Частотный преобразователь для однофазного электродвигателя своими руками. Частотный преобразователь - виды, принцип действия, схемы подключения

Асинхронные двигатели – устройства, наиболее часто применяемые в промышленности.

{ ArticleToC: enabled=yes }

Для плавного запуска пользуются частотными преобразователями, способными контролировать ток пусковой и позволяющие регулировать скорость вращения. Но, важно понимать, что частотный преобразователь для однофазного электродвигателя отличается от того, который требуется трехфазному.

Асинхронные моторы в сравнении с иными электрическими машинами более мощные и производительные, но имеющие такой недостаток, как необходимость оснащения дополнительными элементами, отвечающими за скорость вращения ротора.

Также обстоят дела с пусковым током, который в 5-7 раз превышает номинальный, из-за чего ударные нагрузки приводят к потере энергии и все вместе сокращает его срок службы.

Для борьбы с этими проблемами существует класс приборов, автоматически контролирующий пусковые токи. Называются они частотными преобразователями.

С их помощью удается в 5 раз уменьшить пусковые токи, осуществив плавный запуск.

Кроме этого, регулируя частоты с напряжением, управляют ротором.

Помимо этих достоинств, применение таких приборов имеет следующие:

В их основе лежит инвертор двойного преобразования.

Принцип функционирования заключен в следующем:

  • вначале входной ток входной синусоидальный 220 или 380в выпрямляется, проходя диодный мостик;
  • после этого, он поступает на конденсаторную группу, где сглаживается; пройдя через конденсаторы, он подается на управляющие микросхемы и биполярный БТИ транзистор, точнее мостовые ключи, где из него формируют заданных параметров широтно-импульсную трехфазную последовательность;
  • полученные импульсы, имеющие форму прямоугольника, под воздействием индуктивности обмоток превращаются на выходе в синусоидальное напряжение.

Ниже приведена схема, позволяющая понять, как работает частотный преобразователь:



Выбор преобразователей частотных

Для производителей этих устройств, чтобы завоевать рынок, важна цена, как и для любого электронного оборудования. Чтобы ее снизить, ими создаются приборы, у которых набор функций минимален, т.е. чем дороже стоит частотный преобразователь, тем прибор универсальнее, что важно для потребителя, желающего продлить срок службы двигателя.

Основные критерии выбора

К ним относятся:

  • управление . По этому показателю преобразователи частотные подразделяются на скалярные и векторные, которые чаще встречаются, но стоят дороже. Объясняется это тем, что они способны обеспечить более высокоточную регулировку, которую не могут дать первые. Скалярные же могут только удерживать заданное соотношение напряжения на выходе и частоты. Их поэтому ставят в приборы с невысокой нагрузкой на мотор;
  • мощность. Понятно, что чем этот параметр больше, тем лучше. Но, помимо цифры, важен производитель: оборудование, находящееся в «близком родстве» работает намного эффективнее.Помимо этого, использование однобрендовых преобразователей важен для взаимозаменяемости;
  • напряжение сети. Чтобы защитить устройства от скачков напряжения, которые нередко случаются в отечественных сетях, желательно, чтобы напряжение имело большой рабочий диапазон;
  • диапазон регулировки частоты. Здесь исходят из требований конкретного устройства. На практике применяют преобразователи с частотой 10-100 Герц; дискретные входы. Они предназначены для передачи команд. Также благодаря им обеспечивается запуск двигателя и остановка, вращение в обратном направлении и торможение;
  • аналоговые входы. Благодаря им осуществляют контроль при рабочем двигателе и настройку привода;
  • цифровые. Их назначение – передача высокочастотных сигналов, которые генерируются датчиками угла поворота. Чем входов больше, тем это лучше, но дороже прибор;
  • помимо входов , важны дискретные выходы, с которых сигнал сообщает о возникших неисправностях (перегреве, авариях, отклонении напряжения на входе от нормы и пр.);
  • выходы аналоговые отвечают за передачу обратной связи. Их выбирают по выше описанному принципу;
  • у шины управления число входов и выходов совпадать должно со схемой преобразователя. Но, лучше, если у нее будет запас, который может понадобиться при усовершенствовании устройства;
  • перегрузочная способность. Нормальным считается, когда мощность частотного преобразователя больше на 10-15%, чем у двигателя. Выше, чем номинальный, должен быть у него и ток.

