Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. Современные проблемы науки и образования

Распутина Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 91"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: мастер-класс с педагогами ДОУ
Тема: "Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников"
Дата публикации: 22.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 91» МО г. Братска

Мастер - класс

для педагогов:

«Детское экспериментирование –

основа поисково – исследовательской

деятельности дошкольников»

Подготовили: Распутина И.А.,

старший воспитатель

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошколь-

ного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследова-

тельскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –

класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково –

исследовательскую деятельность;

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятель-

ности для развития познавательной активности дошкольников.

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельно-

сти детей.

Участники: педагоги

Материалы:

Ход мастер – класса:

Стулья расставлены таким образом, чтобы получились 4 компании.

1 часть мастер – класса

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер

– классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково – исследова-

тельской деятельности дошкольников»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная муд-

рость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», -

утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и

усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает

в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях бу-

дет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологиче-

ской науки Лев Семенович Выготский.

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах

жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и

непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследо-

вательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен

на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что

получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного

покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше но-

вой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью де-

тей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка.

Дети порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они быстро

выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А,

именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в

дошкольном возрасте. Экспериментирование принципиально отличается от любой

другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам

ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В

ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в совре-

менной педагогике:

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения,

само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самосто-

ятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки

решения осуществляются детьми самостоятельно.

Представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспери-

ментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вари-

Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким

образом, приобретаются новые знания;

Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно

ли они мыслили.

2 часть мастер – класса

Старший воспитатель: (пускает мыльные пузыри).

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Источником познавательной активности является наличие проблемы, поэто-

му необходимо особое внимание уделять созданию проблемного поля. Например:

«Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях

можно предоставить детям поле пробности, например, чтобы определить из како-

го материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы то-

нут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что

бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положитель-

ной мотивации у детей к деятельности.

Создать мотивацию помогают сказочные герои. Ведущий показывает игруш-

ку - Степашку.

Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть

мотивацией.

Степашка, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Степашка: Ну ладно, помогу и про фокус расскажу.

Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил

в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и… представляете, картонка не

упала, и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.

Старший воспитатель: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, по-

чему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести

такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что

произойдет?

Вопрос помогает выдвинуть предположения. А использование превращения

в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.

Появляется Хрюша (игрушка): «Степашка, вот какой мне магнит подарили,

он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».

Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».

Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей,

как они думают».

Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притя-

гивает. Ко всему ли он примагничивается?»

Старший воспитатель: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого

Старший воспитатель: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает

участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не при-

магничивается».

Настрой у детей создан. Прежде чем приступить к самим экспериментам

обязательно напоминаем детям правила безопасности (правила работы фокусни-

ков, правила работы в лаборатории), в зависимости от мотива. Затем идет сам экс-

перимент и его фиксирование. В заключении обязательно подведение итога экспе-

Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

А поможет мне сегодня Наталья Борисовна. Сначала она представит вам

свой опыт работы. (Педагог представляет опыт работы по теме самообразования:

Экспериментирование

средство

познания

окружающего

школьного возраста, показывается видеофрагмент исследовательской деятельно-

А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.

На столах представлено оборудование для опытов, на карточках возраст, на-

звание и методика проведения каждого опыта. Каждая группа продумывает моти-

вацию, ход опыта. После обсуждения в своей подгруппе педагоги представляют

эксперимент для других.

Ранний возраст:

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ра-

кушки, клеёнка, баночки.

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с

водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баноч-

ке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода про-

зрачная».

Дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему

их не видно?» (Потому что молоко белым цветом).

Дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов

детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно

белое) А почему в воде видны предметы?» (Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Младший возраст:

Тема: «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.

2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.

3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.

4. Что заставило шарик надуться?

5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надави-

ли, из нее вышел воздух и надул шарик.

Средний возраст:

Тема: «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать

любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мо-

крым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различ-

ные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок

тивную картину песком.

Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой

узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Старший возраст:

Тема: «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Тазик с водой железные предметы.

Описание: Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как

детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что

магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь,

даже если они разделены с ним водой.

Заключение:

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с

детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду:

Воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучае-

мого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обита-

Происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные про-

цессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

Активно развивается речь ребенка;

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

Формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного

результата;

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

формируются трудовые навыки;

Рефлексия: «Плюс-минус-интересно».

Педагогам предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось, информация и

формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педаго-

га могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на мероприя-

тии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по

мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «И» – «интересно» педагоги вписывают все любопытные факты, о

которых узнали на мероприятии и что бы еще хотелось узнать по данной пробле-

Старший воспитатель: Я благодарю группы за продуктивную работу. Наде-

юсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об

эффективности

экспериментальной

деятельности,

класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

"Поисково-исследовательская деятельность"

Федотова Галина Ивановна,

воспитатель средней группы дет.сада №12 г.Таштагола, Кемеровской обл.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность

осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводя итоги эксперимента, педагог может задавать наводящие вопросы, но дети сами называют поставленную проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, формулируют правильный вывод и оценивают свою работу.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Нужно чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Опыт организации поисковой экспедиции

Поисково-исследовательская экспедиция - новая технология в образовании, ставшая актуальной в связи с введением ФГОС.

По мнению педагогов, она направлена на формирование таких компетенций как социальная (умение работать в команде) и продуктивная (умение работать и быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них). Включенность подростков в социально значимую и интересную деятельность является эффективным средством профилактики употребления ПАВ.
Уровни, на которых проходит осуществление проекта экспедиции: общешкольный, административный, педагогический, классный, групповой и индивидуальный.
Работа на общешкольном уровне осуществлялась инициативной группой, созданной на добровольческой основе из числа заинтересованных педагогов.
Административный уровень представлен директором и замдиректора школы.
Педагогический уровень объединил работу преподавателей основной и старшей школы. На педагогическом уровне организована консультационная работа преподавателей по всем вопросам, которые возникают у учащихся в ходе выполнения проекта. Классный руководитель поддерживает и направляет идеи, выдвигаемые учащимися, помогает их практической реализации.
Основную часть работы над проектом учащиеся выполняют непосредственно на уровне класса. По желанию они могут работать индивидуально или группами по 2-4 человека. Дальнейшая работа над классным проектом осуществляется в выбранном формате.
В соответствии с функциональным назначением отдельных компонентов общая структура исследовательской деятельности подразделяется на частные структуры или подструктуры: побудительная – потребность, мотив, объект, цель; инструментальная – условия, средства, состав; контролирующая контроль, оценка, продукт.
I Побудительный этап представлен организационно-деятельностной игрой «Старт поисково-исследовательской экспедиции». Примерная схема проведения организационно-деятельностной игры.
1. Выступление классного руководителя о школьных исследовательских проектах прошлых годов. Обращает внимание на проекты, в которых участвовали ученики данного класса. Это, например, проекты «Информационно-методический центр школы», «Дизайн школы (оформление стен лестничных пролётов)».
2. Выступление организатора Регионального конкурса "Я - исследователь" и окружного "Интеллект Плюс". Рассказ об участии школьников города в конкурсах, проходивших в Москве и Сочи. Демонстрация сборника проектов участников конкурсов. Приглашение принять участие в конкурсах разных уровней.


