Создание хранимых процедур в phpmyadmin. Хранимые процедуры MySQL эффективно лечат сонливость

Организационно-методический раздел

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – обучить студентов основам философских знаний, сформировать у них представление об общей панораме, специфике и развитии философской мысли, основных разделах современной философской мысли, философских проблемах и методах их исследования. На занятиях по философии студенты должны не только освоить основные понятия философии, но и осмыслить их с учетом жизненного опыта, общей образованности, и будущей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их решения, овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

      Место дисциплины в структуре ООП

Философия является дисциплиной цикла ГСЭ; при ее изучении не предусматриваются специальные требования к исходным знаниям, умениям и компетенциям студентов.

Философия является предшествующей для специальных философских дисциплин, например, «история и философия науки», «этика». Кроме того, философия является базовой дисциплиной для освоения ряда общественных наук: «социологии», «политологии», «история религии».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения философии направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций. Студент должен овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем. Изучение философии позволит студенту расширить свои возможности коммуникации, сделает его более готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

В результате изучения курса студент должен знать сущность основных философских направлений и проблем; основные периоды развития философии и специфику свойственных каждому такому периоду проблем, крупнейших философов каждого периода и суть их учений; иметь представление о методах философского осмысления реальности, уметь пользоваться основными философскими понятиями при работе с философской литературой, аргументированно формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии, использовать положения и понятия философии для анализа различных социальных тенденций и явлений; владеть навыками чтения и изучения философских текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характер.

Наименование

дисциплины

Философия, ее предмет и место в культуре

Предмет философии. Место философии в духовной культуре. Философия и мировоззрение. Особенности и структура философского знания. Функции философии. Основные направления и методы философии.

Исторические типы философии.

Философские традиции и современные дискуссии

Возникновение философии. Особенности античной философии. Философия средних веков. Философия эпохи Возрождения. Особенности философии нового времени. Особенности развития философии в России. Основные тенденции современной философии.

Философская онтология

Проблема бытия в истории философской мысли. Формы бытия. Учение о материи. Движение, пространство, время как свойства бытия. Принципы системности и детерминизма. Идея развития в философии. Философские основы современной научной картины мира.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природные и социальные основы сознания. Основные характеристики сознания: идеальность, креативность, интенциональность. Структура сознания. Сознание и самосознание. Язык и сознание

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Основные понятия теории познания: субъект, объект, знание, практика, творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Истина и ценность.

Философия и методология науки

Философия и наука.Особенности научного познания. Основные этапы развития науки. Уровни, формы и методы научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Основные философско-методологические концепции науки

Научные революции и смена типов рациональности.

Социальная философия

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Типы общества. Философские проблемы анализа развития общества. Основные концепции философии истории. Проблема общественного прогресса. Источники и субъекты исторического процесса. Проблема общественно-политического идеала. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Философская антропология

Развитие взглядов на человека в европейской культуре. Современная философия о сущности и природе человека. Антропосоциогенез. Природное и социальное в человеке. Нравственные основы поведения человека. Проблема смысла жизни в философии. Смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Религиозные ценности и свобода совести.

Образовательные технологии:

Студенты знакомятся с основными положениями курса на лекциях и при самостоятельном изучении тем курса в ходе подготовки к практическим занятиям, выполнения домашних заданий.

Для выработки навыков анализа философских текстов студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов. Результаты этой работы студенты сдают преподавателю в виде выполненной домашней работы. Материалы этой работы обсуждаются на практическом занятии, либо проверяются преподавателем и обсуждаются со студентом в индивидуальном порядке.

Навыки критического отношения к предъявляемой аргументации, понимания различных аспектов философской проблематики вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов, так и с помощью письменной контрольной работы.

Для развития коммуникативных способностей студентов организуются занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения на обсуждаемую проблему.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата, который должна показать характер и уровень усвоения одной из тем курса.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения курса студент должен знать сущность основных философских направлений и проблем; основные периоды развития философии и специфику свойственных каждому такому периоду проблем, крупнейших философов каждого периода и суть их учений; иметь представление о методах философского осмысления реальности, уметь пользоваться основными философскими понятиями при работе с философской литературой, иметь навыки чтения и изучения философских текстов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия -М. Проспект, 2009

    Губин В.Д. Философия: Учебник для вузов. -М: ТК Велби, Из-во Проспект 2010

    Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов- М: Логос 2009

    Мир философии: Книга для чтения. Ч.1 и 2. М.: Политиздат, 1991.