Их выпускают мощностью 5-10 Вт. Этого достаточно для работы центрифуг, бытовых холодильников, стиральных машин, станков обрабатывающих и пр. Характеристики технические у них хуже, в сравнении с трехфазными:

Мощность составляет всего 70% от трехфазного, ниже и перегрузочная способность.

На статоре АД расположены обмотки — основная и пусковая. Последнюю используют при запуске короткозамкнутого ротора «беличье колесо».

Чтобы понять, зачем необходима обмотка пусковая, обратимся к примеру: мотор соединен лишь с рабочей обмоткой (220В).

В ней I1(однофазный ток) создает магнитное пульсирующее поле. Его можно разложить на два – с одинаковой амплитудой и скоростями вращения, но противоположно направленных — Фа и Фв. При неподвижном роторе эти поля создают моменты крутящие М1 и М2 отличные по знаку, но равные по величине.

Результирующий пусковой момент равен нулю (Мn= M1 – M2), т.е. мотор не сможет вращаться без приложения к валу нагрузки.

Поэтому и требуется пусковая обмотка. Создаваемое ею поле заставляет вращаться мотор. Направление вращения определяет пусковой начальный момент.

Электрический двигатель — это машина, преобразующая электрическую энергию в механическую, благодаря которой в движение приводятся механизмы. При обратном преобразовании энергии эти устройства выступают в роли генератора. Ротор (вращающийся) и статор (неподвижный) — основные компоненты электродвигателей.

Для создания вращающегося поля требуется две обмотки на статоре, смещенные в пространстве под определенным углом. Пусковая укладывается на статор в соответствие с этим со смещением относительно рабочей в 90 градусов. Чтобы обеспечить сдвиг токов, при подключении ее к сети используют фазосдвигающий элемент – катушку, конденсатор или активный резистор.

Когда по проводнику течет ток, создается магнитное поле, действующее на него с силой F. Если проводник изогнуть в рамку и поместить в магнитное поле, две стороны, находящиеся под углом 90 градусов к полю, испытают действие такой же силы, но направленной в противоположную сторону, которые и создают крутящий момент.

Нужен малогабаритный однофазный частотный преобразователь, чтобы осуществлять управление мотором асинхронными с конденсаторным пуском (АИРЕ, АВЕ и пр.)

Устанавливают такие моторы в вентиляторах электрических, моечных машинах, холодильниках и т.д.

На сайте http://xn--80aqahnfuib9b.xn--p1ai/esq_A200.html можно посмотреть все характеристики устройства. Здесь же его можно купить, определившись по таблице с моделью.

Модель Ток, А Мощность, кВт Габариты (ВхШхГ) Вес, кг Цена, руб с НДС
Серия ESQ-А200, однофазные 1/1 фаза, 200-260 В (для однофазных электродвигателей)
Преобразователь частоты ESQ-A200-2S0007 для однофазного двигателя 0,75 кВт 4,7 0,75 141x85x113 1,1 14 338
Преобразователь частоты ESQ-A200-2S0015 для однофазного двигателя 1,5 кВт 7,5 1,5 141x85x113 1,2 13 874
Преобразователь частоты ESQ-A200-2S0022 для однофазного двигателя 2,2 кВт 10 2,2 170x125x113 2 19 007

В интернет-магазине http://npf-oberon.com.ua/index.php?route=product/product&path=59_63_65&product_id=62/ его стоимость 170 долларов . Там же ознакомиться можно с характеристиками.

Используют его для управления моторами, установленными в сельскохозяйственном оборудовании, транспортерах, миксерах, мощных насосах.

Огромный выбор одно- и трехфазных преобразователей разных производителей на сайте https://chastotnik.com.ua/preobrasovateli//p5 .

Чтобы сказать лучше ли однофазный преобразователь частотный или трехфазный, нужно четко знать для чего он требуется. В однофазных моторах они нужны для управления и регулирования. Переменное напряжение такими преобразователями частотными преобразуется в импульсное, у которого частота 0-1000 колеб./сек. Скорость, с которой вращается ротор асинхронного мотора, получающий напряжение синусоидальное, при этом, меняется пропорционально частоте такого питания.

Отличается частотный преобразователь для электродвигателя 380 от моторов, работающих от бытовой сети, напряжением, подаваемым на инвертор. Частота трехфазного напряжения на выходе лежит в диапазоне 0-1 кГц.

От него в дальнейшем питается мотор, т.е. такой преобразователь позволяет привод запитывать от бытовой сети, одновременно регулирует его характеристики.

