадает негашёная известь, ни в коем случае нельзя смывать её водой. Уда-лить известь и обработать ожог нужно любым жиром, например растительным маслом.

При химическом ожоге глаз их в течение 20 мин тщательно промывают водой, удаляя химическое вещество.

При химическом ожоге, даже незначитель-ном, после оказания первой помощи надо обяза-тельно обратиться к врачу.

Лекарства помогают бороться с болезнью. Однако иногда они могут повредить здоровью. Очень опасно принимать лекарства в больших дозах, чем рекомендует врач. Даже пе-редозировка витаминов может вызвать отравле-ние.

При отравлении медикаментами необходимо: Материал с сайта

  • вызвать скорую помощь;
  • промыть желудок водой или слабым раствором марганцовки;
  • вызвать рвоту.

Не забывай, что в термометре содержится опасное вещество - ртуть. Парами ртути можно отравиться: болит голова, живот, появляется слабость. При длительном воздействии пары ртути поражают мозг и нервную систему. Если ты увидел капельки ртути, то немедленно скажи об этом взрослым. Взрослые в марлевой повязке соберут капельки ртути резиновой грушей в ба-ночку с водой.

Ядохимикаты очень опасны для здоровья.

В сельской местности часто применяют ядо-химикаты, в частности пестициды, а также минеральные удобрения.

Случается, что их оставляют без надзора. Что-бы не подвергаться опасности, ядохимикаты и удобрения ни в коем случае нельзя трогать.

В мире выпускают свыше 60 тыс. разнообраз-ных химических веществ, среди которых около 3 тыс. - в значительном количестве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинения отравления
  • обж.сообщение вещество
  • химические отравления и ожоги

Пострадать можно не только от огня или кипятка. Причинами травм - ожогов или отравлений могут быть различные химические вещества. В повседневной жизни мы постоянно пользуемся бытовой химией. Такие вещества, как кислоты, щёлочи и спирты, помогают нам очистить посуду, раковину, вымыть окна и многое другое. Всегда надо помнить, что неправильное их использование может привести к опасным ситуациям.

Чтобы не случилась беда, запомни: нельзя нюхать, трогать руками, пробовать на вкус неизвестные тебе жидкости, порошки, пасты и другие вещества, даже если они хранятся дома. Никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать какую-то жидкость или порошок. За свой бездумный поступок ты можешь поплатиться здоровьем и даже жизнью.

Некоторые ребята нюхают разные химические вещества и якобы получают от этого удовольствие. Не верь им. Они не знают, что пары этих веществ очень быстро попадают в кровь и с нею переносятся в жизненно важные органы, такие, как мозг, печень и почки. Они вызывают в этих жизненно важных органах необратимые изменения, которые приводят к неизлечимым болезням и необдуманным опасным поступкам.

Подрастающему поколению нельзя недооценивать вред алкоголя. Почему он особенно опасен для подростка? До двадцати лет организм человека активно растёт, формируются жизненно важные системы: нервная, сердечно-сосудистая, эндокринная. Спирт и вещества, которые образуются в организме в результате его действия, нарушают выработку необходимых витаминов, быстрее разрушается печень, замедляется развитие мозга и всей нервной системы. Пиво, даже лёгкое, активно выводит из организма нужные питательные вещества и минеральные соли, важные для деятельности сердца. Вредны сладкие слабоалкогольные коктейли из смеси сахара, спирта и красителей: помимо отрицательного действия спирта, сахар добавляет лишние калории. Спиртные напитки могут привести к сложным заболеваниям.

Вспомни, когда ты чем-то болел, вряд ли тебе нравилось твоё состояние. Ты должен знать, что здоровье можно разрушить очень легко и быстро, а восстановить его очень и очень сложно. А у тебя ещё впереди долгая и интересная жизнь.

О вреде курения, особенно для растущего организма, думаем, тебе хорошо известно. Важно и другое. Люди, живущие вместе с курильщиком, почти в такой же степени, как и он сам, рискуют своим здоровьем. Установлено, что вторичный дым, то есть дым в помещении, который вдыхается некурящим, содержит тяжёлые металлы, твёрдые частицы, угарный газ и многие другие побочные продукты горения, повсеместно признанные вредными для здоровья. Поэтому ни в коем случае не допускай возле себя курения. Кстати, в некоторых европейских странах и США курение в общественных местах и даже на улице законодательно запрещено.