3. Презентация педагогами-кураторами школы тем исследовательской деятельности. Важным моментом в методе проектов является выбор темы или, как называют этот этап зарубежные ученые, «выявление потребности». К теме проекта предъявляются четкие требования, она должна быть интересной для учащихся, проблемной, актуальной, целесообразной и иметь практическую значимость. В этом году такие предложены темы:
«Связь арифметики и алгебры. История возникновения алгебры и геометрии». Куратор учитель математики.
«Люди немецкой национальности на Урале и в г. Серове». Куратор учитель немецкого языка.
«Люди, которые делают открытия». Кураторы учитель биологии и географии, учитель истории.
4. Ребята выбирают интересующую их тему и делятся на группы. Бывает, что часть детей не может определиться с темой исследования после презентации тем педагогами. Тогда создаются группы учащихся. Например, было так, что одна группа исследовала понятие «судьба», определяла возможный маршрут экспедиции по теме «Человек – творец своей судьбы» под руководством учителей истории, биологии и географии. Во вторую группу вошла ученица, которая заявила свою тему исследования «Как живут люди заграницей?» (руководитель – ученица 7 класса, координатор группы – педагог-психолог школы).
5. Разработка маршрута. Блиц-размысливание терминов «экспедиция», поиск понятия «маршрут» в словарях.
Педагог:
1. Предлагает собственную трактовку темы.
2. Предлагает ученику самостоятельно трактовать тему («Тема интересна тем, что…»).
3. Задает вопросы типа: «Зачем это нужно знать?»
4. Побуждает ученика задавать вопросы.
5. Объясняет свою роль в работе.
6. Выясняет, в какой роли видит его ученик.
Учащиеся осуществляют ориентирование в теме:
- осознание интереса или его отсутствие;
- осознание отношения темы к контексту своей деятельности;
- осознание отношения к учителю;
6. Подготовка к презентации маршрута.
Учащиеся представили графическую схему маршрута, отметили наиболее важные остановки на пути следования. Кто-то выбрал символом движения автобус, кто-то – кораблик.
Некоторых учащихся 7 класса не было на старте экспедиции. Поэтому с ними работа была проведена позже. Часть из них вошли в уже созданные экспедиционные отряды.
Отряд, исследовавший во время старта экспедиции, вопросы судеб людей, занялся проработкой темы о великих полярниках-иследователях, именами которых названы улицы нашего города (папанинцах и челюскинцах). Подросткам свойственно задавать себе вопросы: кто я?, из какого народа вышел?, чем славен мой народ? Для разработчиков этого проекта стало важным воссоздание нравственно-этической основы жизни людей, опираясь на культурно-исторические события в жизни нашего народа. Проследить, что помогло людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации не только выжить, но и остаться людьми и совершать важную научную работу.
Оформился ещё один экспедиционный отряд, занявшийся разработкой темы «Человек и его возможности» (куратор педагог-психолог). Для участниц проекта стало важным содержательно выделить черты собственной «самости», узнать не столько о возможностях человека вообще, сколько о возможностях собственного роста, совершенствования через освоение мировой культуры, диалог с другими культурами. Позиционирование себя как свободной миролюбивой личности, признающей права другой личности независимо от расы, пола, возраста, культуры
Задача следующей встречи педагога-куратора с участниками экспедиционного отряда – постановка проблемы.
До начала исследования педагогами была определена некоторая «неизведанная область», представляющая интерес. Эта «неизведанная область» была презентована подросткам, которые выделили в ней более частные проблемы. Исходя из частных проблем, группа определила конкретные темы, за разработку которых участники возьмутся.


Появился дневник экспедиционного отряда, в котором дети зафиксировали выбранное ими направление исследования.
Для того чтобы помочь подросткам выделить проблемы, педагог:
1. предлагает вопросы типа:
«Что не поддаётся объяснению?»
«Что противоречит привычным представлениям?»
2. предлагает сформулировать основополагающий вопрос. Сообщает, что на такой вопрос нельзя ответить одним предложением.
3. снабжает словарём, речевыми клише:
«Действительно ли… - это…?»
«Является ли…?»
«Как я могу…?»
«Как меняется…?»

«Чем… похоже/ отличается от…?»
4. предлагает сформулировать проблемные вопросы, для этого может дать речевые клише:
«Что такое…?»
«Как происходит…?»
«Действительно ли…?»
«Уместны ли сегодня (методы, способы, законы)…?»
Эти речевые клише или вопросительные слова можно предложить учащимся в игровой форме. Педагог предлагает ребятам связку ключей или веер (в зависимости от полового, возрастного, индивидуально-психологического признака). На каждом ключике или звене веера написано речевое клише или вопросительное слово. Ребята разбирают по ключику (звену). Читают вопросительное слово и пытаются построить на основе его вопросительное высказывание. Все предложения записываются без критики и ограничений (по типу мозгового штурма).
Правила «Мозгового штурма»
1. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
2. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
3. Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от привычных (шаблонных, стереотипных) решений. Посмотрите на проблему с новой точки зрения.
4. Выдвигайте как можно больше идей и фиксируйте их.
Затем все записанные вопросы анализируются примерно по следующей схеме:
1. Самая лучшая идея – та, которую Вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Предельно внимательное отношение к каждой проблеме.
2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Сосредоточьтесь на поиске конструктива в любой, даже кажущейся простой, идее.
3. Отбрасывать идеи нельзя.
На этом этапе ученик:
1. Уясняет область незнания.
2. Выявляет противоречия, несоответствия.
3. Определяет основополагающий вопрос.
4. Формулирует проблемные вопросы.
5. Формулирует проблему. Для этого педагог предлагает речевые клише:
«Проблема заключается в недостатке (факторов, признаков, фактов, способов и т.д.)»
«Проблема заключается в несоответствии…»
«Проблема состоит в избытке…»
«Проблема заключается в невозможности использования существующих (технологий, способов, методов)…?»
Исходя из частных проблем, группа определяет конкретные, за разработку которых участники возьмутся (это снова фиксируется в дневнике). Группа делится на подгруппы, каждая из которых будет разрабатывать свой аспект выделенной проблемы. Важно, чтобы мотив проведения исследования являлся внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него. Непродуктивно «впихивать» абстракции в сознание учеников, если они им не интересны. Всегда можно найти «точки опоры» в личном интересе. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов. Да, конечно, педагог, как более опытный человек может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми он сам занимается – но это всегда должен быть добровольный и сознательный приход.
Так учащиеся 7 класса, исследуя историю возникновения алгебры, поставили такой основополагающий вопрос: «Действительно ли нужен был переход от арифметики к алгебре?». На основе его сформулировали проблемные вопросы:
Какие практические задания нельзя решить арифметически?
Что в арифметике подготавливало переход на алгебру?
Как происходил переход от арифметики к алгебре?
Какие новые практические задачи помогла решить алгебра?
Какие науки помогла продвинуть алгебра?
Группа, исследующая жизнь людей заграницей, поставила такой основополагающий вопрос: «Действительно ли жизнь заграницей так привлекательна?». На основе его девушки сформулировали проблемные вопросы:
Является ли жизнь заграницей образцом?
В чём жизнь заграницей является образцом?
Что / кто делает жизнь заграницей благополучной?
Что в реальной жизни заграницей отличается от того, что показано в сериалах?
Почему важен опыт изучения образцов жизни за рубежом?
Во время следующей встречи участники группы совместно с куратором-взрослым занимаются целеобразованием, выделяют объект и предмет исследования, формулируют гипотезу.
Участники поисковой экспедиции, исследующие переход арифметики в алгебру, на основе поставленных проблемных вопросов сформулировали ряд гипотез:
Некоторые задачи практической деятельности людей невозможно решить с помощью арифметики.
Есть законы арифметики, помогающие вывести алгебраические формулы.
Над разработкой алгебры работало много учёных.
Алгебра решила задачи, связанные с кораблестроением.
Алгебра явилась основой для физики и химии (алгебра погубила алхимию и породила физику и химию).
Алгебра являлась царицей наук в XIII-XIV веках (или в эпоху индустриализации).
Экспедиционный отряд «Жизнь заграницей» сформулировал следующие гипотезы:
Если люди заграницей имеют возможность отдыхать за рубежом (на Багамах), то это образец благополучия.
Заграницей люди живут в прекрасных домах со множеством комнат.
Заграницей люди имеют больше прав и свобод.
Опыт изучения образцов жизни за рубежом важен потому, что таким образом мы можем научиться зарабатывать деньги, материально обеспечивать свою жизнь.
Работа закипела! Пошли в ход Интернет, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», справочники. О жизни заграницей девушки узнавали из газет, сериалов, бесед с учителями иностранного языка, компетентными взрослыми, родителями.


