Традиционные необрядовые лирические песни. Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников

У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделенной или позабытой и преданной люб­ви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

Краше был Краснова золота,

Дороже был чистого жемчуга...

Очам был как ясен сокол.

Лицом он был как белый снег,

Черны кудри шапкою...

Поскольку любовные излияния и сетования на несчаст­ную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик люби­мого противопоставлен внутреннему состоянию героини, пе­реживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:

Тогда я с тоски убивалась,

И со слез моих очи помутились,

И ретиво сердце по тебе я надорвала.

И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала.

Герой любовных песен не всегда оказывается красав­цем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувст­вовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли стра­дающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», от­чего:

Болит моя буйная головушка,

Истрепались мои кудри.

Никто молодца не любит,

Всяк его ненавидит блуднова.

Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

Загорелась искра к ретивому сердцу близко.

Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):

Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,

Со великие кручины похмелюсь.

Или я младешенька утоплюсь.

Семейныепесни построены на неразрешимом (зачас­тую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагич­на: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привя­зывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец за­прещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В се­мейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «криво-шлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая» (сно­ха), «золовка-смутьянка», «деверечек - вор-насмешник», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная, шельма похмельная», «постылый муж».

Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозмож­ные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фолькло­ристике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отход­ники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ям­щики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий чело­век, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, при­казчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, тка­чи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.

Например, песня под названием «Батрацкая»:

Один бедный рыбак - странник -

Жил на крутом берегу. Ах!

Занимался рыбной ловлей,

Починял он невода...

Из комментирующих песни записей собирателей из­вестен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение ис­тинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.

В песнях представлены разные виды рабочего инстру­ментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитив­ной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотни­чьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артель­ной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному прило­жению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персона­жей, более свойственные другим песенным жанрам и, воз­можно, оттуда и занесенные.

Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхожде­нию тюркское, со значением «человек вольный, независи­мый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выраже­ние «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впер­вые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопро­изводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалек­тах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столе­тиях под словом «казак» подразумевался представитель во­енного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроже­нец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Москов­скую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальян­ских soldo- «жалование» и soldare - «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение воль­нонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.

Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» суще­ствовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачислен­ного в регулярную армию по найму или рекрутской повинно­сти, которой подвергались крестьяне, мещане и другие по­датные сословия, обязанные выставлять от общины опреде­ленное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных пла­чах» русского Севера).

Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:

Как со вечера кочета поют:

Со полуночи дружка куют,

Куют дружка во железушки,

Везут дружка во солдатушки,

Во молоденьки некрутинки.

Жанровая разновидность песен, обозначенная какполоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объе­динена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхожде­ния, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и по­павшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоева­телями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужден­ными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступни­ки в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия на­хождения в неволе, объясняются причины попадания за ре­шетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., про­слеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все

этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:

По воле летает орел молодой.

Летамши во поле, добычу искал,

Найдемши добычу, сам в клетку попал.

Сидит за решеткой орел молодой,

Кровавую пищу клюет под окном...

Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В началеXX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской лите­ратурной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.

Именно в этих песнях наиболее часто допускается со­единение типично песенного музыкального напева с речита­тивом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разно­видности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, жи­вущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова вы­ходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Срав­нительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).

Прослеживая на протяжении столетий особенности бы­тования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игро­вые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратно­му делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогаю­щие пережить выпавшие на долю человека жизненные не­взгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).

Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явле­ний народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточно­славянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .

Календарные песни

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной убороч­ной работы. Например:

________________________________________________________

2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного ле­тоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо ук­репленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.

За горою жито жала, У!

Ой, я снопов не вязала. У!

Снопов не вязала. У!

Тогда я буду снопы вязать. Уу!

Ой, да как месячко взойдет. У/

Постоянная прочная связь песенного творчества древ­них славян с земледельческим трудом и различными сторо­нами народного общественного быта способствовала форми­рованию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо раз­личающихся по своему эмоциональному содержанию и по­этическим образам.

Одно из самых интересных явлений обрядового кален­дарного фольклора - подблюдныепесни. Они мало изуче­ны; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно от­носят песню, певшуюся в начале гадания и получившую на­звание «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.

Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуаль­ные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участ­ников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:

Пожалуй-ка, молодец,

В наш сад посидети,

Зелен наградити!

Вечор у нас девушки

По саду гуляли,

Весь сад приломали,

Зелен притоптали!

Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основ­ной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинст­во подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.

Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.

Вторая часть подблюдных песен разнообразием вари­антов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:

Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!

У М. С. Жариковой закрепка другая:

Ладо мое! Любо мое!

Чья-то вынется - правда сбудется!

Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и инте­ресы крестьянства; различные виды крестьянского труда по­казаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреюще­го хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домаш­него обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестья­нина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.

Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой сторо­ной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях расска­зывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюд­ные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), пред­вещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили со­циально-бытовую жизнь крестьянина.

Подблюдные песни в первой своей части в подавляю­щем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Ино­сказательность же здесь можно объяснить условиями ритуа­ла: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.

Иносказательность подблюдных песен объясняет нали­чие в них образов-символов. Так как песни могли предсказы­вать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - не­счастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разно­образен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и пред­ставители животного мира (волк, заяц, воробей) и раститель­ного (клен, береза, грибы).