Сегодня такие приборы используют редко, поскольку на смену им пришли трехфазные преобразователи частотные, у которых намного шире возможности. Трехфазный частотный преобразователь для трехфазного электродвигателя способен преобразовывать промышленное напряжение сети (трехфазное).

Их к асинхронному двигателю подключают «звездой», а однофазные – «треугольником», т.е регулируют они большее число параметров, что дает возможность выбрать оптимальный режим.

У них значительно меньше габариты и большие функциональные возможности, высокие показатели долговечности и надежности, вполне приемлемая стоимость.

Видео: Частотный преобразователь. Подключение трехфазного двигателя в однофазную сеть 220В.

Экология познания.Наука и техника: Асинхронные двигатели применяются сегодня достаточно широко, а современные частотные преобразователи призваны сделать их работу более эффективной, устойчивой и безопасной.

Асинхронные двигатели применяются сегодня достаточно широко, а современные частотные преобразователи призваны сделать их работу более эффективной, устойчивой и безопасной. В каждом конкретном случае режим работы асинхронного двигателя свой, и особенности этих режимов отличаются, в связи с этим полезно оптимизировать параметры питания двигателей, чему и способствует применение частотных преобразователей.

При выборе частотного преобразователя для конкретной цели, необходимо учесть ряд рабочих параметров: мощность электродвигателя, его тип, диапазон регулировки скорости и точность этой регулировки, точность поддержания момента на валу. Это первостепенные параметры для выбора. Дополнительно стоит обратить внимание на габариты и форму устройства, а также на расположение элементов управления, будет ли оно удобным в вашей ситуации.

Частотные преобразователи бывают однофазными или трехфазными. И даже если на вход подается всего одна фаза, на выходе может быть как одна, так и три фазы. Обязательно обратите на это внимание при выборе частотного преобразователя.

Что касается мощности асинхронного двигателя, то она связана с максимальным потребляемым током, на который и следует ориентироваться. Если при старте двигателя требуется получить значительный пусковой момент на валу, то в этом случае и ток нужен больший, значит, имеет смысл выбрать частотный преобразователь на большее значение тока. Быстрый разгон и резкое торможение напрямую связано с током, если преобразователь в состоянии дать необходимый ток, значит, по этому параметру он вам подходит.

Для специальных двигателей, как то: погружные насосы, синхронные двигатели, с втяжным ротором, высокоскоростные, - максимальный ток частотного преобразователь должен быть лишь немного выше номинального тока двигателя.


Когда параметры нагрузки заранее известны и не меняются при постоянной частоте (например это могут быть вентиляторы, насосы, компрессоры, то есть те механизмы, которые отвечают за поддержание определенного состояния технологического процесса), то есть момент зависит непосредственно от частоты, применяют скалярный метод частотного регулирования с диапазоном от 5 до 50 Гц и выше.

К примеру, компрессор должен поддерживать определенное давление, и датчик давления, отслеживая текущее состояние в текущем режиме, дает сигнал на изменение оборотов, - обороты компрессора меняются, следовательно, меняется и нагрузка, эту возможность дает опция обратной связи.

Для более точного управления, когда требуется поддерживать постоянный момент или скорость даже на низких частотах, применяют частотные преобразователи с векторным регулированием. Они могут поддерживать скорость постоянной даже при резко меняющейся нагрузке, и это уже более сложное управление.


В основном частотные преобразователи с векторным управлением подходят для приведения в действие конвейеров, лифтов, транспортеров, строительной техники, прессов, станков, и другого оборудования, требующего постоянной скорости при переменной нагрузке. Могут такие преобразователи поддерживать и постоянный момент при меняющейся скорости.

Преобразователь с векторным управлением требует настройки, то есть ввода паспортных данных подключенного двигателя. В процессе работы происходит автоматическое регулирование на основе текущей информации о токе, напряжении и частоте. Векторный метод регулирования позволяет снизить реактивный ток двигателя до оптимального путем соответствующего понижения или повышения напряжения на двигателе.

Частотные преобразователи с обратной связью по скорости позволяют прецизионно регулировать скорость, когда нагрузка при одной и той же частоте может меняться, и момент вообще не связан напрямую со скоростью. У таких преобразователей возможна и регулировка скорости в широком диапазоне при моментах близких к номиналу.

