Семантическая информация циркулирует в человеческом. Семантические свойства информации

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Семантическая информация - смысловой аспект информации, отражающий отношение между формой сообщения и его смысловым содержанием.

История

Формирование понятия семантической информации

Современные теории семантической информации

Теория Флориди

В своей работе 2004 года Лучано Флориди с первой строки обрушивается на теорию Бар Хиллела и Карнапа: «„Треугольник имеет четыре стороны“: согласно классической теории семантической информации в этом противоречии заключено больше смыслового содержания, чем в условно истинном утверждении „Земля имеет только одну Луну“ » . Флориди назвал это «парадоксом Бар-Хиллела-Карнапа ». Решение этого парадокса он видит в том, что количество семантической информации в сообщениях должно зависеть не только от заключенного в них смыслового содержания, но и от значения истинности этих сообщений. Флориди ввел понятие условно ложного предложения (contingently false sentence ), представляющего собой конъюнкцию двух его составных частей, одна из которых истинная, а вторая - ложная. Примером такого предложения может служить высказывание: «Луна вращается вокруг Земли и внутри она полая». Такое предложение одновременно несет информацию (тем, кто не знает, что Луна вращается вокруг Земли) и дезинформацию (в обычной жизни часто приходится встречаться с подобным - дезинформацию легче продвигать, если она дополняется некоторой долей информации).

С точки зрения классической логики условно ложное предложение является просто ложным и несет только дезинформацию. Однако приведенный пример показывает, что на самом деле это не так. Первоначальная теория Бар-Хиллела и Карнапа не в состоянии решить эту антиномию . Поэтому Флориди отверг её (как «слабую» теорию) и создал свою собственную - «сильную». Он отказался от использования логических вероятностей и заявил, что теория семантической информации не должна быть похожей на теорию Шеннона . В его собственной интерпретации количество семантической информации в сообщении определяется степенью соответствия этого сообщения ситуации (то есть тому, что происходит в данном месте и в данное время). Несоответствие возникает либо в результате бессодержательности сообщения, либо в результате его неточности. В своей теории Флориди непосредственно не использует понятие дезинформации, вместо этого он вводит понятие степени неточности условно ложных предложений. Степень неточности в условно ложном предложении texvc равна:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): -v(s)=-{\frac{f(s)}{l(s)}} ,

где Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): f(s) - число ложных атомарных выражений в Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s ; Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): l(s) - общее число атомарных предложений в Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s . Для определения истинности атомарных предложений требуется принять принцип априорного всезнания. Степень бессодержательности истинного предложения Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s рассчитывается по формуле:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): +v(s)={\frac{m(s)}{n}} ,

где Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): m(s) - число миров универсума, в которых Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s истинно; Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): n - общее число миров универсума (заметим, что, согласно этому определению, величина Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc в точности равна величине логической вероятности Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc ). Далее Флориди вводит понятие функции степени информативности:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): i(s)=1-v^2(s) .

Количество семантической информации Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc в сообщении Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s равно определенному интегралу от функции степени информативности Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): i(s) :

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): i^*(s)={\frac{3}{2}}\int\limits_{v(s)}^{1}(1-x^2)\mathrm dx=1-{\frac{3v(s)}{2}}+{\frac{v^3(s)}{2}} .

Несмотря на все отличия между классической теорией и теорией Флориди, в них есть нечто общее. Если Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s является истинным предложением, то величина Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): +v(s) равна величине логической вероятности Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): q(s) . Мера Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): i^*(s) подобна мере Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{cont}(s) , но в отличие от последней, является нелинейной функцией Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): v(s) . К сожалению, в теории Флориди нет ничего похожего на меру Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{inf}(s) , обладающую замечательным свойством (*) для логически независимых предложений.

Теория семантической информации и дезинформации

Поднятая Флориди проблема может быть решена в рамках теории, основанной на логических вероятностях. Необходимо отметить, что к началу текущего века у некоторых ученых сформировалось скептическое отношение к индуктивной логике Карнапа . Однако современные математики смогли изменить ситуацию, модифицировав эту теорию . Благодаря этому интерес к логическим вероятностям вновь возродился.

В работе предлагается модифицировать классическую теорию семантической информации, включив в неё понятие дезинформации, которую несет ложное сообщение. В новой теории, как и в теории Флориди, рассматривается множество различных ситуаций (точек пространства-времени). Одно и то же предложение языка может быть истинным в одной ситуации и ложным в другой. Поскольку получатель сообщений не может быть застрахован от ошибок при оценке их истинности, количество семантической информации оценивается отдельно с точки зрения получателя и с точки зрения всезнающего эксперта.

