Метод кейсов в образовании. Современные образовательные технологии

Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология




































1 из 35

Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Требования к кейс- методу:- соответствовать чётко поставленной цели;- иметь соответствующий уровень трудности;- иллюстрировать аспекты реальной жизни;- не устаревать слишком быстро;- иметь национальную окраску- иллюстрировать типичные ситуации;- развивать аналитическое мышление;- провоцировать дискуссию.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Обучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений.Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни

№ слайда 7

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Сущность метода 1. Гарвардская Школа Бизнеса - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере образования или производства, читаются, изучаются и обсуждаются

№ слайда 8

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология 2. Р. Мери, профессор.- под методом кейсов понимается изучение предмета путём рассмотрения большого количества кейсов, в определённых комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается специалист в определённой сфере деятельности.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Преимущества применения кейс- метода в преподавании:демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий;мотивирует студента на изучение предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.Формируется при обучении кейс- метода:

№ слайда 11

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Формируется при обучении кейс- метода:Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.

№ слайда 12

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.

№ слайда 13

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей.Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода)Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.

№ слайда 14

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания)Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий (не требует никаких признаков понимания, студент репродуцирует те сведения, которые он изучал

№ слайда 15

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила создания кейса1.Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.4. Определение цели обучения кейс- методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс.

№ слайда 16

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология К задачам формирования навыков можно отнести:- принятие нужного решения в кейсе. - способность мыслить логически, ясно и последовательно. - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.- уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

№ слайда 17

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.- умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:- приобретать знания;- развивать общее представления;- понимать мотивы;- приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;- приобретать навыки разработки действий и их осуществления;- расти в умении слушать;- расти в умении налаживать надёжные связи;- развивать определённые отношения;- ответственность за свои решения и результаты;- скептицизм;

№ слайда 20

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология - инициатива;- набор норм – моральных предпринимательских;- общественных;- развивать суждение и здравый смысл;- предвидеть значение, результаты;- рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе;- обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций;

№ слайда 21

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Выбор кейса.Критерии качества готового кейса:- должен быть с хорошей фабулой;- фокусируется на теме, вызывающий интерес;- отвечать современной ситуации (кейс воспринимается как новость, чем как историческое событие) ;- реалистичность, вызывать сопереживание к его главным действующим лицам;- включает цитаты из источников - содержит проблемы, понятные пользователю;- требует высокой оценки уже принятых решений;- требует решения проблем менеджмента;- прививает навыки менеджмента.

№ слайда 22

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Методика работы с кейсом.Как и при проведении деловых игр, здесь ставится задача максимально активизировать каждого и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений. Отсюда группа делится на команды по 3 – 6 человек, выбирается руководитель (модератор) в каждой команде (по инициативе самих студентов) Модератор организовывает работу команды, распределяет вопросы и делает доклад на 10 -12 минут о результатах работы своей команды.

№ слайда 23

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Непосредственно работу с кейсом можно организовывать двумя способами;Каждая подгруппа выполняет только одну тему в течении всех практических занятий. Здесь учебная группа представляет собой, по существу, одну команду, разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Метод модерации.Применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;- аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент. Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора, Модерацинный процесс состоит через:- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;- обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;- работу над проблемой (дискуссия);- выработку решений проблемы;- дискуссию для принятия окончательного решения;- подготовки доклада;- аргументированный краткий доклад.Техническая работа модератора1.Предложение идеи;- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;- регулирует поток идей.2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям;- фиксирует высказывания, мнения об идеях;- регулирует поток высказываний;- группирует высказывания.Таким образом. технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов. Методы группового обсуждения:- Мозговой штурм;- морфологический анализ;- синектический анализ.

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила мозгового штурма:Любая идея должна быть выслушана.Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.Остальные должны воздержаться о критики в адрес выступающего с идеей.После того, как идеи высказаны всеми членами, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

№ слайда 28

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила морфологического анализа. 1.Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов. 2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения. 3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений. 4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из адьтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения. 5. Согласованное решение с учётом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятия.

№ слайда 29

Описание слайда:

№ слайда 30

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила синектического анализаМодератор представляет проблему.Проблема анализируется с использованием либо мозгового штурма, либо морфологического анализа.Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, проанализировать, каким образом решались там похожие проблемы.Спроецировать известные в практике подходы к разрешению поставленной цели..Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.

№ слайда 31

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы группы, продумать технику принятия решения.При этом каждый участник должен быть ознакомлен модератором с определёнными правилами работы в группе - активно участвовать в высказывании идеи и обсуждать её ;- терпимо относится к мнениям других участников обсуждения, давать возможность каждому высказаться до конца;- не повторяться;- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

№ слайда 32

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология -помнить, что каждый участник имеет равные права;- не навязывать своего мнения другим;- чётко формулировать своё окончательное мнение (устно или письменно) представление результатов работы по темам:- для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы)

№ слайда 33

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Особенности работы с разными аудиториями Группа разбивается на отдельные подгруппы самостоятельно на добровольной основе по 3-5 или 4-6 человек (предпочтение отдаётся чётному числу участников) . Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующий работу и секретаря, фиксирующего результаты работы. Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников. Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживать друг против друга (желательно за круглым столом)

Описание слайда:

Сценарий организации занятий Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей. Они самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.Далее идёт формирование подгрупп.Каждая подгруппа располагается в отведённом месте. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить

Кейс – технологии в учебном процессе


Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.


Кейс–технология – это… - техника обучения (кейс – от английского «случай») использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее. - специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы. - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения.


Кейс-технологии направлены на развитие компетенций обучаемые - получают коммуникативные навыки; - развивают презентационные умения; - формируют интерактивные умения, позво-ляющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; - приобретают экспертные умения и навыки; - учатся учиться, самостоятельно находить необходимую информацию для решения ситуационных проблем.


Методы кейс-технологии Наиболее распространённым методом кейс-технологии является метод ситуационного анализа, разновидностями которого являются: - анализ конкретных ситуаций (АКС); - ситуационные задачи и упражнения; - кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.


Кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций Суть метода кейс-стади заключается в том, что группа обучающихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором учащиеся и учитель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач, что делает данный метод наиболее эффективным.


Технология метода кейс-стади заключается в следующем: 1. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. 2. Описанная ситуация должна содержать проблему, которую диагностируют сами учащиеся. 3. Учащиеся предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Преподаватель выступает в роли диспетчера процесса взаимодействия учащихся.


Плюсы метода кейс-стади Представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии. Является технологией коллективного обучения. Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Позволяет создать ситуацию успеха. Относится к разновидностям проектной технологии.


Классификация кейсов 1. Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых обучить алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации. 2. Учебные ситуации с формулированием проблемы – кейсы, в которых описывается ситуация и формулируется проблема. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения.


Классификация кейсов 3. Учебные ситуации без формулирования проблемы – кейсы, в которых описывается сложная ситуация, проблема не выявлена, а представлена в статистических данных, оценке общественного мнения, органов власти. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения. 4. Прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё. Цель – поиск путей решения проблемы.


Процедура работы с кейсом Учащимся предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть кратко изложена в документальной форме или с помощью вербальных или визуальных средств (показ видео, слайда и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений.


Этапы работы над кейсом


Этапы работы над кейсом


Вывод: Способность выявлять, анализировать, просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ кейс-технологии.


Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!


Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.


Методы кейс - технологии


Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода- поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.


Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.


Игровое проектирование Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.


Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.


Метод дискуссии Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.


Кейс - стади Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.


Метод кейс - стади предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


Этапы Знакомство с конкретным случаем Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений Резолюция: нахождение решения в группах Диспут: отдельные группы защищают свое решение Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах Цель этапа Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее Развитие альтернативного мышления Сопоставление и оценка вариантов решения. Аргументированная защита решений Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения


Особенности: Присутствует исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха


Использование кейс – стади… Позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; Помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос Принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; Преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.


Работа ученика с кейсом 1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап - выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.


Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.


Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.


Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра? искажение информации и ошибки).


Примеры 1 (подготовка к ЕГЭ) 2 (Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс) 3 (Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества. Урок физики. 8 класс .) 4 (Влияние «школьного шума» на организм ученика, исследование качества мыла)


Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.


“Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт

Кейс-технологии в начальной школе

Л.В. Поршнева, учитель начальных классов,

Черевковская средняя школа

Существуют различные названия кейс-технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия метод изучения ситуации , метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов . В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Кейс-технология возникла как способ анализа конкретных ситуаций в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название произошло от латинского термина «казус» - запутанный или необычный случай.

Главная особенность метода - изучение прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Сначала он применялся при обучении студентов юридических и финансовых специальностей. Постепенно кейс-технология стала использоваться в школе (сначала в среднем звене, а потом и в начальном).

Кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуационного анализа конкретных задач-ситуаций (кейсов). Она направлена на развитие способности разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, сотворчество учителя и ученика.

При обучении по кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Кейс - это единый информационный комплекс. Как правило, он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Существуют разные виды кейсов.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео-кейс (может содержать фильм, аудио- и видео- материалы).

В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного ответа. В некоторых случаях ученикам надо не только найти решение проблемы, но и сформулировать задачу, так как она представлена не явно.

При создании кейса надо ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Структурирование учебного материала

Цель обучения

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

В кейс-технологии используются следующие методы: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно-ролевая игра, метод дискуссии и кейс-стади.

В центре метода инцидентов находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации учеником, и (как следствие) обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такой метод работы требует много времени, его можно рассматривать как особенно приближенный к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов (в зависимости от темы и предмета). Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с входящими документами, и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется проанализировать большое количество первоисточников и документов.

Цель игрового проектирования - создать или усовершенствовать проект. (Урок русского языка. Создавали проект «Зимняя страничка». Детям очень понравилось создавать самим, а не исполнять задуманное.) Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Такая работа несет в себе элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути его развития. Важно, что проекты могут быть разных типов: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Ситуационно-ролевая игра позволяет создать перед аудиторией (в виде инсценировки) правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать ученикам возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии заключается в обмене мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.

Цель метода кейс-стади - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты решения проблем, оценить их и выбрать лучший. Этот метод характеризуется большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор при рассмотрении ситуации делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Перечислим особенности метода кейс-стади: обязательная исследовательская стадия процесса; коллективное обучение или работа в группе; интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения; использование проектной деятельности; стимулирование учащихся для достижения успеха.

Использование кейс-стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности (например, на уроке литературного чтения при анализе рассказа В.А. Белова «Малька провинилась» или на уроке по окружающему миру в ходе беседы на тему «Огонь - друг или враг»). Данный метод принципиально отличается от традиционных: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. При работе по нему преодолевается классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.

Работа с кейсом проходит по следующим этапам.

Этап 1. З накомство с ситуацией, ее особенностями.

Этап II . Выделение основной проблемы (проблем) и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.

Этап III . Предложение концепций или тем для мозгового штурма.

Этап IV . Анализ последствий принятия того или иного решения.

Этап V . Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

В ходе реализации кейс-технологии учитель создает кейс или использует имеющиеся; распределяет учеников по малым группам (4-6 человек); знакомит их с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организует работу в группах, определяет докладчиков; проводит общую дискуссию; оценивает деятельность учеников.

Возможны 3 стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом :

учитель дает ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или информации;

при определенных условиях учитель сам отвечает на поставленные вопросы;

учитель молча ждет, пока ученики работают над проблемой.

Любой учитель, который захочет внедрить в свою практику кейс-технологию, сможет это сделать, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: кейс-технология должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей класса, интересов и потребностей учеников, уровня компетентности педагога и многих других факторов.

Использованная литература

Воронина Ю.В. Современный урок окружающего мира в начальной школе: методическое пособие. Оренбург, 2011.

Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4.

Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития.

СПб, 2003.

4. Прутченков А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников // Школьные технологии. 2009. № 1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3. Разрабатывает сценарий
занятия

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3. Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

  1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
  2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
  3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
  4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам - результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
  5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

На своих уроках кейс-технологии мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках. Например, урок в 11 классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

Образовательные цели урока : развитие знаний учащихся о видах окислительно-восстановительных реакций: типы ОВР, факторы, определяющие направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными методами. Развивающие цели урока : развитие знаний школьников о химических процессах при формировании знаний об ОВР. Воспитательная цель урока : формирование научного мировоззрения.

Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом - 6 штук; набор заданий с тремя уровнями сложности - 6 комплектов; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;

Основные этапы урока:

  1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
  2. Работа с кейсом. Анализ.
  3. Домашнее задание.
  4. Итог урока.

Ход урока:

Организационные моменты.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке.

Актуализация знаний учащихся.

Сформулировать понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».

1 ступень – введение в задачу

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче

3 ступень – принятие решений

4 ступень – рассмотрение альтернатив

5 ступень – сравнительный анализ

6 ступень – презентация решений

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

  1. Повысить мотивации обучения у обучающихся;
  2. Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
  4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28