К дополнительным опциям частотных преобразователей можно отнести возможность подключения по протоколам MODBUS, PROFIBUS, CANOPEN, а также управление посредством Bluetooth. Встречаются частотные преобразователи с выносным потенциометром, с возможностью управления с компьютера, и с функцией сохранения настроек.опубликовано

Впервые мир познакомился с таким устройством, как трехфазный асинхронный электродвигатель , еще в конце 19 столетия. И начиная с того времени, его стали применять на каждом промышленном предприятии, где он стал обязательным элементом. Во время эксплуатации электродвигателя важно обеспечить его плавный пуск и остановку. Это можно сделать только при наличии специального устройства – преобразователя частоты.

В первую очередь, целесообразно оснащать преобразователем крупные электродвигатели, обладающие высокими показателями мощности. Польза от наличия такого устройства заключается в возможности менять пусковые токи, задавая необходимую их величину.

Принцип работы частотного преобразователя

Конечно, можно регулировать пусковой ток и вручную, однако в этом случае будет тратиться определенное количество энергии впустую, что негативным образом скажется на эксплуатационном ресурсе электродвигателя. Наблюдаемый в устройствах, не имеющих подобного приспособления, ток имеет величину, превышающую в 5-7 раз номинальное напряжение. В таких условиях невозможно создать нормальные условия для работы оборудования.

Действие такого устройства, как преобразователь частоты, основывается на использовании электронного механизма , который контролирует работу двигателя. Но его возможности не ограничиваются лишь мягким пуском. При помощи преобразователя частоты можно осуществлять плавную настройку работы привода, выбирая оптимальный показатель между напряжением и частотой, который рассчитывается строго по заданной формуле.

Среди достоинств такого устройства главным следует назвать то, что оно помогает уменьшить расход электроэнергии в среднем на 50%. К тому же частотный преобразователь позволяет выставлять такой режим работы, который будет в максимальной степени учитывать потребности определённого производства.

Действие подобного преобразователя основывается на принципе двойного преобразования напряжения .

  1. На начальном этапе выполняется регулировка напряжения сети путем его выпрямления и фильтрования, что достигается посредством использования системы конденсаторов.
  2. Далее настает черед электронного управления, благодаря которому для тока выставляется частота, соответствующая заранее выбранному режиму.

В результате возникают прямоугольные импульсы, которые корректируются обмоткой статора двигателя, что позволяет вывести ее на уровень синусоиды.

На что обратить внимание при выборе?

Если обратить внимание на доступные сегодня модели преобразователей, то определяющим фактором становится именно цена частотника. Дело в том, что наибольшим функционалом обладают лишь дорогие модели пребразователей частоты. Однако, чтобы выбираемый преобразователь смог успешно справляться с необходимыми задачами, нужно исходить из конкретных условий его использования.

Материалы

Чтобы сделать своими руками частотный преобразователь для однофазного электродвигателя , необходимо подготовить следующее:

  • IR2135(IR2133) – драйвер трёхфазного моста;
  • AT90SPWM3B – микроконтроллёр (используется как генератор PWM);
  • программатор (например, AVReAl);
  • шесть штук транзисторов IRG4BC30W;
  • ЖКИ индикатор;
  • шесть кнопок.

Самостоятельная сборка преобразователя частоты

Не стоит отказываться от идеи сделать своими силами преобразователь. Эту задачу решить по силам любому владельцу, учитывая, что в сети можно найти большое количество инструкций и схем по сборке подобного устройства и его подключению к асинхронному двигателю .

Рассматривая такой вариант, главное, о чем следует помнить – собираемая своими руками модель должна отличаться не только доступной ценой, но и надежностью, а также быть способна успешно решать задачи в бытовых условиях. Если же имеется потребность в устройстве для промышленного использования, то, естественно, оптимальным выбором будут преобразователи, предлагаемые магазинами.

Порядок действий по сборке схемы частотного преобразователя

Приводимая ниже схема рассчитана на проводку с напряжением 220В и одной фазой. Устройство предназначено для двигателя, мощность которого не превышает 1 кВт.

Вначале необходимо соединить между собой обмотки двигателя, для чего используется вариант «треугольник».

Основу конструкции оборудования образуют две платы . Первая будет уступать место для размещения таких элементов, как блок питания и драйвер. Помимо них здесь будут установлены транзисторы и силовые клеммы. Вторая плата используется для крепления микроконтроллера и индикатора. Для соединения плат друг с другом используется гибкий шлейф.

Для изготовления импульсного блока питания используется обычная схема, которую можно найти в сети.

Чтобы контролировать работу двигателя, нет необходимости воздействовать на ток при помощи внешних устройств. Однако нелишним будет добавить в конструкцию микросхему(IL300) путем введения линейной развязки.

Общий радиатор используется для размещения не только транзисторов, но и диодного моста.