Символические предметы, как и образы-символы, так­же в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные пес­ни-гадания родились на основе уже существовавших фольк­лорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обря­довой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и со­став приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.

Свадебные песни составляют один из наиболее мело­дически богатых и национально-самобытных разделов рус­ского народного песенного творчества. Исполнялись свадеб­ные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобраз­ное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы состав­ляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных лю­дей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Ста­ринная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.

" В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».

Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, свя­занные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные вели­чанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд вклю­чались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Од­ним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяже­лая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.

Специфика жанра. Жизненная и поэтическая функции. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности. Средства внутреннего раскрытия образа человека. Символика, ее основные тематические виды. Художественный параллелизм, метафора, эпитеты, звукопись.

Песня – это произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве, причем один и тот же текст может иметь разное музыкальное оформление, и на одну и ту же мелодию могут исполняться разные песенные тексты. Народные лирические песни относятся к лирическому роду поэзии, так как в них рассказывается не столько о самих событиях, сколько выражается отношение к разным жизненным ситуациям.

Былина – тоже песня, но песня эпическая, там изображается ряд последовательных событий, составляющих сюжет. Герои былины постоянно совершают какие-то действия, подвиги. В лирической песне действующие лица могут не совершать никаких действий и поступков, события не играют важной роли, они лишь помогают раскрыть внутренний мир человека, являются средством передачи его чувств, мыслей и переживаний.

В науке нет пока определенного ответа на вопрос о времени возникновения народных лирических песен. Можно предположить, что они достаточно древние, могли появиться уже к IX-X вв., так как для них характерна та же поэтическая стилистика, что и для песен обрядовых. Есть другое предположение: что лирические песни как фольклорный жанр сформировались к XVI в.

Среди народных лирических песен можно увидеть несколько исторических слоев. Наиболее древними и многочисленными являются песни, возникшие в крестьянской среде, которые в науке принято называть традиционными народными лирическими песнями. С развитием капитализма появляются рабочие песни, отразившие жизнь, труд и быт рабочих.

Рост городов и возникновение в них таких социальных прослоек как мещанство, ремесленники, прислуга, привело к созданию городских песен. В XVIII – XX вв. на основе стихотворений известных и малоизвестных поэтов в фольклоре появился новый слой – песни литературного происхождения.

После революции возникают советские песни. Каждый из перечисленных песенных слоев имеет свои особенности содержания и поэтической формы, и в то же время сохраняет традиции предшествующих периодов. Традиционные народные лирические песни как самые древние представляют наибольший интерес и с точки зрения поэтики, поэтому мы остановимся на их анализе.

В лирических песнях очень широко используется символика, в основе которой лежат образы из мира природы, обладающие устойчивым иносказательным значением. Символом молодца в песнях являются сокол, голубок, зеленый дубочек, хмель, виноград. Символом девицы – белая лебедушка, сизая голубушка, белая березонька, сладкая вишенка.

Символом мужа и жены – селезень с уточкой, одинокой женщины – кукушечка, лютой свекрови – полынь горькая. Хмель, виноград, сладкие ягоды, чистые быстрые воды, яркое солнце, цветущие растения являются символами радости и веселья. А полынь, осина, рябина, высокие непроходимые горы, мутные стоячие воды, засыхающие деревья и травы означают печаль, горе, разлуку.

Совместная работа, собирание ягод, купание, качание на качелях, угощение, касание означают любовное единение, переход с одного берега на другой – преодоление препятствий в любви. «Машечка орешечки щелкала, шелушиночки в жменечку сбирала, Ванечке в кудерцы бросала» – эти слова надо понимать не в прямом смысле: Маня бросила в Ваню ореховой шелухой и попала ему в голову. Смысл песни: Манечка любит Ванечку и дает ему понять это. Символы помогают образно выразить человеческие чувства и переживания.

В отличие от былин, где гипербола употребляется для изображения физической силы богатыря, в лирических песнях она служит для раскрытия силы чувств и переживаний лирического героя. Например, в песне «По шелковой по муравушке» на могиле любимого девушка «земляничку со клубничкою поливает все слезой своей», и ягоды от этого быстро растут.

В песнях широко используются эпитеты, метафоры и сравнения, а также часто встречаются уменьшительно – ласкательные суффиксы, которые служат эмоциональным средством для выражения любви, ласки и нежности. В основе языка традиционных песен лежит живая разговорная речь народа, лексика носит бытовой характер.

Народная лирическая песня выработала множество выразительных средств композиции, помогающих глубже и ярче передать мысли и чувства лирического героя. Различаются три композиционные формы: монолог, диалог и описание. Песня- монолог прямо выражает чувства лирического героя от первого лица. Песня- диалог передает содержание в форме разговора персонажей. Чаще всего диалог строится в форме вопроса-ответа. Но большинство лирических песен чаще бывает построено по следующей схеме: описание – повествование + монолог или диалог. При этом основное содержание выражается в монологе или диалоге, а описательно-повествовательное вступление показывает те обстоятельства, которые вызвали переживания героев.

В песнях часто используются следующие композиционные приемы внутренней организации материала. Художественный параллелизм- это прием, который заключается в том, что сначала дается картина из мира природы, а затем – соответствующая ей картина из жизни человека. Вместе взятые эти две картины представляют собой одно художественное целое. Реже используется прием цепочного построения. Сущность его заключается в том, что отдельные картины песни связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в две рядом стоящие картины. С последнего образа предыдущей картины начинается последующая картина.

