Операционные системы (презентация). Горизонтальная и вертикальная линейки

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Операционная система – комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера. Структура операционной системы: Ядро – переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру. Драйверы – программы, управляющие устройствами. Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.

4 слайд

Основными особенностями операционной системы Windows являются: Многозадачность – возможность одновременной работы с несколькими документами и программами; Поддержка мультимедийных технологий - обмен текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией; Удобный графический интерфейс, технологии drag–and-drop («хватай и тащи»). Любое действие при работе с ОС Windows можно выполнить наглядно, с помощью мыши манипулируя графическими объектами на экране.

5 слайд

Любая операционная система после завершения загрузки выдает приглашение, свидетельствующее о том, что она готова к работе. Приглашением Windows является Рабочий стол. На нем обычно располагаются значки и ярлыки наиболее часто открываемых папок и запускаемых программ. Внешний вид рабочего стола может быть соответствующим образом настроен пользователем по своему усмотрению.

6 слайд

Панель задач имеет вид полосы, которая по умолчанию располагается вдоль нижней границы экрана. Она содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок и другие панели. Кнопка «Пуск» Панель быстрого запуска Кнопки программ Область уведомлений Цифровые часы Языковая панель

7 слайд

Если на вашей клавиатуре есть клавиша с изображением эмблемы Windows , то вы можете использовать ее в следующих целях: + E – открыть папку «Мой компьютер» + M – свернуть активное окно; + D – свернуть все окна

8 слайд

Вся информация в ОС Windows представлена с помощью окон. Окно – ограниченная рамкой область экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.

9 слайд

Диалоговое окно – очень важный атрибут работы с различными программами в среде Windows. Может иметь несколько вкладок, расположенных в его верхней строке. На вкладках пользователю предлагается сделать выбор установок, в зависимости от целей и задач пользователя. Выбор может делаться разнообразными способами. Например, Списки и раскрывающиеся списки; Флажки; Радио-кнопки; Счетчики, ползунки и пр.

10 слайд

Стандартное окно имеет: Панель типичных задач - предоставляет доступ к часто используемым командам Строку заголовков Кнопки управления окном Строку горизонтального меню Панель инструментов Адресную строку (справа от нее можно вызвать дерево папок на диске и перейти в другое окно) Рабочее поле – в нем располагаются значки вложенных файлов и папок Полосы прокрутки (которые появляются, если содержимое окна не помещается в его размере) Вид окна пользователь может настраивать по своему желанию, например, через горизонтальное меню (команда Вид).

11 слайд

Стандартные действия с окнами: Активизировать – открыть, вызвать на экран: click или double click (в зависимости от настроек), на экране может быть активизировано сразу несколько окон; Сделать активным – поместить поверх всех окон: click в любом месте окна, активным является только одно окно. Развернуть – распахнуть на весь экран. Восстановить – придать первоначальный размер развернутому окну. Свернуть – временно убрать с экрана; привести к минимальному размеру окна – кнопка на панели задач; Переместить в любое место экрана: операция drag, курсор в строке заголовков. Изменить размеры по горизонтали, вертикали или диагонали: операция drag. Закрыть – завершить работу приложения, документа или окна диалога.

12 слайд

Приложение – любая программа, работающая в среде данной операционной системы. Например, Текстовый процессор Word; Графический редактор Photoshop; Электронная таблица Excel; Мультимедийная игра Doom; Система программирования Borland Delphi.

13 слайд

Меню – список команд, в котором пользователь делает определенный выбор. В ОС Windows используются несколько основных видов меню:

14 слайд

Главное меню – предоставляет доступ ко всем информационным ресурсам компьютера. Открывается нажатием кнопки «Пуск».

15 слайд

Системное меню – предназначено для работы с окнами. Открывается нажатием кнопки-пиктограммы, расположенной в левом верхнем углу окна.

16 слайд

Горизонтальное меню – стандартно расположено в верхней строке каждого окна. Содержит группу команд, обращение к которым открывает вложенное раскрывающееся меню, предлагающее новые варианты выбора.

17 слайд

Контекстное меню – перечень команд, возможных к исполнению для данного конкретного объекта, открывается щелчком правой кнопки мыши на объекте.

18 слайд

Документ – любой файл, который создается и может быть обработан с помощью приложений Windiws. Имеет имя и расширение, разделенные точкой. Имя задается пользователем, создающим документ. Расширение присваивается автоматически приложением, в котором документ был создан, определяет тип файла (текстовый, графический, музыкальный и пр.) Пользователь может изменить расширение документа, изменив при этом его тип. Например, referat.doc; index.html

19 слайд

Папка – (каталог, директория) – место на диске, где хранятся имена и параметры группы файлов. Создается операционной системой или задается пользователем для упорядочения имеющейся информации. После создания папки пользователь присваивает ей имя. Любая папка может содержать вложенные в нее папки. Объем папки равен суммарному объему находящихся в ней файлов. Создание папки

20 слайд

Ярлык – очень маленький по объему файл, в котором в качестве информации содержатся ссылки на объект (на документ, программу и т.д.). Визуально представлен значком-пиктограммой. Ярлык, в отличие от обычного значка, сопровождающего файл, обычно помечен слева стрелкой. Ярлык служит для обеспечения быстрого доступа к определенному объекту. Удаление ярлыка не влияет на сам объект.

21 слайд

Кнопка – интерактивный элемент, запрограммированный на определенное действие. Визуально кнопка может быть представлена в виде значка-пиктограммы, прямоугольника и определенной надписью или просто слова. Понятие «нажать на кнопку» означает «подвести указатель мыши и щелкнуть по ней левой кнопкой мыши». Примеры кнопок: кнопка создания нового документа кнопка вывода документа на печать кнопка отмены последнего действия кнопка, подтверждающая команду кнопка, отменяющая команду кнопка свернутого приложения и другие

22 слайд

Панель управления Используется для настройки наиболее важных объектов операционной системы. Значимыми элементами панели управления являются (на рисунке обозначены цифрами): Панель заданий, которая включает в себя команды переключения вида; Рабочее поле, в котором располагаются значки приложений, сгруппированные по категориям; Кнопку переключения вида значков (активна при классическом виде). Панель управления

23 слайд

24 слайд

Манипулятор мышь (мышка) - одно из основных устройств ввода информации в компьютер, предназначенное для работы в среде интерфейса. С помощью мыши выполняются следующие операции: Click – щелчок: левый выделяет файл или папку (при определенных настройках запускает, открывает), правый - открывает контекстное меню; Double click – двойной щелчок: открывает файл или папку; Press – нажатие – действие продолжается, пока нажата кнопка; Drag – буксирование (перетаскивание объекта при нажатой кнопке мыши), реализует технологию drag–and-drop. Буксирование правой кнопкой одновременно открывает контекстное меню.

25 слайд

26 слайд

В операционной системе Windows существует несколько способов навигации: Папка «Мой компьютер», Адресная строка любого открытого окна, Главное меню, Программа «Поиск», Программа «Проводник», файловые менеджеры. Навигация

27 слайд

28 слайд

Первый способ: Активизировать окно папки, в которой создается документ; Выбрать команды горизонтального меню Файл Создать или контекстного меню Создать (далее выбрать тип документа); Ввести вместо стандартного имени выбранное имя документа (при этом расширение оставить неизменным); Запустить документ и наполнить его информационным содержанием; По завершении работы сохранить изменения.

29 слайд

Второй способ: Запустить приложение в котором будет создаваться документ (если приложение уже запущено, создать в нем новый документ (Файл Создать (Новый)); Наполнить документ информационным содержанием; Сохранить документ с присвоением имени (Файл Сохранить как) в нужной папке (в строке «Папка» открывшегося диалогового окна вызвать дерево папок и найти на нем нужную папку, в строке «Имя файла» записать предлагаемое имя, в строке «Тип файла» при необходимости выбрать нужное расширение, затем нажать кнопку «Сохранить»).

30 слайд

31 слайд

В операционной системе Windows существует четыре основных способа осуществления операций с объектами: Команды горизонтального меню; Команды контекстного меню; Кнопки на панели инструментов; Сочетания клавиш на клавиатуре; Объектом ОС Windows может быть файл, папка, ярлык, рисунок, диаграмма, фрагмент текста и пр. Многие операции, осуществляемые ОС едины для любого объекта, некоторые характерны для отдельных объектов. Одновременно рассматриваются обычно операции с файлами, папками и ярлыками: Создание и сохранение Переименование Перемещение и копирование Удаление

33 слайд

Переименование объектов При создании нового объекта операционная система сама создает условия для его переименования - в строке имя выделено, и вместо него с клавиатуры сразу можно вводить новое имя. При этом старое имя полностью удаляется. В том случае, когда переименовывается ранее созданный объект, необходимо щелкнуть по нему два раза (с перерывом) левой кнопкой мыши или выбрать в горизонтальном меню команды Файл Переименовать или в контекстном меню команду Переименовать. После чего ввести новое имя.

34 слайд

Перемещение и копирование объектов производится: Через активные окна С помощью программы «Проводник» или файлового менеджера Через буфер обмена При перемещении или копировании объекта через активные окна, значок, сопровождающий объект просто перетаскивается мышью (операция grag & drop) из одного окна в другое. В пределах одного диска при обычном перетаскивании происходит перемещение, для копирования - нажать Ctrl; При работе с разными логическими дисками при обычном перетаскивании осуществляется копирование, для перемещения - нажать Shift; При перетаскивании объекта можно воспользоваться правой кнопкой мыши, которая одновременно открывает контекстное меню, в котором можно выбрать одну из операций: копирование или перемещение.

35 слайд

Буфер обмена – это область оперативной памяти компьютера, в которую временно помещается некоторый объект до того момента, когда он будет востребован. Способы помещение объекта в буфер обмена: комбинации клавиш Ctrl+C или Ctrl+X; команды горизонтального меню Правка Копировать (Вырезать); команда контекстного меню: Копировать; кнопки на панели инструментов. При помещении объекта в буфер обмена никаких видимых изменений на экране не происходит! Способы извлечения объекта из буфера обмена: комбинация клавиш Ctrl+V; команды горизонтального меню Правка Вставить; команда контекстного меню: Вставить; кнопка на панели инструментов.

36 слайд

Удаление объектов При удалении объект помещается в специальную папку, Корзину и становится для работы недоступным. До того, как Корзина очищена, пользователь может вернуть объект на место, если передумает его удалять. Значок Корзины обычно находится на рабочем столе. Способы удаления объектов: Перетаскивание значка объекта мышью в Корзину; Команды горизонтального меню: Файл Удалить; Команда контекстного меню: Удалить; Клавиша Delete (в сочетании с клавишей Shift удаляет объект без помещения в Корзину, т.е. безвозвратно) Операционная система обычно требует подтверждения команды удаления!

Слайд 2

Операционная система

Неотъемлемая частьпрограммного обеспечения компьютера, управляющая всеми его аппаратными компонентами.