    Философия: Учеб. Пособие, Под ред Кохановского В.П. -Ростов-на-Дону:Феникс 2009.

    Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 2009.

    Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова –М: Республика, 2001.

    Антология мировой философии. В 4 т М.: Мысль, 1969 - 1970.

    Асмус В.Ф. Античная философия. М.: высшая школа, 2009

    Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001

    Гуревич П.С. Философская антропология.: Учебное пособие. –М.: Вестник, 2009

    Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Аспект Пресс, 2002.

    Западная философия ХХ века. М.: Учебник для вузов / В.В.Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др. Под ред А.Ф. Зотова. -М.: Высшая школа 2005

    Ивин А.А. Современная философия науки. М: Высшая школа 2005

    История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1 - 3. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина,1995 - 1998.

    Карпинская Р.С., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Наука, 1996.

    Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Наука 2001.

    Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2006.

    Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.: Прогресс, 2003.

    Основы философии. Выпуск 1. МГОУ. 1995.

    Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 2006.

    Рассел Б. История западной философии. М.: Аспект Пресс, 2008.

    Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /В 4-х т. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1994 -1997.

    Римский клуб. Декларация. \\ Вопросы философии. 1995, № 3.

    Русская философия. Словарь. М.:Мысль, 1995.

    Современная западная философия. Словарь. М.: 1998.

    Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1995.

    Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003

    Это человек.: Антология/Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. –М.: Высшая школа, 1995.

Интернет-ресурсы

1.Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

3.www.philosophy.ru (раздел «Библиотека»)

4.www.philos.msu.ru

5.www.philosophy.edu.ru

6.Сайт «Гуманитарные дисциплины в вузе:

www . https://sites.google.com/site/ophiloska/

Разработчики программы Катаева О.В.

Куренков И.С.

Чистякова Э.И.

Лощилина М.А.

Короткий Г.А.

Конспект лекций по курсу «философия» для студентов всех форм обучения.

Тема 1. Сущность и структура философии.

1.1.Сущность и содержание философского знания.

Философия как особый вид знания сформировалась в УП - У1 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции. Сам термин «философия» впервые встречается у Пифагора, древнегреческого философа (У1 в. до н.э.) и переводится как «любовь к мудрости».

Приступая к рассмотрению специфики философского знания, обратите внимание на его предметную структуру . Можно выделить учение о бытии (онтология) , изучающее фундаментальные принципы бытия, гносеологию , или теорию познания, занимающуюся исследованием природы познания, его структуры, выясняющей условия его достоверности и истинности, философию истории, или социальную философию , исследующую смысл, закономерности, основные направления исторического процесса. К социальной философии также относится учение о человеке (антропология ), предполагающее выяснение условий существования человека в мире, сущности его как личности. Кроме того, существует ряд относительно самостоятельных философских дисциплин: логика, этика, эстетика, философия науки, философия культуры, философия техники, философия образования и пр. Предметная область философии постоянно расширяется, осознаются новые проблемы, складываются новые философские дисциплины.

Анализ философии предполагает ее сравнение с наукой, религией, выяснение места философии в духовной культуре общества.

Философия является одной из форм рационального знания , то есть знания, устанавливаемого и обосновываемого разумом. В этом ее принципиальная общность с наукой. В отличие от наук, которые исследуют отдельные фрагменты действительности, философия всегда была заинтересована в целостности, полноте своего взгляда на мир. Философия познает мир в его единстве, раскрывает универсальные , наиболее общие свойства бытия. Важнейшей особенностью философии является стремление понять мир и место человека в этом мире, характер его отношений к действительности. Результаты своих исследований философ формулирует с помощью категорий , то есть понятий, выражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Категории образуют понятийный каркас философского знания, к которому относятся такие, например, понятия, как «бытие», «материя», «сознание», «закон», «причинность». Уместно напомнить, что философское сознание в отличие от религиозного опирается на сомневающийся, критический разум.

Важно подчеркнуть, что философия в качестве области исследования имеет всю духовную культуру общества, то есть духовные ценности, научное и ненаучное знание, все формы общественного сознания. Предметом анализа философского мышления становятся такие общечеловеческие ценности как истина, добро, красота, справедливость, свобода.