Характерен также прием ступенчатого сужения образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания. Последний, самый «суженный» образ, является наиболее важным, с точки зрения художественного задания песни. На нем и фиксируется внимание. Этот прием обычно используется в начале песни.

Например, в начале песни «Долина, долина да ты зеленая» дается экспозиция – эмоционально- лирическая развернутая пейзажная зарисовка, представляющая собой классическое сужение образа:

Долина, долина, да ты зеленая!

По тебе, долина, – дорожка широкая,

Дорожка широкая, реченька быстрая,

Реченька быстрая, круты бережочки.

На них желтые песочки.

На желтеньких песочках стоят три садочка.

Как во первом во садочке кукушка кукует,

А во третьем во садочке мать с сыном гуляет.

Представленная в песне картина напоминает кинематографический прием, когда камера от панорамы постепенно переходит к крупному плану, останавливаясь на главном. Попутно обратим внимание на то, что пейзаж дан в цвете, размере при помощи изобразительных эпитетов.

Тематика русских народных лирических песен довольно разнообразна. Самую большую группу составляют любовные песни. В песнях о счастливой любви (их меньше) содержится признание в любви, которое высказывается не прямо, а иносказательно, или рассказ о том, как хорош милый или милая. Красивая девушка, по народным понятиям, – круглолица, белолица, «щечки алы, как цветочек, брови черны – во шнурочек».

Красота и моральные качества стоят в этих песнях на первом месте, соображения выгоды и богатства не играют роли. В песнях часто подчеркивается, что возлюбленный беден, но весел, любимая бедна, но красива, мила сердцу. Песни о несчастливой любви (их больше) рассказывают о разлуке девушки с милым. В одной из песен говорится о том, что, проводив любимого, она не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах». Много песен об измене, о женитьбе на другой.

Семейно – бытовые песни чаще всего грустны, унылы. В них обычно рассказывается о несчастливой семейной жизни. Большинство семейных песен – женские. В них часто противопоставляются дом родительский и дом мужа, «девичья воля и бабья неволя». В песнях рассказывается о бедности, с которой подчас женщина сталкивалась в семье мужа: ее посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». Многие песни повествуют о трудных отношениях со свекровью или о варварском обращении мужа с женой.

Во многих семейно-бытовых песнях говорится о возрастном неравенстве. Женщина мечтала даже не о том, чтобы выйти замуж за любимого, а о том, чтобы иметь мужем «ровнюшку», то есть одних с ней лет, но не старого и не «недоростка». В жизни бывало и так, ибо сын или дочь были в полном подчинении у родителей и не могли пойти против их воли. Чувства молодых в расчет не брались, так как родители по-своему понимали счастье своих детей и стремились обеспечить дочери или сыну жизнь в достатке и благополучии. Поэтому так характерны для семейных песен жалобы на постылого мужа, нелюбимую или любящую другого жену.

Лирические песни создавали не только крестьяне-земледельцы, но и те слои деревенского люда, которые на короткое или длительное время уходили из дома, жили вне деревни. Бытовые рекрутские и солдатские песни рисуют картины тяжелой многолетней службы, надолго отрывавшей молодых крестьян от родных мест. Солдат вспоминает о доме, жене и детях, тоскует о родных. Он живет в холодных казармах, плохо питается.

Песни рассказывают также о гибели солдата, о его безымянной могиле и верном друге, вороном коне. Солдатские песни очень метафоричны. Поле боя называется «пашней», вспаханной не сохами, а «лошадиными копытами». Засеяно поле не зернами, а «головами казацкими». В солдатских песнях преобладают грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что русские солдаты не пели веселых песен. Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть все невзгоды военной жизни звучат в песне «Солдатушки, бравы ребятушки».

Песни разбойничьи рассказывают об удалых разбойниках, беглых вольных людях, объединившихся в шайки и занимающихся разбоем. Разбойничество было уродливой, порой жестокой формой народного бунта против социального неравенства. Разбойник терял семью, отрывался от родного дома, становился одиноким, так как рано или поздно шайки распадались, разбойников ловили и наказывали как опасных преступников. Во многих песнях звучат жалобы «добра молодца, удала разбойничка» на то, что, родив, мать не дала ему счастья. Однако эмоциональный тон многих разбойничьих песен – удалой и светлый, человек упивается обретенной волей: «они веслами гребли да пели песенки», любуется природой, которая в песнях соответствует настроению лирического героя.

Интересны ямщицкие песни, созданные ямщиками, – крестьянами, занимавшимися нелегким трудом – перевозом почты и пассажиров. Иногда им приходилось надолго покидать родное село, подолгу не видеть жену, детей и близких, поэтому так печальны протяжные ямщицкие песни. В пути их ожидали опасности и лишения, они нередко заболевали, особенно зимой, и без медицинской помощи умирали, не доходя до родного дома. Об этом сложена знаменитая песня «Степь да степь кругом».

Среди традиционных лирических песен большинство – протяжные, грустные, но есть так называемые частые, исполняющиеся быстро, энергично, веселые и жизнерадостные песни. Тематика в них та же, что и в протяжных, но подход к изображаемым событиям иной. Обычно частые песни подразделяют на плясовые, шуточные и сатирические. В плясовых песнях, под которые обычно плясали на гуляниях, главную роль играет музыкальный плясовой ритм, в них нет особой глубины в содержании и обрисовке персонажей. В шуточных и сатирических песнях, напротив, важно содержание. Многие из них связаны с любовной тематикой, с жизнью крестьян, их нравами и семейными отношениями. В них много юмора и иронии.

