Решение задач с использованием языка программирования Pascal. VIII

Кроме классической версии игры в шахматы, существует также немало других разновидностей этой игры. Большинство из них не пользуется такой популярностью, как стандартная версия, но они имеют своих приверженцев в определенных странах и культурах.

На сегодняшний день известно около 30 различных видов шахматной игры, которые различаются по форме шахматной доски, территориальной принадлежности, особенностям правил, количеству игроков и пр.

Классические шахматы

Настольная игра на логическое мышление, которая выполняется на доске из 64 клеток с помощью специальных фигур двумя соперниками. Процесс игры подчиняется определенным правилам, которые описывают передвижение фигур по доске, правила поведения игроков и судей.

Шахматы Фишера

Правила игры в шахматы Фишера совпадает с классической версией игры, за исключением измененной первоначальной расстановки фигур и правил рокировки. Пешки в случайных шахматах расставляются, как и обычно, а остальные фигуры можно ставить произвольным образом. Единственными условиями являются положение слонов на клетках разного цвета, а также расположение короля между парой тур. Черные и белые фигуры должны быть расставлены в зеркальных позициях относительно друг друга.

Данный вариант шахмат принадлежит Роберту Фишеру, который имел титул 11-го чемпиона мира по шахматам. Опираясь на имеющиеся правила, возможно составить 960 вариантов первоначальной расстановки фигур, поэтому данная разновидность игры известна также, как шахматы-960.

Боевые шахматы

Фигуры могут расставляться на собственной половине доски в произвольном порядке. После этого половинки доски сдвигаются для начала партии.

Такая ситуация в точности моделирует обстановку на поле боля перед началом сражения, поскольку противоборствующие стороны не знают ничего о позиции соперников. Сразу после начала партии противникам необходимо быстро сориентироваться в имеющейся на доске ситуации, что исключает первоначально равные позиции из классической игры.

Цилиндрические шахматы

Разновидность шахматной игры, где игровая доска принимается за развертку цилиндра. Существуют различные разновидности цилиндрических шахмат:

  • вертикальный цилиндр;
  • горизонтальный цилиндр;
  • сворачивание доски в обеих направлениях.

Согласно правилам данного вида игры, вертикали «a» и «h» или горизонтали «1» и «8» на доске являются соседними. Поэтому фигуры могут передвигаться с одного края доски на другой.

Шахматы на круглых досках

Круговые шахматы были созданы на базе Византийских шахмат, которые были популярны в XI-XV столетиях. Для игры используется кольцеобразная доска с периметром 16 клеток и шириной в 4 клетки. Византийский вариант игры имел собственные правила, но современные круговые шахматы используют классические ходы фигур.

Изобрел данную разновидность шахматной игры Дэвид Рейнольдс, английский историк. В Великобритании с 1996 года ежегодго проводится мировой чемпионат по круговым шахматам под эгидой одноименного общества.

Гексагональные шахматы

Разновидность игры, где доска имеет форму правильного шестиугольника, состоящего из 91 поля шестиугольной формы. Ячейки окрашены в три оттенка.

Комплект фигур аналогичен классической игре, но для каждого из игроков добавляются по одному слону и пешке. Движения фигур также напоминают стандартные, учитывая, что поля имеют форму шестиугольника, а не квадрата.

Первый вариант шестиугольных шахмат принадлежал лорду Баскервилю. Созданный в 1929 году, он имел прямоугольную доску на 83 поля. Наиболее популярный нынче вариант гексагональных шахмат имеет авторство Владислава Глинского, который начал работу над ними в 1938 году. В 1973 году игра была окончательно доработана и запатентована.

Русские шахматы

Передвижение фигур в данной разновидности шахмат практически ничем не отличается от классически принятых правил, но название фигур видоизменено.

Сами фигуры носят название «таврели». Располагаются они в том же порядке, что и классические шахматы. Особой фигурой на поле является хелги, которая объединяет возможности ходов ферзя и коня.

Данная разновидность шахмат была популярна в Древней Руси в IX-X столетии, а затем была запрещена церковниками, поскольку была прировнена к пьянству и азартным играм.

Таврели были преданы забвению во времена Петра I, который популяризировал классические шахматы. К 850 годовщине Москвы, в 1997 году, была создана Международная федерация по русским шахматам, сформулированы новые правила, а также впервые проведены чемпионаты.

Китайские шахматы

Китайские шахматы известны как «сянцы». Игра осуществляется на прямоугольной доске размером 9х10. Фигуры на ней размещаются на пересечении линий, а не в средине клеточек. Всего игрокам доступно 90 пересечений, по которым двигаются фигуры.

В центральной части доски располагается река, перейти которую могут не все фигуры. На начало партии каждому из игроков доступен 1 генерал, по паре советников, слонов, коней, колесниц и пушек, а также 5 пешек.

История китайских шахмат начинается около 3500 лет назад из древней игры ЛюБо. Со временем игра перетерпела существенные изменения и уже к началу XII века стала максимально напоминать современный вариант Сянци.

Сегодня в китайские шахматы играет свыше 500 млн. человек, поэтому Сянци смело можно считать самой популярной разновидностью шахмат в мире.

Японские шахматы

Известные как сёги, эти шахматы имеют доску размера 9х9. Пара игроков начинает партию со следующими фигурами: по одному королю, ладье и слону, по паре золотых и серебряных генералов, коней, уланов и 9 пешек. Все фигуры на доске имеют пятигранную форму и окрашены в один цвет. Для определения принадлежности фигур каждому из игроков используются определенные заголовки.

Прообраз сёги возник еще на территории древней Индии. В современном виде игра стала известна в XVI веке. Официально правила игры были зафиксированы в начале XX века, тогда же была основана Европейская федерация сёги. Сегодня в эту разновидность шахмат играет около 20 млн. человек, а титул лучшего игрока носит Йосихару Хабу.

Шахматы на троих

Данное семейство шахматных игр разработаны специально для игр втроем. Вариантов таких игр известно великое множество. Каждая из разновидностей использует доску нестандартной формы. Возможны варианты доски шестиугольной формы, трехсторонней доски с клетками четырехугольной формы и пр.

Разработать удачные правила игры в шахматы для троих игроков – задача не из простых, поскольку довольно велик риск возникновения дисбаланса, когда двое игроков объединяются против одного – у атакуемого просто нет шансов успешно отбиться от соперников одновременно. Поэтому в разных видах шахмат на троих внедряются специальные правила и ограничения.

Четверные шахматы

Предназначены для одновременной игры четырех игроков. Наиболее распространенным вариантом являются четверные немецкие шахматы, для которых используется специальная доска, похожая на классическую доску для шахмат, дополненную с каждой стороны тремя дополнительными рядами по 8 клеток. Также для игры необходимы 4 комплекта фигур, имеющих разные цвета.

Четверные шахматы были известны еще во второй половине XVIII века, при дворе Екатерины II. Капитаном Чарльзом Верни в Англии в 1881 году были опубликованы официальные правила этой разновидности шахмат.

Поскольку игра ведется четырьмя игроками, пары, сидящие друг напротив друга, являются союзниками, целью которых является мат каждому из неприятельских королей.

Шведские шахматы

Одна из разновидностей шахмат для четырех игроков. Игроки делятся на команды по паре человек. Игра одновременно ведется на двух досках. Одна команда игроков играет на стоящих рядом разных досках фигурами разных цветов. Фигура противника, снятая на одной доске, может передаваться партнеру, который ведет партию на другой доске, и он может использовать ее, как собственную, в своей игре.

Шведские шахматы обычно проводятся с коротким контролем времени. Ввиду быстрых ходов и передачи фигур между разными досками, незнакомые с игрой люди считают происходящее безумием, поэтому еще одно название этой игры bughouse – «сумасшедший дом».

Русские Линейные шахматы

В Русских Линейных шахматах может быть несколько королей. Шахматная доска визуально делится на вертикальные линии, которые начинаются от каждой белой фигуры и заканчиваются на противоположном конце доски, на аналогичной черной фигуре. При попадании на чужую линию, фигуры обмениваются на ту фигуру, на линии которой они оказались. В данной игре мат не считается победой, так как игрок, которому объявили шах или мат, в ответном ходе может приобрести нового короля, если передвинет одну из фигур на королевскую линию.

Данный вид шахмат появился сравнительно недавно. Правила для игры разработал русский писатель, поэт и сатирик Валерий Данильчук. Впервые чемпионат по Русским Линейным шахматам провели в Волгограде в 2018 году по швейцарской системе с контролем времени 15+5. Соревнования проходили в Городском шахматном центре. По итогам семи туров, специальный кубок победителей получил кандидат в мастера спорта Григорий Любименко.

Помимо описанных выше видов шахмат, существуют также множественные виды шахмат с необычными правилами, к примеру, шахматон, шахматы с кубиком, шахматы Капабланки, шахматы из вымышленных миров, которые были описаны или продемонстрированы в книгах или фильмах.

Цель метода «Диаграмма сродства» - выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами. Этот метод также называют KJ-методом, латинские буквы К и J- это инициалы создателя предшественника данного метода японского антрополога Дзиро Кавакита (англ. Jiro Kawakita ).

Диаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).

Алгоритм создания диаграммы сродства

  1. Участники собираются в комнате с большой доской. Тема обсуждения записывается в верхней части доски. Тема должна быть сформулирована кратко и простым языком, чтобы исключить ее двоякие трактовки. Необходимо убедиться, что все участники процесса правильно понимают заданную тему.
  2. Выдвигаемые идеи или решения определяются методом . Идеи необходимо формулировать кратко и лаконично, и записывать их на стикерах. Стикеры приклеиваются на доску в произвольном порядке.
  3. До начала любых дискуссий участники должны передвигать стикеры по доске так, чтобы получились группы взаимосвязанных идей. Обычная стикеры передвигаются по доске много раз, пока не займут нужных мест. В зависимости от числа выдвинутых идей, вся процедура может занять до часа времени. Однако, в некоторых случаях, время, отведенное для упорядочивания идей, можно установить достаточно продолжительным, например, целый рабочий день, несколько дней или неделя. В течение всего этого времени участники могут подходить к доске и перемещать стикеры в соответствии с их видением проблемы и ее решения.
  4. По окончании процедуры группировки стикеров участники обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные стикеры оказались на конкретных местах, возможны еще дополнительные перемещения стикеров. Общее число полученных групп не должно превышать 5-10. Важно дать каждой группе стикеров название. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.
  5. Теперь можно составить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключаются в прямоугольники. Прямоугольники соединяют стрелками для указания связей между группами.
  6. Заключительный этап - оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут влиять друг на друга. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке процессов по совершенствованию.

Пример применения диаграммы сродства

Библиотека получает большое количество негативных отзывов клиентов о качестве обслуживания. Для анализа ситуации решили использовать диаграмму сродства. В состав группы были включены библиотекари. Участники эксперимента (шесть библиотекарей различного возраста, представляющих различные отделы библиотеки) сначала определили предмет исследования. Они формулировали его название с таким расчетом, чтобы получить в результате рекомендации для проведения мероприятий по повышению удовлетворенности обслуживанием клиентов библиотеки. После мозгового штурма доска со стикерами, наклеенными в случайном порядке, выглядела так, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Идеи, расположенные в случайном порядке

После первой попытки сгруппировать идеи, длившейся примерно час, стало ясно, сразу сейчас это сделать не удастся: слишком много сил и энергии отнял мозговой штурм. Поэтому вся информация на доске сохранялась в неизменном виде в течение двух дней. Все это время библиотекари часто подходили к доске, чтобы изменить положение стикеров. Результирующая диаграмма сродства показана на рисунке 2.

Стрелки на диаграмме показывают связи между отдельными элементами, которые оказалось невозможным поместить в какую-либо группу. Это упражнение позволило разработать подходящие меры. Все имеющиеся идеи и решения были разбиты на группы (когорты), в которые включались идеи, имеющие внутренние связи.

Последующая работа была спланирована так, чтобы одновременно принималась во внимание только одна группа идей.

Рисунок 2. Результат группировки идей по сродству

Просмотры: 3 403

Нейтан юн, наивен и удивительно податлив. Он позволяет трахать себя везде и всегда. И Колин охотно повторяет это раз за разом после того, первого.

Нейтан ни капли не возмущается, когда на очередной неофициальной школьной вечеринке Колин вваливается за ним в туалет и без всяких прелюдий загибает его над раковиной, входя быстро и не заботясь о подготовке. Колин дышит часто-часто, не открывает совсем пьяные веки и вколачивается жадно и эгоистично. Утыкается в шею и втягивает запах, потом шумно выдыхает с блаженной улыбкой, будто выкурил последний в мире косяк отборной шмали.