II. Инструментальный этап. Выяснение возможностей решения проблемы может проходить по следующей схеме:
1. Запись всех желаний без критики и ограничений.
2. Определение временной сетки. Если всё, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближайшей перспективе. Если цели и желания относятся к отдалённому времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка ребёнком сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: Как я узнаю, что достиг результата? Как другие узнают, что я достиг результата? Как я докажу скептику, что достиг результата?
8. Определение союзников, т.е. тех, кто поможет достичь поставленной цели.
9. Определение стратегии деятельности (реализовывать через совместные или индивидуальные действия), распределение ролей.
Планирование исследования представляет собой составление пошагового плана достижения цели с записью в дневник экспедиционного отряда. Это может быть и построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц...
На этом этапе происходит выбор адекватных предмету исследования методов, т.е. способов достижения цели. Это могут быть: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (праксиометрические, моделирование, психодиагностические, биографические, обсервационные, экспериментальные), интерпретационные (структурный анализ, генетический анализ), обработки данных.


Особо остановимся на методе моделирования. Иногда, исследуя какое-то явление, феномен, не существующий в реальности или то, что существовало давно, ребята могут его воссоздать. Моделирование как раз – это построение модели объекта или системы. Модель – объект или система, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте – оригинале или прототипе модели. Модели могут быть образные (иконические) – рисунок, карта; мысленные (умственные, теоретические) – теория; знаково-символические – уравнения, формулы.
Наш опыт показывает, что при принятии решения о выборе метода ребята порой выбирают привычные им методы. Это стереотипные решения. Выбранный метод в таком случае не зависит от специфики цели исследования и особенностей объекта.
Иногда, не добившись результата, ребята начинают путём проб и ошибок выбирать новый метод в зависимости от конкретной ситуации. Это так называемое стихийный, необоснованный выбор.
Лучший вариант – оптимизированное решение. Обоснованный выбор рациональных методов для данных условий с точки зрения определённых экспедиционным отрядом критериев.
Обсуждение источников получения информации. Материал можно найти в школьной (городской) библиотеке, в Интернете, или мультимедийной энциклопедии. В дневнике появляется запись: книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель – задать направление поиска информации. При обсуждении источников информации необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Определение предполагаемого продукта, формы его представления и адресата. Продуктами деятельности экспедиционного отряда могут быть: «Портфель достижений», «Моя глава в учебник», программа концерта для детей младшего возраста, Web-сайт, «Справочник-путеводитель по…», Сборник стихов, Книжки-малышки, викторина для младших школьников, сборник тестов, театрализованная постановка, «Доска почёта», статья в школьную или городскую газету.


Этап планирования может быть реализован на протяжении 2-3 групповых встреч.
Результатом обсуждения должен стать записанный в дневнике план с точным указанием направлений деятельности, респондентов и источников информации, ответственных за выполнение каждого вида работ, сроки исполнения. Это может быть таблица, диаграмма, график и т.п.
Каждый цикл деятельности экспедиционного отряда воплощается в конкретном результате – продукте, который выражен в читаемых культурных текстах, обладает завершенностью и культурно-исторической значимостью (эта значимость может не осознаваться в конкретный исторический момент и конкретными людьми, но, тем не менее, она существует в общем контексте развития научной профессиональной традиции и служит ее развитию).
III. Полевое исследование. Реализация плана исследования. Деятельность учащихся. «Пробующие действия».


