Знакомство с цветовыми каналами (RGB, CMYK, Плашечные, Lab, многоканальный и одноканальные режимы). Использование каналов в Photoshop

В этом уроке мы научимся усиливать контраст и яркость изображений нестандартными способами, применяя режимы наложения к отдельным цветовым каналам. Если вы хорошо знакомы с программой Фотошоп, то, конечно, знаете, что обычно мы выбираем режимы наложения на панели слоев, когда хотим изменить взаимодействие или сочетание слоя с нижележащим слоем/слоями.

Я покажу, как применять режимы наложения не к целому слою, а к отдельным цветовым каналам модели RGB (красный, зелёный и синий каналы), которые Фотошоп использует для создания полноценного цветного изображения.

Как же мы применим режимы наложения к цветовым каналам? В действительности, сделать это просто и легко благодаря команде «Внешний канал» (Apply Image).
Работа с цветовыми каналами в Фотошоп - немного сложная для начинающего пользователя тема. Я поверхностно затрону ее в данном уроке, но для тех, кто только начинает работать с каналами в Фотошоп, я настоятельно рекомендую прежде ознакомиться с уроком «Модель RGB и цветовые каналы» . Прочитав материал, вы лучше станете понимать, что будет происходить при дальнейшей работе с диалоговым окном «Внешний канал» в данном уроке.

Чтобы узнать больше о режимах наложения, рекомендую Вам ознакомиться с уроком о режимах наложения , где объясняется, как работают основные режимы наложения в Фотошоп.

В данном уроке я буду работать в версии Фотошоп CS6, но и более поздние версии тоже подойдут. Вот фотография, которую я в настоящий момент открыл в программе:

Исходное изображение

Первое, что нам нужно сделать, прежде чем переходить к дальнейшей работе с изображением - создать его копию. Если мы посмотрим на панель слоев, то заметим, что исходное изображение размещено на слое заднего фона (Background):

Панель слоев показывает, что изображение размещено на слое заднего фона

Давайте быстро сделаем копию слоя заднего фона, нажав на клавиатуре сочетание клавиш Ctrl+Alt+J / Command+Option+J. Это действие позволит не только создать копию слоя, но и предварительно открыть диалоговое окно нового слоя, в котором мы сможем задать имя слою перед его добавлением на панели. Назовите слой ««Внешний канал» (Apply Image), затем нажмите ОК для выхода из диалогового окна:

Диалоговое окно нового слоя

Если мы снова посмотрим на панель слоев, то увидим, что копия изображения появилась на новом слое «Внешний канал», расположенном над слоем заднего фона. Всегда лучше присваивать слоям наглядные, «говорящие» имена, что мы и сделали, иначе можно легко запутаться с общими именами, которые дает слоям сама программа, такими как «Слой 1» (Layer 1), которые ничего нам не скажут о назначении слоя:

Копия изображения появилась на слое «Внешний канал»

Как я уже упоминал в начале урока, обычно мы выбираем режимы наложения на панели слоев, потому что, как правило, применяем их к целому слою. Кнопка выбора режима наложения расположена в левом верхнем углу панели слоев. В качестве примера, я сейчас быстро изменю режим наложения слоя «Внешний канал» с Нормального (Normal) (заданного по умолчанию) на режим «Мягкий свет» (Soft Light):

Меняем режим наложения на «Мягкий свет»

Изменение режима показывает взаимодействие двух слоев - слоя «Внешний канал» и ниже расположенного слоя заднего фона. Режим «Мягкий свет» принадлежит к группе режимов увеличения контрастности, так как он повышает уровень контрастности всего изображения, что мы и видим на нашей фотографии. Цветовая насыщенность также немного усилилась:

Изображение после изменения режима наложения на «Мягкий свет»

Я изменю режим наложения обратно на «Нормальный», чтобы вернулись исходные настройки:

Изменение режима наложения обратно на «Нормальный»

Таким образом, если изменение режимов наложения на панели слоев влияет на взаимодействие слоев в целом, где же отражается работа с отдельными цветовыми каналами и как использовать режимы наложения для каналов? Для того чтобы дать ответ на первую часть вопроса, нам надо более внимательно взглянуть на панель слоев. Мы увидим, что она расположена рядом с двумя другими панелями - Каналы и Контуры (Channels and Paths), каждая из которых имеет собственный значок. Нажмите на значок панели «Каналы» (Channels):

Нажмите на значок панели каналов

Этим действием мы переключимся на панель каналов, где сможем увидеть отдельные цветовые каналы: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue), которые и составляют наше изображение. Канал RGB в самом верху - на самом деле не канал. Он является результатом слияния красного, зеленого и синего каналов или, другими словами, это то, как мы видим полноцветное изображение (каждый цвет на изображении состоит из комбинации красного, зеленого и синего цветов):

На панели каналов мы можем найти отдельные цветовые каналы

Мы можем выбрать отдельный канал, просто нажав на него. Я нажму на красный канал для его выбора:

Выбор красного канала

Выбор красного канала временно отключает зеленый и синий каналы и позволяет нам видеть только красный канал в окне документа. Программа Фотошоп отображает цветовые каналы в виде полутоновых изображений, и каждый канал представляет собой изображение с различными оттенками серого цвета. Вот как выглядит мой красный канал в окне документа. Если вы сравните эту версию изображения с полноценным цветным изображением, то заметите, что области, содержащие красный цвет в цветном изображении, при полутоновой передаче являются более светлыми, в то время как области, включающие в себя мало красного цвета или вообще не имеющие красный цвет, выглядят более темными:

Полутоновое изображение после выбора красного канала

Выбор зеленого канала

В окне документа теперь отображается зеленый канал в виде полутонового изображения. Обратите внимание, что он значительно отличается от красного канала. И опять, если бы вы сравнили это изображение с цветным вариантом, то заметили бы, что области, содержащие много зеленого цвета, в градации серого выглядят светлее, а области с небольшим количеством зеленого цвета или полным его отсутствием - темнее:

Полутоновое изображение после выбора зеленого канала

Наконец, я нажму на синий канал на панели каналов для его выбора, в результате чего временно отключатся красный и зеленый каналы:

Выбор синего канала

Теперь у нас в окне документа - синий канал, и опять полутоновое изображение отличается от красного и зеленого каналов. В этот раз, чем больше синего цвета содержит область на цветном изображении, тем светлее она на изображении в градации серого, и наоборот, чем меньше синего цвета в области цветного изображения, тем область в полутоновом изображении темнее. Когда вы будете вскоре выбирать отдельный цветовой канал в диалоговом окне команды «Внешний канал», не забывайте про эти три версии цветовых каналов, представленных полутоновыми изображениями с различной градацией серого:

Полутоновое изображение после выбора синего канала

Чтобы перейти к полноценной цветной версии изображения, нажмите на канал RGB в самом верху панели каналов. Это действие вернет все три цветовых канала в работу:

Выбор смешанного канала RGB

И мы снова видим полноценное цветное изображение:

Полноценное цветное изображение вновь появилось в окне документа

Команда «Внешний канал»

Теперь, когда мы знаем, что цветовые каналы расположены на отдельной панели и каждый из них представляет собой полутоновое изображение, давайте отвечать на вторую часть вопроса - как можно применить к ним режимы наложения. Возможно, вы заметили, что на панели каналов нет вкладки «Режимы наложения» (Blend Mode) в отличие от панели слоев. В действительности, нам больше не нужно работать с панелью каналов, поэтому давайте перейдем обратно на панель слоев, нажав на ее наименование (Layers):

Переключаемся обратно на панель слоев

Чтобы применить режимы наложения к отдельным цветовым каналам, мы используем команду «Внешний канал». Для этого выбираем строку меню «Изображение» (Image) в верхней части экрана, далее из списка - «Внешний канал» (Apply Image):

Выбираем «Изображение» > «Внешний канал» (Image > Apply Image)

Это действие откроет диалоговое окно команды «Внешний канал». Если вы раньше никогда с ним не работали, то оно может показаться вам немного пугающим, но на самом деле все достаточно просто. В действительности, мы будем использовать только два параметра - «Канал» (Channel) и «Наложение» (Blending):

Параметры «Канал» и «Наложение» в диалоговом окне команды «Внешний канал»

Параметр «Канал» отвечает за выбор канала, который мы хотим использовать для работы. По умолчанию, выбран канал RGB, который, если вы помните, является смешанным каналом, расположенным в самом верху панели каналов (результат слияния красного, зеленого и синего каналов для получения цветного изображения). Параметр «Наложение» отвечает за выбор нужного нам режима наложения. Если мы оставим параметр «Канал» с выбранным каналом RGB и будем просто изменять режимы наложения, то получим тот же самый результат, как и при выборе режима наложения на панели слоев. Для примера, я выберу режим наложения «Мягкий свет» (Soft Light.) в диалоговом окне команды «Внешний канал» (параметр «Канал» - RGB):

Оставляем параметр «Канал» со значением RGB и меняем режим наложения на «Мягкий свет»

Хорошо видно, что мое изображение не отличается от того, которое я получил при выборе режима наложения «Мягкий свет» на панели слоев ранее в нашем уроке. Произошло то же самое усиление контрастности и цветовой насыщенности:

Параметр «Наложение» команды «Внешний канал» работает так же, как и режимы наложения на панели слоев, когда выбран канал RGB

Но все становится интереснее, когда вместо канала RGB мы выбираем любой из трех отдельных цветовых каналов. Я оставлю режим наложения «Мягкий свет» и изменю параметр «Канал» с RGB на «Красный». Таким образом, я буду накладывать только красный канал:

Выбор красного канала

В этот раз результат совершенно отличный от предыдущих. Мы все еще видим общее усиление контрастности из-за работы режима наложения «Мягкий свет», но благодаря взаимодействию полутонового изображения красного канала с режимом наложения мы получили другой эффект. Кожа девушки выглядит намного светлее, чем раньше. То же самое произошло и с ее волосами, с красным топом и областями красного, оранжевого и желтого оттенков на жакете. По существу, всё, что содержит много красного цвета на изображении, выглядит теперь светлее, тогда как области, содержащие немного красного цвета или вообще его не имеющие, например, голубая и зеленая область жакета, выглядят темнее, чем раньше:

Эффект от взаимодействия красного канала с режимом наложения «Мягкий свет»

Давайте посмотрим, что произойдет, если я заменю значение параметра «Канал» на зеленый (режим наложения все еще «Мягкий свет»):

Переключение с красного канала на зеленый

Выбрав зеленый канал, мы получили еще один вариант применения эффекта. На этот раз, светлее стали области, содержащие много зеленого цвета, в то время как области с большим количеством красного или синего цвета стали темнее. Наиболее отчетливое изменение произошло с кожей девушки, которая стала темнее и контрастнее, чем при выборе красного канала:

Взаимодействие зеленого канала с режимом наложения «Мягкий свет»

Теперь я заменю значение параметра «Канал» на синий:

Выбор синего канала

В данном случае мы получили третий вариант изображения, когда области с синим цветом стали светлее, а области с красным или зеленым цветами - темнее. Эти вариации эффекта не были бы возможны (по крайней мере без приложения больших усилий), если бы мы не получили доступ к работе с отдельными цветовыми каналами с помощью команды «Внешний канал»:

Каждый цветовой канал дает нам свой вариант применения эффекта

Конечно, мы не ограничены в использовании только режима наложения «Мягкий свет» при работе с нашими цветовыми каналами. Мы можем выбрать любой из режимов наложения, как мы бы это сделали на панели слоев. Я оставлю значение параметра «Канал» - «Синий» и изменю значение параметра «Наложение» на «Перекрытие» (Overlay):

Выбор режима наложения «Перекрытие» для синего канала

Как и режим «Мягкий свет», «Перекрытие» - режим, усиливающий контрастность на изображении, но в еще большей степени:

Взаимодействие синего канала с режимом наложения «Перекрытие»

А вот как будет выглядеть работа режима «Перекрытие» при изменении канала на «Зеленый»:

Взаимодействие зеленого канала с режимом наложения «Перекрытие»

И вот как выглядит красный канал в режиме «Перекрытие»:

Взаимодействие красного канала с режимом наложения «Перекрытие»

Изображение красного канала выглядит слишком насыщенным при взаимодействии с режимом «Перекрытие», но мы можем при необходимости с легкостью приглушить цвета, уменьшив непрозрачность наложения. Вы найдете параметр «Непрозрачность» (Opacity) непосредственно под параметром «Наложение» (Blending) в диалоговом окне команды «Внешний канал», и он работает так же, как и параметр «Непрозрачность» на панели слоев. По умолчанию значение параметра составляет 100%. Я уменьшу его значение до 60%:

Уменьшаем непрозрачность для снижения интенсивности эффекта наложения

Уменьшив непрозрачность, мы вернули часть бликов и теней на изображение:

Изображение после уменьшения непрозрачности режима наложения «Перекрытие»

Если вы хотите сравнить обрабатываемое и исходное изображения, просто отключите опцию «Предварительный просмотр» (Preview), расположенную в правой части диалогового окна. Это действие скроет применение эффекта и даст вам возможность увидеть исходное изображение в окне документа. Выберите снова опцию «Предварительный просмотр», чтобы вернуться к работе с эффектом:

Включите и отключите опцию «Предварительный просмотр», чтобы сравнить исходное и обрабатываемое изображения

Вы часто будете замечать, особенно обрабатывая фотографии людей, что режимы «Мягкий свет» и «Перекрытие» наиболее удачны для обработки, но и другие полезные режимы наложения также стоит попробовать, такие как «Экран» (Screen) и «Умножение» (Multiply). Режим «Экран» осветляет все на изображении, в то время как режим «Умножение» - затемняет. Попробуйте применить эти режимы к трем цветовым каналам, чтобы увидеть результат, затем отрегулируйте интенсивность эффекта, увеличивая или уменьшая значение непрозрачности. Например, в моем случае, я установил значение параметра «Канал» - зеленый, режима наложения - «Умножение» и снизил уровень непрозрачности до 40%:

«Канал» - Зеленый, «Наложение» - «Умножение», «Непрозрачность» - 40%

В результате изображение стало более темным и прорисованным в деталях:

Режим наложения «Умножение» хорошо подходит для затемнения изображения. Попробуйте режим «Экран» для его осветления

Когда вы станете довольны результатом, нажмите ОК, чтобы выйти из диалогового окна команды «Внешний канал». Вы можете затем опять сравнить обработанное изображение с исходным, нажав на иконку видимости слоя (в виде глаза), расположенную слева от названия слоя «Внешний канал» на панели слоев. Нажмите на иконку один раз, чтобы сделать слой временно невидимым и просмотреть исходное изображение. Нажмите на иконку снова, чтобы вернуть слою «Внешний канал» видимость:

Включите и выключите видимость слоя для сравнения конечного результата и исходного изображения

И вот мы сделали это! Мы научились применять режимы наложения к отдельным цветовым каналам, используя команду Фотошоп «Внешний канал»!

Цветовая коррекция в Photoshop

Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г. Санкт-Петербург

В КомпьюАрт № 10’2011 были описаны методы диагностики тональности изображения и инструменты для тоновой коррекции фотографии. Как мы и обещали, в этом номере будут рассмотрены инструменты для цветовой коррекции. Во всех примерах, приведенных в данной статье, используется цветовая модель RGB.

Диагностика цветового сдвига

Прежде чем приступить к коррекции фотографии, необходимо определить цвет, преобладающий над остальными цветами, то есть цветовой сдвиг изображения. В этом вам помогут гистограмма, разобранная по цветовым каналам, и цветовые пробы. Более того, эти же инструменты проинформируют вас о результатах коррекции. Кроме того, при коррекции следует помнить, что цветовой сдвиг заметен в светлых и серых тонах, а в тенях его не видно.

Как правило, для изображения, имеющего цветовой сдвиг, помимо цветовой необходимо провести еще тоновую коррекцию. Поэтому перед тем, как приступить к удалению цветового сдвига, сбалансируйте изображение по тонам.

Гистограмма изображения, разобранная по цветовым каналам

Напомню, что палитра Гистограмма (Histogram) вызывается с помощью команды Окно (Window) -> Гистограмма (Histogram). Чтобы разложить график по цветам, необходимо из дополнительного меню палитры, которое раскрывается щелчком по кнопке , выбрать пункт Просмотр всех каналов (All Channels View). А для отображения цветных графиков следует выбрать пункт Показать каналы в цвете (Show Channels in Color) — рис. 1.

Гистограмма, представленная на рис. 1, показывает, что в изображении преобладает красный цвет: график красного канала смещен относительно остальных в сторону светов. Для удобства сопоставления всех каналов их можно показать в одной системе координат (рис. 2). Для этого необходимо из списка Канал (Channel) выбрать пункт Цвета (Colors).

Примечание. Цветовой канал — это полутоновое изображение, отражающее распределение яркостей соответствующего базового цвета. Изображение, представленное в модели RGB, имеет три цветовых канала: красный, зеленый и синий. Полутоновые изображения в красном, зеленом и синем каналах накладываются друг на друга, образуя цветную картинку. Этот результат принято называть совмещенным RGB-каналом.

Цветовые пробы

Для анализа цветового сдвига изображения также удобно использовать цветовые пробы (метки), которые устанавливаются инструментом Цветовой эталон (Color Sampler).

Панель свойств инструмента Цветовой эталон (Color Sampler) содержит всего два параметра:

  • список Размер образца (Sample Size), управляющий размером пробы (по умолчанию используется размер Точка (Point Sample));
  • кнопка Удалить (Clear), удаляющая все цветовые пробы изображения.

Чтобы управлять цветовыми пробами, используйте следующие правила:

1. Для перемещения цветовой пробы наведите на нее указатель мыши, он примет вид стрелки , а затем просто перетащите пробу на новое место.

2. Для перемещения цветовой пробы, когда открыто окно корректировки, нажмите клавишу Shift, подведите указатель к пробе и переместите ее.

3. Для удаления цветовой пробы перетащите ее за пределы окна документа. Также можно нажать и удерживать клавишу Alt (в Mac OS — клавишу Option), в момент наведения на пробу указатель примет вид ножниц , щелчок мышью удалит пробу.

4. Для удаления цветовой пробы в процессе работы с диалоговым окном корректировки нажмите и удерживайте комбинацию клавиш Alt+Shift (в Mac OS комбинацию Option+Shift), при наведении на пробу указатель изменится на ножницы, щелчок удалит пробу.

5. Для удаления всех цветовых проб нажмите кнопку Удалить (Clear) на панели свойств инструмента.

При работе с метками запомните следующие числовые значения цветовых составляющих модели RGB:

  • серый цвет должен иметь равные или близкие к равным значения всех трех составляющих — R, G, B;
  • белый цвет имеет максимальное или близкое к максимуму значение яркости всех составляющих;
  • черный цвет имеет нулевое или близкое к нулю значение всех трех составляющих;
  • базовые цвета должны иметь большее значение соответствующей составляющей по сравнению с остальными: для красного — R, для зеленого — G, для синего — B;
  • смеси двух базовых цветов должны иметь большее значение двух составляющих по сравнению с третьей: для желтого — R и G больше B, для пурпурного — R и B больше G, для голубого — G и B больше R.

На рис. 3 представлено изображение с двумя отмеченными на нем цветовыми пробами. В палитре Инфо (Info) отображаются числовые значения трех составляющих R, G и B установленных проб, по которым можно судить о цветовом сдвиге.

Попробуем определить цветовой сдвиг по установленным пробам. Изображение содержит две цветовые метки. Первая установлена на ступеньках, которые должны быть серого цвета, то есть иметь равные значения яркостей трех базовых цветов. А в примере мы имеем преобладание красного цвета (R = 110) с заниженным содержанием зеленого (G = 81) и синего (B = 84). Вторая метка поставлена на лист сирени, который должен быть зеленым — значит, вторая составляющая G должна быть больше остальных. А в примере мы имеем нехватку синего и зеленого цветов: R = 140, G = 139, B = 96. Следовательно, цель коррекции — уменьшить содержание красного цвета.

Когда цель поставлена, необходимо определить действия для удаления цветового сдвига. В этом вам поможет схема цветового круга.

Схема цветового круга

Главным принципом цветовой коррекции является настройка баланса цветов, в основе которого лежит цветовой круг, показывающий взаимосвязь основных цветов двух моделей — RGB и CMYK (рис. 4).

Для цветовой коррекции используйте следующие три правила, вытекающие из этой схемы:

1. Уменьшение содержания одного цвета увеличивает содержание противоположного и наоборот. Противоположными называются цвета, которые соединяются линией, проходящей через центр круга. Например, увеличивая содержание красного цвета, мы уменьшаем содержание голубого, и наоборот.

3. Чтобы увеличить содержание определенного цвета, необходимо уменьшить содержание цветов, соседних с противоположным, и наоборот. Например, для увеличения красного цвета следует уменьшить содержание зеленого и синего.

На рис. 3 мы определили цель коррекции — уменьшение содержания красного цвета. Исходя из перечисленных правил, следует действовать так:

  • по правилу 1 нужно увеличить содержание противоположного голубого цвета;
  • по правилу 2 следует уменьшить содержание соседних желтого и пурпурного цветов;
  • по правилу 3 необходимо увеличить содержание соседних с противоположным зеленого и синего цветов.

Когда определена цель коррекции и ясны действия для ее достижения, необходимо выбрать нужный инструмент. Также в ходе коррекции лучше попробовать удалить сдвиг по двум-трем правилам, чтобы была возможность, сравнив полученные результаты, выбрать наилучший.

Коррекция тона в канале

Коррекция тона в канале осуществляется в диалоговых окнах Уровни (Levels) и Кривые (Curves). В отличие от тоновой коррекции, необходимо предварительно определить цветовой канал, в котором будет осуществляться коррекция тона. А дальнейшая технология такая же, как у тоновой коррекции.

a

b

Рис. 5. Примеры: а — увеличение содержания красного цвета в диалоговых окнах Уровни (слева) и Кривые (справа);
б — уменьшение содержания красного цвета в диалоговых окнах Уровни (слева) и Кривые (справа)

1. Для добавления цвета необходимо осветлить изображение в выбранном канале (рис. 5а ):

2. Для уменьшения цвета следует затемнить изображение в выбранном канале (рис. 5б ):

Уровни

В примере на рис. 3 необходимо понизить содержание красного цвета.

1. Если в окне Уровни (Levels) из списка Канал (Channel) выбрать пункт Красный (Red) и попробовать переместить серый ползунок вправо для уменьшения содержания красного цвета, то цветовые метки покажут уменьшение красной составляющей, но изображение станет темнее. Это происходит из-за аддитивности модели RGB. Значит, необходимо устранить сдвиг по-другому.

2. По правилу 3 цветового круга следует повысить содержимое зеленой и синей составляющих. Поочередно выбирая синий и зеленый каналы, сместим ползунок серых тонов влево. В момент коррекции обращайте внимание на изменение значений обеих проб в палитре Инфо (Info). Для первой пробы (ступеньки) необходимо добиться равных значений всех трех составляющих (R, G, B). А у второй пробы (лист сирени) значение зеленого цвета (G) должно превышать значения остальных цветов.

3. В ходе коррекции значение обеих проб изменилось. Первая проба указывает на идеальный серый цвет: R = 110, G = 110, B = 110. Во второй пробе содержание зеленого цвета больше остальных составляющих: R = 140, G = 164, B = 122.

На рис. 6 приведен пример коррекции с измененными показаниями цветовых проб.

Использование диалогового окна Кривые

Используя диалоговое окно Кривые (Curves), удалим цветовой сдвиг на изображении Михайловского замка.

1. Установим две метки на изображениях облака и серой стенки (рис. 7). Облако должно быть белого цвета, а мы имеем заниженное содержание в зеленой и красной составляющих: R = 190, G = 189, B = 255. Вторая проба должна иметь равные значения всех трех базовых цветов, а на самом деле наблюдается преобладание синего цвета: R = 135, G = 137, B = 180. Цель коррекции — уменьшить содержание синего цвета.

2. По правилу 3 цветового круга необходимо увеличить содержание красного и зеленого цветов. Для этого следует в соответствующих каналах коррекционную прямую преобразовать в выпуклую кривую.

Рис. 7. Исходное изображение Михайловского замка с нанесенными на него цветовыми метками

3. В результате коррекции мы имеем следующие показания проб. Первая проба: R = 239, G = 237, B = 255. Вторая проба: R = 179, G = 177, B = 180 (рис. 8). Первая проба указывает на небольшое преобладание синего цвета, что вполне нормально для цвета облака. Вторая проба имеет почти равные значения всех трех составляющих. Так что результат коррекции можно считать удовлетворительным.

Использование диалогового окна Цветовой баланс

Диалоговое окно Цветовой баланс (Color Balance) позволяет проводить коррекцию цвета в различных тоновых диапазонах изображения независимо друг от друга. Области влияния инструмента задаются тремя переключателями: Тени (Shadows), Средние тона (Midtones) и Света (Highlights). Коррекция проводится путем смещения ползунка в сторону одного из пары противоположных цветов цветового круга: голубого или красного, пурпурного или зеленого, желтого или синего (рис. 9).

Данное диалоговое окно вызывается командой Изображение (Image) -> Коррекция (Adjustments) -> Цветовой баланс (Color Balance) или клавиатурным эквивалентом Ctrl+B (в Mac OS — Command+B).

Используя диалоговое окно Цветовой баланс (Color Balance), сбалансируем по цветам изображение Казанского собора, представленное на рис. 10.

1. Установим две пробы: первую в области основания купола, вторую в тени между колоннами. Обе пробы соответствуют серому цвету, только первая светлее второй. Обе показывают на избыток синего цвета:
R = 168, G = 169, B = 190 (первая проба) и R = 19,
G = 19, B = 45 (вторая проба).

2. По правилу 1 цветового круга для уменьшения содержания синего цвета следует увеличить содержание противоположного ему желтого цвета.

3. В окне Цветовой баланс (Color Balance) установим флажок Средние тона (Midtones) и переместим ползунок в сторону желтого цвета. Аналогично скорректируем цвет, предварительно установив флажок Света (Highlights), а затем Тени (Shadows).

4. В ходе коррекции мы получили приблизительно равное соотношение между составляющими в обеих цветовых пробах: R = 188, G = 188, B = 189 (первая проба) и
R = 26, G = 26, B = 26 (вторая проба) — рис. 11.

Изменение цветового баланса при помощи команды Фотофильтр

Диалоговое окно Фотофильтр (Photo Filter) (рис. 12) имитирует технику, когда на объектив камеры надевается цветной фильтр, меняющий цветовой баланс и цветовую температуру снимка. Фильтр можно выбрать из перечня готовых, а можно подобрать самостоятельно в зависимости от конкретного изображения.

Удалим избыток зеленого цвета на фотографии детей, используя Фотофильтр (Photo Filter).

  1. Избыток зеленого цвета виден невооруженным глазом, об этом же говорит гистограмма изображения (рис. 13).
  2. По правилу 1 цветового круга для удаления зеленого цвета необходимо увеличить содержание пурпурного.
  3. Выберем из списка пурпурный цвет и зададим плотность фильтра равной 65%. Обратите внимание на изменения, которые отображает гистограмма. Теперь зеленый график не выезжает из стопки остальных графиков (рис. 14).

Внимание! Выбранный из перечня готовых фильтров пурпурный цвет не соответствует пурпурному цвету модели RGB с максимальной яркостью красной и синей составляющей: R = 255, G = 0, B = 255. Он имеет другой оттенок с примесью зеленого цвета: R = 227, G = 24, B = 227. Поэтому при использовании чистого пурпурного цвета значение плотности фильтра может быть другим.

4. Как видно на рис. 14, изображение потемнело в ходе коррекции. Немного осветлим его и повысим насыщенность (рис. 15).

В настоящей статье приведен далеко не полный перечень инструментов цветовой коррекции. За кадром остались автоматическая и полуавтоматическая коррекция, инструменты поточной обработки фотографий и коррекция в режиме Lab. Они будут рассмотрены в одном из ближайших номеров журнала.

Рядом с панелью слоев находится еще одна – панель Channels . Ее предназначение в графическом отображении цветовой информации. Каждый канал является отдельным компонентом изображения.

Итак, в чем же, собственно, смысл данной панели?

Во-первых, цветовые каналы содержат информацию, разделенную по цвету. Например, в режиме RGB изображение делится на 3 канала: red , green , blue , а для CMYK – это 4 канала: cyan , magenta , yellow , black . Таким образом, можно выделить тот факт, что программа Photoshop не различает сам цвет, а находит его путем фильтрации, через наложение каналов друг на друга.

Во-вторых, существуют также альфа-каналы. Подобно цветовым каналам, они поддерживают 256, 65536, 4 294 967 296 оттенков серого. Но в отличие от цветовых каналов, не содержат в себе информации и представляют собой уровни непрозрачности, маски. Их можно использовать и в качестве выделения области с последующим сохранением (информация об альфа-каналах заносится в программу, поэтому расходуется память, в следствие чего увеличивается размер исходного файла).

Рассмотрим более подробно использование каналов в программе Photoshop на следующем примере.


Заходим в панель Channels – Window-Channels . Видим панель на подобие Layers , только в роли слоев выступают каналы в зависимости от выбора режима отображения. Мы будем использовать режим RGB .

Здесь можно увидеть 3 отдельных канала и 1 общий:

RGB – совмещенный канал, состоящий из:

Red – красный, Green – зеленый, Blue – голубой цвет.

Если мы сделаем выделение машины и сохраним его, то у нас появится 4 канал: альфа-канал. Как вы уже помните, это простое выделение.



Теперь посмотрим, как выглядят каналы для отдельных цветов и выясним каким образом можно их использовать. Итак, красный, зеленый и голубой каналы в порядке уменьшения представлены чуть ниже.

Можно заметить, что белый цвет в канале соотносится с красным при просмотре в режиме RGB. Т.е. если взять инструментом Eyedropper Tool цвет с капота машины, то зайдя в панель Window-Color увидим, что красный цвет имеет значение 255. Так как у нас это не красный, а розовый цвет, то значения зеленого и голубого в панели Color поменяются.






Осталось рассмотреть правое меню панели Channels по пунктам:

  • New Channel
  • Duplicate Channel
  • Delete Channel
  • New Spot Channel
  • Merge Spot Channel
  • Channel Options
  • Split Channels
  • Merge Channels
  • Panel Options
  • Close
  • Close Tab Group

Цветовые каналы содержат информацию, разделенную по цвету. Каждый канал представляет собой отдельное изображение одного из цветов (например, для CMYK это четыре канала, соответственно, cyan (голубой), magenta (пурпурный), yellow (желтый) и blak (черный)), причем каждый представлен в градациях серого.

Каждый из каналов цвета можно представлять себе, как прозрачный слой пикселов соответствующего цвета. Сочетание всех каналов дает полноцветное изображение.

Каждый канал может потенциально содержать в себе 256 оттенков цвета при 8-битном цветовом разрешении, 65 536 оттенков при 16-битном или 4 294 967 296 - при 32-битном (напомню, что 32-битная глубина цвета доступна только для изображений в режиме градаций серого и RGB-изображений). Компьютер обрабатывает информацию в каждом канале, как независимое полутоновое монохромное изображение. Каждому пикселу присваивается значение "серой шкалы", т.е. оттенков серого цвета, причем белому цвету соответствует 255, 65 535 или 4 294 967 296 (согласно цветовому разрешению), а черному - 0. По умолчанию отдельные цветовые каналы отображаются в серой шкале, поскольку так глазу легче заметить слабые оттенки. Тем не менее, при желании можно увидеть каждый из цветовых каналов в своем цвете. Также будут присутствовать каналы плашечных цветов, если таковые используются в изображении.

1)Для начала работы создаем новый документ. Размеры 1)лучше указать побольше – это скажется в дальнейшем. Я создал документ размером 1000 на 400 пикселей. Думаю для того, чтобы объяснить общие принципы этого должно хватить.

2.) При помощи инструмента «Горизонтальный текст» (горячая клавиша Т) пишем текст на рабочей области. Шрифт не очень важен, но постарайтесь выбрать широкий, чтобы контур получился четким. Текст будет автоматически записан в отдельный слой который нам понадобится для создания маски.

4.) Для создания контура текста необходимо нажать правой клавишей на слое с текстом и выбрать из выпадающего меня пункт «Создать рабочий контур». Результат этой операции появится на вкладке «Контуры» (в английской версии Paths), как правило, эта вкладка размещена на панели слоев.

5.) После этого слой с текстом делаем невидимым и переходим во вкладку «Контуры». Для того чтобы создать контур текста – выбираем инструмент «Кисть» (горячая клавиша В) и выбираем рисунок для кисти. При выборе кисти обратите внимание на её размер, если он будет большим, то вместо контура Вы получите полную закраску. Для того чтобы создать контур текста в фотошопе нажмите на клавишу в нижней части панели «Контуры». На этой кнопке изображен пустой круг. На рисунке можете оценить разницу обычной кисти и кисти в форме цветочка, во втором случае изображение сразу немного затонировал (Ctrl+U).

6.) На этом урок уже закончен, но для того, чтобы добавить уникальности своему тесту можете поэкспериментировать с настройками стиля слоя. Сделать контур текста глянцевым и выпуклым например. Об этом я на днях напишу большой пост.

Тоновая коррекция изображения. Основные понятия. Диапазон яркостей. Изображения можно получать различными путями - сканированием, съемкой цифровой камерой, видеозахватом. Полученные изображения практически всегда имеют недостатки - они могут быть слишком темными, с неразличимыми деталями, слишком светлыми, вялыми, то есть недостаточно контрастными, и т. д. Отличие хорошей фотографии от плохой проявляется прежде всего в правильном балансе света и тени. Тогда объекты съемки выглядят рельефными и хорошо воспринимаются глазом. В каждой фотографии есть сюжетно важная часть, которая обычно наиболее богата деталями. В ней тоновый контраст должен быть самым большим. Погрешности в освещении и контрасте называют тоновыми, а процесс их исправления - тоновой коррекцией .

В этом уроке вы узнаете, как повысить контрастность и произвести тонировку, применяя различные режимы наложения (Blend Modes) с определенными цветовыми каналами (Color Channels). Если вы пользовались программой Photoshop ранее, то вам, скорее всего, известно, что режимы наложения влияют на то, как взятый слой взаимодействует с предыдущим слоем, поэтому опция Режимы Наложения и находится в панели Слои (Layers).

Мы расскажем, как применять различные режимы наложения не для всего слоя, а для отдельно взятых цветовых каналов RGB (Red, Green, Blue), которые необходимы программе для создания полноцветного изображения. Всё это очень легко осуществимо благодаря команде Apply Image (Внешний Канал).

Работа с цветовыми каналами - это раздел не совсем для новичков, поэтому если вы слышите этот термин впервые, то советую для начала почитать статьи о RGB каналах. Вам будет проще понять, что происходит при работе с окном Внешний Канал (Apply Image).

Я буду работать в Photoshop CS6, но для этого урока подойдет любая более ранняя версия программы.

Это фотография, которая в данный момент открыта у меня на компьютере:

Исходная фотография

Прежде чем приступать к каким-либо манипуляциям я всегда делаю копию слоя с исходной фотографией. Если вы посмотрите на мою панель слоев, то увидите, что оригинальное фото у меня всегда находится на слое Background (Фон):

Давайте быстро создадим копию слоя, воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Alt+J (Win) / Command+Option+J (Mac). Эта комбинация клавиш не только создает копию слоя, но и открывает диалоговое окно, где вы можете дать название Новому слою, мы назовем его “Apply Image” и нажмем Ok.

Теперь мы видим новый, только что созданный нами слой в панели слоев. Всегда называйте слои, так как названия, даваемые программой по умолчанию (Layer1, Layer2..) не несут в себе никакой информации, из-за этого часто возникает путаница.

Как я сказал в начале урока, мы выбираем режимы наложения в панели со слоями потому, что применяем их ко всему слою. Функция Blend Mode (Режим Наложения) находится в левом верхнем углу панели Layers (Слои). Просто для примера я изменю режим наложения слоя с Normal на Soft Light (Мягкий свет):

Мы видим, что верхний слой Apply Image теперь по-новому взаимодействует с нижним слоем Background. Режим Soft Light относится к группе контрастных режимов наложения, так как повышает общую контрастность изображения. Также немного увеличилась и цветовая насыщенность.

Фото после изменения режима наложения на Soft Light.

Теперь вернусь к оригинальному изображению и снова включу режим наложения Normal.

Если режимы наложения влияют на взаимодействие слоев между собой, то какую же функцию несут цветовые каналы, и как их использовать? Взгляните на панель Слоев (Layers) и обратите внимание на ее верхнюю часть, вы увидите, что панель объединяет в себе три вкладки, в том числе Layers и Channels. Выберете вкладку Channels:

Мы перешли в панель Channels, где по отдельности представлены Красный, Зеленый и Синий каналы, которые составляют наше изображение. Канал RGB, расположенный сверху, на самом деле не является каналом, это конечный результат смешения Красного, Зеленого и Синего каналов, т.е. наша фотография.

В панели Channels мы можем выбрать для дальнейшей работы отдельные каналы.

Выбираем Красный канал

При выборе Красного канала временно отключаются Зеленый и Синий цветовые каналы, что позволяет нам увидеть фотографию только в Красном канале. Программа Photoshop отображает цветовые каналы в виде изображений в градациях серого, и каждый из каналов придает черно-белому изображению различный вид. Вот так выглядит Красный канал. Если вы сравните эту черно-белую версию с оригинальной полной версией нашей фотографии, то заметите, что области, содержащие большое количество красного цвета в оригинальном изображении в Красном канале выглядят более светлыми, в то время, как области, содержащие меньше красного, напротив, более темные:

Черно-белое изображение в Красном канале

Теперь давайте отключим Красный и Синий каналы, выбрав Зеленый канал.

Теперь в рабочем окне отображается Зеленый канал в виде черно-белого изображения. Заметьте, что выглядит он совсем иначе, нежели Красный. И снова, если вы сравните фотографию в Зеленом канале с оригинальным изображением, то увидите, что участки, где преобладает зеленый цвет, отображаются светлее и наоборот, участки, где зеленого цвета нет, темнее:

Изображение в Зеленом канале

И наконец, посмотрим, как выглядит фотография только в Синем канале.

Выбираем Синий канал

Перед нами открылось изображение в Синем канале, и снова мы видим черно-белую картинку, отличающуюся от предыдущих двух. Чем больше на участке исходного изображения содержится синего цвета, тем светлее этого участок будет отображаться в Синем канале и наоборот. Не забывайте, что каждый отдельно взятый цветовой канал представляет собой версию изображения в градациях серого со своими значениями яркости:

Изображение в Синем канале

Чтобы перейти к полноцветному изображению, поставьте галочку напротив RGB в верхней части панели Channels.

Перед нами снова предстало наше полноцветное изображение:

Команда Apply Image (Внешний Канал)

Теперь, когда мы знаем, где искать цветовые каналы, и как они выглядят в виде изображений с градацией серого, давайте ответим на вторую часть нашего вопроса: Как применить каналы к режимам наложения? Как вы наверно заметили, в верхней части панели Channels отсутствует функция Режимы наложения. На самом деле нам вовсе и не нужно оставлять открытой панель Channels, поэтому мы переходим обратно в панель Layers:

Чтобы применить режим наложения к отдельно взятому цветовому каналу, мы будем использовать команду Apply Image. Найти ее можно в верхней панели Меню, Image - Apply Image:

После откроется диалоговое окно команды Apply Image, которое на первый взгляд может показаться немного замысловатым. Однако, мы будем пользоваться лишь двумя его опциями: Channel и Blending.

В графе Channel мы выбираем цветовой канал, который хотим использовать. По умолчанию в меню выставлен канал RGB, который, как вы помните, является составным каналом (включает в себя Красный, Зеленый и Синий). Ниже в графе Blending мы выбираем сам режим наложения. Если мы установим канал на RGB и выберем один из режимов наложения слоя, то получим тот же эффект, как если бы выбрали режим наложения в панели Layers. Для примера я выберу режим Soft Light, а канал оставлю RGB.

Убедились в том, что нет совершенно никакой разницы между эффектом, который мы получили, используя команду Apply Image и эффектом, который получился в результате использования режима наложения в панели Layers.

Но, как вы уже поняли, мы можем выбрать не RGB, а один из трех цветовых каналов, так я и сделаю. Я оставлю режим наложения Soft Light (Мягкий свет), но поменяю канал на Красный (Red).

Теперь мы получили совсем другой эффект. По-прежнему мы видим высокую контрастность, но что изменилось? Кожа и волосы модели стали значительно светлее, чем прежде. Также светлее теперь и ее топ и желтые, оранжевые и красные детали куртки. Заметьте, что зеленые и синие участки куртки стали напротив темнее.

Давайте посмотрим, что произойдет, если мы изменим канал на Зеленый (Green):

Произошел обратный эффект: детали, содержащие зеленый, стали значительно светлее, а области с преобладающим красным или синим теперь более темные. Значительная перемена произошла с кожей модели, которая также стала темнее, за счет чего прорисовались многие детали, чего не было в Красном канале.

Получаем третий вариант нашей фотографии. Синие зоны теперь стали светлее, а красные и зеленые участки темнее. Эти вариации данного эффекта были бы невозможны без доступа к отдельным цветовым каналам, которым нас обеспечивает команда Apply Image.

Естественно мы можем использовать не только режим наложения Soft Light, но и все остальные представленные в списке. Я оставлю Синий канал, но поменяю режим наложения на Overly.