Он почти удовлетворен. Почти. Пока не открывает глаза.

Почти физически ощутимое разочарование режет его. Иллюзия рассыпается быстро и неотвратимо, вновь закрытые глаза не помогут. И Колин уходит, ничего не объясняя.

Нет, он не чувствует вины. Он достаточно эгоистичен для этого. Но когда Нейтан приходит к нему и сам предлагает продолжать, Колин удивлен. Милый омега, младший брат его школьного приятеля Джеральда, совсем не злится и не закатывает истерик, лишь мягко берет его за руки и клянется, что не был против и вообще ему Колин давно нравится. Визиты в дом Кавана теперь предназначены не только Джеральду.

За полгода отношений с Нейтаном его брат всё больше обгоняет Колина в росте. И Колин всё чаще ловит себя на разглядывании ложбинки его ключиц. То и дело следит, как тот нервно сглатывает на контрольных. Впервые он замечает, что запах Джеральда его возбуждает, еще с год назад на лакроссе. Пялится, не веря, в затылок давно знакомому альфе в очереди на подачу мяча. А потом, не дождавшись своей очереди, сбегает в туалет и блюет, пока не звенит звонок, выпуская школьников из душных классов.

Альфе иметь связь с альфой не принято. А Колин привык быть как все, только чуточку круче. Ловить на себе вожделеющие взгляды омег и завистливые других альф.

И вот Колин находит решение. Нейтан пахнет удивительно похоже, пожалуй чуть мягче, но разница не особо значительна. Внешне они разные: волосы у Джеральда совсем не кудрявые, в отличие от Нейтана, да и темнее, даже черные почти, пухлых щек тоже не наблюдается, а Нейтан не носит очки. Но в темноте этого не видно. Нейтан младше на год, но уже активно познает прелести секса. Жаль только, он слишком щуплый, приходится закрывать глаза, вдыхать поглубже и как можно меньше гладить его тело. Разница сквозит по пальцам, и Колин думает, что Джеральд бы так не извивался.

На рождественском ужине в доме Кавана Нейтан подвигает свой стул как можно ближе и сжимает его руку. А когда семья увлекается обсуждением лимонного пирога, он скользит рукой по бедру Колина и, нащупывая бугорок выпирающих штанов, довольно улыбается. Вот только причина не в нем, а в его старшем брате, сидящем по другую сторону от Колина. Колин непроизвольно выдыхает, радуясь, что никто не может прочесть его мысли.

Нейтан стонет на кровати своего брата. Его собственная кровать стоит всего через два метра в той же самой комнате. Но Колин, как бы невзначай, подталкивает его именно к этой. Нейтан царапает ему спину, а Колин утыкается головой в подушку, наконец вдыхая именно тот запах. Сознание мутнеет, и он чуть не шепчет “Джеральд”, но вовремя возвращает контроль. Нейтана не жалко: он получает удовольствие, а вот палиться нельзя от слова совсем.

Колин вечерами запирается в спальне и раскладывает фото в произвольном порядке. Те, что с Джеральдом, неизменно оказываются первыми. Он блуждает по ним взглядом, пытаясь завершить цепочку перехода от Джеральда к Нейтану не только на глянцевой бумаге, но и в голове. Так будет лучше. Но пока не выходит.

Он трахает Нейтана в машине Джеральда, где его запах никогда не исчезает, теряясь в обивке и смешиваясь с освежителем, болтающимся на тонкой резинке, привязанной к зеркалу заднего вида. В машине тесно. И в Нейтане было тесно. К чему-то привыкаешь, а что-то растягивается, как эти чертовы дни, когда выкинуть ненавистные мысли из головы совсем невмоготу. Как час за часом на уроках, совсем рядом с Джеральдом, когда его брат вне досягаемости.

Колин молится богам, в которых раньше не верил, и благодарит их за то, что есть хоть какой-то способ сбрасывать напряжение.