Обязательным является наличие оптронов ОС2-4, назначение которых заключается в дублировании кнопок управления. На ОС-1 возлагается задача по выполнению пользовательских функций.

Если выбираемый частотный преобразователь имеет одну фазу, то он может работать без трансформатора. Альтернативой ему может служить токовый шунт, который выполняется в виде четырех витков манганинового провода сечением 0,5 км на оправе 3мм. Используемый шунт можно дополнить и усилителем DA-1.

Если мощность двигателя составляет 400 Вт , то он может работать и без термодатчика. С задачей по измерению напряжения сети успешно может справиться и DA-1-2 (усилитель).

Следует позаботиться о защите кнопок, установив на них пластиковые толкатели, управление же осуществляется посредством опторазвязки.

Если будут присутствовать длинные провода, то к ним следует добавить помехоподавляющие кольца.

Во время работы ротора двигателя можно выбирать любую скорость пределах частоты 1: 40. В режиме работы малых частот следует задействовать режим фиксированного напряжения.

Подключение частотного преобразователя

Если используемая проводка имеет одну фазу и напряжение 220В, то в качестве предпочтительной схемы подключения используется вариант «треугольник». Важно помнить о том, что ток на выходе может быть больше номинального не более, чем на 50%.

Если речь идет о трехфазной проводке с напряжением 380В , то для подключения к двигателю частотного преобразователя выбирается схема «звезда». Для простоты выполнения этой процедуры на преобразователе присутствуют клеммы, на поверхности которых имеются подсказки в виде букв.

  • R, S, T– к этим контактам подводят провода сети в любом порядке;
  • U , V , W – при помощи их выполняется включение асинхронного двигателя (в тех случаях, когда двигатель работает в режиме реверса, для возвращения к нормальному вращению достаточно любой из двух проводов поменять местами на контактах).

Обязательно в конструкции имеется клемма, используемая для заземления.

Чтобы собранный своими руками частотный преобразователь смог успешно выполнять свои функции на протяжении длительного времени, владелец должен выполнять следующие рекомендации:

Заключение

Частотный преобразователь является необходимым оборудованием, повышающим эффективность работы асинхронного двигателя . При необходимости его можно изготовить своими силами. Для этого достаточно подготовить необходимые материалы и в точности следовать схеме сборки. При этом следует уделить особое внимание обслуживанию частотного преобразователя, так как при отсутствии должного внимания к его состоянию это оборудование может довольно скоро выйти из строя, что негативным образом скажется и на работе электродвигателя.

Асинхронный электродвигатель конструктивно прост и неприхотлив в эксплуатации. Но обладает рядом существенных недостатков:

  • ток в момент запуска (пусковой ток) превышает номинальный в несколько раз;
  • частоту вращения вала электродвигателя нельзя изменить.

Этих недостатков лишены асинхронные электродвигатели с фазным ротором и двигатели постоянного тока. Но их конструкция сложнее, а управление режимами работы требует установки громоздких магазинов сопротивлений, мощных контакторов. Управление режимами происходит с помощью релейно-контакторных схем, что снижает надежность работы.

Конструкция и принцип действия частотного преобразователя

Привлекательной особенностью преобразователя является тот факт, что для него не требуется серьезных переделок в схеме управления и электропитания мотора . В простейшем случае он ставится вместо элемента управления электродвигателем: пускателя или контактора. Сигналы с кнопок управления переключаются с катушек управления на соответствующие входы.

Но вот кабель к электродвигателю и кабель от распределительного устройства до преобразователя придется заменить на экранированные . Иначе не будут выполнены условия по электромагнитной совместимости частотника, являющегося полупроводниковым прибором.

В нем происходит два основных процесса: сначала трехфазное (или однофазное) напряжение питания выпрямляется, преобразуясь в постоянное. Затем из этого напряжения формируется синусоидальное напряжение питания электродвигателя нужной частоты и величины. Делается это несколькими способами, самый распространенный из которых – широтно-импульсная модуляция. Схема управления формирует на выходе пачки коротких импульсов, которые, сглаживаясь на индуктивности обмоток электродвигателя, дают в итоге практически синусоидальное напряжение.

Для выпрямления на входе частотного преобразователя установлены полупроводниковые диоды , рассчитанные на номинальный ток устройства. Перед ними обязательно устанавливается помехоподавляющие фильтры , чтобы защитить как сам частотник от внешних помех, так и не дать проникнуть помехам от него самого в сеть, к которой он подключен. За выпрямительными диодами установлены конденсаторы, сглаживающие напряжение пульсаций.