Когда мы моделируем в учебном процессе научное исследование, оно слагается из трех слоев.
В первом слое происходит точное констатирование фактов, учащийся выступает в качестве исполнителя разработанной не им жесткой методики. Задачей исследовательской деятельности полагается наиболее точное выполнение методики, целью является результат (число), которое полагается самоценным, но не является таковым с точки зрения учащегося, которому этот смысл положен извне его деятельности, понимания, отчужден от него. На этом этапе и происходит усвоение норм и характера деятельности, в данном случае – исследовательской.
Сбор материала может осуществляться ребятами по одному трёх основных путей. Мы рассказываем ребятам о трёх типах исследователей: «муравье», «пчеле» и «пауке». Исследователь может как муравей, собирать всё об изучаемом объекте; как пчела избирательно относиться к собираемому материалу (отклассифицировать сразу, что существенно, а что менее значимо); как паук расставить сети-ловушки и ждать, когда попадётся нечто интересное.
На этом слое предполагаются «ходки» - посещение различных учреждений города (музей, ДКМ, отдел архитектуры, Управление культуры и т.п.), визиты к компетентным специалистам: директору театра, музея, начальнику управления образования, руководителю кружка, участнику военных действий в Афганистане. Работа в школьной, городской библиотеке. Поездка в библиотеку областного центра. В нашем случае ребята запланировали поездку в библиотеки г. Екатеринбурга. Составление опросников.
«Пробующие действия» (разработка эскиза, пробы себя в различных профессиональных и социальных ролях: журналиста, репортёра, фотографа, редактора, специалиста по информационным технологиям).
Второй слой предполагает анализ и объяснение полученных на основании стабильной методики данных и фактов. Постановка задачи объяснения полученных данных включает у учащегося иной механизм мышления. Цель исследовательской деятельности начинает порождаться по мере ее развития, параллельно порождается смысл как ценность достижения истины по мере систематизации и объяснения получаемых данных. Постановка таких задач развивает способность к анализу, сопоставлению, обобщению, как главным качествам мышления, которыми должен овладеть учащийся.
В этом слое проходит корректировка плана, перераспределение ролей, выделение ранее неучтённых условий, выбор новых союзников и т.п.
Третий слой позволяет подойти к важнейшей для современного образования проблеме построения собственного отношения учащегося к фактам культурной действительности, становления его как субъекта культуры. Полученное на предыдущем этапе собственное (субъективное) объяснение исследованного явления соотносится со сделанным другими. Это заставляет учащихся ознакомиться с иными исследованиями в данной области и критически подойти к собственной работе. Соотнесение собственной деятельности с общим ходом развития исследований области означает включение учащегося в культурный контекст, а его работы в общее развитие культуры пусть в небольшой, но части общего культурного пространства.
Педагог не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь, или которые мы ставим сами перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает истины, хотя бы потому, что она не достижима (наука и процесс познания прекращают своё существование, когда все точки над i расставлены). Поиск же совместной правды создаёт как раз ту ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у педагога не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся .
IV. Контрольный этап. Описание фактов и полученных эмпирических данных. Соотнесение полученных данных с запланированными на начальном этапе исследования. Сверка полученных данных, объектов в словарях, справочниках. Классификация выделенных признаков, самих объектов.
Характеристики надёжности (репрезентативности) полученных данных.
1. Обоснованность (валидность). Включение достаточного круга компетентных лиц (экспертов) и источников получения информации.
2. Устойчивость информации. При получении в разных ситуациях должна быть идентичной.
3. Полученные данные должны не только объяснять исследуемые факты и процессы, но и помогать предсказывать их. Возможность объединения полученных данных в принципы. Использование этих принципов в предсказаниях.
Оформление продукта исследовательской деятельности. Создание авторских, оригинальных продуктов.
Разработка критериев оценивания ученических проектов. Работа проводится фронтально в течение одной встречи.
Можно зафиксировать получение дополнительного продукта в виде личностных новообразований. Общественным признанием такой включенности является публикация (в широком смысле этого слова) результатов исследований.
V. Презентация продукта на творческом экзамене, родительском собрании.
Форма презентации: доклад на 5-7 минут с иллюстрациями, литературный альманах, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследования, показ видеоклипа. Цель – мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль педагога-куратора – консультирование и помощь.