Тема: Песни о Степане Разине. 20-е гг 17в – начало 18 века. Солдатские песни 18-19вв.

Цели: ü Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенностей их поэтики.

ü Развитие навыка выразительного чтения, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

ü Формирование интереса к русской истории и культуре.

Ход урока.

II Проверка д\з

Таблица

Песни 20-х гг 17-начала 18в

Название песен: «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», песни о Смоленске, песни о взятии Азова
Идеи: Мысль о единении земли Русской в многочисленных песнях о Смоленске
Особенности изображения персонажей: Степан Разин - сильный атаман, человек вольный, независимый. Наделён исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью.
Художественные особенности Песни более короткие, стремительные, лиричные

Солдатские песни

Название песен: «Солдаты освобождают Смоленск»
Идеи: Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над наполеоном в период Отечественной войны 1812г.
Особенности изображения персонажей : Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов – персонажи песен
Художественные особенности : Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка.


III Работа над темой.

Заполнение таблицы.

§ Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.

§ Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672г (Англия) «Степана и Фрола Разиных везут на казнь»

§ Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина»

Лексическая работа .

Бунчук – конский хвост, насаженный на древко: символ власти атамана.

Есаул гребенский - помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске . Черкасск – центр Донского казачьего войска.

Слово учителя.

Песни о Степане Разине были сложены разинцами, то есть его войском, состоявшем из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинсаих песен делала из гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством. Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669-1671гг. казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной манере составленные сказания о взятиии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь Макария Желтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафос. Пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений». В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений – в более или менее откровенных нападках на царских воевод. Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружьё, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углём или мелом лодку, которая переносит его на Волгу и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана не сказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же нестрашимым, наделённым огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам – воеводам, боярам, каким изображают его и песни.

§ Обращение к д\з. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).

Заполнение таблицы.

§ Выразительное чтение песни «Разин и девка-астраханка».

§ Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!»

§ Анализ песни «Разин и девка-астраханка». Заполнение таблицы.

«Разин и девка-астраханка» (также в пред. таблицу)
Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время. Степан Ра-зин – «заговорённый воин», обобщён-ный образ разбойника, девка Маша. Усеченные формы прилагательных, ста-рославянские слова: «стояти», «ночевати», «спати, заряжа-ти». Уменьшитель-но-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты («во железную клетку»)«Стеньку Разина прельщала. Стеньку Разина прельстила. Три дня по Астрахани возили, Три дня голодом морили». Разин – непобедимый герой, чародей

§ Назовите солдатскую песню, которую вы изучали в 7 классе.

§ Какие чувтва солдат нашли отражение в песне?

§ Каковы особенности солдатских песен?

Песня солдатская – тематическая группа внеобрядовых лирических и лиро-эпических песен социального содержания. Солдатские песни начали создаваться с конца 17в, когда Пётр I ввёл обязательную военную службу, сначала пожизненную, затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни: для них «домы – крутые горы», «подворья – широкие раздолья», «жёны – ружья заряжёны, штыки присажёны». Главное в солдатских песнях - изображение психологии простого солдата. Солдатские песни обобщённо воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство, службу государеву и глубокую тоску по дому, по отцу-матери и жене молодой, наконец, смерть от ран в чистом поле. В период Отечественной войны 1812г в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования Екатериновского муниципального района

МКОУ - средняя общеобразовательная школа с. Бакуры

Солдатские обрядовые песни села Бакуры

«Фольклор и этнография»

Силантьева Дарья

обучающиеся 8-го класса

МКОУ СОШ с.Бакуры

Домашний адрес:

412144,Саратовская обл.,

Екатериновский район

с.Бакуры, ул. Тургенева – 5

Телефон 41-1-62

Научный руководитель:

Рекаева Светлана Валентиновна

учитель математики

МКОУ СОШ с.Бакуры

2. Обряд проводов в рекруты.

4. Обряд проводов в армию в селе Бакуры.

5. Приложения.

1. История рекрутства в России.

После разрушения Запорожской Сечи, Россия ввела на украинских землях солдатчину (от лат. solidus - монета, итал. soldato - буквально: то, что получает плату) - военную службу мужчин разных слоев населения, которая вскоре превратилась в рекрутскую повинность (рекрут - от франц. rekruter - набирать, вербовать) - способ комплектования российской армии путем принудительного набора от податных сословий солдат-новобранцев, а от дворян - офицеров. Рекрутчина была трагической страницей в судьбе украинского и российского крестьянства. Введена рекрутчина Петром I в 1699 году.

Разнарядка о числе рекрутов до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Рекрутов ("некрутов") жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены.

2. Обряд проводов в рекруты.

Обряды рекрутские - это обряды, исполнявшиеся в крестьянской среде в отношении мужчин, призванных на службу на 25 лет в русскую армию в период действия указа "О рекрутской повинности (1705 - 1874г.г.).

Обрядовое оформление проводов в армию сложилось в деревнях России, в основном в 18 в. В обряд входит обход родственников и населённого пункта, благословение родителей, прощание с семьёй, роднёй и селением. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр.

Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совместной трапезы сверстники запевали , которые затем исполнялись юношами все дни проводов; мать повязывала на шею сыну полотенце, являющееся атрибутом отчего дома. Полотенце и другие подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символический выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.

Символом прощания выступали также платки. Девушки дарили рекруту платок из тонкого полотна. В 20 веке они были заменены покупными. Парни и гармонист, составлявшие своеобразную свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга за пояс, рекрут шёл впереди ряда лицом к друзьям, поворачиваясь вперёд, он делал несколько шагов и снова обращался в сторону товарищей. Обычай идти спиной вперёд сохранился в виде элемента обряда прощания с родительским домом. Для организации проводов готовили конный экипаж (один и более): запрягали в телегу с кузовом или в сани с задком 1–3 коней, упряжь и лошадей украшали лентами, платками, полотенцем, на дугу вешали колокольчик. Когда рекрут проходил или проезжал по улице, жители выходили прощаться с ним, тем самым оказывая внимание и почёт.

Обход родственников, друзей длился 2–3 дня. По обычаю, рекрут со свитой за эти дни совершал по деревне не менее трёх кругов. Экипажи призывников заезжали на базары, здесь в дни проводов в армию они собирались из разных деревень. В пути следования и при посещении домов рекрут угощал детей и молодёжь сладостями. Хозяева, встречая его, открывали ворота. Рекрут со свитой входил в дом, усаживаясь за стол в переднем углу, проходил посолонь (по солнцу), выходил таким же образом. Угощение сопровождалось пляской. Родственники давали призывнику небольшие подарки и благословляли. Каждый раз перед окончанием посещения рекрут со свитой делал у дверей круг по солнцу и выходил, запевая рекрутскую песню.

В комплексе рекрутские обряды были представлены обычаи и обряды, связанные с гаданиями о предстоящей службе. Так, призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе; мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу. Початая при проводах рекрута бочка пива время от времени обновлялась, собирали родственников, приоткрывали дверь, приглашая находящегося далеко солдата на пиво.

Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потухнет именная - идти в армию), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва, вшивали в одежду нитки из савана мертвеца. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных.
После медкомиссии оставшиеся до призыва 3 - 7 дней рекрута гуляли каждый день с песнями по прощальным вечеринкам, где им, среди прочего, причитывали, словно покойникам. Иногда рекрута состязались в верховых скачках. Считалось, что победитель вернется живым, а упавший с лошади, обязательно погибнет. С утра в канун отправки рекрут ходил прощаться с умершими на кладбище, а с закатом солнца прощался с домом, с отцовским полем и лугом, с баней, с берегом родной реки или озера. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома. На дорогу рекрут получал благословение от отца и матери, а если призывали в военный год, то и от сельского священника. С собой рекруты брали запас еды на несколько дней и горсть родной земли в мешочке. Матери рекрутов провожали до волостного центра, друзья - на расстояния дня пешего пути. У дома и на всех важных перекрестках друзья палили из ружей в воздух холостыми зарядами. Живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался из рекрутов.
После 1868 года обряды рекрутские трансформировались сначала в обряды проводов в Армию или на действующий фронт, ныне же сводятся к одной прощальной вечеринке и общим обычаям проводов в дальнюю дорогу. Изредка призывники берут с собой листок с апокрифами "Сон пресвятой Богородицы" или "Молитвы Бога”, другие воинские молитвы, которые, как считается, уберегают от смерти и грубого отношения к призывнику командиров и сослуживцев. Еще реже им в день отправки в Армию дают пить воду, на которую наговорены знахаркой подобные молитвы. Например, такую: “Богомать-владычица, опусти лицо на землю, скуй зубы врагу, спаси Раба божья (имя) в дому и в пути, и на долгой службе, и в бою. Кто навстречу попадёт, – отведи глаза врагу. Крестом крещусь, крестом крещусь, крестом крещусь. Во имя Отца и Сына, Святого Духа. Аминь, аминь, аминь”.

С конца 19 в. и до середины 20 в. прощальную трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, которые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него. Призывник угощал провожающих, плясал в кругу свиты, распевал рекрут. песни. Застолье завершалось подачей каши; мать починала каравай, горбушку полагалось хранить до возвращения солдата. Обычай, когда ломоть отрезал призывник, является, видимо, поздним вариантом. Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой. В 20 в. в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан. В дорогу мать давала сухари и бельё, провожающие – деньги. За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, которые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность. Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт в уездный город рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.

3. Рекрутские обрядовые песни.

Служба в царской армии привела к появлению целого ряда тем, сюжетов, мотивов, образов, которые в новых общественных условиях вошли в народное творчество как отдельный слой фольклора той эпохи. Нелегкая солдатская судьба стала темой народных рассказов, анекдотов, пословиц и поговорок. В песенном творчестве она породила новый жанр, разновидность лирики - солдатские и рекрутские песни.

Генетично солдатские песни тесно связаны с казацкими. Некоторые из них - это просто несколько измененные варианты казацких песен, приспособленных к новым общественных обстоятельств после упадка казачества. Порой в них только менялось слово «казак» на «солдат», а весь смысл песни оставался без изменений.