Средства бытовой химии

В быту и на производстве человек использует в различных целях тысячи химических веществ. Многие из них в определённых уловиях могут нанести ущерб здоровью.

Для того чтобы каждый препарат бытовой химии использовался правильно и не нанёс вреда, он снабжён инструкцией. Её обязательно надо прочитать и соблюдать. Правда, делают это, увы, не все. Попытки экспериментировать и применять химические вещества не по назначению могут привести на больничную койку и сделать инвалидом. Это бывает, например, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках и упаковках. Опасно одновременно использовать разные моющие и чистящие средства. При смешивании некоторых неопасных веществ могут образоваться новые, которые уже опасны для человека. При контакте с такими веществами могут пострадать лёгкие и кожа.

По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

  • относительно безопасные . На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика;
  • опасные для глаз и кожи . На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», «Беречь от детей». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства;
  • огнеопасные . На флаконах и баллончиках с такими веществами написано: «Огнеопасно», «Не хранить, не распылять возле огня», «Беречь от детей». Это препараты в аэрозольной упаковке - лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми;
  • ядовитые с надписями на упаковках: «Яд!», «Ядовито!» . Это в основном химические средства промышленного и лабораторного назначения, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами, для защиты растений на больших пространствах.

Следует помнить, что даже те вещества, которые отнесены к безопасным, не столь безобидны. При нечастом применении их влияние на здоровье незаметно, но при длительном (многолетнем) отрицательный эффект может суммироваться. В результате появляется аллергия или другие заболевания. В США, например, причиной «номер один» детской заболеваемости считают химические соединения свинца. Казалось бы, откуда. У детей нет свинцовых игрушек. Но свинец постоянно присутствует рядом - в аккумуляторных батареях, строительных материалах, бензине.

Свинец и другие тяжёлые металлы, опасные для здоровья, могут содержатся в красках, входить в состав изделий из полимерных материалов.

В нашем быту широко используются источники ядовитых летучих органических веществ: растворители, дезинфицирующие, чистящие средства, краски, клеи, удобрения, применяемые на дачных участках.

Все эти вещества представляют серьёзную опасность для здоровья, так как взаимодействуют с веществами, присутствующими в нашем организме.

Вот несколько советов о том, как сделать свой быт более безопасным:

  • используйте краски, не содержащие органических растворителей, например акварельные, которые в отличие от масляных можно использовать детям до 12 лет;
  • отдавайте предпочтение безопасным изделиям из натуральных волокон: шерсти, шёлку, льну, хлопку;
  • старайтесь вместо химических препаратов применять простые натуральные чистящие средства;
  • если пользуетесь моющим средством для посуды, то после его применения хорошо промывайте водой посуду и руки;
  • если в глаза или рану попало какое-либо бытовое химическое средство, срочно обильно промойте их водой;
  • чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку;
  • выращивайте дома декоративные растения. Они поглощают вещества, загрязняющие воздух в помещениях.

Вопросы

  1. Ядовитые вещества могут попасть в организм человека разными путями. Назови их?
  2. Какая важная для нас с вами информация указывается на этикетке или в инструкции по применению того или иного химического вещества, используемого в быту.
  3. Ты наверняка слышал такое выражение, как «пассивное курение». Как ты понимаешь это выражение? Опасно ли пассивное курение?

Задания

  1. Мы постоянно пользуемся различными химическими веществами, но не всегда знаем или помним о правилах пользования ими. Многие вещества, используемые в быту, в определённых условиях опасны или очень опасны. В тетради нарисуй схему «Разделение бытовых химикатов по степени опасности» и заполни её, а также приведи примеры.
  2. Нарисуй в тетради для этикетки пиктограмму, предупреждающую об опасности применения химических веществ. (Пиктограмма - изображение предмета, явления с помощью условных знаков)
      Примеры этикетки: «Беречь от попадания в глаза», «Не использовать около огня», «Ядовито!», «Не употреблять в пищу», «Беречь от детей».
  3. Найди информацию о домашних растениях, которые хоро шо очищают воздух в помещении. Расскажи о них. Где они про израстают в природе? Как за ними ухаживать?