Учебно-методическое пособие

Поисково-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ

Гросс Эльвира Николаевна,
воспитатель1 категории ГБДОУ д/с№41
Красносельского района Санкт-Петербурга,

Актуальность проблемы . Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Ребёнок пытается понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность у них заложена от природы. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск.

Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково-исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребёнок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. в этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определённому алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее им определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгруппой и индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому поисково-исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребёнка с взрослым и другими детьми в группе.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в тёплый и холодный период. Особое внимание уделяется тёплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие капельки».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Актуальность. Поисково-исследовательская деятельность у старших дошкольников, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребёнка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

Ø Расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

Ø Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

Ø Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т.д. в процессе познания природной картины мира;

Ø Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Воспитательные:

Ø Воспитывать бережное отношение к воде;

Ø Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека;

Ø Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».

Предварительная работа:

Чтение стихотворения о воде. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода», схемы «Круговорот воды в природе», глобуса. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии по заданной теме. Наблюдения за осадками в природе во время прогулок. Беседы о правилах поведения у водоёма, пользования водой.

Материалы для экспериментирования:

Электрический чайник, холодное стекло, вода, ёмкости для воды разной формы, иллюстрации на тему «Вода», схема-иллюстрация «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица, раздаточный материал для детей.

Ход деятельности:

Сегодня мы с вами поговорим о природном богатстве. О чём пойдёт речь, вы узнаете выполнив задание.

Шифрограмма «Вода».

На ковролине располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток. Под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звук: из названия 1 картинки - 1 звук (вишня); из названия 2 - 2 звук (кот) и т.д. В результате складывается слово «вода».

Правильно - это вода, одна из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Дети, посмотрите пожалуйста на глобус. Здесь мы видим, что большая часть суши омывается океанами и морями. Поэтому наша Земля называется голубой планетой.

Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?

В морях и океанах вода солёная, она не пригодна для питья. В реках и озёрах, прудах вода пресная. После очистки её используют для питья.

- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных сооружений).

Наш город большой, чистой воды ему требуется много. Поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

В-ль: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

В-ль: Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Физкультминутка:

Развитие координации речи с движением

В морях и реках обитает (волнообразные движения руками ).

Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук ).

А наскучит ей летать (взмахи руками - опускают вниз ).

На землю падает опять.

В-ль: А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе .

Проводится тренинг:

Стоит ваза с шариками.

В-ль: Представьте, что это родник. Возьмите каждый столько шариков, сколько хотите. Посмотрите, родник иссяк. Какой вывод мы с вами из этого делаем? Что мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

А сейчас мы с вами вспомним правила пользования водой.

Правила пользования водой:

1. Закрыть кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

В-ль: Нам всем нравиться отдыхать у водоёма. Но всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. Как будут чувствовать себя рыбы и другие существа в такой воде? (Ответы детей).

В-ль: Можно ли купаться в такой воде? (Ответы детей). Правильно ребята, такая вода опасна для здоровья.

Правила поведения у водоёма:

2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.

3. Не ловить обитателей водоёма.

4. Не рвать водные цветы.

Подведение итогов деятельности. Уточнить, что каждый ребёнок познал для себя нового.

Используемая литература:

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007;

Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. - «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»;

Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. - М.: Просвещение, 1988г.;

Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г;

Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995г.;

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2004г.

Программа

«ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты

Разработчик программы: Углова О.М.

Должность: Воспитатель

Эксперт программы: Индюкова О.А.