Нейтан надевает свитер брата - красный и болтающийся на худеньком теле омеги. И Колину кажется, что он всё знает и провоцирует специально. Но глаза Нейтана светлые, спокойные, без малейшего признака ревности или злости. Колин подхватывает его подмышки, усаживая на подоконник, и опять приходит в норму, прижимаясь щекой к колючей шерсти. Всё в порядке.

На выпускной церемонии учеников вызывают в произвольном порядке, и Колин идет забирать аттестат после Джеральда, стараясь не вдохнуть воздух, проходя мимо него, но как на автомате втягивает разъедающий хладнокровие аромат. Поднимается на сцену бледный и с кислой миной. Одноклассники думают, что переживает из-за оценок или боится, что на пороге школы вся его крутость и останется. Некоторые даже злорадно надеются на второе. Нейтан машет, снимая церемонию на камеру, а Колин думает, что через пару минут зажмет его в подсобке. Да всё равно где, лишь бы вытрахать из головы эту чушь.

Теперь визиты в дом Кавана принадлежат практически одному Нейтану. Джеральд увлечен учебой в колледже, и даже когда Колин застает его дома, тот погружен в конспекты и лишь бросает быстрое приветствие.

Во втором семестре Джеральд приводит на знакомство с семьей омегу. Колин тоже приглашен и разглядывает его чуть более заинтересованно, чем хотелось. Омега в меру общительный, умный и любознательный - как раз то, что нужно Джеральду. И тот искренне радуется, что и родным его выбор пришелся по душе.

Колин не ревнует: он никогда не хотел отношений с альфой. Таких отношений. Размазать себе по лбу жирный крест, указывающий на неудачника, страдающего от однополой любви. Это не для него. Но этот запах зовет к себе, как сирены на скалах, о которые разбивались моряки. А разбиваться чертовски не хочется.

Колин ходит в качалку и упорно жмет штанги, отключая мысли, что изматывают его похуже силовых тренировок.

Это кажется тупым наваждением, которому он сам позволил окутать свою жизнь. И он кривится своему отражению, сам себя раздражает. Но опять приходит в дом Кавана.

Его уже не интересуют сплетни бывших школьных друзей, но он по-прежнему хочет оставаться таким, как все.

Вот мы оба и нашли то, что нам нужно, - улыбается Джеральд на одной из летних посиделок, когда Колин переворачивает кусок мяса на гриле. Внезапные эмоции на обычно холодном непроницаемом лице заставляют Колина непроизвольно засмотреться. Задевая раскаленную решетку, он матерится, жир капает на угли и шипит. Колин гортанно усмехается, а мышцы, выглядывающие из под майки с короткими рукавами, напрягаются от крепко сжатых кулаков. Нейтан наблюдает издалека, но опять ни о чем не спрашивает. А Колин прячет пальцы в волосах с всё так же, как и в школе, выбритыми висками, чтобы унять мелкую дрожь. Его бесит собственная реакция. Так бесит, что он напивается к вечеру в стельку, и Нейтану приходится тащить его домой.

Колин ни разу не извиняется, только продолжает трахать Нейтана на кровати его брата, которая постепенно начинает терять свою прелесть. Запах омеги Джеральда остается на постельном белье, въедается в обивку машины, в кожу на руле. Даже от освежителя на зеркале заднего вида, кажется, пахнет не альпийскими лугами, а этим вездесущим парнем. Этот запах везде, и Колин чувствует, что сам им пропитался.

Жизнь позволяет двигаться нам в произвольном порядке, выстраивая свою партию на шахматной доске, и финал не может быть предугадан.

Колин посылает удушающую одержимость к чертям. На удивление, Нейтан не плачет, не задает вопросов и не скребется по ночам к нему в окно. Становится совершенно ясно: он все-таки знал. Не просто догадывался, а точно знал и сознательно пошел на такие отношения. Но Колину по-прежнему плевать.

Он находит себе омегу: поразительно безвкусного. Стерильный, как стекло вазы на столе в их новом доме, он не будоражит рецепторы, не выворачивает наизнанку. Становится необходимой отдушиной. Рядом с ним просто тихо. Он никакой. Но Колину это нравится.

Выборы, осознанные и не совсем, сплетают паутину с красивыми узорами, липкую, завлекающую, но которая может не всем нравиться. Главное - не запутаться в ней, если не хочешь.