Слайд 3

  • - обеспечивает целостное функционирование всех компонентов компьютера, а также предоставляет пользователю доступ к аппаратным возможностям компьютера.
  • Назначение
  • Слайд 4

    • Модули
    • операционной системы:
    • Базовый модуль (ядро ОС)– управляет работой программ и файловой системой, обеспечивает доступ к ОС и обмен файлами между периферийными устройствами;
    • Командный процессор – расшифровывает и исполняет команды пользователя, поступающие прежде всего через клавиатуру;
  • Слайд 5

    • Драйверы периферийных устройств– программно обеспечивают согласованность работы этих устройств с процессором (каждое периферийное устройство обрабатывает информацию по-разному и в различном темпе);
    • Дополнительные сервисные программы (утилиты) – делают удобным и многосторонним процесс общения пользователя с компьютером.
  • операционной системы:
  • Файлы, составляющие ОС, хранятся на диске, поэтому система называется дисковой операционной системой; для выполнения программы, файлы ОС должны выполняться в оперативной памяти (ОЗУ). Но чтобы произвести запись ОС в ОЗУ, необходимо выполнить программу загрузки, которой сразу после включения компьютера в ОЗУ нет.
  • Следовательно, необходима последовательная, поэтапная загрузка ОС в оперативную память.
  • Слайд 7

    • В системном блоке компьютера находится постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), в котором содержатся программы тестирования блоков компьютера и первого этапа загрузки ОС. Они начинают выполняться с первым импульсом тока при включении компьютера (т. к. информация в ПЗУ хранится в виде электронных схем, что допускает ее сохранение и после выключения компьютера, т. е. Онаобладает свойствомэнергонезависимости).
    • Первый этап
  • Слайд 8

    На этом этапе процессор обращается к диску и проверяет наличие на определенном месте (в начале диска) очень небольшой программы-загрузчика. Если эта программа обнаружена, то она считывается в ОЗУ и ей передается управление.

    Слайд 9

    • Программа-загрузчик ищет на диске базовый модуль ОС, и переписывает его память и передает ему управление.
    • Второй этап
  • Слайд 10

    • В состав базового модуля входит основной загрузчик, который ищет остальные модули ОС и считывает их в ОЗУ.
    • После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору и на экране появляется приглашение системы к вводу команд пользователя.
    • Третий этап
  • Слайд 11

    В оперативной памяти во время работы компьютера обязательно должны находиться базовый модуль ОС и командный процессор. Следовательно, нет необходимости загружать в оперативную память все файлы ОС одновременно. Драйверы устройств и утилиты могут подгружаться в ОЗУ по мере необходимости, что позволяет уменьшать обязательный объем оперативной памяти, отводимый под системное программное обеспечение.

  • Слайд 12

    • Операционная
    • система
    • Место работы: МОУ СОШ №7 г.Новый Уренгой
    • Должность: учитель информатики
    • Урок информатики в 8 классе
  • Посмотреть все слайды

    Функции ОС обеспечивает обмен данными с внешними устройствами
    поддерживает файловую систему (работа с файлами и
    папками):
    FAT32 – начиная с Windows 95 OSR2 , раздел до 2 Тб
    NTFS – Windows NT/2000/XP/2003, раздел до 2 Тб
    права доступа для пользователей
    квоты на объем каталога
    CDFS – файловая система компакт-дисков
    обеспечивает запуск и выполнение остальных программ
    тестирование компьютера, обработка ошибок
    распределение ресурсов (процессор, память, внешние
    устройства)

    Классификация операционных систем

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    По количеству одновременно работающих пользователей:
    однопользовательские, многопользовательские;
    По числу процессов, одновременно выполняемых под
    управлением системы: однозадачные, многозадачные;
    По количеству поддерживаемых процессоров:
    однопроцессорные, многопроцессорные;
    По разрядности кода ОС: 8-разрядные, 16-разрядные, 32разрядные, 64-разрядные;
    По типу интерфейса: командные (текстовые) и объектноориентированные (графические);
    По типу доступа пользователя к ЭВМ: с пакетной обработкой, с
    разделением времени, реального времени;
    По типу использования ресурсов: сетевые, локальные.

    Структура операционной системы:

    Ядро – это основная, определяющая часть операционной системы, которая
    управляет аппаратными средствами и выполнением программ, т.е.
    переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов»,
    понятный компьютеру.
    Драйверы – программы, управляющие устройствами.
    Интерфейс – графическая оболочка, с помощью которой пользователь
    общается с компьютером.

    Состав ОС

    Командный процессор, выполняющий
    команды пользователя;
    Драйверы устройств;
    Программные модули, обеспечивающие
    графический пользовательский
    интерфейс;
    Сервисные программы
    Справочная система.

    Командный процессор (интерпретатор)

    В
    состав
    операционной
    системы
    входит
    специальная
    программа
    -
    командный
    процессор, которая запрашивает у
    пользователя команды и выполняет
    их. Пользователь может дать,
    например, команду выполнения
    какой-либо операции над файлами
    (копирование,
    удаление,
    переименование), команду вывода
    документа на печать и т. д.
    Операционная система должна эти
    команды выполнить.

    Драйверы

    К
    магистрали
    компьютера подключаются
    различные
    устройства
    (дисководы,
    монитор,
    клавиатура, мышь, принтер
    и др.).
    В
    состав
    операционной
    системы
    входят драйверы устройств
    - специальные программы,
    которые
    обеспечивают
    управление
    работой
    устройств и согласование
    информационного обмена с
    другими
    устройствами.
    Любому
    устройству
    соответствует свой драйвер.

    Графический пользовательский интерфейс

    Для упрощения работы пользователя в состав
    современных операционных систем, и в частности
    в состав Windows, входят программные модули,
    создающие
    графический
    пользовательский
    интерфейс. В операционных системах с
    графическим интерфейсом пользователь может
    вводить команды посредством мыши, тогда как в
    режиме командной строки необходимо вводить
    команды с помощью клавиатуры.

    Утилиты

    Операционная система
    содержит также сервисные
    программы, или утилиты.
    Такие программы позволяют
    обслуживать
    диски
    (проверять,
    сжимать,
    дефрагментировать и т. д.),
    выполнять
    операции
    с
    файлами (архивировать и т.
    д.),
    работать
    в
    компьютерных сетях и т. д.

    Справочная система

    Для удобства пользователя в операционной системе
    обычно имеется и справочная система. Она предназначена
    для оперативного получения необходимой информации о
    функционировании как операционной системы в целом, так и
    о работе ее отдельных модулей

    Запуск компьютера

    После
    включения
    компьютера
    процессор
    начинает считывать и выполнять микрокоманды,
    которые хранятся в микросхеме BIOS. Прежде всего
    начинает выполнятся программа тестирования POST,
    которая проверяет работоспособность основных
    устройств компьютера. В случае неисправности
    выдаются определенные звуковые сигналы, а после
    инициализации видеоадаптера процесс тестирования
    отображается на экране монитора.
    Затем BIOS начинает поиск программызагрузчика операционной системы. Программазагрузчик помещается в ОЗУ и начинается процесс
    загрузки файлов операционной системы.

    Загрузка операционной системы

    Файлы операционной системы хранятся во
    внешней, долговременной памяти (на жестком
    диске, на CD …). Однако программы могут
    выполнятся, только если они находятся в ОЗУ,
    поэтому файлы ОС необходимо загрузить в
    оперативную память.
    Диск, на котором находятся файлы
    операционной системы и с которого
    происходит загрузка, называют системным.

    После окончания загрузки операционной
    системы управление передается командному
    процессору.
    В
    случае
    использования
    интерфейса командной строки на экране
    появляется приглашение системы для ввода
    команд, в противном случае загружается
    графический
    интерфейс
    операционной
    системы. В случае загрузки графического
    интерфейса операционной системы команды
    могут вводиться с помощью мыши.

    Компьютеры без операционных систем

    Первые персональные компьютеры не
    имели операционных систем и были
    похожи
    на
    современные
    игровые
    приставки. При включении компьютера в
    сеть процессор обращался к постоянной
    памяти (ПЗУ), в котором была записана
    программа поддержки несложного языка
    программирования,
    например
    языка
    БЕЙСИК или похожего.

    Первые дисковые операционные системы

    Серьезная необходимость в операционных системах
    возникла, когда к персональным компьютерам стали
    подключать дисководы.
    Поэтому команды загрузки стали очень сложными.
    Надо было указывать номер дорожки и номер сектора, в
    котором находится то, что надо загрузить. Например, для
    загрузки игры Посадка на Луну приходилось давать
    команду типа: LOAD *d* 29:37, 31:14
    Была написана программа, которая переводит
    названия программ и файлов в номера дорожек и секторов.
    Человек мог загружать то, что ему нужно, пользуясь
    только названиями. Эта программа и стала дисковой
    операционной системой.
    Дисковой операционной системе поручили и другие
    задачи.

    Неграфические операционные системы

    В дальнейшем операционные системы развивались параллельно с
    аппаратным обеспечением. Тогда дисковые операционные системы стали
    сложнее. В них ввели средства для разбиения дисков на каталоги и средства
    для обслуживания каталогов (перенос и копирование файлов между
    каталогами, сортировка файлов и прочее). Так на дисках появилась
    файловая структура, а операционная система взяла на себя ее создание и
    обслуживание.
    Для компьютеров IВМ РС основной операционной системой с 1981
    г. по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла
    развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22.

    Программы-оболочки

    МS-DOS - неграфическая операционная система,
    которая использует интерфейс командной строки. Это
    значит, что все команды надо набирать по буквам в
    специальной строке. Требовалось хорошо знать эти
    команды, помнить, как они записываются. Изучение
    операционной системы стало самостоятельной задачей,
    достаточно сложной для простого пользователя.
    Так возникла необходимость в новом посреднике -
    тогда появились так называемые программы-оболочки.
    Оболочка - это программа, которая запускается под
    управлением операционной системы и помогает человеку
    работать с этой операционной системой. Одна из самых
    известных и распространенных во всем мире программоболочек называется Norton Comander

    Графические оболочки

    Когда встал вопрос об использовании IВМ
    РС в качестве домашнего компьютера, возникла
    острая необходимость в графической операционной
    системе, которая наглядно выводит информацию на
    экран и которой можно управлять с помощью мыши.
    Работы над графической операционной
    системой для IВМ РС в компании Microsoft
    начались еще в 1981 г. Были сделаны несколько
    графических оболочек Windows 1.0, Windows 2.0,
    Windows 3.0, Windows 3.1, Windows 3.11

    Особенности Windows

    Многозадачность.
    Единый программный интерфейс.
    Единый интерфейс пользователя.
    Графический интерфейс пользователя.
    Единый
    аппаратно-программный
    интерфейс.

    Графические операционные системы

    Выпущенная в сентябре 1995 г. система
    Windows 95 стала первой графической
    операционной системой для компьютеров
    IВМ РС.
    Все следующие версии операционных
    систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP)
    являются графическими.

    Операционные системы компании Microsoft:

    DOS (Disk Operating System). Интерфейс – командная
    строка. Все команды приходилось набирать вручную, в
    командной строке ОС.
    Windows 3.1 и 3.11. – первый графический интерфейс.
    Хотя многие не считали эту систему операционной, а лишь
    системой, расширяющей возможности DOS.

    У всех дальнейших операционных систем интерфейс
    графический.
    Windows-95.
    Семейство Windows-98 / NT / ME / 2000 / XP.
    Windows Vista – на данный момент проходит бетатестирование.

    Альтернативные ОС

    Операционные системы Unix/Linux принципиально
    отличаются от семейства Windows. Отличия касаются не
    столько интерфейса, сколько внутренней организации работы
    ОС
    Словом UNIX обозначается не одна операционная
    система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде
    всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала
    никаких «рюшечек» типа удобного графического интерфейса.
    Важное было другое – совместимость, переносимость,
    настраиваемость и, самое главное, стабильность.
    От мощного древа UNIX отпочковался и целый ряд
    «свободных» операционных систем: Linux, FreeBSD, NetBSD
    и OpenBSD.
    Также существуют и другие
    альтернативные операционные системы.

    Любую Unix/Linux систему можно условно разделить на три
    основных уровня:
    Аппаратные средства - самый низкий уровень.
    Ядро - программа, с включенными в нее драйверами устройств,
    обеспечивающая доступ к аппаратным средствам системы для других
    программ.
    Пользовательские программы.
    Ядро является главным исполняемым файлом системы. Оно
    стартует первым после загрузчиков, обеспечивает запуск командного
    интерпретатора и продолжает выполняться в течении всего сеанса
    работы системы. В задачи ядра входит наблюдение за всеми
    процессами.
    Взаимодействуя с аппаратными возможностями низкого уровня,
    ядро реализует следующие элементы операционной системы:
    Процессы
    Сигналы
    Виртуальную память
    Межзадачное взаимодействие
    Файловую систему

    ОС Windows *

    История http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows/history#T1=era0
    Технологические принципы

    Объекты: окна (типы), рабочий стол, панель
    задач, папки, ярлыки, проводник, корзина, панель
    управления, главное меню, диспетчер задач
    http://comp5.ru/Teoria/WindowsXP/Windows1-2.php
    Виды интерфейсов: командной строки, Aero,

    ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА


    Выберите системные программы

    • текстовый редактор WORD,
    • операционная система,
    • антивирусная программа DrWeb,
    • тренажер клавиатурный,
    • программа-архиватор WinZip,
    • компьютерная игра,

    Без какого типа программного обеспечения работа компьютера невозможна?


    Выберите прикладные программы

    • программа обучения английскому языку,
    • текстовый редактор WORD,
    • антивирусная программа DrWeb,
    • операционная система WINDOWS,
    • тренажер клавиатурный,
    • программа-архиватор WinZip,
    • компьютерная игра,
    • графический редактор CorelDraw.

    Операционная система

    – это самая главная программа.

    Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые.

    Операционная система является основной и необходимой составляющей ПО компьютера, без неё компьютер не может работать в принципе.


    Операционная система

    это набор программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера.


    Операционная система обеспечивает

    • связь между пользователем, программами и аппаратными устройствами
    • совместное функционирование всех устройств компьютера
    • предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

    Запуск компьютера

    После включения компьютера процессор начинает считывать и выполнять микрокоманды, которые хранятся в микросхеме BIOS. Прежде всего начинает выполнятся программа тестирования POST, которая проверяет работоспособность основных устройств компьютера. В случае неисправности выдаются определенные звуковые сигналы, а после инициализации видеоадаптера процесс тестирования отображается на экране монитора.

    Затем BIOS начитает поиск программы-загрузчика операционной системы. Программа-загрузчик помещается в ОЗУ и начинается процесс загрузки файлов операционной системы.

    Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком диске, на CD …). Однако программы могут выполнятся, только если они находятся в ОЗУ, поэтому файлы ОС необходимо загрузить в оперативную память.

    Диск, на котором находятся файлы ОС и с которого происходит загрузка, называют системным .

    После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору . Загружается графический интерфейс операционной системы.


    Порядок загрузки операционной системы

    • При включении компьютера выполняется программа начальной загрузки, находящаяся в ПЗУ, которая ищет и тестирует установленное оборудование.
    • Поиск начального загрузчика ОС (на дискете, СD-ROM, жестком диске).

    ОС Состоит из частей


    Драйверы

    Драйверы – программы, управляющие устройствами.

    Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввода-вывода (BIOS), которая обычно заносится в ПЗУ компьютера. C ПК могут сопрягаться разнообразные устройства: видеокарта, звуковая карта, принтер, сканер, манипуляторы, дисководы, цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны… Каждое из них имеет свой набор команд – свой «язык». Чтобы конкретная операционная система могла управлять конкретным устройством, прибегают к помощи программ – «переводчиков», знающих с одной стороны язык команд конкретного устройства, а с другой – язык конкретной операционной системы, под управлением которой должно работать это устройство. Такая программа называется драйвером и поставляется вместе с устройством его производителем или размещаются на их web-сайтах.


    Ядро операционной системы

    – это часть операционной системы:

    • постоянно находящаяся в оперативной памяти;
    • управляющая всей операционной системой;
    • содержащая драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;
    • реализующая системные вызовы и т.п.

    Все операции, связанные с процессами, выполняются под управлением той части операционной системы, которая называется ядром. Ядро представляет собой лишь небольшую часть кода операционной системы в целом, однако оно относится к числу наиболее интенсивно используемых компонент системы. По этой причине ядро обычно резидентно размещается в основной памяти, в то время как другие части операционной системы перемещаются во внешнюю память и обратно по мере необходимости.


    Графический интерфейс

    Интерфейс – это способ общения программы с пользователем, её оформление.

    Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс.

    В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.

    Для компьютеров IВМ РС основной ОС с 1981 по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22.

    Выпущенная в сентябре 1995 г. система Windows 95 стала первой графической операционной системой для компьютеров IВМ РС. Все следующие версии операционных систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP) являются графическими.



    Графический интерфейс Windows

    Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).


    Элементы графического интерфейса Windows

    Рабочий стол Название «Рабочий стол» подобрано удачно. На нем, как и на обычном рабочем столе расположены различные программы и инструменты, представленные в виде значков, или иконки.

    Значки Значками в Windows обозначаются программы, документы. Запуск производится двойным щелчком кнопки мыши по значку. Программа может быть расположена непосредственно на Рабочем столе, а может быть скрыта глубоко на диске, но и в этом случае представлена на Рабочем столе своим образом – ярлыком.

    Ярлыки Ярлык программы – это не сама программа, а только ее образ, указание на то место на диске, где она находится. Двойной щелчок по ярлыку также вызывает запуск программы. Ярлыки от значков отличаются наличием небольшой стрелочки внизу слева.

    Панель задач Располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка Пуск, кнопки открытых окон, индикаторы и часы.

    Окно Окно – один из главных элементов интерфейса Windows. Окно – это обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.


    Рабочий стол

    После входа в систему вы увидите красочно оформленный рабочий стол. На нем можно расположить в удобном порядке значки, обеспечивающие доступ к ресурсам компьютера, локальной сети и к Интернету.


    Рабочий стол, на котором находятся

    значки и ярлыки самых нужных программ и документов.

    Панель задач занимает нижнюю часть рабочего стола, на ней отображаются загруженные в оперативную память программы и кнопка

    Пуск, по щелчку на которой загружается

    Главное меню (меню «Пуск»).


    Панель задач

    Панель задач имеет вид полосы, которая по умолчанию располагается вдоль нижней границы экрана. Она содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок и другие панели.

    Цифровые часы

    Кнопка «Пуск»

    Область уведомлений

    Панель быстрого запуска

    Кнопки программ

    Языковая панель


    Кнопка Пуск

    Является элементом Панели задач.

    Обычно располагается в левом нижнем углу экрана (можно перетащить мышью вместе с панелью задач).

    Щелчком на этой кнопке открывается Главное меню мощный инструмент управления, работая с которым можно сделать абсолютно всё, что можно сделать в ОС Windows.


    Пиктограмма (иконка, значок) - это небольшой рисунок, используемый для удобства работы - лёгкости запоминания объектов и ориентирования в них.

    И программы, и документы обозначаются значками-иконками. Щелкнув по любому из них, вы можете запустить нужную вам программу и тут же открыть в ней документ.

    Основное отличие ярлыка от значка заключается, прежде всего, в том, что значок хранится в самом запускаемом файле приложения, ярлык же представляет собой отдельный файл, содержащий системную команду.

    Эти значки отличаются от обычных наличием маленькой черной стрелочки в левом нижнем углу.

    Создание ярлыков

    Ярлыки являются пусковыми элементами программы, или графическими значками физически расположенных в других разделах диска файловых объектов, связанными с ними динамической ссылкой. Существует три метода создания ярлыка какой-либо программы, файла или папки:

    Щелкните на значке соответствующего файлового объекта правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите пункт Создать ярлык;

    Переместите созданный вами ярлык в требуемую папку на диске;

    Использование метода перетаскивания:

    Выделите требуемый объект щелчком мыши;

    Нажмите и удерживайте в нажатом положении клавишу Alt;

    Перетаскивайте созданный ярлык по экрану, «бросив» его над изображением папки, в которую необходимо переместить этот ярлык, и одновременно отпустите клавишу Alt;

    через контекстное меню Windows XP:

    Перейдите в папку, в которой вы планируете создать ярлык какого-либо объекта;

    Щелкните в любой свободной от значков точке папки правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите пункт Создать-Ярлык.

    На экране появится окно мастера Создание ярлыка. Введите в поле Укажите расположение объекта полный путь к файлу, для которого вы предполагаете создать ярлык.


    Типы окон

    • Окна папок
    • Окна приложений
    • Диалоговые окна
    • Окна справочной системы (содержат вспомогательную справочную информацию)


    Типы окон:

    • окно программы;
    • окно документа;
    • диалоговое окно.

    Основные элементы окна программы:

    Строка заголовка (в ней отображается название программы)

    Главное меню программы (меню команд)

    Панели инструментов (кнопки которых дублируют команды главного меню для быстрого доступа к ним).

    Рабочее поле , в которое загружается документ.

    Строка состояния , в которой отображается служебная информация.

    Окно программы

    Окно программы можно «настроить» по своему усмотрению. Например, в панели инструментов можно добавлять или временно удалять ненужные из окна программы.


    Основные элементы окна документа :

    Строка заголовка (в ней отображается название документа, она может объединяться со строкой заголовка окна программы)

    Горизонтальная и вертикальная линейки

    Полосы прокрутки (для просмотра частей документа, которые не помещаются на экране)

    Документ

    Окно программы с загруженным

    в неё окном документа


    Элементы диалогового окна

    Переключатель -

    Счётчик -

    Строка ввода -

    Ползунок -

    Кнопки управления -


    Диалоговые окна

    Сообщают пользователю определенную информацию и предлагает ввести параметры, уточняющие выбранные действия.


    Диалоговое окно позволяет выполнять настройки команды, уточняя её действие.

    Основные элементы

    диалогового окна:

    Строка заголовка (в ней отображается название окна, кнопки Закрыть и Справка ).

    Вкладки (для совмещения нескольких окон в одном)

    Поля ввода (значений, размеров)

    Поля выбора (значений, размеров). Раскрывающиеся списки

    Флажки (галочки в квадратных окошках, их «сбрасывают» или «устанавливают»)

    Демонстрационные окна , в которых можно посмотреть результат настроек перед тем как их принять.

    Командные кнопки (например, нажатие кнопки По умолчанию сделает эти настройки действующими при создании любого документа).

    Диалоговое окно


    Диалоговое окно

    Элементы диалогового окна –это также:

    Счетчик (кнопки со стрелочками вверх и вниз позволяют соответственно увеличить или уменьшить значение)

    Переключатели (позволяют сделать выбор из взаимоисключающих вариантов, в отличие от флажков)


    Меню

    Меню - это перечень команд, режимов и других возможностей, предоставляемых ПК при использовании данной программы.

    Виды меню:

    • Главное (кнопка «ПУСК»)
    • Контекстное (вызывается нажатием правой кнопкой мыши)
    • Вторичное (каскадное) открывается при нажатии стрелки, стоящей в конце любой команды меню
    • Выпадающее – оно как бы «выпадает» из строки меню.

    Утилиты

    ОС содержит также сервисные программы или утилиты . Такие программы позволяют обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и т. д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т. д.), работать в компьютерных сетях и т. д.


    Справочная система

    Для удобства пользователя в операционной системе обычно имеется и справочная система . Она предназначена для оперативного получения информации о работе ОС и её отдельных модулей.

    Для вызова щёлкните кнопку Пуск – Справка и поддержка .

    Центр справки и поддержки содержит обширные информационные материалы и средства, упрощающие поиск, устранения неполадок и настройку компьютера. При наличии связи с Интернет поиск справочных материалов можно выполнять не только на локальном компьютере, но и на веб-сервере в базе данных Microsoft Knowledge Base.

    Для поиска информации введите одно или несколько ключевых слов в поле Найти или воспользуйтесь указателем.

    Также большинство программ имеют свою справочную систему. Для получения справочной информации о запущенной программе выберите в строке меню этой программы пункт Справка или нажмите клавишу

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Операционная система MS-DOS Начать обучение Все права защищены  Шаталов Игорь 2005

    Первоначальные сведения о MS-DOS MS-DOS – это дисковая операционная система. Дисковая операционная система – это комплекс программ, дополняющих аппаратурные возможности компьютера и управляющих работой аппаратуры и прикладных программ. Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьютера и управления ресурсами компьютера – это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю и прикладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций. Операционная система скрывает от пользователя эти сложные и ненужные подробности и предоставляет ему удобный интерфейс для работы. Она выполняет также различные вспомогательные действия, например, копирование или печать файлов. Операционная система осуществляет загрузку в оперативную память всех программ, передает им управление в начале их работы, выполняет различные действия по запросу выполняемых программ и освобождает занимаемую программами оперативную память при их завершении. К плану

    Назначение MS-DOS Управление устройствами, входящими в состав компьютера Управление ресурсами компьютера (оперативной памятью, местом на дисках и т.д.) Запускает прикладные программы на выполнение Обеспечивает пользователю и прикладным программам удобный способ общения с устройствами компьютера Осуществляет диалог пользователя с компьютером К плану

    Состав MS-DOS Базовая система ввода-вывода BIOS , находящаяся в постоянной памяти компьютера. Эта часть операционной системы является «встроенной» в компьютер. Ее назначение состоит в выполнении наиболее простых и универсальных услуг операционной системы, связанных с осуществлением ввода-вывода. Базовая система ввода-вывода содержит также тест функционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении его электропитания. Кроме того, базовая система ввода-вывода содержит программу вызова загрузчика операционной системы. Загрузчик операционной системы - это очень короткая программа, находящаяся в первом секторе каждой дискеты с операционной системой DOS . Функция этой программы заключается в считывании в память еще двух модулей операционной системы, которые и завершают процесс загрузки DOS . На жестком диске (винчестере) загрузчик операционной системы состоит из двух частей. Это связано с тем, что жесткий диск может быть разбит на несколько разделов (логических дисков). Первая часть загрузчика находится в первом секторе жесткого диска, она выбирает, с какого из разделов жесткого диска следует продолжить загрузку. Вторая часть загрузчика находится в первом секторе этого раздела, она считывает в память модули DOS и передает им управление. Дисковые файлы IO . SYS и MSDOS . SYS . Они загружаются в память загрузчиком операционной системы и остаются в памяти компьютера постоянно. Файл IO . SYS представляет собой дополнение к базовой системе ввода-вывода в ПЗУ. Файл MSDOS.SYS реализует основные высокоуровневые услуги DOS. Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые пользователем. Командный процессор находится в дисковом файле COMMAND . COM на диске, с которого загружается операционная система. К плану

    Загрузка MS-DOS Признаком начала работы компьютера после включения питания является легкий равномерный шум вентилятора, охлаждающего компоненты системного блока. Далее процедура начальной загрузки делится на три этапа. Сразу после включения питания начинает работать специальный блок встроенной базовой системы ввода-вывода (BIOS), который проводит процедуру проверки (тестирования) основных аппаратных компонентов компьютера - микропроцессора, видеосистемы, клавиатуры, дисков и оперативной памяти. Результаты этой проверки появляются на экране в виде сменяющих друг друга диагностических сообщений, которые не требуют какой-либо реакции пользователя. Попутно вы можете слышать щелчки, гудение, скрипение, издаваемые проверяемой аппаратурой. Если на этом этапе обнаруживаются ошибки, на экране появляется соответствующее сообщение, подается звуковой сигнал, и на этом работа машины заканчивается Если проверка аппаратуры прошла успешно, BIOS считывает в память с диска небольшую программу - загрузчик операционной системы или блок начальной загрузки (БНЗ). Этот блок всегда записывается в первый сектор любого диска заранее, при его форматировании, независимо от того, будет ли этот диск использоваться как системный или нет. Единственная функция этой программы - найти в определенном (известном ей) месте диска два файла с операционной системой, прочитать их в память и передать им управление. Во время начальной загрузки MS - DOS пользуется двумя текстовыми файлами специального назначения - CONFIG . SYS (конфигурация) и AUTOEXEC . BAT (автоматическое выполнение). Эти файлы должны находиться в корневом каталоге диска, с которого загружается система. На последнем этапе загрузки в память считывается командный процессор COMMAND . COM . Этот процессор выполняет все команды из файла AUTOEXEC . BAT , последней из которых обычно является вызов программы Norton Commander . На экране появляются привычные всем панели NC и приглашение MS - DOS с мигающим курсором. Система готова к приему команд пользователя. C:\> _ К плану

    Внутренние и внешние команды MS-DOS Некоторые команды пользователя, например Type , Dir или Сору, командный процессор выполняет сам. Такие команды называются внутренними. Для выполнения остальных (внешних) команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и если находит ее, то загружает, в память и передает ей управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет программу из памяти и выводит сообщение о готовности к выполнению команд (приглашение DOS). Внешние команды DOS - это программы, поставляемые вместе с операционной системой в виде отдельных файлов. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например форматирование дискет, проверку дисков и т.д. К плану

    Работа с каталогами и файлами Смена текущего каталога осуществляется набором имени дисковода, затем двоеточие: A: или C: или D: и т.д. Изменение текущего каталога: cd [ диск: ] путь Переход в корневой каталог: cd\ Переход в родительский каталог: cd.. Вперед C:\>A: A:\>D: D:>\ C:\>CD C:WINDOWS\MEDIA C:\>WINDOWS\MEDIA C:\>WINDOWS\MEDIA CD\ C:\> C:\>WINDOWS\MEDIA CD.. C:\>WINDOWS

    Работа с каталогами и файлами Просмотр каталога: dir [ диск: ] [ путь\ ] [ имя-файла ] В имени файла можно употреблять символы * и?. Если имя файла не задано, то выводится всё оглавление каталога, иначе выводятся только сведения о данном файле или группе файлов. Если в команде не указаны дисковод или путь, то подразумеваются текущий дисковод и текущий каталог. Вперед C:\Gmouse>dir Том в устройстве C имеет метку MASTER Серийный номер тома: 1A12-140D Содержимое папки C:\Gmouse . 17.11.03 14:20 .. 17.11.03 14:20 GNETCPL DLL 184 320 04.10.00 17:54 GNETSCRL DLL 73 728 03.10.00 17:25 GNETMOUS EXE 131 072 03.10.00 17:23 SCROLL CNT 773 06.04.00 15:34 SCROLL HLP 25 454 06.04.00 15:34 SCROLL GID 10 843 03.10.00 18:12 UNINST 17.11.03 14:20 README TXT 4 614 09.10.00 15:27 7 файлов 430 804 байт 3 папок 3 785,60 МБ свободно C:\Gmouse>dir /w Том в устройстве C имеет метку MASTER Серийный номер тома: 1A12-140D Содержимое папки C:\Gmouse [.] [..] GNETCPL.DLL GNETSCRL.DLL GNETMOUS.EXE SCROLL.CNT SCROLL.HLP SCROLL.GID README.TXT 7 файлов 430 804 байт 3 папок 3 777,60 МБ свободно C:\Gmouse> Параметр задает поэкранный вывод оглавления. Параметр задает вывод только информации об именах файлов в каталоге.

    Работа с каталогами и файлами Создание каталога: md [ диск: ] [ путь\ ] имя-каталога Уничтожение пустого каталога: rd [ диск: ] [ путь\ ] имя-каталога Создание текстовых файлов: copy con имя-файла В конце каждой строки нужно нажимать клавишу {Enter} , а после последней – нажать клавишу {F6} и затем {Enter} . Просмотр текстовых файлов: type [ диск: ] [ путь\ ] имя-файла Вперед C:\>md c:\proba C:\> C:\>rd c:\proba C:\> C:\>copy con primer.txt pervaya stroka vtoraya stroka konec^Z 1 файлов скопировано C:\>type primer.txt pervaya stroka vtoraya stroka konec

    Работа с каталогами и файлами Переименование файлов: ren [ диск: ] [ путь\ ] имя-файла имя-файла Первое имя файла в команде задает имя переименованного файла, второе – новое имя файла. Удаление файлов: del [ диск: ] [ путь\ ] имя-файла Копирование файлов: copy имя-файла имя-файла copy имя-файла [ имя-каталога ] Если во втором параметре имя файла отсутствует, то имена файлов при копировании не меняются. Если во втором параметре команды задано имя файла, то оно указывает новое имя копируемого файла. C:\>ren primer.txt tekst.txt C:\>del tekst.txt C:\>copy autoexec.bat avtoexec.bat 1 файлов скопировано C:\>dir a*.bat Том в устройстве C имеет метку MASTER Серийный номер тома: 1A12-140D Содержимое папки C:\ AUTOEXEC BAT 161 25.11.03 18:52 AUTOEXEC.BAT AVTOEXEC BAT 161 25.11.03 18:52 avtoexec.bat 2 файлов 322 байт 0 папок 3 773,19 МБ свободно C:\> К плану

    Словарь Драйвер – специальная программа, управляющая устройством подключенным к компьютеру. Имя файла состоит из собственного имени файла и расширения, разделенных между собой точкой. Собственное имя файла содержит от 1 до 8 символов, а расширение от 1 до 3 символов. Интерфейс – способ общения человека с компьютером. Каталог – поименованная группа файлов на гибком или жестком магнитном диске. Резидентные программы – это программы, которые постоянно находятся в оперативной памяти компьютера (операционные оболочки, драйверы устройств и т.д.). Файл – поименованная совокупность байтов, записанная на диск. Эта совокупность необязательно занимает непрерывную область памяти на диске. Файловая система компьютера – это совокупность логических дисков и каталогов, в которых размещены отдельные файлы. Назад

    Словарь (продолжение) Что такое CONFIG . SYS и AUTOEXEC . BAT ? 1) CONFIG . SYS содержит директивы и команды, предназначенные для: а) загрузки драйверов устройств и памяти; б) установки некоторых параметров системы (например, числа буферов и количества одновременно открытых файлов); в) оптимизации системы (распределение оперативной памяти, сжатие данных на диске, кэширование диска). Директивы CONFIG . SYS выполняются системой еще до загрузки командного процессора COMMAND . COM . 2) AUTOEXEC . BAT содержит команды, которые, по вашему мнению, следует выполнить системе в начале каждого сеанса работы. В принципе эти команды можно ввести и вручную. Любой из файлов CONFIG . SYS и AUTOEXEC . BAT может отсутствовать, - в этом случае параметры системы устанавливаются по умолчанию. Назад