1.2. Основные направления и методы философии.

Поскольку культура любого общества существует как сложное взаимодействие различных духовных течений, то в философии обнаруживаются различные направления, школы. Кроме того, противоречивость и сложность познания обуславливает возможность различных подходов к одним и тем же проблемам. Истина, к которой стремится философское мышление, всегда существует в форме относительного, неполного знания, поэтому история философии образует сложную взаимозависимость многообразных систем, каждая из которых может содержать наряду с элементами истины - заблуждения, ошибки.

Среди множества философских направлений можно выделить те, которые играли особо значительную роль в ее истории. К ним относятся материализм и идеализм . Эти направления различаются в зависимости от решения вопроса о соотношении материи и сознания. Знакомясь с этой темой, охарактеризуйте различные формы материализма (стихийный, механистический, диалектический) и виды идеализма (объективный и субъективный).

В зависимости от того, как решался вопрос о познаваемости мира, в истории философии складываются учения, сторонники которых считали, что мир познаваем и соответственно скептические или агностические концепции, авторы которых полагали, что сущность мира непознаваема.

В истории философии существуют такие направления как рационализм , признающий разум в качестве основания для познания, и эмпиризм, полагающий, что таким основанием является чувственный опыт людей. Эти и другие направления философской мысли существуют в сложном взаимодействии, не только критикуя, но и взаимообогащая друг друга.

Философия - это не только знание о мире, о человеке и его месте в мире, но и определенный метод, то есть совокупность принципов и приемов теоретического освоения действительности. В отличие от методов частных наук, философский метод носит всеобщий, универсальный характер. Исторически сложились различные методы в философии, важнейшими среди них являются диалектика и метафизика . Суть диалектики состоит в том, что она рассматривает вещи, их свойства и отношения, а также их отражение в сознании человека во взаимной связи и развитии. В свою очередь, метафизика рассматривает предметы, их отражение в сознании как отдельные, неизменные, неподвижные, то есть вне их связи и развития.

1.3.Место и роль философии в обществе.

Роль философии в обществе разнообразна не только по направлениям, но по тем функциям, которые она выполняет.

Философия как рациональная форма знания, всегда реализует познавательную функцию, то есть несет определенную информацию о мире. История науки показывает, что ученые часто обращаются к философии, чтобы осмыслить результаты своей работы в широком культурном и социальном контексте. Философия поэтому выполняет не только познавательную , но и культурную функцию , выступая как один из механизмов интеграции научного знания в культуру.

Социальная роль философии заключается также и в том, что на протяжении всего ее развития происходит активное обсуждение пограничных проблем человеческого существования и как результат этого обсуждения - осмысление таких общечеловеческих ценностей как «свобода», «демократия», «право», «справедливость» и др. Можно сказать, что философия не только выражает культуру эпохи, но и творит ее.

Философия обращена не только к обществу, но и к каждому человеку. Она отвечает на глубинную потребность человека понять самого себя. Эта потребность связана с тем, что поведение человека во всех сферах его деятельности (производственной, социальной, духовной) нуждается в обосновании, определении цели. Отсюда появляется проблема «человек - мир», центральная для философии. Попытка осмыслить эту проблему приводит к формированию философски обоснованного мировоззрения .

1.4..Возникновение философии.

В самом общем виде для появления философии необходимо определенный экономический уровень общества, обеспечивающий разделение труда на физический и умственный, а также досуг для занятия теоретическими исследованиями. Во-вторых, необходима особая духовная атмосфера уважения к разуму, допускающая различные взгляды в обществе. В-третьих, философия является своеобразным ответом на те процессы, которые происходят в культуре. Поэтому богатство форм культуры, отделение их от религии способствует появлению собственно духовных, не религиозных потребностей в обществе. Наконец, философия возникает в лоне мифологического сознания, преодолевает, разрушает его, в то же время рационально переосмысливая его.

Большинство древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Ближнего Востока не знали философии. Поэтому при подготовке данного вопроса следует обратить внимание не только на общие предпосылки появления философии, но и на их особенный, конкретно-исторический облик, приобретаемый ими в рамках конкретной культуры. Особое внимание обратите на генезис древнегреческой или античной философии.

