Что такое целостность системы? Понятие логической и физической целостности данных.

Другой механизм в этой системе - оценка фотографий. Он особенно важен для девушек. Они отбирают свои лучшие фотографии, критически их отсеивают и постоянно обновляют. Почему? Потому что им ставят оценки - совершенно незнакомые люди.

Многие полагают, что для них неважно мнение других людей, и тем более незнакомых. На самом деле это самообман. Человек - социальное существо, и для него всегда важно мнение любых других людей:

Одноклассница выкладывает фотографии на сайт, потому что одноклассники на пятой воде ставят ей оценки

Итак, на «Одноклассниках» одновременно работают три разных формулы, дополняющие друг друга. Формула ностальгии - для первоначального интереса и привлечения аудитории. Оценки фотографий - для самоутверждения женской половины. Мужской интерес - для оценок фотографий женской половины.

Главная формула Ютуба - досуг. Но на входе его воронки работает подсистема вирусного распространения видеороликов:

Пользователи делятся видеороликами с друзьями, потому что хвастаются удачной добычей

А на выходе - подсистема удержания внимания - рекомендации:

Внимание пользователя притягивается к рекомендованным видеороликам,
поэтому он остаётся посмотреть ещё и ещё

На страницах фильмов и концертов сайта « Яндекс-афиша » была зелёная кнопка «Присоединиться»:


Когда пользователи на неё нажимали, число рядом с ней увеличивалось и показывало, сколько людей хотят посмотреть этот фильм или концерт. Полезное действие в том, чтобы Яндекс мог узнать, насколько популярно то или иное событие.

В чём проблема? На эту красивую блестящую кнопочку нажимало очень мало людей. Когда она только появилась, это число на самых популярных хитах измерялось единицами: два, три, десять человек. «Фильм „Годзилла“ - идут три человека». Потом картина несколько улучшилась. Но стоит иметь в виду, что показано количество всех людей, которые собирались на этот фильм во всех кинотеатрах в течение всего времени, что фильм в прокате. Для Москвы это ничтожное число.

Кнопке недостаточно красивого карамельного вида, чтобы на неё нажимали. Должна появиться сила, которая будет заставлять людей на неё нажимать.

Другой пример - сайт «Ласт.фм». На этом музыкальном сервисе тусуются любители музыки. На этом сайте есть страница концерта, в данном случае - Мэрилина Мэнсона 13 ноября 2009 года в Москве в клубе Б-2:


На странице тоже есть блок, в котором написано, что на концерт идут 208 человек. Это число сопоставимо с числом, что мы видели на Яндексе, но это концерт, который идёт один раз в конкретном месте. Значит, система работает гораздо более эффективно.

Секрет в том, что у каждого пользователя Ласт.фм на сайте есть профиль:


Мы видим страничку пользователя, на которой отображается список концертов, на которые он ходил. Люди общаются на сайте, и этот профиль является для них неким мерилом их статуса. Можно козырнуть в споре: «Я был на тридцати концертах, что вы мне лапшу на уши вешаете». Страсть к собирательству и тщеславие заставляют людей культивировать свой профиль.

Таким образом, две разные подсистемы - страницы концерта и профиля пользователя связаны в надсистеме. Авторы сайта организовали «сквозной проход тщеславия».

    В сфере услуг

    «Представьте, что вы работаете менеджером по продажам. Клиент звонит вам (потому что знает вас), чтобы рассказать о неприятной ошибке на вашем сайте. Естественно, вы перенаправляете проблему в отдел ИТ . Но как вы узнаете, решена ли проблема? Позаботился ли айтишник о клиенте? Вы узнаете, переспросив. Клиенты хотят, чтобы вы, их изначальный союзник, следили за решением таких вопросов, а не „ кто-то там из ИТ “, даже если вы по определению знаете, что айтишники лучше справятся».

    Леонардо Ингильери, Мика Соломон. Исключителный сервис, исключительная прибыль . 2010

Интернет-магазин «Амазон» одним из первых решил продавать огромное количество товаров через интернет. Если у вас пятьдесят тысяч товаров, нужно понять, как дать человеку к ним доступ.

    Вместо того, чтобы вываливать на пользователей тяжеловесное меню с классификатором товаров, «Амазон» построил сайт вокруг рекомендаций. Идея в том, чтобы на первый план вышел товар, который, вероятно, более интересен клиенту. (Тяжеловесное меню тоже имеется, но оно вываливается лишь при наведении мыши).

    Идеальное решение должно залезть в мозг к человеку. Как же это сделать? «Амазон» нашёл гениальное решение - использовать самого человека.

    Когда пользователь приходит в первый раз, он видит главную страницу и самые популярные товары. Если он заинтересовался продуктом на витрине, попадает на подробную страницу товара.