День знаний 1 сентября в 5 классе. Сценарий

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. К этому мероприятию классному руководителю 5 класса следует тщательно подготовиться. Ведь это его первая встреча с классом, которая дает возможность установить контакт с детьми, создать атмосферу доверия, непринужденности и искренности.

Важно, чтобы в этот день у детей было праздничное, приподнятое настроение. Хорошо, если дети принесут домой маленькие подарки.

Цели: познакомить с классным руководителем, с новыми предметами; определить мотивации к учебе; адаптировать пятиклассников к новой системе обучения; создать благоприятную атмосферу в классе.

Оборудование:

а) бэйджики с именами и фамилиями детей;

б) на парту каждому ученику положить листок из школьной тетради (на этом листке каждый ученик напишет поздравление своему классу);

в) на большом листе ватмана нарисовать схематического человечка (лицо будет нарисовано в процессе классного часа); слева в столбик записать пункты характеристики, которые будут заполняться в процессе урока; отдельно заготовить две рожицы из бумаги: веселую и грустную; одну из них учитель потом прикрепит к фигурке человечка;

г) написать записки с загадками о школьных предметах (из текста сценария) и положить их в коробку;

д) приготовить микрофон (можно игрушечный);

е) приготовить простые призы для участников игр (блокнотики, медали, флажки), чтобы каждый ученик получил какую-нибудь награду.

Музыкальное оформление

Детские песни: «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Все мы делим пополам», «Настоящий друг» и т. п.

Оформление класса

На перемене перед классным часом подготовить доску:

а) нарисовать карту «Планета знаний 5-А класса»; на карте в произвольном порядке написать названия школьных дисциплин, изучаемых в 5 классе: русский язык, литература, риторика, иностранный язык, математика, информатика, история, граждано- ведение, природоведение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое обучение;

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Пресс-конференция классного руководителя.

3. Создание автопортрета класса.

4. Игра «Путешествие по Планете знаний».

5. Игра «Микрофон».

6. Сочинение-миниатюра «Поздравление».

7. Подведение итогов (рефлексия).

8. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День знаний. Для вас - это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. Пятый класс - это самая первая ее ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными, как и сегодняшние наши выпускники. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.

5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем классе было хорошо, как в большой и дружной семье.

II. Пресс-конференция классного руководителя

Классный руководитель. А теперь разрешите представиться: я ваш классный руководитель (фамилия, имя, отчество). И я начинаю свою пресс-конференцию. В роли журналистов будете выступать вы, ребята. Вы можете задать мне свои вопросы, если хотите узнать обо мне побольше. Только, прежде чем задать мне свой вопрос, назовите, пожалуйста, свои имя и фамилию.

Примерные вопросы детей:

Сколько вам лет?

Какой предмет вы ведете?

Есть ли у вас дети?

Есть ли у вас домашние животные?

Чем вы увлекаетесь?

III. Создание автопортрета класса

Классный руководитель. На этом моя пресс-конференция закончена. Спасибо за вопросы.

Впереди у нас много трудных и интересных дел, и я надеюсь, мы с вами познакомимся поближе. Но теперь мне хотелось бы немного узнать о таинственном незнакомце по имени 5-А класс. (Показывает на лист ватмана, прикрепленный к стене.)

Помогите мне, ребята, разузнать что-нибудь об этом загадочном 5-А. Какие у него рост, вес, физическая форма? Чем увлекается наш 5-А? Какая у него дисциплина? Как он относится к учебе? Какой у него характер? Ну и, наконец, какое у него лицо? Все это мы будем сейчас выяснять и записывать рядом с этим портретом. А поможет мне тот, у кого самый красивый и разборчивый почерк. Есть среди вас такие?

К доске выходит один из учеников, берет фломастер.

Первый вопрос, самый легкий - это рост 5-А. Средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в эту графу? Какой рост у нашего класса? Высокий или низкий, а может быть, средний?

Дети (хором). Низкий, средний, высокий.

Ученик записывает.

Классный руководитель. Теперь вес - нормальный, недостаточный, а может быть, излишний?

Дети (хором). Нормальный.

Ученик фломастером записывает.

Классный руководитель. Физическое развитие - занимается ли наш 5-А спортом? И каким?

Дети поднимают руки, по очереди называют виды спорта, которым они занимаются.

Ну, что ж, запишем, что физическая форма - отличная! А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у 5-А увлечения?

Дети по очереди рассказывают о своих увлечениях. Ученик записывает.

Ну что ж, так и запишем: увлечения разносторонние.

А как у нашего 5-А с дисциплиной - хорошо или плохо?

Дети (хором). Хорошо.

Ученик записывает напротив пункта «Дисциплина» слово «хорошая».

Классный руководитель. А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Почему, ребята, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Потому что 5-А класс еще не показал себя в учебе.

Потому что у нас не было еще ни одного урока в 5 классе.

Потому что мы даже не знаем, какие уроки у нас будут в 5 классе.

Классный руководитель. Да, эту тайну 5-А откроет нам в конце I четверти. Надеемся, что ответом будет число...

Дети (хором). Пять! Четыре!

Классный руководитель. Осталось самое простое: записать качества характера нашего 5-А. Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый?

Дети по очереди с места отвечают. Ученик записывает.

Чтобы закончить портрет нашего класса, остается только нарисовать лицо. Как вы думаете, какое у него лицо?

Учитель показывает две рожицы, улыбающуюся и грустную. Дети выбирают одну из них. Учитель прикрепляет выбранную детьми рожицу к фигурке, нарисованной на ватмане.

Вот и получился портрет 5-А класса. Спасибо всем, кто помог составить этот портрет. Теперь мы его повесим на видное место и будем внимательно наблюдать, как наш 5-А растет, становится умнее, сильнее, лучше. А вместе с ним будем расти и мы с вами.

Но мы будем не просто расти, а путешествовать по Планете знаний. Чтобы не заблудиться на этой планете, я нарисовала вам ее карту. (Показывает на доску.)

На доске в произвольном порядке написаны названия предметов, которые будут изучаться в 5 классе.

IV. Игра «Путешествие по Планете знаний»

Классный руководитель. Перед вами - карта Планеты знаний 5 класса. На этой карте есть страны и континенты, которые вам уже знакомы, а есть и неизведанные территории, о которых вам только предстоит узнать. Сейчас мы проведем путешествие по всем континентам Планеты знаний. Но названия континентов, на которые мы отправимся, зашифрованы в загадках. Загадки лежат вот в этом сундучке (Показывает коробку, куда сложены записки с загадками.)

В путешествие отправятся 3 команды, которые я назову по именам первых советских космических ракет (по рядам): «Союз», «Буран» и «Восток».

Представители команд должны выйти к доске, достать из коробки записки с загадками, громко прочитать загадку, отгадать ее с помощью своих товарищей и зачеркнуть название того континента, на котором они побывали.

За правильные ответы все получат призы!

К доске по очереди выходят ученики, вытаскивают из коробки записки с загадками, читают, дети хором отгадывают названия школьных предметов. Классный руководитель вручает призы участникам, которые читали загадки и давали ответы.

Загадки о школьных предметах (для карточек):

1. Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать... (математика).

2. Грамотным будет любой ученик,

Если он знает... (русский язык).

3. Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык... (иностранный).

4. Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках... (литературы).

5. Укрепит мускулатуру всем детишкам... (физкультура).

6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,

Им нужны уроки... (музыкальные).

7. Картины, краски, высокие чувства -

Этому учит... (изобразительное искусство).

8. Мастерить, работать с увлечением -

Для этого нужно... (трудовое обучение).

9. Далекое прошлое, древние территории -

Это изучает наука... (история).

10. Знать и любить природу научит... (природоведение),

Быть гражданином России научит... (граждановедение).

11. В мир компьютерной грамматики

Нас ведут уроки... (информатики).

12. Красиво говорить умеют политики и историки,

А этому учит наука... (риторика).

Классный руководитель. Ну вот и закончилось наше путешествие. Среди команд нет проигравших, а значит, на Планете знаний совсем не осталось белых пятен. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год!

V. Игра «Микрофон»

Классный руководитель (смотрит на доску). Ой, как много разных сложных предметов и наук! А зачем их нужно учить? Я предлагаю вам сейчас подумать и в одном предложении ответить на этот вопрос: «Зачем нужно изучать школьные предметы?»

Я приглашаю к микрофону по три представителя от каждой команды. Как они у нас называются? Запомнили? Как первые советские космические корабли.

Дети (хором). «Восток», «Союз», Буран». Классный руководитель. Правильно. Пожалуйста, вы можете выходить к микрофону и отвечать на вопрос: «Зачем нужно изучать школьные предметы?»

Дети по очереди берут микрофон, произносят по 1 предложению.

Примерные ответы детей:

Чтобы получить знания и принести пользу своей стране.

Чтобы развивать свои способности и таланты, о которых мы пока даже не знаем.

Чтобы знать, как вести себя в трудных ситуациях.

Чтобы знать, как жили люди в древние времена, и не повторять их ошибок сегодня.

Чтобы раскрыть тайны природы и использовать их с пользой для всего человечества.

Чтобы сделать умные машины, которые облегчат людям их труд.

Чтобы сделать научные открытия, стать Нобелевскими лауреатами и прославить свою страну.

Чтобы быть разумным, научиться рассуждать и не совершать глупых поступков.

Чтобы собрать все знания и передать их нашим потомкам. Классный руководитель. Мне кажется, что все команды

ответили кратко и убедительно. А значит, все их представители заслуживают поощрения.

Классный руководитель вручает подарки участникам.

VI. Сочинение-миниатюра «Поздравление»

Классный руководитель. Что-то наш 5-А заскучал на сцене. А ведь у него сегодня день рождения. А его никто до сих пор не поздравил. Что же мы будем делать?

Дети высказывают свои предложения.

Давайте сочиним нашему 5-А поздравление с началом учебного года и пожелания на весь год. У вас на партах лежат листочки. Всего за 5 минут, пока будет звучать музыка, попробуйте придумать несколько теплых и красивых слов в адрес 5-А. Потом вы можете подойти и прикрепить листки с поздравлениями к портрету нашего класса. А авторы лучших поздравлений тоже получат призы!

Включается веселая музыка. Дети сочиняют поздравления. Потом скотчем прикрепляют их к «портрету» 5-А.

Учитель вручает награды детям.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Итак, ребята, наш праздничный классный час, посвященный Дню знаний, закончен. Что вы узнали во время этого классного часа?

Примерные ответы детей:

Мы познакомились с классным руководителем.

Мы узнали, какие предметы будем изучать в 5 классе.

Мы узнали названия советских ракет.

Мы узнали, зачем нужно учить школьные науки.

Классный руководитель. А что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

Как мы составляли портрет нашего класса.

Как мы отгадывали названия школьных предметов.

Как мы писали поздравления нашему классу.

VIII. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами

Классный руководитель. Ребята, на доске вы видите расписание уроков на сегодня. Это значит, что наше путешествие по Планете знаний продолжается. Только уже по-настоящему. Каждый урок у вас будет проходить в специальном кабинете. Сейчас мы познакомимся с расположением этих кабинетов. Для этого мы выйдем из класса и пройдем по школе. Вы не забыли, что наш 5-А - послушный, культурный, вежливый. Поэтому он будет вести себя хорошо, не шуметь - ведь в школе идут уроки!

Учитель выводит детей из класса и проводит по школе, показывая, где находятся учебные кабинеты.

От Гость >>

5.Все натуральные числа от 1 до 1000 выписали в следующем порядке. Сначала были выписаны в порядке возрастания числа, сумма цифр которых равна 1, затем (также в порядке возрастания) - числа, сумма цифр которых равна 2, потом - числа, сумма цифр которых равна 3, и т. д.. На каком месте оказалось число 996?

Ответ Решение

6.Клетчатая доска 8×8 выложена плитками домино 1×2. Докажите, что какие-то две из них образуют квадрат из четырёх клеток.

7.Натуральное число можно умножать на два и произвольным образом переставлять в нём цифры (запрещается лишь ставить ноль на первое место). Можно ли превратить число 1 в число 631 с помощью таких операций?

Ответ Решение

8.При дворе принца Лимона служили герцоги, графы и бароны. В начале правления принца придворных было 2012, но каждый один из них убивал другого на дуэли, причем герцоги убивали только графов, графы - только баронов, а бароны - только герцогов. При этом никто не выиграл дуэль дважды. В конце концов остался в живых лишь барон Апельсин. Какой титул был у первого погибшего придворного?