Чем можно отравиться...

Отравление ртутью. Известно, что ртуть, а особенно её пары, ядовита, что брать или собирать ртуть руками нельзя (её пары легко проникают через кожу). Запомни: если ты случайно разбил медицинский термометр или где-то в подвале или на улице обнаружил ртуть, уйди от этого места и сообщи взрослым.

Знай: собирать лучше резиновой грушей или кисточкой, мелкие капли можно собрать пластилином или мокрой ватой. Поверхность, где были собраны капли разлитой ртути следует оставить на несколько часов под слоем влажной соли. При этом ртуть образует малорастворимые соединения, которые можно удалить механически, многократно промывая загрязнённое место. Помещение надо хорошо проветрить. Отравление лекарствами. Лекарства помогают нам восстановить наше здоровье, избавиться от болезни. Но бывает, что человек перепутал лекарства или принял их больше, чем следует. Иногда малыши глотают разноцветные таблетки, не понимая последствий своего поступка. Некоторые принимают лекарства по принципу «чем больше, тем лучше». Лекарства надо принимать строго по предписанию врача. Иначе можно просто отравиться.

Симптомы отравлений очень разнообразны и зависят от вида лекарственного препарата. Признаки отравления могут проявиться не сразу, а только когда лекарство попадёт в кровь. Первые действия - это вызвать «скорую помощь».

Нужно как можно скорее промыть желудок водой. При нарушении дыхания делают искусственное дыхание. В любом случае при малейшем подозрении, что ты или кто-то, приняв лекарство, почувствовал себя плохо, немедленно сообщи об этом взрослым, так как в этой ситуации потребуется срочная помощь врача. Постарайся найти упаковку от принятого лекарства. Увидев её, врач быстрее примет нужные меры для оказания помощи.

Отравление продуктами

Летом, в жару, очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясные и молочные. Жара и тёплый воздух способствуют размножению опасных для человека микроорганизмов. Существует колбасный яд, который накапливается не только в колбасе, но и в ветчине, копчёном мясе, мясных консервах. Непригодные для употребления продукты часто не имеют подозрительного запаха и сохраняют «аппетитный» вид. Поэтому продукты следует употреблять, только если уверен в их свежести или после горячей обработки: кипячения или обжаривания. Хранить скоропортящиеся продукты лучше всего в холодильнике или достаточно холодном месте. Это же относится и к питьевой воде.

На заметку

    Летом питьевая вода должна храниться в холоде, или подсаливаться, или кипятиться. Вода дольше будет пригодной для питья, если бросить в нее ягоды клюквы, брусники, дольку лимона.

Пищу и напитки лучше употреблять сразу после их приготовления. Перед следующим употреблением их желательно либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком в зависимости от вида продукта).

Посуда для приготовления пищи и её использования должна быть чистой. Желательно, чтобы для разных продуктов были отдельные разделочные доски (для мяса, рыбы, овощей и хлеба).

Посуда для приготовления пищи не должна стать источником заболеваний, а значит, не должна выглядеть так, как описано в произведении К. Чуковского «Федорино горе»:

      Мы поломаны, побиты,
      Мы помоями облиты,
      Загляни-ка ты в кадушку -
      И увидишь там лягушку,
      Загляни-ка ты в ушат -
      Тараканы там кишат.

На заметку

    Для приготовления и хранения продуктов следует использовать только посуду, специально предназначенную для пищевых целей. Нельзя хранить маринованные, солёные, кислые овощи и фрукты в металлической посуде.

Отгадай загадку: «Кто над нами вверх ногами ходит - не страшится, упасть не боится, целый день летает, всем надоедает?» Это хорошо нам знакомая обыкновенная муха.

Это безобидное на первый взгляд насекомое приносит много зла.

Если лето жаркое, мух может расплодиться очень много. Мух привлекают помойки, мусоросборники, открытые туалеты, кухни. Обычно этих насекомых всегда много там, где люди недостаточно аккуратны и чистоплотны. Где не принимаются меры, препятствующие проникновению этих насекомых в жилище человека. И везде, где побывало это прожорливое насекомое, остаются его опасные спутники - микробы. Мухи - разносчики кишечных инфекций.

Вот почему борьба с назойливым мушиным племенем в домах, квартирах - дело неотложное и необходимое.

Вопросы

  1. Почему нельзя употреблять продукты, у которых закончился срок годности?
  2. Почему мы тщательно моем аппетитные фрукты, овощи и ягоды перед тем, как их съесть?
  3. Какие продукты питания могут привести к отравлению?
  4. Почему мы храним скоропортящиеся продукты в холодильнике?
  5. Какие вещества могут вызвать отравление организма у человека и животных?
  6. Лекарства спасают нам жизнь, но они могут быть и опасны. В каких случаях? Приведи несколько примеров.
  7. Ситуационная задача.
    • К сожалению, Миша простудился. Врач рекомендовал принимать лекарства, если будет повышение температуры. Миша измерил температуру и обрадовался, она была нормальная. Радостный, побежал играть. Ртутный термометр он положил на край стола, а котёнок в это время решил прогуляться... Раздался шум... Миша увидел разбитый термометр и маленькие серебристые шарики вокруг него. Что он должен сделать?

Задание

  1. Проведи небольшое исследование и подготовь краткое сообщение на тему «Как люди хранили скоропортящиеся продукты, когда не было холодильников».

Электрическое сопротивление является основной характеристикой проводниковых материалов. В зависимости от области применения проводника величина его сопротивления может играть как положительную, так и отрицательную роль в функционировании электротехнической системы. Также, особенности применения проводника могут вызывать необходимость учёта дополнительных характеристик, влиянием которых в конкретном случае нельзя пренебрегать.

Проводниками являются чистые металлы и их сплавы. В металле, фиксированные в единую «прочную» структуру атомы, обладают свободными электронами (так называемый «электронный газ»). Именно эти частицы в данном случае являются носителями заряда. Электроны находятся в постоянном беспорядочном движении от одного атома к другому. При появлении электрического поля (подключении к концам металла источника напряжения) движение электронов в проводнике становится упорядоченным. Движущиеся электроны встречают на своём пути препятствия, вызванные особенностями молекулярной структуры проводника. При столкновении со структурой носители заряда теряют свою энергию, отдавая её проводнику (нагревают его). Чем больше препятствий проводящая структура создаёт носителям заряда, тем выше сопротивление.

При увеличении поперечного сечения проводящей структуры для одного количества электронов «канал пропускания» станет шире, сопротивление уменьшится. Соответственно, при увеличении длины провода таких препятствий будет больше и сопротивление увеличится.

Таким образом, в базовую формулу для вычисления сопротивления входит длина провода, площадь поперечного сечения и некий коэффициент, связывающий эти размерные характеристики с электрическими величинами напряжения и тока (1). Этот коэффициент называют удельным сопротивлением.
R= r*L/S (1)

Удельное сопротивление

Удельное сопротивление неизменно и является свойством вещества, из которого изготовлен проводник. Единицы измерения r — ом*м. Часто величину удельного сопротивления приводят в ом*мм кв./м. Это связанно с тем, что величина сечения наиболее часто применяемых кабелей является относительно малой и измеряется в мм кв. Приведём простой пример.

Задача №1. Длина медного провода L = 20 м, сечение S = 1.5 мм. кв. Рассчитать сопротивление провода.
Решение: удельное сопротивление медного провода r = 0.018 ом*мм. кв./м. Подставляя значения в формулу (1) получим R=0.24 ома.
Вычисляя сопротивление системы питания сопротивление одного провода нужно умножить на количество проводов.
Если вместо меди использовать алюминий с более высоким удельным сопротивлением (r = 0.028 ом*мм. кв./м), то сопротивление проводов соответственно возрастёт. Для вышеприведенного примера сопротивление будет равно R = 0.373 ома (на 55 % больше). Медь и алюминий – основные материалы для проводов. Существуют металлы с меньшим удельным сопротивлением, чем удельное сопротивление меди, например серебро. Однако его применение ограничено из-за очевидной дороговизны. В таблице ниже приведены сопротивления и другие основные характеристики проводниковых материалов.
Таблица – основные характеристики проводников

Тепловые потери проводов

Если с помощью кабеля из вышеприведенного примера к однофазной сети 220 В подключить нагрузку 2.2 кВт, то через провод потечёт ток I = P / U или I=2200/220=10 А. Формула для вычисления мощности потерь в проводнике:
Pпр=(I^2)*R (2)
Пример № 2. Рассчитать активные потери при передаче мощности 2.2 кВт в сети с напряжением 220 В для упомянутого провода.
Решение: подставив значения тока и сопротивления проводов в формулу (2), получим Pпр=(10^2)*(2*0.24)=48 Вт.
Таким образом, при передаче энергии от сети в нагрузку потери в проводах составят чуть больше 2%. Эта энергия превращается в тепло, выделяемое проводником в окружающую среду. По условию нагрева проводника (по величине тока) производят выбор его сечения, руководствуясь специальными таблицами.
Например, для вышеприведенного проводника максимальный ток равен 19 А или 4.1 кВт в сети напряжения 220 В.

Для уменьшения активных потерь в линиях электропередач применяют повышенное напряжение. При этом ток в проводах понижается, потери падают.

Влияние температуры

Рост температуры приводит к увеличению колебаний кристаллической решётки металла. Соответственно, электроны встречают большее количество препятствий, что приводит к росту сопротивления. Величину «чувствительности» сопротивления металла к росту температуры называют температурным коэффициентом α. Формула учёта температуры выглядит следующим образом
R=Rн*, (3)
где Rн – сопротивление провода при нормальных условиях (при температуре t°н); t° — температура проводника.
Обычно t°н = 20° С. Значение α также указывают для температуры t°н.
Задача 4. Рассчитать сопротивление медного провода при температуре t° = 90° С. α меди = 0.0043, Rн = 0.24 Ома (задача 1).
Решение: подставив значения в формулу (3) получим R = 0.312 Ом. Сопротивление анализируемого нагретого провода на 30% больше его сопротивления при комнатной температуре.

Влияние частоты

При увеличении частоты тока в проводнике происходит процесс вытеснения зарядов ближе к его поверхности. В результате увеличения концентрации зарядов в поверхностном слое растёт и сопротивление провода. Этот процесс получил название «скин — эффект» или поверхностный эффект. Коэффициент скин – эффекта также зависит от размеров и формы провода. Для вышеприведенного примера при частоте переменного тока 20 кГц сопротивление провода увеличится приблизительно на 10%. Отметим, что высокочастотные компоненты может иметь сигнал тока многих современных промышленных и бытовых потребителей (энергосберегающие лампы, импульсные источники питания, преобразователи частоты и так далее).

Влияние соседних проводников

Вокруг любого проводника, по которому течёт ток, существует магнитное поле. Взаимодействие полей соседних проводников также вызывает потери энергии и называется «эффектом близости». Также отметим, что любой металлический проводник обладает индуктивностью, создаваемой проводящей жилой, и ёмкостью, создаваемой изоляцией. Этим параметрам также свойственен эффект близости.

Технологии

Высоковольтные провода нулевого сопротивления

Данный тип проводов широко применяется в системах зажигания автомобилей. Сопротивление высоковольтных проводов достаточно мало и составляет несколько долей ома на метр длины. Напомним, что сопротивление такой величины невозможно измерять омметром общего применения. Зачастую для задачи измерения малых сопротивлений применяют измерительные мосты.
Конструктивно такие провода имеют большое количество медных жил с изоляцией на основе силикона, пластмасс или других диэлектриков. Особенность применения таких проводов заключается не только в работе при высоком напряжением, но и передаче энергии за короткий промежуток времени (импульсный режим).

Биметаллический кабель

Основная сфера применения упомянутых кабелей – передача высокочастотных сигналов. Сердечник провода изготавливают из металла одного типа, поверхность которого покрывают металлом другого типа. Поскольку на высоких частотах проводящим является только поверхностный слой проводника, то есть возможность замены внутренности провода. Тем самым достигается экономия дорогостоящего материала и повышаются механические характеристики провода. Примеры таких проводов: медь с нанесением серебряного покрытия, сталь с медным покрытием.

Заключение

Сопротивление провода – величина, которая зависит от группы факторов: тип проводника, температура, частота тока, геометрические параметры. Значимость влияния этих параметров зависит от условий эксплуатации провода. Критериями оптимизации в зависимости от задач для проводов могут быть: уменьшение активных потерь, улучшение механических характеристик, снижение цены.