Создание дистрибутивов с помощью InstallShield Express. Создание операционной системы на базе ядра linux


Автор: Ben Everard
Дата публикации: 23 апреля 2015 года
Перевод: А. Кривошей
Дата перевода: июль 2015 г.

На сегодняшний день существует несколько сотен активно развивающихся дистрибутивов Linux всех цветов и размеров. Но нет ни одного точно такого же, как установлен на вашем компьютере, так как вы скорее всего настраивали его под свои предпочтения. Вы потратили определенное время на то, чтобы установить или удалить программы, изменить внешний вид и так далее.

Было бы неплохо преобразовать свою точно настроенную в соответствии со своими потребностями систему в Live дистрибутив? Вы сможете носить ее с собой на флешке, или устанавливать на другие компьютеры.
Существуют различные инструменты для создания собственного дистрибутива. Мы начнем с наиболее простого в использовании, но предлагающего ограниченное количество опций настройки, и потом перейдем к более сложным, которые позволяют тонко настроить каждый аспект дистрибутива.

Быстрое создание своего собственного Ubuntu

Подходит также для mumbuntu и dadbuntu.

За долгие годы, прошедшие с момента выхода первого релиза Ubuntu, было придумано множество утилит, позволяющих создать собственную версию Ubuntu. Отчасти этим объясняется существование огромного количества его производных. Хотя большинство их быстро забрасывают, Ubuntu Customisation Kit (UCK) жив до сих пор.

Вы можете установить UCK в Ubuntu или любом другом дистрибутиве на его базе, например в Linux Mint. Утилита есть в официальных репозиториях, поэтому вы можете установить ее с помощью пакетного менеджера. Далее, вам понадобится ISO-образ того дистрибутива, который вы хотите изменить. Чтобы упростить этот процесс, желательно использовать образ дистрибутива, включающий графическую оболочку, которую вы собираетесь задействовать. Например, если вы хотите использовать в своем дистрибутиве локализированный декстоп Gnome, лучше использовать образ Ubuntu Gnome, а не стандартного Ubuntu. Если вы работаете на 32-битной машине, образ должен быть собран для архитектуры i386. Однако если у вас 64-битная система, вы можете настраивать 32-битный образ.

После запуска UCK вы увидите приветствие и информацию о требуемом дисковом пространстве, затем мастер, который будет управлять дальнейшим процессом. На первом этапе необходимо будет выбрать язык для вашего дистрибутива вместе с языком загрузочного меню (убедитесь, что дистрибутив на базе которого вы собираете свою систему, поддерживает эти языки).

После выбора языка необходимо указать графическое окружение дистрибутива. UCK позже скачает для него файлы локализации, основываясь на вашем выборе языка. Затем необходимо будет указать местонахождение образа дистрибутива Ubuntu, который вы будете настраивать.

Затем UCK запросит у вас имя вашего дистрибутива и спросит, хотите ли вы вручную настроить свой дистрибутив. Если вы ответите положительно, откроется окно терминала, в котором корневая директория будет изменена на окружение сборки вашего дистрибутива. На последней стадии UCK предложит вам опцию удаления из вашего дистрибутива всех относящихся к Windows файлов, и создания гибридного ISO-образа диска, который можно прожечь на болванку, или скопировать на USB-флешку. После этого UCK распакует образ диска и скачает файлы локализации. Затем, вы сможете настроить дистрибутив вручную, если ранее выбрали эту опцию. Опция "Run Console Application" запустит окно терминала с оболочкой root.

Продвинутые настройки

В этом окне вы можете использовать менеджер пакетов apt-get для удаления и установки приложений. Например, вы можете установить поддержку мультимедиа с помощью apt-get install ubuntu-restricted-extras. Если ваш дистрибутив предназначен для использования на слабых машинах, вы можете удалить LibreOffice:

$ apt-get remove --purge libreoffice* /

и заменить его на AbiWord:

$ apt-get install abiword

Если вы хотите поместить на рабочий стол ярлыки для ваших программ, сначала создайте директорию Desktop:

$ mkdir -p /etc/skel/Desktop

Теперь вы можете скопировать туда ярлыки для всех установленных приложений:

$ cp /usr/share/applications/firefox.desktop /etc/skel/Desktop

и затем сделать их исполняемыми:

$ chmod +x firefox.desktop

Если вы хотите изменить обои для рабочего стола, откройте файл /usr/share/glib-2.0/schemas/10_ubuntu-settings.gschema.override в текстовом редакторе и измените параметр picture-uri на путь к вашему изображению:

Picture-uri="file:///usr/share/backgrounds/Partitura_by_Vincijun.jpg" /

Аналогично вы можете изменить тему и иконки, отредактировав соответствующие параметры в этом файле. Например, если вы хотите заменить тему Ambiance на Radiance и использовать набор иконок HighContrast:

Gtk-theme="Radiance"icone-theme="HighContrast"...theme="Ambiance"

После редактирования этого файла не забудьте скомпилировать модифицированные темы оформления:

$ glib-compile-schemas /usr/share/glib-2.0/schemas

Вы таже можете копировать файлы на свой live CD. Для этого запустите еще один терминал и перейдите в директорию ~/tmp/remaster-root/, которая является корневой для нашего live CD. Например, вы хотите скопировать определенные ярлыки и папки в Desktop:

$ sudo cp -r ~/Documents/README.txt ~/remaster-root/etc/skel/Desktop

После завершения закройте терминал chroot и выберите опцию "Continue Building" в мастере UCK. Теперь начнется сборка вашего нового дистрибутива.

Системы быстрой сборки дистрибутивов

Сборка дистрибутива в браузере с помощью SUSE Studio

SUSE Studio - это наверное самый простая система для создания собственного дистрибутива. Она графическая и работает в браузере. Вам нужен только веб-браузер и подключение к интернету. С помощью SUSE Studio вы можете создавать полнофункциональные десктопные дистрибутивы, серверные системы, или дистрибутивы, заточенные под какую-либо узкую область применения. В веб-интерфейсе вы можете добавлять пользователей, настраивать список приложений и даже настраивать внешний вид и добавлять файлы.

Можно также сэкономить себе время, установив утилиту Kickstart Configurator.

$ yum install system-config-kickstart

Эта программа предлагает простой графический интерфейс для создания файла Kickstart.

Вы можете задать требуемые вам пакеты, перечисляя их в секции %packages. Вместо отдельных пакетов здесь также можно добавить определенные группы пакетов, например gnome-desktop. Вы также можете указывать здесь пакеты из других файлов Kickstart, задавая их имя и расположение с параметром %include:

%include /usr/share/spin-kickfedora-live-base.ks

Если вам нужно после загрузки дистрибутива запустить на выполнение какую-либо команду, например для настройки сети, необходимо задать ее в секции %post. Например, если вы хотите автоматически запускать Firefox, можете поместить его ярлык в папку ~/.config/autostart, добавив в секцию %post следующие строки:

%post # autolaunch Firefoxmkdir -p /etc/skel/.config/autostartcp /usr/share/applications/firefox.desktop /etc/skel/.config/autostart/%end

Убедитесь, что конец секций %packages и %post обозначен с помощью %end. Если вы хотите запустить какую-либо команду за пределами своего live-окружения, например скопировать файлы хоста в свой дистрибутив, добавьте параметр -nochroot в секцию %post, как показано ниже:

%post --nochroot #copy resolv.conf from host to the custom distrocp /etc/resolv.conf $LIVE_ROOT/etc/%end

Переменная $LIVE_ROOT указывает на live-окружение. Аналогичным способом вы можете копировать файлы с хоста в свое live-окружение, например:

$ cp -r /home/bodhi/Music $LIVE_ROOT/

Если вы используете графическую утилиту для задания репозиториев, вы должны вручную добавить в файл Kickstart одну важную строку. Она указывает на список зеркал для репозитория Fedora (а также содержит информацию о версии и архитектуре сборки), откуда будут скачиваться пакеты. Например, если вы хотите получать пакеты для 64-битной Fedora 21, эта строка будет иметь следующий вид:

Repo --name=fedora --mirrorlist=http://mirrors.fedoraproject.org/mirrorlist?repo=fedora-21&arch=x86_64

После того, как вы закончили с файлом Kickstart, откройте его с помощью livecd-creator для сборки дистрибутива. Предположим, файл сохранен в ~/custom-kickstarts/Custom-Fedora.ks, тогда команда будет иметь вид:

$ sudo livecd-creator --config=/home/bodhi/custom-kickstarts/Custom-Fedora.ks--fslabel=FedoraUltimate--cache=/var/cache/live--verbose

Ключ -fslabel задает имя вашего дистрибутива. После выполнения всех инструкций в файле Kickstart утилита собирает ISO-образ вашего дистрибутива, который сохраняется в вашей домашней директории.

Создание собственного дистрибутива для Raspberry Pi

New Out Of the Box Software, или NOOBS - это официальный инсталлятор для Raspberry Pi. Он упрощает и стандартизирует процесс установки дистрибутивов на Raspberry Pi. Хотя главной целью создания NOOBS является упрощение установки операционных систем на Pi, эта утилита может также использоваться для создания собственных дистрибутивов.

Сначала скачайте инсталлятор NOOBS с сайта и установите его в любом поддерживаемом дистрибутиве, на основе которого вы хотите сделать свою систему. Мы советуем использовать дистрибутив Raspbian, который рекомендуется и создателями NOOBS.

После установки и загрузки Raspbian вы можете вносить в него свои изменения. Например, вы можете изменить обои рабочего стола и сменить тему с помощью утилиты командной строки obconf, а также установить дополнительные темы с помощью команды:

$ sudo apt-get install openbox-themes

Вы также можете устанавливать или удалять с помощью apt-get, или установив графический менеджер пакетов Synaptic.

Вы можете скопировать в этот дистрибутив Raspbian любые файлы.NOOBS позволяет создать раздел размером 512 Мб, в котором вы будете хранить свои файлы. Или вы можете воспользоваться командой raspi-config, чтобы расширить корневой раздел на всю SD-карту.

Кроме того, не забудьте настроить работу с сетью. Например, вы можете настроить беспроводный адаптер для подключения к вашей точке доступа Wi-Fi, а также доступ к различным сетевым службам.

После завершения настройки дистрибутива необходимо упаковать его в архив. Перейдите в корневую директорию с помощью команды cd / и выполните следующую команду:

$ sudo tar -cvpf root.tar /bin /boot /cdrom /dev /etc /home /initrd.img /initrd.img.old /lib /lib64 /media /mnt /opt /proc /root /run /sbin /srv /sys /tmp /usr /var /vmlinuz /vmlinuz.old --exclude=proc/* --exclude=sys/* --exclude=dev/pts/*

Упаковка займет примерно полчаса, в зависимости от количества сделанных вами изменений.
Теперь у вас есть файл root.tar в корневой директории. Аналогично упаковываем загрузчик. Сначала переходим в директорию boot.

Затем создаем архив.

$ tar -cvpf boot.tar

Это не займет много времени. Теперь у вас есть файл boot.tar в директории boot.

NOOBS требует сжатые версии этих файлов. Но у Raspberry Pi недостаточно ресурсов для сжатия этих файлов, поэтому вам необходимо переместить их на PC и сжать с помощью команд xz -9 -e boot.tar и xz -9 -e root.tar. При этом исходные файлы будут заменены на их сжатые версии, boot.tar.xz и root.tar.xz соответственно.

Теперь отформатируйте SD-карту и разверните на ней свежую копию NOOBS. С помощью файлового менеджера перейдите в директорию os, которая, в свою очередь включает множество директорий, в каждой из которых имеются файлы для одного из поддерживаемых дистрибутивов, включая Arch, Pidora, Raspbian и других. Так наш дистрибутив сделан на базе Raspbian, мы можем удалить все другие директории. Назовите директорию Raspbian именем, которым вы хотите назвать свой дистрибутив.

Перейдите в эту директорию и откройте файл os.json в текстовом редакторе. Заметите текст рядом с полями name и description на свой. Удалите файл flavours.json.

И наконец, удалите имеющиеся в этой директории файлы root.tar.xz и boot.tar.xz, заменив их на свои. Это все. Теперь загрузите Pi с этой карты.

Сборка пользовательского дистрибутива на базе Arch с нуля

Если у вас хватит терпения собрать собственный дистрибутив с нуля, вы должны собирать его поверх Arch Linux. Подход создателей этого дистрибутива позволяет пользователю полностью настраивать свою рабочую среду и делает его идеальной платформой для разработки пользовательских систем.

Вы можете создать пользовательский дистрибутив на базе Arch с помощью утилиты командной строки Archiso, которая представляет собой набор скриптов Bash и достаточно сложна в освоении, но при этом дает вам полный контроль над конечным результатом.

Настройка среды для сборки дистрибутива

Первое, что вам нужно для сборки - это установленный дистрибутив Arch. Инструкций по его инсталляции в сети более чем достаточно, поэтому здесь мы не будем описывать этот процесс.

После установки Arch настройте его в соответствии со своими нуждами. Установите дополнительные пакеты, смените обои и темы оформления, и настройте другие аспекты системы, например сеть. Позже мы скопируем все эти изменения из установленного экземпляра Arch в тот, который мы будем собирать.

После того, как вы настроите свой дистрибутив, откройте терминал и установите зависимости для Archiso:

$ pacman -S make squashfs-tools libisoburn dosfstools patch lynx devtools git

Теперь скачайте последнюю версию пакета archiso из репозитория Git с помощью команды:

$ git clone git://projects.archlinux.org/archiso.git

Она скопирует файлы в директорию ~/archiso. Перейдите в эту директорию и установите утилиту с помощью команды make install. После окончания установки вы можете без всяких опасений удалить директорию ~/archiso. Далее, создадим директорию, в которой мы будем настраивать файлы для нашего будущего дистрибутива:

$ mkdir ~/archlive

Убедитесь, что у вас достаточно свободного дискового пространства для размещения всех приложений, которые вы хотите установить, а также любых других файлов, которые вы решите поместить в свой дистрибутив.

Теперь вам нужно скопировать один из двух профилей Archiso. Профиль baseline хорош для создания базовой live-системы без предустановленных пакетов. Мы будем использовать профиль releng, который позволяет создать полностью настроенный под свои нужды Arch Linux с предустановленными приложениями. Для использования этих скриптов просто скопируйте их в директорию ~/archlive:

$ cp r /usr/share/archiso/configs/releng/ ~/archlive/

Добавление пакетов

Добавлять пакеты в ISO-образ с помощью Archiso также просто, как добавлять их в текстовый файл, по одному пакету на строку. В директории ~/archlive у нас три файла: packages.i686, packages.x86_64 и packages.both. Вы можете открыть их в текстовом редакторе и добавить названия пакетов, которые вы хотите включить в дистрибутив. Archiso будет считывать содержимое файла для соответствующей архитектуры и затем упаковывать их в образ, который будет работать как на 32-х, так и на 64-битных машинах. Тем не менее, для обеспечения согласованности, мы рекомендуем вам добавлять название пакетов в файл packages.both, чтобы они были доступны для обеих архитектур.

Файл packages.both уже содержит определенный набор пакетов. Вы должны оставить их там, и добавлять свои пакеты в конец файла. Вы можете вывести список всех установленных в системе пакетов с помощью команды:

И затем скопировать те, которые вам нужны. Вы можете создать базовую систему с рабочим столом Mate, менеджером входа в систему и браузером Firefox, добавив в файл packages.both следующие пакеты:

Xorg-server xorg-xinit xorg-server-utils xf86-video-vesa slim mate firefox

Вы также можете скопировать в файл packages.both все пакеты, установленные в системе, с помощью команды:

$ pacman -Qqe >> ~/archlive/packages.both

Настройка корневой директории

Директория airootfs внутри ~/archlive/ служит оверлеем для того, что будет находиться в корневой директории нового дистрибутива. Любые файлы, которые вы поместите в эту директорию, будут добавлены в файловую систему дистрибутива, поэтому, если вы используете менеджер входа Slim, скопируйте его конфигурационный файл:

$ cp /etc/slim.conf ~/archlive/airootfs/etc/

Аналогично, вам необходимо скопировать файл /etc/systemd/system/display-manager.service в соответствующее место внутри ~/archlive/airootfs/, а также директории, в которых хранятся темы оформления, а именно /usr/share/backgrounds, /usr/share/icons и /usr/share/themes.

Если вы хотите, чтобы новый дистрибутив имел тот же набор пользователей, скопируйте соответствующие файлы:

$ cp /etc/{shadow,passwd,group} ~/archlive/airootfs/etc/

Перед тем, как копировать любые файлы из домашней директории пользователя, необходимо создать директорию skel:

$ mkdir ~/archlive/airootfs/etc/skel

Эта директория отображает домашнюю директорию пользователя во время подготовки системы. Теперь вы можете копировать файлы из домашней директории:

Таким образом, вы можете скопировать любые файлы или папки из своей домашней директории в директорию skel, включая ~/.xinitrc и ~/.config.

Для того, чтобы автоматически авторизовываться в системе от имени обычного пользователя, а не root, откройте файл ~/archlive/airootfs/etc/systemd/system/[email protected]/autologin.conf в текстовом редакторе и отредактируйте следующую строку:

$ cp ~/.bashrc ~/archlive/airootfs/etc/skel/

ExecStart=-/sbin/agetty --autologin bodhi --noclear %I 38400 linux

Замените bodhi на свое имя пользователя.

Заключительные настройки

В домашней директории root (~/archlive/airootfs/root) есть файл customize-root-image.sh. Любая задача по администрированию систему, которую вы хотели бы выполнять после установки Arch, может быть добавлена в этот файл. Помните, что инструкции в этом файле должны составляться для нового окружения, то есть / в скрипте должна относиться к корневой директории собираемого дистрибутива.

Откройте файл в текстовом редакторе, найдите строку с /etc/localtime и задайте свой часовой пояс:

$ ln -sf /usr/share/zoneinfo/Europe/London /etc/localtime

Также убедитесь, что в качестве командной оболочки установлен Bash:

$ usermod -s /usr/bin/bash root

Затем скопируйте содержимое директории skel в свою пользовательскую домашнюю директорию:

$ cp -aT /etc/skel/ /home/bodhi/

и задайте правильного владельца этих файлов:

$ chown bodhi:users /home/bodhi -R

В двух последних командах замените bodhi на свое имя пользователя.

Наконец, прокрутите страницу вниз, до конца файла, и закомментируйте все команды systemctl, добавив перед ними символ #. Чтобы загружаться в графический интерфейс, добавьте следующие строки для запуска всех нужных служб:

Systemctl enable pacman-init.service choose-mirror.service systemctl set-default graphical.targetsystemctl enable graphical.target

Это все. Теперь вам нужно собрать образ дистрибутива. Перейдите в директорию ~/archlive и запустите нижеприведенную команду для запуска процесса сборки:

$ ./build.sh -v -N EduArch -V 1.0 -L EduArch_1.0

Ключ -v включает режим вывода подробной информации о процессе, -N задает имя ISO-образа, -V задает версию, в а -L добавляет метку в сгенерированный ISO.

Обратите внимание, что процесс сборки достаточно медленный, и может занять до нескольких часов в зависимости от мощности вашего компьютера. После завершения вы найдете ISO-образ в директории ~/archlive/out.

Обновление образов

Через некоторое время после сборки образа вы захотите обновить его. Возможно выйдут новые версии приложений, или вам понадобится изменить какие-либо файлы, которые вы добавляли в образ вручную.
Для этого перейдите в директорию ~/archlive/work. Директории i686 и x86_64 внутри work содержат файловые системы для соответствующих архитектур. Вы можете сменить корневую директорию на одну из них с помощью команды:

$ arch-chroot ~/archlive/work/x86_64/root-image

$ arch-chroot ~/archlive/work/i686/root-image

Теперь, изнутри, вы можете делать любые обновления или изменения системы. Если вы хотите обновить приложения, то сначала обновите базу данных ключей пакетного менеджера и список пакетов:

$ pacman-key --init $ pacman-key --populate

После чего можете обновить систему с помощью команды:

Сделав необходимые изменения, выйдите из окружения chroot.

Не забудьте сделать эти изменения для обеих архитектур. Теперь необходимо заново собрать образ. Однако скрипт build.sh, так как мы уже в директории work. Чтобы заставить его все-таки собрать новый образ, откройте файл build.sh в текстовом редакторе. Перейдите в конец файла и удалите параметр run_once из начала команд make_prepare и make_iso:

For arch in i686 x86_64; do make_preparedonemake_iso

Сохраните файл и запустите скрипт для создания образа:

$ ./build.sh -v -N EduArch -V 2.0 -L EduArch_2.0

Сборка дистрибутивов Linux для встраиваемых систем

Linux - это популярный выбор на рынке встраиваемых решений. Однако это поле занято различными специализированными встраиваемыми дистрибутивами Linux. Чтобы упорядочить этот рынок, Linux Foundation вместе с такими лидерами отрасли, как Intel, AMD, Freescale, Texas Instruments, Wind River и другими, создали проект Yocto.

Главной целью проекта является создание и распространение окружения и инструментов для создания и сборки встраиваемых дистрибутивов Linux. Проект поддерживает 32- и 64-битные встраиваемые архитектуры, такие как ARM, PPC и MIPS. С помощью этих инструментов разработчики могут собирать полнофункциональные системы Linux для встраиваемых устройств.

В помощь разработчикам проект предлагает программу Hob, которая представляет собой графический фронтенд к движку сборки проектов BitBake. Hob читает инструкции и, следуя им, скачивает пакеты, собирает их и компилирует результат в виде загрузочного образа. Вы можете установить его во всех популярных дистрибутивах, включая Fedora, Ubuntu, Debian, OpenSUSE и CentOS.

Для начала вы можете загрузить систему сборку с сайта проекта, используя git:

$ git clone -b daisy git://git.yoctoproject.org/poky.git

Этот раздел посвящен разработчикам, как собственных конфигураций или модулей, так и отдельных бланков, типовых операций и других элементов программы, сталкивающимся с необходимостью передавать эти разработки третьим лицам (пользователям).

С необходимостью обновления пользовательских баз данных до новой версии конфигурации сталкивается каждый разработчик, когда распространяет свою программу. Для работы с конфигурациями и модулями в программе предусмотрены средства для создания дистрибутивов конфигураций. Дистрибутив конфигурации представляет собой файл (с расширением pak ) , содержащий в сжатом виде информацию о версии конфигурации и о том, какие преобразования существующей базы данных необходимо сделать для обновления ее до новой версии конфигурации.

Для создания дистрибутива используется пункт меню «Разработка | Дистрибутив конфигурации» главного меню. При вызове этого пункта меню появится пошаговый диалог, в результате которого будет создан дистрибутивный пакет.

Шаг 1. Здесь Вам необходимо выбрать нужную конфигурацию из списка и нажать Далее > для продолжения создания дистрибутива.

Для создания новой конфигурации или добавления в список уже существующей конфигурации нажмите Добавить . На появившейся странице Вы можете выбрать необходимое действие и нажать Далее > для продолжения или < Назад , чтобы вернуться к списку конфигураций.

При создании новой конфигурации Вам необходимо указать название конфигурации, а также каталог для расположения конфигурационного файла и файла эталонной базы данных.

Если конфигурация использует какие-то другие конфигурации, то при создании надо указать их. Это является необходимым условием - только в этом случае изменения, произведенные в Вашей конфигурации будут отделяться от изменений, произведенных в использованных Вами конфигурациях и обновления будут корректно ставится.

При добавлении существующей конфигурации Вам необходимо указать имя конфигурационного файла или воспользоваться кнопкой Обзор... для выбора нужного файла. После нажатия Далее > конфигурация будет добавлена в список. Это бывает необходимо при переустановке программы или операционной системы, а также при переносе конфигурации из одного каталога в другой или на другой компьютер.

Для удаления конфигурации из списка выделите ее и нажмите Удалить . После подтверждения она будет удалена из списка.

Шаг 2. Здесь необходимо установить версию конфигурации. Название конфигурации и номер ее версии играют важную роль. Название конфигурации проверяется при ее установке. Программа помнит, какие конфигурации, и каких версий ставились. Установить ту же конфигурацию, но более ранней версии программа не позволит, а выведет сообщение об ошибке:

Устанавливаемая конфигурация имеет более старую версию, чем та, что уже установлена у Вас.

Т.е. она будет контролировать, чтобы пользователь переходил со старой версии на более новую. При установке той же конфигурации с той же версией программа выдаст предупреждение:

Это обновление уже устанавливалось ранее. Продолжить?

Для продолжения нажмите Далее > , а для возврата к Шагу 1 - < Назад .

Шаг 3. Здесь Вы можете установить дополнительные параметры дистрибутива. В графе Версия указывается версия программы (исполняемого модуля), на которой может работать эта конфигурация. Если при установке выяснится, что версия программы ниже, то будет выведено сообщение об ошибке:

Для обновления и правильной работы конфигурации необходима более новая версия программы (исполняемого модуля).

После этого установка будет остановлена. Также здесь можно установить следующие опции:

Упаковать дистрибутив - по умолчанию включена. Это означает, что все файлы дистрибутива будут помещены в архив (файл с расширением pak ). Без этой опции файлы не будут упаковываться и займут больше места.

Шаг 4. При установке обновления можно сделать так, чтобы программа дополнительно выполнила определенные SQL-скрипты при обновлении, до и после изменения структуры базы данных. Рекомендуется чтобы скрипты имели явное указание на кодировку, диалект, терминальный символ и т.д.

Пример:

SET NAMES WIN1251;

SET SQL DIALECT 3;

SET AUTODDL ON;

SET TERM ^;

Помимо стандартных SQL-запросов, скрипты могу содержать следующие служебные запросы:

ERROR_OFF - отключает выдачу ошибок. Если последующие SQL-запросы будут выполняться с ошибками, программа будет считать их не как ошибки, а как предупреждения.

ERROR_ON - включает выдачу ошибок, отключенную при помощи ERROR_OFF .

Указанные скрипты будут выполняться при переходе с предыдущей версии на эту. При сборке дистрибутива следующей редакции он может также содержать уже свои дополнительные скрипты.

Если в каталоге с файлом скрипта *.sql содержится файл с таким же именем с расширением *.blb, программа считает его бинарным файлом с блобами для скрипта и также включит его в дистрибутив. Только один из скриптов (либо до, либо после изменения структуры) может иметь файл с блобами.

Нажмите Готово для создания дистрибутива.

Важно знать.

1. Для корректной работы программы обновления необходимо выполнение одного требования к разработке блоков и конфигураций программы: не должны изменяться идентификаторы журналов, полей журналов, идентификаторы множеств и элементов множеств. Когда происходит обновление старой версии на новую, то именно по идентификаторам программа определяет правила преобразования существующих данных.

2. Возможно объединение нескольких конфигураций внутри одной программы, написанными совершенно разными разработчиками.

3. Архив конфигурации может быть распакован и заново запакован при помощи утилиты ARC . Если необходимо сделать сложные преобразования данных, не укладывающиеся в существующие возможности программы по созданию дистрибутивов, редактирование пакета обновления может быть произведено вручную (см.

Как создать свою эталонную сборку Windows 10 – дистрибутив с проведенными настройками системы, внедренными твиками и установленным десктопным ПО? Этот процесс в деталях будет рассмотрен ниже, но прежде поговорим об особенностях собственных сборок системы.

1. Плюсы и минусы собственных сборок Windows

Какие плюсы у собственных сборок Windows? Своя сборка системы - это экономия времени и усилий при установке системы. Например, можно подготовить дистрибутив Windows 10 со стандартным набором программ для круга близких: браузер, архиватор, торрент-качалка, чистильщик, деинсталлятор и подобного рода софт для широкой аудитории будет устанавливаться вместе с системой. Выгоды по сравнению с обычным дистрибутивом Windows очевидны, а что получим в противовес прочим способам развертывания системы? Своя сборка Windows, эталонный образ которой создавался на GPT-диске, в дальнейшем может быть развернута на MBR-диске и наоборот. Тогда как перенос системы с помощью программ-бэкаперов или менеджеров дискового пространства не поможет при смене стиля разделов диска. В отличие от последних, собственная сборка на установочном носителе не будет привязана к файлу резервной копии на несистемном разделе диска или съемном устройстве, как и не нужно будет подключать жесткий диск назначения для клонирования Windows.

У собственных сборок Windows три минуса. Первый – дистрибутив своей сборки будет занимать больше места, чем чистый дистрибутив Microsoft. Но эта проблема решается использованием флешки с объемом как минимум 8 Гб. Второй минус – процесс установки Windows продлится немного дольше, чем обычно, что связано с развертыванием добавленного софта. Третий минус – это волокита с созданием сборки. Затраченные усилия вряд ли будут оправданы, если система переустанавливается редко.

2. Алгоритм действий

Процесс создания своей сборки Windows 10 будет проходить в несколько основных этапов:

  • Создание эталонного образа системы – подготовленного к развертыванию идеального состояния системы (с проведенными настройками и внедренным ПО, без привязки к комплектующим компьютера);
  • Захват эталонного образа в файл install.esd;
  • Перепаковка оригинального установочного ISO-образа системы с подменой файла install.esd.

3. Эталонный образ Windows 10

Эталонный образ Windows 10 можно подготовить разными способами, это может быть:

  • Наработанная система с удаленной привязкой к комплектующим при помощи утилиты Sysprep (см. п. 7 статьи);
  • Новая Windows 10, установленная на другом разделе диска;
  • Новая Windows 10 на борту виртуальной машины.

Наработанную систему необходимо тщательно почистить – удалить файлы в папках пользовательского профиля, почистить папки «Temp» и т.п. Иначе дистрибутив получится гигантских размеров. С новыми системами проще: во-первых, дистрибутив на их базе будет занимать меньше места, во-вторых, в процессе их установки эталонный образ Windows 10 можно создать с нуля в режиме аудита - специальном режиме работы системы без участия пользовательской учетной записи. Режим аудита предусмотрен компанией Microsoft для внедрения корпоративных настроек и софта OEM-поставщиками и крупными организациями перед поставкой компьютеров, соответственно, покупателям и наемному персоналу. На выходе получим нужным образом настроенною систему с установленным десктопным ПО, на этапе установки которой можно формировать новые учетные записи, задавать региональные параметры, отключать опции отправки данных компании Microsoft и т.п. При этом нигде не будет болтаться старая учетная запись.

В нашем случае эталонный образ Windows 10 создадим с нуля в режиме аудита при помощи Hyper-V. Этот гипервизор был выбран из-за удобства в работе и простоты переноса больших объемов данных с виртуальной машины в основную систему. Диски VHDX и VHD, используемые в работе виртуальных машин Hyper-V, монтируются в основную систему средствами проводника. Сторонники других гипервизоров - VMware Workstation и VirtualBox – могут использовать их. Чтобы упростить доступ к данным виртуального диска с основной системы и не возиться с дополнениями гостевых ОС, виртуальные машины можно создать на базе VHD-дисков. И VMware Workstation, и VirtualBox работают с дисками VHD.

Принявшим решение формировать эталонный образ Windows 10 на втором разделе диска реального компьютера на будущее в помощь инструкции по и полному .

4. Нюансы с активацией

Понятие собственной сборки Windows необходимо отличать от пиратских сборок системы, поставляемых активированными или с активатором на рабочем столе. Цель этой статьи – упростить процесс установки Windows, но не решать вопрос с ее активацией. Эталонный образ Windows 10 будет создан с использованием средств, не противоречащих политике Microsoft - собственно, ее же инструментов. А их использование не гарантирует работоспособность активированных сборок системы. Напомним, требования Microsoft таковы: активация каждой копии Windows, с какого бы дистрибутива она ни устанавливалась, на каждом отдельном компьютере. Если в качестве эталонного образа выступает активированная наработанная Windows, в процессе удаления привязки к комплектующим с помощью утилиты Sysprep необходимо сбросить активацию (см. п. 7 статьи).

Ищущим способ переноса активированной Windows на другие компьютеры .

5. Создание виртуальной машины Hyper-V

Итак, для подготовки эталонного образа Windows 10 создаем виртуальную машину. Условия работы с Hyper-V, активация гипервизора, а также процесс создания виртуальной машины в деталях описываются в статье сайта . Только, в отличие от рассмотренного в п. 5 этой статьи примера, выбор поколения виртуальных машин не принципиален, можно создать и машину 1 поколения. Если не планируется внедрение ресурсоемкого софта типа игр, можем ограничиться объемом создаваемого жесткого диска VHDX в 50-60 Гб. Ну и избитый совет для владельцев SSD – путь хранения файлов виртуальной машины и VHDX-диска нужно указывать на разделе HDD. На последнем этапе создания виртуальной машины указываем ISO-образ , включаем машину и запускаем процесс установки системы. Последний будет отличаться от того, как это происходит обычно.

6. Установка и настройка Windows 10 в режиме аудита

Проходим процесс установки Windows 10 до этапа выбора типа установки и выбираем второй вариант.

Нам понадобится два раздела – один для Windows, другой несистемный, куда впоследствии будет сохранен файл install.esd. Формируем раздел С из 30-40 Гб.

Оставшееся место отдаем другому разделу.

Устанавливаем Windows.

По завершении этапа копирования файлов установочный ISO-образ не извлекаем из виртуальной машины, он нам еще понадобится. На этапе установки, где необходимо задать первые настройки, ничего не трогаем, просто жмем клавиши Ctrl+Shift+F3.


5

Войдем в режим аудита с подключением скрытой учетной записи администратора.

На входе в систему в режиме аудита нас встречает окно утилиты Sysprep. Утилита будет дожидаться своей участи, чтобы провести удаление привязки настроенной системы от комплектующих. Можно приступать к настройке системы. Один нюанс: в режиме аудита не работает Microsoft Edge, для доступа к Интернету нужно запустить Internet Explorer.


7

Что касается пределов вмешательства в систему, в режиме аудита можем работать со всем, что не относится к пользовательским учетным записям. Можем устанавливать десктопное ПО, менять системные настройки, применять твики, оставлять папки или файлы на рабочем столе. А вот универсальные приложения из Windows Store установить не получится. Как и Microsoft Edge, магазин не работает в режиме аудита. Не получится даже при условии активации системы сменить тему оформления или прочие параметры персонализации. Для установки универсальных приложений и применения настроек персонализации нужна пользовательская учетная запись, а не скрытая администратора.

Если понадобится перезагрузить систему, например, это требуется для доустановки каких-то программ, этот процесс нужно провести с помощью окна Sysprep: необходимо выставить значения «Переход в режим аудита» и «Перезагрузка». Затем нажать «Ок».

Параллельно с настройкой системы необходимо сделать важную вещь – отформатировать несистемный раздел диска.

7. Удаление привязки к комплектующим (Sysprep)

Итак, эталонный образ системы готов. Теперь можем приступать к процессу удаления привязки к комплектующим. Обращаемся к окну открытой утилиты Sysprep или запускаем ее нажатием клавиш Win+R и вводом:

В открывшейся папке будет содержаться EXE-файл запуска утилиты.

В окне Sysprep выставляем действие «Переход в окно приветствия (OOBE)». Ставим галочку «Подготовка к использованию» для сброса активации. В параметрах завершения работы указываем «Завершение работы». И жмем «Ок».

Дожидаемся окончания работы Sysprep и выключения виртуальной машины.

8. Создание файла install.esd

Проверяем, стоит ли запуск виртуальной машины с ISO-образа установки Windows 10, и загружаемся с него. Установочный диск используем для доступа к командной строке. Если эталонный образ Windows 10 создавался на втором разделе диска реального компьютера, просто заходим в основную операционную систему и открываем там командную строку.

На первом этапе установки системы жмем клавиши Shift+F10.

С помощью утилиты DISM осуществим захват эталонного образа системы и сохраним его в файл install.esd. Но прежде посмотрим, под какими буквами значатся два нужных раздела – системный и раздел назначения, куда будет сохранен install.esd. Вводим:

В нашем случае диск системы значится как D, а несистемный – как E. Потому команда захвата образа системы будет такой:

Dism /capture-image /imagefile:E:\install.esd /capturedir:D:\ /name:windows

В этой команде, соответственно, в каждом отдельном случае необходимо заменить буквы E и D на свои.


12

По завершении операции выключаем виртуальную машину. Она нам больше не понадобится.

9. Монтирование диска виртуальной машины в основной системе

Чтобы диск виртуальной машины отображался в основной системе, где будут происходить дальнейшие действия, открываем в проводнике файл диска этой машины VHDX (или VHD). В контекстном меню жмем «Подключить».


13

Все разделы виртуального диска отобразятся в проводнике как отдельные диски. В нашем случае выбираем последний диск M, именно там хранится файл install.esd. После перепаковки ISO-образа виртуальный диск нужно будет размонтировать, это делается с помощью опции «Извлечь» в контекстном меню любого из добавленных разделов виртуального диска.


14

Новоиспеченным файлом install.esd заменим оригинал в составе официального дистрибутива Windows 10.

10. Перепаковка ISO-образа дистрибутива Windows 10

Заменять одни файлы на другие в составе загрузочного ISO-образа могут многие программы, в нашем случае для перепаковки выбрана программа UltraISO . Запускаем ее. Жмем меню «Файл», затем – «Открыть» и в проводнике указываем путь к ISO-образу, с которого осуществлялась установка Windows 10 на виртуальную машину.


15

Содержимое ISO-образа отобразится в верхней части окна UltraISO. Здесь открываем папку «sources» и удаляем в ней исходный файл install.esd. В нашем случае он весил 3,7 Гб. Нижняя часть окна UltraISO – это системный проводник, здесь открываем подмонтированный раздел диска (или нужный раздел реального диска), на котором хранится новоиспеченный файл install.esd. В нашем случае он весит 4,09 Гб. Новоиспеченный файл либо перетаскиваем в верхнюю часть окна - туда, где был файл исходный, либо добавляем с помощью контекстного меню.


16

Проверяем: в папке «sources» образа диска должен находится не исходный install.esd с весом в 3,7 Гб, а новоиспеченный install.esd с весом в 4,09 Гб.


17
18

Дожидаемся завершения прогресса операции.

***

Теперь осталось только протестировать свою сборку Windows 10 на новой виртуальной машине.

Отличного Вам дня!

Все что пишется в Visual Basic должно выполняться вне среды разработчика Visual Basic, требут файла Msvbvm.dll. Этот файл содержит все подпрограммы поддержки и существенные элементы управления, которые необходимы Visual Basic, чтобы выполнять все что угодно. Это довольно большой файл (1,3 М). Но, к счастью, не имеет значения, сколько приложений Visual Basic выполняет пользователь в одно и тоже время, все равно в памяти необходима только одна копия этого файла.

Для каждого пользовательского элемента управления в приложении и для того, что является частью вашего элемента управления, необходим файл пользовательского элемента управления. Эти файлы относительно малы- часто менне 30К каждый. В результате то, что оказывается необходимым для инсталляции исполняемых файлов не находится на машине, куда производится инсталляция, то даже простейший исполняемый файл Visual Basic, даже подвергнутый сжатию при помощи мастера установки потребует 2 или более дисков.

Примечание: Разработчику действительно нужно убедиться, что пользователи его проекта или элемента управления не имеют файла Msvbvm50.dll и других файлов поддержки, т.к. многие пользователи Windows 95 и Windows NT уже будут иметь на своих машинах эти файлы. Например, большинство пользоваптелей Internet Explorer уже будут их иметь, и можно предположить, что вскоре Microsoft будет просто инсталлировать этот файл вместе с инсталляцией файлов операционной системы. Это сильно уменьшит дисковое пространство, необходимое джля создания дистрибутивов проектов Visual Basic.

И, наконец, когда выполняет исполняемый файл, который содержит пользовательский элемент управления, .ocx-файл должен находиться в системном каталоге или в одном каталоге с.exe-файлом. Мастер установки автоматически размещает файлы в соотвествующем месте. (Если соотвествующий.ocx файлне может быть найден, то виртуальная машина Visual Basic выведет сообщение об ошибке и завершит выполнение.)

Создание исполняемого файла

Тот, кто перед покупкой своей копии Visual Basic читал какую либо рекламу о нем, возможно, слышал, что Visual Basic 5-первая версия Visual Basic, которая позволяет создавать действительно исполняемые файлы. Кто-то возможно, удивится, что же это значит. Прежде всего, предыдущие версии Visual Basic всегда транслировали код Visual Basic в некий р-код. Это промежуточный язык, который отличается от машинного кода микропроцессора Intel. А затем полученный р-код построчно интерпретировался в машинный код Intel. Но это не эффективно. Например, для циклов явно легче выполнить перобразование в машинный код один раз и не преобразовывать код каждый раз при выполнении тела цикла.


Рисунок 23-1. Диалоговое окно Make Project. .

Только версии Professional и Enterprise имеют возможность создавать действительно исполняемые файлы. Этого можно достичь выбором пунктов File|Make Exe или File|Make осх и последующим нажатием кнопки Options в диалоговой панели Make Project, показанной на рис. 23-1.



Рисунок 23-2. Cтраница Make.

То, что будет видно, показано на рис. 23-2. На этой странице диалоговой панели можно добавить информацию о версии элемента управления и о защите прав. Здесь также устанавливается значок для проекта, который пользователь увидит представления исполняемого файла, и информацию командной строки, если такая предусматривается.

Если есть версия Professional или Enterprise, щелкнем на закладке Compile. Покажется экран, приведенный на рис. 23-3. Пройдемся поочередно по всем опциям в этой важной диалоговой панели.

Compile to P-Code . Позволяет скомпилировать проект в р-код. Хотя он выполняется медленнее, но необходимое дисковое пространство может быть значительно меньшим по сравнению с кодом, скомпилированным в машинный код микропроцессора.

Compile to Native Code. Позволяет скомпилировать проект, используя родной код с оптимизациями того, что выбирается посредством оставшихся кнопок. Они описаны в следующей таблице.

Кнопка Описание
Optimize for Fast Code Максимально увеличивает скоростьвыполнения.
Optimize for small Size Минимизирует размер. Вероятно, этим значительного преимущества перед простым использованием р-кода достигнуто не будет.
No Optimize Компилирует без оптимизации.
Favor Pentium Pro Оптимизирует код таким образом, что он лучше всего работает на процессоре Pentium Pro. Код, сгенерированный с этой опцией, будет работать и с более ранними процессорами, но на процессорах 486 и Pentium (даже если они используют MMX), будет работать медленнее, чем тот код, но сгенерированный без этой опции.
Create symbolic Debug Info Используется, когда надо запустить свой VB-код на отдельном отладчике, такой как один из отладчиков фирмы NuMega или тех, что поставляются с компонентами Microsoft DevStudio.

Примечание: Программа, которая выполняет большое количество циклов, такая, как, например, стандартные тесты, покажет поразительное ускорение - часто даже десятикратное по сравнению с программами на Visual Basic 4. На практике, однако, ускорение, вероятно, будет значительно меньше (часто менее 50 процентов, иногда даже около 20 процентов).

Advanced Optimizations. Нажатие этой кнопки выведет на экран диалоговую панель Advanced Optimizations, показанную справа. Не рекомендуется изменять какие-либо опции в этой панели, установленные по умолчанию - они только для больших знатоков VB.

Мастер установки

Мастер установки - это действительно отличный инструмент, который позволяет создавать дистрибутивы приложений и элементов управления практически без усилий. Это действительно автономная программа, которая называется Application Setup Wizard. Можно запустить ее, к примеру, посредством подменю Visual Basic 5 в меню Start. (Предположим, что используется стандартная установка, тогда программа мастера установки будет называться VB\setupkit\kitfil32\Setupwiz.exe).

Примечание: Перед тем как использовать мастер установки, следует по крайней мере хотя бы раз откомпилировать код, а также сохранить проектный файл.

Когда запускается мастер установки, мы попадаем на начальный экран мастера установки, который выглядит, как рис. 23-4.

Разберемся с пунктами в основной панели. Прежде всего, здесь есть кнопка помощи Help, которая выведет файл справки для мастера. Кнопка выхода Exit в верхнем правом углу панели закрывает мастер установки. Кнопка движения вперед Next перемещает к следующему шагу мастера, а кнопка Back возвращает к предыдущему. Щелкнем на кнопке Next, чтобы перейти к первому реальному экрану мастера.

Project File Text Box. Файлом проекта является имя файла с расширением.vbp. Можно щелкнуть на кнопке Browse, для того чтобы открыть стандартную диалоговую панель, которая позволяет осуществить поиск файла.vbp или.ctl (для элемента управления).

Rebuild the Protect. Файлы, дистрибутивы которых создаются, являются автономно выполняемыми. Если необходимо создать, отдельный продукт заново, надо пометить эту опцию. Мастер будет автоматически создавать новый.ехе-файл, или.осх -если.ехе не найден.

Options. Возможные опции описаны в следующей таблице.

Использование мастера

Для наглядности предположим, что надо создать дистрибутивы двух различных приложении:

  • калькулятора, поставляемого с Visual Basic;
  • элемента управления числового поля ввода NumericTextBox.

Создание дистрибутива для проекта калькулятора



Рисунок 23-3. Страница Compile.

Начнем с простого проекта калькулятора, который можно найти в подкаталоге \samples\PGuide\calc каталога VB. Сначала придется скомпилировать этот проект, так как он не поставляется в исполняемой форме. Итак, загрузим VB и затем скомпилируем проект Calc.vbp. После этого введем имя и путь к файлу Calc.vbp и щелкнем на кнопке Next (которая сейчас доступна). После некоторого промежутка времени, необходимого для обработки файлов, перейдем к экрану шага 3 мастера установки.



Рисунок 23-4. Начальный экран мастера установки.

В этом экране надо сообщить мастеру, где сохранять дистрибутив. Например, выберем гибкие диски. Для этого щелкнем на опции Floppy Disk. Щелкнем по кнопке Next и попадем на экран, где сообщим мастеру о типе используемых дискет.

Щелкнем по кнопке Next. Получающийся экран, используется только для серверов ActiveX - это более сложная тема, которую мы не рассматривали в этой книге. Щелкнем по кнопке Next, чтобы пропустить этот экран.

После небольшой задержки появится экран File Summary. Если выбрать любой из этих файлов и щелкнуть по кнопке File Details, мастер выведет на экран диалоговую панель. Она содержит подробную информацию о выбранном файле. Если щелкнуть на Summary Details в экране File Summary, увидим диалоговую панель с информацией.

Щелкнем по кнопке Next, при нахождении в экране FileSummary и перейдем к экрану Finished.

Если сейчас щелкнуть по кнопке Finished, мастер начнет выводить информационные панели с сообщениями о выполняемых им действиях (сжатие файлов, вычисление файлов, которые необходимо скопировать, и так далее). Когда это будет выполнено, на экране появится информационная панель, похожая на ту, что приведена справа. Она попросит вставить первый (из двух в данном случае) дисков.

А сейчас пользователи могут инсталлировать приложение, просто помещая первый диск дистрибутива в дисковод и запуская из Windows программу Setup.exe, содержащуюся на нем.

Программа инсталляции, созданная мастером установки, соответствует всем стандартам Windows. Пользователи могут изменить каталог установки; они могут наблюдать за ходом выполнения процесса инсталляции по диаграмме; и им также будет сообщаться, когда вставлять очередной диск. (К тому же, посредством функции AddRemove в Windows95/Windows NT возможна деинсталляция приложения.) Создание дистрибутива элемента управления

Создание дистрибутива элемента управления в мастере установки для использования на отдельной системе по существу аналогично созданию дистрибутива приложения. Так что в этом разделе сосредоточимся на использовании мастера для создания файла установки Internet Download Setup таким образом, чтобы элемент управления мог быть использован в Internet Explorer.

Запустим мастер. Необходимо заметить, что мы хотим создать дистрибутив элемента управления таким образом, чтобы он мог быть загружен из Internet или в интрасеть. После принятия решения сделать Interenet-установку щелкнем по кнопке Next и перейдем к следующему экрану.

Щелкнем по кнопке Next. Появится следующий экран. Microsoft предоставляет опцию, которая позволяет пользователю загружать только определенные стандартные файлы, как, например, огромный файл виртуальной машины Visual Basic, необходимый для элемента управления, прямо с сайта Microsoft при первом использовании элемента управления в Internet Explorer. Это действительно очень полезная опция, так как если пользователи уже имеют какие-либо из необходимых файлов на своей машине, то Internet Explorer достаточно разумен для того, чтобы не загружать их заново.

В основном это все. Оставшиеся экраны мастера подобны тем, что мы уже обсуждали.

Сегодня давайте обсудим, как создать пользовательскую сборку live cd image (ISO). И есть много инструментов для этих целей, но все они давно уже не поддерживаются.

Когда-то был инструмент , который отлично делал свою работу, но сейчас он уже долгое время не поддерживается и не развивается, хотя пользоваться им все еще можно(смотрите мою , которая была создана этим инструментом).

Ему на смену пришел Pinguy Builder. Но, похоже, он тоже уже давно не обновлялся. Ведь я не вижу никаких обновлений в последнее время на официальном сайте Pinguy.

Есть еще инструмент для резервного копирования и создания собственных пользовательских образов – , но он тоже не поддерживается, и в Linux Mint работает через раз.

К счастью, я нашел альтернативный инструмент для создания пользовательских live cd-образов.

Встречайте – Cubic, который расшифровывается как C ustom U buntu I SO C reator, это GUI приложение для создания пользовательского загрузочного образа Ubuntu Live CD (ISO).

Cubic активно развивается и предлагает множество возможностей для создания индивидуального компакт-диска Ubuntu. Он имеет интегрированную среду chroot командной строки, где вы можете выполнять все настройки, такие как установка новых пакетов, ядра, добавление дополнительных фоновых обоев, добавление дополнительных файлов и папок.

Он имеет интуитивно понятный графический интерфейс, который позволяет легко перемещаться (с помощью мыши) во время процесса создания live-образа. Вы можете создать новый пользовательский образ или изменить существующие проекты. Поскольку он используется для создания live-образов Ubuntu, я считаю, что он может использоваться в других дистрибутивах основанных на Ubuntu, таких как Linux Mint.

Для кого это пригодится?

Это пригодится для тех людей, которые после установки новой системы, еще много чего до-устанавливают, или удаляют, и хотят при этом иметь актуальную систему.

Как установить Cubic

Существует официальный репозиторий для облегчения процесса установки. И чтобы установить Cubic в вашу систему Ubuntu, выполните следующие команды в терминале:

Sudo apt-add-repository ppa:cubic- wizard/ release sudo apt-key adv --keyserver keyserver. ubuntu. com --recv-keys 6494C6D6997C215E sudo apt update sudo apt install cubic

Как создать пользовательскую сборку linux с помощью Cubic

После установки найдите и запустите Cubic из меню приложений.

Создайте каталог для вашего нового проекта. Это будет каталог, в котором будут сохранены ваши файлы, а также образ новой системы.

Перед процессом создания, вы должны заранее скачать официальный образ Ubuntu, или другой системы которую вы хотите переделать. Например я скачал KDE NEON с официального сайта, и хочу сделать свою сборку на основе этой системы.

После нажатия “Next”, вы должны выбрать путь, по которому вы сохранили ISO-образа системы. Cubic автоматически заполнит все детали вашей пользовательской ОС. Вы можете изменить все это, если конечно хотите. Нажмите «Далее», чтобы продолжить.

Начнется распаковка iso-образа, и все файлы будут сохранены в вашу созданную директорию

Как только файловая система будет извлечена, вы автоматически попадете в среду chroot. Если вы не видите терминал, несколько раз нажмите клавишу ENTER.

И вот здесь начинается самое интересное. Вы можете установить любые дополнительные пакеты, добавить фоновые изображения, добавить новые репозитории, установить последнее ядро ​​Linux и любую другую настройку. Настолько, насколько вы разбираетесь в GNU/Linux в целом.

Например, я хочу, чтобы google-chrome был установлен в моем live CD, я просто беру, и устанавливаю его как обычное приложение Ubuntu.

Нам не нужно вводить «sudo», потому что мы уже находимся в корневой среде.

Кроме того, вы можете обновить свою систему до актуального состояния введя команду “apt update && apt upgrade”

Но и это еще не все, вы можете просто копировать файлы и папки, а далее вставлять в это окно терминала.

Например я хочу скопировать несколько изображений для рабочего стола. Я создаю новую директорию

Mkdir /usr/share/backgrounds

Перехожу в нее

Cd /usr/share/backgrounds

Открываю свой менеджер файлов, выделяю нужные мне файлы и просто перетаскиваю их

Внимание! У вас не должно быть кириллических символов в вашем пути. Например программа не распознает вот такой путь – /home/linuxthebest/Загрузки /, лучше просто скопируйте файлы в вашу домашнюю директорию(если название на латинице)

Примечание для пользователей Ubuntu 17.10:

В системе Ubuntu 17.10 поиск DNS может не работать в среде chroot. Если вы создаете пользовательский образ Ubuntu 17.10 в реальном времени, вам нужно указать правильный файл resol.conf:

Ln -sr /run/systemd/resolve/resolv.conf /run/systemd/resolve/stub-resolv.conf

Чтобы проверить работу разрешения DNS, выполните:

Cat /etc/resolv.conf ping google.com

Когда вы внесете все изменения, нажмите «Далее»

В следующем разделе выберите версию ядра Linux, которая будет использоваться при загрузке новой версии ISO. Если вы установили какие-либо дополнительные ядра, они также будут перечислены в этом разделе. Просто выберите Ядро, которое вы хотите использовать в своем реальном компакт-диске.

В следующем разделе выберите пакеты, которые вы хотите удалить из своего live-образа. Выбранные пакеты будут автоматически удалены после установки операционной системы с использованием пользовательского образа в реальном времени. Будьте осторожны при выборе пакетов для удаления, возможно, вы случайно удалите пакет, который зависит от другого пакета.

Теперь начнется процесс создания live-образа. Это займет некоторое время в зависимости от характеристик вашей системы.

После завершения процесса создания образа, нажмите «Готово». Cubic отобразит только что созданные пользовательские детали образа.

Если вы хотите в дальнейшем изменить только что созданный образ, снимите галочку напротив «Удалить все файлы проекта, кроме генерируемого образа диска и соответствующей контрольной суммы MD5 файла». Cubic оставит пользовательский образ в рабочем каталоге проекта, вы можете вносить любые изменения в будущем.

Чтобы создать новую сборку, используйте другой каталог проекта.

Как изменить уже созданную сборку

Запустите Cubic из меню и выберите существующий каталог проекта. Нажмите кнопку «Далее», и вы увидите следующие три варианта:

  • Создать образ диска из существующего проекта.
  • Продолжить настройку существующего проекта.
  • Удалить существующий проект.

Первый вариант позволит вам создать новый live образ ISO из существующего проекта, используя ту же настройку, что и ранее. Если вы потеряли образ ISO, вы можете использовать первый вариант для создания нового.

Второй вариант позволяет вам вносить какие-либо дополнительные изменения в ваш существующий проект. Если вы выберете эту опцию, вы снова попадете в среду chroot. Вы можете добавлять новые файлы или папки, устанавливать любые новые программные продукты, удалять любые программные продукты, добавлять другие ядра Linux, добавлять фоны рабочего стола и т. д.

Третий вариант удалит существующий проект, чтобы вы могли начать все сначала.

Я создал пользовательскую сборку на основе KDE NEON с помощью Cubic. Вот как выглядит система загруженная с флешки