    Ему тут же предлагают похожие товары. Раз ему интересна эта книга, значит, будут интересны и другие, близкие по каким-то параметрам - например, по статистике покупок других пользователей.

    Переход на страницу товара тут же записывается. «Амазон» ещё не знает, как этого человека зовут и какая у него электронная почта, но на него уже есть досье. Всё что он делает, клики, история запросов и дальнейшие покупки запоминаются в базу данных. С помощью технологии «куки» в браузер кладётся числовой идентификатор, по которому человек, пользующийся конкретным компьютером, связывается со своим досье.

    Благодаря тому, что «Амазон» накапливает информацию о реальных действиях и интересах человека, рекомендации становятся всё более и более точными.

В «Амазоне» организован сквозной проход энергии и информации - пользователь елозит мышкой, греет стол, кликает по сайту, сам генерирует информацию о собственной истории посещений, запросов и покупок, и в итоге сам направляет на себя нужные товары.

В компаниях Элона Маска источником энергии выступает солнце, и полученная энергия буквально сквозь них проходит. Энергетическая сеть Соларсити питается от солнечного света. Компания разрабатывает, устанавливает и даёт в лизинг домашние и коммерческие системы преобразования солнечной энергии и накопления электроэнергии, то есть поставляет электроэнергию в частные дома и на станции бесплатной зарядки автомобилей другой его компании - Тесла.

Интерфейс - зло

С точки зрения теории систем любой интерфейс - узкое место с низким КПД , в котором теряется энергия, скорость, пропускная способность, время, аудитория и деньги. Самый неэффективный вид интерфейса - пользовательский. В отличие от аппаратных и программных, пользовательский интерфейс открывает безграничный простор для человеческих решений и ошибок.

Другой пример - обязательная регистрация в интернет-магазине. Покупатель вынужден придумать логин и пароль, а потом подтвердить почтовый адрес, как бы оправдываясь перед системой. Эти бессмысленные для пользователя действия оттягивают момент покупки, отсеивая неопытных покупателей и уменьшая оборот магазина.

Работоспособный магазин продаёт товар без искусственных преград:


Регистрация объединена с покупкой, как бы замаскирована там.

После регистрации в Апсторе все приложения покупаются в один-два клика:


Вся информация о пользователе и его банковской карточке хранится в системе, поэтому ему не нужно лезть за кошельком. Деньги списываются автоматически:


На первый взгляд кажется, что это невозможно - продать что-то человеку без его желания. Но мобильные операторы не дают в руки абонентов кнопку «купить СМС » или «купить минуты разговора». Если абонент не принимает всякий раз решение о покупке, ему проще тратить деньги с собственного счёта. Покупка есть, интерфейса нет.

Единственная задача подсистемы интерфейса - обеспечить проход информации между другими подсистемами. Идеально, если информация пройдёт напрямую.

Запуск и развитие

В бюро работают над продуктами итерационно по принципу «ФФФ» . Аббревиатура ФФФ означает fix time, fix budget, flex scope. Мы работаем с фиксированными сроками и бюджетом, а функциональность оставляем гибкой.

Если приближается дедлайн, приходится отказываться от отдельных функций или даже целых подсистем. Особенно важны эти решения при первом запуске продукта. Критический контур определяет, от каких функций можно временно отказаться, а без каких продукт не заработает вовсе.

Но продукт необязательно запускать целиком. Представление о критическом контуре помогает спланировать постепенный запуск автономных подсистем, входящих в критический контур будущего продукта.

    В авиации

    Пионер авиации Отто Лилиенталь продвигал концепцию «подпрыгнуть прежде, чем полететь», которая заключалась в том, что изобретатели должны начать с планеров и суметь их поднять в воздух, вместо того, чтобы просто разрабатывать машину с двигателем на бумаге и надеяться, что она будет работать.

Это дизайн более высокого уровня - система проектируется не на одном «чертеже», а на многоэкранной схеме - во времени. Каждый «экран» представляет собой работоспособное состояние системы на выбранном этапе развития.

Ниже представлена упрощённая многоэкранная схема развития экосистемы Эпла в течение последних пятнадцати лет. Для упрощения картины я исключил планшеты, часы и будущие телевизоры - логика их появления и взаимодействия с другими подсистемами мало чем отличается от генеральной линии.

Мы выделили, что для любой системы первичным является признак целостности, характеризующий полноту всех её частей. Целостность – наличие интегративных свойств, качеств, возникающих в результате взаимодействия элементов

В психолого-педагогической литературе выделяется несколько подходов к определению признаков, характеризующих целостность систем. Мы рассмотрим основные признаки целостной системы, выделенные Гершунским

    Всякая система характеризуется наличием совокупности элементов , являющихся её структурной единицей. Причём имеется ограниченное число таких элементов, каждый из которых имеет предел делимости. Для сохранения целостности системы это важно, ибо бесконечное деление элементов приведёт к нарушению качественных характеристик системы.