Для силовой схемы формирования выходного напряжения используются мощные транзисторы или тиристоры . Поскольку в процессе работы в корпусе преобразователя выделяется тепло, для его отвода в него встраиваются кулеры , а сам прибор устанавливается вдали от горячих поверхностей. Сверху, снизу и по бокам прибора на расстояниях, указанных в паспорте завода-изготовителя, должно быть свободное пространство.

Для подключения кабелей в частотном преобразователе есть три вида клемм:

  • силовые клеммы: для подключения кабеля питания и кабеля к электродвигателю;
  • клеммы для подключения входных и выходных сигналов, как дискретных, так и аналоговых;
  • разъемы для подключения к автоматическим системам управления технологическим процессом (АСУТП).

На дискретные входы подаются сигналы управления от кнопок или реле.

Дискретные выходы передают информацию о состоянии частоника.

Аналоговые входы предназначены для внешнего задания частоты вращения от устройств АСУ или получения частотным преобразователем сигналов от датчиков, на основе которых он принимает решение о величине частоты вращения двигателя, необходимой в данный момент.

Аналоговые выходы необходимы для подключения к устройствам отображения информации. На них частотник может выдавать значения, заданные в его установках: выходной ток, мощность, частоту вращения.


Управляет работой частотного преобразователя его мозг – блок управления . Для работы ему необходимы исходные данные: параметры электродвигателя и логика, согласно которой он будет регулировать частоту. Для их вода на передней панели прибора есть дисплей и кнопки , позволяющие эти данные ввести.

Простейшие схемы управления частотным преобразователем

С параметрами электродвигателя все просто: с таблички электродвигателя переписываются номинальные мощность, напряжение, ток и частота вращения. Затем они вводятся в память устройства. А вот с параметрами управления, в зависимости от сложности конструкции частотного преобразователя, все сложнее. Это зависит от сложности технологического процесса, схемы управления и регулирования, типа преобразователя, наличия АСУТП.

Простейшей схемой управления является ручной запуск с фиксированной частотой . Для пуска используются кнопки на самом частотнике, частота вращения регулируется вручную теми же кнопками, в зависимости от требуемой. Для ее реализации не нужны дорогостоящие аппараты, достаточно самого простого и дешевого.

С применением кнопочной станции для управления пуском и остановкой двигателя схема незначительно усложняется. Кабель от кнопок управления подключается к дискретным входам согласно схеме частотника. При этом в его настройках включается опция, разрешающее внешнее дискретное управление.

Способы автоматического регулирования частоты с использованием датчиков

Но такое использование прибора, позволяющего самостоятельно решать, какую частоту выбрать в тот или иной момент, неразумно. Рассмотрим пример его использования для поддержания постоянного уровня воды в баке водонапорной башни .

Традиционная схема управления таким насосом подразумевает наличие двух датчиков уровня: верхнего и нижнего. При понижении уровня воды до минимума срабатывание датчика приводит к запуску насоса, при достижении верхнего – к остановке. При небольшом объеме бака и повышенном потреблении воды насос часто включается и отключается.

При использовании частотного преобразователя в бак врезается датчик давления в самой нижней его точке. Сигнал с датчика пропорционален давлению столба жидкости, то есть, уровню воды в баке. Датчик подключается к аналоговому входу частотного преобразователя, в его настройках выбирается соответствующий макрос (логическая схема работы), выбирается метод задания частоты и задаются параметры, необходимые для его реализации. В нашем случае, это диапазон скоростей вращения насоса при минимальном уровне в емкости и при максимальном. В первом случае это максимально возможная частота вращения электродвигателя насоса, во втором – минимально возможное число оборотов для самого насоса (когда он еще что-то качает, а не перемалывает воду).

Теперь насос будет работать постоянно, но со скоростью вращения, зависящей от величины потребления воды из резервуара.

Таким же образом можно организовать работу насоса, питающего водопроводную сеть, используя датчик давления в напорной магистрали . В этом случае он будет поддерживать постоянным напор воды в ней.


Частотный преобразователь может управлять работой не только насосов, но и вентиляторов. Наиболее простой пример: вентиляторы охлаждения . Чем быстрее они вращаются, тем более сильный поток воздуха они создают, помещение (поверхность теплообменника) охлаждается в большей степени. Для регулирования не нужно измерять скорость потока или объем перекачиваемого воздуха. Достаточно датчика температуры , фиксирующего ее в нужной точке помещения (или на выходе теплообменника). Частотный преобразователь будет изменять скорость вращения вентилятора так, чтобы поддерживать заданное значение температуры или держать ее в допустимом диапазоне.

Управление электродвигателями грузоподъемных механизмов

Уж где необходимо изменять скорость вращения электродвигателей, так это на кранах. Для этого там используются асинхронные двигатели с фазным ротором. Но электрическую начинку крана можно сделать проще и компактнее, при этом получив в качестве бонуса еще и непревзойденную плавность регулирования скорости движения.

И все это позволят сделать частотные преобразователи. Для управления их работой в кабине машиниста устанавливаются соответствующие устройства, формирующие понятные частотнику сигналы управления. На каждый из электродвигателей приводов (подъем, перемещение тележки, перемещение моста) устанавливается по частотному преобразователю. В итоге число контакторов в схеме управления краном сводится к минимуму, что повышает его надежность.

К недостаткам относится только необходимость защиты шкафов с частотниками от пыли , но при этом нужно обеспечить их охлаждение в процессе работы.

Промышленные установки с системами АСУТП

Уходят в небытие времена, когда операторы вращали вручную задвижки, а регулировку подачи сырья на конвейере выполняли, перекрывая шибером его поток. Современные операторы технологических установок в чистой спецовке сидят за мониторами обыкновенного компьютера, связанного со щитовой АСУ. Любой параметр процесса меняет кликом мышки, результат которого преобразуется либо в команду «включить/выключить», либо в изменение сигнала управления. Важную роль в этом раю играют частотные преобразователи.


Для привода того же конвейера всегда использовались асинхронные электродвигатели. Поэтому для перевода его на управления с помощью частотного преобразователя не требуется глобальных переделок, даже мотор можно оставить тот же самый. Но при этом получается выигрыш в точности ведения процесса (количество перемещаемого продукта задается частотой вращения привода, то есть – скоростью движения ленты), а также – экономится электроэнергия.


Для регулировки используется два способа:

  • с использованием аналогового входа, когда АСУТП выдает на каждый частотный преобразователь персональный сигнал управления;
  • с использованием интерфейсных модулей, когда управление происходит по одной шине несколькими приборами в цифровой форме по системному протоколу.

Важной особенностью этого подходя является тот факт, что частотник уже ничего не решает сам, все за него выполняет АСУ . Она принимает сигналы от датчиков, характеризующие состояние технологического процесса. Затем по заданной программе принимает решение, что делать дальше.

В данной статье будет рассмотрен частотник для электродвигателя, принцип его работы и основные компоненты. Основной упор будет сделан на теорию, чтобы вы поняли и смогли в дальнейшем осуществить проектировку и изготовление своими руками. Но для начала потребуется небольшой вводный курс, в котором будет рассказано о том, что такое частотник и для каких целей он необходим.

Функции частотного преобразователя

Львиную долю занимают в промышленности асинхронные двигатели. И ими управлять всегда было трудно, так как они имеют постоянную частоту вращения ротора, а изменять входное напряжение оказывается очень сложно, а порой даже невозможно. Но частотник полностью изменяет картину. И если раньше для изменения скорости движения транспортера, например, использовались разнообразные редукторы, то сегодня достаточно применить одно электронное устройство.

Кроме того, частотники позволяют получить не только возможность изменения параметров привода, но и несколько дополнительных степеней защиты. Отпадает необходимость в а порой даже не нужно иметь трехфазную сеть для обеспечения нормальной работы асинхронного двигателя. Все эти обязанности, связанные с коммутацией и включением электропривода, переходят к частотному преобразователю. Он позволяет изменять фазы на выходе, частоту тока (следовательно, и скорость вращения ротора меняется), проводить регулировку запуска и торможения, а также можно реализовать множество других функций. Все зависит от микроконтроллера, используемого в схеме управления.

Принцип действия

Сделать частотник для электродвигателя своими руками, схема которого приведена в статье, достаточно просто. Он позволяет осуществить преобразование одной фазы в три. Следовательно, появляется возможность использовать в быту асинхронный электродвигатель. При этом не потеряется его КПД и мощность. Ведь вы знаете, что при включении мотора в сеть с одной фазой происходит уменьшение этих параметров чуть ли не в два раза. А все дело в нескольких преобразованиях поступающего на вход устройства напряжения.

Первым по схеме идет выпрямительный блок. Более подробно о нем будет рассказано ниже. После выпрямленное напряжение подвергается фильтрации. И поступает чистый на вход инвертора. Он осуществляет преобразование постоянного тока в переменный с необходимым числом фаз. Вот этот каскад можно подвергнуть регулировкам. Он состоит из полупроводников, к которым подключена схема управления на микроконтроллере. Но теперь обо всех узлах более подробно.

Выпрямительный блок

Он может быть двух типов - одно- и трехфазным. Первый вид выпрямителя можно использовать в любой сети. Если у вас трехфазная, то достаточно произвести подключение к одной. Схема частотника для электродвигателя не обходится без выпрямительного блока. Так как имеется различие по числу фаз, значит, необходимо использовать определенное число полупроводниковых диодов. Если речь идет о частотных преобразователях, которые питаются от одной фазы, то требуется выпрямитель из четырех диодов. Они включаются по мостовой схеме.

Она позволяет уменьшить разницу между значением напряжения на входе и выходе. Конечно, можно использовать и однополупериодную схему, но она неэффективна, возникает большое число колебаний. Но если речь идет о трехфазном подключении, то необходимо в схеме использовать шесть полупроводников. Точно такая же схема в выпрямителе автомобильного генератора, никаких отличий нет. Единственное, что можно сюда добавить, так это еще три дополнительных диода, предназначенные для защиты от обратного напряжения.

Фильтрующие элементы

После выпрямителя идет фильтр. Его основное предназначение - это отсечка всей переменной составляющей Для более ясной картины нужно составить схему замещения. Итак, плюс проходит через катушку. А затем между плюсом и минусом включен электролитический конденсатор. Вот он-то и интересен в схеме замещения. Если катушка замещается то конденсатор при наличии различного тока может быть либо проводником, либо разрывом.

Как было сказано, в выпрямителе на выходе постоянный ток. А при подаче его на электролитический конденсатор не происходит ничего, так как последний является разрывом цепи. Но вот есть небольшая переменная в токе. А если течет переменный ток, то в схеме замещения конденсатор становится проводником. Следовательно, происходит замыкание плюса на минус. Данные выводы сделаны по законам Кирхгофа, которые являются основными в электротехнике.

Инвертор на силовых транзисторах

А вот теперь добрались до самого главного узла - каскада транзисторов. На них сделан инвертор - преобразователь постоянного тока в переменный. Если изготавливается частотник для электродвигателя своими руками, то рекомендуется использовать сборки IGBT-транзисторов, найти их можно в любом магазине радиодеталей. Причем стоимость всех компонентов для изготовления частотника окажется в десятки раз меньше, нежели цена готового изделия, даже китайского производства.

Для каждой фазы используется два транзистора. Они включены между плюсом и минусом, как изображено на схеме, приведенной в статье. Но есть у каждого транзистора особенность - управляющий вывод. В зависимости от того, какой на него подан сигнал, изменяются свойства полупроводникового элемента. Причем можно это произвести как при помощи ручного переключения (например, несколькими микровыключателями подавать напряжение на необходимые управляющие выводы), так и автоматического. Вот о последнем и пойдет речь дальше.

Схема управления

И если подключение частотного преобразователя к электродвигателю выполнить просто, достаточно только соединить соответствующие выводы, то со схемой управления все куда сложнее. Все дело в том, что возникает необходимость в программировании устройства, чтобы добиться максимально возможных регулировок от него. В основе находится микроконтроллер, к нему производится подключение считывающих устройств и исполнительных. Так, необходимо наличие трансформаторов тока, которые будут постоянно следить за мощностью, потребляемой электроприводом. И в случае превышения должно произойти отключение частотника.

Подключение схемы управления

Кроме того, предусматривается защита от перегрева. На выход микроконтроллера при помощи (сборки Дарлингтона) производится подключение управляющих выводов IGBT-транзисторов. Кроме того, необходимо визуально контролировать параметры, поэтому нужно включить в схему LED-дисплей. Из считывающих устройств требуется добавить кнопки, которые позволят переключаться между режимами программирования, а также переменное сопротивление, вращением его изменяется скорость вращения ротора электродвигателя.

Заключение

Хочется отметить, что изготовить можно и самостоятельно частотник для электродвигателя, цена же готового изделия начинается от 5000 рублей. И это для электродвигателей, мощность которых не превышает 0,75 кВт. Если нужно осуществить управление более мощным приводом, потребуется частотник подороже. Для использования в быту достаточно схемы, рассмотренной ниже. Причина - нет необходимости в большом количестве функций и настроек, самое главное - это возможность изменения частоты вращения ротора.