Ее появление связано со становлением нового типа социальности, города - полиса. Это было одно из первых в истории европейских цивилизаций открытое и демократическое общество, в рамках которого невиданного ранее расцвета достигает культура. В мифах, записанных древнегреческими поэтами Гомером и Гесиодом создается античный образ мира, как чувственно - материального космоса, управляемого судьбой - роком и населенного богами и людьми, который в дальнейшем подвергается рационализации и критическому анализу.

Традиция и предания связывают появление античной философии с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, живших в 7-6 вв. до н.э. в городе Мелете на малоазийском побережье Ионического моря. Именно они сделали предметом рационального мышления мир в целом, бытие как таковое, поставив в истории культуры первый философский вопрос, а именно, что есть первооснова бытия , из чего все состоит.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Государственное высшее учебное учреждение «Гродненский государственный медицинский университет»

Кафедра гуманитарных наук

ФИЛОСОФИЯ

Гродно – 2004г.

Аннотация

Учебно-методический комплекс по философии предназначен для студен- тов-заочников факультета медицинских сестер с высшим образованием. Он включает в себя список учебной и справочной литературы, методические разработки по темам лекционного курса и семинарских занятий, тематику контрольных работ и рекомендации по их выполнению, вопросы к экзаменам. Цель данного учебно-методического комплекса – максимально облегчить студентамзаочникам изучение курса философии.

Рецензент: кандидат философских наук Бусько И.В.

(Гродненский государственный аграрный университет)

Утвержден и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета (протокол №5 от 21 мая 2004г.)

Ответственный за выпуск – первый проректор ГГМУ, профессор И.Г.Жук

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс «Философия» предназначен для студен- тов-заочников, хотя в некоторых своих разделах может быть использован и студентами очной формы обучения. Литература по темам курса дается в разделе «Тематика контрольных работ», и автор-составитель не посчитал целесообразным повторять ее в разделах: «Тематика курса» и «Семинарские занятия», поскольку практически вопросы разделов повторяются, и в тематике контрольных работ представлены в полном объеме.

Исходя из того, что содержание различных учебных пособий по философии, как правило, не согласуется со структурно-содержательной моделью учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2000г., а единый учебник отсутствует, автор-составитель в разделе «Тематика курса, основные вопросы и категории, без уяснения которых невозможно усвоение темы» очерчивает тот круг философских вопросов, объем которых в основном соответствует указанной программе, и усвоение которых необходимо для того, чтобы получить положительную оценку во время экзаменов. Поскольку параллельно с курсом философии студенты изучают политологию и культурологию, автор-составитель включил вопросы тем «Философия политики и права» и «Философия культуры» в общую тему «Основные проблемы социальной философии», предельно уплотнив их, а тему «Философия техники» заменил темой «Философия и медицина», учитывая профиль вуза. С самой же типовой программой курса философии студент может ознакомится на кафедре гуманитарных наук или же в библиотеке университета.

В результате освоения курса «Философия» студент должен знать:

- концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли;

- основные категории философского знания;

- ведущих представителей истории философии;

уметь анализировать:

- место и роль философии в жизнедеятельности человека;

- специфику различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества;

- собственную мировоззренческую позицию и основания ее выбора;

приобрести навыки и качества:

- анализа и интерпретации философских текстов;

- культуры философской аргументации и полемики;

- философско-мировоззренческой толерантности.

Учебная и справочная литература по курсу «Философия»

1. Антология мировой философии: В 4-х т. – М., 1969-1972.

2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Часть 1, 2.

– М., 1989г.

3. Волчек Е.З. Философия. – Мн., 2003.

4. История философии. Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Мн., 2001.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.

6. Новейший философский словарь. – Мн., 2001.

7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд. – М., 2001.

8. Современная западная философия. Словарь. – М., 1995.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. – М., 1995.

10.Философия. Под ред. Н.И.Жукова. – Мн., 1999.

11.Философия. Отв.ред. В.П.Кохановский. – Ростов-наДону, 1997. 12.Философия. Под общ.ред. Ю.А.Харина. – Мн., 1998. 13.Философская энциклопедия. В 5 т. – М., 1960-1970. 14.Хрестоматия по философии. – Ростов-на-Дону, 1997.

15.Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. – М., 1986.

16.Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1997. 17.Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М., 1999.