Состав элементов определяет природу системы. Элемент – минимальная системообразующая единица, имеющая предел делимости. Минимальное число – 2. Каждый элемент, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему данной системы, представляющей собой некую целостность.

    Целостность системы характеризуется не механическим сложением элементов, а совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов .

Данная совокупность определяется упорядоченностью элементов. Если такая упорядоченность связана чёткой зависимостью элементов структура жёсткая . Имеет место в основном в механических системах. В социальных системах, где на конечный результат влияет множество, как внешних факторов, так и внутренних, имеет место некоторый беспорядок в отношении элементов.

Специфику системы определяет (во многом) структура системы.

СТРУКТУРА – это способ связи этих элементов. Может быть:

- жестко упорядоченной : а) элементы связаны жёсткой зависимостью; б) не имеют выбора поведения; в) все функции твёрдо очерчены; г) исключена всякая автономия) - это механические системы;

Может быть статической , если она отражает устойчивые связи;

- динамической, отражающей связи, как функционирующего целого, так и развивающих.

СОСТАВ – множество элементов подсистем, во многом определяет свойства и особенности системы, конечный результат её функционирования.

СВЯЗЬ – это взаимодействие, при котором изменения одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. При этом меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между элементами и между элементом и всей системой. Это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое. При помощи системообразующих связях отдельные элементы объединяются в систему.

К системообразующим связям относятся все целевые связи, связи управления (субординации, дисциплинарные, режимные, инициативные), связи преемственности (между членами педагогического коллектива, между отдельными предметами в ходе их преподавания, связи преемственности в ходе методической работы, в развитии общеучебных умений и навыков, в деятельности учащихся и т.д.).

В социальных системах – у элементов имеется:

- возможность выбора путей и способов действия;

- влияние многих факторов на формирование конечного результата;

- определённая тенденция к беспорядку в отношениях элементов;

    Наличие у системы определённого уровня целостности .

ЦЕЛОСТНОСТЬ – наличие у системы интегративных качеств, свойств, возникающих в результате взаимодействия её элементов, но отсутствующих у каждого элемента в отдельности.

Уровень целостности определяется полнотой набора её элементов, согласованием всех функций элементов системы, ведущей ролью целого по отношению к элементам, наличием единой цели у всех элементов системы, единством реагирования всех составных частей системы на внешние и внутренние воздействия, наличием развитых обратных и системообразующих связей.

    Иерархичность. По мнению В.С.Садовского каждый компонент исследуемой системы может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет собой один из компонентов системы более высокого порядка.

Иерархичность характеризуется:

Всякая система состоит из подсистем;

Подсистемы эти взаимно подчинены друг другу;

Подсистемы высшего уровня направляют деятельность подсистем низшего уровня;

Подсистемы низшего уровня функционируют с уч1том команд, даваемых сверху

Для иерархичности характерно:

Разветвлённость системы координационных связей;

Вертикальным соподчинением подсистем и элементов внутри системы;

Правом вмешателства подсистем и элементов верхнего уровня в процессы подсистем низшего уровня;

Зависимостью действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения подсистемами низшего уровня своих целей.

Помимо координационных связей существуют субординационные.

    Наличие у рассматриваемого объекта субординационных связей между элементами, подчинённость элементов.

Нужно иметь в виду, что элементы системы имеют неодинаковое значение. Есть такие, отсутствие которых выводит систему из строя, а отсутствие других ухудшает результативность системы.

СУБОРДИНАЦИОННАЯ СВЯЗЬ – это связь, стороны которой зависят друг от друга, причём одна из них определяет существование остальных (Л.Н.Суворов).

СУЩНОСТЬ СВЯЗЕЙ КООРДИНАЦИИ – синтез динамики целого из поведения отдельных элементов.

Сущность связей субординации - воздействие целого, его динамика на поведение.

Отношения субординации – это отношения распорядительство и администрирование, с одной стороны, и исполнительства подчиненности – с другой.

В социальных системах, рассматривая их через призму субординации, можно выделить следующие свойства, проявляющие её качественную сторону

- наличие в системе уровней управления;

- существование официальных руководителей;

- отношения между управляющим и управляемым строятся на основе субординации.

Субординация может выражать как формальную структуру коллектива, когда вертикальные связи отражают различие должностей разных руководителей, так и неформальную, которая не предусматривается штатным расписанием.

    Наличие целеустремлённости в поведении системы. ЦЕЛЬ – (как отмечает В.С.Лазарев) – это образ желаемого результата, соотнесённого с возможностями, определённого во времени, операционально поставленного. Операциональность цели означает, что существует способ проверки достижения результата, без чего правление становится бессмысленным, ибо лишается главнейшего компонента – обратной связи и возможности вносить коррективы в выполнение конкретных шагов.

