Организационно-методический раздел
Цели и задачи дисциплины
Цель курса – обучить студентов основам философских знаний, сформировать у них представление об общей панораме, специфике и развитии философской мысли, основных разделах современной философской мысли, философских проблемах и методах их исследования. На занятиях по философии студенты должны не только освоить основные понятия философии, но и осмыслить их с учетом жизненного опыта, общей образованности, и будущей профессиональной деятельности.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их решения, овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место дисциплины в структуре ООП
Философия является дисциплиной цикла ГСЭ; при ее изучении не предусматриваются специальные требования к исходным знаниям, умениям и компетенциям студентов.
Философия является предшествующей для специальных философских дисциплин, например, «история и философия науки», «этика». Кроме того, философия является базовой дисциплиной для освоения ряда общественных наук: «социологии», «политологии», «история религии».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения философии направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций. Студент должен овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем. Изучение философии позволит студенту расширить свои возможности коммуникации, сделает его более готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
В результате изучения курса студент должен знать сущность основных философских направлений и проблем; основные периоды развития философии и специфику свойственных каждому такому периоду проблем, крупнейших философов каждого периода и суть их учений; иметь представление о методах философского осмысления реальности, уметь пользоваться основными философскими понятиями при работе с философской литературой, аргументированно формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии, использовать положения и понятия философии для анализа различных социальных тенденций и явлений; владеть навыками чтения и изучения философских текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характер.
Наименование дисциплины | ||
Философия, ее предмет и место в культуре |
Предмет философии. Место философии в духовной культуре. Философия и мировоззрение. Особенности и структура философского знания. Функции философии. Основные направления и методы философии. |
|
Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии |
Возникновение философии. Особенности античной философии. Философия средних веков. Философия эпохи Возрождения. Особенности философии нового времени. Особенности развития философии в России. Основные тенденции современной философии. |
|
Философская онтология |
Проблема бытия в истории философской мысли. Формы бытия. Учение о материи. Движение, пространство, время как свойства бытия. Принципы системности и детерминизма. Идея развития в философии. Философские основы современной научной картины мира. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природные и социальные основы сознания. Основные характеристики сознания: идеальность, креативность, интенциональность. Структура сознания. Сознание и самосознание. Язык и сознание |
|
Теория познания |
Познание как предмет философского анализа. Основные понятия теории познания: субъект, объект, знание, практика, творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Истина и ценность. |
|
Философия и методология науки |
Философия и наука.Особенности научного познания. Основные этапы развития науки. Уровни, формы и методы научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Основные философско-методологические концепции науки Научные революции и смена типов рациональности. |
|
Социальная философия |
Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Типы общества. Философские проблемы анализа развития общества. Основные концепции философии истории. Проблема общественного прогресса. Источники и субъекты исторического процесса. Проблема общественно-политического идеала. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современной цивилизации. |
|
Философская антропология |
Развитие взглядов на человека в европейской культуре. Современная философия о сущности и природе человека. Антропосоциогенез. Природное и социальное в человеке. Нравственные основы поведения человека. Проблема смысла жизни в философии. Смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Религиозные ценности и свобода совести. |
|
Образовательные технологии:
Студенты знакомятся с основными положениями курса на лекциях и при самостоятельном изучении тем курса в ходе подготовки к практическим занятиям, выполнения домашних заданий.
Для выработки навыков анализа философских текстов студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов. Результаты этой работы студенты сдают преподавателю в виде выполненной домашней работы. Материалы этой работы обсуждаются на практическом занятии, либо проверяются преподавателем и обсуждаются со студентом в индивидуальном порядке.
Навыки критического отношения к предъявляемой аргументации, понимания различных аспектов философской проблематики вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов, так и с помощью письменной контрольной работы.
Для развития коммуникативных способностей студентов организуются занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения на обсуждаемую проблему.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата, который должна показать характер и уровень усвоения одной из тем курса.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса студент должен знать сущность основных философских направлений и проблем; основные периоды развития философии и специфику свойственных каждому такому периоду проблем, крупнейших философов каждого периода и суть их учений; иметь представление о методах философского осмысления реальности, уметь пользоваться основными философскими понятиями при работе с философской литературой, иметь навыки чтения и изучения философских текстов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия -М. Проспект, 2009
Губин В.Д. Философия: Учебник для вузов. -М: ТК Велби, Из-во Проспект 2010
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов- М: Логос 2009
Мир философии: Книга для чтения. Ч.1 и 2. М.: Политиздат, 1991.
Философия: Учеб. Пособие, Под ред Кохановского В.П. -Ростов-на-Дону:Феникс 2009.
Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 2009.
Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова –М: Республика, 2001.
Антология мировой философии. В 4 т М.: Мысль, 1969 - 1970.
Асмус В.Ф. Античная философия. М.: высшая школа, 2009
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001
Гуревич П.С. Философская антропология.: Учебное пособие. –М.: Вестник, 2009
Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Аспект Пресс, 2002.
Западная философия ХХ века. М.: Учебник для вузов / В.В.Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др. Под ред А.Ф. Зотова. -М.: Высшая школа 2005
Ивин А.А. Современная философия науки. М: Высшая школа 2005
История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1 - 3. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина,1995 - 1998.
Карпинская Р.С., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Наука, 1996.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Наука 2001.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2006.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.: Прогресс, 2003.
Основы философии. Выпуск 1. МГОУ. 1995.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 2006.
Рассел Б. История западной философии. М.: Аспект Пресс, 2008.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /В 4-х т. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1994 -1997.
Римский клуб. Декларация. \\ Вопросы философии. 1995, № 3.
Русская философия. Словарь. М.:Мысль, 1995.
Современная западная философия. Словарь. М.: 1998.
Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1995.
Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003
Это человек.: Антология/Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. –М.: Высшая школа, 1995.
Интернет-ресурсы
1.Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
3.www.philosophy.ru (раздел «Библиотека»)
4.www.philos.msu.ru
5.www.philosophy.edu.ru
6.Сайт «Гуманитарные дисциплины в вузе:
www . https://sites.google.com/site/ophiloska/
Разработчики программы Катаева О.В.
Куренков И.С.
Чистякова Э.И.
Лощилина М.А.
Короткий Г.А.
Конспект лекций по курсу «философия» для студентов всех форм обучения.
Тема 1. Сущность и структура философии.
1.1.Сущность и содержание философского знания.
Философия как особый вид знания сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и переводится как «любовь к мудрости».
Приступая к рассмотрению специфики философского знания, обратите внимание на его предметную структуру . Можно выделить учение о бытии (онтология) , изучающее фундаментальные принципы бытия, гносеологию , или теорию познания, занимающуюся исследованием природы познания, его структуры, выясняющей условия его достоверности и истинности, философию истории, или социальную философию , исследующую смысл, закономерности, основные направления исторического процесса. К социальной философии также относится учение о человеке (антропология ), предполагающее выяснение условий существования человека в мире, сущности его как личности. Кроме того, существует ряд относительно самостоятельных философских дисциплин: логика, этика, эстетика, философия науки, философия культуры, философия техники, философия образования и пр. Предметная область философии постоянно расширяется, осознаются новые проблемы, складываются новые философские дисциплины.
Анализ философии предполагает ее сравнение с наукой, религией, выяснение места философии в духовной культуре общества.
Философия является одной из форм рационального знания , то есть знания, устанавливаемого и обосновываемого разумом. В этом ее принципиальная общность с наукой. В отличие от наук, которые исследуют отдельные фрагменты действительности, философия всегда была заинтересована в целостности, полноте своего взгляда на мир. Философия познает мир в его единстве, раскрывает универсальные , наиболее общие свойства бытия. Важнейшей особенностью философии является стремление понять мир и место человека в этом мире, характер его отношений к действительности. Результаты своих исследований философ формулирует с помощью категорий , то есть понятий, выражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Категории образуют понятийный каркас философского знания, к которому относятся такие, например, понятия, как «бытие», «материя», «сознание», «закон», «причинность». Уместно напомнить, что философское сознание в отличие от религиозного опирается на сомневающийся, критический разум.
Важно подчеркнуть, что философия в качестве области исследования имеет всю духовную культуру общества, то есть духовные ценности, научное и ненаучное знание, все формы общественного сознания. Предметом анализа философского мышления становятся такие общечеловеческие ценности как истина, добро, красота, справедливость, свобода.
1.2. Основные направления и методы философии.
Поскольку культура любого общества существует как сложное взаимодействие различных духовных течений, то в философии обнаруживаются различные направления, школы. Кроме того, противоречивость и сложность познания обуславливает возможность различных подходов к одним и тем же проблемам. Истина, к которой стремится философское мышление, всегда существует в форме относительного, неполного знания, поэтому история философии образует сложную взаимозависимость многообразных систем, каждая из которых может содержать наряду с элементами истины - заблуждения, ошибки.
Среди множества философских направлений можно выделить те, которые играли особо значительную роль в ее истории. К ним относятся материализм и идеализм . Эти направления различаются в зависимости от решения вопроса о соотношении материи и сознания. Знакомясь с этой темой, охарактеризуйте различные формы материализма (стихийный, механистический, диалектический) и виды идеализма (объективный и субъективный).
В зависимости от того, как решался вопрос о познаваемости мира, в истории философии складываются учения, сторонники которых считали, что мир познаваем и соответственно скептические или агностические концепции, авторы которых полагали, что сущность мира непознаваема.
В истории философии существуют такие направления как рационализм , признающий разум в качестве основания для познания, и эмпиризм, полагающий, что таким основанием является чувственный опыт людей. Эти и другие направления философской мысли существуют в сложном взаимодействии, не только критикуя, но и взаимообогащая друг друга.
Философия - это не только знание о мире, о человеке и его месте в мире, но и определенный метод, то есть совокупность принципов и приемов теоретического освоения действительности. В отличие от методов частных наук, философский метод носит всеобщий, универсальный характер. Исторически сложились различные методы в философии, важнейшими среди них являются диалектика и метафизика . Суть диалектики состоит в том, что она рассматривает вещи, их свойства и отношения, а также их отражение в сознании человека во взаимной связи и развитии. В свою очередь, метафизика рассматривает предметы, их отражение в сознании как отдельные, неизменные, неподвижные, то есть вне их связи и развития.
1.3.Место и роль философии в обществе.
Роль философии в обществе разнообразна не только по направлениям, но по тем функциям, которые она выполняет.
Философия как рациональная форма знания, всегда реализует познавательную функцию, то есть несет определенную информацию о мире. История науки показывает, что ученые часто обращаются к философии, чтобы осмыслить результаты своей работы в широком культурном и социальном контексте. Философия поэтому выполняет не только познавательную , но и культурную функцию , выступая как один из механизмов интеграции научного знания в культуру.
Социальная роль философии заключается также и в том, что на протяжении всего ее развития происходит активное обсуждение пограничных проблем человеческого существования и как результат этого обсуждения - осмысление таких общечеловеческих ценностей как «свобода», «демократия», «право», «справедливость» и др. Можно сказать, что философия не только выражает культуру эпохи, но и творит ее.
Философия обращена не только к обществу, но и к каждому человеку. Она отвечает на глубинную потребность человека понять самого себя. Эта потребность связана с тем, что поведение человека во всех сферах его деятельности (производственной, социальной, духовной) нуждается в обосновании, определении цели. Отсюда появляется проблема «человек - мир», центральная для философии. Попытка осмыслить эту проблему приводит к формированию философски обоснованного мировоззрения .
1.4..Возникновение философии.
В самом общем виде для появления философии необходимо определенный экономический уровень общества, обеспечивающий разделение труда на физический и умственный, а также досуг для занятия теоретическими исследованиями. Во-вторых, необходима особая духовная атмосфера уважения к разуму, допускающая различные взгляды в обществе. В-третьих, философия является своеобразным ответом на те процессы, которые происходят в культуре. Поэтому богатство форм культуры, отделение их от религии способствует появлению собственно духовных, не религиозных потребностей в обществе. Наконец, философия возникает в лоне мифологического сознания, преодолевает, разрушает его, в то же время рационально переосмысливая его.
Большинство древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Ближнего Востока не знали философии. Поэтому при подготовке данного вопроса следует обратить внимание не только на общие предпосылки появления философии, но и на их особенный, конкретно-исторический облик, приобретаемый ими в рамках конкретной культуры. Особое внимание обратите на генезис древнегреческой или античной философии.
Ее появление связано со становлением нового типа социальности, города - полиса. Это было одно из первых в истории европейских цивилизаций открытое и демократическое общество, в рамках которого невиданного ранее расцвета достигает культура. В мифах, записанных древнегреческими поэтами Гомером и Гесиодом создается античный образ мира, как чувственно - материального космоса, управляемого судьбой - роком и населенного богами и людьми, который в дальнейшем подвергается рационализации и критическому анализу.
Традиция и предания связывают появление античной философии с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, живших в 7-6 вв. до н.э. в городе Мелете на малоазийском побережье Ионического моря. Именно они сделали предметом рационального мышления мир в целом, бытие как таковое, поставив в истории культуры первый философский вопрос, а именно, что есть первооснова бытия , из чего все состоит.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Государственное высшее учебное учреждение «Гродненский государственный медицинский университет»
Кафедра гуманитарных наук
ФИЛОСОФИЯ
Гродно – 2004г.
Аннотация
Учебно-методический комплекс по философии предназначен для студен- тов-заочников факультета медицинских сестер с высшим образованием. Он включает в себя список учебной и справочной литературы, методические разработки по темам лекционного курса и семинарских занятий, тематику контрольных работ и рекомендации по их выполнению, вопросы к экзаменам. Цель данного учебно-методического комплекса – максимально облегчить студентамзаочникам изучение курса философии.
Рецензент: кандидат философских наук Бусько И.В.
(Гродненский государственный аграрный университет)
Утвержден и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета (протокол №5 от 21 мая 2004г.)
Ответственный за выпуск – первый проректор ГГМУ, профессор И.Г.Жук
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс «Философия» предназначен для студен- тов-заочников, хотя в некоторых своих разделах может быть использован и студентами очной формы обучения. Литература по темам курса дается в разделе «Тематика контрольных работ», и автор-составитель не посчитал целесообразным повторять ее в разделах: «Тематика курса» и «Семинарские занятия», поскольку практически вопросы разделов повторяются, и в тематике контрольных работ представлены в полном объеме.
Исходя из того, что содержание различных учебных пособий по философии, как правило, не согласуется со структурно-содержательной моделью учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2000г., а единый учебник отсутствует, автор-составитель в разделе «Тематика курса, основные вопросы и категории, без уяснения которых невозможно усвоение темы» очерчивает тот круг философских вопросов, объем которых в основном соответствует указанной программе, и усвоение которых необходимо для того, чтобы получить положительную оценку во время экзаменов. Поскольку параллельно с курсом философии студенты изучают политологию и культурологию, автор-составитель включил вопросы тем «Философия политики и права» и «Философия культуры» в общую тему «Основные проблемы социальной философии», предельно уплотнив их, а тему «Философия техники» заменил темой «Философия и медицина», учитывая профиль вуза. С самой же типовой программой курса философии студент может ознакомится на кафедре гуманитарных наук или же в библиотеке университета.
В результате освоения курса «Философия» студент должен знать:
- концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли;
- основные категории философского знания;
- ведущих представителей истории философии;
уметь анализировать:
- место и роль философии в жизнедеятельности человека;
- специфику различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества;
- собственную мировоззренческую позицию и основания ее выбора;
приобрести навыки и качества:
- анализа и интерпретации философских текстов;
- культуры философской аргументации и полемики;
- философско-мировоззренческой толерантности.
Учебная и справочная литература по курсу «Философия»
1. Антология мировой философии: В 4-х т. – М., 1969-1972.
2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Часть 1, 2.
– М., 1989г.
3. Волчек Е.З. Философия. – Мн., 2003.
4. История философии. Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Мн., 2001.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.
6. Новейший философский словарь. – Мн., 2001.
7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд. – М., 2001.
8. Современная западная философия. Словарь. – М., 1995.
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. – М., 1995.
10.Философия. Под ред. Н.И.Жукова. – Мн., 1999.
11.Философия. Отв.ред. В.П.Кохановский. – Ростов-наДону, 1997. 12.Философия. Под общ.ред. Ю.А.Харина. – Мн., 1998. 13.Философская энциклопедия. В 5 т. – М., 1960-1970. 14.Хрестоматия по философии. – Ростов-на-Дону, 1997.
15.Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М., 1986.
16.Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1997. 17.Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М., 1999.
Тематика курса, основные вопросы и категории,
без уяснения которых невозможно усвоение темы
Тема 1. Философия как феномен культуры
Основные вопросы темы:
1. Мировоззрение и его уровни. Знания и ценности в структуре мировоз-
2. Типы мировоззрения. Мифология и религия, их место и функции в культуре.
3. Проблема начала философии. Язык философии.
4. Природа философских проблем. Основные темы философских размышлений. Основные философские направления.
5. Понятие метафизики. Философия как учение о всеобщих основаниях бытия. Функции философии.
6. Философия и наука. Дискуссии о научности философии.
1. Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
2. Аксиология – (наука о ценностях), философское исследование природы ценностей.
3. Атеизм – система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное; отрицание всякой религии.
4. Догматизм – некритическое мышление, опирающееся на догмы (догмы – положения, принимаемые на веру за непреложные истины, неизменные при всех обстоятельствах).
5. Дуализм – философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.
6. Духовность – это устремленность человека к использованию интеллектуальных, эмоциональных, чувственных и физических возможностей и сил в соответствии с воспринятой им системой ценностей.
7. Знания – продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий собой идеальное воспроизведение в языковой форме объективных связей и отношений окружающего мира.
8. Идеализм – философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи. Подразделяется на объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм принимает за основу действительности всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание. Субъективный идеализм сводит знание о мире
к содержанию индивидуального сознания.
9. Материализм – философское направление, утверждающее, в проти-
воположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания.
10. Метафизика - 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах и первоначалах всего сущего; 2) учение о бытии (онтология); 3) философствование вообще; 4) философский способ познания и иных видов деятельности, противостоящих диалектическому методу.
11. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
12. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
13. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
14. Мистицизм – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил.
15. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, концентрирующая в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, отдельных философских идей, объединенных в сказаниях о фантастических существах, о делах богов и легендарных героев.
16. Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (или сознание, или материю).
17. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к материи, духа к природе.
18. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний (материальный, земной, воспринимаемый органами чувств) и потусторонний («небесный», сверхъестественный).
19. Субстанция – философская категория для обозначения сущности, того, что лежит в основе мира. По определению Б. Спинозы, субстанция – это то, что является причиной самого себя.
20. Философия – форма мировоззрения, прочным фундаментом для которой становятся позиции разума, интеллекта, а основной формой осознания мира является понятие.
21. Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного.
Тема 2. Философия древних цивилизаций
Основные вопросы темы:
1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли. Философия Древнего Востока.
2. Античная цивилизация и ее роль в становлении европейской культуры.
3. Проблематика досократовской философии. Основные философские школы этого периода.
4. Классический период античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
5. Греческая философия периода Эллинизма. Этические концепции киников, киренаиков, стоиков и Эпикура.
При изучении темы обратите особое внимание на усвоение следующих вопросов и категорий:
1. Абсолют – категория идеалистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.
2. Основными философскими школами Древнего Китая были даосизм
(основатель – Лао-цзы, VI-Vвв. до н.э.) и конфуцианство (основатель – Конфуций, VI-Vвв. до н.э.).
3. В Древней Индии выделялось шесть классических или ортодоксальных даршан, ориентирующихся на авторитет Вед (веданта, санкхья, ньяя, йога, вайшешика, миманса) и неортодоксальные (чарвака или локаята, джайнизм, буддизм).
4. В духовном освоении мира древневосточными мыслителями подчеркивалась роль наставника (гуру), призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, к которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики.
5. «Отцом философии» был Фалес , основатель милетской школы (ее представителями, «физиками», были также Анаксимандр и Анаксимен), а годом «рождения философии» можно считать 585 г. до н.э. – год предсказанного Фалесом затмения Солнца.
6. Физис – согласно Фалесу первооснова мира, первая фундаментальная реальность.
7. Элеаты: Парменид, Зенон, Мелис (VI-V вв. до н.э.). Элеаты (наряду с пифагорейцами) сыграли выдающуюся роль в переходе от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Парменид утверждал: «Бытие есть, а небытия нет», «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», «Бытие едино, неделимо».
8. Гераклит (VI-V вв. до н.э.) – учению элеатов о неизменности бытия противопоставил учение о всеобщей изменчивости. Первоосновой мира считал огонь. Суть его учения выражает тезис: «Все течет, все изменяется». Ему же принадлежат слова: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». (Антология мировой философии. Т.1,
9. Пифагорейцы – школа основанная Пифагором (VI в. до н.э.). Пифагорейцы внесли ценный вклад в развитие математики. Объясняли сущность всех вещей с помощью чисел и их соотношений. Мистика чисел сочеталась у Пифагора с верой в переселение душ и абсолютизировалась в учении о космической «гармонии сфер».
10. Демокрит из Абдер (ок. 460-370 до н.э.) – один из основателей ато-
мистики (ученик Левкиппа). Первоосновой мира считал атомы (т.е. неделимое)
и пустоту: «…начало Вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы бесчисленны по разнообразию величины и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля… Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости» (Антология мировой философии. Т.1, ч.1, с.326-327). Демокрит является основоположником материалистической линии в философии.
11. Космоцентризм – специфическая черта раннегреческой философии, заключающаяся в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. Человек же в космоцентризме трактовался как частичка космоса, целиком подчиняющаяся закономерностям последнего. Понятие «космос» впервые ввел в научный оборот Пифагор для обозначения единства мира в противоположность хаосу. Главным свойством космоса у пифагорейцев считалась гармония сфер.
12. Софисты – профессиональные учителя мудрости в Древней Греции. Человек и сознание – вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами. Наиболее известные среди них Протагор (490-420гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.). Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он же писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни» (Антология мировой философии. Т.1, с.316, 318). Поздние софисты (IV в. до н.э.) превратились, по словам Аристотеля, в учителей «мнимой мудрости», поскольку прибегали в споре к приемам, получившим впоследствии название софистики.
13. Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
14. Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) – сперва ученик софистов, а затем их
критик. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе, что такое человек, что такое человеческое сознание. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Ему же принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю». Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Высшая задача знания, по Сократу, не теоретическая, а практическая – искусство жить. Он был сторонником этического рационализма, считал знание основой добродетели, дурные же поступки, согласно Сократу, порождаются лишь незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.
15. Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник идеалистической линии
в философии. Подобно Пармениду, Платон характеризовал бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие, по Платону, это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, которые он называет «сущностями». Им противостоит сфера чувственных вещей, или мир «становления». Здесь все возникает и уничтожается, но никогда не «есть». «…Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия…» (Платон. Соч. в 3т. – М., 1971. Т.3 (1). С.326). Силой, объединяющей идеи, выступает единое, которое выше бытия, т.е. идей, и тождественно высшему благу. У последователей Платона для обозначения единого закрепляется термин «трансцендентное» (то, что по ту сторону).
16. Трансцендентный – термин, обозначающий, в противоположность «имманентному» то, что находится за границами сознания и познания (за пределами мира).
17. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона, философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Подверг критике платоновское учение об идеях. (Ему приписывают изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). Аристотель полагал, что материя существует вечно, что она несотворима и неуничтожима. Но материя содержит в себе лишь возможность бытия. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, она должна соединиться с формой, которая имеет своей первопричиной мировой разум – Вечный Двигатель, т.е. Бога.
18. Киники (греч. циники) – одна из так называемых сократических школ, основана Антисфеном, учеником Горгия и Сократа. Киники уделяли основное внимание проблемам этики. Они призывали «учиться у природы», «жить как животные», отвергать религию, право и т.д., признавали, как и Сократ, что счастье человека совпадает с добродетелью, видели счастье человека
в автономии личности от окружающих социальных условий. «Жизнь и здоровье, честь и свобода, богатство и наслаждение – все это отнюдь не благо, как смерть и болезнь, рабство и позор, горе и нищета – не зло», - учили киники, настаивая, что «счастье человека в нем самом». Киники критиковали учение Платона о «мире идей».
Последователем Антисфена был Диоген Синопский (ок. 400-323гг. до н.э.), который пропагандировал крайне упрощенную форму кинизма личным примером («жил в бочке») и, тем самым, дал основание считать кинизм скорее
образом жизни, чем философией. Ученик Диогена Кратес стал воспитателем Зенона из Китиона – основателя стоицизма.
19. Киренаики – последователи сократической философской школы, основанной Аристиппом, учеником Протагора и Сократа. Киренаики развивали этическую сторону учения Сократа, проповедуя гедонизм, объявляющий целью жизни наслаждение. Аристип учил о достижении наслаждения через практическую деятельность и господство над своими желаниями. Киренаики Федор Атеист и Эвгемер прославились критикой религии и социальных институтов рабовладельческого общества. Позже школа киренаиков сливается с эпикуреизмом.
20. Стоики – представители философского учения, возникшего в конце 4в. до н.э. в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей (Зенон, Хрисипп – 4-3вв. до н.э.; Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – 1-2вв. н.э.).
Стоицизм впервые ввел строгое распределение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии. В логике создали логику высказываний как учение об образовании из простых высказываний сложных и развили на этой базе пропозициональную теорию вывода. Первостепенную задачу философии видели в этике: знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считали главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. «Послушного судьба ведет, непокорного тащит», - утверждал Сенека. Вместе с тем он же настаивал: «Главнейшая наша задача должна заключаться в том, чтобы мы не следовали подобно скоту за вожаками стада, чтобы мы шли не туда, куда идут другие, а туда, куда повелевает долг» (Антология мировой философии. Т.1, ч.1, с.509). «Практическая мудрость» или «сила духа» человека заключена в четырех добродетелях: рассудительность, справедливость, мужество, умеренность.
21. Эпикур (341-270 до н.э.) – последователь атомистического учения Левкиппа-Демокрита. Основал в Афинах школу («Сад»), которая просуществовала более восьми столетий. Философская система Эпикура включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). Отстаивал идеи материальности мира (учение об атомах и пустоте) и его познаваемости на основе чувственного опыта. Этика Эпикура предстает как житейская мудрость. Целью человеческой жизни он считал счастье, понимаемое как удовольствие, удовлетворение желаний. Но удовольствие видел не в чувственном наслаждении, как киренаики, а в отсутствии страданий. Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность. Здоровье тела и спокойствие духа - важнейшие составляющие счастливой жизни. Мудрец в понимании Эпикура – это зна-
Удалить DEFINER = root @ localhost
в локальном, в то время как импорт,
он будет выполнен.
Можете ли вы, ребята, помочь мне в отношении хранимых процедур. Когда я экспортирую хранимую процедуру из phpmyadmin, она указывается как
CREATE DEFINER = `root` @ `localhost` PROCEDURE `c4mo_get_cities_prc` (IN `p_state_code` VARCHAR (3 ), IN `p_country_code` VARCHAR (3 ), IN `p_language_code` VARCHAR (3 )) NO SQL BEGIN SELECT city_name , city_code FROM `c4mo_cities` WHERE enabled = "Y" AND language_code = p_language_code AND state_code = p_state_code AND country_code = p_country_code ; ENDИ когда я импортирую его из phpmyadmin, он дает ошибку как
#1064 - You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near "" at line 13Это довольно просто, если вы используете интерфейс phpmyadmin.
Для экспорта :
Вы увидите обычную вкладку, так как эта вкладка будет отображаться только в том случае, если у вас уже есть хотя бы одна хранимая процедура.
Просто перейдите на вкладку подпрограмм, и вы увидите свою сохраненную процедуру (для db, которую вы сделали).
Внизу отметьте галочкой флажок и затем экспортируйте. Вам просто нужно скопировать весь код и сохранить его в любом месте на локальной машине с your_stored_procedure.sql файла your_stored_procedure.sql .
Для импорта:
Просто выберите базу данных и импортируйте хранимую процедуру your_stored_procedure.sql файл, как указано выше, поскольку вы обычно импортируете файл.sql (таблицы) для своего db.
Проще говоря, хранимые процедуры («ХП») - это сохраненные в базе данных процедуры (написанные с помощью SQL и других управляющих операторов), которые могут быть выполнены движком баз данных и вызваны из программного кода, который с этим движком работает. »»» Читать полностью
Хранимые процедуры в MySQL и PHP. Часть 2
Тэйлор Рен (Taylor Ren ), 03.01.2014
Создание хранимой процедуры в MySQL
Поскольку ХП хранятся на сервере, то и создавать их рекомендуется непосредственно на сервере, т.е. не следует использовать PHP или другие языки программирования для выполнения SQL-команд по созданию хранимых процедур.
Давайте рассмотрим, как создать ХП на сервере MySQL, как создать пользователя для нее и как назначить ему привилегии на запуск нашей ХП. Затем проверим корректность результата. Для этого я воспользуюсь MySQL Workbench . Можно использовать и другие программы (например, PHPMyAdmin). Вы можете выбрать тот инструментарий, который вам больше подходит.
Допустим, наша таблица выглядит так:
CREATE TABLE `salary` (`empid` int(11) NOT NULL, `sal` int(11) DEFAULT NULL, PRIMARY KEY (`empid`)) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;
Для нашего служащего, которому нужна статистическая информация по зарплатам (средняя, максимальная, минимальная и т.п.) из этой таблицы, мы создадим пользователя "tr" следующим образом:
CREATE USER "tr"@"localhost" IDENTIFIED BY "mypass";
Теперь назначим этому пользователю единственную привилегию EXECUTE в той схеме, где находится таблица salary:
Grant execute on hris.* to tr@`%`
Мы можем убедиться в том, что назначили нужную привилегию, открыв «Users and Privileges» в MySQL Bench:
Теперь создадим саму ХП следующим образом:
DELIMITER $$ CREATE PROCEDURE `avg_sal`(out avg_sal decimal) BEGIN select avg(sal) into avg_sal from salary; END
После выполнения этой команды в MySQL Workbench, будет создана готовая к использованию ХП avg_sal . Она возвращает среднюю зарплату по таблице salary .
Чтобы проверить, действительно ли пользователь tr может запустить ХП и не имеет доступа к таблице salary , нам нужно переподключиться к серверу MySQL, залогинившись как tr . В MySQL Workbench это можно сделать создав другое соединение и указав нужного пользователя и его пароль .
После подключения из под tr , первое, что мы замечаем, - это то, что пользователь вообще не видит каких-либо таблиц, видит только ХП:
Очевидно, что пользователь tr не может обращаться ни к одной из таблиц (а значит, не может видеть и подробную информацию о зарплатах из таблицы salary), но может запустить созданную нами ХП, которая вернет ему среднюю зарплату по компании:
Call avg_sal(@out); select @out;
Будет отображена средняя зарплата.
Итак, мы выполнили всю подготовительную работу: создали пользователя, назначили ему привилегии, создали ХП и протестировали ее. Теперь посмотрим, как вызывать эту ХП из PHP .
Вызов хранимой процедуры из PHP
При использовании PDO вызов ХП довольно прост. Вот соответствующий PHP-код:
$dbms = "mysql"; // Замените следующие параметры соединения на соответствующие вашему окружению: $host = "192.168.1.8"; $db = "hris"; $user = "tr"; $pass = "mypass"; $dsn = "$dbms:host=$host;dbname=$db"; $cn=new PDO($dsn, $user, $pass); $q=$cn->exec("call avg_sal(@out)"); $res=$cn->query("select @out")->fetchAll(); print_r($res);
Переменная $res содержит среднюю зарплату по таблице salary . Теперь пользователь может производить дальнейшую обработку вывода с помощью PHP.
Выводы
В этой статье мы рассмотрели давно забытую составляющую баз данных MySQL : хранимые процедуры. Преимущества использования ХП очевидны, но позвольте мне напомнить: Хранимые процедуры позволяют нам применять более строгий контроль доступа к определенным данным, когда это требуется бизнес-логикой.
Кроме того, мы продемонстрировали основные шаги в создании хранимых процедур, пользователей и назначения соответствующих привилегий, показали, как ХП вызываются из PHP.
Эта статья не покрывает всю тему хранимых процедур. Некоторые важные аспекты, такие как параметры ввода/вывода , управляющие операторы, курсоры, полный синтаксис и др. не были освещены в этой краткой статье.
Если вы заинтересовались, пожалуйста, оставьте здесь свой комментарий. Если нужно, мы будем рады предложить более глубокие статьи о таком полезном и мощном аспекте MySQL, как хранимые процедуры.
Тэйлор Рен
Тэйлор - свободный разработчик веб- и десктопных приложений , проживающий в Сужоу в восточном Китае. Начинал со средств разработки Borland (C++Builder, Delphi), опубликовал книгу по InterBase. С 2003 является сертифицированным экспертом Borland. Затем переключился на веб-разработку в типичной конфигурации LAMP. Позднее начал работать с jQuery, Symfony, Bootstrap, Dart и т.д.
Предыдущие публикации: