Знаменитая личность статус в обществе. Социальный статус личности

Социальный статус личности представляет собой показатель того, насколько высокое положение в обществе, занимает какой-либо человек. Это не обязательно должностная характеристика: статус человека может меняться в зависимости от его пола, возраста, семейного положения или профессии. Эта позиция на социальной лестнице не только указывает на место человека, но и наделяет его определенными правами и обязанностями. Для каждого общества они могут быть разными.

Как определить социальный статус?

Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один-единственный социальный статус человека. У каждого из нас одновременно несколько положений, которые зависят от системы, к которой они относятся. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: она, например, и жена, и мать, и дочь, и сестра, и сотрудник компании, и христианка, и участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.

Как правило, свой главный социально-психологический статус определяет сам человек, однако на это влияет и то, с какой группой его в первую очередь отождествляют и другие люди. Кроме этого, возможно и изменение социального статуса личности: так, например, мы меняем свой статус, когда получаем высшее образование, создаем семью, находим новую работу и т.д.

Виды социальных статусов

Существует два основных вида позиций человека на социальной лестнице: приобретенный и предписанный (прирожденный) социальный статус. Первый из них характеризуется тем, что человек обретает в течение жизни: уровень образования, политические взгляды, профессия и т.д. Предписанный социальный статус – это то, что дано человеку от природы: национальность, язык, место рождения и т.д.

При этом не все социальные статусы женщины и мужчины одинаково оцениваются окружающими. Некоторые из них являются престижными, а некоторые – наоборот. Иерархия престижа зависит от таких положений, как реальная полезность той или иной социальной функции и система ценностей, действующая в этом конкретном обществе.

Кроме этого существует еще несколько типов социальных статусов: личный и групповой. Личный статус – это статус на уровне небольшой группы людей, с которой человек взаимодействует постоянно. Например, этой группой может выступать семья, трудовой коллектив или компания друзей. Как правило, он определяется чертами характера и различными личностными качествами.

Групповой статус характеризует человека как участника той или иной крупной социальной группы. Сюда относятся статус человека как представителя определенного класса, профессии, нации, пола, возраста и т.д.

В зависимости от социального статуса, человек корректирует свое поведение. Например, дома мужчина – отец и муж, и он ведет себя соответственно. А на работе он – профессор и преподаватель, и, соответственно, вести он себя будет совершенно иначе. В зависимости от того, насколько человек успешно соответствует тем или иным своим статусам, говорят об его способности к выполнению своей социальной роли. Именно поэтому существуют такие выражения, как «хороший специалист», «плохой отец», «отличный друг» - все это характеризует именно этот показатель. Причем один и тот же человек может по-разному справляться со своими социальными ролями, отчего он может быть «плох» с одной точки зрения и «хорош» с другой.

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Виды статусов

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев!

Литература

На английском языке

  • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
  • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

На русском языке

  • 2.2. Социальные статусы и роли (С. 54-59) в кн.: Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория и реальность ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с. - ISBN 978-5-7598-0913-5

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальный статус" в других словарях:

    См. Статус социальный. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС … Философская энциклопедия

    См. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Новейший философский словарь

    социальный статус Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Социальный статус - Положение индивида в обществе, его место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Социальный статус трактуется по разному: 1. недифференцированная совокупность всех социальных признаков… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, отличающее их от других лиц и групп. Социальный статус лица определяется по его отношению к сфере профессионального труда. В этой связи население подразделяется на… … Профессиональное образование. Словарь

    социальный статус - socialinis statusas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individo, grupės padėtis socialinėje sistemoje (pvz., komandos socialinis statusas, sportininko socialinis statusas, trenerio socialinis statusas). Socialinį statusą lemia… … Sporto terminų žodynas

    Социальный статус - (см. Статус социальный) … Экология человека

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - См. статус, социальный … Толковый словарь по психологии

    Социальный статус - Положение индивида в обществе, его постоянное или временное место в социальных иерархиях разного типа, определяющее взаимоотношения с другими членами общества. Термин может использоваться в разных значениях. 1. Недифференцированная… … Словарь социолингвистических терминов

Книги

  • Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 1770-1870 , Кац Яков. Классическое исследование выдающегося израильского историка и социологи Якова Каца (1904-1998) посвящено анализу сложного и длительного процесса интеграции евреев вевропейское общество. Выход…

Что такое «общество», и каковы его главные признаки? – Слово «общество» довольно часто используется нами в обычной жизни. Под ним мы подразумеваем некую группу людей, которых объединяет единая цель.

Это может быть социум, которых характеризируется определенной национальностью или группа людей, которые на первый взгляд абсолютно разные, но в то же время интересы людей, которые в нем участвуют, могут совпадать. С появлением демократии в мире появилось значительно больше различных обществ и здесь не идет речь об обществе, как народе определенной страны, совсем нет. Общество не подразумевает объединение людей обязательно по нескольким признакам, как например, понятие «национальность». Одному человеку достаточно найти группу единомышленников, в результате чего их можно назвать малым обществом по интересам. Сегодня понятие имеет довольно широкую сферу употребления. В каждом выступе политика Вы неоднократно можете услышать, как это понятие употребляется в самых различных смыслах. Оно выступает как инструмент, который положительно влияет на людей.

Общество – это развивающийся социум. Все в нашем мире имеет циклический характер и общество также может развиваться циклично. С каждым новым днем появляются новые факторы, которые влияют на формирования общества и социума в целом. Если в древнем мире общества представляли собой родовые племена, то сегодня понятие общество имеет более широкое значение. На сегодняшний день вполне возможным является формирования общества в обществе, что свидетельствует о том, что социум постоянно приобретает новые качества. Сегодня общество не воспринимается как единое целое – это в первую очередь совокупность индивидуумов, которых можно объединить по одному или нескольким признакам.

Зачастую люди могут объединяться в общество для того чтоб вместе достигнуть определенной цели - это можно сделать если, например, qip 2005 бесплатно на компьютер скачать и начать собирать вокруг себя людей со всего мира. Иногда сил одного человека недостаточно, поэтому лидер пытается привлечь к себе как можно больше сторонников, которые будут идти с ним бок обок к поставленной цели. Не редко такие общества разрастаются и становятся более влиятельными. Но если общество не имеет перспектив, оно потеряет свою актуальность еще на первых этапах становления. Нужно помнить, что любое общество – это в первую очередь совокупность людей, которые могут менять свое мнение в результате определенных событий, поэтому распад группы может быть неизбежным.

Существует множество трактовок понятия «общества»:
Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
По Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.
Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.
С точки зрения Маркса общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.
Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, - сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.
Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:
Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно- ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему - целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в рамках которых функционируют те или иные общественные институты:
Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является производство, обмен и потребление материальных благ.
Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит. институты, как институт парламентаризма, институт президентства, правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит. партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные категории разными правами в системе государственного и полит. управления.
Сфера общественной жизни - культура, главным элементом которой является образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.
Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты этой сферы - институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя: экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество - представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:
1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);
2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;
3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

5 Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе.
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор.
13.2 . Виды (классификации) статусов :
13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе :
1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.
3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора :
Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).
1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).
!!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность).
2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.
Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.
13.3 . Иерархия статусов :
Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы.
Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий.
13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса :
13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус;
13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать;
13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли;
13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения;
13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности;
Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.).
13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса.
13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.

Социальный статус и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобретенный(достигнутый ) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: - естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека(бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид - человек как единица общества. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. "Индивид" - в значении биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, единичный представитель человеческого рода (индивидом мы рождаемся). "Личность" - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность - не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Личность характеризуется пятью потенциалами: 1. познавательный потенциал - объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым располагает личность; 2. ценностный потенциал - идеалы, жизненные цели, убеждения, устремления личности; 3. творческий потенциал - самостоятельно выработанные умения, способности к созданию нового, к продуктивному труду, организаторской деятельности; 4. коммуникативный потенциал - формы общительности, прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми; 5. художественный потенциал - уровень художественных, духовных потребностей личности. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, подтверждаем. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (главные тенденции поведения). Понятие личности тесно связано с родственными ему понятиями человек, индивид и индивидуальность. В чем сущность и отличия этих понятий? Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают тройственную природу человека, как биопсихосоциального существа. Важно также и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определенных общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивид – отдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

7 Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности" (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли".