Без цели система не может эффективно функционировать. Каждый элемент действует во имя одной цели, стоящей перед системой. Основные требования к построению дерева целей. (Ю.А.Конаржевский ).

      Дерево целей надо строить «сверху», определяя конечный результат функционирования системы через проектирование генеральной цели.

      Генеральные цели формулируются в форме абстрактных понятий. Процесс построения – от абстрактного к конкретному.

      Для достижения цели данного уровня обязательно выполнение подцелей нижнего уровня.

      Средствами к достижению цели являются подцели, которые….

      Цели верхнего и нижнего уровней должны быть логически связанными.

      Декомпозиция (расчленение целей) прекращается по достижению элементарного уровня.

      Элементарным (мероприятийным уровнем дерева целей следует считать такой п-ый уровень, когда на последующем п+1 уровне появляются альтернативные средства достижения п-го уровня).

Главная цель – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗНОСТОРОННЕЕ, СВОБОДНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА.

Возможна конкретизация (СОДЕЙСТВОВАТЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБУЧИТЬ, ОСУЩЕСТВИТЬ, ОБЕСПЕЧИТЬ, СОЗДАТЬ, СТИМУЛИРОВАТЬ И Т.Д.)

Цель трансформируется в задачу, если в формулировке указываются способы её достижения. (на основе…., за счёт…, для чего…, путём…, и т.д. (стр. 40-41 Технологии управленческой деятельности зам. дир. Школы.))

Варианты формулировок задач:

    Создать дополнительно условия для развития творческого потенциала личности педагога и студента за счёт повышения вариативности содержания образования, внедрения технологий развивающего и модульного обучения, дифференциации и индивидуализации УВП.

    Разработать и приступить к реализации Программы развития….,

    Обеспечить рост качественного уровня подготовки студентов, достижения ими обязательного уровня по важнейшим приоритетным умениям в соответствии с требованиями стандартов на основе развития образования по выбору, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

    Заложить основы системы диагностики результативности деятельности студентов, распространить новые формы и методы.

    Упорядочить внеклассную деятельность студентов во взаимодействии с учебным процессом в условиях разноуровневого обучения и углубления межведомственного взаимодействия.

Главные или генеральные цели диктуются обществом, частные цели, цели конкретного этапа – цели ОУ.

    Наличие коммуникативных свойств, проявляющиеся в двух формах: 1) во взаимодействии с внешней средой (среда – это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животные, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную., природно-экологическую среду);

Любая социальная система – составная часть общественного организма будучи связана с другими системами. В мире нет системы, изолированной от внешней среды, которая воздействует на жизнедеятельность системы. Внешняя среда создаёт условия существованияи функционирования системы.

2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами , т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

    Наличие управления. Это специфический признак, характерный для систем биологического и социального происхождения.

ПЕДАГОГИКА даёт управлению понятие объекта. Всякое управление объектно ориентировано. Управление в образовании отличается от управления в здравоохранении, торговли и т.д.

Объектом управления в образовании является конкретная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Наша задача рассмотреть:

    общее понятие систем,

    понятие образовательной системы,

    виды образовательных систем,

    Понятие управления,

    Принципы, методы, функции управления,

Целостность (Цельность) как качество личности – способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь.

Давным-давно, когда на Земле только начинала зарождаться жизнь, в небесной канцелярии уже вовсю кипела работа над утверждением новых форм существования. Слетелись к Богу самые лучшие души – изобретатели со своими предложениями и Бог, сидя на своем небесном троне, внимательно выслушал каждую из них. Первая душа залетела в Отчий кабинет с каким-то тяжелым макетом. Еле донесся его, она поставила макет на облако и начала демонстрировать свое новшество. — Я предлагаю создать нечто уникальное. По моим расчетам данная форма жизни является наиболее оптимальной формой существования на Земле. Она легко приспосабливается к внешним условиям и гармонично взаимодействует с внешней средой. Свое изобретение я назвал «Тело». Чтобы «Тело» работало необходимо всего лишь ухаживать за ним и все время кормить. Правда есть один недостаток — оно подлежит износу и разряжается по ночам. Чтобы его зарядить, необходимо давать ему отдых и сон. — Хорошо,- сказал Бог, призадумавшись.- Какой же смысл твоего изобретения? — Смысл заключается в получении чувственного наслаждения. Это нечто удивительное. Тело может реагировать на внешние раздражители, – сказала душа и подойдя к своему изобретению, сделала так, что «Тело» начало вздрагивать. — Интересно,- сказал Бог, внимательно рассматривая макет. — Но, что самое интересное,- продолжила свою презентацию душа.- Так как тело подлежит старению, из двух тел будет создаваться одно новое, тем самым существование на Земле сможет постоянно возобновляться. — Отлично,- сказал Бог и разлился светом.- Мне понравилась твоя идея, и я учту ее при создании жизни. Душа прихватила свой макет и взлетела на самое высокое облако как никогда довольная и счастливая.

— Отец мой,- сказала вторая душа,- Я долго думала о том, какая форма существования будет самой совершенной и пришла к выводу, что совершеннее того, что уже создал ты, не бывает. Поэтому, я предлагаю поселить на Земле, именно нас, твоих сыновей и дочерей. Представляешь, души смогут обитать теперь не только на небе, но и на Земле и Земля превратится в огромный светящийся шар любви. Мое предложение к тебе так и называется «Душа». — Здорово,- сказал Бог и еще больше засиял.- Но какова будет цель пребывания душ на Земле? — Главная цель — любить друг друга и наполнять Землю любовью, чтобы служить тебе не только на небе, но и на Земле. Мы все время будем радостно кружиться и танцевать, чувствовать себя твоими частичками и проливать свет на все вокруг. — Хорошо, — учтиво сказал Бог.- Я обязательно подумаю над твоим предложением, а теперь можешь лететь. Вторая душа взлетела так высоко, что от счастья у нее закружилась голова.

— Господь, — учено сказала третья душа.- Анализируя все процессы, происходящие на Земле, я пришла к выводу, что самой универсальной формой существования будет нечто, что сможет понимать, сравнивать, запоминать и объяснять все жизненные явления. Без этого механизма, жизнь не будет иметь никакого значения, потому что не сможет быть осознанной. Моя модель будет называться «Ум». — Очень любопытно, — задумчиво сказал Бог.- А с какой целью будет функционировать «Ум» на Земле? — С целью анализа Жизни, как одного из самых величайших творений Бога. «Ум» сможет постоянно постигать эту необъятную науку и существовать вечно. — Отлично,- беспредельно радостно сказал Бог.- Мне понравилась твоя модель, и я приму ее к сведению. Ученая душа тоже обрадовалась и вылетела вприпрыжку из Отчего дома.

— Господи Всевышний,- сказала четвертая душа.- Я долго думала и поняла, что Землю может населять только Высший Разум, тот который стремится познать тебя через себя, тот, чья миссия служить тебе и принимать твою волю за великий дар, тот который постоянно развивается и стремится к тебе, чтобы обрести целостность. Мое творение называется «Дух». — Великолепно,- сказал Бог, хлопая в ладоши от счастья. Но зачем «Духу» обитать на Земле, если он может жить на небесах? — Затем, чтобы он всегда смотрел на тебя снизу и помнил, что ему есть куда стремиться, кому служить и кого познавать. — Отлично,- сказал Бог, ослепляя своим светом. Твое творение прекрасно и я обязательно воспользуюсь им. Окрыленная от счастья душа взлетела высоко в небо, кружась между облаками.

— Дети мои, дети,- любяще подумал Бог.- Вы так и не поняли, что вы не могли представить и придумать ничего, чем бы Я ни являлся. А поскольку вы мои дети, вы и есть то, о чем Вы мне так радостно рассказывали. И создал Бог свое величайшее творение по образу и подобию своему. И назвал он его «Человек». Подарил он «Человеку» четыре тоненькие ниточки, соединяющие его с ним и позволяющие познать, что такое быть «Частью» целого. Назвал он эти ниточки – «Тело», «Ум», «Душа» и «Дух» и велел пользоваться ими по инструкции. С тех пор «Человек», который поддерживал свою связь с «Частью» назывался «счастливым», целостным, а когда хотя бы одна ниточка обрывалась, уже назывался «несчастным», нецелостным.

Человек – самая сложная из известных нам систем. Чтобы познать, какого человека можно считать целостным, нужен системный подход, изначально ориентирующий исследователя рассматривать изучаемый объект, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Человек как целостная система – это не сумма составляющих ее элементов – тела, чувств, ума, разума, ложного эго и души. Нельзя свести качества человека к сумме свойств составляющих его элементов и вывести из них свойства целого. Человек обладает новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих.

Целостность личности исходит из высшего начала. Человек, не пришедший к Богу, не может быть целостным, его загрызут страх, страдания, колебания и безверие. Вера бесстрашит, страшит – безверие. Если человек живет на уровне связи души и Бога, вся его жизнь гармонизируется на всех планах. Если такой связи нет, человека раздирают противоречия, он обречен на конфликтное сосуществование с чувствами, умом, разумом и ложным эго. Возникает недовольство жизнью и Богом. Человек начинает искать оправдания, обвинять других в своих бедах и несчастьях. Один человек пришёл в парикмахерскую. Во время стрижки и бритья заговорили с парикмахером о Боге. Парикмахер сказал: — Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть. — Почему? — спросил клиент. — Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Клиент задумался. Когда парикмахер закончил работу, клиент щедро расплатился. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека. Тогда клиент вернулся в парикмахерскую, пригласил парикмахера к окну и, показывая пальцем на бродягу, сказал: Парикмахеров не существует!« Как это так?» — удивился парикмахер, — «А я разве не в счёт? Я же парикмахер». «Нет», — воскликнул клиент, — «их не существует. Иначе не было бы заросших и небритых людей как вон тот человек, который идёт по улице». — «Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах, просто люди сами ко мне не приходят». «В том-то и дело», — подтвердил клиент, — «и я о том же. Бог есть, просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий».

Необходимое условие целостности личности – жить в гармонии с законами мироздания . Целостный человек живет в гармонии с внешним миром и с самим собой. Он знает сущность законов мироздания, и это знание делает частью своего опыта. Понимая объективный и справедливый характер их действия, целостный человек испытывает умиротворение, то есть, находится в состоянии душевного покоя, душевного равновесия и благодати. Целостный человек – это удовлетворенный жизнью человек. Например, человек знает, как действует Железный закон мироздания – закон причины и следствия. Он осознает, что жизнь – это бумеранг – что посеешь, то и пожнёшь. Будешь делать людям добро, и ты будешь жить под «парусом» энергии процветания, тебе будет сопутствовать удача и успех.

Целостная личность испытывает состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья. Большинство людей нацелено на внешний успех – сделать головокружительную карьеру, прорваться к власти, достичь финансовой независимости. Мало кто из них заботится об экологии своих действий. Зачастую возникает парадокс – чем больше внешний успех, тем больше внутренняя опустошенность, уныние и разочарованность. Человек всю жизнь ставил перед собой материальные цели, всего добился, а на душе смрадно и противно. О потребностях внутреннего мира он как-то не задумывался, и теперь наступил час расплаты: депрессия, отчаяние и боль. Когда внутренний мир – полная чаша, человек изливает в мир энергию внутренней успешности и внутреннего счастья.

Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со славами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут. - Как тебе удалось так быстро справиться с заданием?- спросил отец. - Это не было совсем сложно, - ответил Пэт. «Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек целый, то и мир будет целым». Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек целостный, то и мир будет целостный», - размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.

Целостная личность – это состояний удовлетворённости от осознания реализации своего жизненного предназначения. Человек, не нашедший своего призвания, своего жизненного предназначения, не может быть цельным. Целостность предполагает, что человек познал истинный вкус счастья, исполнил свой священный долг перед самим собой и Творцом. Каждый наделен какими-то талантами. Кому-то суждено быть талантливой мамой, кому-то талантливым сантехником, а кому-то талантливым художником. Если художник по предназначению в угоду рыночной конъюнктуре становится банкиром, зарабатывает большие деньги, он все равно не будет счастлив. У каждого в жизни свой путь. Счастье возможно только на этом пути. Свернул со своего пути, вышел за границы своей природы, противостоишь законам судьбы, всё – счастья однозначно не будет. И целостности никогда не будет, ибо личность разорвана обстоятельствами жизни. Личность достигает целостности, если она живет в согласии с высшей волей, если она реализует своё жизненное предназначение.

Целостности человек достигает, если его не терзают противоречия, не давят порочные качества личности. Целостный человек постоянно заботится о воспитании в себе добродетелей, Он знает, что выращенное достоинство естественным образом вытесняет какие-то его порочные наклонности. Они могут быть не достаточно проявленными, чтобы обрести статус качества личности, но в законсервированной форме существуют и только ждут своего часа. Для целостной личности пороки не имеют существенного значения, они не «имеют права голоса» в разговоре души и разума, но определенный самоконтроль и аскезы необходимы всем людям.

Целостная личность системно удовлетворяет свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. Если человек озабочен удовлетворением только потребностей своего ума и чувств, то есть, сводит свои запросы на физический уровень – пища, сон, секс, защита, неизбежен внутренний конфликт, раздрай между умом, разумом и душой. При таком положении дел бессмысленно даже намекать на какую-то целостность личности.

Однажды царь Милинда спросил монаха Нагасену: - Глаза - это ты? Нагасена, смеясь, ответил: - Нет. Царь Милинда настаивал: - А уши - это ты? А нос - это ты? - Нет! - А язык - это ты? - Нет! - Но твоя личность пребывает в теле? - Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытиём. - Наверное, твоя истинная субстанция - разум? - Тоже нет! Милинда разгневался: - Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум - всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь? Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил: - Окно - это дом? Милинда разозлился, но через силу ответил: - Нет! - А двери - это дом? - Нет. - А кирпичи, черепица - это дом? - Нет. - Ну тогда, может быть, колонны и стены - это дом? - Тоже нет! Нагасена улыбнулся и сказал: - Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны - это всё не дом, так где же пребывает дом? Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны, и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий, когда системно удовлетворяются все его потребности.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: — Все то, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: — Да, создано Богом. — Бог создал все? – спросил профессор. – Да, сэр – ответил студент. Тогда профессор спросил: — Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло. Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, вера в Бога это миф. Тогда еще один студент поднял руку и сказал: — Могу я задать вам вопрос, профессор? — Конечно, — ответил профессор. Студент поднялся и спросил: — Профессор холод существует? — Что за вопрос, конечно существует. Тебе никогда не было холодно? Другие студенты засмеялись над вопросом студента. Но молодой человек, как ни в чем небывало, ответил: — На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того имеет ли он или передает энергию, а абсолютный ноль минус 460 градусов по Фаренгейту есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной, не способной реагировать при этой температуре. Холода, таким образом, не существует. Мы создали это слово для описания того что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил после некоторой паузы. — Профессор, а темнота существует? — Конечно существует, — ответил профессор, но несколько более задумчиво. — Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота также в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем применить призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета, но вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в темноту и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство. Вы измеряете, какое количество света представлено, не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: — Сэр. А зло существует? В этот раз неуверенно профессор ответил: — Конечно, как уже сказал, мы ведь видим его каждый день, жестокость между людьми, преступления и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным как проявлением зла. На это студент ответил: — Зла не существует сэр. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Это слово созданное человеком для описания отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека божественной любви. Это вроде холода, которое наступает, когда нет тепла. Или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор замолчал и сел.

Петр Ковалев 2013 год

Завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, "часть" может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не "составлено" из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология). В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, "структур", но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новоепонимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету. Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

– завершенность, тотальность, цельность и собственно закономерность вещи. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; сравните: организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться...

Философский словарь

Т. н. системное качество организованных материальных объектов, выражающее их унитарную природу, нерасчлененность, континуальность. К такого рода качествам можно отнести также управляемость, способность проводить сигнал к каждому составному элементу, т. е. непрерывность...

Философский словарь

Внутреннееединствообъекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Перечисленные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой,...

Психологическая энциклопедия

Целостность (от англ. integrity – нетронутость, неприкосновенность, сохранность, целостность) – понимается как правильность данных в любой момент времени.

Целостность базы данных (database integrity ) – соответствие имеющейся в базе данных информации её внутренней логике, структуре и всем явно заданным правилам. Каждое правило, налагающее некоторое ограничение на возможное состояние базы данных, называется ограничением целостности (integrity constraint ). Выделяют три группы правил целостности: целостность по сущностям; целостность по ссылкам; целостность, определяемая пользователем.

Целостность БД не гарантирует достоверности содержащейся в ней информации, но обеспечивает, по крайней мере, правдоподобность этой информации, отвергая заведомо невероятные, невозможные значения. Таким образом, не следует путать целостность БД с достоверностью БД. Достоверность (или истинность ) есть соответствие фактов, хранящихся в базе данных, реальному миру. Очевидно, что для определения достоверности БД требуется обладание полными знаниями как о содержимом БД, так и о реальном мире. Для определения целостности БД требуется лишь обладание знаниями о содержимом БД и о заданных для неё правилах. Поэтому СУБД может (и должна) контролировать целостность БД, но принципиально не в состоянии контролировать достоверность БД. Контроль достоверности БД может быть возложен только на человека, да и то в ограниченных масштабах, поскольку в ряде случаев люди тоже не обладают полнотой знаний о реальном мире.

Итак, БД может быть целостной, но не достоверной. Возможно и обратное: БД может быть достоверной, но не целостной. Последнее имеет место, если правила (ограничения целостности) заданы неверно. Под целостностью базы данных в общем случае понимается ее готовность к работе.

Целостность базы данных имеет много аспектов:

- физическая целостность , т.е. сохранность информации на магнитных носителях и корректность форматов данных;

- логическая целостность , под которой понимается непротиворечивость данных в базе;

- актуальность данных , т.е. соответствие данных реальному положению вещей.

Потеря целостности базы данных может произойти от сбоев аппаратуры ЭВМ, ошибок в программном обеспечении, неверной технологии ввода и корректировки данных, низкой достоверности самих данных, и т.д. Поэтому обеспечить целостность базы реального объема весьма сложно. В то же время потеря целостности данных ведет к самым серьезным последствиям вплоть до полной перегрузки данных базы.

Целостность данных обеспечивается набором специальных предложений, называемых ограничениями целостности . Ограничения целостности представляют собой утверждения о допустимых значениях отдельных информационных единиц и связях между ними. Ограничения целостности могут относиться к разным информационным объектам: атрибутам, кортежам, отношениям, связям между ними и т.п.

Для полей (атрибутов) используются следующие виды ограничений: тип и формат поля; задание диапазона значений; недопустимость пустого поля; задание домена; проверка на уникальность значения какого-либо поля (позволяет избежать записей-дубликатов). Ограничения, используемые только при проверке допустимости корректировки, называют ограничениями перехода .