Рекрутская повинность была страшным социальным злом. Прежде всего непомерной была сама продолжительность службы за Петра. Сначала она была пожизненной, впоследствии срок уменьшился и в 1793 г. был сокращен до 25 лет, в 1834 - до 20, а позже -15,12,10 лет. С 1874 г., когда была введена всеобщая воинская повинность, служба длилась 7 лет. Поэтому не удивительно, что кроме уже названных новых явлений в устном народном творчестве, появились еще и рекрутские вопль, которыми сопровождался уход парня в армию. Они почти не отличались от погребальных причитаний, потому что пожизненная или длительная служба в армии фактически означала конец его жизни в семье, родном селе и знаменовало переход из «своего» мира в «чужой», где действуют чужие, незнакомые законы, неизвестное будущее.

(Приложение №1 "За лесом солнце засияло")

На военную службу шли молодые, здоровые ребята, но многие из них не доживали до завершения срока: погибали в войнах, от издевательств, наказаний, тяжелых условий жизни, болезней и др. Те, кому посчастливилось вернуться из армии, приходили домой калеками, больными, сломанными физически и морально. Годы жизни в войске были наполнены страшными событиями, сложными обстоятельствами, кровавыми картинами войны, нечеловеческими издевательствами. Тяжелые условия жизни и тоска по дому становились причиной самоубийств в армии. Большой трагедией было, когда в войска отдавали мужчину, который был женат, имел детей. Без хозяина семья была обречена на бедствия, женщина при живом муже без надежды на его возвращение становилась вдовой. Все эти явления солдатской жизни, связанные с ним перипетии и семейные драмы, нашли свое отражение в солдатских и рекрутских песнях. Как лирические произведения они воспевали трагической судьбе солдата, раскрывали его внутренний духовный мир: мысли, чувства, переживания, порожденные нелегкой солдатской действительностью.

Как служил солдат службу ратную,
Службу ратную, службу трудную
Двадцать лет служил и еще пять лет...
Генерал-аншеф ему отпуск дал.

Как пришел солдат во родимый дом -
Вся-то грудь в крестах, сам седой, как лунь.
На крыльце стоит молода жена -
Двадцати годов словно не было.

Ни морщинки нет на щеках ее,
Ни сединки нет в косах девичьих.
Посмотрел солдат на жену свою
И сказал солдат слово горькое:

"Видно ты, жена, хорошо жила.
Хорошо жила - не состарилась..."
А в ответ с крыльца говорит она,
Говорит, сама горько плачется:

"Не жена твоя я законная,
А я дочь твоя, дочь сиротская.
А жена твоя пятый год лежит
Во сырой земле под березонькой."

Как вошел в избу, сел за стол солдат,
Зелена вина приказал подать.
Пьет вино солдат, по щекам его
То ль вино течет, то ли слезаньки.

(Приложение №2 "Как служил солдат")

Особенность рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутчини. Оно представало в народном воображении определенным этапом в человеческой жизни, которая состоит из трех основных вех: уход в армию, служба и солдатская жизнь, возвращение домой или гибель. Эти различные по продолжительности периоды жизни солдата и составляют основные тематические циклы рекрутских песен.

Первый цикл - набор рекрутов и их проводы в армию. Время набора в войска был переломным в жизни молодого человека. Известие о наборе приходила осенью в виде «карты» или «бумаги». Во времена крепостничества набором руководил барин, который самовольно выбирал, кому идти в солдаты, руководствуясь личным отношением к людям. Выбор падал прежде всего на непокорных, бунтующих ребят (которых отдавали в рекруты как наказания), или тех, за кого некому было заступиться. После реформы 1861 г. и отмены крепостного права, кому идти к войска решала сельский совет, в который входили преимущественно состоятельные хозяева. Богатые люди имели возможность «искупить» своих сыновей или просто подкупить тех, от кого зависел набор. Поэтому жребий чаще всего падал на бедных людей: парней - сирот или сыновей вдов. Эпизод рекрутского набора - одна из самых распространенных тем этого цикла. Он описан как страшное горе со всеми его атрибутами: ребят, которые должны были стать новобранцами, без предупреждения «ловили» там, где они были (дома, на поле, на господской работе), часто их вязали веревками или запирали в кандалы. Даже тогда, когда из села в набор должен был идти лишь один рекрут, староста, взяв на подмогу несколько дюжих мужиков, ловили и вязали каждого, кого удастся поймать. Лишь после того, как вступят в полную дом, начинают рассуждать, кого ставить «лобовым», кого на «основание», кого отпустить.

Куют они и закаляют, Не на вора, не на вора,

Кандалы готовят, Не на разбойника,

Или вора, или на вора, То же на того сироту,

Или на разбойника. Вдовина ребенка.

На сироту или вдовьего сына, пелось в песне, судьба выпадала чаще всего: «А у вдовы один сын - и тот как раз под аршин». От времени, когда его ловили, вся процедура сопровождалась причитаниями его родных (матери, сестер и братьев; жены, если он был женат, или любимой девушки).

В Российских деревнях были распространены воинские песни-плач и рекрутские песни, в основе которых лежит вопль.

Самым драматичным моментом, который становился кульминацией действа, потому что означал окончательный приговор молодому человеку, было принудительном и обязательном бритья «чуба» - парня стригли «на лысо». Этот эпизод широко воспроизведен в песнях. «Бритьё чуба» всегда сопровождается плачем парня, который не мог смириться со своей новой искаженной внешностью:

Меня стригут, меня стригут, меня слезы обливают,

Я в креселке сижу, я света не вижу.

Недаром в рекрутских песнях звучит предостережение:

Не хвалися, козаченько. Под аршин становиться.

Кудрявым чубом. Молодого казака

Потому что придется, придется в войско отдавать.

Драматизм этого ритуала подчеркивается мотивом грусти девушки, которая, вспоминая милого, думает о том, как ей еще с детства нравились его кудряшки, и она начинает собирать их. Молодого парня сравнивали с осенним деревом, дубом, с которого опадают листья

Обряд проводов ребят в рекруты является близким к погребальным причитаниям. Из таких текстов песен мы видим, что молодых людей, которые шли в армию, провожали как покойников на «тот свет»... С юношами, которых провожали, обращались как с покойниками, о них говорится как о мертвых. Новобранцев оплакивали... как мертвых, или людей, заранее осужденных на смерть.

Самой страшной страницей солдатской жизни была война. Народное воображение воспроизводит в песнях ужасы войны, кровопролития, увечье, смерть воинов на поле боя. Смерть на поле боя, похороны солдата после битвы; тело убитого лежит среди поля, над ним летает ворон; смертельно раненный воин посылает домой коня (орла или кукушку) с известием о своей гибели; две девушки скорбят над забитым солдатом.

Пули засвистели вдали
Ох уж эта стерва война
И попала вдруг есаулу в грудь
Маленькая пуля одна
И попала вдруг есаулу в грудь
Маленькая пуля одна

Обнял он за шею коня
Да одно лишь смог прошептать
Ты скачи домой коник вороной
Матушку хочу повидать
Ты скачи домой коник вороной
Матушку хочу повидать

Песен о возвращении солдата домой небольшой. Самым распространенным мотивом таких песен является мотив увечья:

Правая ручка прострелена, Левая ручка отрубленная... Посмотри, милая чорнобрива, Которая война проклятая.

Этот мотив драматизирован распространенным приемом - калеку-солдата никто не узнает; он идет своим селом, встречает знакомых людей, но они воспринимают его как чужого:

Только всего рода, - Здравствуйте, - не говорит,

Калина цветет Ручки не дает,

Из-под той калины Бедному солдату

Милая идет. Сожаления наносит...

Такие песни нередко заканчиваются тем, что искалеченный солдат, увидев, что его жена не узнаёт в нем своего мужа, решает идти дальше.

Стал ручку давать - А в лугу, на лугу,

Она не берет, Колодец с водой...

Стал ребенка брать - Теперь тебе, милая,

Она не дает. Разлука со мной!

Часто, возвращаясь домой после многолетней службы, солдат не заставал никого дома.

Сама жизненная реальность привела к тому, что рекрутские и солдатские песни в подавляющем большинстве глубоко трагические по содержанию. «Каждое их слово, рожденное болью и отчаянием, облитое горькими слезами. Вся образная система направлена на то, чтобы передать горе и страдания, настроения тоски, печали, отчаяния». Это роднит их с похоронными плачами, рекрутскими причитаниями:

Ой заплачешь, моя мамка,

В воскресенье с полудня,

Что все ребята на торжестве,

А меня не будет.

Ой заплачешь, моя мамка,

В воскресенье утром,

Как некому будет дать

Рубашку беленькую.

Рекрутские песни перекликаются также со свадебным обрядом, что обусловлено схожестью ситуаций проводов девушки, которая навсегда покидает родительский дом, и проводов парня в армию. Символика свадебного обряда используется больше всего в песнях о смерти солдата:

Оженила же его пуля быстрая,

А бояре были - все колокола ревели,

А жена же молодая - восковая свеча.

А звенчала его сабля острая.

А старосты были - несли хоругви.

(Приложение №3 "Солдатская)

4. Проводы в армию в селе Бакуры.

В конце 19, начале 20 веков проводы в армию в селе Бакуры стали сопровождаться частушками, игрой на гармони, игрой в прощальных играх и кулачных боях.


Провожая, мать давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшеюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Хлеб держали там до его возвращения. Обязательно парню давали в подарок предметы необходимые во время прохождения службы: полотенце, носовой платок, мыло, гребешок и т д., чтобы у служивого были все предметы быта сопутствующие благополучному прохождению службы.
Накануне проводов молодой боец ходил прощаться с девушками-подругами. Играли в игру «разлука», в ходе которой он прощался со всеми и в конце оставался с любимой девушкой, все уходили, а они оставались вдвоем и прощались.
В день проводов парень приглашал к себе за стол подруг и друзей. Проводился обряд выкупа ружья: крестный отец обходил всех собравшихся с шапкой, в которую гости клали денежку. Затем молодые люди мерялись силой, проводя кулачные бои «стенка на стенку». Выстроившись в две колонны, друг против друга, они начинали бороться. Если кто-то из участников падал или начинала идти кровь, этот участник выбывал и на его место приходил другой. Люди преклонного возраста обязательно присутствовали, они не встревали в ход боёв, а следили за порядком проведения.
Провожая, мать давала юноше откусить освященный хлеб, а оставшеюся часть укладывала на божницу, чтобы Бог оберегал ее сына и помог вернуться домой целым и невредимым. Хлеб держали там до его возвращения.

Действие всегда совершалось в центре дома за столом и направлено на сохранение крупицы еды уходящего, что основано на вере в то, что еда притягивает путника домой, т.е. фиксируется связь уходящего с домашним очагом.
Мать выводила сына из дома спиной, проходя через дверь, юноша дотрагивается спиной до дверного косяка. Этот обычай идет издревле: так «обманывали» злых духов, рекрут как бы ни уходит, а заходит в дом.
Котомку с поклажей новобранца несли или крёстный отец или уже отслуживший в армии молодой человек.
«Если обидел кого, то простите меня, Христа ради!» - с такими словами рекрут, кланяясь в пояс, прощался с пришедшими на проводы. Уходя, он должен был уладить все конфликты, чтобы оставить о себе хорошие воспоминания.
Мать выходила к сыну с иконой. Одни девушки-подруги подводили молодого бойца под руки к матери, а другие стелили вывернутую на изнанку шубу на землю у ног рекрута. Стелить шубу на пол, во время обрядов было заимствовано русскими у мордвы. Крестная мать ходила вокруг молодого бойца и ставила на земле кресты по четырем сторонам, создавая этим своеобразную защиту. После этого мать благословляла сына. Девушки, взяв парня под руки, выводили спиной с шубы. Всем селом собирались и шли провожать молодого бойца до ветряного оврага, что в конце села. Мать шла в конце процессии громко вопила и причитала (приложение 1).
Дальше шли провожать родители и невеста, а друзья и сельчане оставались и продолжали гуляние.
Пели частушки:
Рекрута вы рекрута,
Забытые головушки.
Повезут вас рекрута
На разные сторонушки


Куда тятька запрягаешь

Коня черногривого.
Куда тятька провожаешь
Своего сына милого.


Куда тятька запрягаешь,
Конь овёсец не доел.
Куда мамка собираешь.
или вам я надоел.


Не крута молочна каша,
Подавай на стол мамаша.
На стол мама подавала,
Горько плакала рыдала.


Рекрут, рекрутики,
Ломали в поле прутики.
Прутики ореховы,
Рекрута поехали.


Проводите товарищи,
Хоть до станции меня.
Примечайте тот вагончик,
На который сяду я.


Проводите, товарищи
Как невесту из ворот.
Сначала мать моя заплачет,
А за нею весь народ.


Рекруточки, рекрута,
Вам дорожка не туда
Не в ту сторону попали,
Ваши головы пропали


Родители с невестой провожали почти до соседнего села. Они отставали, а молодой боец с невестой шли вместе ещё 100 метров. Проходил обряд прощания: невеста дарила бойцу вышитый ею платочек, а он давал обещание его сберечь. Затем отец сажал сына на лошадь, и они отправлялись на призывной пункт.
Собирая в путь рекрутов, семьи специально выделяли им некоторое количество денег на прогул и пропой, полагая это важным социальным мероприятием. Гульба рекрутов начиналась еще за неделю до того, как жребий определял тех, кому предстояло уходить. Начинала гулять вся возрастная когорта допризывников, после жеребьевки те, кому выпало служить, гуляли группами по 5 - 6 человек, в праздничной одежде, с гармонью и песнями.

Народные песни - это те сказания, музыка и слова которых появились в ходе развития определённой культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были составлены народном. Все существующие жанры народных песен невозможно перечислить. Но о самых основных вы сможете узнать из этой статьи.

В школе детям дают азы фольклора на уроках музыки и литературы. О том, какие же бывают жанры народных песен, 4 класс узнаёт именно там. Учителя проводят общеобразовательные уроки, на каждом из которых дети ознакамливаются с определённым типом народного творчества. Особый акцент делается на жанры народных песен, примеры воплощения которых ученики пытаются отыскать в реальности.

О родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле - это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

Небылицы.

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример - «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

Свадебные;

Причитания;

Пестушки.

Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике.

Жанр причитания - это песни, которые несли в себе трагическое содержание и сопровождались грустной мелодией. Этот тип народного творчества сочетал в себе не только песни о безответной любви или любви на расстоянии, но также это могли быть песни-рассказы о каком-то плачевном событии.

Пестушки можно отнести и к жанру песен о любви и к жанру колыбельных, так как начинали их петь матери своим детям ещё в колыбели. Эти песни восхваляли ребёнка, желали ему здоровья и счастья в его жизни.

Хороводные и плясовые

Хороводное и плясовое творчество - самые весёлые и любимые Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.

Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

О природе

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.

Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».

Обрядовые

Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данные вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:

Зимние песни (колядки);

Весенние (веснянки);

Летние (песни на Ивана Купала);

Песни пахоты и сева, сбор урожая;

Вознесенские песни;

Масленичные.

Данный список можно продолжать ещё долго, ведь это самые распространённые жанры русской народной песни. Примеры обрядовых песен сохранились и до сегодня, их разучивают на уроках музыки в 4-м классе. Это «Коледа-Моледа», «Посеяли девки лён», «Завью венки».

Частушки

Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. 4 класс, например, в обязательном порядке разучивает частушки и делает это с большим удовольствием, так как это очень лёгкие четверостишья, которые имеют музыкальное сопровождение. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:

Лирические (с самым различным содержанием);

Страдания (о любви);

Матаня (обращение к возлюбленной/ному);

Плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).

Колыбельные

Самым народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

Данный жанр песни - это некий оберег ребёнка от злых сил. Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза - всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».

Солдатские

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра - отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю - Отцу России», «Вороные кони рвутся».