Синтаксис SASS. Sass для самых маленьких - подробное руководство

Перевод статьи: The Absolute Beginner’s Guide to Sass.
Andrew Chalkley.

Что такое SASS?

SASS является аббревиатурой от Syntactically Awesome Stylesheets — метаязык на основе CSS, название которого можно перевести как «CSS c превосходным синтаксисом» , разработанный Хемптоном Кэтлином (Hampton Catlin).

Он является средством упрощения процесса формирования CSS стилей, позволяющим значительно облегчить задачу разработки и последующего обслуживания кода.

Приходилось ли вам, к примеру, когда-нибудь, угождая определенному нерешительному клиенту, заниматься просмотром всего содержимого файла стилей для того чтобы отыскать определенное HEX-значение цвета с целью его замены на другое? Или же обращаться к не всегда находящемуся под рукой приложению-калькулятору, чтобы просчитать ширину колонки для многоколоночного шаблона?

В распоряжении SASS имеются средства, которые избавят вас от подобной рутины. К ним можно отнести переменные , миксины , вложенность и наследование селекторов .

В принципе, код SASS похож на CSS, но основной отличительной чертой, которая сразу же бросается в глаза является отсутствие точки с запятой после каждой пары свойство-значение и фигурных скобок.

В качестве примера возьмем следующий фрагмент CSS кода:

#skyscraper_ad
{
display: block;
width: 120px;
height: 600px;
}

#leaderboard_ad
{
display: block;
width: 728px;
height: 90px;
}

Который эквивалентен вот такому SASS:

#skyscraper_ad
display: block
width: 120px
height: 600px

#leaderboard_ad
display: block
width: 728px
height: 90px

В SASS для обозначения вложенности фрагментов кода используется интервал (отступ в начале следующей строки) равный двум пробелам. (*В последнем сниппете для наглядности я выделил эти пробелы красным фоном. )

Теперь, имея представление о том, как создается SASS код, давайте рассмотрим те вопросы, которые делают его таким превосходным .

Переменные.

В SASS для объявления переменной необходимо перед ее именем использовать символ доллара $ . И если имя вашей переменной, допустим, red , то после двоеточия мы можем указать соответствующее ей вот такое значение:

В SASS предусмотрены встроенные функции типа darken и lighten , которые можно использовать для модифицирования значений подобного типа переменных.

Так, в следующем примере цвет шрифта в параграфах будет тоже красным, но темнее, чем используемый в h1 заголовках:

$red: #FF4848
$fontsize: 12px
h1
color: $red

p
color: darken($red, 10%)

С переменными вы можете производить арифметические действия, такие как сложение и вычитание, при условии, что используемые для этого значения имеют один и тот же тип данных. Если, к примеру, нам необходимо применить более темный оттенок, то все что нам нужно сделать, это вычесть из уже используемого в коде значения цвета, хранящегося в переменной, небольшое шестнадцатеричное HEX-значение, равное, скажем, #101 . Это же касается и случая, когда необходимо изменить значение размера шрифта, допустим, увеличить на 10 пикселей, для этого мы просто прибавляем недостающие пиксели:

p.addition_and_subtraction
color: $red — #101
font-size: $fontsize + 10px

Вложенность.

В SASS вложенность бывает двух типов.

Вложенность селекторов.

Это первый тип вложенности, который схож с тем, какой используется для структурирования HTML кода:

$fontsize: 12px

Speaker
.name
font:
weight: bold
size: $fontsize + 10px
.position
font:
size: $fontsize

Если вы взгляните на сгенерированный в результате CSS код, то какие-либо комментарии будут излишни. Путем вложенности класса .name в класс .speaker (*тем же способом — с помощью двух пробелов в начале следующей строки ) создается CSS селектор .speaker.name . Это же касается и следующего имени класса .position , расположенного после декларирования свойств для первого селектора, в результате вложенности которого образуется второй селектор .speaker.position :

Speaker.name {
font-weight: bold;
font-size: 22px; }
.speaker.position {
font-size: 12px; }

Вложенность свойств.

Второй тип вложенности позволяет структурировать свойства с одним префиксом (* font-family , font-size , font-weight или border-style , border-color , border-radius и т.д. ):

$fontsize: 12px

Speaker
.name
font:
weight: bold
size: $fontsize + 10px
.position
font:
size: $fontsize

В представленном выше примере мы используем объявление родительского, универсального свойства font: и далее на новой строке после двухпробельного отступа указываем вторую часть свойства, которая обычно находится после дефиса.

То есть если мы укажем свойство font: , на следующей строке после двух пробелов свойство weight: , то в результате это будет эквивалентно хорошо знакомому нам свойству font-weight .

Speaker.name {
font-weight: bold;
font-size: 22px; }
.speaker.position {
font-size: 12px; }

В модуле обеспечивается поддержка всех дефис-содержащих свойств.

Такого рода вложенность является замечательным способом организации и структурирования вашего CSS кода и позволяет избежать его нежелательного повторения. (*DRY — «Don’t Repeat Yourself» — «Не повторяйтесь». Ситуации, когда при CSS форматировании определенных элементов их стили повторяются и/или переопределяются в других местах, что усложняет читабельность и обслуживание кода ).

Миксины.

Еще одной прекрасной возможностью SASS являются миксины .

Миксины позволяют вам повторно использовать целые фрагменты SASS кода и при необходимости даже передавать им аргументы. И что немаловажно, вы также можете указывать их исходные значения.

Для того чтобы определить миксин используйте специально зарезервированное в SASS ключевое слово @mixin , а после него укажите выбранное вами имя миксина. Если есть необходимость в аргументах, то перечислите их в круглых скобках. Значения, устанавливаемые для аргумента по умолчанию, указываются при определении миксина через двоеточие. (*Другими словами, миксины представляют собой CSS функции. )

Процедура использования миксинов очень проста – после ключевого слова @include укажите имя нужного миксина и перечислите в скобках необходимые параметры, если таковые имеются.

Взгляните на следующий пример:

@mixin border-radius($amount: 5px) /* определяем миксин */
-moz-border-radius: $amount
-webkit-border-radius: $amount
border-radius: $amount

h1 /* используем миксин */
@include border-radius(2px)

Speaker
@include border-radius

Этот SASS после компиляции будет преобразован в представленный ниже CSS код:

h1 {
-moz-border-radius: 2px;
-webkit-border-radius: 2px;
border-radius: 2x; }

Speaker {
-moz-border-radius: 5px;
-webkit-border-radius: 5px;
border-radius: 5px; }

Для заголовка h1 мы явно указали значение радиуса закругления углов границы, но для элемента с именем класса .speaker мы этого не делали, поэтому было взято дефолтное значение 5px.

Наследование селекторов.

Другой превосходной особенностью SASS синтаксиса является способность селекторов наследовать все стили, определенные для других селекторов. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо использовать ключевое слово @extend , после которого указать селектор, все свойства которого вы хотите унаследовать:

h1
border: 4px solid #ff9aa9

Speaker
@extend h1
border-width: 2px

Что будет скомпилировано в:

h1,.speaker {
border: 4px solid #ff9aa9; }

Speaker {
border-width: 2px; }

(*Заметьте, декларация border: 4px solid #ff9aa9; не повторяется в рамках правила с селектором .speaker , а вместо этого к первому правилу добавляется второй селектор. Другими словами, дублирования кода нет. )

Попробуйте SASS в действии.

Онлайн.

Вы можете познакомиться с SASS онлайн без предварительной установки модуля на свой локальный компьютер.

Но до того, как вы начнете экспериментировать, в нижней области страницы выберите опцию «Indented Syntax» .

Установив на ПК.

Сам SASS является приложением (gem ) платформы Ruby. Поэтому для его установки без предварительной инсталляции самой платформы и менеджера пакетов этого языка программирования RubyGems не обойтись. После успешной установки самой платформы и менеджера выполните в консоли следующую команду:

gem install sass

SASS модуль может быть использован как инструмент конвертирования ваших SASS файлов в файлы CSS формата в режиме командной строки.

Это можно, к примеру, сделать, введя следующую команду:

sass --watch sass_folder:stylesheets_folder

Где sass_folder — это путь к папке, содержащей SASS файлы (то есть с расширением.sass), а stylesheets_folder — путь к папке, в которой будут сохраняться получающиеся после компиляции, результирующие CSS файлы. Команда --watch сообщает модулю, что он должен следить (watch ) за любыми изменениями в указанной папке и если таковые имеются, то после их сохранения конвертировать исходные.sass файлы в эквивалентные им.css файлы.

Обратное конвертирование CSS в SASS.

Вы можете начать использование SASS с того, что сконвертируете стили, используемые в своих уже функционирующих проектах в этот формат с помощью утилиты "sass-convert".

Для этого в командной строке ведите путь к папке, содержимое которой необходимо конвертировать (*то есть просто перейдите в нужную директорию, в которой находятся исходные файлы ). После чего запустите упомянутую выше утилиту и сообщите ей следующие параметры:

sass-convert --from css --to sass –R.

Где флаг -R задает рекурсивный способ выполнения операции. А следующая за ним точка . означает, что получаемые в результате конвертации.sass файлы будут сохранены в текущей директории. (*При необходимости вместо точки можно указать путь к папке, в которой нужно сохранить результирующие файлы. )

Всем привет! Как быстро летит время. Я даже не заметил, как я перешел от написания стилей с обычного Css на препроцессор Sass. А ведь раньше не понимал — что за Sass, для чего он нужен, это наверно для супер продвинутых профи в верстке. Да, использование препроцессоров это шаг на новый уровень в веб-разработке, но здесь ничего страшного и сложного нет и вы убедитесь в этом сами, дочитав данную статью до конца.

И так, чем хорош препроцессор и конкретно Sass? Я сразу скажу, что есть и другие, такие, как Less, Stylus и др. Все они работают по одному принципу, но у каждого свои особенности. Sass получил большую популярность у профессионалов в следствие чего изучение значительно упрощается. Просто чем популярнее технология, тем больше сообщество и тем более развернута документация.

Препроцессоры созданы для того, чтобы избавить разработчика от большинства рутинных задач при написании кода, тем самым повысив скорость и качество работы. Помимо CSS-препроцессоров существуют также и HTML-препроцессоры, например, Pug (Jade).

Структура статьи

Документация

Разработчиком Sass является француз Hugo Giraudel, проживающий в Германии с определенного времени. Естественно документация на английском языке, но я лично в ней неплохо ориентируюсь (важно знать технический английский). Но также есть перевод и на русский. Я бы советовал все же английскую версию, это для того, чтобы привыкать и изучать все глубже английский. Но русская тоже ничем не хуже.

  • Английская документация: http://www.sass-lang.com
  • Русская документация: https://sass-scss.ru

Компиляция Sass в Css

В качестве программного обеспечения для компиляции Sass в Css я использую плагин Sass для таск-менеджера . Вообще Sass является приложением (Gem) языка Ruby. Поэтому, если вы хотите обойтись без Gulp, то для компиляции в Css вам необходимо будет установить платформу языка программирования Ruby. Я не буду сейчас показывать как это делается, можете почитать об этом на официальном сайте .

Синтаксис - Sass, Scss

Сразу отмечу, что существует 2 синтаксиса написания кода: Sass и Scss.

Синтаксис Sass незначительно отличается от Scss. Scss похож больше на обычный код Css, а в Sass опущены фигурные скобки и точка с запятой между правилами. Также существует различие в написании некоторых функций и надо быть внимательным в том, какой синтаксис вы выбираете. Расширения файлов для Sass — *.sass, а для Scss — *.scss. Синтаксис Sass он более старый, а Scss появился позже, чтобы упростить изучение для новичков. Я сам начинал изучение данного препроцессора именно на Scss, так было проще его понять. Сейчас же я перешел на Sass, для меня он более удобен.

Если говорить о Sass, то его структура кода строится на основе отступов (ведь фигурных скобок в нем нет) и здесь следует быть внимательным, так как в качестве отступа может выступать, как табулятор (TAB — 4 пробела), так и обычные пробелы (обычно это двойной пробел). Я всегда использую табулятор.

Помните! Если вы используете табулятор в качестве отступа, то пробелы следует исключить, чтобы везде было одинаково. И наоборот — если используете пробелы, то табулятор следует исключить. Иначе, компилятор выдаст ошибку.

Sass

.maincontent .main-title font-size: 30px font-weight: 700 margin: 0 0 30px .description margin-bottom: 30px p color: #444444 font-size: 16px line-height: 22px

Scss

.maincontent { .main-title { font-size: 30px; font-weight: 700; margin: 0 0 30px; } .description { margin-bottom: 30px; p { color: #444444; font-size: 16px; line-height: 22px; } } }

В большинстве редакторов кода (например, Sublime Text) есть разметка отступов в виде полос, что не дает нам запутаться. В примерах ниже я буду использовать синтаксис Sass.

Упрощаем жизнь с помощью Sass

Вложенность правил

Вот чем мне приглянулся Sass с самого начала, так это как раз вложенностью css-правил одних в другие. Это здорово экономит время, а код получается структурируемым и легкочитаемым. Например, если мы хотим написать стили элементам определенного родительского контейнера, то нам в Css необходимо каждый раз указывать родительский класс, например вот так:

Main .title { font-size: 30px; color: #444; } .main .subtitle { font-size: 20px; } .main .description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; }

То есть мы везде указываем родительский класс.main , а это в свою очередь не совсем удобно. Используя Sass, можно записать следующим образом:

Scss

.main { .title { font-size: 30px; color: #444; } .subtitle { font-size: 20px; } .description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; } }

Sass

.main .title font-size: 30px color: #444 .subtitle font-size: 20px .description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Согласитесь так смотрится намного аккуратнее, да и писать код можно быстрее, ведь родительский класс.main мы пишем всего один раз. Если вы хотите повторить за мной, не устанавливая Ruby и всякое подобное ПО можно воспользоваться онлайн-компилятором для демонстрации.

Вложенные свойства

Помимо вложенности правил в Sass существует возможность вложенности свойств. Например, вот как можно записать значения margin:

Sass

.main .title margin: top: 10px right: 15px bottom: 10px left: 15px

Css

.main .title { margin-top: 10px; margin-right: 15px; margin-bottom: 10px; margin-left: 15px; }

Привязка к селектору или конкатенация - знак &

Написание нашего кода можно ускорить и сделать его еще компактнее, применив конкатенацию (соединение) посредством символа — & . Как это работает? Например, у нас есть такие классы, как: .main-title , .main-subtitle , .main-description . В Sass данные классы можно записать следующим образом:

Main &-title font-size: 30px color: #444 &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Main-title { font-size: 30px; color: #444; } .main-subtitle { font-size: 20px; } .main-description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; }

С помощью символа & мы соединяемся к корневому классу, то есть в данном случае нет необходимости постоянно повторять корень.main . В тоже время следует иметь ввиду, что мы не создали дочерние элементы.

/* Ссылка */ a { color: red; } a:hover { color: blue; } /* Псевдоэлементы */ .main::before { content: ""; display: block; font-size: 20px; } .main::after { content: ""; display: block; font-size: 30px; }

Иногда нужно указать цепочку селекторов до текущего элемента. Можно конечно вынести его в корень, но чтобы не нарушать вложенность можно написать следующим образом:

Main .container & width: 700px

Container .main { width: 700px }

Переместив & после селектора, мы поменяли порядок стыковки, т. е. класс.container в данном случае является родительским.

Привязка к родительскому селектору, но на уровнь выше

Выше для примера я демонстрировал Sass код:

Main &-title font-size: 30px color: #444 &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Теперь представьте, что в блоке.main-title существует еще один элемент которому нужно явно указать стили, используя всю цепочку родителей. Я долго время просто указывал корневое название (в данном случае — .main), но это не очень удобно. Я стал ковырять документацию Sass и нашел решение. На самом деле все просто — нам необходимо объявить ссылку на родителя и использовать ее, там, где нужно.

Вот так я делал раньше:

Main &-title font-size: 30px color: #444 .main__icon // указываем корень.main, иначе, если использовать & будет стыковка к.main-title color: #444 width: 20px &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

А теперь можно сделать так:

Main $self: & // ссылка на родителя &-title font-size: 30px color: #444 #{$self}__icon // вместо & используем ссылку на родителя color: #444 width: 20px &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Если заметили мы объявили ссылку на родителя — $self: & . Мне это чем-то напоминает ссылку на объект (this), который вызвал событие в javaScript. Теперь в нужно месте мы можем просто его вызвать #{$self} . Вот оказывается как все просто, а я голову ломал и думал, что нет решения этой проблемы в Sass.

Main-title { font-size: 30px; color: #444; } .main-title .main__icon { color: #444; width: 20px; } .main-subtitle { font-size: 20px; } .main-description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; }

Шаблоны-заготовки

Зачастую бывает такое, что несколько элементов имеют одну базу стилей, но отличаются между собой лишь несколькими правилами. Возьмем к примеру кнопки. Если брать один размер кнопок, то они могут отличаться между собой только цветом: красные, зеленые, серые и т.д. Если использовать чистый Css, то придется в базовых стилях через запятую указывать все цвета кнопок или создать базовый класс. Но в Sass это делается намного проще:

%button background-color: #666 border: 1px solid #666 padding: 0 20px font-size: 15px line-height: 40px height: 40px .button-green @extend %button background-color: green border-color: green .button-red @extend %button background-color: red border-color: red

Button-green, .button-red { background-color: #666; border: 1px solid #666; padding: 0 20px; font-size: 15px; line-height: 40px; height: 40px; } .button-green { background-color: green; border-color: green; } .button-red { background-color: red; border-color: red; }

Шаблоном выступает в данном случает селектор %button (об этом говорит знак — %). Это удобно тем, что сам селектор шаблона нигде не участвует, а его стили наследуются другими селекторами посредством директивы — @extend . Данный шаблон можно использовать сколько угодно раз, сокращая тем самым количество кода.

SassScript

В Sass, как и в языках программирования имеют место быть такие возможности, как: создание переменных, арифметические операции (сложение, вычитание, деление, умножение и т.д.), итерации (циклы), функции (миксины) и многое другое. То есть Sass это своего рода некий язык программирования, который призван опять таки упростить написание кода и ускорить работу в разы.

Переменные

Переменная в Sass начинается со знака $ , а имя пишется латиницей, например: $color . Следует отметить, что знаки: «» и «_ » взаимозаменяемы. К примеру, если назвали $color-red , то можно вызвать и $color_red . Определяется переменная следующим образом: $название: значение , например: $color: #f6f6f6 .

Переменная объявленная вне каких либо уровней вложенности, доступна глобально, т.е. можно использовать везде. Если же вы определили переменную в каком либо уровне вложенности селектора, то она будет доступна только на данном уровне. Чтобы она работала глобально во всем документе необходимо указать ключевое слово !global .

Title $font-size: 10px !global font-size: $font-size .subtitle font-size: $font-size

Вообще, переменные это замечательная вещь, стоит объявить и занести значение, а далее можно использовать сколько угодно и где угодно. Например, мы можем определить цвета, дав им определенные имена, размер шрифта, семейство шрифтов и т.д. и вообще любые значения.

Директивы

@extend

Данную директиву мы затронули выше, когда изучали шаблон-заготовку. Закрепим еще раз знания. С помощью @extend мы можем скопировать правила любого селектора. Например, при верстке может быть так, что элемент «А » и элемент «Б » могут быть схожи по внешнему виду. В данном случае можно написать правила элементу «А», а для «Б» просто скопировать стили элемента «А», слегка переопределив нужные свойства.

Block_a background-color: #cccccc border: 5px solid #999999 padding: 20px font-size: 30px height: 150px width: 150px .block_b @extend .block_a padding: 15px

Block_a, .block_b { background-color: #cccccc; border: 5px solid #999999; padding: 20px; font-size: 30px; height: 150px; width: 150px; } .block_b { padding: 15px; }

В данном примере мы сверстали 2 одинаковых квадрата. У квадрата «Б» мы переопределили только отступ padding: 15px . Вот так работает @extend. Я довольно часто пользуюсь данной директивой.

@import

Данная директива позволяет объединять несколько файлов стилей в один. Это очень удобно, тем более, если проект большой. Не стоит путать с директивой, которая существует в Css — @import . В Css обязательным атрибутом является — url() .

На самом деле удобнее писать стили в разных файлах и предназначение у каждого свое. Например, весь каркас страницы можно разделить на регионы: header.sass, sidebar.sass, footer.sass. Собрать все можно в главном файле main.sass, как раз используя @import. Файлы регионов можно указать также через нижнее подчеркивание в начале имени файла, например так: _header.sass, _sidebar.sass, _footer.sass. Такие файлы называются фрагментами. При импорте фрагментов не обязательно указывать расширение файла.

Простой импорт

@import "header.sass" @import "sidebar.sass" @import "footer.sass"

Импорт фрагментов

@import "header" @import "sidebar" @import "footer"

Файлы фрагментов могут быть с расширениями: *.sass , *.scss или *.css . Например, главный файл может быть с расширением *.sass , а шапка сайта, к примеру с расширением *.scss . То есть не важно какое у вас расширение главного файла. Следует отметить, что при импорте переносятся все переменные и миксины (о них поговорим ниже) в главный файл, в который происходит импорт.

Также, можно указать импорт нескольких файлов через запятую: @import «header», «sidebar», «footer».

Имейте ввиду, что импорт происходит в том месте, где вы указали директиву @import . Обычно это делают в начале документа.

@at-root

Директива @at-root говорит сама за себя и если переводить на русский, то будет звучать так — «от корня» . Иными словами мы переносим селектор в корень, отменяя цепочку родительских селекторов. Тут конечно можно задать вопрос — «А зачем нужна эта директива, если можно перенести селектор в корень в ручную?». Ответ прост — удобство написания кода, не нарушая структуру. Когда вы научитесь работать с Sass в полной мере вы это поймете.

Main &-title font-size: 30px color: #444 @at-root .main__icon color: #444 width: 20px

Main-title { font-size: 30px; color: #444; } .main__icon { color: #444; width: 20px; }

Управляющие директивы и выражения

Директива @if

Данная директива выполняет стили, если выражение, заключенное в ней возвращает любое значение кроме false и null .

$color: green .header @if $color == green background-color: green @else if $color == blue background-color: blue @else background-color: #f6f6f6

Header { background-color: green; }

Те, кто знаком хотя бы с основами языка программирования (например, javaScript или Php) разобраться будет не сложно. Здесь суть та же самая, главное знать синтаксис написания кода.

Директива @for

В языке программирования (опять же в Javascript или Php) с помощью For можно задать цикл. В Sass данная директива выполняет тоже самое — создает цикл. Для каждой итерации (повторения) используется переменная-счетчик, которая изменяет данные вывода.

Директива имеет 2 формы написания: 1. @for $var from <начало> through <конец> и 2. @for $var from <начало> to <конец> . Если вы хотите, чтобы последняя цифра была включена в цикл, то используйте «through «. Давайте рассмотрим пример:

@for $i from 1 to 6 .elem-item-#{$i} background-image: url("images/image-#{$i}.jpg")

Elem-item-1 { background-image: url("images/image-1.jpg"); } .elem-item-2 { background-image: url("images/image-2.jpg"); } .elem-item-3 { background-image: url("images/image-3.jpg"); } .elem-item-4 { background-image: url("images/image-4.jpg"); } .elem-item-5 { background-image: url("images/image-5.jpg"); }

Для указания конечного значения я использовал ключевое слово «to «. При таком раскладе цикл заканчивается на цифре — 5 . Обратите внимание насколько компактным выглядит код Sass.

Директива @each

Директива @each также, как и @for выводит значения в цикле и удобен тем, что помимо цифр можно перебирать конкретные значения. Давайте возьмем вышеприведенный цикл и изменим его на какие либо значения.

@each $bgItem in animal, lake, sea, landscape, nature .elem-item-#{$bgItem} background-image: url("images/image-#{$bgItem}.jpg")

Elem-item-animal { background-image: url("images/image-animal.jpg"); } .elem-item-lake { background-image: url("images/image-lake.jpg"); } .elem-item-sea { background-image: url("images/image-sea.jpg"); } .elem-item-landscape { background-image: url("images/image-landscape.jpg"); } .elem-item-nature { background-image: url("images/image-nature.jpg"); }

В данном случае не создается переменная-счетчик, а количество итераций зависит от количества созданных значений после ключевого слова «in «. Значения выводятся через переменную (в данном примере — $bgItem), название которой может быть произвольным.

Миксины (функции)

Миксины (примеси) — это своего рода функция, как в языке программирования, которая призвана избавить от повторяющегося кода. Миксины могут содержать целые фрагменты стилей, разрешенные в Sass. Давайте рассмотрим пример, для большей наглядности.

@mixin align-center position: absolute top: 50% left: 50% transform: translate(-50%, -50%) .container @include align-center

Создается миксин директивой @mixin , далее через пробел следует имя миксина, а также опционально передаваемые параметры. Сразу отмечу, что знаки дефиса (-) и нижнего подчеркивания (_) в имени миксина взаимозаменяемы. Миксин может содержать в себе не только правила, но и селекторы. Выше я привел пример элементарного миксина без параметров.

Вызывается миксин директивой @include и далее через пробел указываем имя созданного миксина. В примере выше — это центрирование блока по оси X и по оси Y с помощью абсолютного позиционирования. Если такое приходится применять часто, то согласитесь легче вызвать просто миксин, нежели писать стили центровки снова и снова.

Теперь давайте рассмотрим миксин с параметрами (аргументами).

@mixin border($width, $color) border: width: $width style: solid color: $color .square @include border(2px, #ccc)

Square { border-width: 2px; border-style: solid; border-color: #ccc; }

Как видим, после названия миксина в скобках мы задаем аргументы, в данном случае — это ширина бордюра и цвет. Это простейший миксин, который я привел для наглядности. На практике же можно встретить более сложные миксины с использованием различных условий и переменных. Но не будем сейчас все усложнять, надо всегда начинать с чего-то малого и простого, а потом уже двигаться по мере продвижения вверх.

На этом я хочу завершить свой небольшой обзор препроцессора Sass. Почему небольшой? Да потому что это далеко не все, что я вам поведал. Вообще, используя вышеизложенное, вы можете смело уже сейчас начать пользоваться Sass вместо Css. Более подробнее вы сможете изучить Sass, прибегнув к документации , которую я приводил выше.

Ну что ж, всем спасибо за внимание! Как всегда, вопросы задаем в комментариях и подписывайтесь либо на телеграм канал , либо на рассылку по email (форма в сайдбаре справа), чтобы не пропустить ничего интересного.

До встречи в других моих постах…

Статей про SASS (SCSS), Less на хабрахабре уже полно, но на мой взгляд не хватает такой, в которой было бы немного реальной практики. Я постараюсь восполнить этот пробел. Около года назад одна из SASS -статей меня "зацепила", и с тех пор я полюбил эту технологию настолько, что ручной набор обычного CSS кода представляется мне лишней тратой времени. Сия статья посвящается тем верстальщикам (или web-программистам), которые про SCSS ещё не слышали, или же ещё не пробовали в деле. Более опытным товарищам, полагаю, в ней ловить нечего.

Что такое SCSS

SCSS - "диалект" языка SASS . А что такое SASS? SASS это язык похожий на HAML (весьма лаконичный шаблонизатор), но предназначенный для упрощения создания CSS-кода. Проще говоря, SASS это такой язык, код которого специальной ruby-программой транслируется в обычный CSS код. Синтаксис этого языка очень гибок, он учитывает множество мелочей, которые так желанны в CSS. Более того, в нём есть даже логика (@if, each), математика (можно складывать как числа, строки, так и цвета). Возможно, некоторые возможности SCSS покажутся вам избыточными, но, на мой взгляд, лишними они не будут, останутся "про запас".

Отличие SCSS от SASS заключается в том, что SCSS больше похож на обычный CSS код. Пример SASS-кода:

$blue: #3bbfce $margin: 16px .content-navigation border-color: $blue color: darken($blue, 9%) .border padding: $margin / 2 margin: $margin / 2 border-color: $blue
И тоже самое на SCSS:

$blue: #3bbfce; $margin: 16px; .content-navigation { border-color: $blue; color: darken($blue, 9%); } .border { padding: $margin / 2; margin: $margin / 2; border-color: $blue; }
Я выбрал SCSS в виду того, что он проще для восприятия коллегам с ним ещё не знакомым. Ещё стоило бы отметить что обычный CSS код вполне вписывается в SCSS синтаксис.

Установка и использование

Для начала нужно установить ruby . После чего нужно установить sass-gem (gem install sass в консоли). Если всё прошло гладко, то теперь вам доступна консольная программа sass . О всех нюансах её использования вы можете прочесть здесь ― sass --help . Я расскажу лишь о двух базовых возможностях:

--watch

Если запустить sass с ключом --watch , то программа будет следить за указанными вами файлами. В случае их изменения, она автоматически пересоберёт все необходимые css-файлы (не все вообще, а только связанные с изменёнными).

Предположим, что у вас есть следующая структура проекта:

Css ---- scss ------ style.scss ---- style.css
Необходимо чтобы sass отслеживал все изменения в css/scss/* и результат сохранял в css/*.css . В таком случае запускаем sass так ― sass --watch css/scss:css/. . Т.е. sass --watch [что]:[куда] .

--update

Если вам нужно единожды обновить css-файлы, то в место --watch применяем --update . Никакой слежки проводится не будет, так же как и проверок на необходимость обновления.

Стоит отметить, что в отличии от Less , SASS не умеет компилировать свой код прямо в браузере. На мой взгляд, такой подход (компиляция на сервере или ПК-верстальщика) является единственно верным.

Практика

Итак, мы подошли к самому главному. Начнём с @import .

@import

Изначально, до использования SCSS, весь CSS код движка, с которым мне по долгу службы приходится работать, находился в 1-ом огромном style.css файле. Моя IDE (Netbeans (кстати, вот плагин для подсветки синтаксиса)) работала с ним с существенными тормозами. Разбивать же его на множество файлов поменьше, и, при необходимости, склеивать их в 1 ― никто не хотел. SCSS решает этот вопрос автоматически.

Стоит отметить 1 нюанс. Если скормить sass не конкретный файл-источник, а директорию, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _ . Т.е. наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss ― нет.

Итак, для того, чтобы включить содержимое файла _template.scss или template.scss пишем

@import "template"; // шаблоны
В конечном счёте, вместо 1-го большого style.css файла у меня получилось более сотни мелких scss -файлов. С первого взгляда может показаться, что такое количество слишком велико и приведёт к страшным мукам. Однако, нужный мне файл я нахожу сразу исходя из удобной структуры каталогов. К тому же, я полагаю, что благодаря кешированию такая "схема" более производительна.

@вложенность

Одна из самых желанных "фич" для CSS ― вложенность селекторов. Пример:

#some { border: 1px solid red; .some { background: white; } } /* => */ #some { border: 1px solid red; } #some .some { background: white; }
Ещё пример:

Input { border: 1px solid gray; background: white; & { color: black; } &.some_class { display: none; } } /* => */ input { border: 1px solid gray; background: white; } input { color: black; } input.some_class { display: none; }
Символ & равносилен родительскому селектору. Допустим тег у нас имеет класс ie_7 , в случае если в качестве обозревателя у нас Internet Explorer 7 . Следующий код позволяет избавиться от всех "хаков" и спец.комментариев:

$IE_7: "body.ie_7"; //... .some { display: inline-block; #{$IE_7} & { zoom: 1; display: inline; } } /* => */ .some { display: inline-block; } body.ie_7 .some { zoom: 1; display: inline; }

$variables

Переменные ― удобная штука. Определяются они так:

$some: red;
Переменные ― не константы, их можно менять по ходу кода:) Одна из первых моих мыслей вылилась в _const.scss файл, который заключает в себе все базовые цвета, размеры шрифтов и пр.

$link: #15157d; $link_bottom: $link; $input_font_size: 13px; $content_bg: #F1F1F1; $input_color: #4E4D4D; $input_color_placeholder: #959595; $text_color: black; ...
Предполагается, что цвет ссылок на сайте ― $link .

A { color: $link; } span.link { color: $link; text-decoration: underline; }
Если в дальнейшем выяснится, что цвет ссылок изменился ― достаточно поменять 1 переменную (в случае CSS нужно было бы пройтись авто-заменой по файлам, возможно даже выборочно). Предположим, что, внезапно, выясняется, что в некотором модуле contacts , цвет ссылок другой. Есть, как минимум, два пути решения.

$contacts_link: orange; // код модуля с использованием $contacts_link вместо $link
Второй

$__link: $link; $link: orange; // код модуля $link: $__link;
Переменные у нас не типизированные, поэтому с равным успехом могут содержать строки, числа и цвета.

@математика

Разделим математику на 2 категории ― цвета и числа. Начнём с чисел. Простой пример:

Block { $block_width: 500px; padding: 5px; border: 1px solid black; width: $block_width - (5px * 2) - (1px * 2); }
При желании можно и padding с border-ом задавать переменными. Всё зависит от сложности вёрстки.

Ещё пример:

Block { $count: 10; $margin_left: 5px; $all_width: 1000px; width: $all_width; .sub_element { width: ($all_width / $count) - $margin_left; margin: 0 0 0 $margin_left; } }
Хочу отметить, что подобного рода манипуляции применяются очень часто. Без них я как без ног.

А теперь цвета. Цвета можно складывать, перемножать:

Some { $color: #010203; color: $color; border-color: $color - #010101; &:hover { color: #010203 * 2; } } /* => */ .some { color: #010203; border-color: #000102; } .some:hover { color: #020406; }
Довольно удобная штука, когда лень подбирать цвета. Также доступны такие функции как opacify и transparentize (более

Прежде, чем Вы сможете использовать Sass, Вам необходимо его настроить в вашем проекте. Если Вы хотите просто почитать, то не стесняйтесь - читайте, но мы рекомендуем сначала установить Sass. Установите Sass для того, чтобы разобраться во всех возможностях Sass.

  • Препроцессинг

    Написание CSS само по себе весело, но когда таблица стилей становится огромной, то становится и сложно её обслуживать. И вот в таком случае нам поможет препроцессор. Sass позволяет использовать функции недоступные в самом CSS, например, переменные, вложенности, миксины, наследование и другие приятные вещи, возвращающие удобство написания CSS.

    Как только Вы начинаете пользоваться Sass, препроцессор обрабатывает ваш Sass-файл и сохраняет его как простой CSS-файл, который Вы сможете использовать на любом сайте.

    Самый простой способ получить такой результат - использовать терминал. После того, как Sass установлен, вы можете компилировать ваш Sass в CSS, используя команду sass . Вам всего лишь нужно сообщить Sass, где взять файл Sass и в какой файл CSS его скомпилировать. Например, запустив команду sass input.scss output.css в терминале, вы сообщаете Sass взять один Sass файл, input.scss , и скомпилировать в файл output.css .

  • Переменные

    Думайте о переменных, как о способе хранения информации, которую вы хотите использовать на протяжении написания всех стилей проекта. Вы можете хранить в переменных цвета, стеки шрифтов или любые другие значения CSS, которые вы хотите использовать. Чтобы создать переменную в Sass нужно использовать символ $ . Рассмотрим пример:

    Синтаксис SCSS

    $font-stack : Helvetica , sans-serif ; $primary-color : #333 ; body { font : 100% $font-stack ; color : $primary-color ; }

    Синтаксис Sass

    $font-stack : Helvetica , sans-serif $primary-color : #333 body font : 100% $font-stack color : $primary-color

    Когда Sass обрабатывается, он принимает значения, заданные нами в $font-stack и $primary-color и вставляет их в обычном CSS-файле в тех местах, где мы указывали переменные как значения. Таким образом переменные становятся мощнейшей возможностью, например, при работе с фирменными цветами, используемыми на всем сайте.

    body { font : 100% Helvetica , sans-serif ; color : #333 ; }
  • Вложенности

    При написании HTML, Вы, наверное, заметили, что он имеет четкую вложенную и визуальную иерархию. С CSS это не так.

    Sass позволит вам вкладывать CSS селекторы таким же образом, как и в визуальной иерархии HTML. Но помните, что чрезмерное количество вложенностей делает ваш документ менее читабельным и воспринимаемым, что считается плохой практикой.

    Чтобы понять что мы имеем ввиду, приведем типичный пример стилей навигации на сайте:

    Синтаксис SCSS

    nav { ul { margin : 0 ; padding : 0 ; list-style : none ; } li { display : inline-block ; } a { display : block ; padding : 6px 12px ; text-decoration : none ; } }

    Синтаксис Sass

    nav ul margin : 0 padding : 0 list-style : none li display : inline-block a display : block padding : 6px 12px text-decoration : none

    Вы заметили, что селекторы ul , li , и a являются вложенными в селектор nav ? Это отличный способ сделать ваш CSS-файл более читабельным. Когда вы сгенерируете CSS-файл, то на выходе вы получите что-то вроде этого:

    nav ul { margin : 0 ; padding : 0 ; list-style : none ; } nav li { display : inline-block ; } nav a { display : block ; padding : 6px 12px ; text-decoration : none ; }
  • Фрагментирование

    Вы можете создавать фрагменты Sass-файла, которые будут содержать в себе небольшие отрывки CSS, которые можно будет использовать в других Sass-файлах. Это отличный способ сделать ваш CSS модульным, а также облегчить его обслуживание. Фрагмент - это простой Sass-файл, имя которого начинается с нижнего подчеркивания, например, _partial.scss . Нижнее подчеркивание в имени Sass-файла говорит компилятору о том, что это только фрагмент и он не должен компилироваться в CSS. Фрагменты Sass подключаются при помощи директивы @import .

  • Импорт

    CSS имеет возможность импорта, которая позволяет разделить ваш CSS-файл на более мелкие и облегчить их в обслуживании. Но у этого способа есть весомый недостаток: каждый раз когда вы в CSS используете @import , то в CSS создается еще один HTTP-запрос. Sass берет идею импорта файлов через директиву @import , но вместо создания отдельного HTTP-запроса Sass импортирует указанный в директиве файл в тот, где он вызывается, т.е. на выходе получается один CSS-файл, скомпилированный из нескольких фрагментов.

    Например, у вас есть несколько фрагментов Sass-файлов - _reset.scss и base.scss . И мы хотим импортировать _reset.scss в base.scss .

    Синтаксис SCSS

    // _reset.scss html , body , ul , ol { margin : 0 ; padding : 0 ; } // base.scss @import "reset" ; body { font : 100% Helvetica , sans-serif ; background-color : #efefef ; }

    Синтаксис Sass

    // _reset.sass html , body , ul , ol margin : 0 padding : 0 // base.sass @import reset body font : 100% Helvetica , sans-serif background-color : #efefef

    Обратите внимание на то, что мы используем @import "reset"; в base.scss файле. Когда вы импортируете файл, то не нужно указывать расширение.scss . Sass - умный язык и он сам догадается. Когда CSS сгенерируется вы получите:

    html , body , ul , ol { margin : 0 ; padding : 0 ; } body { font : 100% Helvetica , sans-serif ; background-color : #efefef ; }
  • Миксины (примеси)

    Некоторые вещи в CSS весьма утомительно писать, особенно в CSS3, где плюс ко всему зачастую требуется использовать большое количество вендорных префиксов. Миксины позволяют создавать группы деклараций CSS, которые вам придется использовать по нескольку раз на сайте. Хорошо использовать миксины для вендорных префиксов. Пример для border-radius:

    Синтаксис SCSS

    @mixin border-radius ($radius ) { -webkit-border-radius : $radius ; -moz-border-radius : $radius ; -ms-border-radius : $radius ; border-radius : $radius ; } .box { @include border-radius (10px ); }

    Синтаксис Sass

    =border-radius ($radius ) -webkit-border-radius : $radius -moz-border-radius : $radius -ms-border-radius : $radius border-radius : $radius .box +border-radius (10px )

    Для создания миксина используйте директиву @mixin + название этого миксина. Мы назвали наш миксин border-radius . Также, в миксине мы используем переменную $radius внутри скобок, тем самым позволяя себе передавать в переменной все, что захотим. После того, как вы создали миксин, вы можете его использовать в качестве параметра CSS, начиная вызов с @include и имени миксина. Когда ваш CSS скомпилируется вы получите следующее:

    .box { -webkit-border-radius : 10px ; -moz-border-radius : 10px ; -ms-border-radius : 10px ; border-radius : 10px ; }
  • Расширение/Наследование

    Это одна из самых полезных функций Sass. Используя директиву @extend можно наследовать наборы свойств CSS от одного селектора другому. Это позволяет держать ваш Sass-файл в «чистоте». В нашем примере мы покажем вам как сделать стили оповещений об ошибках, предупреждениях и удачных исходах, используя другие возможности Sass, которые идут рука-об-руку с расширением, классами-шаблонами.

    Класс-шаблон - особый тип классов, который выводится только при использовании расширения - это позволит сохранить ваш скомпилированный CSS чистым и аккуратным.

    Синтаксис SCSS

    %equal-heights { display : flex ; flex-wrap : wrap ; } %message-shared { border : 1px solid #ccc ; padding : 10px ; color : #333 ; } .message { @extend %message-shared ; } .success { @extend %message-shared ; border-color : green ; } .error { @extend %message-shared ; border-color : red ; } .warning { @extend %message-shared ; border-color : yellow ; }

    Синтаксис Sass

    // Данный отрывок кода не попадет в CSS, так как %equal-heights никогда не расширялся. %equal-heights display : flex flex-wrap : wrap // Данный отрывок кода попадет в CSS потому, что %message-shared расширен. %message-shared border : 1px solid #ccc padding : 10px color : #333 .message @extend %message-shared .success @extend %message-shared border-color : green .error @extend %message-shared border-color : red .warning @extend %message-shared border-color : yellow

    Вышеуказанный код сообщает классам.message , .success , .error и.warning вести себя как %message-shared . Это означает, что где бы не вызывался %message-shared , то и.message , .success , .error и.warning тоже будут вызваны. Магия происходит в сгенерированном CSS, где каждый из этих классов получает css-свойства, как и %message-shared . Это позволит вам избежать написания множества классов в HTML элементах.

    Вы можете расширить большинство простых CSS селекторов прибавление к классам-шаблонам в Sass, однако, использование шаблонов - простейший способ быть уверенным, что вы не расширяете класс везде, где он используется в ваших стилях, что могло бы привести к непреднамеренным наборам стилей в вашем CSS.

    Когда вы генерируете ваш CSS, то он будет выглядеть как пример ниже. Обратите внимание, %equal-heights не попадает в CSS, так как ни разу не был использован.

    .message , .success , .error , .warning { border : 1px solid #cccccc ; padding : 10px ; color : #333 ; } .success { border-color : green ; } .error { border-color : red ; } .warning { border-color : yellow ; }
  • Математические операторы

    Использовать математику в CSS очень полезно. Sass имеет несколько стандартных математических операторов, таких как + , - , * , / и % . В нашем примере мы совершаем простые математические вычисления для расчета ширины aside и article .

    Синтаксис SCSS

    .container { width : 100% ; } article [ role = "main" ] { float : left ; width : 600px / 960px * 100% ; } aside [ role = "complementary" ] { float : right ; width : 300px / 960px * 100% ; }

    Синтаксис Sass

    .container width : 100% article [ role = "main" ] float : left width : 600px / 960px * 100% aside [ role = "complementary" ] float : right width : 300px / 960px * 100%

    Мы создали простую адаптивную модульную сетку, с шириной в 960 пикселей. Используя математические операторы, мы использовали полученные данные с пиксельными значениями и конвертировали их в процентные, причем без особых усилий. Скомпилированный CSS выглядит так:

    .container { width : 100% ; } article [ role = "main" ] { float : left ; width : 62.5% ; } aside [ role = "complementary" ] { float : right ; width : 31.25% ; }

Статья "SASS для дизайнеров и не только" за 2013-02-21 переименована в "Синтаксис SASS " и обновлена (2014-02-17)

Sass - это препроцессорный язык; препроцессоры компилируют СSS код, который мы пишем на процессорном языке (SASS) в чистый CSS код.

Документация SASS ориентирована скорее на программистов, поэтому дизайнеры не всегда охотно начинают работать с SASS. К тому же не всегда явно указываются преимущества использования SASS с точки зрения дизайнеров.

В этой статье я хочу охватить несколько простых принципов. Я не эксперт по SASS, но должен отметить, что использовать sass мудрое решение.

Так в чем эти преимущества? Вы сможете логически структурировать ваш код, тем самым вы ускорите сам процесс написания кода; существенно сократится количество повторов (в этом нам помогут переменные), код станет намного проще поддерживать. Язык SASS упрощает работу над проектом, и все равно, кто вы - программист или дизайнер. Это действительно так.

Переменные

В SASS название переменной начинается со знака доллара ($). Значения переменных идентичны значениям свойств CSS.

Начнем с основ, а именно с переменных. Рассмотрим переменные на основе следующего примера. Мы склонны использовать в документе несколько цветов. Как результат приходится писать снова и снова значения цвета в формате hex или rgb. Если мы захотим поменять какой-либо цвет, нам придется пройтись авто-заменой по всему документу. При этом мы не можем быть уверены, что не захватим ненужное значение.

A {color: #822733;} .summary {color: #822733;} .copyright {color: #822733;}

Например, вы можете иметь несколько правил, которые определяют темно-красный цвет у нужных селекторов. Язык SASS позволяет нам поступить следующим образом: в начале документа мы можем определить переменную с именем $brand-colour и затем в документе вместо самого значение ставить наименование переменной. Затем, если нам понадобится поменять цвет, достаточно всего лишь изменить значение у переменной $brand-colour и этим мы поменяем цвет у всех правил, которые используют переменную $brand-colour .

// Моя библиотека цветов SASS $brand-colour: #822733; a {color: $brand-colour;} .summary {color: $brand-colour;} .copyright {color: $brand-colour;}

Числовые значения у переменных

Переменные могут содержать не только строки, но и цифры, которыми вы можете манипулировать. Если вы используете сетки или ваш макет масштабируется в зависимости от конкретных значений, то вы, вероятно, используете эти значений повсеместно в вашем стилевом файле. Например, если вы постоянно используете значение в 10px , то вы можете определить переменную, например, $unit = 10px . Эту переменную можно неоднократно использовать в вашем коде. Вместо имени переменной, как обычно, подставится значение (10px).

Но что делать, если вам потребуется удвоить значение переменной? Например, вы хотите в два раза увеличить нижнее поле у элемента. Используя SASS, вы можете добавить простую математику (+ , - , * , / , %), например, для нашего случая:

$unit = 10px; h1, h2, h3 { margin-bottom: $unit;} p { margin-bottom: $unit;} aside { margin-bottom: $unit*2; /* 20px */} footer{ margin-top: $unit*4; /* 40px */}

Примеси

Примесь можно сравнить с повторяющимся в коде блоком объявлений. Это кусок кода, который вы можете использовать где угодно в документе. Вы не только исключите лишние повторения, но и сделаете код более чистым, так как избавитесь от необходимости использовать один и тот же класс к разным элементам.

Например, у вас на сайте есть разделитель, который вы используете довольно часто. Например, вы можете им разбивать основные блоки (например, articles и header) или четные параграфы. Разделитель имеет нижний отступ, нижнее поле, рамку и тень.

Чтобы создать разделитель вы можете к элементу добавить класс.shadow-border . Но это существенно "загрязнит" ваш html и css файл.

Shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }

Если вы хотите корректную структуру в css файле и чистую html-разметку, вам нужно добавить вышеприведенное правило соответствующим html-элементам. Стоит отметить, если элементов с разделителем много, это существенно "испортит" стилевой файл, что затруднит поддержку стилевого файла.

Header, article, p.intro { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px; margin-bottom: 40px; }

Используя @mixin , вы можете определить имя для блока объявлений. Это имя не должно быть связано ни коим образом с вашим HTML.

@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;}

Затем, чтобы подключить примесь к элементу, вам потребуется просто подключить имя примеси: @include shadow-border;

@mixin shadow-border { border-bottom: 1px solid #a4a4a4; -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); padding-bottom: 20px;margin-bottom: 40px;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}

Выглядит неплохо.

Параметры для примесей

Параметры для примесей задаются в круглых скобках, следующих за названием примеси; контент примеси помещается в фигурные скобки.

@mixin border-radius($radius: 1px) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } /* USE */ .example-class{ background-color: #900; @include border-radius(20px); }

Вложение примесей

Иногда очень удобно иметь возможность вложить одну примесь в другую. Например, нам нужно добавить примесь к уже существующей примеси:

$border-colour: #a4a4a4; $unit: 10px; @mixin subtle-shadow { -webkit-box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); box-shadow: 0px 2px 5px 0px rgba(200, 200, 200, 0.6); } @mixin shadow-border { @include subtle-shadow; border-bottom: $unit/10 solid $border-colour; padding-bottom: $unit*2; margin-bottom: $unit*4;} article { @include shadow-border;} header { @include shadow-border;} p.intro { @include shadow-border;}

Вложения

Примеси не единственная вещь, которую вы можете вкладывать в селекторы CSS (или, что вернее, в блоки объявлений в sass-файле). В SASS вы можете вкладывать элементы друг в друга . Этим вы исключите повторяющиеся селекторы и упростите процесс чтения кода.

/* обычный CSS */ .module h3 { font-weight: bold;} .module p { padding-bottom: 10px;}

/* пишем на SASS */ .module { h3{ font-weight: bold;} p { padding-bottom: 10px;} }

Вложения и @media-запросы

Вложения становятся необычайно полезными при работе с медиа-запросами. Обычно, когда вы работаете с медиа-запросами, приходится создавать дополнительные стили под разные разрешения экрана, а иногда даже создавать отдельный стилевой файл.

/* окно просмотра - любое, включая браузеры которые не поддерживают @media */ article { font-size: 14px;line-height: 25px;} article h2 { font-size: 18px;padding-bottom: 15px;} /* для 300px окон просмотра и шире (mobile first) */ @media only screen and (min-width: 300px) { article {line-height: 20px;width: 90%;} article h2 { padding-bottom: 10px;} } /* для 600px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 600px) { article {line-height: 25px;width: 80%;} article h2 { padding-bottom: 15px;} } /* для 900px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 900px) { article {width: 60%;} } /* для 1200px окон просмотра и шире */ @media only screen and (min-width: 1200px) { article { font-size: 16px;line-height: 30px;width: 50%;} article h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px;} }

SASS же позволит вам расположить, при помощи вложений, все медиа-запросы прямо внутри элементов. Этим вы сможете упростить поиск и правку стилей, затрагивающих адаптивную верстку.

Article { font-size: 14px;line-height: 25px; h2 { font-size: 18px; padding-bottom: 15px; } @media only screen and (min-width: 300px) { line-height: 20px; width: 90%; h2 { padding-bottom: 10px; } } @media only screen and (min-width: 600px) { line-height: 25px; width: 80%; h2 { padding-bottom: 15px;} } @media only screen and (min-width: 900px) { width: 60%; } @media only screen and (min-width: 1200px) { font-size: 16px;line-height: 30px; width: 50%; h2 { font-size: 21px; line-height: 35px; padding-bottom: 20px; } } }

Импортирование, оператор @import в SASS

Оператор @import
позволяет подключить содержимое стороннего CSS(SCSS)-файла в текущий CSS(SCSS)-файл.
@import не разрешается вставлять после любых объявлений кроме @charset или другого @import .

Чтобы подключить содержимое, например, _style_two.scss , необходимо писать так:

@import "style_two.scss"; /* подключаем без подчеркивания */

Важно : если подключать не конкретный файл, а папку, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _ .
Например, наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss - нет. Таким образом, знак подчеркивания означает, что файл не является самостоятельной таблицей стилей и его можно лишь импортировать в другую таблицу стилей.

Циклы в SASS

Синтаксис оператора цикла (each) следующий: $var in . $var – имя переменной, и список значение переменной $var .
Вместо $var подставляется значения из , затем в стилевом файле выводится содержимое цикла (по количеству значений ).
Например:

SCSS

@each $animal in puma, sea-slug, egret, salamander { .#{$animal}-icon { background-image: url("/images/#{$animal}.png"); } }

Скомпилировано в:

CSS

.puma-icon { background-image: url("/images/puma.png"); } .sea-slug-icon { background-image: url("/images/sea-slug.png"); } .egret-icon { background-image: url("/images/egret.png"); } .salamander-icon { background-image: url("/images/salamander.png"); }

Оператор @extend

Часто возникает ситуация, когда один класс должен иметь все стили другого класса, помимо своих собственных стилей. Наиболее распространенное решение это использовать два класса; первый содержит общие стили, второй – специфичные.

Оператор @extend позволяет избежать этих проблем, обеспечивая возможность одному селектору наследовать стили от другого селектора. Например:

SCSS

.error { border: 1px #f00; background-color: #fdd; } .error.intrusion { background-image: url("/image/hacked.png"); } .seriousError { @extend .error; border-width: 3px; }

Скомпилировано в:

CSS

.error, .seriousError { border: 1px #f00; background-color: #fdd; } .error.intrusion, .seriousError.intrusion { background-image: url("/image/hacked.png"); } .seriousError { border-width: 3px; }