В каждой конкретной ситуации истинное сообщение несет только информацию, а абсолютно ложное - одну только дезинформацию. Условно ложное предложение Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s рассматривается как конъюнкция : Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s_T\land s_F , где Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc - истинная часть сообщения, Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc - ложная часть сообщения. При этом требуется, чтобы Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s_T и Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s_F были логически независимыми (это нужно, в частности, для того, чтобы противоречие не оказалось условно ложным предложением). Тогда ненормализованные меры количества информации Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{in}_E(s) и количества дезинформации Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{mi}_E(s) Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s с точки зрения эксперта определяются следующим образом:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{in}_E(s)=\mbox{cont}(s_T) , Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{mi}_E(s)=\mbox{cont}(s_F) .

Индекс «Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): E », которым помечены символы «Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{in} » и «Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{mi} » в формулах, указывает на то, что рассматриваются количества информации и дезинформации с точки зрения эксперта. Нормализованные меры количества семантической информации Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{inf}_E(s) и дезинформации Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{mis}_E(s) в условно ложном предложении Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s с точки зрения эксперта:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{inf}_E(s)=\log_2{\frac{1}{1-\mbox{cont}(s_T)}}=\log_2{\frac{1}{q(s_T)}} , Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{mis}_E(s)=\log_2{\frac{1}{1-\mbox{cont}(s_F)}}=\log_2{\frac{1}{q(s_F)}} .

Противоречие с точки зрения эксперта несет нулевое количество информации и бесконечное количество дезинформации. Таким образом решается парадокс Бар-Хиллела-Карнапа. Бесконечное количество дезинформации объясняется тем, что, если бы противоречие вдруг кому-то показалось истиной, то мир изменился бы для него до неузнаваемости. Двумя словами это не описать. Предположим, что получатель информации имеет условно ложные знания Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): e , эквивалентные конъюнкции: Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): e_T\land e_F , где Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): e_T - истинная часть его знаний, Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): e_F - заблуждения. Тогда с точки зрения эксперта, получив условно ложное сообщение Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s , адресат реально имеет семантическую информацию и дезинформацию в следующих количествах:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{inf}_E(s/e)=\log_2{\frac{q(e_T)}{q(s_T\land e_T)}}=\log_2{\frac{1}{q(s_T/e_T)}} , Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{mis}_E(s/e)=\log_2{\frac{q(e_F)}{q(s_F\land e_F)}}=\log_2{\frac{1}{q(s_F/e_F)}} .

Если получатель воспринимает Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s как истинное предложение и конъюнкция Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): s\land e не является противоречием, то с его точки зрения он получил следующее количество информации:

Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \mbox{inf}_R(s/e)=\log_2{\frac{1}{q(s/e)}}=\mbox{inf}_E(s/e)+\mbox{mis}_E(s/e) .

Индекс «Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): R » обозначает оценку адресата. Очевидно, что точное количество информации (и дезинформации) в пришедшем сообщении может определить только эксперт, а получатель способен лишь на более-менее точные оценки.

Напишите отзыв о статье "Семантическая информация"

Примечания

Отрывок, характеризующий Семантическая информация

Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

По информации не рассматривался смысл (значение) поступающей информации, а в ряде случаев это принципиально, Ю.А. Шрейдер предложил «Семантическую теорию информации».

Так «…результаты анализа или оценки одного и того же произведения литературы или искусства, полученные разными критиками или в разное время, часто не совпадают между собой даже по основным, принципиальным вопросам. Всё это показывает, что восприятие эстетическое не является абсолютным, зависящим лишь от того, что воспринимается, от «информации», заключённой в объекте восприятия, от самого художественного произведения.

Поскольку в процессе восприятия участвует приёмник, воспринимающий эстетическое сообщение, то результаты анализа и оценка сообщения существенно зависят от свойств самого приёмника.

В связи с этим нельзя не сказать о некоторых подходах кибернетики к вопросам эстетического восприятия, которые, в частности, могут способствовать объективной оценке художественного произведения. Естественно, что при такой постановке задачи эти подходы должны учитывать семантическую (смысловую, или содержательную) сторону произведений, а также способность приёмника извлечь из произведения «художественную», эстетическую информацию.

Некоторые аспекты теории информации имеют непосредственное приложение к исследованию восприятия художественных произведений. Так, в последнее время за рубежом и в нашей стране проводятся исследования, связанные с разработкой семантических аспектов теории информации. В общих чертах один из таких аспектов, разрабатываемых Ю. А. Шрейдером , заключается в следующем.

Поскольку информация I, которую получает приёмник из сообщения Т , существенно зависит от свойств самого приемника, вводится в рассмотрение понятие тезауруса θ приёмника.

В словарной практике тезаурусом […] принято называть одноязычный ассоциативный словарь, в котором указаны различные смысловые связи между словами. Тезаурус θ , как и всякий справочник, отражает сведения, накопленные к определённому моменту времени некоторым индивидуумом (приёмником). В частности, он характеризует способность этого индивидуума воспринимать те или другие сообщения.

Информация I , получаемая приёмником, характеризуется как принимаемым сообщением Т , так и степенью изменения тезауруса θ, т. е. I = I (Т, θ).

Иначе говоря, количество информации I (Т, θ), содержащееся в сообщении Т относительно тезауруса θ, характеризуется степенью изменения тезауруса под действием воспринимаемого сообщения.

Очевидно, что из одного и того же сообщения разные приёмники (с разными тезаурусами) извлекают неодинаковую информацию. Вследствие неподготовленности данный тезаурус вообще может не воспринять некоторые (непонятные ему) сообщения. Последние для данного приёмника не несут никакой информации (приемник получил нулевую информацию), и в этом случае его тезаурус не изменился.

Но нулевую информацию приёмник получает также и в случае, если он воспринимает уже известное сообщение. В обоих этих случаях тезаурус приёмника не изменяется и I (Т, θ) = θ .

Таким образом, семантическая теория информации признаёт, что большую роль при восприятии сообщения играет «настройка», «предпрограммирование», подготовленность приёмника.

Поэтому из некоторого данного сообщения примитивный тезаурус информации не извлекает, развитый тезаурус «понимает» сообщение и получает максимальную информацию, а перенасыщенный тезаурус также информации не получает из-за слишком хорошей подготовленности. Так, например, одно и то же «сообщение» - учебник по высшей математике дошкольнику не даёт никакой информации (тезаурус неподготовлен), студенту-математику даёт максимум информации, а профессору-математику опять-таки не даёт никакой информации (тезаурус перенасыщен).

Аналогично и для восприятия художественного произведения (в частности, музыкального) приемник должен обладать некоторым тезаурусом в данном виде искусства. Художественная, или эстетическая, информация, содержащаяся в данном произведении, отлична от нуля лишь для некоторого диапазона тезаурусов…».

Информации - это что такое? На чем он базируется? Какие цели преследует и задачи выполняет? Обо всём этом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Общая информация

В каких случаях применяется семантический способ измерения информации? Используется сущность информации, интересует содержательная сторона полученного сообщения - вот показания для его применения. Но для начала давайте дадим изъяснение того, что он собой представляет. Следует отметить, что семантический способ измерения информации - это трудно формализованный подход, который до сих пор полностью не сформировался. Используется он для того, чтобы измерять количество смысла в данных, которые были получены. Иными словами, какой объем информации из полученной является необходимым в данном случае. Такой подход используется для определения содержательной стороны получаемых сведений. И если мы говорим про семантический способ измерения информации, используется понятие тезауруса, которое неразрывно связано с рассматриваемой темой. Что же оно собой представляет?

Тезаурус

Хочется сделать небольшое введение и дать ответ на один вопрос про семантический способ измерения информации. Кем введен он? Предложил использовать этот метод основатель кибернетики Норберт Винер, но значительное развитие он получил под влиянием нашего соотечественника А. Ю. Шрейдера. Чем же является название используется для обозначения совокупности сведений, которые есть у получателя информации. Если соотнести тезаурус с содержанием сообщения, которое поступило, то можно выяснить, насколько оно снизило неопределённость. Хочется исправить одну ошибку, под влияние которой часто попадает большое количество людей. Так, они считают, что семантический способ измерения информации введен Клодом Шенноном. Неизвестно, как именно возникло это заблуждение, но это мнение неверно. Клод Шеннон ввёл статистический способ измерения информации, «наследником» которого и считается семантический.

Графический подход для определения объема смысловой информации в полученном сообщении

Для чего нужно что-то рисовать? Семантический способ измерения использует такую возможность для наглядного предоставления данных о полезности данных в виде легко понимаемых рисунков. Что же это значит на практике? Для пояснения положения дел строят зависимость в виде графика. Если у пользователя отсутствуют знания о сути сообщения, которое было получено (равняется нулю), то объем семантической информации будет равен этому же значению. Можно ли найти оптимальное значение? Да! Так называется тезаурус, где объем семантической информации максимальный. Давайте рассмотрим небольшой пример. Допустим, пользователю поступило сообщение, написанное на незнакомом иностранном языке, или же человек может прочитать, что там написано, но это для него уже не является новостью, поскольку всё это известно. В таких случаях говорят о том, что в сообщении содержится ноль семантической информации.

Историческое развитие

Вероятно, об этом следовало поговорить немного выше, но наверстать упущенное ещё не поздно. Первоначально семантический способ измерения информации введен Ральфом Хартли в 1928 году. Ранее упоминалось, что в качестве основателя часто упоминают Клода Шеннона. Почему же возникла такая путаница? Дело в том, что, хотя семантический способ измерения информации и был введён Ральфом Хартли в 1928 году, обобщили его в 1948 году именно Клод Шеннон и Уоррен Уивер. После этого основоположник кибернетики Норберт Винер сформировал идею тезаурусного метода, которая получила наибольшее признание в виде меры, разработанной Ю. И. Шнейдером. Следует отметить, что для того чтобы разобраться в этом, необходим достаточно высокий уровень знаний.

Результативность

Что же нам даёт тезаурусный метод на практике? Он является реальным подтверждением тезиса о том, что информация обладает таким свойством, как относительность. При этом следует отметить, что она обладает относительной (или же субъективной) ценностью. Для того чтобы можно было объективно оценивать научную информацию, ввели понятие общечеловеческого тезауруса. Его степень изменения и показывает значительность знаний, которые получает человечество. При этом нельзя точно сказать, какой конечный результат (или же промежуточный) можно будет получить от информации. Возьмём, к примеру, компьютеры. Вычислительная техника создавалась на основе ламповой технологии и битового состояния каждого структурного элемента и первоначально использовалась для осуществления расчетов. Сейчас же почти у каждого человека есть что-то, что работает на основании данной технологии: радио, телефон, компьютер, телевизор, ноутбук. Даже современные холодильники, плиты и умывальники содержат в себе немного электроники, в основе работы которой лежит информация об облегчении использования человеком данных бытовых устройств.

Научный подход

Где же изучается семантический способ измерения информации? Информатика - вот та наука, которая занимается различными аспектами этого вопроса. В чём же заключается особенность? В основу способа положено использование системы «истина/ложь», или же битовая система «единица/ноль». Когда поступает определённая информация, то она разбивается на отдельные блоки, которые именуются подобно единицам речи: слова, слоги и тому подобное. Каждый блок получает определённое значение. Давайте рассмотрим небольшой пример. Рядом стоят два друга. Один обращается ко второму со словами: «Завтра у нас выходной». Когда дни для отдыха - знает каждый. Поэтому ценность этой информации нулевая. Но если второй скажет, что он завтра работает, то для первого это будет неожиданность. Ведь в таком случае может оказаться, что будут нарушены планы, которые строил один человек, например, сходить поиграть в боулинг или же покопаться в мастерской. Каждую часть описанного примера можно описать с помощью единиц и нулей.

Оперирование понятиями

Но что же используется ещё, кроме тезауруса? Что ещё нужно знать, чтобы понимать семантический способ измерения информации? Основные понятия, которые дополнительно можно изучить ещё, - это знаковые системы. Под ними понимают средства выражения смысла, вроде правил интерпретации знаков или же их сочетаний. Давайте рассмотрим ещё один пример из информатики. Компьютеры оперируют условными нулями и единицами. По сути, это низкое и высокое напряжение, которое подаётся на компоненты техники. Причем передают они эти единицы и нули без конца и края. Как же делать различие между ними технике? Ответ на это был найден - прерывания. Когда передаётся эта же самая информация, то получаются различные блоки вроде слов, словосочетаний и отдельных значений. В устной человеческой речи для разбивки данных на отдельные блоки тоже используются паузы. Они настолько незаметны, что большинство из них мы замечаем на «автомате». В письме для этой цели служат точки и запятые.