Тематика курса, основные вопросы и категории,

без уяснения которых невозможно усвоение темы

Тема 1. Философия как феномен культуры

Основные вопросы темы:

1. Мировоззрение и его уровни. Знания и ценности в структуре мировоз-

2. Типы мировоззрения. Мифология и религия, их место и функции в культуре.

3. Проблема начала философии. Язык философии.

4. Природа философских проблем. Основные темы философских размышлений. Основные философские направления.

5. Понятие метафизики. Философия как учение о всеобщих основаниях бытия. Функции философии.

6. Философия и наука. Дискуссии о научности философии.

1. Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

2. Аксиология – (наука о ценностях), философское исследование природы ценностей.

3. Атеизм – система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное; отрицание всякой религии.

4. Догматизм – некритическое мышление, опирающееся на догмы (догмы – положения, принимаемые на веру за непреложные истины, неизменные при всех обстоятельствах).

5. Дуализм – философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.

6. Духовность – это устремленность человека к использованию интеллектуальных, эмоциональных, чувственных и физических возможностей и сил в соответствии с воспринятой им системой ценностей.

7. Знания – продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий собой идеальное воспроизведение в языковой форме объективных связей и отношений окружающего мира.

8. Идеализм – философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи. Подразделяется на объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм принимает за основу действительности всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание. Субъективный идеализм сводит знание о мире

к содержанию индивидуального сознания.

9. Материализм – философское направление, утверждающее, в проти-

воположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания.

10. Метафизика - 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах и первоначалах всего сущего; 2) учение о бытии (онтология); 3) философствование вообще; 4) философский способ познания и иных видов деятельности, противостоящих диалектическому методу.

11. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

12. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

13. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

14. Мистицизм – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил.

15. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, концентрирующая в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, отдельных философских идей, объединенных в сказаниях о фантастических существах, о делах богов и легендарных героев.

16. Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (или сознание, или материю).

17. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к материи, духа к природе.

18. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний (материальный, земной, воспринимаемый органами чувств) и потусторонний («небесный», сверхъестественный).

19. Субстанция – философская категория для обозначения сущности, того, что лежит в основе мира. По определению Б. Спинозы, субстанция – это то, что является причиной самого себя.

20. Философия – форма мировоззрения, прочным фундаментом для которой становятся позиции разума, интеллекта, а основной формой осознания мира является понятие.

21. Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного.

Тема 2. Философия древних цивилизаций

Основные вопросы темы:

1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли. Философия Древнего Востока.

2. Античная цивилизация и ее роль в становлении европейской культуры.

3. Проблематика досократовской философии. Основные философские школы этого периода.

4. Классический период античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

5. Греческая философия периода Эллинизма. Этические концепции киников, киренаиков, стоиков и Эпикура.

При изучении темы обратите особое внимание на усвоение следующих вопросов и категорий:

1. Абсолют – категория идеалистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

2. Основными философскими школами Древнего Китая были даосизм

(основатель – Лао-цзы, VI-Vвв. до н.э.) и конфуцианство (основатель – Конфуций, VI-Vвв. до н.э.).

3. В Древней Индии выделялось шесть классических или ортодоксальных даршан, ориентирующихся на авторитет Вед (веданта, санкхья, ньяя, йога, вайшешика, миманса) и неортодоксальные (чарвака или локаята, джайнизм, буддизм).

4. В духовном освоении мира древневосточными мыслителями подчеркивалась роль наставника (гуру), призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, к которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики.

5. «Отцом философии» был Фалес , основатель милетской школы (ее представителями, «физиками», были также Анаксимандр и Анаксимен), а годом «рождения философии» можно считать 585 г. до н.э. – год предсказанного Фалесом затмения Солнца.

6. Физис – согласно Фалесу первооснова мира, первая фундаментальная реальность.

7. Элеаты: Парменид, Зенон, Мелис (VI-V вв. до н.э.). Элеаты (наряду с пифагорейцами) сыграли выдающуюся роль в переходе от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Парменид утверждал: «Бытие есть, а небытия нет», «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», «Бытие едино, неделимо».

8. Гераклит (VI-V вв. до н.э.) – учению элеатов о неизменности бытия противопоставил учение о всеобщей изменчивости. Первоосновой мира считал огонь. Суть его учения выражает тезис: «Все течет, все изменяется». Ему же принадлежат слова: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». (Антология мировой философии. Т.1,

9. Пифагорейцы – школа основанная Пифагором (VI в. до н.э.). Пифагорейцы внесли ценный вклад в развитие математики. Объясняли сущность всех вещей с помощью чисел и их соотношений. Мистика чисел сочеталась у Пифагора с верой в переселение душ и абсолютизировалась в учении о космической «гармонии сфер».

10. Демокрит из Абдер (ок. 460-370 до н.э.) – один из основателей ато-

мистики (ученик Левкиппа). Первоосновой мира считал атомы (т.е. неделимое)

и пустоту: «…начало Вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы бесчисленны по разнообразию величины и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля… Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости» (Антология мировой философии. Т.1, ч.1, с.326-327). Демокрит является основоположником материалистической линии в философии.

11. Космоцентризм – специфическая черта раннегреческой философии, заключающаяся в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. Человек же в космоцентризме трактовался как частичка космоса, целиком подчиняющаяся закономерностям последнего. Понятие «космос» впервые ввел в научный оборот Пифагор для обозначения единства мира в противоположность хаосу. Главным свойством космоса у пифагорейцев считалась гармония сфер.

12. Софисты – профессиональные учителя мудрости в Древней Греции. Человек и сознание – вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами. Наиболее известные среди них Протагор (490-420гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.). Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он же писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни» (Антология мировой философии. Т.1, с.316, 318). Поздние софисты (IV в. до н.э.) превратились, по словам Аристотеля, в учителей «мнимой мудрости», поскольку прибегали в споре к приемам, получившим впоследствии название софистики.

13. Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

14. Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) – сперва ученик софистов, а затем их

критик. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе, что такое человек, что такое человеческое сознание. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Ему же принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю». Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Высшая задача знания, по Сократу, не теоретическая, а практическая – искусство жить. Он был сторонником этического рационализма, считал знание основой добродетели, дурные же поступки, согласно Сократу, порождаются лишь незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

15. Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник идеалистической линии

в философии. Подобно Пармениду, Платон характеризовал бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие, по Платону, это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, которые он называет «сущностями». Им противостоит сфера чувственных вещей, или мир «становления». Здесь все возникает и уничтожается, но никогда не «есть». «…Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия…» (Платон. Соч. в 3т. – М., 1971. Т.3 (1). С.326). Силой, объединяющей идеи, выступает единое, которое выше бытия, т.е. идей, и тождественно высшему благу. У последователей Платона для обозначения единого закрепляется термин «трансцендентное» (то, что по ту сторону).

16. Трансцендентный – термин, обозначающий, в противоположность «имманентному» то, что находится за границами сознания и познания (за пределами мира).

17. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона, философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Подверг критике платоновское учение об идеях. (Ему приписывают изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). Аристотель полагал, что материя существует вечно, что она несотворима и неуничтожима. Но материя содержит в себе лишь возможность бытия. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, она должна соединиться с формой, которая имеет своей первопричиной мировой разум – Вечный Двигатель, т.е. Бога.

18. Киники (греч. циники) – одна из так называемых сократических школ, основана Антисфеном, учеником Горгия и Сократа. Киники уделяли основное внимание проблемам этики. Они призывали «учиться у природы», «жить как животные», отвергать религию, право и т.д., признавали, как и Сократ, что счастье человека совпадает с добродетелью, видели счастье человека

в автономии личности от окружающих социальных условий. «Жизнь и здоровье, честь и свобода, богатство и наслаждение – все это отнюдь не благо, как смерть и болезнь, рабство и позор, горе и нищета – не зло», - учили киники, настаивая, что «счастье человека в нем самом». Киники критиковали учение Платона о «мире идей».

Последователем Антисфена был Диоген Синопский (ок. 400-323гг. до н.э.), который пропагандировал крайне упрощенную форму кинизма личным примером («жил в бочке») и, тем самым, дал основание считать кинизм скорее

образом жизни, чем философией. Ученик Диогена Кратес стал воспитателем Зенона из Китиона – основателя стоицизма.

19. Киренаики – последователи сократической философской школы, основанной Аристиппом, учеником Протагора и Сократа. Киренаики развивали этическую сторону учения Сократа, проповедуя гедонизм, объявляющий целью жизни наслаждение. Аристип учил о достижении наслаждения через практическую деятельность и господство над своими желаниями. Киренаики Федор Атеист и Эвгемер прославились критикой религии и социальных институтов рабовладельческого общества. Позже школа киренаиков сливается с эпикуреизмом.

20. Стоики – представители философского учения, возникшего в конце 4в. до н.э. в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей (Зенон, Хрисипп – 4-3вв. до н.э.; Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – 1-2вв. н.э.).

Стоицизм впервые ввел строгое распределение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии. В логике создали логику высказываний как учение об образовании из простых высказываний сложных и развили на этой базе пропозициональную теорию вывода. Первостепенную задачу философии видели в этике: знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считали главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. «Послушного судьба ведет, непокорного тащит», - утверждал Сенека. Вместе с тем он же настаивал: «Главнейшая наша задача должна заключаться в том, чтобы мы не следовали подобно скоту за вожаками стада, чтобы мы шли не туда, куда идут другие, а туда, куда повелевает долг» (Антология мировой философии. Т.1, ч.1, с.509). «Практическая мудрость» или «сила духа» человека заключена в четырех добродетелях: рассудительность, справедливость, мужество, умеренность.

21. Эпикур (341-270 до н.э.) – последователь атомистического учения Левкиппа-Демокрита. Основал в Афинах школу («Сад»), которая просуществовала более восьми столетий. Философская система Эпикура включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). Отстаивал идеи материальности мира (учение об атомах и пустоте) и его познаваемости на основе чувственного опыта. Этика Эпикура предстает как житейская мудрость. Целью человеческой жизни он считал счастье, понимаемое как удовольствие, удовлетворение желаний. Но удовольствие видел не в чувственном наслаждении, как киренаики, а в отсутствии страданий. Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность. Здоровье тела и спокойствие духа - важнейшие составляющие счастливой жизни. Мудрец в понимании Эпикура – это зна-

Удалить DEFINER = root @ localhost

в локальном, в то время как импорт,

он будет выполнен.

Можете ли вы, ребята, помочь мне в отношении хранимых процедур. Когда я экспортирую хранимую процедуру из phpmyadmin, она указывается как

CREATE DEFINER = `root` @ `localhost` PROCEDURE `c4mo_get_cities_prc` (IN `p_state_code` VARCHAR (3 ), IN `p_country_code` VARCHAR (3 ), IN `p_language_code` VARCHAR (3 )) NO SQL BEGIN SELECT city_name , city_code FROM `c4mo_cities` WHERE enabled = "Y" AND language_code = p_language_code AND state_code = p_state_code AND country_code = p_country_code ; END

И когда я импортирую его из phpmyadmin, он дает ошибку как

#1064 - You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near "" at line 13

Это довольно просто, если вы используете интерфейс phpmyadmin.

Для экспорта :

Вы увидите обычную вкладку, так как эта вкладка будет отображаться только в том случае, если у вас уже есть хотя бы одна хранимая процедура.

Просто перейдите на вкладку подпрограмм, и вы увидите свою сохраненную процедуру (для db, которую вы сделали).

Внизу отметьте галочкой флажок и затем экспортируйте. Вам просто нужно скопировать весь код и сохранить его в любом месте на локальной машине с your_stored_procedure.sql файла your_stored_procedure.sql .

Для импорта:

Просто выберите базу данных и импортируйте хранимую процедуру your_stored_procedure.sql файл, как указано выше, поскольку вы обычно импортируете файл.sql (таблицы) для своего db.

Проще говоря, хранимые процедуры («ХП») - это сохраненные в базе данных процедуры (написанные с помощью SQL и других управляющих операторов), которые могут быть выполнены движком баз данных и вызваны из программного кода, который с этим движком работает. »»» Читать полностью

Хранимые процедуры в MySQL и PHP. Часть 2

Тэйлор Рен (Taylor Ren ), 03.01.2014

Создание хранимой процедуры в MySQL

Поскольку ХП хранятся на сервере, то и создавать их рекомендуется непосредственно на сервере, т.е. не следует использовать PHP или другие языки программирования для выполнения SQL-команд по созданию хранимых процедур.

Давайте рассмотрим, как создать ХП на сервере MySQL, как создать пользователя для нее и как назначить ему привилегии на запуск нашей ХП. Затем проверим корректность результата. Для этого я воспользуюсь MySQL Workbench . Можно использовать и другие программы (например, PHPMyAdmin). Вы можете выбрать тот инструментарий, который вам больше подходит.

Допустим, наша таблица выглядит так:

CREATE TABLE `salary` (`empid` int(11) NOT NULL, `sal` int(11) DEFAULT NULL, PRIMARY KEY (`empid`)) ENGINE=InnoDB DEFAULT CHARSET=utf8;

Для нашего служащего, которому нужна статистическая информация по зарплатам (средняя, максимальная, минимальная и т.п.) из этой таблицы, мы создадим пользователя "tr" следующим образом:

CREATE USER "tr"@"localhost" IDENTIFIED BY "mypass";

Теперь назначим этому пользователю единственную привилегию EXECUTE в той схеме, где находится таблица salary:

Grant execute on hris.* to tr@`%`

Мы можем убедиться в том, что назначили нужную привилегию, открыв «Users and Privileges» в MySQL Bench:

Теперь создадим саму ХП следующим образом:

DELIMITER $$ CREATE PROCEDURE `avg_sal`(out avg_sal decimal) BEGIN select avg(sal) into avg_sal from salary; END

После выполнения этой команды в MySQL Workbench, будет создана готовая к использованию ХП avg_sal . Она возвращает среднюю зарплату по таблице salary .

Чтобы проверить, действительно ли пользователь tr может запустить ХП и не имеет доступа к таблице salary , нам нужно переподключиться к серверу MySQL, залогинившись как tr . В MySQL Workbench это можно сделать создав другое соединение и указав нужного пользователя и его пароль .

После подключения из под tr , первое, что мы замечаем, - это то, что пользователь вообще не видит каких-либо таблиц, видит только ХП:

Очевидно, что пользователь tr не может обращаться ни к одной из таблиц (а значит, не может видеть и подробную информацию о зарплатах из таблицы salary), но может запустить созданную нами ХП, которая вернет ему среднюю зарплату по компании:

Call avg_sal(@out); select @out;

Будет отображена средняя зарплата.

Итак, мы выполнили всю подготовительную работу: создали пользователя, назначили ему привилегии, создали ХП и протестировали ее. Теперь посмотрим, как вызывать эту ХП из PHP .

Вызов хранимой процедуры из PHP

При использовании PDO вызов ХП довольно прост. Вот соответствующий PHP-код:

$dbms = "mysql"; // Замените следующие параметры соединения на соответствующие вашему окружению: $host = "192.168.1.8"; $db = "hris"; $user = "tr"; $pass = "mypass"; $dsn = "$dbms:host=$host;dbname=$db"; $cn=new PDO($dsn, $user, $pass); $q=$cn->exec("call avg_sal(@out)"); $res=$cn->query("select @out")->fetchAll(); print_r($res);

Переменная $res содержит среднюю зарплату по таблице salary . Теперь пользователь может производить дальнейшую обработку вывода с помощью PHP.

Выводы

В этой статье мы рассмотрели давно забытую составляющую баз данных MySQL : хранимые процедуры. Преимущества использования ХП очевидны, но позвольте мне напомнить: Хранимые процедуры позволяют нам применять более строгий контроль доступа к определенным данным, когда это требуется бизнес-логикой.

Кроме того, мы продемонстрировали основные шаги в создании хранимых процедур, пользователей и назначения соответствующих привилегий, показали, как ХП вызываются из PHP.

Эта статья не покрывает всю тему хранимых процедур. Некоторые важные аспекты, такие как параметры ввода/вывода , управляющие операторы, курсоры, полный синтаксис и др. не были освещены в этой краткой статье.

Если вы заинтересовались, пожалуйста, оставьте здесь свой комментарий. Если нужно, мы будем рады предложить более глубокие статьи о таком полезном и мощном аспекте MySQL, как хранимые процедуры.

Тэйлор Рен

Тэйлор - свободный разработчик веб- и десктопных приложений , проживающий в Сужоу в восточном Китае. Начинал со средств разработки Borland (C++Builder, Delphi), опубликовал книгу по InterBase. С 2003 является сертифицированным экспертом Borland. Затем переключился на веб-разработку в типичной конфигурации LAMP. Позднее начал работать с jQuery, Symfony, Bootstrap, Dart и т.д.

Предыдущие публикации: