Северо двинская водная система. Северо-Двинский водный путь

















Топорнинский канал (всего фотографий: 9)

КАНАЛ ГЕРЦОГА ВЮРТЕМБЕРГСКОГО
Северо-Двинский канал или, как его назвали после открытия, канал герцога Вюртембергского (существует и другая транскрипция - Виртембергского) - до сих пор существующая и работающая водная система, соединяющая бассейны Волги и Северной Двины уже более 180 лет.
Первые серьёзные изыскания для строительства канала, соединяющего Шексну и Кубенское озеро, были начаты в 1798 году. В большинстве книг пишут, что идея этого канала витала в голове Петра Первого, но при жизни он-де не успел реализовать этот важный проект по соединению Архангельска и Петербурга. Увы, исторические факты с упорством опровергают желание любителей истории приписать Петру идею каждого канала, завода и даже города. На самом деле, Пётр вынашивал идею соединения Петербурга и Волги в обход Боровичских порогов, для чего проводились изыскания по соединению рек Ковжи и Вытегры, а также Чагоды и Тихвинки. Однако эти водные системы были построены только в начале XIX века - 1808 и 1811 годах.
Кроме того, Пётр не хотел соединить Архангельск с Петербургом, а всё было с точностью до наоборот: императору не был нужен конкурирующий с Петербургом морской порт. Так, уже в 1716 году официальными указами сокращались обычные поставки товаров в Архангельск, которые использовались для дальнейшей «заморской торговли», на 1/6, затем на 2/3. А указом от 26 ноября 1721 года в Архангельск разрешалось возить товары только из тех областей, которые примыкали непосредственно к Двине, - то есть ввозить любые товары из глубины России вообще запрещалось.
Архангелогородцы взмолились: ведь для жизни необходимы и пенька, и хлеб, и мёд, и прочие товары, которые в северных краях не произвести. Петр Великий смягчил свои жёсткие требования. Именным указом от 04 апреля 1722 года полная блокада города была снята, архангелогородцам разрешили завозить все необходимые товары в город, но только для внутреннего потребления жителей, а не для торговли. Цель этой блокады была проста: развивать порт Санкт-Петербург на Балтике. В результате таких ограничений богатый Архангельск стал хиреть, а купцы начали уезжать из города. После смерти Петра режим жесткого ограничения торговли стали потихоньку снимать.
Однако полноценным торговым портом Архангельск стал только благодаря именному указу Петра III от 28 марта 1762 года (а вовсе не Екатерины II, как считают многие «писатели»), когда Архангельску были возвращены права торгового порта и города:
«Теперь уже совсем миновали те причины, для которых торг от города Архангельского возвышением пошлин и запрещением некоторых товаров весьма отягощен; сего ради повелеваем тамошний порт всеми теми преимуществами и выгодностями снабдить, какими здешний пользуется и всяких товаров привоз и отпуск беспрепятственно позволить, с равною против здешнего и прочих портов свободою и пошлиною…»
Торговля через Архангельск вновь стала развиваться, и хотя былого могущества уже не было, это не помешало рождаться планам по соединению Белого моря с Волгой. Первым таким проектом в правление Екатерины II стал проект вологодского губернатора А.П. Мельгунова, который предложил соединить Двину с Камой через Северную Кельтму и Джурич. Была организована комиссия и императорским указом от 26 февраля 1786 года было принято решение о строительстве канала под контролем полковника фон Сухтелена и майора Князева. В результате различных войн строительство канала несколько раз останавливалось и вновь возобновлялось. Сомнения в целесообразности достройки этого канала возникли и в 1816 году, после чего на место строительство была послана комиссия во главе с генерал-майором Леонтьевым, который после осмотра доложил о крайней необходимости завершения работ. На основе этого доклада и было принято решение о финансировании завершающей стадии 18-километрового канала. Прерванные в 1812 году работы начались в 1818 году и были закончены через 4 года. Канал был назван Северо-Екатерининским, в честь императрицы, инициировавшей это строительство. Однако проект оказался крайне неудачным: ненаселенная местность, ошибки технического плана и нерешенная проблема мелководности рек привело к тому, что уже в 1838 году канал был закрыт. Кстати, еще одним неудачным и незавершенным проектом екатерининских времён был проект соединения Ковжи и Вытегры, главного канала будущей Мариинской системы, разработанный в 1786 году генералом Яковом де Виттом.
При Павле I в 1797 году начальником управления водных коммуникаций был назначен бывший новгородский губернатор Яков Сиверс. Под его руководством началось новое проектирование Мариинской водной системы, которое учитывало ошибки де Витта, а также впервые рассматривалась возможность соединения Шексны и Кубенского озера. Изыскания будущего канала герцога Вюртембергского, который в рабочих материалах назывался Кирилловским, в начале XIX века, проводил землемер Горский под контролем Франца де-Воллана (строителя Мариинской и Тихвинской водной систем). Однако делать канал-дублер для уже строящегося в то время Северо-Екатерининского канала не стали.
Война с Наполеоном подняла вопрос о надежных и удобных стратегических выходах к морю. В результате военных действий Балтийское море было практически закрыто для торговых судов, и роль Архангельска как порта, имеющего относительно свободный выход в океан, стала носить военно-стратегический характер. Существует легенда, что одной из главных причин для строительства канала послужила проблема с доставкой в Архангельск партии дубовых стволов весом почти в 90 000 пудов - для судостроения. Действительно такой случай известен, но главная причина строительства канала заключалась не в этом. Новый канал начали строить после того, как убедились в низком качестве недавно построенного Северо-Екатерининского канала, а также в связи необходимостью удобного соединения вновь построенной Мариинской системы с бассейном Двины. Хотя, безусловно, проблема снабжения архангельских верфей и порта сыграла свою роль в конфигурации канала.
Итак, убедившись в низком качестве Северо-Екатеринского канала, при все возрастающей необходимости в качественном водном пути в Белое море, управление путей сообщения сделало свой выбор. В 1823 инженер Каулинг проверил изыскания Горского, а в 1824 году начальник 2 округа путей сообщения полковник Чернобровкин подготовил окончательный проект канала, изменив место соединения канала с Шексной. Дело в том, что первоначальное место этого соединения планировалось около деревни Звоз. Оно было выбрано в связи с тем, что в проекте Горского основной грузооборот планировался с Петербургом и такой вариант не затрагивал пороги на Шексне, которые лежали ниже по течению в районе деревни Иванов Бор. Но в проекте Чернобровкина место соединения канала было выбрано ниже порогов, поскольку основное направление грузопотока планировалось организовывать с юга на север. Проект был представлен на рассмотрение главноуправляющему путей сообщения герцогу Александру Вюртембергскому, и в том же 1824 году подан на утверждение Александру I. После высочайшего императорского повеления начались работы. Строительство канала было закончено к лету 1828 года, а 23 августа император Николай I повелел присвоить каналу имя герцога Вюртембергского.

Герцог Вюртембергский

Настоящих искусственных каналов на этом соединительном пути общей протяженностью 67 верст, было выкопано около 16 верст, с устройством 13 шлюзов. Ширина каналов (по дну) - 6 саженей, глубина - 0,85 саженей. Шлюзы были сделаны в расчёте на суда длиной 13 саженей, шириной 3,9 сажени, осадкой - 6 четвертей аршина (около 1 метра). Такое судно обладало грузоподъемностью 10 000 пудов, или 160 тонн.
В 1834 году, спустя 6 лет после открытия движения по каналу, пришлось принять меры для поддержания более высокого уровня воды в Кубенском озере (в межень глубина озера составляла более 1 сажени только в центральной части озера). На реке Сухоне была построена плотина «Знаменитая» вместе с одноименным шлюзом. Название плотина получила за свои размеры - ее длина составила 76,5 саженей (более 160 метров). Кроме того, плотина была оснащена специальными мощными ледорезами с двух сторон. Эта особенность была обусловлена редким природным явлением - обратным течением реки Сухоны в Кубенское озеро во время весеннего половодья.
В таком состоянии водная система функционировала до 1882 года, пока не назрела необходимость в ее реконструкции и приведения в соответствие с размерами судов, которые ходили Мариинской системе с ее новыми шлюзами. А для таких судов нужно было также обеспечивать достаточный запас воды на раздельном бьефе системы. С этой целью были проведены дноуглубительные работы в каналах и ликвидированы четыре шлюза. В результате, по каналу смогли ходить суда грузоподьемностью 320 тонн (20 000 пудов), с осадкой 8 четвертей аршина (1,4 метра) и длиной около 18, 5 саженей.

Топорнинский канал

Однако узким местом соединения Волги с Северной Двиной вдруг становится не пропускная способность канала, а пропускная способность Сухоны в летний период. Многочисленные мели, перекаты, где глубина реки достигала всего 30-40 сантиметров, не могли обеспечить проход груженых барок. Тогда, инженер Николаев, решил изучить влияние плотины «Знаменитая» на регулирование уровня воды в реке Сухона. В результате различных экспериментов был определено, что для набора необходимого уровня воды, обеспечивающего судоходство в Кубенском озере достаточно 5 дней, а регулируемый спуск воды из озера в течение следующих пяти дней позволял поддерживать необходимый уровень воды в Сухоне. Такое открытие позволило обеспечить проход груженых барок и на летний период, чего ранее никогда не делалось. Так, например, в 1892 году был утвержден следующий график (с 5 июня по 15 сентября): плотина открывается 5, 15, 25 июня, 5 июля и т.д., а закрывается 10, 20, 30 июня, 10 июля и т.д.. Такой режим позволил обеспечить относительно нормальное судоходство по Сухоне и Кубенскому озеру.
Тем временем, Мариинская система, как главная водная артерия Северо-Запада, продолжала активно развиваться. Это развитие влекло за собой и изменения в конструкции каналов и шлюзов у других водных систем, а также габаритов судов, используемых на водной системе. По этой причине в 1911 году начались изыскания для глобальной реконструкции канала имени герцога Вюртембергского. Проект предусматривал устройство открытого канала с единственным шлюзом и плотиной временного действия. Однако это проектное решение требовало выполнения большого объема земляных работ (более 2 700 000 кубических саженей) и 5-7 лет на проведение самой реконструкции. Начавшаяся в 1914 году война опять поставила вопрос о военно-стратегическом значении канала на первое место. Железнодорожное сообщение, на которое делали ставку, не могло обеспечить нужных объемов перевозок, а времени на долгие работы не было. Проект реконструкции был переработан под самые сжатые сроки - полтора года. Сметная стоимость составила 9 миллионов рублей, с возможным 30-процентным удорожанием. Мотивы, побудившие принять решение по ускоренной реконструкции канала, были озвучены «Особым совещанием для обсуждения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов» 4 апреля 1916 года:
1) Для использования большемерных судов с целью возможности объединения флотов в случае затяжки войны;
2) В связи с окончание войны плавание по Балтийскому морю будет затруднено из-за мин, а также разрушенных портовых сооружений;
3) Подвижной ж/д состав будет в изношенном состоянии и потребности роста железнодорожных перевозок не смогут быть обеспечены.
4) Переустройство системы понизит фрахтовую стоимость на перевозку грузов;
5) Переустройство позволит расширить возможности эксплуатирования обширного района для снабжения Петрограда дровами;
6) Все шлюзы системы ветхие и требуют замены.
Заседание Совета Министров от 15 апреля 1916 года утвердило решение «Особого совещания» и с 21 апреля 1916 года начались работы по подготовке исполнительной документации. Автором проекта реконструкции системы был инженер И.В. Петрашень, его заместителем был Д.П. Успенский.

План водной системы имени герцога Виртемберского

Проект предусматривал строительство новых 6 шлюзов (вместо 9 старых), реконструкцию шлюза и плотины «Знаменитая», частичное спрямление извилистых участков рек и каналов. Работы проводились одновременно на всех участках системы. Некоторые объекты строились, не мешая нормальной работе системы. Максимальное количество человек, занятых на строительстве, пришлось на апрель 1917 года - около 9,5 тысяч, из них - 6 085 военнопленных. Использование труда военнопленных в качестве основной рабочей силы было задумано с самого начала работ. Первая партия в 906 человек прибыла на строительство канала 11 июня 1916 года. В конце летнего сезона 1916 года число пленных возросло до 2400 человек. После 13 апреля 1917 года военнопленных начали убирать со строительства канала, и на зиму 1917-1918 годов их оставалось всего около 200 человек. Последние военнопленные покинули строительство канала в мае 1918 года. Условия их содержания на строительстве, пожалуй, смогут многих удивить, а лучшим свидетельством вполне сносного содержания может служить тот факт, что за все время с 1916 по 1918 год умерло всего 8 военнопленных. Непосредственно на работах по устройству канала - земляных, плотницких и т.д. работало только 63% от общей численности пленных. Остальные были заняты на обслуживании - повара, сапожники, портные и т.п., кроме того, была даже такая категория, как "не желающие работать". При этом стоимость труда военнопленного обходилась в 2 рубля в день, а стоимость найма вольнонаемного - вдвое дороже.
На канале работала и техника, в частности, землечерпалки. Расширить русло каналов до 13 саженей по дну могли только они. На канал были привезены семь землечерпалок разной производительности - от 15 до 250 кубометров в час. Кстати, как потом оказалось, большим землечерпалкам было трудно работать в стесненных условиях и с местным грунтом, зато землечерпалки с малой производительностью работали намного эффективнее - у них было намного меньше простоев.
К концу 1917 года, когда руководство работами перешло в руки Рабочего комитета, работы по реконструкции уже были выполнены на 85%. В августе 1918 года было создано Управление по устройству Шекснинско-Беломорского Водного Пути. Так его стали называть в то время. В 1920-1921 годах были закончены работы по устройству второй камеры 6 шлюза, построены две предохранительные плотины и выполнены различные незначительные доработки.
В результате работ по реконструкции канала в 1916-1921 годах был прорыт новый Топорнинский канал, длиной 760 саженей с тремя шлюзами и новым бечевником.

План реконструкции первых трех шлюзов

Второй шлюз в 2010 году

Земля отвозилась с использованием специально построенных узкоколеек. Устроен новый узел в районе 4 шлюза в составе самого шлюза, спрямившего поворот реки Итклы, предохранительной и заградительной плотин, водопропускного канала и сифонной трубы, проложенной под каналом, с целью сброса избытка талых вод за пределы заградительной плотины.

План реконстукции в районе четвертого шлюза

Четвертый шлюз

Заградительная плотина у четвертого шлюза

На реке Порозовица в местах спрямления русла были построены два новых шлюза, а также одно простое спрямление. Реконструирован шлюз «Знаменитый» и построена новая каменно-бетонная плотина «Знаменитая» с металлическими фермами по системе Пуаре.

План реконструкции шлюза и плотины "Знаменитая"

В тоже время канал был назван Северо-Двинским, чтобы не упоминать имя герцога и царского родственника.
В советское время никаких серьезных изменений на Северо-Двинском канале не происходило. Проводились ремонтные и дноуглубительные работы, но никаких радикальных перемен не происходило. Разве только в результате устройства шекснинской плотины и поднятия уровня в Шексне: был полностью затоплен и разобран первый шлюз в Топорнинском канале. Теперь в системе осталось только 6 шлюзов, включая «Знаменитый». Канал продолжает функционировать и по сей день - по нему ходят не только пассажирские, но и небольшие грузовые суда.


Александр Потравнов, Татьяна Хмельник

Использованная литература:
1. Арсеньев Ф. А. От Шексны до Кубенского озера: Путевые очерки 1878.
2. Полное собрание законов Российской империи [С 1649 по 12 декабря 1825 г.]: Собрание 1-е: [В 45 т.] / Россия. Законы и постановления; Второе отд. Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Под рук. М.М. Сперанского. - Санкт-Петербург: 1830.
3. Житков С.М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей в России за столетний период 1798-1898 г.г. СПб, 1900.
4. Петрашень И.В. Река Сухона.1911
5. Петрашень И.В. Отчет о переустройстве Виртембергской системы. Вып.4., 1923.

Северо-Двинский канал соединяет р. Шексну – часть Волго-Балтийского водного пути и р. Сухону , левую составляющую Северной Двины. Начинается от населённого пункта Топорня на р. Шексне (664–665 км Волго-Балтийского водного пути) и проходит до пос. Знаменского в истоках р. Сухоны.

Большей частью канал пролегает по древнему торговому волочному маршруту, известному с X в. Идею выкопать в этом районе канал высказывал ещё Пётр I, однако практически она была осуществлена лишь в XIX в. Канал был построен в 1825–1829 гг., до 1917 г. носил имя Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского – герцога, родного брата императрицы Марии Федоровны, лично руководившего работами по строительству канала.

Объём строительных работ был колоссальным. От Топорни до Сиверского озера был построен искусственный шлюзованный канал длиной семь километров. Река Карботка превратилась в Кузьминский канал (1,34 км). От Покровского озера путь длиной 3,4 км шёл р. Поздышкой, у которой углубили дно. От Зауломского озера снова шёл копаный канал (6,23 км), пересекая Вазеринское озеро. Далее – Кишемское озеро и снова канал (4,04 км), который оканчивался шлюзом у соединения с р. Итклой, затем углублённая р. Порозовица длиной 34,14 км привела строителей к Кубенскому озеру . Было создано 13 шлюзов, которые сначала поднимали суда на 11,4 м, а затем опускали их на 13,5 м.

В мае 1828 г. по каналу прошло первое судно.

Новый водный путь, соединивший Петербург и Архангельск, оказался очень востребован. Однако до широкого распространения пароходов было ещё далеко, что налагало свой отпечаток на работу канала. Шлюзы работали только с помощью людской тяги. По Топорнинскому каналу суда таскали также конской тягой. Сиверское озеро обычно проходили под парусом. Далее также конной или людской тягой до Кишемского озера, которое проходили «зачаливанием» (судно подтягивается ручной лебёдкой) свай, вбитых по фарватеру из-за его заболоченности.

В 1834 г., с целью увеличения глубин в Кубенском озере была построена плотина «Знаменитая» со шлюзом.

Изначально шлюзы создавались для судов длиной до 27 м, шириной 8 м, осадкой 1 м и грузоподъёмностью 160 т. В XIX в. основными судами были дощаники и насады. В 1861–1866 гг. шлюзы были в первый раз удлинены. Эта операция затем неоднократно повторялась. В итоге к концу XIX в. ограничение по длине судов составляло 42,6 м, по ширине – до 8,5 м, по осадке – до 1,4 м, грузоподъёмности – до 320 т.

Вскоре после строительства была выявлен недостаток воды в водораздельной части системы (Вазеринский канал), что приводило к её сильному обмелению во второй половине лета и затрудняло судоходство. Для решения этой проблемы была произведена первая значительная реконструкция системы. В 1882–1885 гг. были проведены значительные дноуглубительные работы, что позволило создать единый бьеф и избавиться от шлюзов на участке канала от Сиверского озера до р. Итклы. Были ликвидированы три шлюза, а в 1889 г. – ещё один; таким образом в системе осталось 10 шлюзов.

В 1916–1921 гг. была проведена капитальная реконструкция канала. Был прорыт новый, полуторакилометровый участок Топорнинского канала, вместо девяти старых шлюзов были построены шесть шлюзов на новых спрямлённых участках канала (три на новом Топорнинском канале, один на спрямлённом участке р. Итклы, два на Порозовице), а также полностью реконструированы шлюз и плотина «Знаменитая» на р. Сухоне. Все шлюзы были деревянными, новая плотина «Знаменитая» была выполнена из железобетона. В 1918 г. через систему могли проходить корабли длиной 150 м, шириной 12 м, осадкой 1,8 и грузоподъёмностью 1000 т.

После революции канал переименовали в Северо-Двинский водный путь. В 1930 г. реконструирована Зауломская, а в 1932 г. – Ферапонтовская плотина; новые плотины были выполнены из железобетона, что позволило несколько повысить уровень воды в создаваемых ими водохранилищах . После постройки Беломорско-Балтийского канала роль канала стала ослабевать; однако, в период Великой Отечественной войны он интенсивно использовался, а также реконструировался – проведены значительные дноуглубительные работы, увеличена высота плотины «Знаменитая».

После войны ремонтом канала занимались Кузьминские судоремонтные мастерские, располагавшиеся в г. Кириллове, на берегу Кузьминского канала, в месте, где к нему примыкает канал в Лунское озеро. В 1958–1962 гг. ручные приводы шлюзовых ворот были заменены на механические, в 1960–1970-х гг. берега каналов укрепили стенкой длиной 8,5 км из деревянных свай, в 1980-х гг. заменили ворота шлюзов на металлические, ввели в строй металлические понтонные переправы.

С 2013 г. осуществляется реконструкция системы с укреплением берега и возведением ограждений по берегам.

После реконструкции Волго-Балтийского канала в 1964 г. был разобран и затоплен шлюз №1 на Топорнинском канале, однако нумерация шлюзов осталась прежней и начинается теперь со шлюза № 2.

Долгое время система использовалась и для пассажирских перевозок. С 1938 г. действовала линия Вологда–Кириллов, а в 1957 г. была открыта линия Череповец–Кириллов. Однако проложенная в середине 1970-х гг. асфальтовая дорога Вологда–Повенец с отворотом на Кириллов сделала пассажирские рейсы на теплоходах нерентабельными, так как пассажиры предпочитали 3-часовой путь на автобусе 1–2-часовому пути по воде. Поэтому в настоящее время по Северо-Двинскому пути, кроме барж с лесом, идут только небольшие туристические теплоходы..

В настоящее время эксплуатируются шесть шлюзов, восемь плотин, пять искусственных судоходных каналов, четыре понтонные переправы. Три шлюза расположены на Шекснинском склоне, три – на Северо-Двинском. Между шлюзами № 3 и 4 расположен водораздельный бьеф системы, состоящий из шести озёр , соединённых между собой искусственными каналами и р. Поздышки. Протяжённость водораздельного бьефа 30 км. В нижней части системы расположено Кубенское озеро, входящее в состав водохранилища 4-го гидроузла , замыкающего систему.

Все судоходные шлюзы на системе однокамерные, но первые пять разделены промежуточной головой на две части. Общая полезная длина камеры шлюза 155,4 м, ширина 12,5–12,8 м, полезная глубина на пороге 1,8–2,3 м. Напоры воды при проектном уровне изменяются от 1,3 до 2,6 м.

Средняя продолжительность навигации по Северо-Двинской шлюзованной системе составляет 180 суток. Гарантированные габариты пути: глубина 160 см, ширина 20 м, наименьший радиус закругления 200 м. На водных путях системы в основном эксплуатируются буксиры мощностью 300–450 л.с. с составом из одной или двух барж грузоподъёмностью 600–1000 т. Максимальный грузопоток по системе отмечался в 1990 г. и составил 2751 тыс. т, в том числе минерально-строительные грузы 2292 тыс. т.

Большая часть канала проходит по территории национального парка «Русский Север», в границах которого расположены четыре древнейших монастыря: Кирилло-Белозерский монастырь (действующий); Ферапонтов монастырь, знаменитый фресками великого русского живописца Дионисия (упразднён в 1924 г., с 1975 г. – музей, научно-исследовательский и просветительский центр); Горицкий Воскресенский женский монастырь (действующий); Нило-Сорская пустынь (упразднён в 1924 г., не действует). Здесь расположены пять уникальных природных памятников: гора Маура, гора Цыпина, гора Сандырева, Сокольский бор, Шалго-Бодуновский лес. Большой популярностью пользуются речные круизы по многочисленным рекам и озёрам, соединённым каналами Северо-Двинской системы.

Д.В.Козлов, К.Д. Козлов

Северо-Двинский канал

Северо-Двинский канал - канал в Вологодской области России, является частью Северо-Двинской водной системы . Большая часть проходит по территории национального парка «Русский Север» .

После революции канал переименовали в Северо-Двинский водный путь, а также к 1921 году были завершены работы произведенные в 1916-1918 годах. В 1930 году реконструирована Зауломская, а в 1932 году - Ферапонтовская плотина, новые плотины выполнены из железобетона, что позволило несколько повысить уровень воды в создаваемых ими водохранилищах. После постройки Беломорканала роль системы стала ослабевать; однако, в период Великой Отечественной войны он интенсивно использовался, а также реконструировался - были проведены значительные дноуглубительные работы, увеличена высота плотины «Знаменитая».

После войны ремонтом занимались Кузьминские судоремонтные мастерские, располагавшиеся в городе Кириллове, на берегу Кузьминского канала, вместе где к нему примыкает канал в озеро Лунское. В 1958-62 годах ручные приводы шлюзовых ворот были заменены на металлические, в 1960-70-х годах берега каналов укрепили стенкой из деревянных свай длиной 8,5 км, в 1980-х годах заменили ворота шлюзов на металлические, ввели в строй металлические понтонные переправы.

Северо-Двинский канал - канал в Вологодской области России, является частью Северо-Двинской водной системы. Большая часть проходит по территории национального парка «Русский Север». Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины. Начинается от населённого пункта Топорня на Шексне (664-665 км Волго-Балтийского водного пути) и проходит до шлюза №7 "Знаменитый" [д. Шера Сокольского района (Вологодская область)] в истоке реки Сухона. До 30-х годов XX века был единственным водным путём соединявшем Волгу и Белое море. Общая протяжённость канала составляет 127 километров. Ширина канала варьируется от 26 до 30 метров, глубина 1,8 метров (в настоящее время, далее Сиверского озера - 1,4-1,5 метров). Радиус закругления 200 метров. В состав канала входят: Топорнинский канал Шлюз № 2 Шлюз № 3 Топоринские заградительные ворота озеро Сиверское Кузьминский канал озеро Покровское (Бабье) речка Поздышка Зауломское озеро Зауломская плотина 1-й Вазеринский канал озеро Пигасово 2-й Вазеринский канал озеро Кишемское Кишемский канал Кишемские заградительные ворота река Иткла Шлюз № 4 Благовещенское озеро река Порозовица Шлюз № 5 Шлюз № 6 озеро Кубенское Плотина «Знаменитая» Шлюз № 7 "Знаменитый" Канал обслуживается шестью шлюзами и восемью плотинами. Перепады в камерах варьируются от 1 до 4 метров, камеры деревянные.

Канал был построен с 1825 по 1829 годы. В XIX веке канал носил название канал Александра Виртембергского. Канал был назван в честь ответственного за строительство - управляющего путями сообщения Российской империи в 1822-1833 годах, герцога вюртембергского Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского. Первоначально выход к Шексне планировался возле деревни Звоз. Исторически канал пролегает большей своей частью по древнему торговому волочному маршруту, известному с X века. Первые помыслы выкопать в этом районе канал высказывал ещё Пётр I. Однако до XIX века этим замыслам не удавалось претвориться в жизнь по различным причинам. «Представления» с предложениями по прокладке канала были переданы Александру I канцлером Румянцевым Н. П. (в 1796), но они были отклонены по ряду причин. Первые работы начались в 1823 году. Ими руководил лично главнокомандующий Ведомства путей сообщения и публичных зданий герцог Александр Вюртембергский. Проект был составлен и высочайше утверждён в 1824 году. К земельным работам приступили в 1825 году. Объём работ был колоссальным. От Топорни (выбор этого пункта был скорее политическим) до Сиверского озера был построен искусственный шлюзованный канал в 7 километров. Речка Карботка превратилась в Кузьминский канал (1,34 км). От Покровского озера путь шёл речкой Поздышкой, у которой углубили дно (3,4 км). От Зауломского озера снова шёл копаный канал (6,23), пересекая Валезинское озеро. За Кишемским озером снова канал, но уже короче (4,04), который упирался в шлюз перед Итклой, затем углублённая Порозовица привела строителей к Кубенскому озеру. Было создано 13 шлюзов…

Северо-Двинский канал

После революции канал переименовали в Северо-Двинский водный путь, а также к 1921 году были завершены работы произведенные в 1916-1918 годах. В 1930 году реконструирована Зауломская, а в 1932 году - Ферапонтовская плотина, новые плотины выполнены из железобетона, что позволило несколько повысить уровень воды в создаваемых ими водохранилищах. После постройки Беломорканала роль системы стала ослабевать; однако, в период Великой Отечественной войны он интенсивно использовался, а также реконструировался - были проведены значительные дноуглубительные работы, увеличена высота плотины «Знаменитая».

После войны ремонтом занимались Кузьминские судоремонтные мастерские, располагавшиеся в городе Кириллове, на берегу Кузьминского канала, вместе где к нему примыкает канал в озеро Лунское . В 1958-62 годах ручные приводы шлюзовых ворот были заменены на механические, в 1960-70-х годах берега каналов укрепили стенкой из деревянных свай длиной 8,5 км, в 1980-х годах заменили ворота шлюзов на металлические, ввели в строй металлические понтонные переправы.

Напишите отзыв о статье "Северо-Двинский канал"

Примечания

Литература

  • Справочная книжка Вытегорского округа путей сообщения. 1910 г. Вытегра. 1910 г.
  • Справочная книжка Вытегорского Округа путей сообщения. Мариинский и Тихвинский водные пути. 1916 г. Вытегра. 1916 г.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Северо-Двинский канал

– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
– Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.
Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
– Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.