Особенности

Давайте затронем ещё и тему свойств, которые есть у семантического способа измерения информации. Мы уже знаем, что так называется специальный подход, которые оценивает важность информации. Можно ли говорить, что данные, которые будут оцениваться таким способом, будут объективными? Нет, это не верно. Информация является субъективной. Давайте рассмотрим это на примере школы. Есть отличник, который идёт впереди утверждённой программы, и среднестатистический середнячок, который изучает то, что излагается на занятиях. Для первого большинство информации, которую он будет получать в школе, будет представлять достаточно слабый интерес, поскольку он это уже знает и не впервые слышит/читает. Поэтому на субъективном уровне для него это будет не очень ценно (за счёт разве что отдельных замечаний учителя, которые он подметил за время изложения своего предмета). Тогда как середнячок о новой информации что-то слыхал только отдаленно, поэтому для него ценность данных, которые будут излагаться на уроках, на порядок больше.

Заключение

Следует отметить, что в информатике семантический способ измерений информации - это не единственный вариант, в рамках которого можно решать имеющиеся задачи. Выбор должен зависеть от поставленных целей и присутствующих возможностей. Поэтому, если тема заинтересовала или же в ней существует потребность, то можно только настоятельно порекомендовать изучить её более подробно и узнать, какие ещё способы измерения информации, кроме семантического, существуют.

    семантическая информация - информация, содержащаяся в высказывании и переводимая через значения единиц языка. Не всегда совпадает с его смыслом. Семантическая информация получает различную интерпретацию в зависимости от ситуации, контекста …

    Уточнение понятия информации с т. зр. ее смысла (значения, содержания – см. Семантика), целью к рого является в известном смысле адекватное приписывание количеств. меры качественным семантич. характеристикам сообщений (предложений, высказываний) … Философская энциклопедия

    Семантическая информация - информация, содержащаяся в высказывании и передаваемая через значения единиц речи … Краткий словарь переводческих терминов

    В логике, характеристика содержания, которая передаётся в некотором сообщении. Существуют разные подходы к измерению С. и. В концепции И. Бар Хиллела (США) и Р. Карнапа (Австрия) сообщение понимается как пропозициональная формула… … Большая советская энциклопедия

    семантическая информация об объекте - Описание сущности и свойства объекта фотограмметрической съемки. [ГОСТ Р 51833 2001] Тематики фотограмметрия …

    Информация - основное понятие кибернетики, точно так же экономическая И. основное понятие экономической кибернетики. Определений этого термина много, они сложны и противоречивы. Причина этого, очевидно, в том, что И. как явлением занимается… … Экономико-математический словарь

    информация (в кибернетике) - Основное понятие кибернетики, точно так же экономическая И. основное понятие экономической кибернетики. Определений этого термина много, они сложны и противоречивы. Причина этого, очевидно, в том, что И. как явлением занимается много разных наук … Справочник технического переводчика

    Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Добавить информацию для других стран и реги … Википедия

    Информация - (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    информация - 1. Сведения, содержащиеся в данном речевом сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и переработки. 2. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. 3. См.… … Толковый переводоведческий словарь

Книги

  • Русская история и культура в художественном слове Словарь , Курносова И.. В словаре подвергается семантизации материал, отображающий разные элементы лексической системы русского языка XIX-XX вв. в ее развитии: этнографизмы, диалектизмы, специальная лексика,…
  • Взгляд со стороны, или Интервью официального сумасшедшего , Владимир Попов. Причина публикации данного интервью – вполне достойная широкой читательской аудитории семантическая (смысловая) информация. Выбранный литературный жанр ее предоставления (фантастика)… электронная книга


Адекватность информации
может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.

  1. Синтаксическая адекватность . Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.
  2. Семантическая (смысловая) адекватность . Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации.
  3. Прагматическая (потребительская) адекватность . Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.

Качество информации определяется такими показателями, как:

  1. репрезентативность,
  2. содержательность,
  3. достаточность,
  4. доступность,
  5. актуальность,
  6. своевременность,
  7. точность,
  8. достоверность,
  9. устойчивость.


Репрезентативность информации
связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.
Важнейшее значение здесь имеют:

  1. правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;
  2. обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.
Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных.

С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.

Наряду с коэффициентом содержательности С, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением
Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и праг-матикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.


Доступность информации
восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности:

  1. формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа;
  2. реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;
  3. максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;
  4. необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.
Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

В заключение следует отметить, что такие параметры качества информации, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, устойчивость, целиком определяются на методическом уровне разработки информационных систем .

Параметры актуальности, своевременности, точности и достоверности обусловливаются в большей степени также на методическом уровне, однако на их величину существенно влияет и характер функционирования системы, в первую очередь ее надежность .

При этом параметры актуальности и точности жестко связаны соответственно с параметрами своевременности и достоверности .