Ограничения целостности, относящиеся к кортежам: либо ограничение на значение всей строки, рассматриваемой как единое целое (естественным ограничением является требование уникальности каждой строки таблицы), либо ограничения на соотношения значений отдельных полей в пределах одной строки.

Существуют ограничения, проверяющие соотношения между записями одной таблицы. Имеются ограничения, относящиеся к нескольким взаимосвязанным таблицам, например, ограничение целостности связи, которое выражается в том, что значение атрибута, отражающего связь между объектами и являющегося внешним ключом отношения, обязательно должно совпадать с одним из значений атрибута, являющегося ключом отношения, описывающего соответствующий объект. Своеобразным видом ограничения является запрет на обновление. Он может относиться и к отдельному полю, и ко всей записи, и к целой таблице.

Ограничения целостности разделяют по моменту контроля за соблюдением ограничения – на одномоментные и отложенные . Отложенные ограничения целостности могут не соблюдаться в процессе выполнения какой-либо группы операций, но обязаны быть соблюдены по завершению выполнения этой группы операций. Если какая-либо из операций транзакции не выполнена, то все выполненные ранее операции отменяются, и данные возвращаются к тому состоянию, которое они имели до начала выполнения транзакции.

Ограничения целостности разделяют по способу задания – на явные и неявные . Неявные ограничения определяются спецификой модели данных и проверяются СУБД автоматически. Неявные ограничения обычно относятся к классу синтаксических ограничений в отличие от семантических ограничений целостности, обусловленных спецификой предметной области. Понятие же целостности может относиться и к служебной информации.

Ограничения целостности классифицируются несколькими способами: по способам реализации; по времени проверки; по области действия.

По способам реализации различают: декларативную поддержку ограничений целостности – средствами языка определения данных (DDL); процедурную поддержку ограничений целостности – посредством триггеров и хранимых процедур.

По времени проверки ограничения делятся на: немедленно проверяемые ограничения; ограничения с отложенной проверкой.

По области действия ограничения делятся на: ограничения домена; ограничения атрибута; ограничения кортежа; ограничения отношения; ограничения базы данных.

База данных находится в согласованном состоянии, если для этого состояния выполнены все ограничения целостности.

Транзакция – это неделимая, с точки зрения воздействия на СУБД, последовательность операций манипулирования данными, выполняющаяся по принципу «все или ничего», и переводящая базу данных из одного целостного состояния в другое целостное состояние. Транзакция обладает четырьмя важными свойствами, известными как свойства АСИД: (А) атомарность; (С) согласованность; (И) изоляция; (Д) долговечность.

Свойство атомарности (Atomicity ) выражается в том, что транзакция должна быть выполнена в целом или не выполнена вовсе. Свойство согласованности (Consistency ) гарантирует, что по мере выполнения транзакций данные переходят из одного согласованного состояния в другое – транзакция не разрушает взаимной согласованности данных. Свойство изолированности (Isolation ) означает, что конкурирующие за доступ к базе данных транзакции физически обрабатываются последовательно, изолированно друг от друга, но для пользователей это выглядит так, как будто они выполняются параллельно. Свойство долговечности (Durability ) трактуется следующим образом: если транзакция завершена успешно, то те изменения в данных, которые были ею произведены, не могут быть потеряны ни при каких обстоятельствах (даже в случае последующих ошибок).

Возможны два варианта завершения транзакции. Если все операторы выполнены успешно и в процессе выполнения транзакции не произошло никаких сбоев программного или аппаратного обеспечения, транзакция фиксируется. Фиксация транзакции – это действие, обеспечивающее запись на диск изменений в базе данных, которые были сделаны в процессе выполнения транзакции. До тех пор пока транзакция не зафиксирована, допустимо аннулирование этих изменений, восстановление базы данных в то состояние, в котором она была на момент начала транзакции. Фиксация транзакции означает, что все результаты выполнения транзакции становятся постоянными. Они станут видимыми другим транзакциям только после того, как текущая транзакция будет зафиксирована. До этого момента все данные, затрагиваемые транзакцией, будут «видны» пользователю в состоянии на начало текущей транзакции. Если в процессе выполнения транзакции случилось нечто такое, что делает невозможным ее нормальное завершение, база данных должна быть возвращена в исходное состояние. Откат транзакции – это действие, обеспечивающее аннулирование всех изменений данных, которые были сделаны операторами SQL в теле текущей незавершенной транзакции. Каждый оператор в транзакции выполняет свою часть работы, но для успешного завершения всей работы в целом требуется безусловное завершение всех их операторов. Группирование операторов в транзакции сообщает СУБД, что вся эта группа должна быть выполнена как единое целое, причем такое выполнение должно поддерживаться автоматически.

Понятие транзакции необходимо для поддержания логической целостности БД. Каждая транзакция начинается при целостном состоянии БД и оставляет это состояние целостным после своего завершения.


Похожая информация.