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с "персоной", чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – "стиль исполнения ролей". Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям

9 Социализация - это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Социализация - это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют несколько источников социализации индивида .

Передача культуры - она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт - он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Процессы саморегуляции - они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация - это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой). В развитии выделяются такие стадии интериоризации :

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

В общем, процесс социализации можно характеризовать как :

Постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;

Развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.

Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.

Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.

Есть основания полагать, что в социально-психологической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения состоит в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия - не синонимы.

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий «обучение», «воспитание», «развитие личности», отметим, что все перечисленное выше входит и в их объем. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» - все-таки синонимы.

Представляется, что соотношение между этими понятиями следует искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация - это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное - средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.

Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный - состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.

  • Вимоги міжнародного гуманітарного права щодо правового статусу учасників бойових дій та миротворчих операцій.
  • ВОПРОС 3. Административно-территориальные и территориальные единицы: понятие и виды.

  • Социальные статусы и роли – важные элементы структуры личности. Понятия "социальный статус" и "социальная роль" устойчиво вошли в словарь терминов социальных и гуманитарных наук. В научный оборот в 1930-е гг. их ввел американский социальный антрополог и социолог Ральф Линтон (1893–1953).

    Социальный статус

    Слово "статус" заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:

    • а) увидеть место, которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достижений, шансов на успех;
    • б) показать окружающую его социально-статусную среду,
    • в) понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей, которыми он обладает.

    Социальные статусы принято определенным образом различать.

    Социально-демографические статусы (их также называют социобиологическими или естественными) могут быть связаны:

    • 1) с возрастом человека (возрастные статусы) – ребенок, подросток, юноша, человек зрелого, преклонного возраста;
    • 2) родством (родственные, семейные статусы ) – отец, мать, сын, дочь и т.д.;
    • 3) полом человека (половые статусы) – мужчина, женщина;
    • 4) расой (расовый статус). Эта социальная категория возникла в XIX веке, когда биологи и антропологи попытались классифицировать разнообразие физических типов человека по трем группам – европеоиды, негроидны, монголоиды;
    • 5) здоровьем (статус здоровья) – например, инвалид, человек с ограниченными физическими возможностями.

    Собственно социальные статусы – их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе. К ним относят статусы:

    экономические (собственник, арендатор, рантье, землевладелец, наемный работник и т.д.);

    политические (отражают то или иное отношение социальных позиций людей к власти);

    правовые (принадлежность к статусу часто связана с соответствующим юридическим объемом прав и обязанностей лиц);

    профессиональные (к ним относятся все профессии и специальности внутри них);

    социокультурные (состоят из четырех базовых сфер: наука, образование, искусство, религия);

    территориальные (например, горожанин, селянин; сибиряк, житель Дальнего Востока и т.д.).

    Социальные статусы также подразделяют на формальные и неформальные.

    Формальный статус – это социальная позиция, которая зафиксирована и прописана в том или ином официальном документе. Haпример, генеральный директор акционерного общества, топ-менеджер торговой компании, ректор высшего учебного заведения, директор лицея.

    Неофициальный (неформальный) статус не имеет отражения в официальных документах. Обычно неофициальные статусные позиции складываются в процессе межличностных отношений в малых группах, между друзьями, знакомыми, коллегами, родственниками. Например, мы говорим о человеке, что он "ответственный" или "безответственный", "трудолюбивый" или "бездельник", "выскочка" или "заслуженно занимает высокую управленческую должность", "душа компании" или "себе на уме" и т.д.

    Выделяют предписанные (аскриптивные ), достигаемые и смешанные социальные статусы.

    Предписанными называют статусы, которые индивид получил и обладает ими, не прилагая собственных усилий для их обретения. Например, статус социального происхождения, наследуемые аристократические титулы, социально-демографические статусы.

    Достигаемыми называют статусные позиции, которые индивид приобрел благодаря своим собственным усилиям. Так, образовательный и профессионально-должностной статусы являются примерами достигаемых статусных позиций. Современные открытые общества ориентированы на то, чтобы в социуме главное, определяющее значение имели достигаемые статусы (self-made-man – человек, который сделал сам себя), а не предписанные, как в традиционных и закрытых обществах.

    Смешанными называют статусы, которые одновременно обладают признаками предписанного и достигаемого статуса. Например, дети решили пойти по стопам старшего поколения и выбрали ту же профессию, что и их родители, под влиянием их примера, гласного или негласного воздействия, явного или неявного согласия, содействия. Такое не является редкостью в семьях юристов, врачей, актеров, музыкантов, финансистов, преуспевающих бизнесменов. К смешанному статусу также могут быть отнесены должности, желаемые человеком, но полученные им по протекции, благодаря различным социальным связям.

    В совокупности статусов принято выделять главный статус , т.е. статус, наиболее характерный для данного индивида; та социальная позиция, по которой его выделяют окружающие и он сам себя в первую очередь идентифицирует. В современном обществе главный статус часто совпадает с профессионально-должностным статусом человека (финансовый аналитик, главный научный сотрудник, адвокат, безработный, домохозяйка).

    Различают личный и социальный статусы.

    Социальный статус имеет преобладающее значение в системе безличных формальных отношений, в больших организациях, среди незнакомых людей. Личный статус преобладает среди знакомых человеку людей. Личные статусы – неформальные; их влияние и эффективность определяются тем обстоятельством, что большинству людей важно сохранить и преумножить свой личный статус в группе. Люди весьма чувствительны к ожиданиям и требованиям тех, кого они лично знают и уважают, и, чтобы сохранить их доверие, иногда рискуют навлечь на себя возмущение официальных лиц.

    Отличие личного статуса от статуса социального соответствует различию, которое китайцы проводят между двумя способами "сохранить лицо". Социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, основывается на том, к какой социальной категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной оценки, престижа. Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении "мянь ", они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.

    Китайцы также говорят о сохранении "лянь ". Человек не может жить без "лянь", от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря "лянь" приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение "лянь" не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека.

    В середине XX века Роберт Мертон ввел в научную лексику термин "статусный набор" (в качестве синонима данного понятия используется термин "статусный портрет" человека). Под статусным набором понимается совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.

    К примеру, господин N является мужчиной средних лет, преподавателем, доктором наук, ученым секретарем диссертационного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом одной из партий, христианином, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков статусный набор, или портрет, человека N.

    С точки зрения рангового значения выделяют социальные статусы высокого, среднего, низкого ранга. По ранговому значению, например, различаются статусные позиции топ-менеджера, управляющего среднего или низшего звена.

    Анализируя социальные статусы, нужно помнить о статусной несовместимости . Выделяют две формы статусной несовместимости:

    • 1) когда человек занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой;
    • 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат, исключают или мешают осуществлению прав и обязанностей другого статуса.

    Примером первой формы статусной несовместимости является ситуация, когда генеральный директор крупной компании в своей семье не является главой семьи, эту роль выполняет его супруга. К примерам второй формы статусной несовместимости можно отнести то, что чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, полицейский не может быть членом мафиозной группы. Преступников, являющихся служителями закона, считают "оборотнями в погонах".

    Собственно социальные статусы.

    Их не существует в природе, они появляются только в обществе. К ним относятся: экономический, профессиональный, политический, культурный (в т.ч. религиозный), территориальный и др.

    Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

    Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

    Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

    Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

    Территориальные статусы . Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, тури сты, беженцы, люди без определенного места жительства.

    Не путать! Личный статус и социальный статус - это не одно и то же. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то личные – результат распределения ролей в малой группе.

    Личный (межличностный) статус – это позиция человека в семье, спортивной команде, бригаде, кругу друзей и т.д., т.е. в малой группе. Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком кругу людей. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда – пример межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые.

    Социальный статус человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни. Некоторые статусы (генерал, православный и т.п.), распространяются на все сообщество людей. Они определены местом индивида в социальной структуре общества.

    Социальный статус в узком смысле – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому негру – талантлив он или нет, добродетельный или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример – предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она – женщина.


    Различия между двумя видами статусов – социальными и личными – хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус «любимого сына» – это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он – любимый сын. А в другой – он совсем не любимый, и в обществе он – не любимый сын. А вот позиция «старший сын» – это характеристика общественная, или социальная.

    Что такое «старший сын»? В зависимости от того, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим данного общества.

    Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семьи, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, то есть быть лидером, независимым, аутсайдером.

    Так, например: врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.