г.Хабаровск

Пояснительная записка

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Одаренные дети - национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей детского сада.

Внешние проявления одаренности в различных личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как бы­строта и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, спортом, рисованием и т.д.), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная активность. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умственного развития (и прежде всего умственной рефлексии) одаренные дети превосходят не только сверстников (в среднем на два года), но и многих взрослых.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Можно выделить следующие особенности познавательной деятельности одаренного ребенка:

    Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

    Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

    Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам

Программа «Пытливый поисковичок» направлена на развитие поисково – исследовательской деятельности одаренных (талантливых) дошкольников через игры-эксперименты.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует развитию познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Новизна данной программы заключается в том, что поисково- исследовательская деятельность является условием проявления высоких способностей одаренных детей.

В 2014 г. на базе нашего МАДОУ детский сад «Родничок» открыткружок «Пытливый поисковичок» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты.

Основная цель кружка: Создать психолого-педагогические условия для развития у одаренных детей поисково-познавательной деятельности, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи кружка:

    Развивать познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой.

    Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

    Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 1 года.

Участники реализации Программы: - дети 4-5 лет;

Педагогические работники;

Родители (законные представители)

Программа предусматривает обучение одаренных детей:

    обуче­ние совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).

    форма работы: игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.

Предполагаемый результат программы:

    Развитие познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению;

    Поддерживать и развивать в ребенке интерес к поисково-исследовательской деятельности;

    Участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Формы и режим занятий

Образовательная деятельность детей по данной программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 20 минут в форме кружкового занятия. Деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с проблемно – поисковыми задачами.

Создание предметно-развивающей среды.

Кружковая работа организуется в специально отведенном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.

Работа ведется в три этапа:

    Подготовительный

Изучение психолого-педагогической, методической литературы. Разработка программы.(июнь-сентябрь)

    Экспериментальный

Апробация программы (октябрь-май)

    Аналитический

Анализ проведенной работы. Диагностика (май)

II. Планирование

При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:

· доступности материала, достоверности;

· сезонности; · последовательности;

· подачи материала от простого к сложному;

· переход количественных изменений в качественные.

Направления поисково исследовательской деятельности деятельности

Темы деятельности

Методы и приемы взаимодействия с детьми

Месяц

Задачи

Экспериментирование с песком, глиной

«Волшеный материал»,

«Почему песок так хорошо сыплется?»,

Наблюдение

Длительное наблюдение

индивидуальная и групповая формы работы

Сентябрь-ноябрь

Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства

Экспериментирование с водой

«Узнаем, какая вода», « Изготовление цветных льдинок»

«Играем красками», «Вкусная вода»,

«Разноцветная вода»

индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей

Июль-август. декабрь

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека

Экспериментирование с воздухом

«Танец горошин»,

«Поиск воздуха»,

«Пузырьки-спасатели»,

«Морской бой»

Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность

Декабрь-февраль

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.)

Наблюдения за жизнью растений

«Что любят растения?»,

«Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте»,

«В тепле, в холоде»

Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение

сентябрь-май

Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие

Экспериментирование со светом

«Солнечные зайчики», «радужные блики»,

«Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка»

Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность

Октябрь, апрель

Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности.

Экспериментирование с предметами

«Секрет сосновой шишки»,

«Мыло-фокусник»,

«Волшебные зеркала»,

«Чудесные спички»,

«Угадай-ка»,

«Волшебная рукавичка»

Практическая деятельность,

Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение,

Совместная деятельность взрослого и детей

Сентябрь,

Декабрь, Март

Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов

III. Работа с родителями

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями.

    Оформляется наглядная информация в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Оформление папки «Мои открытия»

    Анкетирование родителей

Список используемой литературы.

    Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

    . “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.

    «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.

    Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

    Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

    Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

    Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.

    Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997

    Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред.Л.Н.Прохоровой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

    В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

    С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

    Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?

    Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

    Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?